Кто открыл язык пчел. «Язык» пчел

Главная / Бывшие

Биолог Кальмус решил это проверить. Он перевез из северного полушария в Южную Америку семью пчел, после чего они полностью утратили способность ориентироваться. Между тем местные пчелы, четыреста лет назад завезенные из Португалии в Южную Америку, отлично ориентируются. Отсюда следует, как считает Кальмус, что в «знании» пути, по которому движется солнце, есть что-то врожденное и что пчелам, вывезенным из северного полушария европейцами-завоевателями, понадобился весьма длительный срок, чтобы столь радикально измениться. Линдауэр с этим не согласен: он полагает, что Кальмус вел свои наблюдения недостаточно долго. Если следить за перемещенными пчелами дольше, то вначале по их поведению, действительно, будет заметно, что они дезориентированы, но пройдет четыре-пять недель, в семье появятся молодые пчелы, никогда не видевшие солнца в северном полушарии, и все придет в норму.

Диалекты

Вот что взбудоражит лингвистов: помилуйте, как можно применять такое слово, говоря о пчелах?! Попробуем все-таки разобраться: все породы пчел (а их в наших широтах насчитывается пять или шесть) в тех случаях, когда корм находится поблизости, танцуют просто, совершая круг на сотах. Предельное расстояние, при котором мобилизующий круговой танец сменяется большим направляющим танцем в форме «8», не одинаков у разных пород. Даже «темп» бывает различным: быстрее всего танец краинских пчел, за ними, далеко позади, следуют пчелы немецкие и тельенские, затем - итальянские и, наконец, особо медлительные кавказские. Пчеловоды умеют формировать из различных пород население одного улья. Если вести запись ошибок, совершаемых пчелами, можно увидеть, что они перестают «понимать» друг друга: краинская пчела, например, не способна расшифровать танец разведчицы-кавказянки; ведь для оповещения об одном и том же расстоянии пчелы этой породы танцуют гораздо медленнее, чем ее соотечественницы.

Диалоги

«Ну уж теперь вы перешли все границы», - скажут лингвисты. И тут же займутся определением понятия «диалог», применимого только к человеку, да еще примутся убеждать нас в том, в чем многие и без того твердо убеждены: язык танцев пригоден только для того, чтобы оповещать пчел о месте, где находится нектар. Между тем все обстоит совершенно иначе, и мы убедимся в этом, наблюдая обмен информацией у отроившихся пчел. Пока рой еще в улье, разведчицы не- которое время ведут поиски, но ищут не корм, а пристанище. Линдауэр задумал выяснить, чем определяется их выбор. Он перевез на один остров в Балтийском море, совершеино лишенный растительности, несколько различных предметов, которые, как он полагал, могли послужить убежищем для роя. Сюда же он перевез несколько ульев с готовыми к роению пчелиными семьями. Именно здесь и удалось очень скоро выяснить, что пчелы предпочитают старые плетеные ульи деревянным, что рои выбирают места, защищенные от ветра и расположенные неподалеку от прежнего улья. Лучше, кроме того, если новое убежище затенено, в него не должны иметь доступ муравьи. Рой, вылетев из улья, собирается где-нибудь поблизости, повисая на ветке дерева. Для того чтобы рой выбрал себе пристанище, разведчицы исполняют на поверхности клуба танцы и танцуют, если нужно, целыми днями, постоянно отражая в танце изменения в поло- жении солнца в течение дня. Линдауэр, хорошо изучивший вкусы пчел, довольно жестоко поступил с ними, дав возможность сразу двум разведчицам открыть два равноценных по удобству убожища, расположенных в двух противоположных направлениях. Оказалось, что, если одна из разведчиц менее настойчива, она вскоре прекратит танец, полетит в направлении, указанном ее «собеседницей», и постепенно примирится с этим. Но если обе пчелы-разведчицы проявят одинаковое упорство, то рой разделится на две группы и полетит в двух противоположных направлениях. Беда, по правде говоря, не гак уж велика: ведь одна группа пчел неизбежно окажется без матки (матка-то всего одна) и не замедлит присоединиться к другой группе в избранном ею убежище.

Догадки, что в улье есть пчёлы-разведчицы, были давно. Например, у А.С.Пушкина есть такие строки:

Вылетала первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать.

Впервые танцы пчёл описаны в 1688 году садовником английского короля Карла II Д.Эвелином. В дневнике он писал: «Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений»

Более 20 лет изучал поведение пчёл австрийский учёный Карл Фриш. Он пришёл к выводу, что пчёлы, нашедшие источник взятка, своеобразными движениями, сигналами могут о нём сообщить другим пчёлам. Фриш обнаружил у них две разновидности движений, которые назвал круговыми и виляющими танцами. Делая пробежки за танцующей пчелой, повторяя её движения, улавливая запахи принесённого корма, пчёлы лучше усваивают информацию, чтобы тут же использовать в деле. Так устроена память у пчёл.

При круговом танце пчела в возбуждённом состоянии входит в , бежит по сотам в самую гущу пчёл. Передав нескольким пчёлам-приёмщицам принесённый нектар, сборщица начинает круговой танец буквально вокруг одной ячейки и, развернувшись на 180 градусов, бежит в обратном направлении. Так она описывает несколько кругов.

Таким своим поведением она привлекает окружающих её пчёл. «Танец» продолжается 15-30 секунд. Затем танцовщица переходит на другие и снова повторяет подобные движения. После этого она улетает за взятком, и другие пчёлы летят за ней. Это был вербовочный танец пчелы, зовущей своих подруг за добычей.

Во время танца пчёлы своими ощупывали танцовщицу и повторяли за ней её движения. Вот в этом и вся разгадка. Ведь танцовщица пропитана ароматом какого-то одного вида , на котором она работала. И другим пчёлам надо найти именно такой же. Вот поэтому иногда пчёлы пролетают мимо буйного цветения других растений и летят дальше туда, куда их позвала танцовщица.

Усики хорошо «запоминают» предложенный запах, так как в этих своеобразных антеннах находятся тысячи обонятельных пор. Теперь пчёлы найдут в воздухе среди множества других запахов и ароматов именно тот, который сообщила вербовщица. Круговые танцы направляют пчёл на работу вблизи , в пределах 100 метров.

Уникальная особенность пчёл заключается ещё и в том, что они оставляют запахи, выделяемые особой железой, на тех цветах, которые обильно дают нектар. Эти цветы служат своеобразным душистым маяком. По мере того, как успешный взяток иссякает, пчёлы всё меньше выделяют запахов своими железами. А это ведёт к тому, что отцветающий массив привлекает всё меньше пчёл и, наконец, их прилёт за добычей сюда прекращается полностью. К этому времени пчёлами уже найдены другие медоносы.

Виляющий танец изображает пчела, нашедшая взяток дальше 100 метров. Она описывает полукруг влево, затем резко поворачивает и резво бежит к исходной точке, изображая восьмёрку. Таким образом, она делает повороты несколько минут. Когда пчела пробегает по прямой линии,то делает быстрые, виляющие движения . К.Фриш утверждал, что при этом слышен шорох.

Любопытно, что виляющий танец с пробежкой, пчела делает на соте в сторону солнца. Это значит, что взяток находится в той стороне, где светит солнце. А если при пробежке направлена в нижнюю часть сота, то взяток находится в обратной стороне от солнца. Когда взяток вправо или влево от солнца, то и пчела показывает это с помощью своей пробежки.

Направление полёта пчелы к источнику взятка определяется углом, который образуется между двумя прямыми, проходящими от улья к солнцу и от улья к тому месту, где обнаружен корм.Чем дальше найден корм, тем медленнее движения пчёл, тем больше времени занимает прямой пробег, и пчела делает больше виляющих движений брюшком.

К.Фриш и другие учёные многократно убеждались в этом, наблюдая за танцами пчёл в стеклянном улье на одну рамку. Напитавшись информацией в улье, сборщица, вылетая за добычей, выбирает нужный курс по солнечному компасу и на самой высокой скорости летит к намеченной цели.

Характерно, что сборщица, прилетевшая со скудной поляны, не танцует. Интересно и то, что солнечный компас действует по-разному в течение дня. По мере движения солнца танцовщица даёт поправки в танце, смещая пробежки по часовой стрелке.

Пчелы собирают нектар на большом расстоянии до двух километров от улья. Насекомым нужно как-то сообщить своей семье, где находится медонос, для этого они используют свой язык – танец пчел. С помощью его разведчица говорит сборщице, где именно находится корм и как к нему долететь. Существует два вида танцев – виляющий и круговой, таким образом, насекомые между собой общаются. Также выделяют вихревый, который подает сигнал о роении.

Расшифровка кругового танца пчел

В ясную погоду насекомые активно собирают нектар, если они обнаруживают, что за 100 метров находится большое количество цветов, они прилетают в улей, и начинают на сотах танцевать, при этом по кругу бегают – сначала делаю круг влево, затем вправо. Все остальные начинают окружать пчелу, затем направляются за ней, при этом с помощью своих усиков, нюхают брюшко разведчицы.

Этот танец говорит, что пчела нашла большое количество нектара и пыльцы недалеко от улья. Но при этом насекомое не говорит, куда именно лететь, в каком направлении. Все остальное пчелы понимают сами, с помощью аромата цветов, который остался на брюшке разведчицы.

После важного сообщения все работящие летят за добычей, найти место им помогает запах, который запомнился ими. Когда насекомые возвращаются с нектара в ясную погоду, они в летке сразу же начинают бегать по сотам вверх. Затем отдают собранный мед. После того как они освободились, танцуют кругом, при этом быстро бегают, могут поворачивать в разные стороны.

Разведчицы танцуют среди большой массы пчел, таким образом, завлекают других. Кружатся насекомые чаще всего считанные секунды, очень редко время может достигать одной минуты. После того, как танцовщица останавливается, может выделить небольшое количество собранного меда и продолжает свой танец. Когда заканчивает его, стремительно летит к летку, затем на работу к цветам и приносит еще пищи. После каждого возвращения, пчелы обязательно танцуют на сотах.

Круговой танец, кроме того, что показывает, где пища, он еще готовит насекомых к работе. После него, можно увидеть, что они себя чистит, приближается к летку и вылетает с дому. Затем его догоняют и другие работящие пчелы. После того как они возвращаются домой с грузом, также начинают активно танцевать, таким образом, еще больше насекомых присоединяется к ним. Танец всегда говорит об огромном взятке. Но при этом разведчица не летит с другими, они сами должны понять, куда им направляться.

Характеристика виляющего танца пчелы

Во время этого танца, насекомые начинают вилять своими брюшками, но это они делают, только бегая прямо, танец пчел похож на восьмерку. Взмахи брюшка говорят, где находится медонос, чем их больше, тем он ближе.

  • Когда насекомое за 15 секунд начинает рисовать до 10 кругов, значит, еда находится очень близко – приблизительно 100 метров от улья.
  • За 15 секунд рисует 7 кругов, пища расположена на расстоянии 200 метров.
  • Если 4, 5 круга – это 1 км, два круга – 6 км.

Немаловажную роль играет и ветер в данной ситуации, если он встречный, он может замедлить темп, попутный ускорит. Если насекомые летят против ветра и он при этом сильный, разведчицы могут немного преувеличить расстояние. В случае попутного ветра, показывают меньшее расстояние.

С помощью танца пчелы могут рассказать, в каком направлении находится нектар. Если поверхность горизонтальная, танец происходит у летка, при этом линия, которая соединяется восьмерка, направляется в ту сторону, где находится пища. Когда пчела танцует прямо, она будет бежать в нужную сторону. Работящий вид внимательно все изучают, может запомнить показанный угол у летка, затем начинает лететь за взятком. Так танцуют в ясную погоду при чистом небе и солнце. В улье все происходит иначе.

Танец в улье при темноте

В темноте пчелы не могут видеть, но они используют все свое осязание и обоняние в данной ситуации. При этом могут выполнять такие движения:

  • Пчела опустила голову вниз бегает по соте прямолинейно, насекомые понимают, что пищу нужно добывать в противоположной солнечной стороне.
  • Если бегает, при этом виляет брюшком, голова поднята вверх, нужно двигаться к солнцу.

Уже доказано, что насекомые не сообщают о высоте своей цели в танце. Для этого проводились опыты, когда кормушки специально привязывали высоко, разведчицы не сообщали об этом.

Значения танца для пчел

С помощью такого своеобразного языка, пчела запоминает, где находится пища, чтобы не заблудится, ориентируется по солнцу в небе и том направление, которое прямолинейно изображалось во время танца.

Такой метод передачи информации является компасом, потому что она летит только по направлению. Танец на летке дает насекомым больше информации, чем на сотах, потому что они размещены сверху вниз, и пчелам нужно танцевать вертикально, так понять о месторасположении тяжелее.

Тем более в улье нет солнца, но пчелы не теряются, они направляются с помощью закона «сила тяжести», при этом танец изображает прямую, которая соединяет улей и солнце. Когда пчела виляет и бежит вверх по соте, значит, нужно лететь к солнцу, именно там находится корм. Когда бежит по прямой, значит, нужно лететь против солнца. В том случаи, если насекомое отклоняется влево или вправо, необходимо учитывать это и отклонятся от солнца в нужную сторону.

Восприятие танца пчелой

Насекомые могут анализировать информацию за счет своих омматидиевых глаз, с помощью их они чувствуют солнечное направление. В состав омматидия входит сетчатка, конус, хрусталик. Глазик у пчелы является светопреломляющим. Изолируют его черные клетки. При этом изображение у пчелы не является цельным, оно имеет мозаичный вид, каждый глазок видит отдельный объект.

Таким образом, пчела может без проблем найти дорогу к улью, нектарным цветам в ясную погоду, с помощью поляроида насекомое ориентируется и без солнца, но для этого все равно нужен небольшой просвет.

сайт - Язык природы бесконечно разнообразен: он может быть быть химическим, электромагнитным, звуковым, световым, языком телодвижений и др.

За последние десятилетия ученые сумели расшифровать достаточно языков, чтобы понять всю сложность эволюционного разнообразия коммуникации в природе.

Так, в 20-х гг. прошлого века немецким зоологом Карлом Фришом был открыт язык пчел.

Сам факт способности пчел передавать информацию о месте массового цветения и наличия у пчел-разведчиц стереотипных повторяющихся движений зафиксирован еще в 1788 г., однако Фриш впервые исследовал это явление именно как язык. Это язык звуков, жестов, запахов.

Оказывается, общение пчел происходит посредством специфических замысловатых жестов и движений, похожих на танцы. Такими своеобразными танцами, к примеру, пчела-разведчик может сообщить своим сородичам информацию о ближайшей поляне полной нектарных цветов, расстоянии и направлении к ней.

Пчела-разведчица, обнаружив цветущее поле, толкается в соты своих подруг, сообщает им о находке и в сильном возбуждении начинает танцевать - вилять кон¬чиком брюшка в разные стороны. Чем ближе место находки от улья, тем активнее ее движения. Танцуя, она делает несколько шажков в определенном направлении по прямой, резко поворачивает в сторону, затем снова повторяет танец - и так до 20 раз.

В полной темноте улья подруги не увидели бы танца разведчицы, но они прикасаются к ней усиками и повторяют его, а после нескольких повторений летят к указанному месту. Расстояние до него они определяют по ритму танца, по времени исполнения фигур, причем время это измеряется с феноменальной точностью - до 0,01 секунды. Начало и окончание фигуры танцовщица регистрирует жужжанием крылышек.

Пчела-разведчица с большой точностью указывает место¬положение кормового участка и ориентируется по солнцу. Если участок находится по направлению к солнцу, то, тан¬цуя, она движется сверху вниз, при направлении от солн¬ца - снизу-вверх, при других направлениях делает любой угол между положением солнца и источником пищи. Величи¬на угла, определяемая фасетками глаз, удивительным обра¬зом транспонируется (перекладывается) на силу тяжести, которую пчелы отлично различают. На горизонтально лежа¬щих сотах не нужно никакого транспонирования. Пчела просто указывает направление источника питания. Если по¬вернуть соты, не меняя горизонтальной плоскости, то она, подобно магнитной стрелке компаса, поворачивается на най¬денный корм. Расстояние до источника корма не свыше 100 м вообще не дается разведчицей, а указывается лишь наличие его. Какие найдены растения, пчелы узнают по аро¬матам, которые она принесла на своем теле. При полетах дальше 100 м сигнализируются не только расстояния и направления, но и сила встречного, бокового или попутного ветра. На этот фактор, как и на другие, мешающие или спо¬собствующие полету, в сообщениях пчел даются поправки - расстояние или удлиняется или укорачивается в зависимости от того, какие трудности придется преодолеть в пути. С биологической точки зрения это вполне понятно: для пчел важно знать, сколько потребуется времени и силы для до¬стижения цели. А биологические часы у них работают пре¬восходно.

Интересно, что пчелы не только точно придерживаются указанного курса, но и ориентируются по высоте стояния солнца, если оно даже закрыто облаками. Это загадочное явление связано с тем, что пчелы руководствуются ультрафиолетовым и естественно поляризованным светом. Ультра¬фиолетовые лучи, как доказал Карл Фриш (1959), проника-ют даже через сплошной облачный покров, и поляризован¬ный свет, волны которого колеблются в одной плоскости, пробивается через малейшие просветы в облаках. Глаз пчелы, состоящий из пяти тысяч фасеток, играет роль ана¬лизатора. Имея такой чудесный оптический прибор, пчела по любому участку ясного неба определяет положение солнца на горизонте. Человек может сделать это только с помощью приборов.

Кроме дневного небесного светила, ориентирами для пчел служат и более простые указатели: рельеф местности, запа¬хи, различные предметы и их окраска. Пчела наверняка до¬пустит ошибку и залетит в рядом стоящий чужой улей, если его окрасить в соответствующий цвет.

Танцевальный язык очень нужен пчелам также во время роения. Прежде чем покинуть обжитое убежище, нужно по¬добрать новое со всеми удобствами и тогда уже переселяться. Новый дом должен иметь достаточную жилплощадь, в него не должна проникать вода и дуть ветер, нужно, чтобы в нем хорошо пахло и не было муравьев - ненужных сожителей. На подыскание жилья в разные стороны вылетает целая бригада пчел. Они тщательно осматривают каждое дупло в дереве, дыру в стене, а то и скворечник. Каждая разведчица своими танцами докладывает улью результаты обследования. Поскольку дело очень важное, танцы длятся не одну-две минуты, как при сборе нектара, а часами (иногда по двад¬цать часов кряду).

За это многочасовое выступление разведчицы во мраке улья солнце пройдет большой путь по небо¬своду. Казалось бы, угол между положением солнца на горизонте и направлением к новому дому, куда показывает пчела, должен сильно измениться, и ее сообщение уже не имеет никакой ценности. Но этого не бывает. Внутренние биологические часы с точностью до одной сотой секунды со¬общают пчеле, сколько прошло времени с тех пор, как она подлетела к улью и на какой угол за это время перемести¬лось солнце.

Как показали длительные наблюдения, пчела-разведчица, сообщая танцами азимут направления, непрерывно меняет направление в строгом соответствии с движением солнца.

Следует заметить, что открытие Фриша было признано отнюдь не безоговорочно. В 60— 70-е годы разгорелась бурная дискуссия по поводу того, действительно ли пчелы передают информацию с помощью системы дистанционного наведения, включающей абстрактные символы, или они в какой-либо форме используют пахучие вещества. Было высказано предположение о том, что идеальным разрешением этого спора были бы результаты, полученные с помощью пчелы-робота — модели, изготовленной для выполнения танца под контролем человека.

В 1992 году ученые из Дании создали пчелу-робота, обученную всем движениям «танца» языка общения, которые описал зоолог Карл фон Фриш. И что удивительно, наблюдавшие за «танцами» пчелы-робота настоящие насекомые полетели именно в то место, которое было указано в описаниях австралийского зоолога, разгадавшего язык этих удивительных насекомых. Так был подтвержден сам факт использования пчелами «языка танцев». Расшифровка этого языка до сих пор не завершена. Новые исследования в этой области приносят интересные результаты, но они же ставят и новые вопросы.

У пчелы есть, как и у всех насекомых, хорошо развитая нервная система и связанные с ней органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус, которые позволяют ей ориентироваться в пространстве, поддерживать связь внутри семьи, работать в улье, летать за взятком. Многие действия пчелы можно отнести к врожденным, наследственным инстинктам: кормление личинок, постройка сотов и т. д. (см. ст. «»). Некоторые ее действия так сложны, что их нужно считать условными рефлексами, например узнавание места, где находятся улей и источник корма.

Наиболее сложно поведение у пчелы, когда она сигнализирует другим пчелам об источнике корма. Такая сигнализация носит название «вербовочного танца». Найдя хороший источник корма, пчела возвращается в улей и особыми движениями - «танцем» на сотах - привлекает внимание других пчел. Характер танца указывает им, куда и как далеко надо лететь, чтобы найти этот источник.

При «круговом» танце пчела быстрыми прыгающими шагами описывает круг. Затем резко поворачивается и пробегает круг в обратном направлении. Круговой танец продолжается от нескольких секунд до минуты. Он указывает на то, что источник корма надо искать вокруг улья не дальше 100 м.

Если источник корма дальше чем в 100 м. от улья, пчела-танцовщица пробегает половину круга, затем - по прямой линии 2-3 ячейки, возвращается обратно, поворачивается в другую сторону и пробегает вторую половину полного круга. По круговым линиям пчела пробегает спокойно, а в прямолинейном беге виляет телом и особенно брюшком; такой танец называется «виляющим». Танец указывает расстояние до источника корма: чем дальше этот источник от улья, тем меньше делает пчела круговых и прямолинейных пробегов, и меньше виляет брюшком. Так, при расстоянии от улья до источника корма в 200 м брюшко делает 8-9 колебаний, при 300, и - 6-7 колебаний, при 590 м - 5 колебаний и т. д. Виляющий танец указывает и направление полета к источнику корма. Легко расшифровать направление виляющего танца, если мысленно представить соты в горизонтальном положении так, чтобы верхняя планка их рамки была обращена к солнцу. Тогда направление прямолинейного пробега пчелы-разведчицы непосредственно укажет на источник корма. Например, если ее голова обращена к нижней планке, лететь надо в сторону, противоположную солнцу. Если же голова обращена к верхней планке рамки, лететь надо на солнце. В том случае, когда прямолинейный бег направлен вправо под углом в 30°, надо лететь под этим же углом, имея солнце слева.

Танцуя, пчела-разведчица как бы говорит: «Внимание! Я нашла новый источник корма, к нему надо лететь прямо по солнцу на 300 м от улья. Он пахнет так, как пахну я». При первых же движениях танцовщицы, окружающие ее пчелы приходят в сильное возбуждение. Некоторые из пчел следуют за ней, стараясь держать свои усики около брюшка танцующей пчелы. Они повторяют ее движения и воспринимают запах цветов, к которым она летала. Завербованные пчелы тотчас после танца вылетают из улья и самостоятельно ищут источник корма. Куда была обращена в прямолинейном беге голова танцовщицы, туда и полетят завербованные ею пчелы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры