Народное художественное творчество. Определение народного художественного творчества Народное творчество искусство создаваемое народом

Главная / Бывшие

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством вос­питания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходя­щие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.

Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возро­дить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.

Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом путани­цы и несогласованности. Изучение публикаций, посвященных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художе­ственное творчество», «народное искусство» и др.

Между тем, вопросы терминологии имеют большое методо­логическое значение, так как терминологическая неупорядочность сказывается отрицательно на разработке научных проблем в ходе их исследований. Хотя в терминах и не раскрывается природа обозначенных ими явлений, но удачно найденные терминологиче­ские образования не просто обозначают те или иные понятия, а могут приобрести значение факторов, стимулирующих научную мысль, побуждающих глубже разрабатывать саму проблему.


Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования культуры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий размах наметился в се­мидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попыт­ки разных авторов дать новое определение этому феномену.

Проблему культуры изучает множество наук, начиная от культурной антропологии и вплоть до кибернетики, но до сих пор нет такого универсального определения, которое удовлетво­ряло бы исследователей различных отраслей знаний.

В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, кото­рые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и ми­ровоззрении.

Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятелъностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культуро-логическим анализом данного феномена.

ЛИ. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «пред­ставляют собой исследование разных способов функционирова­ния культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творче­скую переработку информации, ее накопление, воплощение но­вых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей» .

Неоднозначно современной наукой определяется место ху­дожественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художествен­ной культуры в системе художественной культуры. Среди мно­жества концепций и теорий, выдвигаемых современными иссле­дователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия «на­родная художественная культура». Т.Н. Бакланова, В.Е. Гусев,


А.С. Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изу­чении народной художественной культуры с исторических, со­циально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религи­озных и других позиций.

Не удивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фолькло­ром, народным искусством, народным художественным творче­ством, самодеятельным искусством, художественной самодея­тельностью. Основополагающими принципами формирования понятия «народная художественная культура» Т.И. Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этно-художественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода.

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не огра­ничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канониче­ского искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе сво­его исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» . К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм ма­териальной и духовной деятельности людей; г) единство массово­го и личного в коллективном творческом процессе; д) передаю­щуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства разви­тие новых форм народной художественной культуры .


А.С. Каргин, базируясь на теоретических выводах BE. Гусе­ва, рассматривает народную художественную культуру «как са­мостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее» . Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый счита­ет устно-поэтический и музыкачьно-драматический фольклор, ху­дожественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досу-говое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор .

Эти структурные образования в основном совпадают с пред­ложенным ранее В.Е. Гусевым делением на взаимосвязанные уров­ни видов художественного творчества. Главным формообразую­щим видом художественной народной культуры он считает худо­жественную деятельность, которая связана с трудовой деятельно­стью, народной календарной обрядностью, общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ддром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятель­ность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчест­ва: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музы­кальный, песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство .

Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.Н. Баклановой, кото­рая считает, что исчерпывающей формулировки понятия «на­родная художественная культура» нет, и разработка этого тер­мина является перспективной научной задачей.

Отсутствие четкого понятийного определения «народная ху­дожественная культура», отождествление его с народным искусст­вом приводит к терминологической путанице не только в культуро­логических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справоч­ных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с


«народным художественным творчеством». Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических спра­вочниках, чтобы в этом убедиться. «Народное творчество (народ­ное искусство, фольклор) - художественная коллективная творче­ская деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воз­зрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни), музыка, театр (драмы, сатириче­ские пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство», - такое объяснение дает «Советский эн­циклопедический словарь» . Народное художественное творчество, народное искусство, художественная творческая дея­тельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности создаваемые и бы­тующие в народных массах архитектура, изобразительное и декора­тивно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лу­бок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и по­нятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ» как творец народного искусства.

Генезис, историю и функции народного искусства или на­родного художественного творчества определяет трудовая дея­тельность человека. В большинстве произведений народного ис­кусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в произ­водстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью напол­нен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.

Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека тру­да. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной худо-


жественной культуры. Натурфилософское мировоззрение рус­ского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, вы­ражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художест­венной культуры органически соединились утилитаризм, духов­ность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.

Миф и религия древних славян - это не только форма воспри­ятия миросоздания, природы, которая была для человека и «жи­лищем», и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христи­анских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действо, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые эта­пы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они скла­дывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись со­ставной частью праздников, связанных с мифическими представ­лениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей напол­ненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.

Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской ми­фологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, АС. Кайсарова, ГА. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское


время предать мифологию и фольклор забвению, ибо они ото­ждествлялись с религией, Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследовате­лями были разработаны методы исследования мифологии, рас­крыта культурно-историческая основа мифологического мышле­ния и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.

Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически свя­заны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиля­ция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию националь­ной культуры каждого этноса.

В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народно­го сознания, в котором в мифологическом контексте соедини­лись религиозное и эстетическое освоение мира.

М.С. Каган утверждает, что «в доклассовом обществе художе­ственное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира» .

Контрольные вопросы

1. Что такое народная художественная культура?

2. Какими признаками обладает народная художественная культура?

3. Назовите основные виды художественного творчества.

1. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности: Монография. М., 1999.

2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.

3. Каргин А.С. Народная художественная культура. М, 1997.

4. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997


3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества

Истоки самодеятельного художественного творчества и ис­кусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В. Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проник­немся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отноше­нии к ним на эстетическую точку зрения» . Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда и предметов быта превращается в художественное творчество, свя­занное с практической деятельностью, продукты которой стано­вятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными продуктами. Произведения искусства выпол­няют различные функции и становятся средством познания дей­ствительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятель­ность людей формировала эстетические чувства и художествен­ную деятельность, в результате которой были созданы своеоб­разные произведения первобытного искусства. Среди них орна­ментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуи­ровки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные пред­ставления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Та­ким образом, полифункциональность первобытного художест­венного творчества держалась на внутреннем единстве и синкре­тизме практической и духовной деятельности.

Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, ар­хаического и урбанистического) и различных форм художест­венного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свиде­тельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры.

В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная


самодеятельность», вытесняя его. а это не совсем верно. Наибо­лее полно сущность самодеятельного художественного творче­ства рассмотрена в работе Е.И. Смирновой , которая отмечает, что как социокультурное явление художественная самодея­тельность представляет исторически новую форму функ­ционирования культуры. Специфика ее функций, в частно­сти, связана с тем, что она выступает как средство преодо­ления отчуждения людей от своих универсальных способно­стей, обусловленного разделением труда. Это определяет со­циально-педагогическую природу художественной самодея­тельности как явления самореализации и саморазвития субъ­екта, посредством художественной деятельности, допол­няющей его деятельность как субъекта других, нехудожест­венных социальных ролей. При этом любым образом проте­кающая художественно-творческая деятельность развивает по­знавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциа­лы как отдельно взятой личности, так и групп - участников ху­дожественной самодеятельности. Однако в зависимости от на­правленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной самодеятельности может быть различным.

Немаловажное значение для рассмотрения сущности само­деятельного творчества является исследование его функций.

Слово функция в переводе означает -роль, круг деятель­ности или основное назначение чего-либо. Существуют разные подходы к определению функций самодеятельного творчества. Л.Н. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной деятельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов ис­кусства. Так, например, познавательно-оценочная функция объе­диняет отражательный, оценочный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отражательный аспекты; социально-комму­никативная функция соединила социальный, знаковый и творче­ский аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.


У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информационно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреацион­ной, компенсаторной функциях, но важно то, что в последнее время наряду с несистематизированными видами функций, по­добных приведенным, намечается стремление более четкого ме­тодологического подхода к определению функций того или ино­го социального явления (процесса, института).

Е.И. Смирнова говорит о трех больших группах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованности, эффекта «наложения» одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности» . Первую группу функций она ус­ловно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отмечает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбро­сить» явление в сферу не развивающего, а то и социально-нега­тивного досуга. При недооценке функций досуга явление «выно­сится» в сферу труда или приближается к ней, порождая проти­воречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой со­ответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художест­венно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или соци­ально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «на­стоящего искусства» или «профессионализма».

Однако природа самодеятельного художественного творче­ства имеет двойственный характер и является подсистемой двух больших систем: художественной культуры и досуга. Определяя место самодеятельного художественного творчества в социальной структуре общества, Е.И. Смирнова предлагает следующую схему:

При этом самодеятельное художественное творчество в рав­ной степени взаимодействует и с фольклором, и с профессио­нальным искусством.


Таким образом, самодеятельное художественное творче­ство представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, кото­рый взаимосвязан с профессиональным и традиционным на­родным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Однако самодеятельное творчество можно рассматри­вать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкре-тичностью. т.е. единством непосредственного творчества с хра­нением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение ос­ваивается и как бы заново перерабатывается.

При этом следует отметить, что самодеятельное художест­венное творчество - сложное, многогранное и разноплановое про­явление досуговой деятельности человека, постоянно эволюцио-низирующее в зависимости от социально-исторических и совре­менных условий развития общества. В результате индивидуально­го развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятельности - на­родной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей. Анализируя существующие подхо­ды к изучению понятий и терминов, касающихся самодеятельного художественного творчества, можно сделать вывод, что в настоя­щее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления. В связи с этим мы отмечаем, что «Са­модеятельное художественное творчество необходимо пони­мать как социальное движение культуры, которое представ­ляет собой многоплановое явление, включающее ценностные


ориентации. Результатом этого движения является обогаще­ние и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то но­вое, оригинальное, нестандартное» .

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.

2. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.

1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.

2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. ... докторапед. наук. Л., 1989.

3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия ор­ганизации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982.

4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современ­ных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М, 1990. С.6-12.

5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как ос­нова возрождения национальных культурных традиций. Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.

  • 3. Факторы производства, их виды и функционирование
  • 4. Экономика и государство
  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 4. Творческая деятельность и искусство

    1. Понятие творческой деятельности В широком смысле слова творчество охватывает все сферы человеческой жизни, не только духовную, но и материальную ее сторону. Вместе с тем любая действительно духовная деятельность человека представляет собой творческий процесс, ибо творчество является одной из основных характеристик духовного. Можно с уверенностью сказать, что вне творчества нет духовного, лишь благодаря ему философия, религия, любовь и совесть обретают действительный смысл и развитие. Творчество - это всегда выход в неведомое, ибо оно есть трансцендирование. Оно качественно отличается от механического процесса, в котором все повторяется и от биологического, в котором осуществляется лишь воспроизводство. Творчество - это качественный скачок, где новое имеет своей предпосылкой старое, но не может быть непосредственно выведено из него. Творческий акт становится возможным исходя из свободы, он и есть ее осуществление. Само движение мысли есть творчество (философствование), которое случается не так уж часто. Дух без материи беспомощен и бесполезен, он лишь пустая форма. В соединении его с материей возникает творчество (Шеллинг). Творчество свободно, не предопределено и, следовательно, непредвидимо. "Попробуйте предсказать заранее научное открытие, не говоря уже о художественном произведении. Чем выше оно, тем неожиданнее, удивительнее, чудеснее. Задним числом пытаются "объяснить" его. Но в сущности не идут дальше общего его фона, обстановки, в которой оно увидело свет. Его рождение - богочеловеческая тайна" 9 . Истинное творчество рационально неосуществимо и непознаваемо, оно всегда спонтанно, хотя и реализуется в рамках канона. Кант определял спонтанность как способность человека к продуктивному воображению, на основе которого возникают мыслительные акты. В философии Шеллинга истинное творчество берет свой исток в сфере бессознательного, можно добавить, что и сверхрационального. В собственно духовном плане творческая спонтанность в работе сознания выражается в самообнаружении смыслов, которые как бы рождаются вдруг и из ничего. Эта творческая спонтанность основана на интуиции, которой предшествует исследовательский труд. Временем зарождения искусства в общем смысле слова (пока только изобразительного), был палеолит. Только в его конце древний человек начал изображать, рисовать и вырезать. Изображались почти одни только звери. В среднем каменном веке стали изображать также группы людей, где индивиды еще не выделены, у них нет лица. Зато особое внимание придавалось ритуальной одежде. Переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки и философии оно вмещало практически весь опыт познания мира. С отступлением ледника (около 9-10 тыс. лет назад) началась современная эпоха. Мир оседлых земледельцев стал другим. В их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. В орнаменте начинают появляться отдаленные признаки письменных знаков. Открытие письменности относятся приблизительно к 3300 г. до н.э. в Шумере (пиктография), к 3000 г. до н.э. в Египте (иероглифы) и к 2000 г. до н.э. в Китае, хотя алфавит был изобретен финикийцами и усовершенствован греками лишь в первом тысячелетии до н.э. Творчество, по-видимому, как и религия, возникает вместе с человеком. Создание первого искусственного орудия, и даже использование природных орудий в труде - это уже творческий акт. Переход от инстинктивной к трудовой деятельности связан не только с материальной необходимостью, но и с творчеством, изобретательностью. Однако искусство возникает гораздо позже этого момента. Искусство обретается в полной мере лишь тогда, когда оно осознает свою специфику и исходит из своих целей и задач, когда оно - "искусство ради искусства". Такое произошло уже после возникновения цивилизаций, примерно в "осевое время". Поэтому искусство в собственном смысле слова исторически равно философии и высшим формам религии. Правда это не означает, что не было творческого искусства в доосевое время. Ведь храмы строили издревле, с момента возникновения городов, культур и цивилизаций. Но особенность состоит в том, что тогда искусство не играло самостоятельной роли, не было выделено в особую сферу духовной деятельности. Оно было служебным, реализовывало религиозные запросы, было всецело подчинено религиозным интересам. Свободных художников, как и ученых и философов, тогда не было, и быть не могло. Истинное творчество в искусстве возникает тогда, когда художник реализует собственные духовные запросы, движим личностными интересами самопознания и самореализации, а не диктуемыми ему извне. Лишь тогда появляются различные самостоятельные и независимые виды искусства (Древняя Греция). Пирамиды в Древнем Египте - прежде всего культовые сооружения, и лишь после этого и в связи с этим, в рамках исключительно этого - они и, в придачу, произведения искусства. А вот трагедии Эсхила, даже произведения Гомера и Гесиода, хотя и говорят о мифах, уже явлены как нечто самостоятельное. В этом смысле искусство лишь тогда выражает свою сущность, когда оно "для искусства". Так происходит со всеми формами духовной деятельности человека, они лишь тогда реализуются, когда отвечают исключительно своим внутренним потребностям и задачам: философия для философии, религия для религии. И это не значит плохо.

    2. Творчество в собственном смысле слова. Искусство Если в широком смысле слова творчество может охватывать всю деятельность человека, то в узком - оно есть особый вид труда, культурно-созидательная деятельность по формированию ценностей-символов. Такое творчество завершается созданием произведений искусства, оно нацелено именно на него. Творчество в собственном смысле слова реализуется в эстетическом отношении к действительности, которое выражается в способности воспринимать и ценить прекрасное. Эстетическое восприятие воспитывается, формируется и образовывается вместе с духовным развитием человека. Оно не столько отражает действительность и жизнь человека, сколько выражает его чаяния и идеалы. Оно - не пассивно, ибо его сущность - в созидании нового. В этом его отличие от науки, которая открывает законы природы, в то время как искусство творит прекрасное и возвышенное. Хотя творчество присуще и науке. Итак, творчество в точном смысле слова реализуется именно в искусстве, ибо только в нем оно освобождается от внешних и предзаданных целей, но стремится выразить красоту, идею и смысл как таковые. Искусство призвано реализовывать исключительно духовные запросы человека, а не его материальные и иные потребности. Строя дом, человек ставит своей целью его крепость, сохранение тепла, удобство и т.д., а, создавая храм, он, прежде всего, заботится о его величии и красоте. В идеале все формы человеческого труда должны приближаться к творчеству в искусстве, ибо, созидая красоту и живя в мире красоты, человек очищает и совершенствует свою душу. Нельзя духовную сферу человека и общества рассматривать по аналогии с материальной, которая несамодостаточна и реализует телесные потребности человека. Строительства, например, не может быть и не должно быть ради строительства, а ради нужд человека. Совсем иначе в духовной сфере, ибо она уже изначально в человеке и для человека, поэтому, чем более она автономна, тем в большей степени она служит человеку и обществу. В этой связи лозунг "искусство для народа" равносилен его уничтожению. Не зря он господствовал в тоталитарных режимах и идеологизированных обществах. На деле искусство в этом случае превращается в служебный механизм власти, которая стремится использовать его по своему назначению, - для самообоснования и самоподдержания властвования. В этом случае истинное искусство подавляется, а легальное - вырождается. В итоге получается все наоборот: когда мы говорим "искусство ради искусства", то призываем его к развертыванию собственных потенций, а людей искусства - к самореализации. Потому только в этом случае мы действительно обретаем "искусство для народа". Если же начинать с лозунга "искусство для народа", то уничтожается внутренний творческий побудительный мотив, и в итоге не оказывается искусства, и тем более оно не служит народу, а служит тоталитарной власти, превращается в "искусство для власти". "Плохо" искусству не только в тоталитарных режимах, где оно вынуждено пробивать себе дорогу как трава сквозь асфальт - вопреки власти и господствующей идеологии, подвергаясь насилию и жестокой цензуре. Плохо ему и в условиях рыночной экономики, которая никак не заинтересована в его развитии и процветании. Если бесценные произведения искусства становятся предметом купли-продажи, то бизнес обращает на него внимание, гонясь за прибылью и престижем. Лишь в условиях социального государства искусство способно поддерживаться и достойно развиваться. Необходимо также отметить, что истинное искусство всегда элитарно. Это совсем не значит, что произведения искусства могут создавать лишь избранные натуры (Шопенгауэр), так же, как и понимать его. Совершенно нет! Истинное искусство, так же как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех. Духовная истина не может быть скрываема, превращаться в секрет, и не носит избирательный характер. Она доступна всем, однако не все хотят к ней приобщаться. Искусство - это подарок духа. Оно дарится и должно дариться всем и каждому бесплатно и безвозмездно. Но человек настолько искажен и испорчен, что не хочет, не готов принять этот дар. В созидающую искусство и его понимающую элиту, поэтому, приходят лишь те, кто хочет ! Приобщение к духовности - дело добровольное. Но человек бежит от свободы (Э. Фромм), ибо она несет с собой ответственность; убегает от красоты, ибо она обнаруживает его безобразие; прячется от веры, ибо она вскрывает его несовершенство и противоположность духовному идеалу; не стремится мыслить и философствовать, ибо это трудно; избегает истины, ибо она открывает ложь его существования. Существуют разные версии соотношения природы и искусства. Так, Кант полагал, что "красота в природе - это прекрасная вещь", а "красота в искусстве - прекрасное представление о вещи". Таким образом, он сводил искусство к подражанию. Шеллинг и немецкие романтики, напротив, ставили искусство выше природы. Однако в трактовке гения их взгляды схожи. Кант писал, что гений "дает искусству правила", "гений - любимец природы". О природе творчества гения Кант говорит следующее: "Гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает свое произведение - он дает правила подобно природе; поэтому создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи, и не в его власти произвольно или планомерно придумать их и сообщить другим в таких предписаниях, которые позволили бы им создавать подобные произведения". Всему тому, что изложил великий ум Ньютона можно научиться, "но невозможно научиться вдохновенно создавать поэтические произведения". В науке - достаточно таланта, в искусстве - требуется гений. Это не означает, конечно, что в науке нет гениев. Просто гений избыточен для науки, или он превращает науку в философию и искусство. Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т.е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме. Только философия находит для идеального идеальную форму - понятие. Когда художник выражает духовную идею в материальной форме, происходит неизбежное ее отчуждение, овнешнение и огрубление, замысел никогда не соответствует реализации. В отличие от Гегеля Шеллинг полагал, что "философия в качестве философии никогда не может быть общезначимой... Абсолютная объективность дана одному искусству. Можно смело утверждать: лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратится в философию; придайте философии объективность, и она перестанет быть философией и превратится в искусство. Философия достигает, правда, наивысшего, но она приводит к этой точке как бы частицу человека. Искусство же приводит туда, а именно к познанию наивысшего, всего человека , каков он есть, и на этом основано извечное своеобразие искусства и даруемое им чудо". Таким образом, в том, в чем Гегель видит недостаток искусства, Шеллинг, создатель "Философии искусства", видит достоинство, потому что именно благодаря своей чувственной форме искусство становится общедоступным и увеличивается его энергия воздействия на человека. Это таинство искусства каждый ощущает на себе: просмотрев глубокий кинофильм или будучи завороженными живописным полотном, музыкальным или художественным произведением, мы вдруг открываем для себя новый смысл, новое видение. Это состояние настолько удивительно и восхитительно, что оставляет о себе глубокую память. Так происходит катарсис - очищение, которое дарует искусство. В целом искусства разделяют на пространственные (архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика)) и временные (литература, театр, танец, кино и телевидение). Наряду с музыкой особо высоко ценится в философии поэзия. Поэты тоже философы, только используют они для выражения духовного не идеи, а словесные символы. Они, как и философы, истинные создатели языка. Духовное - это творчество во всем, а философия и вера - поэзия духа. Бердяев определяет философию как "искусство познания в свободе через творчество идей..." . Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что "красота спасет мир".

    Создаваемое народом художественное искусство , фольклор, художественная творческая деятельность народных масс, бытующая в народе поэзия, музыка, театр , танец, декоративно-прикладное и изобразительное искусство , . Орудия труда, прошедшие художественную обработку, ткани и одежда , лубок, игрушки, предметы интерьера и домашняя утварь. Наиболее важные художественно-технологические процессы народного творчества – ткачество, гончарство, вышивка , декоративная роспись , резьба , литье, ковка , чеканка , гравирование и пр.

    Народное декоративно-прикладное искусство и зодчество имеют не только духовное значение, но и материальное приложение. Отсюда синтез эстетической и практической функций, технической изобретательности и воображения. Создание и оформление предметной среды и наделение эстетическим выражением трудовых процессов, бытового уклада, cемейных и календарных обрядов – неотъемлемая составляющая медленно изменяющегося уклада народной жизни.

    В отдельных моментах можно проследить специфику быта и труда, культуры и религиозных воззрений, восходящих к бронзовому веку и неолиту. Народному творчеству не свойственны резкие изменения художественных стилей. В ходе его развития появляются новые мотивы, но прежде всего изменяется уровень стилизации и характер понимания старых мотивов.

    Зародившийся в древние времена орнамент является наиболее общим элементом. Он помогает синтезировать композицию, связан с ощущением предмета, с техническим исполнением, восприятием пластической формы и натуральной красоты предмета.

    Произведения народного творчества наших дней выполняют преимущественно декоративную функцию и распространяются как сувениры, которые дают возможность выявить своеобразие народной культуры разных местностей. Изделия народных промыслов наделены чертами народной традиции и вносят черты духовности в нашу стандартизированную среду, созданную с помощью промышленных средств. Народные ремесла выполняют важную функцию и в экономическом развитии развивающихся стран.

    В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов , силой творческого обобщения.

    Богатейшие образы , темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество ) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

    Коллективность народного творчества , составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции , оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.

    Характерно для всех видов народного творчества , что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию, важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

    К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр , декоративное искусство ; в народном жилище архитектура , резьба , роспись, керамика , вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение.

    Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа. С социальным развитием человечества, с формированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное "высокое", "учёное" искусство .

    Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художественный уровень народного искусства . К тому же народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

    Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народного творчества на всё мировое искусство , о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М.И. Глинки и М.П. Мусоргского. В свою очередь народное творчество многое восприняло от "высокого" искусства , что нашло многообразное выражение - от классических фронтонов на крестьянских избах до народных песен на слова великих поэтов. Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.

    Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

    Конспект лекций

    (на правах рукописи)

    Абакан


    РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.

    Понятие и сущность народного художественного творчества.

    Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

    В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

    Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

    1. Устное народное творчество (фольклор).

    Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

    Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

    Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

    Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

    2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора - песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

    Календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

    Полевые работы (покосные, жатвенные песни);

    Рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

    Смерть (похоронные плачи-причитания).

    3. Народный театр - театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

    Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

    Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

    Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

    5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

    В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

    Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище - архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

    Современное народное художественное творчество представлено формами:

    Любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

    Художественная самодеятельность - форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

    Народные промыслы - это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

    Народное художественное творчество - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

    Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)

    Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

    Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

    А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

    1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

    2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

    3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

    4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

    5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор - овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

    6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

    7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

    8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изна­чальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

    Творческая деятельность – созидательная деятельность человека в сфере науки, литературы, искусства, в результате которой создается новое произведение.

    Фольклор (от англ. Folklore – «народная мудрость») народное (чаще устное) творчество, воплощенная в произведении искусства творческая коллективная деятельность людей, являющаяся специфическим отражением их жизни, идеалов, событий.

    Одной из важных тенденций, которая достаточно четко прослеживается в развитии художественного творчества на протяжении многих столетий – все возрастающая сила личностного авторского начала. Несмотря на то, что индивидуальное начало присуще любому творчеству, в фольклоре оно сильно приглушено. Фольклор – это выражение народного творчества, художественно-коллективное творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемое самим народом и бытующее в народных массах. Это может быть – поэзия, музыка, танец, изобразительное и прикладное искусство. Как правило, фольклорные произведения распространялись посредством языка, устного изложения, что и стало традиционным для этого вида искусства. Чаще всего фольклор представлен в виде песен, былин, сказаний, отражающих ход жизни людей: труд и отдых, горе и радость, отдельные события и исторические, ритуалы и т.п. Безусловно, у фольклорных произведений были свои авторы, однако, их установление сегодня затруднено. Корни фольклора – в истории, в языческих верованиях (Древняя Русь). После того, как на Руси было принято христианство, тексты произведений подверглись изменениям, но сохранилась древняя мелодическая форма. Песни традиционно отражали события жизни людей и общества, воспевали подвиги и выдающихся личностей.

    Кроме песен, популярны были и различные сказания, сказки. Их делили на волшебные (где среди объектов встречаются волшебные предметы: ковры-самолеты, скатерти-самобранки, сапоги-скороходы, свидетельствующие о языческом колдовстве и мечте людей о создании вещей, облегчающих тяготы жизни) и сатирические, имевшие нравоучительный характер, описывающие современные конфликты, вскрывающие политические противоречия (этот вид творчества впоследствии был широко использован профессиональными литераторами).

    Индивидуальное же начало в древней культуре сказывалось, главным образом, в исполнении, авторы фольклорных произведений, как правило, оставались неизвестными. Это, по мнению исследователей, было связано с отсутствием желания в самовыражении людьми средствами искусства, субъективное авторское видение не превалировало в культуре. А общественное, коллективное приобретало сакральное значение, художнику необходимо было выразить всеобщие замыслы, придав им идеальное представление. Господство мифологии и религиозное сознание приводило древнего автора к убеждению, что истинным создателем произведения является социальное духовное начало или Бог.

    Будучи синтетическим явлением, искусство с древних времен воспринималось как средство воспитания, способное также доставить человеку специфическое духовное удовольствие, находящееся за пределами его возможностей и природы.

    Личностное самосознание автора формируется постепенно в результате развития коллективной трудовой деятельности, выделения своего «Я» из коллективного «Мы», возникновения и формирования философии, формирования нравственности и социальных отношений, укрепления государственности и т.д.

    Своего максимума личностное начало достигло в современном развитии искусства, в котором световое излучение личности автора придает неповторимое своеобразие художественному произведению. В связи с этим все большее значение приобретает личность автора, сила его таланта, масштабность мышления, способность глубинно проникать в суть процессов, происходящих в обществе, а также знание внутреннего мира человека. Важнейшее свойство автора сегодня – это умение сказать что-то новое, неизвестное другим людям или до сих пор не сформулированное ими, раскрыть новую сущность того или иного явления.

    Талант истинного художественного творчества заключается в понимании диалектики развития человеческого общества, с осознанием тех высоких целей, во имя которых призван жить человек. Знание современности связано у автора с осмыслением перспектив на будущее, с вечным стремлением познать сущность.

    Тенденция в возрастании авторского начала живописно проявила себя уже на ранних стадиях развития кинематографа и телевидения. Одним из ярких представителей того времени был Чарли Спенсер Чаплин, актер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, кинокомпозитор, обладатель премии «Оскар», основатель киностудии United Artists. Произведения Чаплина – своеобразное зеркало, отражающее его многогранный талант, это был один из самых творчески разносторонних и влиятельных персон периода немого кино.

    Все более интенсивный характер приобретает развитие авторского кино в наше время. Творчество и созидание все больше подчиняется авторскому замыслу, и экранные произведения отражают индивидуальность их авторов.

    В авторском кинематографе творчество автора и режиссера становится единым процессом, где рождение замысла, написание сценария, съемки, осуществляются под единым мнением. Такое единоличное авторство позволяет максимально точно и полно донести до зрителя творческий взгляд создателя произведения, его взгляда на мир, его видение явлений действительности.

    Важнейшей особенностью автора-режиссера является умение создать в своем воображении будущий фильм, свободно и легко оперировать звукозрительными образами. Автор фильма должен на протяжении всего творческого процесса держать воображаемую картинку. Режиссер обязан чувствовать весь ритм картины, ее общий классический и ритмический замысел, эмоциональный настрой, атмосферу и т.д.

    Режиссеры – один из первых и наиболее распространенных сегодня представителей экранной культуры.

    Экранная культура.

    Экранная культура – вид массовой культуры, произведения которой воспроизводятся на специальном техническом средстве - экране и вне его не воспринимаются. Виды экранной культуры: кино, телевидение, видео, компьютерные изображения, Интернет и т.п.

    Экран – (от фр. еcran – ширма) – поверхность, на которую проецируется изображение, а также устройство, предназначенное для воспроизведения изображения.

    Кинематограф – сфера деятельности людей, заключающаяся первоначально в создании при помощи технических устройств движущихся изображений, впоследствии сопровождаемых звуком.

    Интернет – система всемирного объединения компьютерных систем и сетей, образующих специфическое информационное и техническое пространство, имеющая широчайшее распространение и применение.

    Мультимедиа – взаимодействие аудиовизуальных эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения при непосредственном использовании технических, электронных и программных средств, воспроизводящих образы в цифровом представлении, отличается необычайной распространенностью и применимостью.

    Появление экранной культуры в конце 19 века первоначально было связано только с кинематографом, который мог возникнуть лишь на определенном уровне культурного и технического развития цивилизации. Важнейшей особенностью кинематографа, помимо технической обусловленности, является ориентированность на широкую аудиторию, массовое воздействие. Связь социальных, технических, культурных условий – основное качество зарождающегося кинематографа. Кинематограф явился новой формой реальности, отличной от театральных представлений. В то же время и реалии кинематографа способствовали трансформации реалий действительности, неощутимо привнося в нее вымышленные, искусственные, виртуальные образы.

    Таким образом, зарождение кинематографа, а впоследствии и экранной культуры, привело к возникновению нового вида коммуникативного взаимодействия, новым возможностям влияния на массовое и индивидуальное сознание.

    Следующим после кинематографа огромным достижением экранной культуры стало телевидение, обладающего бóльшими коммуникативными возможностями, среди которых выделим: практически повсеместная распространенность, временнáя доступность, комфортность условий восприятия, репортажность и документальность, масштабность охвата интересов и предпочтений, дифференцированность. То есть можно наблюдать соединение множества средств массовой информации и культуры в одном явлении.

    Продолжением развития экранной культуры можно признать зарождение и уверенное распространение компьютерной культуры, сочетающей в себе элементы всех видов как экранной, так и иной культуры. Происходит нерушимое взаимное их воздействие и взаимодействие, с достаточно мощным влиянием практически неограниченного ни пространственными, ни временными рамками социума. Участники этого вида коммуникативного взаимодействия одновременно могут принимать на себя различные роли (зрителя, слушателя, модератора, режиссера и т.п., то есть активного коммуникатора), что определенно влечет достаточно сильное эмоциональное воздействие на человека. Существуют вполне справедливые опасения о пользе такого вовлечения в виртуальный мир, возникновении зависимости, эмоциональной перегруженности, что может привести к личностным нарушениям. Справедливости ради следует отметить, что и первые фильмы также производили сильное впечатление на зрителей, воздействовали на их эмоциональную сферу. Это явление сохраняется в несколько измененном виде до сегодняшнего дня. Ведь именно обращение к эмоциональной сфере и есть во многом цель и призвание любого искусства.

    Можно с уверенностью предположить, что дальнейшее существование экранной культуры будет сопровождаться неизбежным взаимодействием ее элементов. Объекты и произведения экранной культуры, являющиеся по сути симулякрами (то есть копиями без оригинала), артефактами при помощи современных цифровых средств получает практически идеальное разрешение, в которое аудитория верит практически безгранично. Но, в то же время, эта аудитория способна создавать и свои виртуальные миры и выступать одним из важнейших элементов всеобщей коммуникации. И в этом мозаичном переплетении звеньев экранной культуры заключается суть новой коммуникационной парадигмы, внедряющейся в традиционные формы взаимодействия. Однако следует постоянно учитывать фактор искаженной реальности, мифологизированности объектов этой культуры, тотально проникающих и в реальное измерение, манипулирующих созданием людей. Измененная реальность трансформирует подсознание, деформируя личность и общество. Это реальные вопросы, на которые цивилизация должна найти адекватные ответы.

    Какова же роль продюсера в данной ситуации. Каковы его цели? Как предприниматель, под началом которого осуществляют свою творческую и производственную деятельность значительные трудовые ресурсы, коллективы, он должен заботиться о коммерческой выгоде создаваемых проектов. Это возможно, если продукт будет реализован на рынке с максимальной эффективностью. Но деятельность продюсера не заканчивается с завершением производства, а продолжается в стадии пост-продакшн, суть которого в том числе в манипулировании общественным и личным сознанием с целью наиболее выгодной реализации проекта. Продюсер должен в своей деятельности также принимать во внимание общечеловеческие ценности, быть ответственным за культурное воздействие на миллионы зрителей, за их нравственное, духовное развитие. Таким образом, порой перед продюсером стоят трудноразрешимые задачи, поистине мировые проблемы. И от того каким образом, какими средствами, с какими результатами продюсер будет преодолевать эти трудности, во многом зависит и его дальнейшая деятельность, и творчество коллектива, и производственная сфера, и экономика, политика, и культура в целом. Поэтому, помимо доскональных знаний в сфере кинопроизводства, кинобизнеса, продюсер должен обладать высоким уровнем общечеловеческой культуры и быть ответственным за результаты собственного труда и деятельности коллектива. В этом должно быть прежде всего заинтересовано общество и государство, как выразитель общественных интересов.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры