Личная жизнь виктории постниковой. Владимир спиваков - биография, информация, личная жизнь Краткая биография: начало творческого пути

Главная / Бывшие

Выдающийся музыкант, скрипач и дирижёр удостоен премии «Герой нашего времени» в номинации «Музыкант десятилетия».

Достаточно произнести эти имя и фамилию, как в сознании каждого русского человека возникает образ обаятельного седовласого мужчины за дирижёрским пультом. Кажется, музыка льется из-под его рук, а дирижерская палочка, наподобие волшебной, превращает ноты в прекрасные звуки… Владимир Спиваков - гениальный скрипач, талантливейший дирижер, основатель Международного благотворительного фонда и просто сногсшибательный мужчина и светский лев.

Жизнь - в музыке

Кажется, слава и признание сопутствовали ему с самого детства. Уже в 13 лет (в 1957 году) Владимир Спиваков, учащийся музыкальной школы при Ленинградской консерватории по классу скрипки, получает I премию на конкурсе «Белые ночи». Окончив ЦМШ в 1959 году, юноша продолжает учебу в консерватории. И далее награды следуют одна за другой: 1965 год - I премия Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Париж), 1967 - премия в конкурсе имени Паганини (Генуя), 1969 - I премия на Международном конкурсе в Монреале (Канада), 1970 - II премия на Международном конкурсе имени Чайковского (Москва).
С 1972 года Спиваков ведет спецкласс в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в 1979-м становится доцентом, затем профессором. Спивакова-скрипача одаривают приглашениями о сотрудничестве. Он совершает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах мира. Тогда же знаменитый к тому времени скрипач впервые публично встаёт за дирижёрский пульт. И вскоре основывает коллектив «Виртуозы Москвы», ставший впоследствии известным на весь мир.
Наиболее урожайным в отношении официальных наград и предложений стал 1999-й - год 55-летия Спивакова. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград - ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Правительство Франции возвело его в ранг «Офицера искусств и изящ-ной словесности», а президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца.
В том же 1999-м наступил важнейший поворот в творческой судьбе музыканта: он стал постоянным дирижёром не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. Но в 2002 году контракт с ним руководство оркестра не продлило, и Спиваков был вынужден покинуть этот пост. Правда, вскоре ему была предоставлена исключительная творческая возможность: собрать свой симфонический оркестр и возглавить его. Новому коллективу было дано название - Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В начале 2003 года Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября НФОР дал свой первый концерт. А несколькими месяцами ранее Владимиру Теодоровичу предложили еще один пост - он стал президентом Московского международного дома музыки (ММДМ).

Вот уже 13 лет существует Международный благотворительный фонд его имени. За это время 4000 детей получили помощь, организовано 2000 концертов в городах России и за рубежом, проведено более 300 художественных выставок, 800 человек являются стипендиатами фонда, более 1000 человек участвуют в программах МБФ, 350 из них - лауреаты международных конкурсов и фестивалей, подарено 212 музыкальных инструментов, выделены средства на обследование 150 человек. «Жизнь каждого человека в каком-то смысле - это жертва, - говорит Владимир Спиваков. - Я вообще думал, что существует какая-то большая высшая истина. Раньше она существовала, а потом упала на нашу грешную землю и разбилась на мелкие кусочки. И вот каждый человек несёт свой крест и идёт в поисках своего маленького кусочка истины. Это - жертвенность. Я считаю себя счастливым человеком. Потому что у меня есть музыка. Это мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод».

Первое и любимое дитя

«Виртуозы Москвы» - первое и любимое детище Владимира Спивакова. 15 июня 1982 года оркестр приобрел официальный статус и стал Государственным камерным оркестром.
Отличительными качествами профессионально нового камерного оркестра были необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают друг друга с одного вздоха, а играют как один голос», - писали о нём в «Нью-Йорк пост». Пресса восторженно приняла интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, после концертов оркестра говорили: «В мгновенье ока первоклассный московский ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а следовательно, и предельно убедительно можно исполнять Моцарта. Каждая фраза произносится с наслаждением, каждый звук - ощутимое удовольствие и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких «проходных» или пустых фраз, и это напряжение, эту естественность дыхания вы ощущаете так, словно она исходит от вас самих».
Оркестр «Виртуозы Москвы» совершенно уникален по уровню музыкантов, которые в нем работают. Обычно в мире музыкального бизнеса происходит жесткое разделение на «солистов» и «оркестрантов». «Солисты» практически никогда не работают в оркестрах, а «оркестранты» редко имеют серьёзную сольную карьеру. В «Виртуозах» же все без исключения оркестранты - лауреаты престижных международных конкурсов, включая международный конкурс имени Чайковского, за которыми числятся и серьёзные сольные контракты и гастроли.

Скрипка Страдивари

Первым инструментом будущего музыканта стала виолончель. Но поскольку он был небольшого роста и худенький, то попросил инструмент полегче. С тех пор скрипка для Владимира Спивакова - его безраздельная хозяйка. У маэстро совершенно удивительное отношение к своему рабочему инструменту. «Володя считает, что если в его отсутствие кто-то прикоснётся к его скрипке, в ней нарушится молекулярный состав», - говорит жена музыканта Сати Спивакова. Перед тем как отправиться дирижировать скрипкой, он обнимается с ней. Прижимается к ней щекой. Наигрывает что-то. И отправляется на сцену. «Скрипка - особое существо. Иногда друг, иногда сестра, иногда - непрощающий человек, иногда некто, кто говорит мне: «Ты бездельник, возьми меня в руки, вспомни то, с чего ты начинал». Но для того чтобы она прощала, поддавалась, отдавалась и была проводником твоих чувств и мыслей к сердцам слушателей, ей нужно служить - каждодневно, ежечасно», - откровенничает маэстро.
Мечта любого музыканта - скрипка Страдивари. Мечтал о такой и Владимир Теодорович. Но он считал, что у него никогда не будет денег, чтобы купить её. Ему, правда, предлагали играть на скрипке из Государственной коллекции, но Спиваков отказался: скрипка должна жить с музыкантом, принадлежать ему.
Однажды знакомый семьи Спиваковых, скрипичный торговец Эдуард, привез и показал артисту три инструмента. Спиваков поиграл на них: два были хороши, но одна скрипка звучала просто феноменально. Во время её экспертизы руки парижского скрипичного мастера Этьена Ватло, который угадывает автора, дату, место создания инструмента по его фрагменту, затряслись. «Это Страд, 1712-й или 1713-й год. Дайте сюда. В это время Страдивари сделал две скрипки, одну из которых я держал в руках. Видимо, это вторая». Спиваков сказал, что ему негде взять два с половиной миллиона долларов. Эти деньги нашли жена Сати и импресарио Мишель Глотц. Деньги дали меценаты - любители музыки, друзья семьи. В течение нескольких месяцев были собраны все необходимые документы. Адвокаты оформили так называемое society - общество, в которое входят семьи меценатов. По условиям контракта они имеют равные доли. Скрипка Страдивари передана Спивакову в пожизненное пользование.
А еще у маэстро особая дирижёрская палочка - её подарил Спивакову Леонард Бернстайн, великий американский композитор, пианист и дирижёр. Это произошло после их совместного выступления в Зальцбурге на юбилее Моцарта в 1984 году. Бернстайн вручил тогда еще молодому музыканту свою дирижерскую палочку со словами: «Придёт время, когда ты будешь дирижировать так же, как играешь на скрипке». И Владимир Спиваков выполнил наказ мастера. «Он с поразительной уверенностью владеет дирижёрской палочкой так же, как и смычком», - писала как-то европейская пресса после одного из его концертов.

Спиваков всю жизнь мечтал играть на скрипке Страдивари. И не просто играть. Он считает, что инструмент должен принадлежать музыканту.

«Увеличил бы численность вдвое»

У Владимира Спивакова две квартиры - в Москве и в Париже. Но домом он считает ту, где в настоящее время находится его семья. А семья Владимира Теодоровича - это его жена Сати, драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении, и дочери - Екатерина, Татьяна, Анна. Имена своим дочерям музыкант давал сам. Это его любимые русские имена.
С Сати Саакянц Владимир Спиваков познакомился, когда она вместе с отцом, известным скрипачом, руководителем камерного оркестра, пришла к нему на концерт. Зарэ Саакянц как-то приехал в Москву и пригласил дочь на выступление «Виртуозов». С тех пор они вместе. Сати - прекрасная мать и хозяйка. Она понимает: Спивакову нужен именно такой дом, где всё всегда в полном порядке.
Катя говорит на нескольких языках, пишет стихи, песни для джазовой группы. Она профессионально играет на фортепьяно, даже получила первую премию на конкурсе Radio France, но затем решила не заниматься серьёзно классической музыкой. Татьяна рисует, играет на флейте, занимается театром. Младшая Аня, по словам отца, «необыкновенно тёплое и ласковое существо». Он хранит дорогое для него воспоминание о том, как, только начав ходить, она отправилась с ним на первую прогулку и вложила ему в руку свою детскую ручку. Именно тогда Спивакову в связи с его Благотворительным фондом пришла мысль о том, что с доверием, теплом и добротой нужно относиться ко всем детям.
«Дети должны иметь возможность испытывать к кому-то полнейшее доверие. Я сам доверчивый человек и понял, что доверие — потрясающая вещь в отношениях с детьми. Когда они чувствуют доверие, совесть не дает им обманывать. И себя они тогда начинают уважать больше. А человек должен себя уважать».
А еще у музыканта есть сын от брака с Викторией Постниковой - Александр. Правда, фамилия у него другая - Рождественский. Дело в том, что Постникова, после развода с Владимиром Спиваковым, вышла замуж за дирижёра Геннадия Рождественского. Он усыновил Александра и дал ему свою фамилию. Сейчас Александр Рождественский - известный скрипач.
В семье Спиваковых живёт племянница Владимира Теодоровича - Саша, дочь его безвременно ушедшей из жизни сестры. Однажды маэстро спросили: «Если бы вы могли изменить что-нибудь одно в семье, что бы вы изменили?» И он ответил: «Увеличил бы её численность как минимум вдвое».

Владимир ПОТАПОВ,
декан музыкального факультета Красноярской академии музыки и театра:


- Владимир Теодорович Спиваков - музыкант экстра-класса. Особенно мне очень близко его исполнение Вивальди. Это не поддается никакому дополнительному разъяснению. Вообще музыка - это, наверно, язык души. Она вызывает определенные эмоции и дает сверхположительные эмоции. Например, я, когда работаю, всегда включаю какую-то музыку. Бывает, слушаю Глинку или Чайковского. Но больше всего мне по душе Вивальди и Штраус в исполнении именно Владимира Спивакова. Конечно, каждый музыкант - фигура самобытная. Спивакова ни с кем нельзя сравнить, так же как и Мстислава Ростроповича. Да и вообще сравнивать актёров, художников, музыкантов невозможно. Один в одном непревзойденный, другой - в другом. Это только в армии можно сравнивать - по росту. Мне дважды удалось побывать на концертах Святослава Рихтера, когда он выступал в Красноярске. Я переписывался со своим сослуживцем по армии, так вот он был знаком с Рихтером. Тот даже присылал ему пластинки в армию. После, когда расставались с этим товарищем, то семь пластинок он отдал мне. Так что сейчас у меня есть пластинки с автографом самого Рихтера.

Татьяна СУЕТОВА,
директор бизнес-школы «ЛИНК»:


- Для меня Владимир Спиваков - это синоним элитарности в музыкальной культуре и искусстве в целом. Знаковая фигура, известный и почитаемый во всем мире талантливейший музыкант с особой, присущей только ему манерой исполнения. Его обожают и боготворят, а концерты расписаны на несколько лет вперёд по всему миру. В честь его юбилея даже одна из планет получила название «Спиваков». Я знаю, что он широко занимается благотворительностью, например, уже много лет возглавляет Международный благотворительный фонд своего имени. Постоянно проводит различные фестивали, организует художественные выставки, поддерживая таланты. Помогать сиротам и больным детям, развивать юные дарования - дело благородное. И такие люди всегда вызывают у меня уважение и восхищение! Я была бы рада, если бы мне представилась возможность пообщаться с Владимиром Теодоровичем лично. Общение с такими людьми делает нас духовно богаче.

Ирина ИВАНОВА,
актриса драматического театра имени Пушкина:


- К сожалению, ни разу не была на концерте Владимира Спивакова. А очень хотелось бы! Я считаю, что это просто потрясающий музыкант. Это значимая фигура среди исполнителей. Таких у нас мало. Владимир Теодорович - прекрасный музыкант, очень хороший дирижёр, а также замечательный мужчина. Обстановка в его семье мне очень нравится, члены его семьи внутренне хорошие люди. Как и всякий хороший артист, Спиваков, безусловно, создал какой-то свой сценический образ, но какой именно, я не могу сказать, потому что я его видела только по телевизору. Что касается того, известно ли его имя молодёжи, не знаю, может быть, кто и знает, но ведь не секрет, что сейчас далеко не каждому подростку известно, когда началась Великая Отечественная война. Этим, пожалуй, все сказано.

Михаил АНУФРИЕВ,
директор по подготовке производства ООО «Стройтехника»:


- Владимир Спиваков действительно виртуоз Москвы. И не только Москвы, но и всей России и даже мира. Я в музыке плохо разбираюсь, но всегда приятно и очень здорово его послушать. В этом музыканте, на мой взгляд, есть искра Божия внутри. У него есть творческий подход к каждому музыкальному произведению, он в них словно душу вкладывает, и мелодия звучит совсем по-другому. На концертах Спивакова и его «Виртуозов Москвы» я не был, но с большим удовольствием слушаю по телевизору.

Владимир Теодорович Спиваков — знаменитый музыкант, известный как своим гениальным исполнительским, так и виртуозным дирижерским искусством, лауреат многочисленных премий и наград, обладатель всевозможных титулов и званий, основатель и художественный руководитель оркестров, кумир любителей игры на скрипке, общественный деятель.

Появился на свет 12 сентября 1944 года в Сталинском районе административного центра Башкирской автономной республики города Уфы.

Детство

Он родился в еврейской семье выходцев из Одессы. Отец, Теодор Владимирович, инженер по специальности, успел повоевать, призвавшись в ряды Вооруженных Сил из Южной Пальмиры, был тяжело ранен и после лечения демобилизовался, устроился технологом на одном из уфимских заводов.

Мама, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, женщина с нелегкой судьбой, родом из Кишинева, жила в Одессе, училась в консерватории Ленинграда, где пережила блокаду, а после возвращения мужа с фронта эвакуировалась с ним вглубь России.

Владимир в детстве

После Победы семья снова возвратилась в город на Неве, где мальчик учился в общеобразовательной и музыкальной школах. К слову, мать приучала сына к музыке еще в младенчестве. Девятимесячного ребенка она садила к себе на руки и начинала музицировать на фортепиано — Володя радостно подпрыгивал в такт веселой музыке или качался влево-вправо под грустную мелодию.

В шестилетнем возрасте мальчик поступает учиться в музыкальную школу по классу виолончель, но он растет слабым и хилым, поэтому этот инструмент для него оказался неподъемным, и родители решают перевести его на скрипку, о чем впоследствии ни разу не пожалели. Часто детей, идущих на занятия или с них, в подворотне встречала толпа хулиганов, избивала, ломала скрипки.

Поэтому Вова решает пойти в секцию бокса, и уже через два месяца он смог постоять за себя и своих товарищей, после чего к ним уже никто не приставал. Немного позже он даже получил второй разряд в этом виде спорта.

Дважды это ему помогало в жизни, когда он давал достойный отпор — сначала пьяному пассажиру в самолете на Рио-де-Жанейро, а затем на улице Парижа, когда к нему с Растроповичем подошли вооруженные ножом преступники.

Начало музыкальной карьеры

С 11 лет мальчик учится в спецшколе при Ленинградской консерватории, а уже через два года становится лауреатом конкурса «Белые ночи» и получает приглашение в столицу. В Москве, кроме музыкальной школы при государственной консерватории, Владимир учится и живописи, демонстрируя талант в обоих направлениях. Но все-таки ему пришлось делать выбор — он остановился на музыке.

С первых же лет обучения в Москве Спиваков начинает выступать на сценах международных конкурсов, и везде члены жюри с восхищением отмечают игру молодого скрипача. Париж и Генуя аплодируют ему стоя. Музыкальные критики отмечают вдохновенную натуру молодого человека, интеллигентность и эмоциональность, богатство звучания инструмента и артистизм.

Известный профессор Янкелевич лично дарит юному таланту скрипку работы Франческо Гобетти. Кстати, на ней Спиваков играл до 1997 года, пока поклонники его таланта, посчитавшие нужным остаться неизвестными, не ангажировали ему инструмент работы знаменитого Антонио Страдивари.

Апофеозом признания достижений музыканта стало его приглашение для выступления в нью-йоркском Линкольн-центре, а также на других сценах США. После этого к нему навсегда прикрепилась репутация звезды классической сцены. Хотя в те годы «железный занавес» был крепок, музыканта все же выпускают за границу, где его гастроли приносят ему ошеломляющий успех.

На сольной карьере Спиваков не останавливается, участвует в разнообразных камерных коллективах — струнных дуэтах, трио или квартетах, где с таким маэстро считают за честь выступить мировые звезды.

Кроме концертной деятельности Владимир Теодорович занимается преподаванием, получив звание профессора музыкально-педагогического института имена Гнесиных. В 1979 году он впервые становится за дирижерский пульт, с чего начинается новая веха в его жизни.

Дирижерская деятельность

Его дебют на этом поприще состоялся, когда он дирижировал Чикагским симфоническим оркестром. Восторженная пресса отмечала, что Спиваков так же бесподобен в качестве дирижера, как и скрипача. Вдохновленный своим успехом, в этом же году маэстро создает свой коллектив, который получает название «Виртуозы Москвы».

Первое его выступление датируется 20 июня 1979 года и проходит в городе Горький. В составе оркестра выдающиеся исполнители, лауреаты международных конкурсов, которые вместе создали прекрасный ансамбль. Стоит отметить, что в его составе только представители сильного пола.

Изначально Спиваков так это и задумывал, чтобы никогда репетициям и гастролям не мешали домашние дела, дети и т.п., то есть все, что касается женских проблем.

Профессионализм «Виртуозов» стремительно возрастает, и их приглашают дать концерты на многих сценах мира и везде их ждет успех. Молодые таланты в сочетании с уже известными исполнителями создали необычно слитный коллектив, обладающий присущей только ему выразительностью.

Все концерты оркестра превращаются в театрализованное представление, не дающее скучать даже самым отъявленным скептикам. В 1982 году за все признанные заслуги коллектив получает официальный статус Государственного камерного оркестра.

Спиваков и его детище постоянно занимаются благотворительностью. На третий день после Чернобыльской катастрофы «Виртуозы Москвы» в полном составе дают бесплатный концерт для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

В 1988 году после ужасного землетрясения в Спитаке оркестр участвует в днях поминовения его жертв. Были также организованы выступления, все гонорары от которых передаются в больницы для лечения детей, больных раком.

В 1990 году, когда в родной стране возникают экономические проблемы, и угроза развала коллектива становится необратимой, Спиваков при поддержке испанской королевской семьи переезжает вместе с музыкантами оркестра и их семьями в Овьедо.

Все финансирование проживания берет на себя принц Астурийский Филипп, единственным условием которого является 10 концертов на территории Испании в год. Всего же «Виртуозы» дают до 100 концертов во всех уголках Земли.

Но Спивакова тянет домой, и вскоре оркестр, хотя и не в полном составе, возвращается в Россию. Происходит набор новых исполнителей, и «Виртуозы Москвы» продолжают дарить радость истинным ценителям камерной музыки, что делают и по сей день.

Личная жизнь

Первой супругой маэстро стала Светла Борисовна Безродная (Левина), дочь личного врача И.В.Сталина, которая была старше Владимира на 10 лет. Она — его «коллега по цеху», скрипачка и дирижер, помогала мужу создавать оркестр. Совместная жизнь не сложилась, и союз оказался непрочным.

Второй женой была Виктория Валентиновна Постникова, лауреат международных конкурсов пианистов. Казалось, что молодожены были безумно влюблены друг в друга, и вскоре у них родился сын Александр. Но, увы, влюбленность развеялась, и паре также пришлось расстаться.

Виктория вышла замуж во второй раз за Геннадия Рождественского, и тот усыновил мальчика, который взял его фамилию. Александр — талантливый музыкант, скрипач.

После второго развода Спиваков долго не мог найти свою половинку. Однажды после концерта к нему за кулисы зашел его армянский друг Зарэ Саакянц со своей дочерью Сатеник. Несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, девушка очень понравилась маэстро, они полночи бродили по городу, затем, расставшись, еще полночи говорили по телефону, и очень скоро Владимир Теодорович предложил своей возлюбленной руку и сердце.

С женой Сати

Сати Спивакова снимается в фильмах, ведет телепередачи, пишет книги, всегда выглядит стильной и импозантной. Музыкант называет свою жену самым большим везением в жизни. У них трое родных дочерей. Старшая, Екатерина, поэт, пишет стихи и песни, играет на фортепиано, хотя по профессии режиссер. Татьяна, средняя, флейтистка, актриса, служит в театре.

Любимица Спивакова Аня — также творческая личность, и в интернете можно найти ее клип Big Scenes, который она сама сняла под псевдонимом Анна Кова. Кроме того, на воспитании у Спиваковых была и приемная дочь Саша, ребенок его умершей сестры. Сейчас она живет за рубежом, работает в отельном бизнесе.

С женой и дочерьми

Владимир Теодорович Спиваков. Родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы».

Отец - Теодор Владимирович Спиваков (1919-1977), инженер-технолог, воевал, получил тяжёлое ранение, после демобилизации работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать - Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913-2002), пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда эвакуировалась в Башкирию. Работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе.

Многие родственники по матери, в т.ч. бабушка и дедушка, погибли в гетто во время гитлеровской оккупации Одессы.

В Уфе семья Спиваковых жила в Сталинском районе города, позже выделенном в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы). После окончания войны семья вернулась в Ленинград, где мать преподавала в музыкальной школе, а отец работал врачом-диетологом.

С 1955 года учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории.

Также в детстве занимался боксом. Как пояснял Спиваков, в секцию бокса записался, чтобы уметь постоять за себя: "когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов". В итоге он научился давать сдачи: "когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало". По словам Владимира, боксерские навыки в дальнейшем не раз помогали ему в жизни.

Но главным занятием, конечно, была музыка. В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963-1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством. Учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха - во время учёбы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

С 1965 года начал концертировать.

С 1970 года - солист Московской филармонии.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, получив учёное звания профессора.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений в США, начинается его блестящая международная карьера. Он неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечала в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.

Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха.

Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем.

С 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами - поклонниками его большого таланта.

В качестве солиста Владимир Спиваков выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» , которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы"».

В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна - его дирижёрскую палочку. С тех пор с этой дирижерской палочкой маэстро не расстается никогда.

С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1999-2003 возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.

С 1989 года - художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», с периодичностью в два года.

С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на ХII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

С 1989 года проживает в Москве, Испании и Франции.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России - дети, которых надо любить, учить, растить.

Основатель (2002) и президент (2003) Московского международного Дома музыки.

Общественно-политическая позиция Владимира Спивакова

На президентских выборах 2012 года выступил с видеороликом в поддержку кандидата , призывал «не раскачивать лодку».

В марте 2014 года Спиваков в числе прочих деятелей культуры России, подписал письмо Владимиру Путину в поддержку позиции президента по Украине и Крыму.

Рост Владимира Спивакова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Спивакова:

Трижды был женат.

Первая жена - Светлана Борисовна Безродная (урождённая Левина), скрипачка и дирижёр. Она помогала ему с созданием оркестра. Однако независимость Светланы, не желавшей быть в тени Спивакова, привела к их расставанию.

Светлана позже создала свой женский оркестр. Безродная поясняла: «С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр».

Светланая Безродная - первая жена Владимира Спивакова

Вторая жена - Виктория Валентиновна Постникова, пианистка. В браке родился сын Александр (позже усыновлённый Геннадием Рождественским). Занятость гастролями и частые расставания разрушили семейную жизнь.

Виктория Постникова - вторая жена Владимира Спивакова

Третья жена - (урожденная Саакянц). Она младше его на 18 лет. Познакомились в Москве после его концерта. До этого он выступал в Ереване и был в гостях у родителей Сати, где впервые увидел фотографию из фильма, в котором она снималась.

У пары родились две дочери: Татьяна и Анна. Также они удочерили Екатерину - дочь умершей сестры Спивакова Елизаветы.

Старшая дочь Екатерина живет в Нью-Йорке и работает клипмейкером и музыкальным продюсером, как и ее муж.

Средняя - Татьяна Спивакова - окончила престижную театральную школу во Франции Cours Florent, а затем Парижскую консерваторию драматического искусства. Сати Спивакова говорила в интервью, что Тане достались ее актерские гены. В июне 2017 года дочь Татьяна вышла замуж за Томаса Маталу.

Младшая дочь Анна - известная во Франции джазовая певица. Она выступает под сценическим псевдонимом Anna Kova.

Фильмография Владимира Спивакова:

1988 - Жить, думать, чувствовать, любить... (документальный)
2004 - Да просветится свет ваш перед людьми (документальный)
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2012 - У меня не ледяное сердце (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Владимира Спивакова:

2010 - Гадкий утенок (Ugly Duckling, The) (анимационный) - Петух

Работы Владимира Спивакова в кино как композитора:

2003 - С тех пор, как Отар ушел (Since Otar Left / Mas shemdeg rac Otari tsavida...)

Дискография Владимира Спивакова:

1974 - Моцарт В. А. Сонаты для двух скрипок, виолончели и органа
1977 - П. Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
1979 - Владимир Спиваков играет и дирижирует
1979 - Vladimir Spivakov Plays Schubert, Paganini And Brahms
1979 - Скрипичные миниатюры
1990 - В. А. Моцарт: Три дивертисмента для струнного оркестра

Премии Владимира Спивакова:

1-я премия конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957);
3-я премия Международного конкурса скрипачей имени Лонг и Тибо (Париж, 1965);
2-я премия Международного конкурса скрипачей имени Паганини (Генуя, 1967);
1-я премия Монреальского международного конкурса исполнителей (1969);
2-я премия Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1970);
Государственная премия РФ (2012) - «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» (за 2011 год);
Государственная премия СССР (1989) - за концертные программы 1986-1988 годов;
Премия Ленинского комсомола (1982) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981);
Приз «Золотой Остап» (1993);
Премия «Лица года» в номинации «Кумир» (2002);
Национальная премия общественного признания «Россиянин года» - «за выдающиеся достижения в формировании образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями» (2005);
Премия «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008);
Премия Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» - награда французской прессы за лучшую грамзапись;
Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) - за создание Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова;
Премия в области культуры и искусства «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2011);
Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012);
Премия города Москвы 2013 года в области литературы и искусства (номинация «Просветительская деятельность») (23 июля 2013 года) - за создание и проведение Международного фестиваля «Москва встречает друзей».

Владимир Спиваков родился 12 сентября 1944 года в г. Уфе (Башкирия). Его отец - Теодор Владимирович (1919-1977) - участник Великой Отечественной войны, имел две специальности: работал инженером на авиационном предприятии, врачом-диетологом. Мать - Екатерина Осиповна (Вайнтрауб, 1913-2002) - выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, преподавала в музыкальной школе. В 1945 г. семья переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В 1951-1956 гг. одновременно учился в средней и музыкальной школах Ленинграда. В 1956 г. продолжил учебу в Центральной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагоги Любовь Сигал и Вениамин Шер), но не закончил ее. В 1961 г. был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. С 1963 г. по 1967 г. учился в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Юрия Янкелевича. Одновременно посещал как вольнослушатель класс профессора Давида Ойстраха. В 1970 г. окончил аспирантуру консерватории. С этого же года - солист Московской филармонии.

В 1957 г., в возрасте тринадцати лет, получил свою первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем в течении нескольких лет завоевал ряд наград на престижных международных конкурсах: имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), в канадском Монреале (1969, первая премия), на конкурсе имени Чайковского в Москве (1970, вторая премия).

С 1975 г., после сольных выступлений в США, началась его международная карьера. Выступал в качестве солиста с лучшими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Берлина, Вены и др., симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Ему дирижировали Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Леонард Бернстайн, Сэйдзи Озава, Лорин Маазель и др.

В 1979 г. Спиваков дебютировал как дирижер с симфоническим Чикагским оркестром (США). Этому предшествовало обучение дирижерскому мастерству у профессора Израиля Гусмана в России и дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США (в 1984 г. Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой музыкант не расстается).

В том же 1979 г. с группой единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр "Виртуозы Москвы" (15 июня 1982 г. получил официальный статус - Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы") и стал его художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Коллектив побывал с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии, принимал участие в международных фестивалях. Считается одним из лучших камерных оркестров мира.

С 1989 г. проживает в Москве, Испании и Франции.

С 1999 г. по 2002 г. одновременно с работой с оркестром "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков был художественным руководителем и главным дирижером Российского Национального оркестра (РНО). Покинул свой пост досрочно, но до 2003 г. продолжал вести гастрольно-концертную деятельность с РНО.

В январе 2003 г. стал художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России.

С 2003 г. - президент Московского Международного Дома Музыки.

Около 20 лет преподавал в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), имеет звание профессора. Проводил мастер-классы в Цюрихе (с 1994 г.).

До 1997 г. Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной его педагогом Юрием Янкелевичем. С 1997 г. выступает со скрипкой работы Антонио Страдивари 1712 г., переданной ему в пожизненное пользование меценатами.

Дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает в себя более 40 компакт-дисков. Большинство записей осуществлены на фирмах BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие из них были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or ("Золотой камертон"). Немецкая газета Sddeutsche Zeitung неоднократно называла альбомы Владимира Спивакова "Лучшими записями года".

Создатель и руководитель Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (1989, Франция). В 2001 г. организовал Московский международный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...".

Много лет занимается гуманитарной деятельностью. Так, после Чернобыльской катастрофы 1986 г. "Виртуозы Москвы" оказались единственным составом, приехавшим на фестиваль "Киевская весна". Вместе с оркестром маэстро давал концерты в Армении после землетрясения 1988 г. В 1994 г. организовал Международный благотворительный фонд, который оказывает детям.

Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале), председатель жюри международного конкурса "Мастера скрипки" в Монте-Карло и международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате в Испании. Возглавлял жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (2002, 2007). Является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), Государственной премии РФ (2011), премии Ленинского комсомола (1982), премии правительства РФ в области культуры (2010, за деятельность Международного благотворительного фонда). Награжден орденом Дружбы народов, орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, а также высшими государственными наградами ряда стран: французским Орденом Почетного легиона (с 2000 г. - кавалер, с 2011 г. - офицер), итальянским орденом Звезды в степени командора, орденами "Данакер" (Кыргызстан), Святого Месропа Маштоца (Армения), Ярослава Мудрого 5-й степени и "За заслуги" III степени (Украина), Франциска Скорины (Белоруссия) и др. В 2006 г. был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 г. награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В его честь одна из малых планет получила название "Спиваков" (1994, № 5410, открыта 16 февраля 1967 г. советским астрономом Тамарой Смирновой).

От первого брака с Викторией Постниковой (1944 г.р., пианистка, лауреат нескольких международных конкурсов) имеет сына Александра (Рождественский). Вторая жена Сатеник (Сати) Саакянц (1962 г.р.) - драматическая актриса, автор и ведущая программ на телевидении. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна. В семье Спиваковых живет его племянница Александра, дочь умершей младшей сестры Елизаветы.

О жизни и творчестве Владимира Спивакова написаны книги. В частности: Сати Спивакова "Не всё"; Валентина Холопова "Путь артиста. Владимир Спиваков"; Габриэль Бройнер "Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре 1989-2003 (G. Braeuner. Les annees Spivakov. Strasbourg, La Nuee Bleue, 2004), Соломон Волков "Диалоги со Спиваковым" и др. Ему посвящено несколько музыкальных произведений, в том числе "Пять фрагментов к картинам Иеронима Босха" Альфреда Шнитке, "Желтые звезды" Исаака Шварца, симфония "Тихое веяние" Вячеслава Артемова.

Случай, не имеющий отношения к основному тексту. Тем не менее

Механик мне рассказывал: он был зимой во Французских Альпах, куда его пригласил друг, чтобы он покатался на подъемниках. На лыжах умеет только по пологому, поскольку шестьдесят лет назад пробовал съезжать с горок Феофании, что под Киевом, на равнинных дровах, и у него не все получилось. Полужесткие крепления с ремешками без конца раскручивались, и поэтому в нагрудный карман куртки с начесом он положил пассатижи, чтобы подтягивать механизм. Увидев на склоне девушек в лыжных костюмах, начисто скрывавших естественные изгибы тела и потому оставлявших простор для прекрасных домыслов, он поднял бамбуковую палку, призывая их посмотреть, как он сейчас лихо прыгнет с (дай бог, если метрового) трамплина, и поехал. Они стали смотреть.

Он скатился на бугорок, присел для дальности полета, и тут крепление на одной лыже отвалилось. Разляпавшись, как медуза, он рухнул плашмя на грудь, из которой пассатижи выломали ему два ребра. Обретя дыхание, Механик бросил взгляд на девушек. Они уходили по лыжне, мелко семеня палками и некрасиво от неумелости хода отставив попы.

Теперь, лихо спустившись в подвесной кабинке из своей деревни в Куршевель, дурная слава которого сравнима для нас с развратным автомобилем «Лорен Дитрих» (он же «Антилопа Гну»), описанного Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», Механик отправился на званый, т.е. бесплатный для него, обед в модный ресторан «Трамплин», расположенный у станции подъемника.

Полдюжины эскарго (виноградных улиток — для тех, кто не всякую зиму обедает в этом славном городке) стоили 17 евро. Зажмурившись и понимая, что это могут быть последние эскарго в его опыте, заказал дюжину и, испытывая неочевидные муки совести, выбирал горячее, глядя исключительно на правую сторону меню. Самое дешевое блюдо — колбаски с требухой тянули на 22 евро. Заказав одну, он обратился к официанту, в котором угадал жителя Закавказья.

— Это похоже на абхазури, Артур?

— На купаты, — сказал армянский официант, пятнадцать лет проживший во Франции.

Вокруг было много соотечественников, приехавших покататься на чудесных склонах. Некоторые были умеренны в еде, и скоро перекусив, уматывали в горы. Не спешили только девушки богатых русских с простецкими, но загримированными, как для Ла Скала, лицами. Они ели руками устриц, размазывая помаду вокруг надутых губ.

— Что они здесь делают, если не едят?

— Покупают, когда не на горе, — сказал Механик. — Я сходил, приценился. Там недалеко.

«Ну, — говорю по-английски бойкому продавцу бутика, — почем босоножки?

— Вам на эту погоду? — он не без юмора кивает на разъезженный снег за стеклом витрины. — Вот. Всего за 1300 евро. Они без платформы. Дама полнее ощутит тонкой подошвой, какой прекрасный снег в Куршевеле.

— Стыдно предлагать клиенту такую дешевую обувь.

— Возьмите сумочку из крокодила.

— Сколько?

— К вашему сожалению, за тридцать тысяч утром продали. Осталась только за двадцать тысяч евро.

— Я похож на человека, который купит своей женщине сумку всего за двадцать?

— Нет! Может, выйдем на улицу покурим? — сказал любезный продавец. — Раньше русские покупали за столько, за сколько мы продавали. Теперь мы им продаем за столько, за сколько они покупают».

Вот, такая картинка. Ну как?

— А послушай-ка, Механик, что я тебе расскажу.

Основная часть

Полет в горы Кавказа без лыж, но со Спиваковым

Спиваков говорит:

— Ты давно не был в Тбилиси. А с «Виртуозами Москвы» мы не были там очень давно. Поехали с нами! Даем один концерт. Когда-то принимали хорошо. Теперь не знаю. И еще: Католикосу-Патриарху Грузии скоро восемьдесят пять. Ты знаешь, что Илия II пишет музыку? Мы придем к нему с оркестром и поиграем в подарок.

— Знаю. Он и стихи пишет, и иконы. Конечно, пойдем.

Концерт был на Плеханова в зале имени Володиного товарища Джансуга Кахидзе. Я его знал, и вы его помните по фильму Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Там он играет дирижера, то есть самого себя.

Чудесные лица женщин и мужчин, пришедших слушать музыку. Зал полон, а на улице все еще стоит толпа молодых в основном людей, которым не досталось билетов.

— Вахо, — сказал Спиваков директору зала Вахтангу Кахидзе, дирижеру и сыну дирижера. — Давай поставим стулья на сцене за оркестром и пустим всех.

— Не будут вам мешать?

И пустили всех. Я сидел в этих рядах и снимал Владимира Спивакова с редкой точки, когда во время музыкальной работы было видно его лицо. Это был отдельный спектакль. Отчет о нем я вам частично представляю.

После Триумфального концерта и визита к Илие II, который был истинно растроган, услышав в исполнении оркестра с мировым именем написанную им Ave Maria, мы отправились в Ереван, где история со стульями для безбилетной молодежи повторилась.

По дороге из Тбилиси в Ереван у нас было достаточно времени и можно было поговорить вовсе не о музыке, а о тех тихих делах, которые доставляют Владимиру Спивакову счастливое ощущение участия в коррекции чужих судеб, порой с музыкой не связанных вовсе.

Тема эта, несмотря на наши дружеские отношения, всякий раз повисала в воздухе, едва я в нее углублялся. Володя отмахивался и говорил, что многого не помнит, потому что не считает для себя обязательным запоминать. Тем не менее. Что-то он упомянул в разговоре. Кое-что я знал, а некоторые истории рассказывали люди, которые работают и живут с ним рядом. Описание, пусть не полное и конспективное, этих его — скрытых от публики — дел мне кажется важным.

Слышишь, Механик? Такое теперь время, что компромат нарыть много легче, чем узнать про добрые человеческие поступки. Особенно если человек совершает их не во имя создания образа, а потому что ему нравится быть нравственно чистым пред собой. Ну да, для себя. Хочешь быть хорошим — будь им.

Из того, что удалось собрать, расскажу несколько сюжетов о тайной жизни Владимира Спивакова.

Носильщик и маэстро

Однажды он летел из Америки с попутчиком Вячеславом Фетисовым. Прославленный хоккеист, взявшийся помочь музыканту поднести сумку, справился с весом, но был озадачен:

— У тебя там что, гантели?

— Нет, ноты.

Эту сумку в Шереметьевском аэропорту взялся нести носильщик. Он поднял ее и с трудом потащил к самолету.

— Вы плохо себя чувствуете? — спросил Спиваков.

— Сустав надо менять. Но очередь на три года, если по квоте. А на платную денег нет. Живу с женой в коммуналке, родителей нет.

— Давайте я сам понесу.

— Нет, это моя работа.

У самолета музыкант сказал носильщику:

— Соберите документы для операции и ждите моего звонка.

Вернувшись в Москву, позвонил:

— Идите в Боткинскую. Я все решил.

И правда, решил. Через два года пришлось решать со второй ногой. На этот раз операцию сделали в 31-й больнице.

Теперь в праздники — на Рождество, в Пасху, Благовещенье Алексей Ватолин (фамилию я пишу для Спивакова, который ее не знает) звонит Владимиру Теодоровичу и говорит:

— Спасибо! Я поставил за Вас свечу!

Пусть горит.

Рояль Кисина

Евгению Кисину было пятнадцать с половиной лет, и его родители обратились с просьбой к тогдашнему директору «Виртуозов» Роберту Бушкову помочь заменить Жене прокатное пианино на более новое, потому что на старом он выбил половину клавиш.

Спиваков подумал, что скоро Кисину шестнадцать, и грех не подарить ко дню рождения этому гениально одаренному юноше достойный инструмент.

Он узнал, что один человек, уезжающий навсегда за границу, продает маленький кабинетный «Стейнвей», правда, довольно дорогой.

Спиваков продал картину Коровина из своей коллекции за 60 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Положил их в конверт, конверт в карман брюк, и пошел покупать.

— Сколько стоит ваш рояль?

— Сорок тысяч.

Поскольку торговаться он не умеет, отсчитал из конверта деньги и отдал. И тут увидел на стене старинную икону.

— Вы не хотите расстаться с этой доской?

— Если отдадите мне «сдачу», что осталась от рояля, — забирайте.

Инструмент отвезли Кисину. На клавиатуре лежала записка Спивакова: «Дорогой Женя, на этом рояле ты сможешь добиться еще больших успехов, чтобы радовать свою публику».

Кисин пришел домой, посмотрел на инструмент, закрыл крышку, и с мамой и с учительницей поехал в Дом творчества композиторов, куда по просьбе Спивакова его определил Тихон Хренников, чтобы он мог там спокойно заниматься.

Всю дорогу Женя молчал, но когда доехали до Рузы, он попросил остановить машину, выскочил на снег и стал прыгать и кричать: «У меня есть рояль!»

— А икона? — спрашивает Механик. — Осталась у Спивакова?

— Не распакованная, она действительно лежала в доме Владимира Теодоровича двадцать девять с половиной лет.

Как старинная икона нашла свое место

Во французский Кольмар на первый (из почти тридцати теперь) спиваковский фестиваль приехал из Страсбурга игумен Филипп, настоятель строящегося храма Всех Святых, и попросил войти в попечительский совет. Володя отказался. Быть свадебным генералом ему не хотелось. Но потом с этой же просьбой прислал письмо Патриарх… Строительство тормозилось из-за нехватки денег. Спиваков обратился к богатым компаниям. Они, откликнувшись, помогли избавиться от долга, и стал думать, чем может помочь сам.

С владыкой Илларионом, с которым проводит фестиваль духовной музыки, решили устроить большой благотворительный концерт.

И тут перед выступлением он вспоминает про купленную им давно старинную икону и решает ее подарить Страсбургскому храму.

На концерте (жест был красивый, он совсем не чужд по-настоящему красивому жесту) Спиваков выносит икону Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) XVIII века. Оказывается, что Божья Матерь — покровительница Страсбурга, а игумен Филипп был рукоположен в сан в Смоленске. Все сошлось.

Бывали у него и другие чудесные совпадения. Увидел он по телевизору директора музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка». И так впечатлил его Александр Иванович Ермаков своим азартом и преданностью делу, что, встретившись, Спиваков подарил ему в музей икону Архангела Михаила XVII века.

— Архистратиг, — сказал пораженный Ермаков. — А Вы знаете, что Архангел Михаил был покровителем семьи Рахманиновых?

Не знал Владимир Теодорович. Просто подарил. А Александр Иванович показал найденную им транскрипцию гениального скрипача Яши Хейфеца романса Рахманинова для скрипки и фортепиано. И мы с вами перенесем это известие более или менее спокойно, а Спиваков «чуть со стула не упал».

История Саши Романовского

Саше было одиннадцать лет, он жил в Харькове, был необыкновенно талантливым юным пианистом, но у него беда с коленями. Он ходил с трудом и не мог нажимать на педали. Спиваков отправил его в ЦИТО к своему другу Михаилу Ивановичу Гришину. Профессор убрал опухоль, и Саша Романовский приехал в Кольмар на спиваковский фестиваль еще на костылях, но Шопена играл изумительно. Люди плакали.

В это время Союз распался, и Володя посоветовал мальчику дальше учиться в Италии, в городе Имола, где хорошая школа.

Мама Саши устроилась в баре мыть посуду, а Спиваков помогал им деньгами, о чем напрочь забыл. Саша ему напомнил, когда записывал со Спиваковым концерты Рахманинова. К этому времени молодой виртуоз выиграл первую премию на конкурсе в Бальзано и играл с гениальным дирижером Карло Марией Джулини, считающим его самым талантливым молодым пианистом Италии.

«Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Спиваков много помогал больным. Часто давал и теперь дает концерты, гонорары за которые идут то в детские хосписы, то в онкологическую больницу имени Раисы Горбачевой, то пострадавшим от стихийных катастроф.

Спиваков создал оркестр, который его понимает и разделяет его готовность помочь. Все музыканты во имя доброго дела время от времени играют, отказавшись от гонораров.

Они играли в помощь турецким сиротам, неимущим детям Испании, больным Японии… Всякий раз, когда Спиваков бывает в Америке, помогает детям, которым нужна операция по поводу заячьей губы и волчьей пасти… Он покупал за свои деньги за границей медикаменты и шприцы.

Наверное, он держит в голове многие примеры, которые обогатили бы этот текст.

9 декабря 1988 года Спиваков шел по мосту через реку Арно во Флоренции и увидел двух монахинь из католического благотворительного общества Caritas при Ватикане с плакатом: «Собираем средства жертвам землетрясения в Армении». Володя пригласил монахинь на вечерний концерт, а сам отправился на обед к представителям старинного флорентийского рода Дометилле и Стефанио Балдески. Он сказал, что весь гонорар за концерт пойдет пострадавшим в Спитаке и Ленинакане и попросил Стефанио обратиться к пришедшим на концерт в церковь Сан-Лоренцо двум тысячам слушателей с просьбой об участии.

Оркестр играл при свечах «Прощальную симфонию» Гайдна. В этот вечер они собрали шестьдесят тысяч долларов (в переводе с итальянских лир).

После концерта монахини сказали маэстро:

— В нашей копилке тысячная часть от вашего сбора.

— Нет, — сказал Спиваков. — Эти деньги мы собрали вместе.

Приехав в Кольмар на свой фестиваль, он купил тридцать детских инвалидных колясок и отправил их в Армению.

Предыстория свадьбы

Позвонила молодая скрипачка из Казахстана по имени Асель. Почти, как гриновская героиня, запомнил Спиваков. «Владимир Теодорович, у меня рак крови. Предстоит пересадка костного мозга. Стоит недоступных мне денег. Может, Вы чем-нибудь поможете?»

Со своим другом он связался с госпиталем имени Раисы Горбачевой, с которой дружил. И помог добраться до Питера.

Когда-то Володя за границей угодил в больницу и его на время положили в большую палату, разделенную лишь занавесками, вместе с тяжелыми онкологическими больными. Их стоны и напряженная тишина ожидания были для него тяжелым испытанием. Он не хотел, чтобы вовсе не знакомая, но «прирученная» им девушка жила в атмосфере готовности к боли. Они с другом сняли ей и папе квартиру, которую оплачивали больше года. Когда «Виртуозы» гастролировали в Петербурге, она пришла на концерт слушать музыку. Без бровей, без ресниц. С укутанной платком головой.

— Ты поправишься, — сказал ей Спиваков.

Она выкарабкалась. И выходит замуж.

Скрипочка Иоанна Бердюгина


Уже помог или еще поможет? Владимир Спиваков после концерта

В Екатеринбурге после концерта подошла женщина и протянула письмо. Речь шла не о деньгах. Она просила узнать фамилию врача, которому она могла бы доверить сына для операции на сердце.

Спиваков оставил ей деньги на дорогу в Москву. Позвонил директору Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева профессору Лео Бокерии и попросил помочь маленькому ребенку.

Операцию сделали успешно, и год спустя Спиваков снова оказался с концертами в Екатеринбурге. В холле стояла женщина с худеньким мальчиком.

— Я Вам принес подарок, — сказал Иоанн Бердюгин и протянул Молитвослов.

— Ты такие книжки читаешь?

— Мой папа священник, а я хочу быть, как Вы, — скрипачом.

В Париже Спиваков купил детскую скрипку, и мальчика стали учить музыке. Потом он перешел на альт, и Спиваков привез ему альт.

Он любит повторять слова о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили.

Сейчас Бердюгин студент Московской консерватории и стажер национального филармонического оркестра.

Однажды в Екатеринбурге, когда с Национальным филармоническим оркестром играл Саша Романовский, за кулисы пришел Иоанн Бердюгин.

— Обнимитесь! — сказал Владимир Теодорович. — Вы крестные братья.

В это время музыканты разбирали сто двадцать освященных куличей, которые в подарок испек отец Иоанна.

Заключение

Если разговорить Владимира Теодоровича, список негромких добрых дел будет много шире. Но эта часть жизни охраняется им.

Запас историй, которые я насобирал у разных людей, не исчерпан. Да у меня и задачи не было создавать реестр не-обязательных дел одного из крупнейших в мире современных музыкантов.

Я просто хотел сказать тебе, Механик, чтобы ты передал шустрому продавцу:

— Некоторые обходятся без сумки из крокодила.

P.S.

18 декабря на сцене театра «Геликон-опера» вместе с молодыми музыкантами маэстро Владимир Спиваков даст концерт «Час Баха. «Человек, возлюби мир!» в поддержку артистов оперной сцены.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры