Оперная певица ирина лунгу биография. Ирина Лунгу: «Основы певческой профессии я получила в России

Главная / Бывшие

Юлия Лежнева - одна из самых юных (ей всего 24) оперных див современности.

При этом Лежневой уже рукоплещут залы и в Европе, и в России. Последний раз в Москве Юля пела на открытии фестиваля «Опера Априори », и слушатели в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского стояли даже в проходах - так хотелось им услышать ангельское сопрано Лежневой.

А после ее завалили цветами. При этом Юля остается удивительно милой и приятной в общении - в этом убедился и корреспондент «ВМ ».

Так получилось, что раскрылась я именно за границей, - говорит Юлия Лежнева. - Но концерт в Москве - это всегда что-то особенное. В 7 лет моя семья переехала в Москву, здесь мои родители, друзья, бывшие учителя, люди, которые меня знали во время учебы, болели за меня, поддерживали, поэтому выступать тут, где все тебя ждут, важно и очень приятно.

- В детстве, пожалуй, каждый начинающий пианист мечтает сыграть «Лунную сонату ». А у вас была такая вокальная «Лунная соната »?

Однажды я попала в консерваторию на «Страсти по Матфею », которые меня поразили. Даже не то, как исполнялось, а сама музыка.

И помню, что в тот вечер в консерватории давали буклеты, в которых был перевод каждого номера, буквально дословно. И целый год после я не расставалась с буклетом и плеером, в котором был диск со «Страстями по Матфею », - я постоянно слушала, дописывала в буклет замечания и впечатления… Удивительный период.

- Это было до или после того, как у вас «прорезался голос»?

И вспомнила, что еще в музыкалке лучше всего у меня получались мелизмы, форшлаги и прочие вокальные «красивости». Помню, на занятиях говорили: «Надо как Юля петь », - тогда я и поняла, что надо колоратуры развивать.

- А сейчас у вас есть пример для подражания?

Конкретного нет, но у меня открытая душа, слушаю все, что вокруг, мне нравится слушать певцов, инструменталистов, нравятся новые впечатления… Раньше это была Чечилия Бартоли, я относилась довольно трепетно к ней, но не старалась копировать, это получалось невольно. Я буквально спала с ее диском и не успокоилась, пока не нашла все ноты, не спела их. Когда поняла, что я тоже так могу, я ее «отложила» - она научила меня всему.

- Вы учились и в России, и в Европе. Вы чья певица?

Я очень патриотичный человек. Да, именно за границей началась моя карьера, но при этом именно в России началось мое музыкальное образование. Я здесь училась в замечательной музыкальной школе и колледже при Московской консерватории. Поэтому я не хочу выбирать - Россия или Европа. Я и там,и там.

- Своей хрупкой внешностью вы разрушаете стереотип о крупных оперных дивах.

Нет, но замечаю, что если начинаешь не есть, когда хочется, то чувствуешь, что силы уходят, и во время пения появляется отсутствие небольшого тонуса, оно незаметно публике, но ощутимо для певца. А когда ни в чем себе не отказываешь, то все получается.

- То есть вы ни в чем себе стараетесь не отказывать?

Да, но просто важно не перебарщивать, пробовать всего по чуть-чуть, получать удовольствие. Главное - просто не спешить.

- Ваши выступления наполнены светом и лучезарностью. Что вас вдохновляет?

То, что я могу заниматься любимым делом, что есть голос. Я искренне радуюсь жизни, но порой бывает - улыбка гаснет, и кажется, что все плохо… И в такие моменты мне никто не может помочь. Важно сказать себе самой, что жизнь - великий подарок. Потому что когда понимаешь, что сидел и горевал, начинаешь горевать еще больше оттого, что потратил столько времени на переживания...

СПРАВКА

С отличием окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу вокала и фортепиано. Юлия завоевала Гран-при на двух международных конкурсах Елены Образцовой. В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории в «Реквиеме » Моцарта.

Оперный арт-проект «Бал Орловского» впервые представит спектакль «СмехОпера» в культурном центре «Братеево» 4 ноября.
Район Братеево ЮАО Москвы
31.10.2019 Экспозиция проектов кварталов реновации откроется в управе Нагорного района с 1 ноября.
Район Нагорный ЮАО Москвы
31.10.2019 На концерте были представлены музыкальные номера, рассказывающие о творчестве, репертуаре и планах хоровых коллективов отделения.
Ломоносовский район ЮЗАО Москвы
31.10.2019

Выпускницу Воронежской академии искусств Ирину Лунгу сегодня называют одной из самых ярких и успешных певиц Европы. В 2003 году, будучи солисткой Воронежского театра оперы и балета, Ирина получила стипендию прославленного итальянского театра Ла Скала и солирует в нем вот уже десять сезонов, за это время она стала победительницей многих престижных международных конкурсов, а ее концертная программа расписана до 2018 года. Тем не менее звезда европейской оперы регулярно приезжает в родной город - в первую очередь для того, чтобы пообщаться и посоветоваться со своим учителем – преподавателем Воронежской академии искусств Михаилом Подкопаевым. В один из таких приездов Ирина согласилась встретиться с журналистами РИА «Воронеж» и рассказала о том, как воронежская певица освоилась на итальянской сцене, почему образование в воронежском вузе лучше европейского и что нужно, чтобы организовать в нашем театре выступление звезд европейской оперной сцены.

– Моя связь с Воронежем никогда не прерывалась, хотя уже 11 лет я живу в Милане. Так получилось, что моя карьера сложилась в Европе, но с Воронежем я никогда не теряла связь. Помимо того, что у меня тут семья и друзья, главный стимул – это, конечно, общение с Михаилом Ивановичем (Подкопаевым – Ред.). Я стараюсь возвращаться сюда как можно чаще, раз-два в год. Приезжаю спросить совета, поработать над голосом – эта работа продолжается до пенсии: Михаил Иванович вносит коррективы, мы советуемся, я спрашиваю его мнения по поводу репертуара. Он очень следит за моей карьерой: с помощью интернета смотрит записи. Это не то, что приятно, это необходимо мне. Мы как семья: я, Михаил Иванович и Марина Дмитриевна Подкопаева – мой концертмейстер. Мы постоянно общаемся по телефону, по скайпу, и Воронеж для меня, в первую очередь, – духовная связь с моим педагогом.

– Ирина, вы оказались в одном из лучших европейских театров после Воронежской академии искусств. Как вы с российским образованием ощущали себя на фоне своих европейских коллег? Сильно ли отличается российская система обучения вокалу от итальянской?

– В Европе российская школа, российские музыканты – это очень престижно. Мне как-то даже рассказывали в Германии, что начинающие певцы, бывает, берут себе сценический псведоним, похожий на русскую фамилию, потому что это считается такой визитной карточкой: российская школа очень котируется во всем мире. Потому что в России у нас есть система, преемственность образования: музыкальная школа, музучилище, академия. То есть человек может начать образование с шести лет и продолжать его до университета. В Италии, например, такого нет, невозможно получить высшее музыкальное образование, итальянская консерватория – это совсем не то, что у нас. Там, если ты хочешь стать музыкантом, ты можешь учиться частным образом, посещать мастер-классы. А в России ты окончил академию в 23 года – и у тебя уже есть серьезная база, чтобы выходить на сцену. Конечно, когда я училась, технические условия были сложные: мы, например, ездили в библиотеку и там ноты от руки переписывали. Но сама система на выходе дает определенный процент профессионалов, готовых к длительной карьере. Это не просто история, когда ты вчера начал петь, сегодня взял верхнюю ноту, распиарился и пошел на какие-то сцены, отпел два сезона, голос потерял – и все. Наши певцы отличаются тем, что у них есть база, они могут в этом сложном музыкальном мире держаться, в напряженном темпе работать. А это возможно только, если есть подготовка. Это как Олимпиада.

– Вы сейчас, в основном, поете в стиле бельканто, а это ведь итальянская техника, основанная на фонетике итальянского языка?

– Да, само слово «бельканто» – это итальянское слово, которое означает «красивое пение», но имеется в виду не просто красота, а соответствие определенному эталону, ровность голоса на всех участках, на всех диапазонах. Но за этой фразой кроется огромная работа. Голосов красивых много, и они могут по-разному петь, но не владеть этим стилем. «Красивое пение» - это колоссальная работа в техническом отношении, в дыхании, регистрах. В этом и заключается исполнительское искусство. И поэтому мне очень приятно, я считаю для себя великой честью, своим самым важным достижением, что я, такой, в общем-то, провинциальный человек из Борисоглебска, из Воронежской академии искусств, я не родилась в Милане, но я прошла огромный путь, и Италия приняла меня как певицу этого стиля, бельканто.

– Я читал много критики об Ириных выступлениях и не раз встречал мнение, что Лунгу – носитель этой итальянской школы и по стилю, и по звуку, что очень редко бывает. И это признание много стоит,

Михаил Подкопаев, преподаватель Воронежской академии искусств, учитель Ирины Лунгу

– Но все-таки одной подготовки, наверное, недостаточно для серьезной карьеры, нужны еще и определенные способности…

– Я музыкой занималась с пяти лет. Конечно, мое певческое развитие началось с работы с Михаилом Ивановичем в 18 лет, но база музыкальная – развитие памяти, моторика – это конечно от того, что я с детства начала заниматься музыкой и никогда не прекращала. Средняя опера длится три часа, и иногда всю партию на чужом языке надо выучить за две недели. Поэтому нужен комплекс – и педагог, и какая-то одаренность, и память, и умение понять фразу музыкальную, и передать эмоции персонажа, и актерская жилка. И, конечно, оперный певец – это смесь вокалиста и актера, это жанр, который предполагает, что человек должен быть разносторонне одаренным.

– Помимо музыки вы не пробовали заниматься каким-то творчеством?

– Понемножку я всем занималась: и рисовала, и фотографировала, - но, конечно, опера занимает очень много времени. Это вся моя жизнь, и посвящать себя какому-то другому хобби – меня просто не хватает. Очень сложно выстроить свою жизнь, чтобы никого не обделить, чтобы на ребенка время оставалось. В основном, я читаю – в дороге, при перелетах – книга всегда вместе со мной, и современные авторы, и классика. Русским грех не любить литературу.

– Вашему сыну сейчас 4,5 года. Не собираетесь отдавать его учиться музыке?

– Нет. Он пока еще маленький, и я не хочу его травмировать. Я видела очень много детей моих коллег, которые с малолетнего возраста просто травмированы театром, у которых потом нет интереса, им кажется, что это такая обыденность. Мне бы этого не хотелось. Театр – это магия, это всегда какой-то праздник, мне бы хотелось, чтобы мой сын так воспринимал. Я сама люблю театр не только как исполнитель, но и как зритель, я с удовольствием посещаю оперные постановки, воспринимаю очень близко к сердцу, когда вижу воплощение своих переживаний на сцене. Сейчас много разговоров, что в театре сейчас кризис, но это не так. Это жанр, который существует две тысячи лет, и люди всегда будут ходить в театр, потому что это человеческая потребность – видеть жизнь через партер, через сцену, через действо, которое представляет их переживания.

– Как вы относитесь к новым экспериментальным формам театра, оперы?

– Я участвовала в некоторых очень современных постановках, когда классическая опера вырывается из контекста, из эпохи и переносится куда-то в современность. У меня нет резкого «за» или «против», я не могу сказать, что я за модерн или за классику. И в модерне, и в классике для меня главное – чтобы там был театр, чтобы он заставлял людей сопереживать, плакать, смеяться, чтобы зритель почувствовал себя частью театра, чтобы он увидел свои переживания там, на сцене, чтобы проводил какие-то параллели – в этом смысл театра. Если этого эффекта удается достичь, вырывая действие из исторического контекста – то, пожалуйста, это даже лучше. Но само по себе изменение контекста ничего не означает: если ты перенес оперу в современность – это не значит, что ты ее осовременил. Можно так убить все смыслы и подтексты. Опера – сложный жанр, и не хотелось бы ее упрощать и уплощать. Если есть талант – можно сделать в любом контексте, если режиссер понимает смысл и предназначение театра.

– В Европе вас сейчас считают одной из самых ярких и перспективных оперных исполнительниц, а в России вы практически неизвестны. Почему так?

– Это, конечно, не потому что у меня такого желания не было или я целенаправленно избегала российской сцены. Просто так получилось, что моя карьера получила некий старт, рывок благодаря Италии и театру Ла Скала. Изначально это была такая итальянская карьера, хотя за последние пару сезонов я дебютировала и в других мировых театрах: в Метрополитан Опера, в Китае, Корее, Токио. Когда я прослушивалась в Ла Скала, это не значит, что я приехала туда и попала на все готовое. Благодаря победе на одном из престижнейших мировых конкурсов Belvedere в Вене, я получила право участвовать в третьем туре прослушивания в Ла Скала, где был президентом Риккардо Мути. То есть я пропустила просто первые два тура, но прослушивалась точно так же, на общих основаниях. Но в момент, когда я пела на сцене, Мути даже перелез через стол, подошел к сцене, задал мне несколько вопросов. Спросил в том числе: «А где вы учились?». Подумал, что я обманываю, потому что это прослушивание было на грант Академии Ла Скала и давало право на обучение, и он меня все спрашивал: «А вы точно хотите учиться? А вы точно будете?». И после этого он сразу взял меня на контракт в Ла Скала параллельно с академией.

– Ирина представила настолько сильное выступление, что для Италии, для Мекки оперы, русский певец, который исполняет абсолютно в итальянским стиле и понимает эту музыку, вызвал недоумение и вопрос, каким образом она этому научилась. На сегодня не каждая консерватория может сказать о собственной вокальной школе, а Воронежская академия может,

Михаил Подкопаев, учитель Ирины Лунгу

– А вы себя ощущаете русской или итальянкой?

– Русской, от этого никуда не денешься. Конечно, итальянский – это мой второй язык, я думаю на итальянском, художественную литературу на итальянском читаю. Я живу в Италии 11 лет, у меня сын – итальянец, Италия – это такая часть меня. Но то, что я русская – от этого никуда. Меня все время тянет на родину, если я не бываю здесь полгода. Хотя у меня и фамилия не русская, не оканчивается на «–ова», и из-за этого иногда бывает misunderstanding, как англичане говорят, непонимание. Я всем театрам всегда пишу: я – русское сопрано. Метрополитан Опера из-за этого как-то даже готовые программки перепечатывал. Так что да, я русская, и из России я никогда не стремилась уехать. Меня иногда спрашивают: "А почему вы тогда уехали?". Потому что в 2003 году, когда я уезжала, у меня просто в Воронеже не было репертуара. Не было ничего. Но теперь я возвращаюсь на родину и вижу подвижки в культурной жизни Воронежа, и мне бы хотелось, чтобы это привлекло в нашу академию лучшие голоса, лучших студентов, ведь именно люди создают этот престиж.

– Если говорить о певческой школе, то есть просто понятие: хорошо певец поет или плохо. Но в плане техники разделять на национальные школы нельзя. Есть эталон, который родился в Италии. Русская школа никогда не являлась носителем этого эталона. Она развилась потому, что были педагоги из Италии в XVIII веке. Мы можем говорить о каких-то особенностях национального менталитета, которые что-то добавляют к исполнительству, какую-то глубину. Но в основе русской вокальной школы лежит итальянская техника – дыхание, работа голосом. Я не учу петь по-русски. Этим и отличается техника академического певца. Народные певцы поют каждый по-своему. Академисты поют в одном техническом эталоне. Даже если у тебя прекрасный голос, но ты не вписываешься в эти правила и критерии – это все,

Михаил Подкопаев, преподаватель Воронежской академии искусств

– Часто бывает, что артист, достигнув определенного статуса, когда он уже сам может формировать репертуар каких-то музыкальных событий, возвращается на родину, чтобы организовать там выступление или целый фестиваль. Была ли у вас когда-нибудь идея сделать что-то подобное в Воронеже?

– Да, я бы очень хотела, но всем этим нужно заниматься, а у меня самой никогда нет на это времени. Я готова и участвовать в таком событии, и привлекать своих коллег, но нужна инициатива, какой-то толчок, чтобы кто-то за это взялся. Я певица, исполнитель, а не организатор. Но я счастлива, что наконец-то у властей появился к этому интерес, власти хотят как-то продвигать российскую культуру, чтобы она возрождалась. Мы недавно встретились и познакомились с воронежским губернатором, он очень хочет, чтобы я тут выступила, и планы такие есть. Может я и какой-то мастер-класс проведу, если будет перерыв в учебном графике. Я вижу сейчас, что в Воронеже что-то происходит, что-то меняется, что стали обращать внимание на культуру, и мне тоже это интересно, я готова сделать что-то, чего здесь никогда не было.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В мае-июне в пройдут три показа оперы Джузеппе Верди «Травиата» с участием одного из величайших оперных певцов современности

Венская опера / Wiener Staatsoper / Австрия, Вена
Опера «Травиата» / La Traviata
Композитор Джузеппе Верди
Либретто Франческо Марии Пьяве, по пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»,
Дирижер:
Режиссер: Жан-Франсуа Сивадье

Состав исполнителей

Виолетта Валери, куртизанка – Ирина Лунгу (сопрано)
Альфред Жермон, молодой человек из Прованса – Павол Бреслик (тенор)
Жорж Жермон, его отец – Пласидо Доминго (баритон)

Дни показа

Опера в трех действиях, идет с одним антрактом
Исполняется на итальянском языке, с субтитрами на французском и английском языках

Одна из самых популярных опер «Травиата» композитора Джузеппе Верди ставится на оперных сценах всего мира уже более 150 лет.
Для Пласидо Доминго она является особенной постановкой. В 19 лет Доминго исполнил в «Травиате» партию Альфредо. Эта роль стала первой главной ролью певца и одновременно началом его громкого успеха. За свою артистическую карьеру он спел около 130 главных партий на сценах многих стран мира. Таким достижением не может похвастаться ни один другой тенор.

Помимо сценической постановки «Травиаты» Пласидо Доминго принял участие в известном оперном фильме «Травиата» режиссера Франко Дзеффирелли.

Этот же спектакль стал дебютом Пласидо Доминго в новом качестве дирижера. В сезоне 1973/1794 он дирижировал оперой “Травиата” в Нью-Йорк Сити.

После того как маэстро перешел на исполнение баритональных партий, «Травиата» осталась в его репертуаре. Только теперь он исполняет партию Жоржа Жермона, отца Альфредо.

Из многих интервью видно, как вдохновенно относится Пласидо Доминго ко всем исполненным им партиям:
- Конечно, есть партии, которые я пел, когда был молодым, и я не могу петь их сейчас. Но все роли, которые я исполняю сегодня, бросают мне вызов и одновременно доставляют мне удовольствие.

В мае прошлого года Пласидо Доминго праздновал юбилей – 50 лет на сцене Венской оперы. В текущем сезоне он снова дарит зрителям уникальную возможность увидеть его выступления в Венском оперном театре.

Ирина Лунгу – российская оперная певица, обладательница великолепного сопрано. По итогам прошлого оперного сезона певица занимает второе место в списке самых востребованных сопрано мира (рейтинг авторитетного портала классической музыки bachtrack.com.) Ирина Лунгу дебютировала в миланском Ла Скала, последние сезоны выступает на сценах ведущих оперных театров мира – «Гранд Опера», «Венская Опера», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», в оперных театрах Берлина, Рима, Мадрида, а также на самых знаменитых летних оперных фестивалях.

Все дни показа за пультом оркестра Венской оперы будет выдающийся маэстро Марко Армильято.

Родилась певица в Молдавии. В начале 1990-х гг., когда после распада СССР в республике усилились националистические настроения, семья вынуждена была перебраться в Россию, в город Борисоглебск, расположенный в Воронежской области – Ирине было в то время одиннадцать лет. И в восемнадцатилетнем возрасте поступила в Воронежский институт искусств. Обучалась она у Михаила Подкопаева, которого считала замечательным педагогом и не желала менять ни на кого другого, хотя одаренная студентка получала предложения учиться в Санкт-Петербурге или Москве. Еще в студенческие годы певица стала артисткой Воронежского театра и уже тогда успешно участвовала в разнообразных конкурсах: победа в Москве на «Bella voce», второе место в Санкт-Петербурге на конкурсе , гран-при в Греции на конкурсе им. , диплом на Конкурсе им. …

Но поистине судьбоносным стал конкурс «Бельведер», который состоялся в 2003 году в Австрии. После выступления на нем Ирина Лунгу получает приглашение в Академию «Ла Скала». На прослушивании присутствовал , который был в ту пору музыкальным руководителем «Ла Скала». Лунгу исполняла итальянский репертуар – арию Медоры из «Корсара» и финал оперы . В октябре того же года Ирина начала учиться в Академии «Ла Скала», а уже в декабре выступила в спектакле этого прославленного театра. Собственное здание «Ла Скала» было в то время закрыто на реконструкцию, и спектакль шел на сцене иного театра – «Арчимбольди». Это была опера «Фараон и Моисей» во французской редакции, и Лунгу исполнила роль Анаиды.

В Академии «Ла Скала» для нее было немало непривычного – например, то, что вокальную технику и интерпретацию преподавали разные педагоги, ведь в России певица привыкла к тому, что одно неотделимо от другого. Все же занятия в Академии многое ей дали, в особенности – занятия с Лейлой Генчер.

В пору учебы в Академии певица успешно выступила на конкурсе «Вердиевские голоса», а после окончания ее в 2005 году благодаря сотрудничеству с агентом М.Импалломени начала исполнительскую карьеру на Западе. Горячая любовь к итальянской опере, которую привил ей наставник в Воронеже, помогала адаптироваться к итальянской культуре. Выступала она и в других странах. Все же поначалу она – как певица из России – преимущественно пела в русском оперном репертуаре, в частности – в операх : в Швейцарии и Португалии исполняла она заглавную партию в , в Милане – Оксану в . Впоследствии певица переключилась на итальянский репертуар – и считает для себя большой честью исполнять его в Италии, но в концертные программы очень часто включает творения русских композиторов.

Важным шагом стало исполнение главной роли в . Когда Лорин Маазель пригласил ее на прослушивание, она даже не знала партии, и петь ей пришлось по клавиру. Тем не менее, певица произвела благоприятное впечатление, а партию Виолетты она впоследствии исполняла чаще, чем другие партии – более сотни раз, и в большем количестве театров.

Репертуар певицы обширен: Адина, Джильда, Нанетта, Лю, Мария Стюарт, Джульетта, Маргарита, Микаэла и множество других партий. Она выступает в «Ла Фениче» в Венеции и «Театро Реджио» в Турине, в «Метрополитен-опера» в США и в театре «Ковент-Гарден» в Англии, в «Арена ди Верона» и Национальной опере Нидерландов, в театре «Реал» в Мадриде и в Венской опере. Она сотрудничала с Даниэле Гатти, Мишелем Плассоном, Фабио Мастранджело, Даниэлем Ореном и иными известными дирижерами. Поскольку жизнь певицы уже много лет связана с Италией, на афишах ее нередко пытаются указать как итальянскую исполнительницу, но Ирина Лунга всегда подчеркивает, что она – российская певица, и от гражданства Российской Федерации не отказывается.

Десять лет спустя после судьбоносного конкурса в Австрии – в 2013 году – Ирина Лунгу выступила в России. Произошло это в рамках концерта «Музыка трех сердец», который состоялся в столице, в «Новой опере». Первое отделение было посвящено французской музыке, которую певица любит не в меньшей степени, чем итальянскую. В 2015 году на сцене этого же театра певица выступила в партии Мими с опере Джакомо Пуччини, весьма оригинально интерпретированной режиссером Георгием Исаакяном.

При всей своей любви к итальянской и французской опере, при всем своем успехе в этом репертуаре, Ирина Лунгу жалеет, что не имеет возможности выступать в русских операх, поскольку в театрах Запада они ставятся крайне редко. Одна из любимейших ее русских опер – , в которой она хотела бы исполнить роль Марфы, мечтает певица и о партии Татьяны в .

Все права защищены. Копирование запрещено

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры