Каким был Гиляровский. Владимир Гиляровский: человек – время Гиляровский годы жизни

Главная / Бывшие

Годы жизни: с 08.12.1853 по 01.10.1935

Владимир Александрович Гиляровский – поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа. О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: "Моя Москва". Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи. «Я – москвич! Сколько счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!» – обращается Гиляровский к своим читателям словами пушкинского Пимена – «Но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам, новую Москву».

Биография Гиляровского, как нельзя лучше, соответствовала облику былинного богатыря. Владимир Алексеевич родился в семье управляющего имением графа Олсуфьева. Детство Гиляровский провел в лесной глуши Вологодской губернии. Володя рос крепким и жизнерадостным мальчишкой. Дед Гиляровского и вправду был запорожским казаком. Давний друг деда, матрос Китаев, стал первым наставником будущего «короля репортеров»: он учил мальчика гимнастике, борьбе, плаванию, верховой езде. Когда Владимир подрос, Китаев брал его с собой на охоту.

Вскоре семья перебралась в Вологду, где отец Володи служил в губернском правлении. В возрасте восьми лет, Гиляровский теряет свою мать. Некоторое время спустя, отец Володи женится на женщине из родовитой семьи. Мачеха относилась к мальчику как к собственному сыну. Навыки поведения в обществе давались Гиляровскому плохо, особенно, прилежание в учебе и умение держать себя за столом. Несмотря на то, что с французским языком дело обстояло лучше, в первом же классе вологодской гимназии, Гиляровский был оставлен на второй год. Но молодой Гиляровский не унывал: он писал стихи - они касались школьных шалостей и учителей, и на "ура" встречались одноклассниками. Так же молодой Гиляровский неплохо переводил с французского, увлекался, ни на шутку, цирком. Володя решил стать цирковым артистом, освоил акробатику и джигитовку, что впоследствии немало пригодилось ему в жизни.

Если может существовать выражение "живописный характер", то оно целиком относится к Гиляровскому. Он был живописен во всем - в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во всей своей внешности. Казацкая кровь все больше давала о себе знать: она звала Гиляровского в дорогу, в огромный неизведанный мир, о котором он знал лишь по рассказам и книжкам. В июне 1871 года, провалив экзамен в гимназии, молодой Гиляровский сбежал из дома. Он отправился в путь налегке, даже без денег и паспорта, но с полной уверенностью в своих силах.

В Ярославле Владимир Алексеевич вступил в артель бурлаков. Он бурлачил на Волге, затем стал крючником, где в его обязанности входило управляться с девятипудовыми кулями муки. После этого он побывал в юнкерах и истопником в школе военных кантонистов, работал на белильном заводе, на рыбных промыслах, гонял табуны, и даже осуществил детскую мечту – выступал наездником в цирке. В любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль. Он должен был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками. Гиляровский был воплощением "широкой натуры": если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча. Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы.

В 1875 году Гиляровский надолго осел в театре, т.к. актерское ремесло ему очень нравилось.

В 1877 году, в период русско-турецкой войны, Гиляровский отправился добровольцем воевать на Кавказ. Физически крепкий и смышленый солдат, быстро оказался в войсковой элите – разведке. Воевал доблестно, о чем свидетельствует Георгиевский крест – награда редкая и весьма почетная. Этой наградой Гиляровский всегда гордился, хотя в мирной жизни надевал её редко, обычно он носил на груди только георгиевскую ленточку.

Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты «Англия» в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с А.П. Чеховым и и.И. Левитаном.

Осенью 1881 года Гиляровский поступил на нелегкую работу столичного репортера. В Москве начал печататься в «Русской газете», затем работал репортёром в «Московском листке». Вместе с опытом появлялась острота пера и умение находить не просто злободневный материал, а такой, что заставит читателя сопереживать. Оглушительная слава Гиляровского началась после публикации трагического репортажа с Ходынского поля, где во время коронации Николая II в давке погибло множество людей. Рискуя жизнью Гиляровский поведал всю правду. Телевидения в те времена не было. Живой репортер - вот единственное окно в мир. Один Гиляровский заменял собой все будущие телеканалы. Первооткрыватель и создатель жанра горячего репортажа навсегда запомнился москвичам и всей России. Репортажи были порой горячими, в прямом смысле этого слова, ведь он писал о пожарах и сам участвовал в процессе тушения. Гиляровский никогда не был сторонним наблюдателем; он вмешивался в жизнь без оглядки. Богатырского телосложения, в запорожской казацкой папахе, он стал живым брендом столицы.

Вскоре его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во многих московских изданиях. В это же время, – начале 80-х,– Гиляровский печатается в «Современных известиях», «Будильнике». Всего несколько лет потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в знатока московских нравов. С немного насмешливым взглядом, он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. Гиляровского сначала за глаза, а затем и в открытую, стали уважительно называть дядей Гиляем. Многим казалось, что дядя Гиляй – неизменный атрибут Москвы, как Кремль или собор Василия Блаженного. Искренняя признательность москвичей была завоевана повседневным трудом, талантом и любовью к первопрестольной и её жителям.

В 1884 Гиляровский женился на М.И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24; потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 до конца жизни - в доме Титова, в Столешниковом переулке, 9.

В 1887 году, по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова, у Гиляровского вышел первый сборник рассказов «Трущобные люди», почти весь тираж которого был уничтожен цензурой. Вскоре появились и другие книги, неизменно вызывавшие большой интерес читателей. Произведения Владимира Алексеевича были не без недостатков. Несмотря на закадычную дружбу с Антоном Павловичем, случалось и ему выслушивать критику от него. Так Чехов отмечал склонность Гиляровского к «общим местам и трескучим описаниям», но при этом называл его человеком «чистым сердцем», в котором «совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам».

Гиляровский был в то время хорошо известен и как поэт, хотя его стихи были явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических сборников, а в начале Первой мировой войны, издал книгу своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Эту книгу проиллюстрировали его друзья-художники: братья Васнецовы, Кустодиев, Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. Собрать для иллюстрирования книжки столько знаменитостей мог только человек, которого они искренне уважали. Он всегда интересовался живописью; постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках часто покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми гордился приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. В большинстве случаев, Гиляровский не ошибался. Но и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский часто гостил на даче, написал и портрет Владимира Алексеевича и портреты членов его семьи.

Скульптор Н.А. Андреев по Гиляровскому создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю. На знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему, после проведения серьезных исследований, удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.

Личность Гиляровского интересовала не только художников. О нем много и охотно писали журналисты, писатели и даже поэты. О его приключениях на московском «дне» написано много такого, во что трудно поверить. Лучше всего сам Гиляровский поведал в рассказах о своих удивительных приключениях. Паустовский писал о нем: «Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. Его можно назвать "комментатором своего времени"».

С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин. Владимир Алксеевич был близко знаком и поддерживал дружеские отношения с Л.Н. Андреевым, А. Белым, А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, М. Горьким, М.Н. Ермоловой, С.А. Есениным, В.И. Качаловым, К.Г. Паустовским, И.Е. Репиным, А.К. Саврасовым, Скитальцем, К.С. Станиславским, Ф.И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. Он был знатоком московского "дна", знаменитой Хитровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей. Все знали, за дядей Гиляем «не заржавеет», сегодня ты поделишься с ним информацией, а завтра он тебе поможет – даст взаймы денег, о которых тут же забудет, «вытащит» из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию именно в тот момент, когда она ой как нужна. Да еще и напишет о тебе такое, что в миг знаменитым станешь.

Помимо того, что Гиляровский имел репутацию «короля московских репортёров», он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

После Октябрьской революции Гиляровский много писал уже для советских газет и журналов - «Известия», «Вечерняя Москва», «На вахте», «Рампа», «Красная нива», «Художественный труд», «Огонёк». Его популярность продолжала оставаться очень высокой; издавались его книги, которые не залеживались на прилавках. Последняя книга, «Друзья и встречи»,вышла за год до смерти Владимира Алексеевича. К этому времени он уже был тяжело больным, почти ослеп, но продолжал писать, обобщая прожитое, вспоминая о встречах с интересными людьми, заново переживая свои многочисленные приключения.

«И вот «на старости я сызнова живу» двумя жизнями: «старой» и «новой». Старая - фон новой, который должен отразить величие второй. И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего,

На грани двух столетий,

На переломе двух миров»

Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года; похоронили его на Новодевичьем кладбище. Прошли годы, но память об удивительном человеке, прекрасном журналисте и самобытном писателе, продолжает жить.

В 1966 году именем Гиляровского названа улица в Мещанском районе Москвы (бывшая 2-я Мещанская). Имя писателя носит одна из улиц Вологды. Большими тиражами издаются его книги, позволяя нам заглянуть в давно ушедшую жизнь, увидеть Москву и москвичей такими, какими их видел и любил дядя Гиляй.

Гиляровский был неистощим на мальчишеские выдумки. Однажды он придумал послать письмо в Австралию к какому-то вымышленному адресату, чтобы, получив это письмо обратно, судить по множеству почтовых штемпелей, какой удивительный и заманчивый путь прошло это письмо.

Однажды Владимир Алексеевич приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

Владимир Алексеевич Гиляровский - поэт, писатель, журналист, человек, который прекрасно знал Москву и всю Россию. Гиляровский родился в 1855 году в семье управляющего имением графа Олсуфьева на хуторе в Вологодской губернии, где и провел свое детство. Дед Владимира Алексеевича был запорожским казаком. Первым наставником маленького Володи стал друг деда, матрос Китаев, который взялся обучать мальчика плаванию, гимнастике, борьбе, верховой езде, брал с собой охотиться. Крепкий и жизнерадостный мальчик с удовольствием схватывал все новое.

Когда Владимиру исполнилось восемь лет, его мать умерла, а спустя некоторое время отец женился на женщине из известного рода. Мачеха приняла ребенка, как родного, обстановка в семье была очень доброжелательной, но привыкший к свободной раздольной жизни Володя трудно адаптировался к новым условиям. Особенно не давалось ему прилежание в учебе и хорошие манеры за столом. В первом классе вологодской гимназии Гиляровского оставили на второй год, но это не слишком огорчило мальчика. Уже в юности он писал стихи о проделках своих одноклассников и учителях. Его произведения пользовались у школьников большой популярностью. Гиляровскому хорошо давался французский язык, его переводы оценивали как очень хорошие. Затем Владимир увлекся цирком, освоил акробатику и джигитовку, всерьез решив стать цирковым артистом.

К Гиляровскому в полной мере можно применить выражение "колоритная личность". Его внешность, характер, манера вести себя и говорить, да и вся биография в целом были очень живописными. В 1871 году молодой Гиляровский провалил экзамены в гимназии, и, не окончив обучения, сбежал из дома. Владимир отправился в незнакомый мир, не взяв ни паспорта, ни денег, но он был твердо уверен в своих силах. Гиляровский вступил в артель бурлаков. В течение 20 дней он в общей лямке шел по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем Владимир Алексеевич работал крючником, табунщиком. Широкая натура будущего писателя требовала выражения, и во все свои начинания Гиляровский вкладывал весь свой, ум и душу. К тому же он обладал поразительной физической силой. Без труда Гиляровский ломал пальцами серебряные рубли, разгибал подковы. Рассказывают, что как-то Владимир Алексеевич решил удивить своего отца, и завязал узлом кочергу. В ответ отец, уже глубокий старик, тут же развязал и выпрямил кочергу, осерчав на сына за то, что он портит хорошие вещи.

В 1873 году будущий знаменитый журналист и писатель поступил в Московское юнкерское училище, но проучился в нем только месяц, а затем за нарушение дисциплины его отчислили полк. Продолжать службу Гиляровский не стал. Подав рапорт об отставке, он работал истопником в школе военных кантонистов, трудился в Ярославле на белильном заводе купца Сорокина, на рыбных промыслах, был пожарным и даже выступал в качестве циркового наездника. В 1875 году Гиляровский стал театральным актером. Его игру можно было увидеть на театральных сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и других городов России.

С началом русско-турецкой войны в 1877 году Гиляровский вернулся в армию в качестве вольноопределяющимся. Он служил на Кавказе в 161-ом Александропольском полку в 12-ой роте, затем перешёл в охотничью команду. Благодаря своим способностям Владимир Алексеевич довольно быстро попал на службу в ряды военной элиты - разведку. Он был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени - наградой очень почетной. Гиляровский редко надевал этот орден, но очень им гордился. Также Владимир Алексеевич получил медаль "За русско-турецкую войну 1877—1878" и медаль "В память 300-летия дома Романовых".

На протяжении всего этого времени Гиляровский продолжал писать стихи и разнообразные зарисовки, вел постоянную переписку с отцом, который хранил всю корреспонденцию. Стихотворение Гиляровского впервые было напечатано в Вологде в 1873 году, но сам автор узнал об этом лишь спустя пять лет.

В 1881 году, приехав в Москву, Гиляровский остановился в гостинице Голяшкина, что на углу Тверской и Газетного переулка. Здесь он познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который служил при первом частном московском драматическом театре А.А. Бренко, и там же жил. В театре часто бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский. Затем Гиляровский переселился в меблированные комнаты "Англия" в доме Шаблыкина на улице Тверской. В это время зародилась его дружба с А.П. Чеховым и И.И. Левитаном.

Осенью этого же года, вернувшись с театральных гастролей по городам России, Владимир Алексеевич начал работать репортером. Вначале несколько его заметок и стихов напечатали в "Русской газете", а затем он стал репортером газеты "Московский листок", недавно открытой Н.И. Пастуховым. В 1882 году Гиляровский уже был постоянным сотрудником газеты с оплатой по 5 копеек за строку. Пастухов стал первым наставником и учителем Гиляровского, он начал его знакомить с Москвой, ее разнообразными обитателями, в том числе с официальными представителями полиции, с миром преступников, нищих и бродяг. Все эти люди могли пригодиться в будущем, от них можно было получать нужные сведения о московских происшествиях в самые короткие сроки. Обязанностью Владимира Алексеевича было предоставлять в газету наиболее оперативно все самые свежие новости, быть в курсе всего, что происходит в Москве и окрестностях. Несмотря на довольно молодой возраст, у Гиляровского за плечами был уже солидный жизненный опыт, и это очень помогало ему в работе. В поисках интересных сюжетов он пешком ходил на окраины Москвы, какими тогда были Марьина Роща или Даниловка. Пастухов был очень скрупулезен в отношении правдивости материала, который выходит в его газете. Он требовал, чтобы сведения репортеров были исключительно правдивыми. Так Гиляровский выработал в себе такие профессиональные качества как высокая осведомленность, оперативность, правдивость. Его источники информации выходили далеко за рамки официальных, а сам он подшучивал над полицией, говоря: "мои агенты лучше ваших".

Несмотря на то, что у Владимира Алексеевича было множество знакомых среди вокзальных сторожей, канцелярских писцов, трактирщиков, кустарей, гостиничной прислуги, пожарных, обитателей трущоб, он по возможности предпочитал лично присутствовать на месте любого значительного происшествия. Часто он прибывал на место раньше прочих репортеров, получив сведения из первых рук, и опередив всех своих коллег. У него даже было специальное разрешение, позволявшее ему ездить вместе с пожарными на их обозах. Благодаря репортажам Гиляровского росла популярность изданий, в которых они печатались. Владимир Алексеевич же приобрел всеобщую известность и уважение после того, как опубликовали его репортаж о трагических событиях на Ходынском поле, когда во время коронации Николая II в страшной давке погибло огромное количество людей. Это был единственный репортаж в русской и мировой прессе, который правдиво повествовал о случившейся трагедии.

Ту функцию, которую сейчас выполняет телевидение, тогда выполнял репортер - единственный источник свежих новостей. Гиляровский был первооткрывателем горячего репортажа, как в прямом, так и в переносном смысле. Он не раз рисковал своей жизнью. Это было и на Ходынском поле, и во время репортажей с московских пожаров, в тушении которых Гиляровский иногда сам принимал участие. Он никогда не стоял в стороне от событий. Человек богатырского телосложения, в колоритной казацкой папахе, он стал живым символом Москвы.

Довольно скоро заметки Гиляровского стали появляться и в других московских изданиях, и всего за несколько лет из простого репортера он превратился в знатока московской жизни. Владимир Алексеевич был не только талантливым журналистом и писателем, но и очень интересным собеседником. Москвичи стали называть его дядей Гиляем, признавая за своего и выражая искреннюю признательность. О жизни Гиляровского сохранилось множество воспоминаний, из которых становится понятно, какой это был необычный человек. Например, однажды он отправил в Австралию по вымышленному адресу письмо только для того, чтобы проследить долгий и запутанный путь, который проделает письмо по миру, прежде чем вернуться к отправителю. Друзьями и хорошими знакомыми Владимира Алексеевич были многие известные люди того времени, в том числе Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин, Андреев, Белый, Блок, Брюсов, М. Горький, М.Н. Ермолова, Есенин, Качалов, Паустовский, Репин, Саврасов, Станиславский и многие другие. Он являлся действительным членом Общества любителей российской словесности, был членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

Как уже говорилось, Гиляровский считался признанным знатоком Москвы, и это было на самом деле так. Он прекрасно знал историю города и то, чем жила современная Москва. Его интересовало все: архитектура, география, высший свет Москвы и низшие слои общества, обитавшие в районе Хитровки. Городская беднота также прекрасно знала и любила писателя, а заслужить такое отношение было очень нелегко. Завоевать доверие нищих, босяков, отщепенцев и преступников, опустившихся по разным причинам, озлобленных, Гиляровский смог благодаря своему бесстрашию, честности и добросердечию. Все знали, если ты сегодня поделишься с "дядей Гиляем" информацией, завтра он выручит тебя - даст взаймы денег, и тут же о них забудет, вызволит из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию в интересующем тебя деле, а если повезет - то король московских репортеров прославит тебя в своей статье. Отличительной особенностью его таланта было умение найти не просто актуальный материал, такой, который вызывал у людей живой интерес и сопереживание.

Как уже говорилось, Владимир Алексеевич был приверженцем точности, никогда не шел на поводу желания приукрасить события, но это не значит, что его репортажи являлись сухим изложением фактов. Во всех своих статьях он не просто рассказывал о случившемся, большое внимание он уделял людям - непосредственным участникам событий. Гиляровский всегда обращал внимание на простых людей и условия их труда. Один из примеров - это репортаж из Орехово-Зуево, сделанный в 1882 году. В своей статье журналист пишет о тяжелом положении семей рабочих, которые погибли во время пожара на фабрике Хлудова. В репортаже "С гуслицкого пожара" 1887 Гиляровский пишет: "Героем дня в деревне явился 13-лет-ний мальчик Гаврило Лаврентьев". Этот мальчик вынес из горящей избы своего младшего брата. Обычные горожане часто становились героями очерков Гиляровского. Он писал о скудных заработках штатных воспитателей Воспитательного дома, о плохом состоянии благотворительных заведений Москвы, о бедах отдельных семей, о попытках организованной борьбы с пьянством и многих других социальных проблемах.

Не всегда официальные власти были рады вмешательству корреспондентов газет и журналов, и Гиляровскому приходилось применять и настойчивость, и находчивость. Среди громких репортажей Гиляровского целый ряд посвящен железнодорожной тематике. Когда в 1892 году на станции Кукуй Курской железной дороги произошла железнодорожная катастрофа, ее расследовали в условиях особой секретности, так как вина путевых служб в том случае была чересчур очевидной. Посторонних к расследованию не подпускали и близко, но Гиляровский не мог смириться с таким положением дел. Новость о трагедии застала его в гостях у М.В. Лентовского, где также находился и управляющий Московско-Курской железной дорогой. Владимир Алексеевич по собственной инициативе, даже не известив редакцию газеты, в которой работал, без промедления отправился к месту крушения. Он спрятался в туалете одного из вагонов служебного поезда, а затем присоединился к комиссии, члены которой толком друг друга не знали. Таким образом, Гиляровский опередил журналистов из других газет на двое суток, и мог предоставить людям самые точные сведения без официальной цензуры. В течение двух недель Гиляровский посылал репортажи с места событий в "Московский листок".

Были и такие задания, с которыми Гиляровскому не удалось справиться. Одно из них - несостоявшийся репортаж с воздушного шара. Поначалу было запланировано, что Владимир Алексеевич будет описывать полет воздушного шара над Москвой, но в последний момент обстоятельства сложились так, что журналисту пришлось лететь вместе с воздухоплавателем, и они улетели за пределы Москвы, а репортаж не попал в газету в нужное время. Спустя 40 лет отчет-воспоминание о полете все-таки был напечатан, а ощущения от этого приключения Гиляровский сохранил навсегда.

Но Владимир Алексеевич сотрудничал не только с "Московским листком". Еще сенью 1883 года, когда Гиляровский вернулся с гастролей театра В.Н. Андреева-Бурлака, газета "Русские ведомости" решила улучшить свою репортерскую часть, и взяла его на работу. Сам журналист об этом вспоминал так: "Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом".

Гиляровскому приходилось вести очень напряженный образ жизни: "Днем завтракаешь в "Эрмитаже", ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте... а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении "Демона", присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, — я описываю обстановку этого торжественного спектакля; а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер — встречи в редакциях... у Глеба Успенского на пятом этаже в его квартирке на Васильевском острове... А там опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю ".

Пожалуй, стоит отметить, что работа Гиляровского не была простой погоней за сенсациями. Часто в результате его репортажей-расследований на существующие проблемы обращали внимание власти, и решали их. Так, в конце 1880-х годов в Москве существовала проблема отлова бездомных одичавших собак, и в 1887 году вышла обширная статья Гиляровского "Ловля собак в Москве". Для того, чтобы изучить ситуацию изнутри, журналист пришел к людям, которые занимаются отловом животных, и сказал, что у него пропала собака. Эта небольшая хитрость позволила ему увидеть, в каких ужасных условиях содержатся отловленные собаки, а также о существующем барышничестве, которое поощряло похищение породистых собак, и противоречило существующим инструкциям по отлову. Все эти и прочие подробности, открывшиеся в результате репортерского расследования, позволили властям незамедлительно принять меры, и усилить контроль полиции за Грибановым, возглавлявшим этот бизнес в Москве.

Репортерская работа требовала от Гиляровского постоянно передвигаться. Приходилось очень много ездить и ходить. У Владимира Алексеевича был свой постоянный извозчик, о котором он писал: "Ваня Дунаев ездил со мной помесячно... Я ездил с ним на рискованные репортерские приключения по разным трущобам совершенно спокойно. Он бывал со мною на скачках и бегах ". Редакция газеты ценила увлеченность и профессионализм Гиляровского. Помимо установленных 5 копеек за строку, ему платили еще 100 рублей в месяц, а также оплачивала некоторые командировочные расходы. Гиляровский вспоминал: "В те годы я занял в "Русских ведомостях" солидное положение и, кроме репортерства, печатал статьи и фельетоны ".

В 1887 году по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова Гиляровский издал свой первый сборник "Трущобные люди". Практически весь тираж этого сборника был уничтожен цензурой. Следом за первым сборником появились и другие, которые читатели встречали с неизменным одобрением. Произведения Гиляровского не были безупречными с литературной точки зрения. Чехов иногда критиковал склонность Владимира Алексеевича к "общим местам и трескучим описаниям", не забывая при этом называть человеком "чистым сердцем", в котором "совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам". В то время были широко известны и стихи Гиляровского, хотя, критики их оценивали не так высоко, как его прозу. В начале Первой мировой войны вышла книга его стихов, гонорар от которой автор передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Иллюстрации к книге создали братья Васнецовы, Кустодиев, Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. То, что такое число исключительно знаменитых людей объединились ради создания этой книги, говорит об уважении, которое они испытывали к Гиляровскому. Сам он интересовался живописью, и всегда поддерживал молодых художников, приобретая на выставках их картины. Но материальной помощью дело не заканчивалось. Гиляровский охотно писал о разнообразных художественных выставках, демонстрировал купленные картины своим знакомым, пророча их авторам славу в будущем. Художники отвечали Гиляровскому такими же теплыми чувствами. Его живописный образ так и просился на полотно. Владимира Алексеевича писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. На картине Репина "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" Гиляровского можно узнать в смеющемся запорожце. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский был на даче частым гостем, написал портрет Владимира Алексеевича и портреты членов его семьи. Скульптор Н.А. Андреев создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю ни с кого иного как с Гиляровского. И дело не только во внешней схожести писателя с запорожцем. После проведения ряда серьезных исследований Гиляровский установил точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько обширных статей.

Не только у художников личность Гиляровского вызывала живой интерес. О нем писали поэты, журналисты и писатели. Сохранилось множество воспоминаний об изучении Гиляровским "московского дна". Паустовский писал: "Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. Его можно назвать "комментатором своего времени ". Можно сказать, что к написанию знаменитого рассказа "Злоумышленник" Чехова подтолкнул именно Гиляровский, история была довольно интересной.

В 1884 Гиляровский женился на М.И. Мурзиной. Несколько раз семья переезжала с квартиры на квартиру, а с 1886 года и до конца жизни проживала в доме Титова по адресу Столешников переулок, дом 9. Летом супруги снимали дачу в Краскове или в Быкове, что располагается по Казанской железной дороге. Сам Гиляровский редко жил на даче, был больше наездами, но за это время успевал найти интересные сюжеты из Подмосковья. В Красково дачу снимал и А.П. Чехов, с которым Владимир Алексеевич дружил. В один из дней, когда Гиляровский с Чеховым прогуливались по окрестностям, на берегу пруда они повстречали рыбака, мазавшего илом загноившуюся ногу. Будучи по образованию врачом, Антон Павлович не смог спокойно смотреть на такое невежество. Он осмотрел ногу мужика и прописал ему мазь. Возможно, именно тогда Чехов заметил на сетях у мужика необычные грузила. Гиляровский разъяснил Чехову, что это гайки, которые рыбак отвинчивает от железнодорожных рельсов. После этого случая у Чехова появился рассказ на железнодорожную тему под названием "Злоумышленник".

У самого Гиляровского с железной дорогой связано очень много сюжетов. Широко известен очерк "В вихре", когда Гиляровский ехал в том поезде, на котором машинист А.В. Ухтомский, эсер, вывозил из Москвы под обстрелом правительственных войск дружинников в декабре 1905 года. К этому же событию относится и рассказ железнодорожника Т.В. Голубева о карательной экспедиции полковников Мина и Римана на Московской железной дороге. Этот рассказ опубликовали только в 1925 году. Публикация была образцом честного и непредвзятого журналистского освещения. Повстанцы в нем изображены не такими идеальными людьми, которыми многим хотелось бы их видеть. Карательный поезд Римана застал многих из них за мародерством и грабежами станционных складов. Но в любом случае, жестокая расправа без суда и следствия не могла быть оправдана.

Среди самых известных репортажей Гиляровского - рассказ об ужасном урагане, который пронесся по Москве в 1904 году, и оставил после себя значительные разрушения и человеческие жертвы. 16 июня ураган пронесся опустошительной полосой от станции Карачарово до Сокольников в направлении Ярославского шоссе. Тираж газеты с этим репортажем побил все рекорды - было продано 100 000 экземпляров. Владимир Алексеевич писал, что "по счастью" он оказался в центре разрушительного смерча. Буря застала журналиста в Лефортове около 5 часов вечера. В 10 чесов Гиляровский уже был в редакции газеты, и писал отчет, затем после двухчасового сна, в 2 часа ночи вместе с коллегой В. Дорошевичем он вновь отправляется в район бедствия. С 3 часов ночи и до рассвета журналисты обходили город. "В 7 часов мы с моим спутником поехали в город и до самого дома не обменялись ни одним словом. Впечатление ужасное", — рассказывал Гиляровский в следующем номере газеты.

Не раз на страницах "Русского слова" Гиляровский поднимал вопрос профессиональной этики репортеров. Эту тему затрагивают статьи "По собственной неосторожности", "Три тысячи бритых старух" другие. В них Владимир Алексеевич поднимает на смех репортерские штампы, показывает серьезные недочеты в освещении репортерами уголовных дел.

Очень интересна большая статья Гиляровского "Праздник рабочих", посвященная празднованию рабочими дня Первого мая в Сокольниках в 1905 году. Вот некоторые выдержки из этого материала: "О первом мая в Сокольниках говорили давно. Носились слухи о "бунте", об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники, из боязни этого дня, не выезжали в Сокольники, и дачи пустуют. Но это был измалеванный черт, которого, оказалось, бояться нечего. Гулянье 1 мая в Сокольниках прошло благополучно. Народу было более 50 000... Подстриженные, причесанные, одетые по средствам и обычаю, рабочие все были чисты, праздничны, и сновавшие между ними хулиганы и "ночные сокольничьи рыцари" ярко отличались от них. И когда эта "рвань коричневая" подходила к группам рабочих, ее встречали не совсем дружелюбно...Если в толпе были только одни рабочие, — все обходилось благополучно, послушают, поговорят и мирно расходятся. Иногда после речей кричали "ура", но было все смирно. Не то, когда появлялись хулиганы и карманники!".

З аканчивается репортаж такими словами: "Городской праздник был окончен. Москвичи, натерпевшись страху в десятиминутной панике, убрались восвояси, кто на трамвае, кто на извозчике, кто пешком. Рабочие остались в роще, заняли чайные столики, снова стали собираться в свои партии...Часу в седьмом образовалась... одна партия, человек в триста, которая прошла по четвертому просеку до линии Московско-Ярославской ж. д. и на 5-й версте, на полотне, расположилась, и начались речи...В самый разгар речей вихрем по 4-му просеку налетел взвод казаков, и толпа скрылась в чаще леса. Это был последний эпизод в Сокольничьей роще 1 мая... Все страхи и ужасы этого дня, навеянные некоторыми газетами и массой прокламаций, оказались вздорными. Пусть же празднуют и рабочие! Пусть 1 мая в Сокольниках будет их день. Как Татьянин день для студентов... "

В 1914 году Владимиру Алексеевичу предложили издать собрание своих сочинений. Он начал работать над семитомным собранием, но начало Первой мировой войны помешало реализовать эти планы. После Октябрьской революции Гиляровский продолжал работать. Теперь он печатался в новых изданиях: в газетах "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", в журналах "Рампа", "Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". Его популярность не ослабевала, а книги, написанные им, не залеживались на прилавках.

Самой известной книгой Гиляровского, которая и сегодня очень популярна у читателей, является "Москва и москвичи", изданная в 1926 году. В ней подробно и правдиво отображена жизнь Москвы периода 1880-1890-х годов. В ней можно найти рассказ обо всем интересном, на страницах книги описаны рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, люди искусства, торговцев, чиновники и многое другое. Второе издание книги (1931г.) называлось "Записки москвича". В 1926 также вышла книга "От Английского клуба к Музею революции".

В книге "Мои скитания" читатель встретит уникальные воспоминания о тяжелом труде бурлаков. Гиляровский подробно описывает все профессиональные тонкости этого дела, рассказывает о положении бурлаков в обществе, о том, как проходит их рабочий день, как они обедают и отдыхают. Масса подробностей и нюансов бурлацкой жизни, которые стали известны Владимиру Александровичу из собственного опыта, детально знакомят нас с этой, давно ушедшей в прошлое, профессией так, что не остается ни одного непонятного вопроса.

Последняя книга Владимира Алексеевича Гиляровского "Друзья и встречи" была издана за год до его смерти. В то время он уже был очень болен, почти потерял зрение, но продолжал работать, описывая свою. Полную приключений и событий, жизнь. Он писал: "И вот на старости я сызнова живу двумя жизнями: старой и новой. Старая - фон новой, который должен отразить величие второй. И моя работа делает меня молодым и счастливым - меня, прожившего и живущего… ".

Владимир Алексеевич Гиляровский умер 1 октября 1935 года в возрасте 82 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1966 году в его честь переименовали 2-ю Мещанскую улицу в Мещанском районе Москвы. Есть улица его имени и на родине писателя, в Вологде. Самой лучшей памятью о выдающемся журналисте и писателе, о яркой личности, какой был Гиляровский, служат его книги, издаваемые большими тиражами до сих пор.


(1853-1935) русский писатель, журналист

Без Гиляровского невозможно представить себе Москву на рубеже XIX-XX веков. Он был не только ее летописцем, «живой памятью», как метко охарактеризовал его Иван Бунин . Гиляровский Владимир Алексеевич стал непременной частью городской культуры, поскольку прожил в Москве более пятидесяти лет и всю жизнь писал о ней.

Владимир Гиляровский родился в вологодском имении графа Олсуфьева, где его отец служил помощником управляющего. Мать была казачкой с Кубани, и ее корни уходили к запорожцам. Она скоропостижно умерла, когда Владимиру еще не исполнилось восьми лет. Воспитателем и самым большим другом мальчика с этого времени становится двоюродный дядя П. Китаев. Он был отставным матросом и всю жизнь прожил в семье Гиляровских. Китаев приучил мальчика заниматься спортом, от него будущий писатель перенял увлечения гимнастикой и боксом.

Круг его знакомых расширился, когда Владимир переехал в Вологду и начал учиться в гимназии. Тогда он познакомился с высланными туда студентами Петербургского и Московского университетов. Под их влиянием у него сложились демократические взгляды.

В 1871 году, подражая героям романа Николая Чернышевского «Что делать?», Владимир Гиляровский покинул отцовский дом и отправился на Волгу. Его скитания продолжались десять лет, и за это время будущий писатель сменил множество профессий. Он работал бурлаком, был заводским рабочим, пожарным, объезжал диких лошадей. С 1873 года в провинциальных газетах время от времени стали появляться его репортажи, в которых он рассказывал об увиденном и описывал встреченных им людей.

Несколько лет, Владимир Гиляровский проработал в провинциальных театрах. Позже его впечатления об этом периоде отразятся в книгах очерков «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (опубликована в 1941 году).

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Владимир Алексеевич Гиляровский добровольцем вступил в армию. Он прошел всю войну в качестве разведчика. За храбрость был награжден орденом.

Поворотным в его жизни стал 1881 год, когда Гиляровский поселился в Москве. После публикации нескольких очерков в журнале «Будильник» он стал корреспондентом нескольких московских газет. И с этого времени его очерки и репортажи регулярно появляются в московских изданиях.

Владимир Гиляровский неутомимо искал сюжеты для своих репортажей. Он объездил все Подмосковье, побывал на крупнейших фабриках и заводах и отовсюду привозил яркие, а иногда и совершенно неожиданные по содержанию рассказы. Но ни в одном из них он ничего не приукрашивал и не придумывал. Он считал, что писать надо только о том, что видел своими глазами.

В 1883 году Владимир Алексеевич Гиляровский был приглашен в крупнейшую газету того времени - « Русские ведомости», с которой и была связана практически вся его дореволюционная деятельность. В качестве корреспондента этой газеты он оказался единственным журналистом, который описал катастрофу на Ходынском поле во время коронации Николая II. Очерки Гиляровского были высоко оценены А.Чеховым и Г. Успенским, которые и посоветовали ему серьезно заняться литературой.

Кроме очерков, он писал и рассказы. Вначале он печатал их в журналах, но по совету Антона Павловича Чехова собрал свой первый сборник - «Трущобные люди». Книга была напечатана в 1888 году, но ее тираж был сразу же конфискован и уничтожен цензурой - слишком уж ярко и сочувственно в ней были описаны обитатели «дна». Книга вышла из печати только в 1957 году.

К столетию Гоголя в 1906 году Гиляровский предпринял большую поездку на Украину, в ходе которой объехал все места, связанные с жизнью писателя, и уточнил ряд неизвестных фактов его биографии. В частности, он обнаружил документы, в которых содержалась точная дата и место рождения писателя.

Кроме прозы, Владимир Гиляровский постоянно обращался к поэзии. Он регулярно публиковал отдельные стихотворения, а в 1896 году написал поэму «Стенька Разин». Последнее его крупное поэтическое произведение - поэма «Петербург» - вышла из печати в 1922 году. Она построена на контрасте красоты и страдания, и поэт во многом подражает Александру Блоку . Однако главной темой в творчестве Гиляровского неизменно оставалась Москва. Он стал знатоком и исследователем московского быта, одним из первых понял, что городская среда нуждается в таком же сохранении, как и другие памятники человеческой культуры. Поэтому на протяжении многих лет писатель бережно собирал и записывал рассказы о старой Москве, описания обычаев, быта и нравов различных слоев городского населения. Именно Гиляровский ввел своеобразную моду на эту тему в начале XX века, живописно и немного романти-зированно описав жителей ночлежек. В этом плане журналист стал предшественником Горького. Когда пьеса «На дне» ставилась в Малом театре, Владимир Гиляровский специально провел по Хитрову рынку актеров и художника спектакля В. Симова, чтобы они увидели то, что должны были воплотить на сцене.

Накопленные впечатления стали основой многочисленных книг Гиляровского, вышедших в послереволюционное время, - «Москва и москвичи» (1926), «Записки москвича»(1931), «От Английского клуба к Музею революции» (1926), «Москва газетная» (1960).

После событий 1917 года, Владимир Алексеевич Гиляровский не понял и долго не принимал новую жизнь. Видимо, поэтому он так и не начал печататься в советской прессе. Кроме книг о Москве, в эти годы Гиляровский опубликовал цикл мемуарных произведений. В них преобладает чувство ностальгии по прошлому. Судьбы выдающихся людей, которых он знал, переплетены с историями несостоявшихся и погибших талантов, знаменитых воров, богатых купцов и профессиональных нищих. Объясняя, почему он так поздно обратился к мемуарному жанру, Владимир Гиляровский писал: «О встречах в моей юности я начал писать только теперь, потому что только через десятки лет эти впечатления встали передо мной достаточно ярко». Он был человеком большой физической силы, его крупная, дородная фигура не раз привлекала внимание художников. Скульптор Н. Андреев запечатлел Гиляровского на одном из барельефов памятника Н. Гоголю. Художник И. Репин изобразил писателя на картине «Запорожцы».

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 8 декабря 1853 года в имении в Вологодской губернии, умер в 1935 году в Москве. Потомок запорожских казаков.

В 1871, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 70-х гг. и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-78 вступил добровольцем в армию.

В 1881 приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.

Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты «Англия» в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с А. П. Чеховым и И. И. Левитаном.

В 1884 Гиляровский женился на М. И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 до конца жизни - в доме Титова в Столешниковом переулке, 9.

В начале 80-х гг. Гиляровский начал печататься в «Московском листке», «Русской газете», «Современных известиях», «Будильнике». Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское «дно».

В 1887 по совету Г. И. Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием «Трущобные люди». Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали «дяди Гиляя».

Дружил или был близко знаком с Л. Н. Андреевым, А. Белым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, М. Горьким, М. Н. Ермоловой, С. А. Есениным, В. И. Качаловым, Куприным, К. Г. Паустовским, И. Е. Репиным, А. К. Саврасовым, Скитальцем, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др.

Помимо того что Гиляровский имел репутацию «короля московских репортёров», он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

В 1914 Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана первой мировой войной. После революции Гиляровский печатался в газетах «Известия», «Вечерняя Москва», «На вахте», в журналах «Рампа», «Красная нива», «Художественный труд», «Огонёк».

В 1926 вышло первое издание его книги «Москва и москвичи»; второе издание (1931) носило название «Записки москвича». В 1926 вышла книга «От Английского клуба к Музею революции».

Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, - книги «Друзья и встречи» (1934), «Москва газетная» (опубликована в 1960), «Люди театра» (издана в 1941) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В поместье графа Олсуфьева, что находится в Вологодской губернии 26 ноября (8 декабря), впервые увидел мир ребенок, которому в будущем суждено было стать русским писателем и журналистом, и что самое главное, своеобразным современным летописцем Москвы - Владимир Алексеевич Гиляровский. В 1860 году его отец получил должность управляющего полицией в Вологде.

В начале 1871 года в результате неудачно сданного экзамена ему пришлось бежать из дома без документов и средств существования. В Ярославле он устроился работать бурлаком, за 20 дней прошёл с лямкой по Волге более 150 км (от Костромы до Рыбинска). Позже там же, в великом Ярославле, зарабатывает на жизнь, работая в порту на должности крючника.

В первой половине 70-х годов XIX века он приехал в Москву, где поступил в Лефортовское юнкерское училище. Правда, проучился он там не более месяца. За нарушение дисциплины был отчислен в полк и там написал рапорт об отставке.

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 записался добровольцем в армию. После войны в 1881 году снова вернулся в Москву, и более года работал в драматическом театре Анны Бренко. Распрощавшись с театральными подмостками, Гиляровский начал издавать свои работы в «Московском листке» и «Русской газете», а также в других не менее популярных изданиях. Гиляровский одним из первых начал освещать жизнь простых работяг Белокаменной.

Неожиданно для самого себя, он очень быстро заработал расположение жителей современной столицы. К тому же, активная общественная позиция (почётный пожарный и член нескольких очень престижных литературных сообществ) Владимира Алексеевича только укрепляла доверие к его словам.

В 1914 году у Гиляровского появляется возможность издавать свои сочинения, но работа над собранием в семи томах прерывается началом Великой войны (июль 1914).

Скончался писатель в 1935 году. Могила Владимира Алексеевича находится на столичном Новодевичьем кладбище.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры