Образ арины власьевны в отцах и детях. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

Главная / Бывшие

Меню статьи:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», безусловно, давно стоит на полке классики русской литературы. Самая яркая фигура произведения – Евгений Базаров – стал не только примером для наследования, но и выразителем свободомыслия и последних идейных веяний, бушевавших в 1860-е годы среди молодежи.

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.

Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.



Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.

Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты. Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.

Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.


Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.

В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».

В романе «Отцы и дети » родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Васильевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Васильевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад.
Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение.
Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в уже далёком девятнадцатом веке, остаётся актуальным и понятным даже современному читателю, ведь в данном произведении раскрывается множество важных и основополагающих тем. Любовь и дружба, конфликты и недопонимания на почве разнящихся мировоззрений, поиск собственного места в этом мире – всё это находит своё отражение в романе. Однако одной из самых интересных с психологической точки зрения сюжетных линий являются взаимоотношения отцов и детей, которые наглядно раскрываются на примере одного из главных героев произведения – Евгения Базарова.

Евгений Васильевич Базаров с первых глав романа предстаёт перед читателями как человек рациональный, несколько циничный и ироничный, отрицающий всевозможные ценности и идеалы, попросту – нигилист. Он умён, эрудирован и с ранних лет увлечён медициной, что, безусловно, является важным аспектом в характеристике героя, не придающего значения ни культурным ценностям, ни непосредственно искусству.

Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная, не желающая задумываться о глобальных проблемах. Она сосредоточена на домоводстве и быте, вопросы науки её не занимают. Отца же Евгения, Василия Базарова, можно назвать добрым и бескорыстным человеком, всегда готовым прийти на помощь окружающим людям. Бывший врач, а ныне скромный помещик, он продолжает лечить людей, интересуется новшествами мира медицины и даже старается продемонстрировать Евгению свою компетентность в данных вопросах, правда, несколько безуспешно. И, безусловно, Василий никогда и ничего не жалел для образования сына, решившего пойти по его стопам при выборе профессии.

Невозможно и бессмысленно подвергать сомнению факт того, что Базаров-младший любит своих родителей, он сам говорит это Аркадию, своему товарищу. Однако Евгений выражает чувства не так, как его эмоциональные родители, поэтому воспринимается несколько отстранённым и сухим персонажем, не склонным к сентиментальности и чувствительности.

На мой взгляд, в романе «Отцы и дети» автор великолепно изображает человеческие характеры и особенности взаимодействия людей, действительно разных и по мировоззрению, и по темпераменту. Я полагаю, что главное в отношениях между Евгением Базаровым и его родителями искренняя и чистая любовь, а то, в какой форме она выражается и в какие слова облекается – дело второстепенное.

Несколько интересных сочинений

    Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого.

  • Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ

    Азамат – молодой горец, который стремится во всем подражать Казбичу. Вероятно Азамат избалован и ему не достает подлинной гордости и достоинства сына князя

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.

  • Правда ли, что цель и мечта – это одно и то же? «Да» - смело заявят одни. «Абсолютно нет» - помотают головой другие.

Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова. Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.

Вопрос

Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.

Ответ

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами . - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына... «Енюшка, Енюша», - раздался трепещущий женский голос . Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала , если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания ». (Гл. XX)

«- Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, - с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
- Итак, вы полагаете... - начал он.
- Я уверен, - подхватил Аркадий, - что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
- Как... как это было? - едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них .
- Вы хотите знать, как мы встретились?
- Да... и вообще...
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы - и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
- Вы меня совершенно осчастливили
, - промолвил он, не переставая улыбаться, - я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына ; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином , не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
- Он бескорыстный, честный человек, - заметил Аркадий.
- Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им , и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...» - Голос старика перервался. (Гл. XXI)

Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.

Вопрос

Что же собой представляют эти люди?

Ответ

Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».

«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату ; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, - обратился он опять к Аркадию, - да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной- то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело - сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)

«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, - начал он, - мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. - Он вздохнул. - Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
- За который ты получил Владимира? - подхватил Базаров. - Знаем, знаем... Кстати, отчего ты его не носишь?
- Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, - пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)

Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.

«- Сколько у твоего отца душ? - спросил вдруг Аркадий.
- Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
- И все двадцать две, - с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)

«- Здесь есть мужичок, он страдает иктером...
- То есть желтухой?
- Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней. Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)

Вопрос

В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?

Ответ

«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
- Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
- Да; вот я вижу у тебя - «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, - заметил Базаров.
- Мне его по знакомству старый товарищ высылает, - поспешно проговорил Василий Иванович, - но мы, например, и о френологии имеем понятие, - прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, - нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
- А в Радемахера еще верят в *** губернии? - спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
- В губернии... Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут. - Скажу тебе в утешение, - промолвил Базаров, - что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)

Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых, революционных мер.

* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.

Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.

«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать - и строго постилась; спала десять часов в сутки - и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, - а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу - и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном... Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)

Вопрос

Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Ответ

Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).

Вопрос

Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?

Ответ

«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Он будет знаменит!» (Гл. XXI).

Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.

Вопрос

Как же Базаров относится к родителям?

Ответ

Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге! Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)

Вопрос

Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?

Ответ

При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.

Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.

Вопрос

Легко ли Базарову перенести такое положение?

Ответ

Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего». Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.

Вопрос

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?

Ответ

Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное чувство».

«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры