Одно из самых очаровательных воспоминаний. Урок развития речи

Главная / Бывшие
\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок развития речи.

Тема урока: Консультация. Подготовка к написанию сочинения-рецензии.

Цели: отработка навыков выполнения тестовой работы – части А (заданий, связанных с текстом), части В и части С (сочинения-рецензии).

Ход урока:

I.Оргмомент.

II. Учитель сообщает цели и задачи урока, знакомит с планом работы.

Вариант 1. С использованием текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Вариант 2. С использованием компьютерного теста, составленного на основе текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.Ф.Искандер (237 слов)

А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

1) 9 2) 10 3) 13 4) 18

А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь

ПРИМЫКАНИЕ.

В5. Среди предложений 1 -12 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением.

Напишите номер предложения.

В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.

Для ответа на задание этой части используйте специальный банк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение-рецензию.С1.Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?Оцените речевое оформление текста: отметьте более яркие языковые средства, позволившие автору предать наслаждение, которое он испытывал в детстве от встречи с героями "Капитанской дочки", и выразить мысли, навеянные чтением истинно художественного произведения.

В течение 10 минут ученики самостоятельно выполняют задания А27-А32, В1-В8 (на ПК тесты А1-А6 и В1-В8).

По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа. Возможен режим просмотра ответов.

В ходе проверки заданий части А они не просто называют свой вариант ответа, но и обосновывают его выбор.Если задания части А проверялись "по цепочке" (ученик объяснял одно задание), то в ходе проверки части В читаются все ответы одного ученика. Затем идет обсуждение.

С чем вы не согласны? Какие задания вызвали наибольшую трудность? Насколько успешно вы выполнили работу?

Учитель, подводя итог, напоминает правила заполнения бланка ответов части А и В, правила отмены ошибочных ответов.

Рецензия:

Рассуждения о теме рецензируемого произведения, идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения;

Разбор композиции, особенностей языка;

Обращает внимание на критерии оценивания части С.

С1 - анализ содержания исходного текста (2)

С2 - анализ формы (языковые средства) (2)

С3 - отражение личностной позиции (3)

С4 - композиционная стройность (2)

С5 - богатство речи (2)

С6 - орфографические ошибки (3)

С7 - пунктуационные ошибки (3)

С8 - грамматические ошибки (3)

С9 - речевые недочеты и ошибки (3)

Примечание. В скобках отмечен максимальный балл по критериям 2002 года. С этими критериями оценки ученики были ознакомлены в начале учебного года, предыдущие работы проверялись с учетом их.

Вслух читается текст, предложенный для написания творческой работы, затем ученики про себя знакомятся с формулировкой задания.

Работа на компьютере (с использованием Microsoft Word).

Перед вами образец сочинения, написанного заранее одной из учениц класса. Прочитайте его и попытайтесь оценить, исходя из критериев оценивания.

"Капитанская дочка" А.С.Пушкина действительно является великим произведением. Впервые я познакомилась со страницами этого романа в девятом классе и была заинтересована его сюжетом, судьбами героев. Точно так же, как Марина Цветаева ждала появления Пугачева, а Фазиль Искандер – Савельича, я с нетерпением ждала появления Петра Гринева.Нам выпало жить в страшное (я не боюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема для большинства из них – добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгой судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводился диспут на тему: "Что такое честь?", один мой одноклассник так и высказался: "Честь в наше время – привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути". С этим учеником, чувствовала я, согласились многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь – основной жизненный принцип, несмотря ни на какие препятствия судьбы. А почему вообще существуют люди, думающие иначе? Да потому, что всё наше поколение растет на безнравственных фильмах, безпринципных журналах и газетах. А вот если бы каждый человек прочитал хотя бы несколько книг, воспитывающих хорошие черты души, то общество менялось бы в лучшую сторону. Вот эта одна из проблем, затронутых в тексте.

Следующая проблема, которую затронул автор, это – качества ценны в человеке. На мой взгляд, в человеке наиболее ценны такие качества, как доброта, искренность, мужественность, нравственность, преданность друзьям. Без этих качеств человек не человек, а животное.

Но главная проблема, затронутая Ф. Искандером, это то, что не все произведения литературы могут заинтересовать читателя, а только те, в которых будут отражены важные для жизни проблемы. Таким произведением и является "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, потому что оно интересует читателя, к нему есть желание вернуться, перечитать его и повторить наслаждение. Я полностью согласна с позицией Фазиля Искандера, что вот это желание и есть признак удачи художественного произведения, пусть мы не сможем вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце и придает силы.

По типу речи этот текст – рассуждение-размышление. Схема строения текста: тезис - доказательства - вывод. Тезис дается в первом предложении. Затем автор переходит к доказательствам, которые и будут подтверждать тезис. Последний абзац является выводом.

В тексте преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Способ связи предложений – цепной, каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.

В данном тексте абзац является средством связи частей текста. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически.Стиль текста – публицистический, потому что в нем употребляются сочетания устойчивых языковых форм, свойственных для общественной жизни: любовь, преданность, надежда, мечта, жизненные силы. Характер повествования простой и доступный для читателей. Для того, чтобы передать наслаждение, выразить свои мысли, навеянные чтением художественного произведения, автор использует такие яркие языковые средства, как риторический вопрос (Разве Савельич раб?), восклицания (Да он на самом деле – хозяин положения!), метафору (надежда, мечта греет сердце), ряды синонимических и антонимических (слуга и хозяин) сочетаний, лексический повтор.

Я считаю, что этот текст имеет огромное значение для читателей, потому что, читая его, каждый задумывается над смыслом и проблемами, затронутыми в нем, и делает для себя нужные выводы.

Через 15 минут начинается обсуждение и оценивание ученической работы.

Редактирование текста на компьютере.

Чтение 1-2 отредактированных сочинений.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Литература.

1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки

к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новикова. –

М.: Педагогика, 1987.

Урок развития речи.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло.

Александра Ивановна, моя первая учительница, любовь и благодарность к ней я пронес сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь - главнее всех.

Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и "Войну и мир" Толстого. Далеко не все потеряно.

Чтение Достоевского в юности производило потрясающее впечатление. Я до сих пор уверен, что человек, прочитавший "Преступление и наказание", гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа. И дело не в том, что Достоевский говорит о справедливой наказуемости преступления.

Дело в том, что Достоевский в этом романе разворачивает перед нашими глазами грандиозную психическую сложность человека. Чем отчетливее мы понимаем психическую сложность живого существа, тем трудней его уничтожить.

Нормальный человек может срубить дерево, некоторым образом чувствуя жалость к нему, с еще большим чувством жалости, но преодолевая его, он может зарезать животное, чтоб воспользоваться его мясом, но перед убийством человека для нормального человека встает невидимая, но хорошо ощущаемая стена - это сама психическая сложность человека. Человек слишком сложен, чтобы убивать его. Убивая человека, ты слишком многое убиваешь заодно с ним, и прежде всего свою душу.

Убийство человека - это в миниатюре уничтожение жизни на Земле. Профессиональный убийца сам психически примитивен, почти как животное, и потому он не видит большой разницы между убийством человека и животного.

Однажды я спросил нашего знаменитого священника и богослова отца Александра Меня, впоследствии зверски убитого топором:

Вам приходилось ли когда-нибудь убивать?

Однажды шмеля убил, - сказал он с сожалением, - был раздражен, а он слишком пристал ко мне.

Это был человек огромной религиозной и светской культуры.

Еще пару слов о Достоевском. Лица его героев как бы слабо озарены еще далеким, но уже начавшимся пожаром всемирной катастрофы. И они, его герои, интуитивно чувствуют приближение этой катастрофы, спешат, захлебываются, надрываются, скандалят, пытаясь спасти свою душу или пытаясь, как отец Карамазов, ужраться жизнью до наступления этой катастрофы. Надвигающаяся катастрофа стократ усиливает чувство жизни в его героях. Гениальные прозрения соседствуют с мусорным потоком слов. У героев Достоевского слишком мало времени, чтобы сжато, афористично говорить. Слишком мало времени осталось до катастрофы, слишком много вопросов еще не разрешено и состояние предкатастрофной правды обрекает его героев на захлебывающееся многословие. Иначе было бы недостаточно правдиво.

В этом основа стилистики Достоевского. Предкатастрофное состояние героев. Сама жизнь Достоевского: эшафот, каторга, ожидание припадков вырабатывали его яростный предкатастрофный стиль.

Вообще свой собственный стиль есть абсолютная, единственная, последняя правда каждого настоящего писателя.

Как бы умен или красноречив ни был тот или иной писатель, но если мы не чувствуем его собственного стиля, который нас подхватывает, значит, у этого писателя нет высшей духовной правды, ради которой он пишет. Наличие собственного стиля, собственного почерка писателя неизменно делает правдой любую его фантазию. Отсутствие собственного стиля неизменно делает пустой фантазией любую его правду. Стиль невозможно выработать искусственно, как парус не может выработать ветер, который его надувает. Писатель может, как Достоевский и Толстой, говорить тысячи противоречивых вещей, но если все это несется в русле его стиля, значит, все это правда.

В этой связи вспоминаю записанный Горьким эпизод его разговора с Львом Толстым. Ручаюсь только за смысл.

Страшна та женщина, - сказал Толстой, - которая держит мужа за душу.

Но ведь в "Крейцеровой сонате", - напомнил Горький, намекая на совсем другую материю, данную нам в ощущениях, - вы имели в виду прямо противоположное место.

Я не зяблик, чтобы все время петь одну и ту же песню, - ответил Толстой.

До этого они говорили о зябликах.

Всю мировую литературу я разделяю на два типа - литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Разумеется, при этом качество литературного произведения зависит не от того, какого типа эта литература, а от силы таланта художника.

Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.

Так Пушкин и Лермонтов - достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов). Такая же пара: Толстой - Достоевский. В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова - Цветаева.

Литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что рядом с ее героями хотелось бы жить, ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами. И здесь в гостеприимном и уютном доме ты можешь с хозяином дома поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь.

Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь. Впрочем, это во многом зависит от характера читателя.

Литература дома - преимущественно мудрость (Пушкин, Толстой). Литература бездомья - преимущественно ум (Лермонтов, Достоевский).

Мудрость сразу охватывает все окружение, но видит не так уж далеко, потому что далеко видеть и не надо, поскольку, видя все вокруг, мудрость убеждается, что человек везде человек и страсти человека вокруг одинаковы.

Ум имеет более узкий кругозор, но видит гораздо дальше. Так, Достоевский разглядел далеких бесов и в бешенстве помчался на них, как бык на красную тряпку.

25 (1)одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "капитанскую дочку".(2)это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы
бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)уже зрелым человеком я прочел записки марины цветаевой о пушкине. (4)из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала
появления пугачева. (5)у меня было совсем другое. (6)я с величайшим наслаждением все время ждала появления савельича.(7)этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему петруше! (8)невероятная
трогательность. (9)разве савельич раб? (10)да он на самом деле хозяин положения! (11)петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему савельича. (12)он против нее, потому что он хороший человек и
понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)еще почти ребенком, слушая чтение "капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть
истинный хозяин. (14)но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)любовь – главнее всех.(16)видно, пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел арину родионовну в
одежды савельича.(17)главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)в силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к
любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.ф.искандер (237 слов) а27. какая проблема не затронута в этом тексте? 1) какую роль играет книга в жизни человека? 2) какие
качества наиболее ценны в человеке? 3) как отличить талантливую книгу от посредственной? 4) как пушкин относится к пугачеву? а28. какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) савельич как персонаж не менее
значителен, чем пугачев? 2) пушкин с большой симпатией относится к савельичу. 3) рабская преданность гриневу выявляет холопскую сущность савельича. 4) в образе савельича воплотились некоторые черты любимой няни пушкина. а29.
определите стиль и тип речи текста. 1) научный стиль, описание 2) публицистический стиль, рассуждение-размышление 3) художественный стиль, описание 4) научный стиль, рассуждение-размышление а30. в каком предложении автор
использует антонимы (антонимическую пару)? 1) 9 2) 10 3) 13 4) 18 а31. какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с лексического повтора и указательного местоимения? 1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница пер­вых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».

Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло. Александра Ивановна, моя пер­вая учительница, любовь и благодарность к ней я пронес сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время жда­ла появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича. Этот заячий ту­лупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность сво­ему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеох­ватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и пони­мает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(Ф. Искандер) (159 слов)

Задание

  1. Разберите выделенное предложение, составьте его схему.
  2. Подчеркните предложение с обособленным распростра­ненным приложением.
  3. Произведите морфологический разбор выделенного слова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры