Месть мумии алтайской принцессы укока - тайны мира. Алтайская принцесса: мифы и факты

Главная / Бывшие

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Актру - плато Укок - Телецкое озеро (12 дней, 36000/45500 р., 6-15 чел.)
  2. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)

    Конные

  3. На плато Укок к «Принцессе Алтая» (13 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

    Туры выходного дня

  4. Заповедное Яйлю зимой (4 дня, 15500 р., 6-8 чел.)

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

Сильнейшее за последние полвека наводнение на Алтае вновь дало повод местным жителям заговорить о проклятии "принцессы Укока". Так коренные алтайцы называют мумию женщины, найденную археологами в 1993 году на священном плато Укок. По их мнению, потревожив гробницу, ученые навлекли на Алтай несчастья. Недавно группа алтайских общественников вновь обратилась к властям с просьбой захоронить "принцессу", чтобы избежать новых стихийных бедствий.

Авторы обращения из партии "Воля" утверждают: с тех пор, как "принцессу" извлекли из могилы, Алтай охватили лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости заметно выросли. Участились землетрясения, которых до этого не было сто лет. Сторонники захоронения напомнили, что с самого начала вскрытие гробницы сопровождали дурные предзнаменования: небо в этот день сотрясали гром и молнии. Когда же археологи пытались вывезти мумию в Новосибирск, у их автомобилей отказали двигатели, а вертолет не взлетел.

Этим летом от катастрофического паводка на Алтае уже пострадали более 40 тысяч человек. Разрушены плотины, мосты, гидроэлектростанция, затоплены сотни населенных пунктов. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Губернатор Алтайского края уже заявил, что регион ранее не знал бедствий такого масштаба. Среди местных жителей опять пошли разговоры о мистической подоплеке наводнения, а газеты запестрили сенсационными расследованиями.

Алтайские общественники вдруг вспомнили, что накануне наводнения "принцесса" явилась во сне одному из нашедших ее археологов и пообещала сама приплыть на родину, если ее не захоронят. Некоторые местные журналисты поторопились сообщить, что вода добралась до зловещего экспоната в Национальном музее Горно-Алтайска и едва не унесла его с собой. Но сами музейщики эту информацию опровергли и заверили всех, что мумия в безопасности.

Теперь сторонники захоронения пугают население новой мировой войной, которая наступит, если "воля принцессы не будет исполнена". В пример они приводят широко известную легенду о могиле Тамерлана, сразу после вскрытия которой в 1941 году началась Великая Отечественная.

Алтайский Тибет

Алтайские шаманы называют мумию своей прародительницей – принцессой Кыдын, покровительницей Алтая, которую почитали во все времена. Последователи народных алтайских верований полагают, что женщина была жрицей и ушла из жизни добровольно, чтобы из своего погребального кургана защищать Землю от злых духов. По одному из преданий, Кыдын стояла на страже врат подземного мира и не давала выходить на поверхность тварям, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования.

В татуировках мумии, по мнению шаманов, скрыта важная для человечества информация, но время для их расшифровки еще не пришло. Некоторые даже утверждают, что "принцесса" - живая женщина, которая спит, но может проснуться, если не вернуть ее на место захоронения.

За последние двадцать лет история алтайской мумии обросла таким количеством мифов, что пересказывать их можно бесконечно. Одни называют ее убитой дочерью скифского шамана, другие – могущественной колдуньей. Это не удивительно, ведь само плато Укок, где было найдено захоронение, издревле было окутано ореолом сакральности и мистики.

Алтайцы называют Укок "началом небесного свода", где мир людей соприкасается с миром богов. Здесь запрещено резать скот, распивать спиртное, мусорить и даже громко кричать. Нарушение этих табу считается святотатством. В разные времена здесь пытались найти золото скифов и даже ворота в легендарную Шамбалу.

Очевидное и невероятное

Могилу "праматери алтайского народа" в 1993 году обнаружила группа новосибирских археологов. Мумия молодой девушки покоилась в ледяной линзе и потому хорошо сохранилась. Ученые установили, что девушка жила более 2 500 лет назад и умерла в возрасте примерно 25 лет. Никакой принцессой, по мнению экспертов, она не была и принадлежала, скорее, к средним слоям скифского общества. Мало того, согласно анализу ДНК, девушка имела индоевропейское, а не тюркское (алтайское) происхождение.

Ученые недоумевают: в середине прошлого века на пазырыкских курганах они нашли несколько не менее ценных и интересных мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Но почему-то про них алтайская общественность не вспоминает. Зато любое чрезвычайное происшествие в регионе, выборы или дефицит местного бюджета неизбежно сопровождает шумиха по поводу захоронения "принцессы".

Винить во всех бедах ни в чем не повинные кости стало на Алтае едва ли не традицией. Кроме того, мумия Кыдын давно превратилась в один из брендов региона и чем дальше, тем больше ее захоронение будет противоречить интересам региона. Ведь на мистический экспонат в республиканский музей едут смотреть туристы со всей страны. Так что в истории с "принцессой Укока" точку ставить еще рано.

Ульяна Иванова


Принцесса Алтая (Укока )

- данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок(Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте(около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.



Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы«принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

В настоящее время мумия хранится в Институте археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск ).

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Фотография мумии принцессы Укока


Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни


Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу »

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала корреспонденту Regrus.info директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.



- Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

- Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал:«Неплохо ! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.


В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.



В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили«музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая«музейная ночь».



В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея.



- Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

- Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской«принцессе ». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.



- Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

- Мы должны быть готовым к своего рода«эвакуации » фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.


- Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

- В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.


В музей Алтая вернут знаменитую Принцессу Укока...


Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных«Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

- Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

- Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Загадка смерти алтайской принцессы, остаётся не раскрытой....



Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения«Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

- Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

- Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только«биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

- Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

- И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

- Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

- В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.

Уроки истории:

Загадочную мумию алтайской принцессы Укок, которая пролежала в стенах музея Института археологии и этнографии СО РАН семнадцать лет, в ближайшем будущем вернут из Новосибирска восвояси - на Алтай. Вполне конкретные разговоры об этом, а не слухи, начались еще весной, а в начале лета окончательно прояснилось, что принцессу увезут в Национальный музей Республики Алтай после того, как там будет завершена реконструкция. Договоренность об этом была достигнута в начале июня в ходе встречи министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева с директором Института археологии и этнографии СО РАН, академиком Анатолием Деревянко. Договора о передаче мумии пока нет, но, как заметили в СО РАН, он должен появиться сразу после того, как только специалисты осмотрят условия хранения ценного экспоната в музее.
Напомним, мумия, возраст которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок в 1993 году. Находку признали одним из самых значимых открытий российской археологии, после чего передали в Институт археологии и этнографии.
С тех пор ведутся постоянные споры о том, где должна храниться мумия - в Новосибирске или Горно-Алтайске. За семнадцать лет «новой жизни» принцессы чего только не было. После того как на Алтае случилось сильное землетрясение, некоторые алтайские депутаты и чиновники обвинили во всем новосибирцев. Мол, это расплата за то, что прародительницу потревожили. Затем алтайцы стращали новосибирцев плохой погодой: дождливым летом и холодной зимой. Якобы и погода, точнее непогода, тоже из-за принцессы буйствует. Мумия притянула к себе не только алтайских депутатов, морозы и дождь, но и иностранцев. Несколько лет назад жительница английского города Честелхема Сильвия Чарльзвуд приехала в Новосибирск, чтобы поднести принцессе шелковый платок на голову. Якобы Сильвия общалась с духом мумии, и тот ей сказал, что зовут принцессу Умай. И не принцесса она вовсе, а жрица. Во время общения она попросила пожилую англичанку привезти ей в Новосибирск шелковый шарфик, дабы укрыть им голову, некрасиво это как-то - нагой лежать на все обозрение. Впрочем, говорил дух с Сильвией не только о шарфиках, а о целенаправленном противодействии политике бывшего президента США Джорджа Буша (еще старшего). Умай считала, что насилие Буша способно привести к тотальному уничтожению Америки, которое повлечет за собой кризис всей цивилизации.
ДУХ принцессы просил собираться женщин в круги и пропитываться Любовью, Радостью и Благодарностью, дабы противостоять Злу и Насилию. Кто его знает, сможет ли теперь Сильвия так спокойно общаться с принцессой, которую увезут в Горно-Алтайск, все ж таки такая связь потоньше сотовой будет.
Впрочем, как заметил один из экспертов «Новой Сибири», пожелавший не раскрывать себя, отношение к мумии и курганам может быть разное, и на Алтае в том числе. Кто-то борется за то, чтобы принцессу если не захоронили, то хотя бы привезли назад. Другим на древние курганы и все, что с ними связано, вообще наплевать. Буквально на днях жители одного из поселков Венгеровского района использовали для удобрения землю с древнего кургана, где археологи вели раскопки. Из-за этого древний памятник стал осыпаться. В милиции состава преступления не обнаружили. Оказалось, что жители даже не знали, что живут рядом с древним курганом.
Как полагают эксперты, передача мумии - это не боязнь археологов плохой погоды или того, что Сильвия Чарльзвуд не сможет общаться с ней. Дело даже не в добром соседском жесте. Это решение как минимум на уровне руководства региональных правительств, а, скорее всего, на уровне Министерства культуры Российской Федерации.
Как заметил чиновник одной из федеральных служб, передача находок подобного уровня может решаться только на самом высоком уровне. При этом собеседник напомнил, что мумию нашли 17 лет назад, а в то время, скорее всего, еще действовало законодательство, согласно которому все ценности, найденные при раскопках, принадлежали государству.
С подобной точкой зрения согласна директор музея истории развития народного образования Новосибирской области Валентина Орлова:
- Это ведь памятник республиканского значения, поэтому, скорее всего, вопрос о передаче мумии на Алтай сначала решался между правительствами Новосибирской области и Алтая, а потом на уровне Министерства культуры Российской Федерации. А вообще, я не сторонник того, чтобы передавать такие находки из одного музея в другой. Зачем? Какой смысл в перевозке, если памятник архитектуры правильно хранится? Это ведь не достояние отдельной республики, а всей страны! Но, с другой стороны, в решении данного вопроса присутствовали межэтнические споры. Здесь все достаточно сложно: это уже сугубо политический вопрос, - прокомментировала Валентина Орлова.
Заместитель директора по науке музея истории СибВО Юрий Фабрика заметил, что передача экспоната из музея в музей - дело очень трудоемкое:
- У нас, к примеру, обменного фонда нет, поэтому мы с музеями своими экспонатами не меняемся. Так же, как не имеем права покупать экспонаты, если вдруг в музей поступит обращение о покупке. Был один очень неприятный случай, когда к нам принесли шапку госополченца русско-турецкой войны 1877–1878 годов, а мы не смогли ее купить - правила не позволяют, ну и денег, естественно, не было. В целом же для того чтобы отдать или поменять ценную вещь, необходим ее аналог. У нас такого никогда не было. В основном же наши экспонаты пополняются за счет горожан, - прокомментировал Юрий Фабрика.
После долгих лет споров, где должна храниться мумия, представители музейной общественности все-таки склоняются больше к тому, чтобы ее передали наконец на Алтай. Мол, надоели уже с этими обидами. Правда, будет ли эта передача бескорыстна или археологам позволят вновь приступить к редчайшим раскопкам, которые пока приостановлены из-за поправок в местном законодательстве, - пока непонятно. И еще, не приведет ли репатриация принцессы к цепной реакции: не заявятся ли завтра в Новосибирск якуты с требованием вернуть мамонта из краеведческого музея на его историческую родину?

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом месте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры