Нравственные испытания героев м а булгакова. Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита

Главная / Бывшие

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Проблема нравственного выбора героев

(по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Цели:

    • выделить главные идеи романа;

      задуматься об ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе.

Эпиграфы:

Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом.

С. Златоуст

Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость.

А. И. Куприн

План

1. Вступление. Тема ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. История создания романа.

2. Проблема нравственного выбора героев М. А. Булгакова.

Понтий Пилат как обвинитель и как жертва. Тема совести и покаяния.

Тема истины (Иешуа). Проблема нравственного выбора.

Проблема творчества и судьбы художника. Судьба одаренной личности в тоталитарном государстве.

Трагическая любовь героев романа. Конфликт с окружающей пошлостью.

Тема свободы (образ Маргариты).

3. Заключение. Вечные ценности, которые утверждает автор романа.

Вступление

Я думаю, ни для кого из нас не является секретом, что на жизненном пути каждого человека встречается очень много преград, решить и понять которые подчас очень трудно одному. И возможно, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь книга- это потайная лестница, ведущая нас к душе автора, его миропониманию, мировоззрению. Вот и сейчас я нахожусь на том жизненном перекрестке, когда нужен попутчик и советчик, который помог бы мне выбрать правильный путь. А поставили меня в столь затруднительное положение, на первый взгляд, очень простые понятия: противостояние добра и зла, совесть, истина, любовь. И себе в попутчики я выбрала Михаила Булгакова, а точнее, его роман, “ Мастер и Маргарита”.

Писателя уже давно нет, а мы до сих пор разговариваем с ним, перечитываем полюбившиеся страницы романа. Именно в нем талант мастера раскрывается во всей его прелести. В нем Булгаков весь: его сокровенные, в страдании найденные мысли, полет фантазии, чувства, поиск. Этот роман - его жизнь, его любимое дитя, его будущее. Попробуйте, по мере моего повествования, почувствовать то, что чувствовала я, читая роман. Пройти по той тропинке, по которой шла я, для того чтобы понять и разобраться в истинных ценностях жизни. Для этого еще раз прочитать страницы романа. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем часто обращаться к этой книге жизни, открывая и прочитывая между строк много нового.

Но не будем задерживаться и отправимся в путь!

История создания романа

Около 12 лет Булгаков работал над романом “ Мастер и Маргарита”. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Первоначально его работа над романом о дьяволе и Христе называлась “ Инженер с копытом”. Первые его наброски были сделаны писателем еще в 1928, начале 1929. Остановили тогда Булгакова мартовские события 29- го- запрет всех его сочинений. Перед тем, как написать письмо правительству, он уничтожил эти наброски. В 1931 возобновил работу. В следующем году продолжил. Потом года на полтора она прервалась. В 1934 году, вновь вернувшись к роману, Булгаков завершил первый его черновой вариант. И уже по крайней мере на три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 году он в очередной раз вернулся к роману “ Инженер с копытом”, который теперь стал именоваться “ Мастер и Маргарита”, чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Чистовой вариант его был завершен в 1938 году, но и после этого писатель многое в нем перестраивал, дополнял и шлифовал. Все, что пережил Булгаков на своем веку, - и счастливого, и тяжелого, все свои главные мысли и откровения, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение необыкновенное. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни. Оттого и читается роман взахлеб, особенно когда “ входишь” в него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, не притормаживая себя скептическими вопросами. И лишь в этом случае можешь ощутить силу света, идущего от легендарного бродячего философа Иешуа Га - Ноцри. И заразиться утопительным чувством свободы, которым охвачена Маргарита, невидимкой парящая над землей, по пути на Великий бал Сатаны. И почувствовать поистине сатанинскую красоту и таинственность лунных ночей. И осознать убожество того быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра. И вдруг испытать вместе с Мастером страх, которым он заболел, вышел к людям со своим светлым и мудрым творением и был встречен не поддающимся объяснению злобой и яростью. И вместе с озорными ассистентами Волланда позабавиться над “ подведомственными” Сатане бюрократами и чинодралами. И только в этом случае впечатление от чтения остается невыразимое: каким- то новым, невиданным светом освещает роман окружающую жизнь и как бы поднимает над нею, открывая вдруг новые горизонты в своем представлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии единоличной власти над людьми, о реальном и нереальном. И все же можно ли указать нечто такое, что лежит в основе сюжета “ Мастера и Маргариты” и служит как бы ключом ко всему содержанию романа? Универсального ключа, пожалуй, нет. Но вот один из возможных, который просится в руки, а главное, способен побудить читателя к самостоятельному поиску все новых ключей - и философских, и нравственных, и политических. Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы - во всех проявлениях.

Тема совести и покаяния (образ Понтия Пилата)

Уже в первой из ершалаимских глав лицом к лицу сходятся два этих состояния: Иешуа Га - Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смертной казни, и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Понтий Пилат предстает перед нами грозным, жестоким властителем “ в белом плаще с кровавым подбоем” (белый на красном - символ двойственности его деяний, за которыми часто тянется кровавый след), “ свирепым чудовищем”, как называют его в Ершалаиме. Образ Понтия Пилата - самый сложный и, как мне кажется, центральный образ в романе. Поэтому две из четырех “ евангельских” глав посвящены Понтию Пилату - государственному деятелю, опытному и тонкому политику. И суть той драмы, на которую он оказывается, обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Когда- то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, ещё чем – то необычным, он предпочитает последнее. Правда, тут не только вина его, но и беда. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. Но неужели бесстрашный на поле боя всадник Золотоё копьё – в самом деле, трус? И от чего Булгаков так настаивает на этом обвинении? “ Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,” – слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. “ Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!” – неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Почему же обычная сдержанность изменила здесь Булгакову и заставила его,нарушив условность рассказа, внести личный приговор своему герою! Прокуратор не хотел зла Иешуа, трусость привела его к жестокости и предательству. Иешуа не может его осудить – для него все люди добры. Но Булгаков осуждает без пощады и снисхождения, осуждает потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы споспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Понтий Пилат для Булгакова – не просто трус, фарисей и отступник. Его образ драматичен, он и обвинитель, и жертва. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит

“ Погиб!”, а затем: “ Погибли!”. Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

И как ни обманывает себя Понтий Пилат, как ни старается преувеличить значение своей расправы над Иудой, ему, в конце концов, становится ясно, что “ сегодня днем он что – то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими – то мелкими и ничтожными, а главное, запоздалыми действиями. Обман же самого себя заключается в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утерянный приговор. Но это очень плохо удавалось прокуратору. Да, отмечаем мы, совесть ещё жила в этом человеке. Но, несмотря на это, он идет на компромисс с властью и деспотизмом, представляя собой карающий меч этой власти. Он не может разобраться в себе и выбрать, что первично, а что вторично в его жизни. Человек с “ двойным дном”, как, впрочем, и многие в нашей жизни. И, наверное, поэтому Понтий Пилат является вечным образом в литературе. Но всё же существуют ли какие – нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатство?

Тема истины (образ Иешуа)

Неужели в этом мире живут одни Понтии Пилаты? Конечно же, нет, утверждает автор, и поэтому в густонаселённом булгаковском мире читатель встречает ещё одного героя – Иешуа Га - Ноцри, о котором в дальнейшем будет сказано: он человек веры, символ свободы. Многие будут говорить о нём как о Христе. Но Иешуа, в изображении Мастера, нисколько не похож на явление потустороннее, на сына Божьего. Он - обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идеи добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается, прежде всего, его многомерность: как антитеза государственным законом, не впадает в отчаяние даже тогда, когда самый верный ученик Левий Матвей, записывая за ним его проповеди, всё извращает и путает. Иешуа – человек мысли, независимой от сословных и религиозных догм, он живёт “ своим умом”. Он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. Несмотря ни на что он остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Нет, он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы остаться в живых, он не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Именно Иешуа открывает Пилату, что тот не свободен, и делает это не силой каких- либо убеждений, а собственным примером. Он и прокуратор подобны двум противоположным полюсам. Иешуа не отступает от принципов и, в отличие от Понтия Пилата, идёт на плаху за свои убеждения. Но в то же время при всей своей внешней человеческой обыкновенности, он необыкновенен внутренне. Хотя и в этом смысле в нём нет ничего более сверхъестественного, чем в любом отмеченном печатью гения человеке. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их не повёл. Случается неслыханное: сборщик податей, наслушавшись его речей, “стал смягчаться… наконец, бросил деньги на дорогу” и пошёл сопровождать его, как верный пёс. У Пилата он одними лишь мелкими сочувственными словами снимает чудовищную головную боль. Сила его слова такова, что прокуратор, уже опасаясь её, приказывает, “ чтобы команда тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чём бы то ни было разговаривать с Иешуа, или отвечать на какие либо его вопросы? Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убеждённости, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у большинства московских персонажей булгаковского романа, - в абсолютной независимости его разума и духа. Ему неведомы оковы тех догм, условностей, стереотипов мышления и поведения, которыми связаны по рукам и ногам все окружающие.

Я полагаю, чтобы создать образ такого героя, Мастер сам должен был обладать хотя бы некоторыми его качествами. Он и обладает. Правда, терпимость Иешуа и его безграничная доброта ему несвойственны. Он может быть строгим, гневным и даже злым.

Проблема творчества и судьбы художника

Не мудрено, что, впервые попав в мир литературы, автор вспоминает потом о нём “с ужасом”. В нём кипит ненависть к Лапшенникову, Ариману и Латунскому. Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной сфере, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов. Он мало похож на праведника, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе “в свет”, а придумывает для него особую судьбу, награждая его “покоем”?

Но книга должна пережить своего создателя – ведь “рукописи не горят”. И хотя главный враг Мастера – Латунский – куда ничтожнее и мельче Понтия Пилата, гонителя Иешуа, а сама проблема, будучи перенесена в близкую современность, решается Булгаковым в ином, более частном и скромном плане. Мы различим в рассказе о судьбе Мастера пульсацию знакомой мысли: подлинная духовная сила неизбежно одолеет и докажет свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера ещё прочтут люди, а Латунский получит по заслугам от потомства: его имя будет окружено подозрением.

Тема свободы (образ Маргариты)

Утешительность этой веры в будущее не заглушает, впрочем, бед и тревог настоящего. И пока справедливость не пришла, пока не настал её срок, что может поддержать уставшего, ослабленного Мастера? Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер – не герой, он – лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. Подвиг совершает Маргарита. В отличие от гётевской Маргариты, своей литературной предшественницы, она умеет бороться. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх и побеждает обстоятельства.

До встречи с Мастером у неё было всё, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги… Словом… Она была счастлива?

Ни одной минуты! “Ей не нужен был особняк, ни отдельный сад, ни деньги, ей нужен был он, Мастер”.

Она “угадала” его среди тысячи людей. Так же, как он угадал её. И сейчас ей очень тяжко на душе без него, без его любви. Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой, и она совершает своё весёлое путешествие на метле по Арбату. Летя над электрическими проводами и вывесками нефтелавок, она чувствует себя теперь в силах осуществить всё то, что прежде казалось несбыточным. Если она и не отравляет Латунского, как обещала, то, по крайней мере, произвела чудовищный разгром в его фешенебельной квартире. Если ей и не удалось спасти Мастера, то, во всяком случае, на весеннем балу полнолуния он был возвращён ей, и вновь чудесным образом воскресла сожжённая рукопись.

Так пусть хотя бы в сказочном, фантастическом сне, Маргарита восстановила нарушенную справедливость, доказала свою “настоящую, вечную, верную любовь” какую обещал показать нам автор. Но тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого любит, говорится в книге. И Маргарита делит учесть Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Некоторые критики упрекают Маргариту за её конформизм, сделку с дьяволом. Но верно ли это? Ведь самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу, ей помогает даже случай, и “ведомство” Воланда служит ей.

Поведение главных романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору.

Для Мастера – это идеал творчества, установление исторической истины. Для Маргариты – талант веры, любовь, ради которой она готова заложить свою душу дьяволу. И за все трудности, с которыми им приходится бороться в конце романа, они будут вознаграждены вечным покоем.

Заключение

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай – то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи…” – безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Для Берлиоза, главы МАССОЛИТА, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества.Я считаю, что “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда, и каждый раз можно увидеть что- то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нём, волнуют людей всех поколений.Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективно оценить что- либо невозможно. На разных этапах я в чём- то соглашалась с Булгаковым, в чём- то – нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начну читать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по- другому. И в переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Литература

    1. В. Г. Бобрыкин “Литература в школе” 1991 год.

      В. Я. Лакшин “О Доме и бездомье”.

      Публикация и статья М. Чудаковой.

      В. А. Доманский “Только человек ответственен за добро и зло”.

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.

Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.

В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.


Что такое нравственный выбор? Как часто мы стоим перед ним? Над этими вопросами мне хотелось бы порассуждать в своем сочинении.

Нравственный выбор, я считаю, это поведение человека, его поступки, то, что зависит от моральных ценностей индивида. Мы каждый день, так или иначе, сталкиваемся с проблемой выбора. Например: разбив вазу, мы можем переложить вину на младшего брата или сестру, а можем признаться в содеянном сами. Обратимся к ситуации с тонущим человеком. Мы вновь оказываемся на перепутье: помочь или пройти мимо? В любом случае выбор зависит от личных качеств каждого из нас.

Проблема нравственного выбора неоднократно затрагивалась в художественной литературе. Примером этому может являться роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения неоднократно ставит своих героев перед выбором. В такой ситуации оказалась и Маргарита. Героиня - молодая, красивая, светлая женщина.

Выйдя замуж за обеспеченного человека, она понимает, что жизнь ее бессмысленна и пуста. Несмотря на искреннюю и чистую любовь мужа, в браке она счастья не обрела. Ей не нужны драгоценности, особняки, прислуги. На мой взгляд, она хотела лишь любить и быть любимой. Поэтому, встреча с Мастером перевернула жизнь Маргариты. Она понимает, что уйти от мужа без объяснений будет неправильно и решается на разговор с ним. Таким образом, героиня делает выбор в пользу любви, несмотря на то, что причиняет боль, любящему ее человеку.

Так же, Маргарита, разгромив квартиру критика Латунского, вновь оказывается перед выбором: улететь или успокоить, проснувшегося в соседней квартире, малыша. Став «ведьмой», героиня не утрачивает таких важных качеств, как жалость, милосердие, доброта, нежность. Этот эпизод, в очередной раз доказывает тот факт, что совершая поступки, не стоит забывать о тех чувствах, которые могут возникнуть.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в какой ситуации не оказался бы человек, он сумел бы сделать правильный нравственный выбор. Также следует задумываться над тем, к каким последствиям он может привести.

Обновлено: 2017-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мы вас испытывали,— ска-зал

Воланд,— никогда и ничего не

просите! Никогда и ничего, и в

особенности у тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами все

М. Булгаков

В недавнем советском прошлом все у молодых лю-дей было заранее предрешено: школа, получение спе-циальности, работа до пенсии... Казалось бы, ни о ка-ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа-лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще-ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде-лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы-вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан-жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму-щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы-ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом-ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар-ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена-долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви-лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг-равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты-сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро-сил свою комнату.... и нанял у застройщика, в переул-ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи-нять роман о Понтии Пилате...» Встретив свою лю-бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте-ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы-тал на себе все гонения общественности, он стал вра-гом и будущее для него было определено. В него все-лился страх, он возненавидел свой роман — он забо-лел.

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска-ла... Она сразу поняла, что встретила своего единст-венного, и мир перестал существовать без него. Те-перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто-рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си-туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж-да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас-тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи-ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони-мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро-ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж-ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са-мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб-сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер-шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот-кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка-ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не-стерпимую тоску...» Понтии Пилат старается испра-вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре-чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со-ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про-мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва-ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще-ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка-ждому человеку рано или поздно приходится опреде-литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры