Какие предметы мармеладов преподавал дочери. Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф

Главная / Бывшие

Старик-чиновник Мармеладов, как кажется, занимает в «Преступлении и наказании » эпизодическое место. Это – жалкий, безвольный пропойца, который опустился на самое «дно» бытия человеческого... С презрением смотрят на него «праведные фарисеи», не видя, что сердце его способно на благородные порывы (он из жалости женился на Катерине Ивановне , бедной вдове с детьми; он боготворит свою дочь Сонечку, понимая все величие её жизни, отданной за других).

Монолог Мармеладова из фильма Преступление и наказание

И в пьяной его речи, произнесенной в трактире, слышится вера евангельского мытаря, который был ближе к Богу, чем самодовольный, праведный фарисей. Когда трактирщик сказал, что жалеть его, Мармеладова, незачем, – он ответил:

«Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем!»

От этой изумительной, по силе, речи пьяного Мармеладова веет чем-то евангельским. Почти все наши писатели, начиная с Карамзина , проповедовали любовь к людям, но ни у кого не достигала проповедь этой любви такой силы и проникновенности, как у Достоевского.

В этой речи раскрывается вся богатая душа Мармеладова, – персонажа, похожего на героя Островского , Любима Торцова . И мы понимаем, кто воспитал Соню в её высоком идеализме. В этой речи мы можем усмотреть идею романа : она светится духом самоотверженного примирения с жизнью и смирения.

В центре внимания автора страшная действительность России 19 века – нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности – решается на заранее спланированное убийство, чтобы помочь обездоленным и несчастным людям. Одним из таких героев является Семен Захарыч Мармеладов – можно сказать, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Его роль в произведении немаловажна. Именно он своими рассказами в распивочной о жертвенности его дочери сони, о бедности семьи провоцирует в добавок к другим обстоятельствам желание Раскольникова «очистить мир» от злой и глупой старушонки во имя справедливости. Таким образом, мармеладов влияет на решение – убить – не убить (а убил – получи наказание), что по сути является всей основой романа.
Довольно подробную характеристику Мармеладова предоставляет автор чуть ли не в самом начале романа, сразу же после пробы преступления, впрочем, и встреча и разговор (точнее исповедь) его занимает буквально несколько страниц первой части, а какую роль играет! Этот эпизод рисует полную картину несправедливой жизни того времени, истинную правду того общества, что не может не вызвать жалости.
Перейдем к портретной характеристике Мармеладова. «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные глазки…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был смысл и ум, - но…и мелькало безумие…». Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова, как говорится, глаза – зеркало души, так и здесь, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности («…на платье и волосах виднелись прилипшие былинки сена, … он 5 дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями…»). «Одет в старый, совершенно оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами…, из-под жилета торчала скомканная и залитая манишка; лицо выбрито по-чиновничьи, но давно уже…; да и в ухватках…было что-то солидно-чиновничье…». Одежда на нем говорит о человеке, изрядно потрепанном жизнью, повидавшем казалось бы все на своем пути в своем ничтожном бытии. Его «солидно-чиновничье» лицо и растрепанный грязный вид – есть показатель того, что он человек, которому безразлично мнение окружающих, возможно, автор даже пытается показать читателю такую черту Мармеладова как гордость, пусть не ярко выраженную, но все-таки некую гордость за то, что я – человек, и не важно, кто – пьяница или кто-либо другой, «плевать» на мнение «тупого» народа, главное я – человек, пусть даже моя судьба, как дорожная пыль. «Раздавался смех и ругательства…, глядя только на одну фигуру отставного чиновника…»; Он вызывает смех окружающих своей витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, что прескорбно. По моему мнению, он может вызывать только жалость (точнее весь его образ, внешний вид), но как можно жалеть человека, укравшего последний грош у детей своих? Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Но Мармеладов остро осознает свою виновность. «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?...». «…я прирожденный скот!». Через портретную характеристику, как мне кажется, авторское отношение таково: Достоевский не оправдывает поведение героя, говорит о вполне способной личности, но уже потерявшейся, гибнущей и приносящей муки и себе и своим близким. «…пожалуй, был смысл и ум…».
Если, например, сопоставить Мармеладова с другими героями – Лужиным, то, конечно, выявляется яркий контраст, контраст между нищими и обездоленными и теми личностями, коим все дозволено в жизни. Лужин: «Все платье только что от портного…лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих 45 лет. И если было что-то отталкивающее, то происходило от других причин». Если сопоставлять портреты Мармеладова и Лужина, то можно отслеживать такую особенность: Лужин – человек с красивым лицом, внешностью, но он производит отталкивающее впечатление, сразу виден заносчивый характер и типичность «лужиных», а по отношению к Семену Захарычу подобного рода ассоциаций он не вызывает, автор говорит «сияли его одушевленные глазки».
В общем выводе: портретная характеристика героя Мармеладова отражает образ всех обездоленных; Раскольников, впервые увидев его и выслушавши исповедь о жертвенности Сони и бедности семьи, метается от края к краю – его терзают жуткие душевные мучения, что приводит впоследствии к решению, что нужно прервать порочный круг, можно сказать, Мармеладов помог Родиону совершить «злодеяние над собой», такова была задумка Достоевского.

Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных - все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.



Семейство это - знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный - людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович - глава семьи;
  2. Катерина Ивановна - его супруга;
  3. Софья Семеновна - дочь Мармеладова (от первого его брака);
  4. дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).

Семья Мармеладовых - типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете - такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

Мармеладов Семен Захарович

Глава семейства , с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.

Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.

Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

Достоевский не рассказывает - что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении - любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

«А я… лежал пьяненькой-с».

Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве - ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.

Мармеладов молит о прощении - собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных - это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

Мармеладов и Раскольников

Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;

«светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.

Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

Катерина Ивановна

Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.

Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.

Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:

она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!».

В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье - она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.

Осиротевших детей отправляют в детский дом.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны - так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

"...Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она... следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике..."

Это трогает до глубины души. Кто знает - возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Соня Мармеладова

Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль - девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем - любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Соня и ее родные

Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.

И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

Для девушки очень много значила

«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».

Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

Любовь Сони

Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой - в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным. Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.

Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.

В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход - покаяние. Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве.

После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.



Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки. Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность. Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.

В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб. Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.

Предыдущая часть:

Раскольников
Место действия - Санкт-Петербург, лето 1866 года.


Наш главный герой: Раскольников Родион Романович - студент юридического факультета, несколько месяцев назад бросил учёбу за отсутствием денег. Проживает в очень маленькой каморке, у хозяйки, которой он давно не платил, и должен был денег.


Родион замечательно хорош собой, высок, строен, но одет почти в лохмотьях и не ел уже второй день. Он вышел в жаркий пыльный каменный мешок Петербурга, в отвратительный ему квартал, полный распивочных и пьяниц.


Последний месяц у него не выходит из головы мысль о преступлении.


Он задумал страшное дело - убийство и ограбление старухи-проценщицы, род деятельности которой состоит в том, чтобы ссуждать какую-то сумму денег под залог различных вещей ювелирной природы на несколько месяцев. И каждый месяц брать 10% за хранение. А когда срок выходил, или проценты не платили, то заложенную вещь старуха продавала.


Родион свои мысли об убийстве называет фантазиями и не верит, что он решиться на это, хотя он продумывает каждую деталь, и вот сейчас он шел именно к ней, к старухе, для последней проверки.


Месяц назад он принёс старухе серебряное кольцо, а сегодня принёс ей серебряные часы, за которые она дает лишь полтора рубля, что взбешивает Родиона. Мало того, учитывая уплоченные проценты выходит лишь рубль пятнадцать копеек. Он внимательно следил за тем, как и откуда старуха достает ключи, слушал, что она открывала в соседней комнате и запоминал.


После денежных расчетов и недолгого размышления, Родион говорит старухе, что скоро принесет ей в залог серебряную папиросочницу, с тем и уходит.


Раскольников вышел от старухи восклицая про себя, что его задумка пакостна, гадка и он сожалел, что раздумывал о ней целый месяц. Он решил от неё отказаться.


Раскольников беден. Он уже целый месяц вынашивает планы убийства. Неужели лишь по причине бедности? При встрече со старухой, когда его "фантазия" вдруг встретилась с реальностью, Раскольников характеризует это как пакостное, гадкое деяние, и решает отказаться от задуманного.


Рассказ Мармеладова


Идя домой, Раскольников заходит в распивочную, купить себе стакан холодного пива да сухарь. Строго говоря в распивочную он входит впервые. Хотя обычно он избегал общества людей, он вдруг заинтересовался одним гостем распивочной, и тот, в свою очередь заинтересовался им.


Это был Мармеладов. Его суть сводилась к тому, что он был пьяница. Мармеладов отставной чиновник, лет пятидесяти, плотного сложения, с большой лысиной. В глазах его мелькала некая восторженность, пожалуй были осмысленность и ум, но также и толика безумия. На окружающих а распивочной он глядел со скукой и долей пренебрежения, но на Раскольникова он глядел с большим интересом, к которому и обратился с такой витиеватой речью:


А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. Мармеладов -- такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?


Мармеладов рассказал свою историю. Что пьет он не веселья ради, а только для скорби, для желания страдания.


Месяц назад его супругу избил Лебезятников, а он лежал пьяный. Он уже пятую ночь ночевал (бомжевал) на Неве, на сенных барках. Что дочь его живет по Желтому билету (паспорт проститутки с отметками докторов и полицмейстера)


Мармеладов себя считает свиньей, подлецом. Рассказал про супругу свою - Катерину Ивановну, дочь штабного офицера, образованную и воспитанную. С детства грудью слабой и наклонной к чахотке(туберкулезу), и что он пропил её чулки, не башмаки даже - чулки. Косынку из козьего пуха пропил (и она в эту зиму простудилась и кашлять стала уже кровью)


Что живут с ними также трое маленьких детей от первого брака Катерины Ивановны, а также уже взрослая дочь от первого брака Мармеладова.


Супруга воспитывалась в благородном дворянском институте. Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.


Что первый муж Катерины Ивановны был пехотный офицер, которого любила та чрезмерно. Но тот пустился в карты, попал под суд и с тем и помер. И хотя под конец бивал он её, и она ему это не спускала, но до сих пор вспоминает его со слезами. После его смерти она оказалась в такой беспросветной нищете, что образованная и воспитанная, и фамилии известной вышла за него, за Мармеладова, замуж ибо идти более было некуда.


Что первое время он не пил, а как потерял место, да не по своей вине, а по изменению штатов, то и запил. И после долгих бедствий и странствий полтора года назад они очутились в Петербурге, где он достал место, и потерял уже по своей вине, ибо дошел до черты.


Рассказывал про свою дочь Сонечку, кроткое, безответное создание с бледненьким худеньким лицом. Мармеладов утверждает, что честная девушка, без особых талантов не покладая рук, стиркой, мойкой да шитьем, заработает не более 15 копеек в день.


И вот как-то Катерина Ивановна, дама хотя и преисполненая великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, однажды ходя по комнате и ломая руки, да с красными пятнами на щеках от болезни воскликнула: "Живешь, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь и теплом пользуешься" [Мармеладов комментирует: а что там ешь и пьешь, когда и ребятишки по три дня корки не видят.] И вот лежу я, пьяненкий, а Соня говорит своим кротким голосом: "Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?"


А Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, уже раза три приходила через хозяйку звать её в бордель.


А Катерина Ивановна и отвечает ей в пересмешку: "А что ж? Чего беречь? Эко сокровище!"


Тут Мармеладов особенно отмечает, что "Но не вините, не вините, милостивый государь! Ибо не в здравом рассудке сие было сказано, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле.."


И вот часу этак в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают.. И затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись... А Мармеладов, как и давеча, в том же виде и лежал-с.. пьяненкий-с.


С тех пор по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц Софья Семеновна принуждена была получить желтый билет и переехать жить отдельно. И заходит к ним Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет..


Пять недель назад же, встал Мармеладов поутру, воздел руки к небу и отправился к своему бывшему начальнику. Он выслушал всё, даже прослезился, и говорит: "Ну, Мармеладов, раз уж ты обманул мои ожидания.. Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, помни, ступай!". Воротился домой, и как объявил Мармеладов, что на службу опять зачислен и жалование получае, господи, что тогда было!..


Мармеладов: "Только узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, точно я в царствие божие переселился. Бывало, лежи, как скот, только брань! А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарыч на службе устал, отдыхает, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят! Сливок настоящих доставать начали, слышите! И обмундировку полный комплект: сапоги, манишки коленкоровые, вицмундир - всё это одиннадцать с полтиной - и где-то только раздобыли?


"Когда же, шесть дней назад" -- рассказывает дальше Мармеладов, я первое жалованье мое -- двадцать три рубля сорок копеек -- сполна принес, малявочкой меня назвала: "Малявочка, говорит, ты эдакая!" И наедине-с, понимаете ли? Ну уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг? Нет, ущипнула за щеку: "Малявочка ты эдакая!" -- говорит."


И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это всё устрою, и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу... И многое, многое... Позволительно, сударь. Ну-с, государь ты мой (Мармеладов вдруг как будто вздрогнул, поднял голову и в упор посмотрел на своего слушателя), ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний, к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, 12 рублей, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние... и всему конец!


Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и с минуту так сидел, потом лицо его вдруг изменилось и он с напускным лукавством проговорил:


А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! -- Неужели дала? -- крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку. -- Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, -- Мармеладов показал на бутылку водки, которую он распивал в течение рассказа, -- Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.


Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?


[Здесь вспоминается описание публичного дома днём из повести Куприна "Яма", где немытые, непричесанные женщины бесцельно слоняются из угла в угол, лишь ближе к вечеру гладят, стираются, крахмалят, румянятся, наводят своеобразную "чистоту", чтобы вновь опустить её в грязь разврата.]


Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!.. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе! Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.


Да чего тебя жалеть-то? -- крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.


Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.


-- Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: "А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?" И скажет: "Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много..." И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: "Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!" И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: "Господи! почто сих приемлеши?" И скажет: "Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего..." И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет... Господи, да приидет царствие твое!


И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства:

Рассудил!
-- Заврался!
-- Чиновник!

И проч., и проч. Дальше Раскольников отводит Мармеладова домой. Тот не входя в комнату, пропихивает вперед Родиона, а сам бухается в дверном проеме на коленки. Поначалу Катерина Ивановна не замечает мужа, и думает, что Родион пришел еще к кому-то, т.к. комната проходная, но потом его видит и начинается скандал, на который сбегается весь дом. Катерина Ивановна кричит, таскает мужа за волосы, тот совсем никак не сопротивляется.


Раскольников спешно уходит. Уходя, он сует руку в карман, загребает сколько приходится медных денег с разменянного в распивочной рубля, и неприметно кладет на окошко. Потом уже на лестнице он одумывается и хочет было воротиться.


"Ну что это за вздор такой я сделал, -- думает он, -- тут у них Соня есть, а мне самому надо". Но рассудив, что взять назад уже невозможно и что все-таки он и без того бы не взял, он машет рукой и идет на свою квартиру. "Соне помадки ведь тоже нужно, -- продолжает он, шагая по улице, и язвительно усмехается, -- денег стоит сия чистота...

Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


Он задумывается. -- Ну а коли я соврал? Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё -- предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..


Мармеладов - пьяница. Он обуза для своей семьи. Его жена и дети голодают, его дочь вынуждена была продаться в бордель, чтобы помочь семье, а сам он из дома тащит последнее. Он пропил женины даже чулки. Пропил косынку, хотя она чахоточная и подвержена болезням. В один момент, когда Соня становится проституткой, Мармеладов собирает остатки сил, взывает к жалости своего бывшего начальника и таки устраивается на работу. Однако только до первой получки, когда его слабость берет своё и он рушится на дно стакана, пропивает и зарплату и вицмундир.


Мармеладов очень слаб. Но слаб не физически, нет. Один месяц он всё же отработал и зарплату получил, следовательно работать он может даже сейчас. Но он слаб духом. Он не может преодолеть пьянство. Чтобы подвигнуть его на кратковременный проблеск, его дочери надо было выйти на панель. Но не может же он каждый месяц, чтобы себя как-то мотивировать, отправлять по одной дочери на панель, да и нет у него их столько. А если он не может преодолеть свою слабость - значит он законченный человек. Ничего с ним не измениться, он уже отжил свое.


Слабость духа, плохо ли это? Другими словами, грех ли это со стороны Мармеладова? Может это только его личное дело, пить или не пить? Ответ на вопрос, что является личным, а что общественным, обычно довольно размыт, но в этом случае однозначен - слабость Мармеладова преступна: его семья голодает, а он тащит из дома последнее.


Мармеладов признает себя свиньей и подлецом. В принципе, уже только это хорошо. Он признает свой грех, он его видит, он лишь не может его преодолеть в силу своей слабости. Разве только это уже хорошо? Да, так как многие люди не только не признают своих плохих свойств, они их даже не видят. Этого у Мармеладова не отнять. Кроме того, Мармеладов на протяжении монолога рассуждает довольно трезво и нравственно.


Кроме того, в эпизоде, где он ходил к Соне за деньгами на опохмел, и где она вынесла ему последние 30 копеек на водку, он ощутил болезненный укол совести:


"Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. " У него в принципе есть совесть, есть понимание, что ему жертвуют, т.е. отнимают от себя и отдают последнее. Опять же, неужели это само по себе хорошо? Да, это хорошо, жертвы других не для всех очевидны: есть люди, которые живут с убеждением, что им все должны, и принимают жертвы как должное.


В заключительной части своего монолога, Мармеладов, довольно возвышенно, выразил такую мысль: себя и таких, как он, он считает недостойными Царствия Господня, однако, надеется, что его пожалеют и примут на небесах только потому, что он и не считает себя достойным оного. Оправданны ли его надежды?


С одной стороны, он признаёт, что грешен, у него, вроде как, есть совесть, но с другой-то стороны - он безмерно слаб духом, и эта слабость его - преступна. Его дети голодают, дочь на панели, а он лежит "пьяненкой".


Какова же причина этой слабости? Мармеладов родился слабым, стал им или таким его сделала окружающая действительность? Можно ли сделать так, и как сделать так, чтобы феномена Мармеладова в мире не существовало?


Про Катерину Ивановну и Сонечку мы поговорим позднее, а пока отметим последнюю мысль Раскольникова. Он поражен тем, что семейство Мармеладовых живет тем, что приносит своим "ремеслом" Соня: "Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


И тут же думает, а может и правда так и надо? Какая совесть, какая мораль, может это всё лишь предрассудки? Предрассудок - это когда, например, человек боится грома, но если ему рассудительно объяснить, что это лишь звук, то он его боятся перестанет. Может так и тут? Может и порицание проституции - это тоже предрассудок? И нет никакой совести и морали, а стало быть и убить можно, лишь бы только всё продумать, чтобы тебя не поймали? Эту мысль Раскольников фиксирует.


Следующая часть:

Сочинение «Характеристика и уроки Мармеладова». Анализ эпизода, где состоялась встреча Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Трагедия семьи Мармеладовых

Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» образуют собой мрачную картину нравов городского дна, которое наблюдали современники Достоевского. Семейство Мармеладовых – самая яркая галерея характеров, иллюстрирующих глубину падения нищих людей. Все члены этой семьи, как будто с подбитыми крыльями: они упали и не могут подняться, лишь бессильно ворочаются на земле. Они могли бы быть сонными городскими обывателями, которые не привлекли бы нашего внимания, но единственный их кормилец запил и повлек своих домочадцев на дно. Именно Мармеладов повинен в том, что его семья стала нищей и безнравственной. Одна из главных тайн романа: почему он это сделал? Поэтому больше всего в произведении меня заинтересовал образ бывшего чиновника Мармеладова.

Примечательно, что автор придает этому образу большое значение. Диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире выходит за рамки сюжета и повествует нам о чем-то, более важном для замысла Достоевского, а не для его реализации. Писатель хотел донести до нас не конкретную жизненную историю, а весь ужас нищеты, на которую люди попросту закрывают глаза, чтобы не видеть, как за финансовым крахом приходит нравственный.

Именно с этого момента мы начинаем узнавать Семена Захаровича. Этот человек сразу привлек внимание Раскольникова. В глазах Мармеладова «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Обличие Мармеладова выдавала в нем нищего алкоголика, который деградировал до последней степени. Никто бы не подумал, что когда-то он был титулярным советником. Более того, он даже взял в жены вдову с тремя детьми, так как мог обеспечить им достойное существование. Но что-то надломилось в сердце героя: он начал пить и своим поведением довел свою жену до чахотки, а единственную дочь до панели. Все это узнает Родион от Мармеладова в трактире и лишний раз убеждается в правильности своей теории, ведь его жертва наживалась на таких страшных историях.

Почему же Мармеладов спился? Как сложилась судьба Мармеладова — маленького человека? Я думаю, причина в слабости его характера. Катерину Ивановну он взял в жены из жалости, на службе многого не добился и на все бедствия, обрушившиеся на него, он реагировал так: «А я… лежал пьяненькой-с». Когда жену избили – он смолчал. Когда дочь пошла на панель – он стерпел. Более того, герой даже не может бездействовать без поддержки, ему нужен слушатель, который его утешит. Все это указывает на то, что чиновник потерял свое достоинство еще на службе, когда им всячески помыкали высшие чины. Его сломали, ведь каждодневное унизительное бесправие отупляет людей, делает их равнодушными ко всему. Как мы видим, он — не плохой человек: сострадательный, добрый и отзывчивый к чужому горю. Но рабское положение уничтожило в нем личность, и от этой утраты он начал беспробудно и самозабвенно пить. От него уже ничего не осталось, он нищ духом, ведь потерял достоинство.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры