Музей тиссен. Музей тиссена-борнемисы в мадриде

Главная / Бывшие

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде – уникальное собрание подлинных шедевров живописи из частной коллекции семьи барона Тиссен-Борнемисы. Здесь представлены полотна великих художников различных школ и направлений, создававшиеся на протяжении восьмисот лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 29 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

В создании экспозиции музея принимали участие 3 поколения семьи Тиссен-Борнемисов. Начало положил успешный немецкий бизнесмен, сталелитейный магнат Август Тиссен. В 1910 году по его заказу Огюст Роден создает несколько скульптурных композиций. До настоящего времени четыре фигуры занимают почетное место в современной коллекции, встречая гостей на входе в музей.

Управление семейным бизнесом и страсть к коллекционированию произведений искусства перешла от Августа к одному из его сыновей – Генриху. Он начал собирать картины старых европейских мастеров, скупая их в Америке в период великой депрессии и возвращая на историческую родину. К моменту его смерти в 1947 году, насчитывалось более 500 работ. При нем впервые произведения искусства были выставлены публично. Это произошло в 1930 году в Мюнхине, с 1936 года экспозиция выставлялась в специально построенной галерее на вилле Генриха в Лугано (Швейцария). Кроме картин он собирал гобелены, старинную мебель, скульптуры, ювелирные изделия и многое другое.

После смерти Генриха коллекция была разделена между наследниками. По его стопам пошел младший сын – Ганс, который вложил много сил для объединения коллекции. Кроме того он пополнил ее работами современных мастеров живописи: скупал картины импрессионистов, авангардистов, гиперреалистов и проч. Как и отец, Ганс считал, что шедевры должны быть доступны для просмотра как можно большему числу людей. Поэтому постоянно организовывал выездные выставки во всех странах мира.

С увеличением коллекции, возник вопрос о выборе постоянного места, т.к. галерея на частной вилле не вмещала всех работ, а условия не могли обеспечить надлежащую сохранность. Из множества поступивших предложений, выбор пал на Дворец Вильяэрмоса (1771 г.).

Он находится в самом сердце Мадрида рядом со знаменитым музеем Прадо. Правительство Испании гарантировало присвоение экспозиции статуса государственного музея. Это было немаловажно, поскольку позволяло сохранить всю коллекцию в целом виде. Еще одной из причин, повлиявших на выбор, послужило испанское происхождение жены Ганса – знаменитой в прошлом модели Кармен Серверы, которая была заинтересована в размещении экспозиции на своей родине.

Договор был подписан в 1988 году. Несколько лет ушло на ремонт, переделку дворца под музей, и в октябре 1992 года он открылся для посетителей. К 2004 году коллекция расширилась за счет картин, принадлежащих Кармен Сервере. Кроме того, члены семьи Тиссен-Борнемисы покупали ценные полотна и выставляли их в залах музея. Поэтому возникла необходимость в создании новых площадей.

В дополнение к основному трехэтажному зданию рядом построили новое в современном стиле. Сейчас в музее кроме демонстрации постоянной коллекции, проходят различные временные выставки, семинары и другие мероприятия.

Экспозиция

Постоянная экспозиция включает две отдельно расположенные коллекции: барона и его жены. Первая, состоящая из 775 произведений, прежде принадлежащих барону, была выкуплена испанским государством за $350 млн. Другая, являющаяся собственностью его вдовы – Кармен Серверы и включающая 304 полотна, арендована на длительное время. Она выставлена в новом здании.

Список некоторых художников пересекается, это выдающиеся мастера XIII – XX веков. Расположение картин идет по датам: от более старых к современным. Большая часть полотен написана маслом, есть также акварели, пастели, работы, созданные с помощью темперы и золота.

Условно экспозицию можно поделить на четыре части. Первая объединяет картины итальянских, немецких, голландских, фламандских художников XIII – XV веков. Это пейзажи, портреты, картины на религиозные и мистические сюжеты: Никколо ди Томмазо «Богоматерь с младенцем», Марко Дзоппо «Святой Иероним в пустыне», Франческо Боттичини «Святая Цецилия», Ян ван Эйк «Благовещенье» и др.

Во второй части собраны произведения эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма, охватывающие XVI – XVIII века. Здесь можно увидеть работы таких знаменитых живописцев как: Тинторетто «Встреча Фамарь и Иуды», Тициана «Дева и ребенок», Рубенса «Ослепление Самсона», Веронезе «Портрет женщины с собакой», Караваджо «Святая Катерина Александрийская», Эль Греко «Благовещенье» и др.

В третьей части объединены картины XIX – XX века. Они представлены такими течениями как: импрессионизм, авангардизм, сюрреализм, символизм, кубизм. Это картины Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Марка Шагала. Перед восхищенными зрителями предстают знаменитые полотна: Ван Гога «Едоки картофеля», Эдгара Дега «Танец в зеленом», Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы», Пабло Пикассо «Человек с кларнетом» и многие другие.

Четвертую часть составляют любопытные и малоизвестные в Европе полотна североамериканских живописцев XIX – XX веков. Это, например, работы художника-абстракциониста Д.Поллока «Коричневое и серебряное I», представителя поп-арта Р.Лихтенштейна «Женщина в ванной комнате» и проч. Работы американских художников занимают четыре комнаты музея.

Время работы и стоимость билетов

Постоянная экспозиция работает:

  • Со вторника по воскресенье: с 10.00 до 19.00. Цена билетов 12 €, для пенсионеров – 8 €, детям до 12 лет посещение бесплатно. Прокат аудиогида – 1€ (есть на русском языке).
  • В понедельник: с 12.00 до16.00 (вход бесплатный).

Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря. Последний вход – за час до закрытия. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Где находится и как добраться

Музей находится в центре Мадрида на Пасео-дель-Прадо, 8.

Ближайшая к музею станция метро: Банко де Эспанья, Линия 2,

Автобусы № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150.

Это один из самых популярных музеев изобразительного искусства столицы Испании, который входит в «Золотой треугольник искусств» Мадрида, наряду с Музеем Прадо и Центром искусств королевы Софии. Его коллекция охватывает период более чем в 800 лет.
История этого всемирно известного музея связана с именем основателя сталелитейной империи, крупнейшего немецкого промышленника Августа Тиссена, который посвятил немало своего свободного времени и средств на увлечение изобразительным искусством.

В конце XIX– начале ХХ века он начал коллекционировать полотна знаменитых живописцев. Свое хобби он передал потомкам: его сын Генрих фон Тиссен-Борнемиса почти за 30 лет приобрел более 50 полотен.

Большая часть из них перешла к миллионеру в годы Великой депрессии в США, когда многие богатеи продавали картины из своих собраний за копейки из-за возникших финансовых трудностей. После переезда в Швейцарию семья выставляла свою богатую коллекцию в частной галерее, постепенно приобретая всемирную известность. Старший сын Тиссена-Борнемисы, Ганс, расширял наследие отца: он увлекался итальянской живописью, коллекционировал керамику, гобелены, изделия из слоновой кости, хрусталь, ювелирные изделия и старинную мебель. Основную часть своего собрания семья разместила в особняке – бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда, неподалеку от Луганского озера, но в 1986 году барон Тиссен начал поиски нового здания для постоянно увеличивающейся коллекции.

В то же время Ганс женился на испанской красавице Кармен Сервера Соледад, обладавшей титулом «Мисс Каталония 1961» и, тем самым, неразрывно связал свою жизнь с Испанией.

Сначала картинная галерея переехала в Мадрид. Чуть позже Королевство выкупило у наследников семейную коллекцию за 350 миллионов долларов, и в 1993 году крупнейшая в мире частная коллекция стала государственной, однако семья Тиссен-Борнемисы продолжала пополнять ее экспонатами. Около 200 картин были переданы баронессой Кармен Тиссен-Борнемиса, правда, право собственности на них она оставила за собой.

В настоящее время коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса, неподалеку от галереи Прадо. Это приземистое красно-белое 3-этажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов, которое в 2004 году было расширено за счет дополнительного корпуса, создающего единое пространство для проведения тематических выставок и презентаций. Часть произведений разместилась в Национальном музее искусств в Барселоне. По оценкам экспертов, реальная стоимость коллекции составляет более 700 миллионов евро.

Хосе Мария Гойкоэчеа

Номер журнала:

В музее, расположенном в центре Мадрида, собраны очень разные произведения искусства. Портрет английского короля Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном, уживается здесь под одной крышей с «Арлекином с зеркалом» работы Пикассо. Пейзажи Венеции на картинах Каналетто соседствуют с видами Берлина, которые создал в своем воображении Гросс. В едином пространстве сосуществуют автопортреты Рембрандта и Люсьена Фрейда. Джованна на портрете кисти Доменико Гирландайо и женщина в ванной работы Роя Лихтенштейна словно соперничают друг с другом в безмятежности, а святая Екатерина на полотне Караваджо перекликается со святой Касильдой, изображенной Сурбараном. Со стен этого музея смотрят друг на друга - и на посетителей - люди разных эпох, написанные Хоппером и Эль-Греко, Матиссом и Сезанном.

Обширная частная коллекция живописи оказалась в конце ХХ века в Мадриде: таково было решение ее владельца, барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921-2002), который приобрел большинство представленных здесь произведений. Благодаря этому испанское государство получило в 1993 году в собственность превосходные картины, в том числе настоящие шедевры западной живописи. Теперь они выставлены в бывшем дворце Вильяэрмоса в музее Тиссена-Борнемисы, одном из лучших культурных центров Мадрида. В 2017 году этот музей будет отмечать 25-летний юбилей, а число его посетителей достигает миллиона человек в год.

Экспозиция музея включает в себя около 800 произведений искусства, к которым добавились еще две сотни экспонатов, предоставленных баронессой Кармен Тиссен-Борнемисой, вдовой коллекционера. Благодаря этому посетители имеют возможность совершить экскурс в историю западного искусства с XIII по XX столетие, любуясь картинами самых блистательных живописцев всех времен: Дуччо, Ван Эйка, Карпаччо, Лукаса Кранаха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Франса Халса, Ван Гога, Гогена, Кирхнера, Мондриана, Клее, Хоппера, Раушенберга и других. Надо сказать, в столице Испании с давних пор живопись была представлена в ее историческом развитии: достаточно назвать музей Прадо и музей Королевы Софии. Тем не менее музей Тиссена привнес нечто новое: а именно такие художественные направления, исторические периоды и живописные школы разных стран, которые ранее не были представлены в мадридской музейной панораме. Речь идет, к примеру, об импрессионистах, немецких экспрессионистах и американских пейзажистах.

Помимо презентации великолепной коллекции деятельность музея включает и другие важные направления, среди которых выделяется программа временных выставок. Такие выставки почти всегда тематически связаны с творчеством художников, чьи произведения уже представлены в музее. Завораживая посетителей столь прославленными именами, как Сезанн, Фра Беато Анджелико, Хоппер, Ван Гог, Сурбаран, Гоген, Шагал, Матисс, Миро, они открывают новые возможности для исследования и художественного анализа.

Первым в династии собирателей был Август Тиссен, дед упомянутого выше барона: он положил начало коллекции, приобретя несколько скульптур Родена. А его сын, первый барон Тиссен-Борнемиса, уже всерьез занялся коллекционированием. В 20-е годы прошлого века он увлеченно и неутомимо искал и покупал произведения живописи, проявляя особый интерес к старому искусству. В 1947 году барон умер, оставив после себя собрание, насчитывавшее более пятисот картин.

После его смерти коллекция оказалась разрозненной, однако унаследовавший аристократический титул Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса — младший из четверых детей — решил снова собрать ее воедино, для чего принялся покупать картины, в том числе у своих родственников. Поначалу он, как и отец, интересовался классической живописью, однако начиная с 60-х годов обратил свой взор на творчество современных мастеров. Вначале его заинтересовали немецкие экспрессионисты, затем художники русского авангарда и другие первопроходцы абстрактного искусства, а потом он перешел к собиранию импрессионистов, постимпрессионистов, европейской живописи начала прошлого века, послевоенной английской живописи (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и их современники), а также произведений американской живописи XIX и XX веков.

Перечень представленных в этой коллекции художников русского происхождения выглядит весьма красноречиво: Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Соня Делоне-Терк, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Татьяна Глебова, Марк Ротко, Александр Веснин, Юрий Анненков, Николай Суетин, Михаил Ларионов, Илья Чашник и другие мастера.

В XXI веке музей Тиссена разработал разнообразные привлекательные приложения для электронных гаджетов и активно присутствует в социальных сетях. Веб-сайт постоянно обновляется, чтобы соответствовать последним тенденциям цифровой эпохи. Благодаря социальным сетям экспозиционные залы и отдельные картины могут виртуально обозреваться в самых отдаленных уголках планеты и радовать любителей искусства, которые не имеют возможности регулярно посещать музей. Все это делает музей Тиссена настоящим ориентиром в области новых технологий.

Выставки

План временных выставок является важной частью деятельности музея и мощным стимулом к его развитию. И Томас Льоренс, первый художественный директор музея Тиссена, и его преемник Гильермо Солана приложили огромные усилия к тому, чтобы музей занял видное место в международной панораме. При этом они установили превосходные отношения с художественными центрами по всему миру, организуя взаимообмен картинами. Благодаря этому в Мадриде можно время от времени посещать все новые выставки очень высокого уровня. Например, 2016 год начнется с выставки «Мунк: архетипы и иллюзии далекого Запада». А 2015 год завершится экспозицией «Сурбаран: новый взгляд» и фотовыставкой «Vogue Like a Painting». За всю историю музея наибольшей популярностью пользовались организованные здесь выставки работ Хоппера (2012), Антонио Лопеса (2010), а также «Ван Гог: последние пейзажи» (2007) и «Гоген и истоки символизма» (2005). Они собрали более 300 тысяч посетителей. С 1994 года в музее были организованы, в частности, такие выставки, как «Золотой век голландского пейзажа» (1995), «Георг Гросс: берлинские годы» (1997), «Пауль Клее» (1998), «Моранди» (1999), «Каналетто: воображаемая Венеция» (2001), «Тициан/Рубенс: "Венера перед зеркалом"» (2003), «Музей Брюкке: зарождение немецкого экспрессионизма» (2005), «Сарджент/Соролья» (2007), «Зеркало и маска: портрет в век Пикассо» (2007), «1914! Авангард и великая война» (2008), «Слезы Эроса» (2009), «Моне и абстракция» (2010), «Импрессионистские сады» (2010), «Шагал» (2012), «Писсарро» (2013) , «Сезанн. Site/Non Site» (2014) и «Мифы поп-арта» (2014) . Кроме того, здесь устраивались фотовыставки на различные темы: мода и ее связь с искусством («Марио Тестино: все или ничего», 2010; «Юбер де Живанши», 2014), ювелирные изделия («Искусство Картье», 2012).

Стоит также отметить выставку «Русский авангард» (2006)*, на которой можно было познакомиться с истоками русского авангардного искусства первой трети ХХ века, его развитием: от поисков нового национального искусства, основанного на русских народных традициях (1910-е), к первым попыткам стыковки с европейским искусством, главным образом с футуризмом. Здесь же было представлено творчество художников, писавших в глубоко личной манере, таких как, например, Шагал, Кандинский и Филонов, а кроме того, экспонировались произведения послевоенных лет, тяготеющие к абстракции. Самый большой раздел выставки был посвящен демонстрации стремления преодолеть рамки традиционного искусства и превратить его в один из способов формирования нового человека с помощью столь разных средств, как живопись, скульптура, фотография и искусство рекламы.

Династия коллекционеров

Все началось с нескольких скульптур Родена. Немецкий промышленник Август Тиссен (1842-1926) не только основал экономическую империю семьи Тиссен, но и заложил своего рода первый камень в выставленную сегодня в испанской столице коллекцию. Он был уже не слишком молод, когда пожелал начать собирать скульптуры и обратился к самому знаменитому и авторитетному мастеру того времени — французу Огюсту Родену, который создал для него семь произведений из мрамора. Этот скульптурный ансамбль долго оставался в собственности одной из ветвей семьи Тиссен, жившей в Германии, пока, наконец, в 1956 году они не выставили его на продажу. Тогда-то барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса и приобрел эти великолепные произведения. Четыре из них сегодня входят в коллекцию Кармен Тиссен-Борнемисы, они выставлены в холле музея и словно приветствуют посетителей.

В сохранившейся переписке между Роденом и Августом Тиссеном упоминается, что его сын Генрих начал собирать коллекцию произведений искусства. Генрих получил степень доктора философии в Лондонском университете, а в 1905 году женился на баронессе Маргит Борнемисе де Касон, дочери венгерского аристократа. Генрих Тиссен-Борнемиса поселился в Венгрии в замке Шлосс-Рохонс, принадлежавшем семье его супруги. Там он и разместил свою коллекцию. В 1919 году из-за революции, во главе которой стоял Бела Кун, Генрих был вынужден покинуть Венгрию. Свою предпринимательскую деятельность он перенес в Амстердам, где в 1921 году родился его сын Ханс Генрих.

Генрих Тиссен (1875-1947) долгое время не афишировал свое увлечение искусством. Когда же коллекция из замка Шлосс-Рохонс (так ее первоначально называли) была впервые представлена в 1930 году в мюнхенской Новой Пинакотеке на обозрение публики, это стало значительным событием для всех интересующихся искусством. Успех первой выставки вдохновил собирателя на то, чтобы продолжить коллекционирование картин, а также обратить внимание на скульптуру, мебель, гобелены, ювелирные изделия и другие произведения искусства.

Генрих Тиссен стал активно приобретать все новые и новые работы, демонстрируя при этом незаурядную интуицию и часто делая очень удачный выбор. Надо заметить, что его консультировали великолепные специалисты. Вначале Генрих сосредоточил свое внимание на немецких примитивистах, и вскоре в его коллекции появились выдающиеся образцы произведений художников этой школы, в том числе Ханса Бальдунга Грина, Альтдорфера, Дюрера, Кранаха и Гольбейна. Следуя традициям немецких коллекционеров, барон питал особое расположение к нидерландской живописи, поэтому он дополнил свою коллекцию работами Робера Кампена, Петруса Кристуса, Рогира ван дер Вейдена, Яна ван Эйка, Ханса Мемлинга и Хуана де Фландеса. Не ограничиваясь северным ренессансом, он приобретал живописные работы итальянского происхождения: например, «Портрет Джованны Торнабуони» Гирландайо, «Молодого рыцаря на фоне пейзажа» Карпаччо, «Портрет Ферри Каронделета с его секретарями» Себастьяно дель Пьомбо и «Святую Екатерину Александрийскую» Караваджо. Со временем к работам этих знаменитых мастеров присоединились произведения других художников, также занимающих видное место в истории живописи. В их число вошли картины английских живописцев Гейнсборо и Рейнольдса, французов Ватто, Фрагонара и Шардена, итальянцев Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Гварди.

В 1932 году Генрих обосновался в Швейцарии — единственной европейской стране, где в 30-е годы прошлого века можно было рассчитывать на спокойную обстановку: во всяком случае, так казалось. Он приобрел виллу «Фаворита» — дворец, который был возведен в 1687 году на берегах озера Лугано и принадлежал прусскому принцу Леопольду. Здесь Генрих Тиссен-Борнемиса решил выставить собранные произведения искусства на обозрение публики. В саду виллы «Фаворита» началось строительство картинной галереи, в которой были обеспечены соответствовавшие всем музейным правилам условия хранения экспонатов.

В 1936 году строительство галереи на вилле «Фаворита» было завершено, и она распахнула свои двери для посетителей. Однако в 1939-м разразилась Вторая мировая война, и галерею пришлось закрыть. Только в 1949-м она открылась снова, теперь уже окончательно — благодаря стараниям Ханса Генриха, который продолжил дело отца, скончавшегося в 1947 году.

После смерти первого барона Тиссена-Борнемисы коллекция, насчитывавшая более 500 экспонатов, была поделена между его четырьмя детьми. Хансу Генриху было тогда 26 лет, он возглавил семейный бизнес и единственный из наследников решил продолжить дело отца. В непростое военное время Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса сумел сохранить пусть не всю, но большую часть коллекции.

Вернуть произведения искусства, собранные когда-то его отцом, — такую непростую задачу поставил перед собой Ханс Генрих. Однако первую картину ему удалось вернуть только в 1956 году: он купил ее у человека, не имевшего никакого отношения к их семье. Это был «Портрет молодого человека с кольцом» работы Франческо дель Косса (ранее состоял в коллекции Яна фон Паннвица).

Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса значительно расширил собрание, обратив внимание на живопись XIX и XX веков, которая в свое время не вызвала интереса у его отца. В первые годы своей деятельности барон добавил к коллекции такие выдающиеся произведения старых мастеров, как «Иисус и самаритянка» Дуччо де Буонинсеньи, «Натюрморт с кубком из наутилуса» Виллема Кальфа, «Западный фасад церкви святой Марии в Утрехте» Питера Янса Санредама, «Дама за туалетом» Франсуа Буше и «Портрет Асенсио Хулиа» Франсиско де Гойи.

В 1960-е годы Ханс Генрих начал собирать современное искусство, благодаря чему коллекция не только заметно изменилась, но и приобрела яркую индивидуальность. Отличительной чертой ее стал охват большинства наиболее заметных течений в современном западном искусстве; в легенду вошло тонкое художественное чутье барона, позволявшее ему распознавать исключительное качество живописных работ. Произведение искусства ХХ века он впервые приобрел в 1961 году - это была акварель немецкого художника Эмиля Нольде. В том же году барон купил целый ряд картин экспрессионистов. Это оказалось первым художественным направлением, к тому же в огромной степени пострадавшим от гонений нацистов, которое заставило его обратить взор на современное искусство. Закономерно, что интерес барона к немецкому экспрессионизму не сводился к его художественной ценности, а был связан еще и с исторической ситуацией, в которой развивался этот стиль: как известно, нацисты объявили его дегенеративным искусством и подвергли преследованиям, запретам и конфискациям. Барон заинтересовался картинами представителей этого направления по двум причинам: во-первых, они отражали общечеловеческие ценности, а во-вторых, служили свидетельствами своей эпохи. Живопись экспрессионистов во многом привлекла его своей колористикой и свободой самовыражения. Со временем ему удалось создать значительную коллекцию, которая считается одной из лучших в своем роде.

Восхищение немецкими экспрессионистами постепенно привело к тому, что Ханс Генрих принялся приобретать произведения, охватывавшие большинство направлений современной живописи. Особое внимание он уделил импрессионизму, постимпрессионизму и европейской живописи начала века, а также собрал представительную коллекцию русского и центрально-европейского авангарда. В число его приобретений входят картины Пикассо, Брака, Леже, послевоенная английская живопись, произведения в стиле поп-арта и гиперреализма.

Еще одна важная характеристика коллекции — присутствие в ней американской живописи XIX и XX веков. Барон начал покупать картины американских авторов XIX века, когда они еще не вызывали большого интереса у торговцев произведениями искусства даже в самих Соединенных Штатах. В настоящее же время они ценятся очень высоко. Этот раздел коллекции заполняет своего рода лакуну, характерную для большинства европейских музеев, что делает музей Тиссена важным ориентиром для всех заинтересованных специалистов и зрителей.

Как и следовало ожидать, наступил момент, когда галерея в Лугано оказалась тесной. Там удалось разместить только часть разросшейся коллекции, включающую картины старых мастеров; время от времени к ним присоединялись очень немногие картины современных художников. Тогда возникла идея проведения временных выставок в других странах, благодаря чему коллекция Тиссена-Борнемисы обрела мировую известность. Хотя надо заметить, что ей было не привыкать к путешествиям: когда отец барона расширил виллу «Фаворита», чтобы показать свое художественное собрание публике, он также организовал первую передвижную выставку в Мюнхене в 1930 году. В дальнейшем его сын Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса решил сделать коллекцию открытой и доступной, стремясь к расширению художественного взаимообмена и способствуя сближению разных культур.

Дворец Вильяэрмоса

Дворец Вильяэрмоса — одно из самых заметных зданий в стиле мадридской дворцовой архитектуры. Построен он в начале XIX века, хотя его история восходит к первым годам XVII столетия, когда стали возводиться постройки на том месте, где луга Прадо-Вьехо подошли к дороге Каррера-де-Сан-Херонимо. В течение XVIII века здесь сформировался новый придворный район Мадрида: представители высшей аристократии, тесно связанные с королевским домом, принялись возводить свои виллы неподалеку от дворца Буэн-Ретиро. С дворцом Вильяэрмоса с одной стороны соседствует дворец герцога де Лерма, впоследствии ставший собственностью герцогов Мединасели (сегодня здесь размещается отель-дворец), а с другой — дворец герцогов Бехар (сейчас в нем расположен Банк Испании).

В 1777 году дом Каса-де-Атри, ставший предтечей дворца, в котором сегодня размещается музей, приобрел в собственность Хуан Пабло Арагон-Аслор, XI герцог Вильяэрмоса. Род Вильяэрмоса, одна из самых старинных аристократических семей Испании, вел свое происхождение из Арагона и включал потомков Хуана II Великого, короля Арагона. XI герцог Вильяэрмоса поддерживал тесные связи с королевским двором, имел дипломатический ранг и был просвещенным эрудитом. В молодости он жил в Париже, где посещал салоны просветителей, подружился с д"Аламбером и Вольтером.

С самого начала герцог и его супруга донья Мария Мануэла де Пиньятелли пожелали расширить дом. Однако реконструкция и расширение дворца были осуществлены только в 1805 году, автором проекта и руководителем работ стал старший архитектор мэрии Мадрида Антонио Лопес Агуадо, ученик придворного архитектора Хуана де Вильянуэвы. В число его произведений входят ворота Пуэрта-де-Толедо, первоначальный проект Королевского театра в Мадриде и завершение музея Прадо после Пиренейской войны, в которой Испания отстаивала свою независимость. Новое здание дворца было завершено уже после смерти XI герцога Вильяэрмоса его вдовой и его сыном Хосе Антонио де Арагон-Аслор, XIII герцогом Вильяэрмоса (1785-1852). Площадь дворца увеличилась почти вдвое, к тому же добавился еще один этаж. Фасады дворца оформлены в неоклассическом стиле, характерном для той эпохи.

Герцоги Вильяэрмоса, тесно связанные с королевским двором, проявляли большой интерес к литературе и искусству. В их дворце была обширная библиотека, здесь устраивались литературные вечера, ими руководил поэт Томас де Ириарте. Хосе Антонио Арагон-Аслор играл заметную роль при дворе, был назначен послом. Следуя сложившейся семейной традиции, он покровительствовал писателям, художникам и архитекторам, в числе которых были Агуадо, Висенте Лопес и Мадрасо: вместе с ними он учился в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.

В 1846 году один этаж дворца был сдан в аренду мадридскому Художественно-литературному лицею, созданному несколькими годами ранее. Лицей пробыл здесь десять лет, пока не прекратил свое существование в 1856 году. Он был одним из самых выдающихся культурных учреждений Мадрида эпохи романтизма. В деятельности лицея принимали участие многие известные живописцы, писатели и музыканты, а также журналисты и политики, посещали его и аристократы. Достаточно назвать такие имена, как Эскивель, Соррилья, Перес Вильяамиль, Гутьеррес де ла Вега, Рамон Месонерос Романос или маркиз де Молинс. Для художников и любителей искусства здесь организовывались вечера, практические занятия и другие культурные мероприятия. Деятельность лицея отражалась как в его собственном журнале, так и в других печатных изданиях того времени. Это заведение играло важную роль в культурной и общественной жизни столицы. Ежегодные экспозиции произведений изящных искусств в лицее стали предтечей национальных художественных выставок. Первая из них состоялась в 1856 году, то есть в год закрытия лицея. Широкую известность получили проводившиеся в нем балы-маскарады, которые впоследствии переместились в Кружок изящных искусств.

Среди членов лицея был и Марселино Арагон-и-Аслор, сын герцога Вильяэрмоса, унаследовавший титул после смерти отца в 1852 году. И он, и его дочь Кармен, будущая герцогиня Вильяэрмоса, вышедшая замуж за графа Гуаки, неизменно поддерживали традицию культурного меценатства, в том числе и после закрытия лицея. С юности герцог дружил с поэтом и драматургом Соррилья, который часто жил в этом дворце, приезжая в Мадрид. Дон Марселино установил для него пенсию, которую впоследствии продолжала выплачивать его дочь Кармен, в том числе и вдове уже умершего поэта.

В конце XIX века целый этаж дворца сняла в аренду маркиза Скилаче, открывшая здесь один из самых известных мадридских салонов того времени, который продолжил традиции литературно-художественных вечеров уходившего столетия. В ее салоне собирались видные политики, представители высшего общества и дипломаты из разных стран. Хотя этот салон не был собственно литературным, он получил широкую известность и заслужил отзывы наиболее выдающихся летописцев того времени, в том числе писательницы Эмилии Пардо Басан.

В первой половине ХХ века во дворце продолжала жить семья Вильяэрмоса. Он считался одним из самых великолепных мадридских дворцов, и журнал «Бланко и негро» в 1966 году посвятил ему обширный репортаж. На эксклюзивных фотографиях перед читателями предстали интерьеры, которые тогда сохраняли свою первоначальную планировку. Особо выделялись бальный зал, часовня и главная лестница.

В 1973 году дворец приобрел банк «Банка Лопес Кесада», чтобы разместить здесь центральный офис. Тогда в интерьерах была произведена перепланировка по проекту Морено Барберы. Чтобы приспособить здание к потребностям банка, внутреннее убранство было по большей части уничтожено и сохранилось только в анфиладе, выходящей в сад.

После банкротства и исчезновения банка здание перешло в 1983 году в собственность государства. В течение нескольких последующих лет музей Прадо организовывал в нем выставки (вход производился с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо), разместил офисы (в них проходили через сад) и Фонд друзей музея Прадо.

В 1989 году, когда начались переговоры о размещении коллекции Тиссена-Борнемисы в Испании, дворец был отведен под будущий музей Тиссена-Борнемисы. Тогда в нем была проведена полная перепланировка интерьеров по проекту архитектора Рафаэля Монео.

Программа организации музея была четкой и ясной. Здесь предстояло разместить коллекцию, которая включала в себя почти 800 картин и отличалась большим разнообразием (от работ фламандских и итальянских примитивистов до произведений современного искусства). С самого начала предполагалось адаптировать музейное собрание к дворцовой архитектуре. При этом помещение должно было удовлетворять всем музейным стандартам, указанным в договоре о временном предоставлении художественной коллекции. Мало того, предстояло еще и восстановить архитектуру здания, приблизив ее к первоначальному дворцу Вильяэрмоса.

Вход для посетителей было решено перенести с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо в сад, выходящий на улицу Соррилья. Такое решение объяснялось двумя причинами: во-первых, благодаря этому восстанавливался и обретал былую значимость северный фасад дворца, а во-вторых, музей получал спокойную и тихую зону для входа. За фасадом размещено крытое патио высотой в три этажа, оно имеет потолочное освещение, а залы музея расположены вокруг этого патио, так что посетители передвигаются по кругу.

Благодаря перепланировке самый верхний этаж музея, отведенный для коллекций старинной живописи, получил естественное освещение. В то же время два других этажа, где расположены остальные коллекции, выходят окнами на бульвар Пасео-дель-Прадо. Посетители могут любоваться прекрасными видами, открывающимися взору в районе бульвара и улицы Херонимос.

Очевидно стремление архитектора придать всему зданию сдержанность. Тщательное соблюдение пропорций, продуманный дизайн напольных покрытий, отделка массивных несущих стен, изящное стукко и другие элементы свидетельствуют о том, что автор проекта старался максимально приблизиться к первоначальной архитектуре дворца. Благодаря этому посетители, прибывающие сегодня во дворец Вильяэрмоса, могут наслаждаться и его прекрасной архитектурой, и великолепными образцами живописи.

Музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Thyssen-Bornemisza) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде. Входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии. Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века. Коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

Goya, Francisco de - Портрет Фердинанда VII, 1814-15, 84 cm x 63,5 cm, Холст, масло



Durer, Albrecht - Иисус среди врачей, 1506, 64,3 cm x 80,3 cm, Дерево, масло


Durrie, George Henry - Осень в Новой Англии, готовка сидра, 1863, 66 cm x 92 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Портрет Жака Ле Руа, 1631, 117,8 cm x 100,6 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Христос на кресте, ок. 1627, 105,3 cm x 73 cm, Дерево, масло


Ekster, Alexandra - Натюрморт, 1913, 68 cm x 53 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1576, 117 cm x 98 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1596-1600, 114 cm x 67 cm, Холст, масло


El Greco - Христос с крестом, 1587-96, 66 cm x 52,5 cm, Холст, масло


El Greco and Jorge Manuel Theotokopoulos - Непорочное зачатие, ок. 1608-14, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, вид с кормы, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


Ensor, James - Сад Любви, 1910, 36,8 cm x 46 cm, Дерево, масло


Ensor, James - Театр масок, 1908, 72 cm x 86 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Untitled (Дадаизм), ок. 1922-23, 43,2 cm x 31,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Одиночные и Супружеские деревья, 1940, 81,5 cm x 100,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Тридцать три маленькие девочки отправились на охоту за белыми бабочками, 1958, 137 cm x 107 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Цветок-раковина, 1927, 19 cm x 24 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Nedick"s, 1970, 121,9 cm x 167,6 cm, Холст, масло


Estes, Richard - People"s Flowers (Цветы людям), 1971, 162,6 cm x 92,7 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Телефонные будки, 1967, 122 cm x 175,3 cm, Оргалит, акрил


Everdingen, Caesar van - Вертумн и Помона, 1637-40, 47,9 cm x 38,9 cm, Дерево, масло


Eyck, Jan van - Благовещение Диптих, ок. 1433-35, Архангел Гавриил (левое крыло) 38,8 cm x 23,2 cm, Дева Мария (правое крыло) 39 cm x 24 cm, Дерево, масло


Fantin-Latour, Henri - Ваза с хризантемами, 42,5 cm x 39,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Архитектура II (Человек из Потина), 1921, 101 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Белый мужчина, 1907, 68,3 cm x 52,3 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Корабли, 1917, 71 cm x 85,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Леди в розовато-лиловом, 1922, 100,5 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет шотландской девушки, 1929, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет Эльфриды Хаусманн, 1917, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Fenzoni, Ferrau - Святой Франциск со стигматами поддерживаемый ангелом, ок. 1610-20, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


Fetti, Domenico - Добрый самаритянин, 1622, 59,6 cm x 43,7 cm, Дерево, масло


Fetti, Domenico - Притча о сорняках, 1622, 61 cm x 44,5 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Оплакивание Христа, ок. 1500, 23 cm x 30 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Портрет инфанты Екатерины Арагонской, 1496, 31,5 cm x 21,7 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert - Портрет мужчины, 1640, 67,1 cm x 55,1 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert (приписывается) - Пейзаж с фермой и мостом, 1640-е, 40,7 cm x 53,5 cm, Дерево, масло


Fontana, Lucio - Венеция была вся в золоте, 1961, 149 cm x 149 cm, Холст, алкидная краска


Forain, Jean-Louis - Танцовщицы в розовом, ок. 1905, 60,3 cm x 73,6 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с крестьянской семьёй, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с фигурами, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Pier Francesco - Портрет леди, ок. 1530-35, 101 cm x 79 cm, Дерево, масло


Fra Angelico - Богоматерь Смирение, ок. 1433-35, 98,6 cm x 49,2 cm, Дерево, темпера


Fragonard, Jean-Honore - Качели, 1750-52, 120 cm x 94,5 cm, Холст, масло


Fragonard, Jean-Honore - Портрет молодой леди, 1770-72, 63 cm x 53 cm, Холст, масло


Francesca, Piero della - Портрет мальчика. Гвидобальдо да Монтефельтро, ок. 1483, 41 cm x 27,5 cm, Дерево, темпера


Francia, Rubinetto Di - Оплакивание Христа, ок. 1474-75, 97 cm x 206 cm, Шерсть и шелк


Frangipane, Niccola - Христос, несущий крест, 1574, 40,5 cm x 40,5 cm, Холст, масло


French Master Anonymous - Соколиная охота, ок. 1500, 278 cm x 349 cm, Гобелен


Freud, Lucian - Большой Интерьер. Паддингтон, 1968-69, 183 cm x 122 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Отражение с двумя детьми (Автопортрет), 1965, 91 cm x 91 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Портрет барона Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса, 1981-82, 51 cm x 40 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Последний портрет, 1976-77, 61 cm x 61 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Пасхальное утро, ок. 1828-35, 43,7 cm x 34,4 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Рыбацкая лодка у берега Балтийского моря, ок. 1830-35, 22 cm x 31,2 cm, Холст, масло


Frieseke, Frederick Carl - Дом в Живерни, ок. 1912, 27 cm x 35 cm, Дерево, масло


Frieseke, Frederick Carl - Мальвы, ок. 1912-13, 80,7 cm x 80,7 cm, Холст, масло


Fyt, Jan - Ваза с цветами и два пучка спаржи, ок. 1650, 63,7 cm x 75,4 cm, Холст, масло


Gaddi, Agnolo - Распятие, ок. 1390, 32,5 cm x 30,3 cm, Дерево, темпера и золото


Gaddi, Taddeo - Рождество, ок. 1325, 41,5 cm x 41,8 cm, Дерево, темпера


Gaertner, Eduard - Вид на Оперу и Бульвар Унтер-ден-Линден, Берлин, 1845, 42 cm x 78 cm, Холст, масло


Gainsborough, Thomas - Портрет Сары Бакстон, ок. 1776-77, 110 cm x 87 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - В курятнике, ок. 1878, 22 cm x 35,5 cm, Картон, масло


Gauguin, Paul - Голова молодой девушки, 1893-94, 15,2 cm x 26 cm x 18cm, Глина лакированная, темно-красный пигмент


Gauguin, Paul - Костёр на берегу реки, 1886, 60 cm x 38 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Лилии, 1885, 34,9 cm x 27 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Мата Муа (В старые времена), 1892, 91 cm x 69 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Приходят и уходят, Мартиника, 1887, 72,5 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Собаки бегают по лугу, 1888, 92 cm x 72,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица в Руане, 1884, 73 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица Жувене в Руане, 1884, 55 cm x 48,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Фруктовый сад в низине церкви Бихорел, 1884, 65,5 cm x 46 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Эскиз для Желтого Христа, 26,7 cm x 18,2 cm, Бумага, карандаш


Gelder, Aert de - Христос и женщина, обвинённая в прелюбодеянии, 1683, 71,8 cm x 94 cm, Холст, масло


Gentileschi, Orazio (мастерская) - Лот с дочерьми, ок. 1621-23, 120 cm x 168,5 cm, Холст, масло


Gericault, Theodore - Поцелуй, ок. 1816-17, 20 cm x 27,4 cm, Коричневая бумага, уголь и гуашь


Gericault, Theodore - Скаковая лошадь, ок. 1817, 44 cm x 59 cm, Бумага на холсте, масло


Ghirlandaio, Domenico - Портрет Джованны Торнабуони, 1489-90, 77 cm x 49 cm, Дерево, смешанная техника


Ghirlandaio, Ridolfo - Портрет дворянина из семьи Каппони, ок. 1555, 80 cm x 60,5 cm, Дерево, масло


Ghislandi, Giuseppe - Портрет золотых дел мастера, ок. 1735-43, 73 cm x 57 cm, Холст, масло


Giacometti, Alberto - Лежащая обнаженная со спины, 1959, 26 cm x 37 cm, Бумага, чернила


Giacometti, Alberto - Портрет женщины, 1965, 86 cm x 65 cm, Холст, масло


Gifford, Sanford Robinson - Около Палермо, 1874, 40 cm x 75 cm, Холст, масло


Giorgio Martini, Francesco di - Мадонна с младенцем, Святой Екатериной Сиенской и ангелами, ок. 1490, 62 cm x 42 cm, Дерево, смешанная техника


Gleizes, Albert - В порту, 1917, 153 cm x 120 cm, Картон, масло и песок


Gnoli, Domenico - Кресло No. 2, 1967, 200 cm x 140,5 cm, Холст, акрил и песок


Gogh, Vincent van - Вечерний пейзаж, 1885, 35 cm x 43 cm, Холст на картоне, масло


Gogh, Vincent van - Вид на Вессенот близ Овера, 1890, 55 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Водяная мельница в Геннепе, 1884, 85 cm x 151 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Грузчики в Арле, 1888, 54 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Едоки картофеля, 1885, 26,5 cm x 32,5 cm, Литография на японской бумаге


Gorky, Arshile - Последняя Живопись (Черный монах), 1948, 78,6 cm x 101,5 cm, Холст, масло


Gorky, Arshile - Хорошая Дорога Надежды II. Пастораль, 1945, 64,7 cm x 82,7 cm, Холст, масло


Gossaert, Jan - Адам и Ева, ок. 1507-08, 56,5 cm x 37 cm, Дерево, масло


Goya, Francisco de - Дядя Пакуэт, 1819-20, 39 cm x 31 cm, Холст, масло


Goya, Francisco de - Портрет Асенсио Юлия, 1798, 54,5 cm x 41 cm, Холст, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Зимний пейзаж с людьми на льду, 1643, 39,6 cm x 60,7 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Коттедж и фигуры в дюнах, 1629, 48 cm x 70,5 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Речной пейзаж с паромом и домами, 1634, 113,4 cm x 151,7 cm, Холст, масло

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде — одна из богатейших мировых коллекций живописи, графики, скульптуры, фотографии и других предметов визуального искусства. Основанный как домашняя частная галерея он в скором времени затмил большинство европейских выставочных площадок. Здесь хранятся подлинные шедевры нескольких эпох, включая классицизм, барокко, и ключевые направления XX века. Ни одна обзорная экскурсия по испанской столице не обходится без осмотра экспозиции.

Сегодня музей Тиссена-Борнемиссы входит в так называемый «золотой треугольник Мадрида», где сосредоточены ключевые достопримечательности города. В шаговой доступности — Музей Прадо и Центр изящных искусств Королевы Софии . По самым скромным подсчётам, ежегодно сюда продаётся более 984 тысяч билетов, что ставит скромное с виду здание в один ряд с самыми посещаемыми картинными галереями планеты.

Билеты

На 2020 год стоимость входа составляет:

  • Взрослые — 13 € ;
  • Студенты, многодетные семьи и пожилые люди старше 65 лет — 9 € ;
  • Участники официальных экскурсионных групп от 6 человек — 11 € ;
  • Фото- и видеосъёмка без вспышки и штатива — бесплатно .

Все билеты действительны в течение рабочего дня, зал музея разрешается покидать на перерыв в кафе, а потом возвращаться через центральный вход, предъявив тот же талон.

Правом на бесплатное посещение любой экспозиции могут воспользоваться:

  • Школьные учителя и преподаватели ВУЗов, расположенных на территории Евросоюза;
  • Временно безработные лица с паспортом страны ЕС или открытым видом на жительство;
  • Дети и подростки до 18 лет;
  • Люди с инвалидностью любой группы, независимо от гражданства.

Каждый понедельник с 12:00 до 16:00 — свободный вход на основную экспозицию для всех посетителей, кто забронировал визит через систему MasterCard. Для этого нужно авторизоваться на сайте партнёрской программы и скачать ваучер с уникальным кодом. Помимо бесплатного билета он даст 5% скидку на сувениры и комплимент от музейного кафе.

Режим работы музея Тиссена-Борнемисы не зависит от дня недели — двери во все выставочные залы открыты с 12:00 до 16:00, кассы закрываются на 30 минут раньше. Расписание в праздничные дни и рождественские каникулы объявляется примерно за 2 недели до даты, чаще всего — это выходные.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры