О чем думал перед сражением князь Андрей? Осознание бессмысленности "государственной деятельности".

Главная / Бывшие

У меня осталась масса впечатлений. В данном романе затронуты многие темы: жизнь в годы войны, взаимоотношения между людьми и любовь, поиски себя и своего смысл жизни героями. Последнее можно хорошо проследить на промежутке жизни, описанном в романе, князя Андрея Болконского.

Андрей Болконский – один из важнейших героев произведения, сын Н.А. Болконского. Впервые мы знакомимся с ним в самом начале романа.

Болконский показан как человек, которому чуждо светское общество, интриги, корыстные цели и пустые разговоры. Его легко узнать среди гостей в салоне А.П. Шерер. Интерес к Андрею появляется, наверное, тогда, когда начинаешь вникать в историю его жизни.

Болконский – человек, который настойчиво и целеустремленно ищет смысл жизни. Все вокруг не вызывает у него радости и поэтому Андрей стремится достичь идеалов, которые сам себе поставил: женился на Лизе, ведь она всегда казалась ему совершенством, но после некоторого времени, прожитого вместе, он перестал видеть в ней прежнее очарование, теперь Лиза казалась Андрею обычной и он, даже не замечая, стал относиться к ней по-другому, холоднее. Болконский всегда мечтал о славе, хотел совершить какой-либо подвиг, поэтому и,поступив на службу, кардинально меняет свою жизнь.

Там Андрей исполнил свое желание: во время Аустерлицкого сражения он бежал впереди всех неся знамя в руках. Оценил это даже Наполеон , на которого князь всегда старался равняться, словами « вот прекрасная смерть». Но теперь все это уже не казалось Андрею таким непостижимым и высоким, это уже вовсе не было для него подвигом. Получив смертельное ранение, Болконскому открылось глубокое понимание, что война – это все же страшно, ему становится жаль, что вот он – конец, ведь только теперь пришло осознание смысла жизни, однако время утеряно.

Самое романтичное в романе – это время, проведенное Болконским с Наташей Ростовой , начиная со знакомства. Наташа – тот человек, с которым Андрею суждено быть счастливым, именно она должна быть рядом с ним. К моменту знакомства с Ростовой, Андрей уже был разочарован в жизни, он перестал верить в любовь, это заметно по его мировоззрению.

Наверное, это была любовь с первого взгляда, ведь Наташе есть какая-то загадка, которую Андрей не в силах разгадать,я думаю, это его и притягивает к ней. Болконский способен любить на расстоянии, она даже испытывает некое счастье только лишь от ожидания предстоящей свадьбы, а Наташа, хоть и сильно любит князя, в силу своего возраста живет мгновениями, поэтому и влюбилась в Анатоля. Не хотелось бы судить ее строго, ведь это просто такой ее характер, она молодая девушка, ей свойственно думать о любви, да и долгое отсутствие Андрея дало о себе знать. Случай с Курагиным разрушил отношения Ростовой и Болконского, так как Андрей не смог простить ей ошибку. На данном этапе судьба разъединяет их, оставляя в душе каждого разочарование и боль.

Проанализировав все эти эпизоды из жизни Андрея, можно сделать вывод, что Болконский быстро во многом разочаровывался: в жизни, в славе и подвигах, в любви.

Таким образом, показав читателю в образе Андрея Болконского многие замечательные черты дворян тех лет, автор заканчивает его жизнь гибелью. А продолжить поиски высоких духовных ценностей и смысла жизни, которые, к сожалению, так поздно понял Андрей, суждено его другу Пьеру Безухову.

Для современного человека важен, прежде всего, разум. Именно на него мы ориентируемся, принимая важные решения. Но как быть с чувствами? Ведь и они играют определённую роль в нашей жизни. Должен ли разумный человек жить чувствами?

На одном из этапов эволюции люди отделились от животного мира. Это произошло, бесспорно, благодаря разуму. Шли годы, века, тысячелетия. Эпохи сменяли друг друга. Цивилизация не стояла на месте. Совершались открытия в науке, появлялись технические новинки, осваивались новые земли – разум двигал человечество вперёд.

Однако вряд ли наше существование было бы полноценным, если бы мы время от времени не отдавались во власть разнообразных чувств: любви и ненависти, дружбы и враждебности, радости и горя, гордости и разочарования.

У нас неодинаковый темперамент, разные характеры, непохожие судьбы. А потому и жизненные ценности наши различны. Одни люди живут исключительно разумом, всегда принимая осознанные, взвешенные решения. Другие привыкли прислушиваться лишь к голосу сердца и интуиции.

Множество примеров неодинакового, а иногда и прямо противоположного отношения к жизни мы находим в литературе.

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский).

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андчреевич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с сердцем не в ладу». От этого происходит непонимание очевидного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармонии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нуждаются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы разум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анализировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают человека, что приводит зачастую к трагедии. Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, нигилист, отрицающий все на свете, сильная личность, способная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он отрицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка избавиться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели. Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философичен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен подавлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писателя, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, воля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бесстрашием на полях сражений можно только восхищаться. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он остается на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои недостатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в результате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Белинский, считают, что разум и чувства не противопоставлены друг другу, а должны быть в равновесии, гармонии, потому что именно они составляют основу единого целого — человеческой личности.

Роман Л.Толстого «Война и мир» многопроблемный. Одной из ведущих станет проблема духовных исканий главных героев, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Первое знакомство с князем Андреем происходит в тот период его жизни, когда он принимает решение:

« Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну…,-признается он в разговоре с Пьером.- Я иду потому, что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот тот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Но чтобы попытаться выйти из того «заколдованного круга», князю Андрею понадобится вся жизнь.

Уже с первой встречи замечаешь в нем нечто, что заставляет задуматься: откуда это в нем? Почему столь внутренне груб и неблагороден по отношению к жене своей Лизе. « Из всех прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело, (а ведь она его избранница, ждет ребенка от него). А в разговоре с Пьером о своей жене он признается: « Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь, но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым». А немного позже в разговоре с княжной Марьей скажет «…Хочешь знать, счастлив ли я? Нет! Отчего это? Не знаю». Отчего такая спутанность мысли? Почему такой внутренний разлад?

А дело в том, что князя Андрея вовсе не занимают вопросы житейского счастья, его ум занимают более значимые мысли. Князь Андрей пытается найти ответ на главный свои вопрос: в чем высший смысл жизни, что есть он в мире, и что есть мир для него? Такие мысли, конечно же, могли зародиться только в голове мыслящего, передового человека, каким и был Андреи Болконский. Пьер, например, всегда удивлялся его необыкновенной памятью, начитанностью (« он все читал, все знал, обо всем имел представление»).

А вглядевшись в Андрея Болконского, можно заметить, что он и сам сознает, что по своему уму он выше гостей салона Шерер. Оттого у него, усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг и некоторое высокомерие.

Однажды в разговоре с братом княжна Марья скажет князю Андрею: « Ты всем хорош, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». И становится ясным, почему у Андрея Болконского не случилось счастья с Наташей. С ней, оказалось, нельзя быть покойным за свою честь. А Наташин принцип, «если хочешь быть счастливым, будь им — ни понять, ни принять он не мог».

Но и с той «редкой женщиной» счастья, не случилось, потому что гордость мысли и грех гордыни внушили ему, что важнее всего в жизни – быть свободным, а « …свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

Трагедия судьбы Андрея Болконского, человека, наделенного гордостью мысли – это нравственный урок, который может служить на все времена. К чему может привести человека гордость мысли? Она ведет к переоценке нравственных ценностей, превращает жизнь, похожую на спираль, настолько сложной, запутанной, противоречивой. Грех гордыни чреват тем, что порождает в человеке надменность, честолюбие, эгоизм. Гордость мысли властвует над разумом человека, калечит душу его, превращает жизнь в « заколдованный круг», выйти из которого человек бессилен.

Откуда же в этом « весьма красивом молодом человеке» столь гордости в мыслях? Объяснить можно краткой фразой: он жил, вел себя так, как сын князя Николая Болконского. «Коли тебя убьют мне, старику, будет больно…А коли узнаю, что повел себя, не как сын князя Николая Болконского, мне будет …стыдно».Был старик Болконский князем гордым, никогда не меняющим своего мнения. Он и детей своих воспитывал, пользуясь правилами только трех слов: так надо, так положено, так надлежит,- внушая им, что главное в человеке – это честь, мужское и человеческое достоинство. Все это есть и в князе Андрее: та же отцовская гордыня, та же гордость мысли.

Андрей Болконский всегда, что бы он ни делал, делал, преследуя одно желание – желание приносить пользу. С этим желанием он решает отправиться «на величайшую войну, какая только бывала». Но было у него еще и свое, сугубо — сокровенное желание, личное. Грех гордый внушает ему, что он, подобно Наполеону, которого он избрал своим кумиром, с его умом способен влиять на ход истории, что есть и у него свои Тулон. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»- вот о чем думает он перед Аустерлицем. Не наград желал Андрей Болконский – славы. Существует логика: «Не ради славы – ради жизни на земле». Но есть и другая; избранная князем Андреем. Это уже логика тщеславия, эгоизма.

О чем думает, мечтает князь Андрей. Только о себе, любимом.Всего несколько эпизодов… Вот он в беседе с отцом, как великий стратег, излагает « операционный план предполагаемой кампании».Вот он, отправленный Кутузовым курьером с письмом к австрийскому генералу, едва прикрыв глаза, думает. Чем же заняты его мысли? Мечтой о том, какое впечатление произведет он на генерала (он был уверен, что будет представлен императору.) Он подбирал слова, с которыми он обратится к нему. Но в реальности окажется все с точностью наоборот. Князь Андрей был представлен всего лишь к военному министру, который вообще первые две минуты не обращал внимание на вошедшего. Честолюбие задето.

И в то же мгновение «радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, перешло в чувство оскорбления и даже презрения. Резко меняется склад мыслей: победа в сражении представляется ему уже далеким воспоминанием. Но означает ли это, что душевные переживания взяли верх над чувством разума»? Отнюдь. По — прежнему гордость мысли внушает о его исключительности, особого его предназначения. И, узнав о прорыве французов, он решает вернуться в армию, без лишней скромности, скажет: «Еду для того, чтобы спасти армию». И накануне Шенграбенского сражения князь Андрей по- прежнему думает о своем, сугубо сокровенном: « Но где же? Как же выразится мой Тулон?» И накануне Аустерлица князь Андрей прежде всего думает о том, как он будет выглядеть в собственных глазах. « Туда- то я буду послан с бригадой или дивизией, и там- то со знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Все будет. Но не так, как внушала и представляла гордая мысль князя Андрея. Он увидит бегущих, отступающих солдат, раненого Кутузова. Услышит его слова: « Рана не здесь, а вот где!» — указывая при этом на бегущих солдат. Нет, не спасует Андрей, и, хотя не будет в нем той твердой уверенности, а, наоборот, чувствуя слезы стыда и злобы, закричит по- детски пронзительно. Голос совести позовет его вперед. И он побежит навстречу французам, пытаясь остановить отступающих солдат.
И уже не мысль о том, как он будет выглядеть в собственных глазах, а голос совести, высокое понимание воинского долга заставят вести так, как должен был вести себя сын князя Николая Болконского.

Не увидел князь Андрей, чем закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки. « Что это? Я падаю?»,- подумал он и упал на спину. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба… Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, как мы бежали… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. И самое главное — в нем самом стало тихо и торжественно.

А немного позже князь Андрей встретится и со своим «кумиром». «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герои его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…»

И начнется для князя Андрея новый этап его жизни, во внутреннем мире его начнется новая жизнь. И толчком к возрождению послужит спор с Пьером о том, что есть жизнь. Вдохнула жизнь в душу Андрея Болконского ночь, проведенная в Отрадном, юная Наташа – девочка, взволнованная красотою ночи.

Именно тогда, в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». И, пожалуй, не встреча с дубом, а земная жизнь исцеляет князя Андрея. Получив от отца имения в Богучарово, он занимается делами имения. Одно имение в триста душ крестьян перечисляет в вольные хлебопашцы, в другом — барщину заменяет оброком. В Богучарово была выписана ученая бабка для помощи родильницам, священник обучал детей крестьянских грамоте. Постепенно меняются убеждения князя Андрея: не гордые мысли о славе, о преобразовании мира, а дружеское участие, женская красота и любовь способны изменить жизнь.

Но означало ли это, что теперь душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом? Отнюдь,
все пойдет по новому кругу. И опять грех гордыни внушает ему мысль в своих возможностях влиять на эту жизнь. Как и раньше, он опять будет стремиться к идеалу и вновь сотворит себе кумира. На сей раз на смену Наполеону придет Сперанский. И Андрей Болконский едет в Петербург. «Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов».

Но поняв, что либеральные реформы Сперанского расходятся с жизнью, что деятельность его кумира решению его глобальных вопросов никак не способствует, князь Андрей порывает связи с ним.

И в очередной раз гордость мысли приводит Андрея Болконского к разочарованию.

Потом — бал. Встреча с Наташей и последовавший визит в дом Ростовых. И в сознании на какой-то миг мелькнет доселе не свойственная ему мысль: «Пока жив, надо жить и быть счастливым». И в разговоре с Пьером он признается: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить?»

Но была ли эта любовь всей душой и всем сердцем? Настоящая любовь способная на прощение. Наташа
шевельнула сердце князя Андрея. Но не более того. Он не смог понять Наташу, шестнадцатилетнюю девушку, которая вообще не терзается сложными вопросами жизни, она просто живет. Князь Андрей не может простить измену Наташи с Анатолем Курагиным. Гордость мысли нашептывает ему, что простить- это желать, чтобы другой тот, кто обидел, оскорбил, поднялся и имел право стоять. Простить падшую женщину – да, но не он и не это.

Чтобы простить Андрею Болконскому, для этого понадобилась смерть.

Новый этап жизни князя Андрея начнется с Отечественной войны 1812г. Он возвращается в армию. Сближается с солдатской массой. Солдаты называют князя Андрея не иначе, как «наш князь». Был заботлив, ласков с ними.

Отечественная война 1812г., Бородинское поле станет последней попыткой вырваться из «заколдованного круга». Судьба предопределила князю Андрею такой путь, когда его гордыня мысли, вечно колеблющаяся между добром и злом, сделала окончательный выбор лишь за мгновение до смерти. Смертельно раненый, князь Андрей встречает Наташу. И только лишь в предсмертном бреду душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом. «Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. Именно Наташу – врага любить любовью «божеской». Жизнь не смогла убедить князя Андрея. Это выпало на долю смерти.

«Глядя на Наташу, князь Андрей в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страдания, стыд, раскаянье. Он в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею». Только лишь перед смертью мысли его были направлены к ней, той, которой ему, сейчас хотелось сказать…(конечно же: «прости».)И только в этот предсмертный час пришел к князю Андрею короткий, но счастливый миг жизни, тот миг, когда « любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры