Кино. Оперетта " Сильва" - три полных версии

Главная / Бывшие

"Да здравствует любовь!", "Сильва" - таковы варианты названий популярнейшей оперетты И. Кальмана "Королева чардаша". На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и вслед за обаятельным графом Бони Канислау повторяют: "Без женщин жить нельзя на свете, нет!".

К истории создания "СИЛЬВЫ" ("Королева Чардаша")

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску,возник у Кальмана в начале 1914 г. Либретто известных немецких драматургов Лео Штейна и Белы Йенбаха называлось "Да здравствует любовь!".

Захваченный сюжетом произведения, Кальман с необычайным энтузиазмом принимается за работу. Несмотря на перерывы в совместной работе композитора и либреттистов, перерывы, обусловленные историческими событиями, оперетта была закончена. Премьера состоялась 17 ноября 1915 г. в Венском театре. Сценическую судьбу “Сильвы” можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, гдеглавную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной и Берлином "Сильва" начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.

Имре Кальман один из основоположников и наиболее видных представителей новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, еффективной оркестровкой. Его искусство обладает не только щедрым мелодическим даром, но и способностью психологически тонко обрисовать внутренний мир героев.

Свою творческую деятельность Кальман начал будучи студентом Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, одновременно изучая право на юридическом факультете университета.

В 1908 г. в Будапештском театре, позднее - во многих городах Европы и Америки с успехом прошла премьера первой оперетты Кальмана

"Осенние маневры". После этого Кальман целиком посвятил себя опереточному жанру и написал 20 оперетт. В Вене появляются наиболее известные его оперетты: "Цыган–премьер" (1912), "Королева Чардаша" известна под названием "Сильва"(1915), "Баядера"(1921), "Марица”(1924), "Принцесса цирка" (1926), "Герцогиня из Чикаго" (1928),"Фиалка Монмартра" (1930).

К началу 30-х годов композитор достигает поистине всемирной известности и славы. Его 50-летний юбилей празднуется в Вене и Будапеште с невиданным размахом. Франция объявляет Кальмана кавалером Почетного легиона. Его произведения ставятся на сценах всего мира.

После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 г. произведения Кальмана были запрещены и композитор эмигрировал в Швейцарию, в 1940 г переехал в США. В 1949 г. он возвратился в Вену, а в 1951 г. переехал в Париж, где умер 30 октября 1953 года.

Среди произведений Имре Кальмана, кроме двадцати оперетт, - сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы, а также статьи и рецензии.

История музыка так же непредсказуема, как человеческая жизнь – и случается так, что самые жизнерадостные и светлые произведения рождаются в тяжелые времена. Впрочем, даже это не кажется удивительным, когда речь идет о жанре оперетты, тем более, о таком выдающемся мастере этого жанра, каким был . В 1914 г. он начал работать над одной из известнейших своих оперетт, которая называлась… однозначно нельзя сказать, как она называлась, поскольку у нее было три заглавия. Либретто Лео Штейна, предложенное композитору, именовалось «Да здравствует любовь!», но публике она известна под двумя другими называниями – «Королева чардаша» и «Сильва».

В Европе уже шли военные действия – но гром пушек не был слышен в Ишле, куда удалился , чтобы работать над новым сочинением. «Королеву чардаша» он писал на вилле «Роза». Место это примечательно не только тем, что его посещал в детстве будущий император Франц Иосиф – здесь бывали (а главное – работали) многие выдающиеся композиторы и музыканты: , Йозеф Иоахим. Здесь рождалась опера Джакомо Мейербера «Пророк» («Иоанн Лейденский»). История оперетты тоже связана с виллой «Роза» – создавал здесь свою оперетту «Граф Люксембург»… И вот теперь здесь рождалась «Королева чардаша».

Как известно, на любую ситуацию можно взглянуть под разными углами зрения – из одного и того же сюжетного мотива может вырасти и трагедия, и комедия. При взгляде на сюжет творения Кальмана нельзя не вспомнить такую глубоко трагедийную вердиевскую оперу, как «Травиата»: в обоих произведениях мы встречаем героиню, принадлежащую к числу презираемых высшим обществом женщин (в одном случае – куртизанку, в другом – артистку варьете), но далеко не вульгарную, и влюбленного в нее добропорядочного аристократа, которому гордые и чванливые родственники никогда не позволят жениться на такой женщине. Ситуация в оперетте, пожалуй, может показаться даже более острой: Эдвину, влюбленному в певицу Сильву, родители навязывают брак со Стасси – девушкой его круга, в которую влюбляется Бони – друг Эдвина… В опере (да и в реальной жизни) такая ситуация не привела бы ни к чему хорошему – но у оперетты свои законы: под веселые, искрометные мелодии все драматические перипетии рассеиваются как дым: выясняется, что мать Эдвина сама в молодости выступала в варьете (причем в том же самом, что и Сильва), и после раскрытия такой семейной тайны строгому отцу – князю Волапюку – уже неудобно запрещать сыну жениться на певице. В финале перед нами предстают две счастливые пары: Эдвин и Сильва, Бони и Стасси – любовь восторжествовала над сословными предрассудками!

Если первоначальное заглавие оперетты – «Да здравствует любовь!» – идеально отражает сущность ее сюжета, то название окончательное – «Королева чардаша» – как нельзя лучше характеризует ее музыкальную сторону: этот зажигательный венгерский танец играет важную роль в творении Кальмана. Очертания чардаша возникают уже в выходной арии Сильвы – «Хей-я, о хей-я!»: медленная, томная мелодия сменяется зажигательной фришкой. Чардаш представляет собой и другая ария главной героини, звучащая в первом акте – «О, не ищи ты счастья». Появляются в оперетте и другие танцевальные ритмы – вальс (например, рефрен дуэта Эдвина и Сильвы из первого действия), канкан.

Хотя в оперетте и присутствуют сольные номера (наряду с уже упомянутыми ариями Сильвы можно назвать, например, лирическое ариозо Ферри – старого театрала, сочувствующего влюбленным), все же преобладают в «Королеве чардаша» номера ансамблевые: дуэты, терцет «Гей, возьми, цыган, скрипку» (Бони, Сильва и Ферри), радостный квартет счастливых молодых влюбленных, завершающий произведение, и другие. В финалах всех трех актов важную роль приобретает хор.

Несмотря на тревожные события эпохи, зачастую препятствовавшие контактам композитора и либреттиста, завершил «Королеву чардаша» осенью 1915 г. Немало волнений доставила композитору премьера – дело в том, что Кальман был суеверен, а спектакль был назначен на тринадцатое ноября… Разве можно было ожидать чего-нибудь хорошего от такой даты! Однако тринадцатого спектакль не состоялся – нет, не из-за событий Первой мировой войны, а из-за артиста Йозефа Кёнига, лишившегося голоса. Но если вы думаете, что это успокоило автора, вы ошибаетесь: перенос премьеры – тоже плохая примета, ничем не лучше тринадцатого числа! Одним словом, Кальман был морально готов к сокрушительному фиаско – и ошибся в своих предположениях: оперетту ждал грандиозный успех, мелодии из нее напевала вся Вена.

Война не помешала российской премьере «Королевы чардаша», состоявшейся в 1916 г. – правда, реалии времени все же наложили отпечаток на этот спектакль: имена действующих лиц были изменены. Иным стало и заглавие – «Сильва». С тех пор в нашей стране эта оперетта Кальмана чаще всего ставится именно под таким названием.

Все права защищены. Копирование запрещено.

«Королева чардаша» (нем. Die Csardasfurstin) - оперетта венгерского композитора Имре Кальмана , написанная им в 1915 году. Замысел оперетты , посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в начале 1914 г. Захваченный сюжетом произведения, Кальман с необычайным энтузиазмом принимается за работу. Несмотря на исторические события, из-за которых возникали перерывы в работе, оперетта была закончена. Премьера состоялась 17 ноября 1915 г. в Венском театре. Сценическую судьбу «Сильвы» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. «Сильва» начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.

"Да здравствует любовь!", «Сильва» - таковы варианты названий популярнейшей оперетты И. Кальмана «Королева чардаша». На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и вслед за обаятельным графом Бони Канислау повторяют: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!».

СЮЖЕТ оперетты «Сильва»

Сильва Вареску дает прощальный спектакль перед предстоящими гастролями в Америке. Ее ее возлюбленный Эдвин опаздывает на это событие. Когда же он появляется в варьете, Бонни вручает ему срочную телеграмму, в которой родители князя настаивают на разрыве отношений своего сына с певицей и немедленном возвращении домой.

Эдвин не отвечает родителям. Несмотря на это, князь договаривается о переводе сына в другой полк. Эдвин же решается и делает предложение Сильве . Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленным пришлось расстаться.

Бонни показывает Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси. Сердце Сильвы разбито. Чтобы отвлечь от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей.

boevasve

В оперетте всегда появляется «но», и всегда не одно. И тем не менее цепь недоразумений, радостей, трагедий и разочарований должна прийти к счастливому концу, а искрящаяся музыка Имре Кальмана и блистательная игра советских актеров превращают путь к этому концу в настоящий праздник.

Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу. Эдвин попытался перенести дату свадьбы. На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини появляется Сильва вместе с Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин отменяется запланированную помолвку. Узнав об этом, князь возмущен, и вечер завершается скандалом.

Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнает, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину, как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате.

январь, 2016 г.

Иовнович Яков

Сто лет счастливой любви

К 100-летию создания оперетты И. Кальмана "Сильва"

Утро 18 ноября 1915 года. Столица Австро-Венгрии Вена. Вот уже больше года идет Первая Мировая война. Утренние газеты пестрят заголовками: "Четвертое сражение на Исонцо. Итальянские войска немного продвинулись вперед", "Наступательная операция русских войск в Северном Иране", "Британия проводит аннексию островов Гильберт и Элли (современные острова Тувалу и Киркбати). Они из протектората становятся колониями", "После провала операции на Галлипольском полуострове Уинстон Черчилль выходит из состава британского кабинета министров". Бесконечная, бессмысленная война, которая продлится еще долгих три года. Но не этими событиями запомнится этот день.

В этот день Вена проснулась с надеждой, подаренной миру накануне в "Йоган Штраус театре" на премьере новой оперетты молодого композитора Имре Кальмана "Королева чардаша". Так назвал её автор, изменив оригинальное название "Да здравствует, любовь!", которое дали своей пьесе драматурги Лео Штайн и Бела Йёнбах. Сюжет оперетты был вполне банален: любовь аристократа Эдвина и певицы варьете Сильвы. Разве может она завершиться счастливо? Или ей, как и всему происходящему на всемирной бойне уготована печальная судьба?

Но "Сильва", как и положено ей по жанру, имела счастливый конец.

Попадание оказалось в десятку, потому что счастливый конец любовной истории оживил надежду на то, что у мира есть шанс на будущее. Первыми исполнителями были: Сильва Вареску - Митцы Гюнтер, Эдвин - Карл Бахман, графиня Стасси - Сюзан Бахрих), Бони - Йозеф Конид.

Этот спектакль был повторен в "Штраус театре" Вены 2000 раз. То есть еще долгих шесть лет, три года после окончания войны, каждый вечер утверждалась родившаяся на премьере надежда! Естественно, что и в других столицах появились версии "Сильвы". В Берлине она шла ежевечерне два года со знаменитой Фрицци Массари в главной роли, в том же году премьера прошла в Будапеште, затем в 1916 году еще одна постановка в Вене. Итак, постепенно "Принцесса чардаша" (иногда она называлась "Королева чардаша") начала завоевывать мир. Причем, по обе стороны военных действий. Россия была противником Австро- Венгрии в первой мировой войне, но 1916 году премьера оперетты состоялась и там. Кто решился на перевод либретто и постановку, осталось загадкой, но название было заменено на нейтральную "Сильву" (чтобы не напоминало о венгерском чардаше) и аристократ фон унд цу Липерт- Вейлерхайм был заменен на Леопольда Воляпюка. Эдвин запел баритоном, хотя в венской премьере был тенором.

По обе стороны линии огня "Сильва" помогала сохранить мечту тех, кто сидел в окопах, и тех, кто ждал близких дома на то, что кошмар войны прекратится. Ну и как можно было думать иначе, если с первых же звуков мелодии увертюры оперетты, зритель попадал под очарование музыки Кальмана.

Интерес к постановке и экранизации "Сильвы" особенно рос во время войн и в послевоенный период. Так, "Сильва" стала первой кинокартиной, снятой на открывшейся во время второй мировой войны Свердловской киностудии.

Михаил Ильич Ромм , известный кинорежиссер, тогда был руководителем художественной кинематографии в рамках кинокомитета и находился в эвакуации в Ташкенте (центральные студии были эвакуированы в войну). Он написал письмо в ЦК партии о том, что война близится к концу, и необходимо создавать музыкальные фильмы, для психологической разрядки народа, чтобы поддержать их в такое тяжелое время и дать возможность немного отойти от своих тяжелых будней, фронтовых и тыловых забот.

В городе были музыкальные театры, которые имели авторитет: Оперный театр, Театр музыкальной комедии. Из Ашхабада приехал Александр Викторович Ивановский - кинорежиссер из Ленинграда. До войны он поставил два музыкальных фильма: "Антон Иванович сердится" и "Музыкальная история", которые были очень популярны в то время.

На роль Сильвы пригласили Зою Александровну Смирнову-Немирович из московского театра имени Станиславского и Немировича Данченко.

В Оперном театре на "Травиате" режиссер увидел молодого Нияза Даутова, он ему понравился, и он пригласил его на роль Эдвина.

В роли Бони снялся будущая кинозвезда С. Мартинсон https://www.youtube.com/watch?v=QgvGWaPpGys

И в потерпевшей поражение в войне Германии практически в первые же годы после создания в 1949 году Западной Германии (ФРГ) был поставлен фильм по оперетте "Сильва".

Фильм был поставлен Георгом Якоби (он же соавтор сценария). В главных ролях снимались Марика Рёкк и Йохенен Хестерс https://www.youtube.com/watch?v=WE8aNEgJ53I 1:42

Знаменитые оперные певицы считали за честь петь на сцене и сниматься в экранизациях "Сильвы".

Анна Моффо итало-американская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано) и киноактриса снялась в экранизации "Сильвы" 1971 года.

Последняя по времени экранизация "Сильвы" на советском экране появилась в 1981 году. Это был фильм режиссера Яна Фрида с Жанной Глебовой в роли Сильвы и Ингвар Калныньш в роли Эдвина https://www.youtube.com/watch?v=ZI7IYuPBmY0

Известная актриса Татьяна Пилецкая, сыгравшая в "Сильве" мать Эдвина в интервью утверждала: "Жанна Глебова - был тот редкий случай, когда у актрисы красота сочеталась с драматическим талантом и прекрасным голосом. Жанна ведь окончила консерваторию".

В чем же успех нестареющей "Сильвы"? Конечно же, в потрясающе красивой музыке Кальмана. Можно сказать, что музыка "Сильвы" - это собрание шлягеров, каждый из которых хорош сам по себе, а вместе они создают жемчуг в ожерелье прекрасных оперетт Кальмана. В силу природы самого жанра музыкальная часть "Сильвы" перемежается диалогами героев и, таким образом, она разделена 12 частей. Это увертюра, выходная ария Сильвы, четыре дуэта Сильвы и Эдвина, куплеты Бони "без женщин жить нельзя на свете, нет", ансамбль "красотки кабаре", известные мелодии "частица черта в нас", ария Сильвы "один только раз", дуэт Эдвина и Стасси, дуэт Бони и Стасси "любовь такая глупость большая". Все они будут исполнены в течение сегодняшнего вечера. А место действия "Сильвы" менялось от постановки к постановки, от кинофильма к кинофильму, от веселого венского кабаре к мрачному концентрационному лагерю. Менялось многое, но зажигательная музыка Кальмана оставалась, присутствовала всегда практически без купюр и дополнений.

В истории "Сильвы" случались и курьезные моменты. Название "Сильва", под которым шла эта оперетта в советское время, сыграло недобрую службу одному советскому разведчику-нелегалу. Когда он в одной из стран Европы, будучи по паспорту гражданином этой страны, вспомнил об оперетте "Сильва", это вызвало недоумение, а кто-то вспомнил, что так её называют в СССР. В Европе она шла под названием "Королева чардаша" или "Княгиня чардаша"..Правда, есть мнение, что это всего-навсего небылица.

Секрет 100-летнего триумфа "Сильвы" в том, что она пример того, что и в самые трудные периоды жизни, стоит надеяться на лучшее, и даже при полной безысходности может наступить счастливый исход. Как бы ни малы были шансы на счастливый конец во взаимоотношениях Сильвы и Эдвины, любовь победила. Не случайно, исходная версия "Сильвы" называлась "Да здравствует любовь!". Вопреки всем силам зла! Да будет так всегда и везде!

100-летняя нестареющая "Сильва" продолжает побеждать и завораживать сердца людей! Пока существуют мелодии "Сильвы", не умирает надежда и побеждает любовь! Да здравствует "Сильва"! До ста двадцати! И не один раз!

Можно ль без "Сильвы" смысл жизни понять?
Разве без "Сильвы" сможет мир устоять,
Ведь только с ней надежды луч светит вновь
И всегда побеждает Любовь!
И всегда побеждает Любовь!

На вечере были исполнена музыкальная часть оперетты в проникновенном исполнении вокальной группы Культурного Центра по ул. Вайнер, 2 в составе:


Вокальная группа Культурного Центра на вечере 7.12.15

И. Кальман начал работать над своей, как впоследствии оказалось, лучшей опереттой «Королева чардаша», в преддверии войны. Шел апрель 1914 года, а в июле началась Австро-сербская война, которая моментально переросла в мировую.

Тем не менее композитор закончил свою великолепную зажигательную оперетту, которую мы знаем как «Сильва». Премьера с необыкновенным успехом прошла в Вене 17.11.1915 года. Спектакль прошел две тысячи раз и с того времени триумфально шествует по всему миру уже более ста лет.

Оперетта «Сильва»

Действующие лица:

  • Сильва Вареску - звезда варьете «Орфеум» в Будапеште.
  • Князь Эдвин Рональд фон Липперт-Вейлерсхайм, подающий большие надежды офицер.
  • Его отец, который чрезвычайно горд чистотой своего аристократического происхождения (теряющегося по мраке четырех веков), очень глуп.
  • Его мать - имет «прошлое».
  • Графиня Стаси - очаровательная невеста князя Эдвина.
  • Граф Бони Канчиану - бонвиван, легкомысленный, обаятельный, состоятельный прожигатель жизни.
  • Фери фон Керекес - продюсер и покровитель Сильвы, защищающий ее при всех обстоятельствах.
  • Кисе - старый театрал, знающий все тайны кабаре.

Теперь, когда представлены все основные действующие лица, нужно рассмотреть само произведение, известное как оперетта «Сильва». Содержание его предлагается вниманию читателя ниже.

В кабаре «Орфеум»

Идет прощальное выступление Сильвы перед гастролями. Зал переполнен. Под зажигательную музыку начинает свой выход звезда. Плавно начинается ее песнь о красе лугов и гор и немедленно переходит в бурное предупреждение (чардаш), что если дочь этого края влюбится, то это единственный, кто ее полюбит всей душой.

Оперетта «Сильва», содержание которой мы начали рассматривать, сразу выявляет гордый и вместе с там нежный характер главной героини, которая умеет глубоко и сильно чувствовать. Она отдаст свое сердце тому, кто смел и прям. Она подразумевает князя Эдвина, который серьезно увлекся Сильвой.

За кулисами

За кулисами идет свое легкомысленное веселье, которое возглавляет шутник Бони. Он легко подхватывает в танце кордебалет и распевает куплеты о красотках кабаре, которые созданы лишь для развлечения. Они изящны, беспечны, им непонятны любви мученья. Им каждый день готовит наслажденье. Но тут появляется Эдвин, которому Бони передает очередную телеграмму от отца. В ней настоятельное требование, чтобы Эдвин расстался с Сильвой. Они вместе печально и нежно рассуждают, что можно часто увлекаться, но один лишь раз любить. Сильва не верит, что их союз возможен, - сословные предрассудки разрушат их любовь и надежды на счастье. Эдвин вопреки всему настроен крайне решительно.

Так продолжается оперетта «Сильва», содержание которой мы излагаем. Он не желает, чтобы Сильва уехала на гастроли, и за кулисы приглашают нотариуса. Все артисты с изумлением видят, что князь пишет обязательство жениться на Сильве через 8 недель.

Радость прерывает офицер, который принес повестку Эдвину. Его переводят в другой полк, и он немедленно должен явиться в казармы. Эдвин с горечью удаляется. Появляется Бони и сообщает Сильве об объявленной помолвке князя Эдвина и графини Стаси. Получив такой удар, Сильва отдает приказ немедленно собирать вещи на гастроли. Драматизм рассказанной композитором истории нарастает. Но зритель ждет, что оперетта «Сильва», содержание которой он слушает, закончится благополучно.

Помолвка Эдвина

На большой бал по случаю помолвки в великолепном особняке князя и княгини фон Липперт-Вейлерсхайм в сопровождении Бони и Фери пришла Сильва. Уже прошло 8 недель, она не отвечала на телеграммы Эдвина, и он свободен. Но любовь терзает ее сердце. Бони представил Сильву родителям Эдвина как свою жену, то есть она теперь графиня. Старый князь в восторге от шарма, который излучает благородная Сильва. Эдвин ее еще не видел. Он танцует со своей невестой и рассуждает, что для брака не требуется любви. Они проживут в дружеском союзе, и их удачный брак станет темой для газет.

Сильва и Эдвин

Увидев Сильву с Бони, Эдвин просто хочет его уничтожить - ведь он искренне любит Сильву, о чем немедленно ей сообщает. И она ничего не забыла. Происходит пылкое объяснение во взаимной любви, когда они, перебивая друг друга, то и дело говорят: «Помнишь ли ты наши мечты?»

У них остались лишь воспоминанья. Этот прекрасный сон любви вновь их околдовывает. Великолепные мелодии, основанные на чардаше, создал «Сильва» покоряет ими.

Бони и Стаси

Тем временем Бони объясняется Стаси в любви с первого взгляда. Бони рассказывает Стаси, что его брак - это трюк, жена ему на самом деле не жена. Любовь настигает человека неожиданно, и, кроме как о Стаси, он не может ни о ком думать. Их веселое мажорное объяснение - легкое кокетство и игра, танец и заявление Стаси, что она не кроткий ягненок, - все ведет к обручению. Эдвин считает, что графиня Сильва разведется со своим мужем, и препятствий к браку с графиней Канчиану у него нет. Счастливый Эдвин убегает, чтобы сообщить всем о разрыве помолвки со Стаси и своей женитьбе на графине. Сильва убита - на артистке из варьете Эдвин не женится. Она покидает бал.

Снова варьете

В мюзик-холл прибывает князь фон Липперт-Вейлерсхайм, и ему сообщает Кисе, что его супруга была здесь в «Орфеуме» звездой по имени «соловей». В юности она была не кто-нибудь, а королева чардаша. Князь убит. Он безоговорочно соглашается на брак Сильвы и Эдвина: одной певичкой больше в семье, одной меньше. Появляются счатстливые Стаси и Бони, которые формально обручились в варьете, а также Сильва и Эдвин. «Им всем любовь самой судьбой дана!» Две пары и их родители поднимают бокалы с шампанским.

Оперетта «Сильва»: отзывы

Имеются как положительные, так и резко отрицательные отзывы. Всем хотелось окунуться в атмосферу начала XX века. Новый современный взгляд и эксперименты режиссеров не понравились никому. Все же, кто видел традиционные постановки, просто в восторге.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры