Личная жизнь андриса лиепы. Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения

Главная / Бывшие

Андрис Лиепа - известный российский солист балета, продюсер и режиссёр театра. В 2009 году был признан народным артистом России.

Биография Андрис Лиепы

Андрис родился в 1962 году в семье известных творческих деятелей Маргариты Жигуновой (известная драматическая актриса) и Мариса Лиепа (известный во всём мире танцор). Имеет младшую сестру, которая является известной балериной.

В 1980 году Андрис Лиепа окончил Московскую академию хореографии, после чего практически сразу вошёл в коллектив артистов Большого театра. За 8 лет работы в этом театре, Лиепа исполнял ведущие партии практически в каждом представляемом на сцене спектакле. К сожалению, из-за полученной во время гастролей в Вашингтоне травмы, молодому человеку пришлось покинуть хореографический коллектив театра.

На сегодняшний день он является художественным руководителем и ведущим в театре под названием «Кремлёвский балет».


Личная жизнь Андрис Лиепы

В течение своей жизни танцор имел только двух любимых женщин, которые впоследствии и стали его женами:

  1. Людмила Семеняка. Являлась балериной Большого театра. Поженились молодые люди практически сразу после знакомства.
  2. Екатерина Лиепа. Является артисткой Мариинского театра. В браке с этой женщиной Андрис Лиепа пробыл целых 14 лет. Плодом их любви стала дочь Ксения.

На сегодняшний день выдающийся танцор одинок, но он не отчаивается и надеется, что найдёт ещё свою любовь.

Творческая деятельность Андрис Лиепы

Во время своей работы в Большом театре, Лиепа принял участие в следующих постановках:

Известен Андрис Лиепа и за рубежом. Работал в Американском театре балета, расположенном в Нью-Йорке, где длительное время танцевал партию Зигфрида в спектакле «Лебединое озеро». Сыграл партию Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта». Принял участие в спектакле «Скрипичный концерт», созданный Джорджем Баланчина.

Принимал участие в большом количестве международных конкурсов. Одним из самых известных является Международный конкурс артистов балета, проводимый в Москве, где Лиепа первый раз получил золотую медаль, а второй раз серебряную.

Со знаменитой супружеской парой OK! поговорил о том, как прожить вместе 18 лет, а также о том, какие нравыцарят в современном балете

Фотография: Дмитрий Абаза

Так, 15 января во Флоренции запланирована премьера сразу трех постановок. У Кати, десять лет протанцевавшей в Мариинском театре, сейчас тоже есть свое дело - компания, которая занимается организацией светских мероприятий и благотворительных семейных вечеров «Подари детям сказку». На сегодняшний момент она уже собрала три миллиона рублей в помощь детям, больным раком.

Катя, а зачем вам работать? Вы же вполне могли бы этого и не делать.

Екатерина: Я такой человек, что мне сложно реализовывать себя дома. В какой-то момент я перестала понимать смысл в устроении развлечений. То есть это само по себе неплохо - праздники тоже нужны в нашей жизни, но у меня есть внутреннее ощущение, что нужно делать что-то большее. Если мое имя привлекает людей, если они доверяют мне сбор средств для детей, то надо делать все, чтобы помочь детям. И я счастлива, что могу применить свои умения именно в этом направлении. А до этого нашим с Андрисом бизнесом долгое время был Фонд имени Мариса Лиепы. Мы поднимали этот проект с нуля, сутками торчали в офисе, и в результате сейчас это крупная компания, которая организует мероприятия огромного масштаба.

Со всеми этими делами вы не забыли, что такое балетный станок?

Нет. Совсем недавно мы работали в Италии и ставили там спектакли «Жар-птица», «Петрушка» и «Шахерезада». Я показывала артистам балета все их партии, так что мне и самой приходилось заниматься. У меня есть свои упражнения, которые я делаю каждое утро. Вообще балетный человек не может без физической нагрузки. Так что я ко всему прочему занимаюсь еще и теннисом, танцами, плаванием...

А вы, Андрис?

Андрис: «Станок делаю» каждый день по сорок пять минут. Иначе я бы просто чувст-вовал себя гуманоидом, не в своей тарелке. С детства отец нас приучал качать спину, пресс. Конечно, не хватает времени, чтобы как следует заниматься, но не заниматься вообще для меня невозможно. Даже когда мы ездили с Ксюшей и Катей на отдых в Египет, они ходили на пляж, а я дома «делал станок», потом бегал, пропотевал, чтобы только не сойти с ума от безделья.

Давайте вернемся в прошлое. Как вы познакомились?

Е.: Андрис приехал из Нью-Йорка в Ленинград танцевать в Мариинском театре, а я там уже год танцевала. Так мы и познакомились.

А.: Я увидел женщину, у которой были удивительно голубые глаза. И мне так захотелось показать ей часть того мира, который я к тому времени уже для себя открыл! Первая наша совместная поездка с Катей была в Париж, именно там у нас завязался роман. Но он тогда был такой... платонический. Мы ходили на Монмартр, встречали рассвет на Эйфелевой башне, Катя в первый раз поела устриц. Правда, потом говорила, что ей после этого было жутко противно.

Говорят, что большинство супружеских пар внешне похожи друг на друга. Вы, по-моему, только подтверждаете этот постулат.

Е.: Да, нам многие говорят, что мы похожи. Те, кто не очень нас знает, вообще думают, что я сестра Андриса, а Илзе - его жена. Но сходство между нами только внешнее. По характеру мы с Андрисом абсолютно разные люди. Наша семейная жизнь - это такое терпение, смирение. Я все больше понимаю, насколько мы с мужем не похожи. Определенно, ваша общая черта - это крепкий, сильный характер.

Бывает такое, что находит коса на камень?

Е.: Бывает. Есть принципиальные вещи, которые требуют, чтобы ты настояла на своем. Хорошо, что их не так много. По большому счету я такой человек, что мне проще уступить. Для меня худой мир лучше доброй ссоры.

А Андрис другой?

Е.: Да, он Козерог, упрямый. (Смотрит на Андриса .) Делает вид, что не слышит! (Смеется .)

Рождение дочки как-то повлияло на ваши отношения?

Е.: Интересный момент: перед появлением дочки у меня было понимание, что произошла какая-то потеря смысла жизни. Пока не было Ксюши, мы с мужем вместе что-то делали, все время куда-то ездили... И вдруг я поняла, что смысла в этом совершенно нет, что это тупое существование и что единственный смысл, который может быть для меня отныне - это ребенок. Рождение Ксюши перевернуло мое мировосприятие. Произошла полная переоценка ценностей. То же самое произошло и с работой: я вдруг поняла, что все, что я делала, не имеет смысла. Встал вопрос: что дальше? для чего я живу? Так появился проект «Благотворительные вечера». Я знаю: то, чем я занимаюсь сейчас, - это правильно, своевременно, это то, что нужно и мне, и другим.

А вы деньги на этом зарабатываете?

Е.: Не думаю, что здесь можно вообще говорить о серьезных деньгах - скорее о зарплате для сотрудников и расходах на содержание офиса.

У вас сузился круг общения с появлением третьего члена семьи?

Е.: Конечно. Ты вообще перестаешь принад-лежать только себе. Вдруг понимаешь, что желания ребенка гораздо важнее, чем твои. Это должны понять оба супруга. Ведь именно на этом этапе чаще всего и разрушаются семьи.

Андриса изменило рождение дочки?

Е.: Мне кажется, да. У него возникло ощущение ответственности, он тоже понял, что не должен быть в полной мере эгоистичен.

А.: Помню, когда Ксюша с Катей приехали из роддома, я положил дочку на грудь и почувствовал, что она засыпает. И я пролежал так с ней целый час - не мог встать, чтобы просто ее не разбудить! Очень сильное впечатление на меня это произвело.

Но путешествовать, несмотря на такую занятость, вам все-таки удается…

Е.: Я обожаю море и как раз благодаря Ксюше и ее каникулам стала больше отдыхать. Это здорово. Потому что балетная профессия нас научила работать с детства. Все балетные могут свернуть горы, у нас нет понятия «заболел», «плохо себя чувствую». Ты сказал, что будешь это делать, значит, должен это сделать. При этом ты забываешь, что такое отдых. И когда заканчиваешь танцевать, то открываешь для себя другой мир. Например, я открыла для себя мир субботы и воскресенья. Очень долго привыкала к тому, что это выходные дни. У балетных ведь только понедельник выходной.

И что вы делаете в субботу-воскресенье?

Е.: Высыпаюсь. А потом мы проводим время с Ксюшей - гуляем, ходим в киношку. В воскресенье обязательно ходим в храм.

На скейте, как Андрис, не катаетесь?

Е.: Нет, я это дело не люблю!

А.: Когда отец привез скейт, мне было лет тринадцать-четырнадцать, и я катался от Брюсова переулка вниз по Тверской, доезжал до консерватории. Народ на меня смотрел и не мог понять, как можно на четырех колесиках так ловко ездить. Сейчас я в свои сорок шесть лет выезжаю с Ксюхой на Ленинские горы. Она там катается на роликах, а я на скейте.

Вы хотели бы, чтобы дочка начала заниматься балетом?

Е.: У нее нет такого желания. А балет - это такая вещь, что нужно очень хотеть им заниматься. Только тогда все невзгоды, боль, которую нужно терпеть каждый день по многу часов, по-другому воспринимаются. Правда, я все равно заставлю Ксюшу делать разные упражнения: они нужны для осанки, для фигурки, чтоб она могла красиво спинку держать, красиво ножки ставить. Для девочки это полезно, даже если она не собирается танцевать на сцене. Важно правильно ощущать свое тело.

Андрис, хотела спросить у вас: как быть достойным сыном своего отца?

А.: В моем случае - просто брать с него пример. Мой отец был уникальной личностью и всегда был примером для меня и для Илзе. Я понимал с детства, что мне будет очень трудно. Для того чтобы доказать, что я достоин быть танцовщиком, мне надо было делать все даже не на сто, а на двести процентов. Отец с детства не знал, получится из нас с Илзе что-то или нет. Сначала за танец у меня было «три с минусом», потом «три с плюсом», затем «четыре с минусом», «четыре с плюсом»... И когда мы выпускались, я получил пятерку по классическому балету. Отец пришел, посмотрел, сказал, что какие-то вещи ему очень понравились. Но даже когда я поступил в Большой театр, он до конца не понимал, что из меня выйдет. Он долго присматривался к моим выступлениям и после одного спектакля сказал мне: «Вот теперь я вижу, что ты можешь танцевать Альберто в «Жизели». А я уже четыре года работал в Большом театре!

А вы хотели бы стать во главе Большого театра?

А.: На самом деле мне очень не нравится сегодняшняя ситуация в нем и дирекция, которая там работает. Я этот театр знаю с самого детства, и самое жуткое, что оттуда сейчас уходят все традиции. Несмотря на то что сейчас Большой пытаются реконструировать, мне кажется, что это есть и будет фальшивка. Я не верю, что кто-то вкладывает свою душу, чтобы театр оставался тем театром, которым был. Очень много в нем людей, которые высказывают свои собственные мнения, не имея на это права. А роль артиста там низводится до роли винтика в огромной машине, которая все равно всех и вся перемалывает.

А вам вообще нравится ставить спектакли? Режиссерская работа вам больше по душе, чем работа танцора?

А.: Да. Потому что от танцовщика зависит только его собственная партия, а от режиссера зависит все. Вот сейчас я ставлю спектакль на музыку Черепнина. Никто на самом деле не знает и не помнит, кто это такой, кроме музыкальных критиков. А он, между прочим, автор музыки к балету, который покорил Париж ровно сто лет назад! И восстанавливать его для меня огромная радость. Безусловно, я не жалею о прошлом. Я танцевал у Бежара, у Барышникова. Но это были настоящие личности. А сейчас личности мельчают и уходят, мне становится очень сложно поддаться на чужую игру. Поэтому я придумываю свои игры и расставляю фигуры на доске так, как считаю нужным.

А как вам работается с Цискаридзе? Говорят, он довольно упрямый человек.

А.: Коля на самом деле такой же максималист, как и я. Поэтому мне с ним работается хорошо. Мы создали для него уже четыре спектакля - те, которые когда-то танцевал Вацлав Нижинский. И я надеюсь, Коля в следующем году будет блистать в Париже так же, как когда-то Вацлав. Я жалею, что Большой театр не ставит на Цискаридзе. Наверное, такие проблемы были и у Нижинского, когда он ушел из Мариинского театра, где он был винтиком в большой машине...

Вы работали во многих балетных труппах. Наверняка есть та, которую вы вспоминаете с особой теплотой?

А.: Я думаю, что, несмотря на сказанное мной выше, восемь лет работы в Большом театре не перебить ничем. Там я преодолевал какие-то очень большие препоны, и в этом был тогда смысл моей жизни. Катя сказала, что я Козерог. Действительно, когда мне становится легко, мне неинтересно. Я ухожу из труппы и иду в другую, где доказываю, что я могу там работать.

А вам, как солисту балета, платили много?

А.: Никогда не работал в балете ради денег. И даже сейчас спектакль для Галины Вишневской я поставил бесплатно. Не получил за него ни копейки и еще вкладывал свои деньги в декорации, которые я считал нужным доделать. Но то количество сил и энергии, которые мы вкладываем в спектакли, все равно возвращается. Балет никогда не был на самоокупаемости, он всегда имел дотации от государства. Сергей Дягилев был виртуозом займов и умер нищим человеком. Он это делал не ради денег, а ради того, чтобы продвигать русское искусство на Запад.

Вы такой же жертвенный?

А.: Ну, наша профессия вообще жертвенная, априори. Если ты можешь рисковать своим здоровьем, с детства выворачивая ноги в другую сторону, то, наверное, жертвенность в тебе заложена. Так же как наши советские спортсмены получали копейки и достигали гораздо больших результатов, чем сейчас, когда за каждую золотую медаль дают сто тысяч евро. Деньги не мотивация, к сожалению. Рекорды ставятся за идею.

Но вы же все-таки много сотрудничаете с разными банками, коммерческими организациями, которые приглашают вас за деньги ставить им шоу…

А.: Я, честно говоря, не занимаюсь тем, что мне неинтересно. Меня спрашивают, зачем я ставлю для Жасмин, Шуфутинского? Мне это было интересно! От приличной зарплаты я, конечно, тоже никогда не отказываюсь, потому что у меня есть жена и ребенок и мне нужно их кормить, красиво одевать. Но когда-то мой агент просто меня возненавидел за то, что я в Новый год мог заработать за десять спектаклей «Щелкунчик» сто тысяч долларов, а вместо этого поехал в Кировский театр в Ленинград. И Морис Бежар приглашал меня на постоянную работу в его труппу, но я тоже принял для себя решение в пользу интересных работ в Питере. И я ни секунды об этом не жалею. Для моего американского агента такой поступок был нонсенсом. Притом что в Кировском театре я станцевал «Видение розы» и два спектакля «Жизель», но за них ничего не получил и еще сам заплатил за гостиницу, в которой жил. А можно не совсем приличный вопрос?

Как вас минула судьба стать танцовщиком-геем?

А.: Ой... Мне кажется, это внутренняя человеческая трагедия - смена ориентации. Это, наверное, всегда связано с проблемами в семье, которые ведут потом к таким вот странным результатам. А в нашей семье всегда был культ женолюбства. Отец был очень любвеобильным человеком. Наверное, это трагедия, когда человек не получает удовлетворения от своей жены или подруги и ему приходится менять свою ориентацию, чтобы найти ответное чувство. Человек попадает под этот пресс, который его давит потом. Сейчас, как ни странно, еще очень много политиков-геев... Я достаточно лояльно отношусь к людям нетрадиционной ориентации, это их личное дело, и, наверное, каждый будет отвечать потом за него. Нам судить невозможно... Мне как-то больше всегда импонировала именно творческая сторона жизни Нижинского, Нуриева... С Рудольфом я был знаком, встречал его много раз.

А каким был Нуриев?

А.: Очень экстравагантным и очень интересующимся тем, что происходит в России. Он очень многих артистов вывел на позицию звезд буквально за два года, минуя все восемь кордебалетных линий, которые они должны были пройти, что на самом деле практически невозможно! Он просто видел, кто достоин быть солистом, и давал им звание «этуаль» (в переводе с французского - «звезда». - Прим. OK!). Он влюблял в свою профессию молодых артистов и давал им возможность танцевать.

А что вас подтолкнуло уйти из танцоров?

А.: Ну, у меня была большая травма - я разорвал себе связку на колене. Поэтому даже те спектакли, которые я любил и танцевал хорошо, мне уже технически было сложно танцевать. Со временем я стал бояться делать на сцене те движения, которые делал с огромной легкостью и которые были моими коронными. Мне сделали операцию, и врачи сказали: «Никто не гарантирует, что ты опять не разорвешь себе связку». Я на самом деле понимаю, что многие танцовщики после этого возвращались, - Илзе, Коля Цискаридзе. Но я использовал эту ситуацию для того, чтобы перейти в другую ипостась. И достаточно успешно в нее перешел. Вам иногда снится, что вы танцуете? А.: Нет, таких снов нет... Зато я тут Лужкова во сне видел. Мы пытаемся построить балетную школу имени Мариса Лиепы в Москве, нам уже выделили участок. И мы хотим, чтобы Юрий Михайлович сейчас помог нам. У нас есть небольшие сложности.

Ирина Виноградова

Артист Дата рождения 6 января (Козерог) 1962 (57) Место рождения Москва Instagram @liepaandris

В Москве 6 января 1962 г. родился Андрис Лиепа. Солист балета, продюсер и театральный режиссер-постановщик получил звание Заслуженного артиста РСФСР г. и Народного артиста РФ. Он основал благотворительный фонд в честь своего отца, знаменитого на весь мир Мариса Лиепы. В немалом списке его профессиональных наград - орден Дягилева и латвийский орден 3-х звезд, медали за первые и вторые места различных международных конкурсов. Награжден французской академией кино как режиссер кинобалета «Возвращение Жар-птицы».

Биография Андриса Лиепы

Родился Андрис в творческой семье. Отец – всемирно известный танцовщик, мать – популярная театральная актриса, сестра - балерина.

Лиепа получил образование в Московском академическом хореографическом училище. Около 8 лет местом его работы был Большой театр. За этот период он выступал в основных партиях балетных постановок этого театра и La Scala. Успешно выступил в роли режиссера-постановщика, работал вместе со звездами мирового балета Барышниковым и Бежаром.

В послужном списке Андриса Марисовича Лиепы – работа в Парижской, Шведской и Римской опере и других всемирно известных балетных труппах. Он ездил на гастроли в Англию, Францию, США, Японию.

Он блистал в спектаклях прославленного артиста Большого театра Владимира Васильева. Благодаря Андрису российские зрители в первый раз увидели балеты «Петрушка», «Шахерезада» и «Жар-птица». Он выступил как художественный руководитель этих легендарных спектаклей.

Во всех упомянутых балетах Лиепа танцует главные партии. На «Мосфильме» вышел фильм «Возвращение Жар-птицы». Здесь Лиепа проявил свой талант режиссера и стал продюсером проекта. Эта работа завоевала признание не только в России, но и в Украине, Латвии, Франции, США и Норвегии. Позже он представил зрителям оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Жизнь и работа артиста всегда интересовала кинорежиссеров. Зрители увидели кинокартину о его творческих успехах в театре и всей его профессиональной деятельности. В другой киноработе - «Короткое дыхание любви» - ему досталась главная роль.

В 2006 г. артист стал режиссером концертной программы к юбилею Майи Плисецкой в Англии и Франции. Он также несколько раз выступал организатором «Бала победителей» для участников Великой Отечественной Войны.

Личная жизнь Андриса Лиепы

Первый брак Андрис заключил с Людмилой Семенякой, она солировала в спектаклях Большого театра. Вторая жена – Екатерина Лиепа –танцевала в Мариинском театре. Их знакомство состоялось в Кировском театре. В 1995 г. состоялось венчание в Санкт-Петербурге. Их дочь Ксения родилась в 1998 г. Однако брак и этой звездной пары распался. Развод громко обсуждался в прессе.

Последние новости об Андрисе Лиепа

Сейчас Лиепа снимается в телепередачах, выступает как режиссер-постановщик концертов и спектаклей. Он руководит театром «Кремлевский балет» и входит в попечительский совет благотворительного фонда «Вера». Он оказывает помощь больным онкологическими заболеваниями.

Санкт-Петербург и Москва - крупнейшие российские центры балетного искусства. Именно здесь расположены самые знаменитые театры страны. Именно в них исполняют роли в уникальных постановках звезды российской балетной школы, среди которых важное место долгое время отводилось и латвийскому танцовщику, сейчас - постановщику балетов и руководителю театра "Кремлевский балет" - А. Лиепе.

Страницы биографии

Андрис Лиепа - наследник балетной династии. Его отец - известный балетный танцовщик и режиссер-постановщик. Его младшая сестра Илзе - также знаменитость балетной сцены. Родились они в актерской семье, но лишь наполовину - в балетной. Отец их - знаменитый балетный танцовщик 20-го столетия а мать - драматическая актриса М. Жигунова. Семья Мариса Эдуардовича проживала тогда в Москве на Неждановой улице, в доме, построенном для актерских семей - сотрудников Большого и Московского художественного театров. Лиепам, наверное, повезло, ведь жили они в той квартире, где жила народная артистка РСФСР Е. В. Гельцер - уникальная балерина и актриса. В доме жили и известные драматические актеры XX века - Качалов, Леонидов и др.

Андрис прошел балетную школу Московской художественной академии искусства (МХАИ) и начал свою карьеру в московском Большом театре. За годы службы он станцевал практически все ведущие роли в классических постановках. Много ездил с гастролями, в том числе и в заграничные турне. На гастролях в Вашингтоне получил сложную травму ноги и был вынужден оставить сцену.

За кадром

В биографии Андриса Лиепы личная жизнь шла рука об руку с творчеством, ведь вместе с ним в одних спектаклях танцевала и его жена Екатерина Лиепа. Однако через двадцать лет совместной жизни идиллии этой звездной пары пришел конец. Развод Андриса Лиепы с Екатериной взбудоражил поклонников. Не спасло даже то, что брак был освящен церковью. На развод подала Екатерина. О таком финале личной жизни Андрису Лиепе осталось лишь сожалеть. О причинах подобного решения информация не разглашалась.

Интересна и зарубежная страница творчества Андриса Марисовича. Рано уехав за границу, он выступал у Михаила Барышникова. За рубежом ему довелось поработать на уникальных сценах европейских оперных театров - Ла Скала в Милане, в Парижской опере, коллективе Мориса Бежара в Лозанне, Швеции и Риме. Его партнершами были: блестящая Изабель Гирен, удивительная Карла Фраччи, но наиболее длительное время статус партнерши знаменитого Андриса Лиепы имела Нина Ананиашвили. Именно с ней Лиепа начинал свой творческий путь, участвовал почти во всех конкурсах. И остался верен в своем творчестве до конца.

Достойный преемник

Личная биография Андриса Лиепы в творчестве достаточно плодотворная и яркая. Танцовщик и балетмейстер, Андрис Марисович достойно продолжает династию вслед за своим титулованным отцом Марисом Эдуардовичем. Основными постановками, в которых он станцевал свои самые блестящие партии, были "Раймонда" А. Глазунова, знаменитые балеты П. И. Чайковского, "Жизель" А. Адана, "Золотой век" Д. Д. Шостаковича, "Иван Грозный" С. С. Прокофьева в версиях титулованных балетмейстеров - М. Петипа, С. Григоровича.

Однако Андрис Марисович не остановился на признанной всеми классике, а попробовал себя и в более новаторских работах: "Лебединое озеро" в концепции М. Барышникова, "Петрушке" - работе О. Виноградова, "Ромео и Джульетте" в вариации К. Макмиллана, "Скрипичном концерте" Дж. Баланчина.

На посту постановщика

Еще в Санкт-Петербургской "Мариинке" Андрис Лиепа реконструировал несколько важных в истории балетного искусства работ: "Петрушка" и "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского, "Шахерезада" Н. А Римского-Корсакова в постановке М. Фокина. Событие это состоялось в 1993 г., и с тех пор "Шахерезада" и "Жар-Птица" идут на сцене "Мариинки". На фото Андрис Лиепа в роли Петрушки - одном из самых колоритных образов, им исполненных.

Все три перечисленных спектакля были поставлены А. Лиепой и для дрезденского, римского и флорентийского театров. А через год состоялась премьера еще одной творческой работы мастера: оперного спектакля "Сказание о невидимом граде Китеже". Постановка была создана для Мариинского театра, но премьера ее была в Париже. Дирижировал маэстро С той же работой Лиепа выступил и на Эдинбургском фестивале - еще через год. Также осуществил постановку оперы "Евгений Онегин" для Центра оперного пения Г. Вишневской.

Еще одной интересной работой Андриса Лиепы стали спектакли под произведения С. Рахманинова, поставленные для театра "Новая опера". Это спектакли: "Музей Оскара Шлеммера" и "Маэстро".

Жар-птица вернулась!

В 1997 г. Андрис Лиепа обратился к кинематографическому творчеству, удачно сочетая его с основным призванием. Он создал кинопроект, получивший название, связанное с одним из балетных спектаклей, ранее им поставленных для Мариинского театра, - "Возвращение Жар-Птицы".

В этот фильм-балет вошли все три знаменитые одноактные постановки авторства М. Фокина в реконструкции А. Лиепы. Центральные роли в них исполнили сам А. Лиепа, его постоянная партнерша Нина Ананиашвили, а также сестра Андриса Лиепы Илзе, его жена Екатерина, Гедеминас Таранда и др. К слову, роли в версии антрепризы С. Дягилева исполняли Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие звезды балета начала XX века.

Благотворительность как образ жизни

1996 г. - важный в жизни и общественной деятельности Андриса Лиепы: он основал фонд развития балетного искусства имени своего отца. Основным назначением фонда стала организация благотворительных представлений для разных категорий россиян, находящихся в тяжелых социальных условиях. А также для популяризации отечественного искусства. В его проекте участвуют звезды культуры и искусства. Гала-концерты в рамках фонда посвящаются Марису Лиепе, Майе Плисецкой и др. Они имеют спрос за границей - Лондоне, Мадриде, Риге и др.

Фонд содействия развитию хореографического искусства, основанный А. Лиепой, сотрудничает с Челябинским детским благотворительным фондом "Алеша", который организует в Челябинске гастроли "Русских сезонов XXI в." и помогает выявлять и продвигать юные дарования.

"Русские сезоны": возрождение

Чтобы оценить это начинание Андриса Лиепы, следует обратиться к истории начала XX в., когда Сергей Дягилев впервые организовал проект "Русские сезоны в Париже" - для популяризации русского музыкального искусства, а потом оперного и балетного. В составе труппы "Русских сезонов" танцевали такие звезды русского балета, как Михаил Фокин, Рудольф Нуриев, Анна Павлова и др. Весь мир рукоплескал русским танцовщикам и певцам. На художественном поприще в связи с этим прославился и создававший костюмно-декорационное оформление спектаклей "сезонов".

Теперь, в начале XXI в., ровно через столетие, "Русские сезоны" реанимировал Андрис Лиепа. Правда, их название несколько изменилось - "Русские сезоны XXI века". Обновленная антреприза путешествует по культурным центрам Европы и мира. Мастера балета представляют свои работы в Лондоне, Париже, Киеве, Мадриде и др. И постановки их пользуются несомненным успехом.

В монастырь!

Есть в России Николо-Сольбинский женский монастырь. Он находится в Ярославской области, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. И называется так от финно-угорского значения слова "солба" - "живая вода".

В монастыре есть детский приют и школа. В них живут и обучаются шестьдесят воспитанниц от 7 до 18 лет. Есть здесь и профессиональный колледж.

Андрис Лиепа уже не один год оказывает помощь воспитанницам этого монастыря. В совместной трудовой деятельности они облагораживают монастырскую территорию - сажают розовые кусты и строят смотровую башню. Но и о своих привычных обязанностях Лиепа не забывает - он организует в стенах монастыря благотворительный фестиваль, причем не только в качестве режиссера, но и в качестве повара.

С 2017 г. девочки-актрисы театра "Доброй школы на Сольбе" гастролируют в Москве. Они уже показали свои музыкальные постановки в Московском дворце пионеров и на сцене театра Рюминой. Девочки представили уже свой мюзикл "Отважный лебеденок". Такой результат стал возможным, потому что в школе девочек обучают профессиональные специалисты: хореографы, вокалисты, режиссеры и т. д. Те воспитанницы, которые не обладают музыкальными, танцевальными и актерскими способностями, участвуют в создании сценариев и художественного оформления спектаклей. Постановки получаются очень добрыми и трогательными. А благодаря удивительным рукодельницам - и яркими. По отзывам зрителей, они трогают "до глубины души".

Кремлевский балет

Этот необычный театр, популяризирующий и развивающий отечественное балетное искусство, был основан в 1990 г. хореографом и режиссером-постановщиком А. Петровым. За музыкальную составляющую его спектаклей отвечал Президентский оркестр Российской Федерации под руководством дирижеров А. Овсянникова и В. Орлова. Позже спектакли стал сопровождать другой музыкальный коллектив - Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под руководством Ю. Башмета.

Театр восстанавливает произведения, созданные в начале XX в. арт-труппой под руководством С. Дягилева. На данный момент в его репертуаре 11 спектаклей из этого цикла. Это немало в условиях сложного пути развития отечественного балета.

Хронология наград

Андрис Лиепа много сил и творческих идей отдал любимому искусству и родной стране. За заслуги перед Отечеством и отечественным искусством был неоднократно награжден. Свою первую награду он получил, еще будучи балетным танцовщиком, почти в самом расцвете профессиональной карьеры: был победителем Международного конкурса артистов балета в Москве. Через четыре года стал обладателем серебряной медали того же конкурса. А уже на следующий год получил Гран-при международного конкурса в США. Имеет Андрис Лиепа и награду той страны, откуда он родом: самую высокую награду Латвии - "Орден Трех Звезд".

В подарок юбиляру!

В феврале 2017 г. народный артист России Андрис Лиепа отметил свой юбилей - 55 лет. В подарок юбиляру и жителям столицы к его юбилею в Охотном ряду экспонировалась выставка фотографий и сценических костюмов удивительного танцовщика. Длилась она восемь дней и была бесплатной для всех желающих. Среди экспонатов выставки были представлены замечательные фотографии А. Лиепы, сделанные его большим другом - фотомастером Ниной Алверт. Наиболее интересны публике костюмы отца танцовщика - Мариса Лиепы, а также сценические наряды, созданные в Гранд-Опера для спектаклей, поставленных в XX в. Р. Нуриевым и восстановленных А. Лиепой.

18 февраля в Кремлевском дворце проходил концерт Андриса Лиепы, где в были представлены: фрагмент балета Детского музыкального театра им. Сац "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова, спектакль "Видение Розы" Михаила Фокина, фрагмент оперы "Князь Игорь" А. Бородина - "Половецкие пляски", ставшие в свое время самостоятельным одноактным балетом.

Андрис Лиепа внес огромный вклад в развитие отечественного балетного искусства, вложил много сил и творческого потенциала в его развитие, пропаганду на мировом уровне. А на сцене не просто достойно представлял уровень российского балета, но и стал настоящим продолжателем дела, начатого отцом. И пусть пока не снято фильмов про Андриса Лиепу, это вполне поправимо!

Он схватил меня за плечи и тряхнул так, что в шее что-то хрустнуло. Я испуганно вскрикнула, а он прорычал в гневе: «Я тебя когда-нибудь убью!» Это был не Андрис, а какой-то другой человек…

К атя, известие о том, что ваш брак с Андрисом Лиепой распался, вызвало много пересудов. Вы казались идеальной парой.

Да, мы долго делали вид, что у нас все хорошо. Только близкие друзья знали правду и спрашивали:

Катя, почему ты не разведешься?

Андрис тебя ни в грош не ставит. Зачем такой муж?

Я отмахивалась:

Что вы? У нас же семья! - а сама давно уже в одиночку решала все проблемы.

Наш брак трещал по швам, но я цеплялась за воспоминания и не до конца изжитые иллюзии и отказывалась признать то, что было очевидным. Слишком сильно любила Андриса когда-то, слишком много душевных сил вложила в наши отношения. Мы были вместе около двадцати лет. Пятнадцать прожили в официальном браке. И до этого довольно долго встречались, познакомившись в легендарной «Мариинке». Тогда она еще называлась Государственным академическим театром оперы и балета имени Кирова. Я пришла туда сразу после окончания Академии Русского балета имени Вагановой, в восемнадцать лет.

Меня и еще нескольких девочек взяли в кордебалет. Позже я стала солисткой. Это была большая честь. В то время балетная труппа Кировского театра считалась, пожалуй, лучшей в стране и одной из лучших в мире.

Руководил ею замечательный балетмейстер и хореограф Олег Виноградов. Он делал ставку на красивых и высоких балерин. У нас в кордебалете все девочки были модельных параметров, выше ста семидесяти сантиметров. Мой рост, к примеру, сто семьдесят пять.

Мне повезло: я сразу попала в основной состав и все время танцевала - и небольшие партии, и довольно крупные. Это был каторжный труд. В десять утра - класс, потом сразу репетиция кордебалета. После нее небольшой перерыв на обед и опять репетиция, уже сольная.


Фото: Алексей Никишин

А вечером - спектакль. Но я не жаловалась. С детства мечтала о сцене и была готова к такому графику. В училище тоже пахала с утра до ночи.

Мама, Татьяна Катковская (до замужества я носила ее фамилию), мечтала, что пойду по ее стопам. Она была двукратной чемпионкой Москвы по фигурному катанию и звездой Московского балета на льду, заслуженной артисткой РСФСР. Снималась в кино. Я не хотела заниматься фигурным катанием, просила отдать меня в балет. Пошли к маминой знакомой Нине Абалимовой - уникальному балетному педагогу. Она посоветовала поступать в Вагановское. И мы с мамой отправились в Ленинград.

После благополучного поступления я как иногородняя должна была поселиться в интернате.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры