Композиция романа «Что делать? Проблематика, жанр, композиция романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Жанр романа что делать

Главная / Бывшие

Роман "Что делать?" имеет очень четкое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению А. В. Луначарского, композицию рома-(*148)на организует диалектически развивающаяся авторская мысль, движущаяся "по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны". С помощью такой композиции Чернышевский показывает жизнь и свои размышления над нею, свое обдумывание ее в динамике, в развитии, в поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему. Внимание к самому процессу жизни - характерная особенность художественного мышления 60-х годов, типичная и для творчества Толстого, Достоевского, Некрасова.

В отличие от дворян Розальская деятельна и предприимчива, хотя труд ее принимает извращенные формы: все подчинено в нем интересам личной выгоды, во всем видится эгоистический расчет. Даже дочери, вопреки воле матери убегающей к Лопухову, Алексевна кричит вслед: "Обокрала!" И все же Чернышевский сочувствует ей и вводит в роман главу "Похвальное слово Марье Алексевне". Почему?

Ответ на этот вопрос дается во втором сне Веры Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом - чахлые всходы. "Вы интересуетесь знать,- говорит Лопухов,- почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?" Выясняется, что первая грязь - "реальная", потому что на этом клочке поля есть движение воды, а всякое движение - труд. На втором же участке - грязь "фантастическая", ибо он заболочен и вода в нем застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце: освещая и согревая своими лучами "реальную" грязь, оно вызывает к жизни сильные всходы. Но солнце не всесильно - на почве грязи "фантастической" ничего не родится и при нем. "До недавнего времени не знали, как возвращать здоровье таким полянам, но теперь открыто средство; это - дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность". Затем появляется Серж. "Не исповедуйтесь, Серж! - говорит Алексей Петрович,- мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном - вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?" Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу.

Мышление притчами - характерная особенность духовной литературы. Вспомним, например, евангельскую притчу о сеятеле и семенах, очень любимую Некрасовым. Ее отголоски чувствуются и у Чернышевского. Здесь автор "Что делать?" ориентируется на культуру, на образ мысли демократических читателей, которым духовная знакома с детства. Расшифруем ее смысл. Ясно, что под грязью "реальной" имеются в виду буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и выходят все новые люди - Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Грязь "фантастическая" - дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой природы извращены. Перед этой грязью бессильно солнце, но всесилен "дренаж", то есть революция - такое коренное переустройство общества, которое заставит дворянское сословие трудиться.

Сразу же отметим, что определить жанровую природу «Что делать?» не так-то просто. Начать с того, что в новой русской литературе вообще, по справедливому замечанию академика Д.С.Лихачева, «каждое произведение - это новый жанр. Жанр обуславливается материалом произведения,- форма вырастает из содержания. Жанровая форма как нечто жесткое, внешне накладываемое на произведение… перестает существовать». Верное для всей новой русской литературы, это наблюдение вдвойне справедливо для романистики Чернышевского - важнейший формообразующий фактор, «строительный материал», определяющий в конечном свете и особую жанровую специфику «Что делать?». Автор этой книги мало заботился о «чистоте жанра» и, смешивая разнородные стилистические и композиционные элементы, добивался искомого эффекта.

Исследователи обращают внимание на то, что роман с его свободной композицией, детективными уловками для «читателя вообще», с высокой, объединяющей все повествование мыслью о преодолении индивидуализма - произведение одновременно беллетристическое, философское, публицистическое. Для определения жанра «Что делать?» в разное время предлагались разные названия: роман социально-философский, социально-политический, социально-психологический; роман-трактат, роман-исповедь, роман-программа, роман-эксперимент, социально-утопический роман.… При кажущейся калейдоскопичности каждое из этих определений характеризует какую-то одну сторону книги. Ее автор, опираясь на многообразный опыт своих предшественников, внес структурные изменения в традиционные жанры любовно-психологической повести, семейно-бытового романа с любовной коллизией в центре. Мариэтта Шагинян даже назвала - первым в русской литературе «производственным романом», поскольку в нем рассказывается о швейной мастерской, организованной на кооперативных началах, и дается подробная цифровая выкладка финансовой части этой мастерской…

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Роман «Что делать?» - явление необычайное для русской литературы XIX века. Произведение, имеющее откровенно дидактическую цель, в форме, максимально приближенной к сознанию рядового российского обывателя, рассказывало о сложнейших проблемах философии, экономики, этики. Роман познакомил читателя с основами материалистического учения Фейербаха, показал, как возникают в стране новые, социалистические отношения между людьми, обосновал идеалы русской революционной демократии, давал практические советы по организации кооперативных предприятий и т.д.

«Что делать?» стал откровенным вызовом традиционной художественности: повествование в нем организуется идейной предпосылкой автора, который считает романную форму лишь необходимой «отделкой» своего произведения. Однако именно форма , обладающая целым рядом несомненных достоинств, обеспечила произведению доступ к широкой читательской аудитории.

Композиция произведения достаточно сложная. Для нее характерны такие особенности, как двуплановость (первый план внешний, семейно-бытовой, второй - скрытый, социально-политический), концентричность (при общем идейно-проблемном центре роман строится концентрически: пошлые люди, новые люди, высшие люди, сны), цикличность (создающая картину развития действия по спирали), динамичность (композиция развернута во времени - прошлое, настоящее и будущее) и т.д. Автор вводит в текст образ рассказчика, который активно вмешивается в повествование, беседует с героями, «проницательным читателем», комментирует поступки персонажей. В текст романа вводятся авторские отступления - лирические. Публицистические, философские. Повествование начинается необычно, с развязки; автор использует прием разорванности сюжетной линии, момент «загадочности» в ее развитии.

Система художественных образов построена так, что перед читателем предстают два мира с двумя центрами: один мир - дворянский и мещанский, образы его героев располагаются вокруг Марии Алексеевны; другой - мир разночинской интеллигенции, так называемых «новых людей», они группируются вокруг Веры Павловны.

Роман “Что делать?” имеет очень четкое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению А. В. Луначарского, композицию рома-(*148)на организует диалектически развивающаяся авторская мысль, движущаяся “по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны”. С помощью такой композиции Чернышевский показывает жизнь и свои размышления над нею, свое обдумывание ее в динамике, в развитии, в поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему. Внимание к самому процессу жизни – характерная особенность художественного мышления 60-х годов, типичная и для творчества Толстого, Достоевского, Некрасова.

В отличие от дворян Розальская деятельна и предприимчива, хотя труд ее принимает извращенные формы: все подчинено в нем интересам личной выгоды, во всем видится эгоистический расчет. Даже дочери, вопреки воле матери убегающей к Лопухову, Марья Алексевна кричит вслед: “Обокрала!” И все же Чернышевский сочувствует ей и вводит в роман главу “Похвальное слово Марье Алексевне”. Почему?

Ответ на этот вопрос дается во втором сне Веры Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом – чахлые всходы. “Вы интересуетесь знать,- говорит Лопухов,- почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?” Выясняется, что первая грязь – “реальная”, потому что на этом клочке поля есть движение воды, а всякое движение – труд. На втором же участке – грязь “фантастическая”, ибо он заболочен и вода в нем застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце: освещая и согревая своими лучами “реальную” грязь, оно вызывает к жизни сильные всходы. Но солнце не всесильно – на почве грязи “фантастической” ничего не родится и при нем. “До недавнего времени не знали, как возвращать здоровье таким полянам, но теперь открыто средство; это – дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность”. Затем появляется Серж. “Не исповедуйтесь, Серж! – говорит Алексей Петрович,- мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном – вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?” Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу.

Мышление притчами – характерная особенность духовной литературы. Вспомним, например, евангельскую притчу о сеятеле и семенах, очень любимую Некрасовым. Ее отголоски чувствуются и у Чернышевского. Здесь автор “Что делать?” ориентируется на культуру, на образ мысли демократических читателей, которым духовная литература знакома с детства. Расшифруем ее смысл. Ясно, что под грязью “реальной” имеются в виду буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и выходят все новые люди – Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Грязь “фантастическая” – дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой природы извращены. Перед этой грязью бессильно солнце, но всесилен “дренаж”, то есть революция – такое коренное переустройство общества, которое заставит дворянское сословие трудиться.

Это новый тип программного социально-политического романа. Программного потому, что он отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы быть полезным народу и стране. Публицистического потому, что сама позиция автора является исключительно четкой, чем утверждается право художника вести прямой разговор с читателями. Автор в романе сам является действующим лицом, открыто пропагандирующим свои идеи и борющимся за мировоззрение масс. Такая «прозрачная» позиция автора утверждает преобразующую роль искусства и призвана сделать книгу учебником жизни. Публицистичность романа проявляется и в острой полемике с принципами «чистого», т.

е. спокойного, созерцательного искусства. Наконец, публицистичность романа в том, что главным стремлением автора является стремление к пробуждению мысли. А социально-политическим роман является потому, что главным предметом художественного изображения выступает в нем политика, областью прекрасного и возвышенного - революция и социализм, а пафосом - революционная страсть. Особенности композиции По наблюдению Луначарского, «внутреннее построение романа идет по четырем поясам: 1-ый пояс - пошлые люди, 2-ой пояс - новые люди, 3-ий пояс - высшие люди, 4-ый пояс - «сны», т.

е. основная черта композиции - устремленность романа от прошлого к будущему - к социализму, от личной жизни - к общественной борьбе, к «перемене декораций», т. е. к подготовке революции. Вторая черта - введение обстоятельных предыстории для 4-х главных героев (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, ), что является творческим спором Чернышевского с Тургеневым, отказавшимся дать Базарову предысторию, т.

к. Тургенев считал, что революционные убеждения не имеют корней в русской истории и в национальной почве. Третья черта - это непрерывное нарастание движения, в которое вовлекается все больше «новых людей», так в 5-ой главе появляются новые имена: Полозов, Никитин, Мерцалов, Дама в трауре и т.

д. Это нарастание действия не ведет к окончательной развязке, поэтому у романа открытый финал, т. к.

история не кончена, а только временно прекращена. Ее разгадка в будущем. Вывод: основным законом композиции является закон постепенного, неторопливого подготавливания читателя к восприятию идеи неизбежности революционного преобразования в обществе.

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

I. Вступление

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

II. Главная часть

1. Все перечисленные черты присущи роману «Что де­лать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:

а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей лично­сти и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;

б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности («женский вопрос», ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

III. Заключение

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Здесь искали:

  • жанр романа что делать
  • особенности жанра и композиции романа что делать
  • в чем необычность жанра романа что делать

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры