История создания современного танца. История возникновения и развития бальных танцев Рассказ о танцах

Главная / Бывшие

Так откуда же взялся танец, как возникла у человека тяга к движению под определённый ритм? Очень интересная статья Черникова Константина Петровича о том, что есть танец и, собственно, его возникновение, отлично об этом расскажет.

В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, наравне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание.

Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме, посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. Танец. Разве он не то, что мы видим? Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. Что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего? Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего. Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека.

Психика и стала инициатором возникновения танца, как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ.

Объясняется главенство культа тем, что маги и жрецы были люди умными и в своём роде творческими, так что понять, как «облапошить» и надавить на своих сородичей им не стоило большого труда, а главный мотиватор в этом деле -- страх перед неопознанной силой.

Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Когда зародился танец? По логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего, пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Древний человек рисовал подражание животным и духом. Но если это тогда делали люди, чем это является, как не танцем? В это же время происходит и зарождение музыки и музыкальных инструментов. Все виды икусства были очень тесно связаны, следовательно, музыка связана была и с танцем. Ответ на первый вопрос дан. Танец не оставляет такого точного «памятника», как живопись или архитектура, но раньше произойти зарождение танца вряд ли могло. Общество не было готово. Следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры.

Кроме всего прочего, прослушивание приятной музыки и движение в своё удовольствие вырабатывает гормон счастья, что является одной из косвенной причин возникновения танца.

Инициатором танцевального искусства стала сама психика древнего человека. Потребность в познании себя, мира, самовыражения и получении удовольствия. А уж представители культа не упустили возможность, используя танец в обрядах. Скорее всего они были массовыми, что усиливало эффект посредством «стадного эффекта». В первобытном обществе этому эффекту не подчиняться было почти невозможно, так что правила диктовали жрецы и вожди.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни.

Для человека первобытного общества танец -- это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь -- топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями. В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев. Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного». Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться. Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца. Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах. Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 - 348 годы до н.э.) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.


Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха - танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда. В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс. Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров. Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером. Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор. В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» - танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» - степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах. Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику. В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей - во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы, которые были предшественниками позднего европейского карнавала.


Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э.) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник Википедия и 4dancing.ru

Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое

прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто

отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.

(Хэвлок Эллис. «Танец жизни»)

Что такое танец? Что представляет из себя божественное искусство Терпсихоры , каковы истоки его возникновения и принципы развития ? В чём, наконец, его притягательность, не увядающее на протяжении тысячелетий? Вы никогда не задавались этими вопросами? А ведь ответы на них могут быть очень любопытны многим людям. И не только тем, кто по роду своей профессии занимается хореографией, но и историкам, искусствоведам, социологам и многим другим. В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, на ровне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

И вернемся к самому первому. Так что же, наконец, такое - танец? Чтобы ответить на этот вопрос нужно докопаться до корней, до истоков. Вот давайте засучим рукава и вместе покопаем. Но для начала нам понадобится «лопата», т.е. метод, с помощью которого мы будем классифицировать и раскладывать корешочки по полочкам. И метод этот есть. Он довольно прост - это метод логического отбора. В самом деле, давайте логически по-рассуждаем, что же могло лечь в основу возникновения искусства танца в человеческом обществе. Какими потребностями были продиктованы появления ритмических телодвижений того или иного рода. Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание. Недавно мне удалось побывать на одной из древнейших стоянок первобытного человека на территории России - Ахтышской пещере на юге Краснодарского края, где самые ранние культурные слои со следами разумной деятельности датируются 300 тыс. лет назад, т. е. относятся ещё к эпохе неандертальцев, которых затем, около 50 тыс. лет назад, сменили в пещере стоянки кроманьонцев, людей современного типа. Пробыв всего лишь полчаса в этой мрачной, неуютной и тёмной пещере с низким потолком, влажными стенами и полом, где даже в самую жаркую погоду температура не поднимается выше 10-12 градусов по Цельсию и куда запросто могли забрести хищники и заползти змеи, я очень отчетливо представил себе насколько трудна была жизнь первобытных людей. Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме , посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. «Танец. Разве он не то, что мы видим?!» вопрошает П.Валери в своём сочинении «Душа и танец». Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. По этому случаю у великого Гёте есть весьма кстати интересное высказывание: «… что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего?». Гениально! Запомним эти слова. Эту же мысль развивает в своей работе «Сочинение танца» известный балетмейстер, Народный артист СССР Ростислав Захаров: «Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего . Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях». Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека. По моему убеждению, культ не породил танец, а появился одновременно с ним. Это были самые первые внешние социальные проявления, усложняющейся внутренней психики человека на заре его развития как вида. Именно эти социальные явления, наряду с увеличением объёма головного мозга, прямохождением и членораздельной речью, явились теми решающими факторами эволюции, которые позволили человеку современного типа окончательно выделиться из дикой природы. Великий физиолог Павлов считал, что одним из главных рефлексов человека является рефлекс инициативы . Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ. Почему так? Всё очень просто. На самых ранних стадиях дифференциации человеческого общества из общей массы родовой общины выделились две привилегированные социальные группы: военные лидеры-вожди и духовные лидеры-шаманы, знахари, колдуны. Естественно, в большинстве своём, это были умные, энергичные люди, они очень быстро поняли необходимость объединения своих усилий в деле сохранения и умножения своего особого социального статуса. Основным методом духовного воздействия на более тёмных и примитивных сородичей в то время был культ, навязывавший страх и почитание богов, духов и других высших сил. В древнейшем мире каменного века не было силы действовавшей на умы людей сильнее, чем страх перед непознанными силами природы, на который и опирался культ. Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Появление танца, как и любого психо-физического явления, имело свой механизм. Попробуем его воссоздать. Для этого нам надо будет сделать небольшой, но совершенно необходимый, экскурс в древнейшую историю, чтобы попытаться ответить на вопрос: когда зародился танец? Не вдаваясь глубоко в проблемы антропогенеза, которые выходят за рамки интересующей нас темы, скажем коротко, что, биологический вид современного человека Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalelaensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).

Мустьерская культура, созданная неандертальцами в раннем палеолите была самой развитой из всех существовавших до появления в Европе Человека современного вида, да и сами неандертальцы были наиболее близки к нам по уровню своего умственного развития и биологического строения, а по объёму головного мозга классические неандертальцы даже превосходили современных людей. Так может это они первыми «придумали» танец ? У них впервые обнаруживаются зачатки духовной культуры. Основанием для такого вывода является появление у «мустьерцев» обычая хоронить умерших, чего не наблюдается у более ранних гоминид, не говоря уже о животном мире, а также поклонение медвежьим черепам и нижним челюстям. Однако утверждать определённо о появлении духовной культуры в мустьерскую эпоху трудно из-за отсутствия каких-либо знаков и даже изображений в этот период. То же относится и к языку неандертальцев. У них наверняка существовало звуковое общение, но какое? Последние исследования сохранившихся скелетов Homo heanderthalelaensis позволяют предположить, что они могли издавать только резкие звуки фальцетом, их гортань была менее развитой в сравнении с современными людьми. Вполне возможно, что у неандертальцев существовала достаточно сложная, в сравнении с другими биологическими видами, система звуковой коммуникации, однако эта неразвитость гортани, по-видимому, препятствовала появлению у них цельной членораздельной речи, без которой, по сути не может быть полноценной духовности в широком смысле. Для зарождения такого сложного социально-культурного процесса, как танцевальное искусство (как, впрочем и любого другого вида искусства) в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень мышления, общения и духовности, чтобы появилась настоятельная потребность, которая и инициирует возникновение танца , как материальной, двигательной реализации этой новой потребности. Да и само строение тела неандертальцев не очень подходило для танцев. Небольшого роста, мускулистые, приземистые с короткими мощными ногами, они прочно стояли на ногах, но вот для бега, прыжков и всякого рода лёгких пластичных движений они были явно не приспособлены. Так что танцорами , судя по всему, они были неважными и появление уже танцевальной культуры, в нашем её понимании, скорее всего относится к последующей эпохе верхнего палеолита, эпохе господства Человека уже современного типа или как его часто называют - кроманьонца. Современный молекулярный анализ показывает, что неандертальцы были, вероятнее всего, боковой, родственной ветвью эволюции, а не прямыми предшественниками и прародителями Homo sapiens sapiens . Сейчас многие учёные считают, что он пришёл из Африки, где его самые ранние следы обнаруживаются около 100 тыс. лет назад. В Европе он появляется примерно около 50 тыс. лет назад и некоторое время соседствует с неандертальцами. Но, постепенно вытеснив неандертальцев и лишь в незначительной степени ассимилировав их, кроманьонцы, как более развитый вид, завоёвывают полное господство. Неандертальцы, не выдержав конкуренции, навсегда исчезают с исторической сцены. Раскопки самых ранних европейских стоянок кроманьонцев показывают, что в период их сосуществования с неандертальцами последние зачастую включались в пищевую цепочку нового Человека. Попросту говоря, кроманьонцы охотились на неандертальцев , как на диких зверей, не делая между ними большой разницы. Это подтверждают находки костей неандертальцев в кучах пищевых отбросов вблизи стоянок первых людей современного вида. Человек современного физического типа приносит с собой в историю несомненные и устойчивые признаки культурного существования: членораздельную речь, изображения, знаки, символы и т.д. Всё это даёт тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Таким образом, «авторское право» на «изобретение» танца мы безоговорочно отдаём «Человеку разумному разумному». И произошло это событие скорее всего в эпоху верхнего палеолита, одновременно с зарождением первых культовых верований и изобразительного искусства. Всё это произошло так давно, а археологических и иных исходных материалов так мало, что утверждать что-либо наверняка невозможно, но по логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Мадленским периодом датируются наиболее известные и совершенные пещерные галереи: Ласко, Альтамира, Монтеспан. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Стоп!!! Итак - на древнейших рисунках, которые являются по сути своей самыми ранними историческими источниками, показано подражание животным или духам природы! Но что это такое? Попробуйте без слов изобразить какое-либо животное или явление природы, как в известной детской игре, когда одни изображают что-то, а другие должны угадать что это такое. Как вы будете подражать? Подражать можно лишь звуками, мимикой и телодвижениями, а что это как не самый ранний танец по своей сути! Косвенным подтверждением того, что танец зародился в эпоху Мадлена, является и тот факт, что примерно к этому периоду относятся и появление у людей первых музыкальных инструментов: например флейта из рога северного оленя из стоянки Молодова и молоток тоже из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта из Мезинской стоянки. А следовательно можно говорить и о начале музыкального пласта первобытного искусства. Мы уже упоминали о тесном переплетении всех жанров доисторического искусства. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности утверждать, что музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, мимики, возгласов, т.е. по сути - от танцев.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов: когда могла возникнуть самая ранняя танцевальная культура? В Мадленскую эпоху позднего палеолита примерно 15 - 10 тыс. лет назад. К сожалению, танец не оставляет после себя столь объективного и долговечного материального памятника, поддающегося точной датировке, как живопись или архитектура, но вряд ли это могло произойти намного раньше - человеческое общество было ещё просто не готово. Теперь пойдём дальше и попытаемся ответить на следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. А зачем мы это делаем? Да мы просто себя после этого гораздо лучше чувствуем! Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Мы способны запоминать понравившиеся нам телодвижения, после которых мы чувствуем себя лучше и бодрее, и можем воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Вот где собака зарыта! Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. А один из главных законов Матери-природы это закон вечного движения и изменения. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

У вас бывали случаи, когда вы после напряженного рабочего дня «набегавшись» и «намаявшись» попадали вдруг на классную дискотеку да ещё в хорошей компании?! И наплясавшись и повеселившись там от души - как вы после этого себя чувствовали. Наверняка у вас было ощущение радости, удовольствия и, что самое главное - душевного подъёма, хотя физически вы может быть и уставали. Но психически - вы получали такой энергетический импульс, который наполнял вас новыми силами и делал оправданными энергозатраты на его приобретение. Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. И баланс этот человек искал чисто эмпирически, путём проб и ошибок. Что интересно, так это то, что процесс этот продолжается и до сих пор! Думаю, вы не раз наблюдали как человек, заслышав понравившуюся ему ритмичную, задорную музыку, начинал непроизвольно раскачиваться, притоптывать и подёргиваться в такт этой музыке. Вот так же и древние люди, «творили» почти на бессознательном уровне, пока рано или поздно, не складывался у них определённый «комплекс» ритмических телодвижений - ! Они, конечно, мало чем напоминали танцы современные , но у них и задачи были другие. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры. Она была неразрывно связана с появлением магии и ранних форм религии, а также музыкальной и изобразительной культурой. Все эти явления появились, на мой взгляд, практически одновременно и существовали, по-началу, как единый комплекс психической активности человека, направленной на познание окружающего мира и самого себя. Кроме всего, музыка и танец способны оказывать на человеческий организм не только физиологическое, но и мощное эмоциональное воздействие. Прослушивание хорошей музыки и ритмическая двигательная подзарядка вызывает в организме дополнительное выделение гормонов радости и удовольствия - эндорфинов, которые стимулируют всю нервную систему. Знаю это по своему личному опыту. Именно поэтому многие люди любят танцевать. В процессе слияния музыки и движения тела они получают большое удовольствие. В этом кроется ещё одна косвенная причина возникновения танцевальной культуры. Людям нравилось танцевать . Они получали от этого удовольствие! А если вам что-то нравится, от чего-то вы получаете удовольствие, то вы всегда найдёте для этого время и возможности.

Итак, вовсе не потребности ранних религиозных обрядов стали инициатором возникновения танцевального искусства , этим инициатором была сама психика древнего человека, его потребность в периодической ритмической подзарядке и нарастающая потребность в познании мира, самовыражении и получении удовольствия. А представители культа, люди, как правило, наиболее умные и развитые для своего времени, быстро заметили какое психическое и эмоциональное влияние оказывает музыка и танец на человека и стали использовать его как средство усиления своего воздействия на умы и сердца соплеменников во время свершения обрядов. Тем более, что первые танцы , скорее всего, были групповыми , а толпа обладает эффектом резонанса, многократно усиливая степень воздействия на каждого отдельно взятого участника обряда. Почему я так думаю? Так называемый в просторечии «стадный эффект», думается всем знаком. Масса оказывает огромное влияние на отдельного индивида, подчиняя себе его индивидуальную волю и вовлекая его в свой процесс. Сопротивляться этому влиянию в первобытном обществе было невозможно и бессмысленно, отдельная личность не могла выжить в суровом мире в одиночку, без своей общины. Поэтому всем, в конечном итоге, приходилось принимать общие правила игры, устанавливали которые, как правило, наиболее умные и авторитетные люди - вожди и жрецы. Участвуя в общегрупповых праздниках, обрядовых плясках и ритуалах, в которые вовлекались практически все члены общины, человек чувствовал себя частью общего большого целого, ощущал себя защищённым, энергетически и эмоционально подзаряжался от него. Именно групповые танцы и пляски наиболее отвечали тем необходимым требованиям, которые усложняющаяся социальная жизнь первоначально предъявляла к нарождающемуся танцевальному искусству .

Вице-президент Волгоградской Федерации Современного Танца (ВФСТ),

старший преподаватель отделения хореографии института художественного образования ВГПУ;

руководитель ЦТС "Динамо-Волгоград"

Черников Константин Петрович

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры