Овцы не считаны. Морфологический разбор причастий: (поле) не меряно, (овцы) не считаны, (сито) покрыто
ПОЛЕ НЕ МЕРЯНО, ОВЦЫ НЕ СЧИТАНЫ, ПАСТУХ РОГАТЫЙ (ЗВЕЗДЫ, МЕСЯЦ).
Даль. Пословицы русского народа Даля. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЛЕ НЕ МЕРЯНО, ОВЦЫ НЕ СЧИТАНЫ, ПАСТУХ РОГАТЫЙ (ЗВЕЗДЫ, МЕСЯЦ). в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЗВЕЗДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
гигантские светящиеся газовые (плазменные) шары (в том числе и Солнце), образующиеся возможно из водородо-газово-пылевой среды в результате гравитационного сжатия (конденсации). … - ПОЛЕ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— 1. Лицевая сторона щита, на которую наносятся геральдические изображения. 2. Площадь, часто ограниченная рамкой на щите или доспехе, на … - РОГАТЫЙ в Словаре автомобильного жаргона:
- тролль. … - РОГАТЫЙ в Словаре Русского железнодорожного сленга.
- ПАСТУХ в Словаре воровского жаргона:
- 1) начальник отpяда в ИТК, 2) сотpудник … - РОГАТЫЙ в Сленговом словаре Севастополя.
- ПОЛЕ
Если Вам приснится скошенное поле, с которого уже убран хлеб - это предвещает неудачи.Увидеть зеленое поле или просторные поля колосящегося … - ПАСТУХ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Сон, в котором пастухи пасут свои стада, обещает обильный урожай и благополучное ведение хозяйства фермерами, а также разнообразные удовольствия и … - ЗВЕЗДЫ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Если во сне Вы смотрите на ясные сверкающие звезды - это обещает Вам крепкое здоровье и процветание.Если же звезды в … - ПОЛЕ в Словаре современной физики из книг Грина и Хокинга:
Б. Грин нечто, существующее во всех точках пространства и времени, в отличие от частицы, которая существует только в одной точке … - ПОЛЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
- в русском государстве XIII-XVi вв. судебный поединок. упоминалось в судебниках 1550 и 1589 гг. обычно п. предусматривалось как альтернатива … - ПОЛЕ в Большом юридическом словаре:
- в Русском государстве XIII-XVI вв. судебный поединок. Упоминалось в судебниках 1550 и 1589 гг. Обычно П. предусматривалось как альтернатива … - ПОЛЕ в Словаре йоги:
(Field) См. Кшетра … - МЕСЯЦ
КОНТРАКТНЫЙ - см КОНТРАКТНЫЙ МЕСЯЦ … - МЕСЯЦ в Словаре экономических терминов:
БЛИЖАЙШИЙ - см. БЛИЖАЙШИЙ МЕСЯЦ … - ПОЛЕ
(Быт 23:19-20). В Свящ. Писании означенное слово употребляется как для обозначения пахотной земли, так и для означения всякой открытой местности. … - ЗВЕЗДЫ в Библейской энциклопедии Никифора:
(Вт 4:19) - под сим названием Евреи разумели все созвездия, планеты и небесные тела, кратко, все светила, за исключением солнца … - ПАСТУХ в Высказываниях известных людей:
- ПАСТУХ в Словаре Одно предложение, определения:
- это двуногое животное, помогающее собаке стеречь овец. Поль … - ПАСТУХ в Афоризмах и умных мыслях:
это двуногое животное, помогающее собаке стеречь овец. Поль … - ПОЛЕ
1) безлесная равнинная территория. 2) Участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки. 3) Площадка, оборудованная для чего-либо … - МЕСЯЦ в Большом энциклопедическом словаре:
промежуток времени1) синодический - период смены лунных фаз, равный 29,5306 ср. солнечных суток.2) Сидерический (звездный) - время полного оборота Луны … - ЗВЕЗДЫ в Большом энциклопедическом словаре:
светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу. Образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия) в результате гравитационной неустойчивости. … - МЕСЯЦ
промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Различают М. (см. табл. и рис.): синодический - период смены … - ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Солнце кажется несравненно больше З. только благодаря … - ОВЦЫ
бараны (Ovis)-род жвачных из сем. бычачьих или полорогих (Bovidae s. Cavicornia). Вместе с близким родом коза, козел (Сарrа) О. составляют … - МЕСЯЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
период времени, равный приблизительно 30 дням и основанный на переменах фаз Луны (этимологически слова М. и луна во многих языках … - ЗВЁЗДЫ в Современном энциклопедическом словаре:
светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу. Массы звезд от >0,04 до >60 Мs, светимости от >0,5 до сотен тысяч Ls … - ЗВЁЗДЫ в Энциклопедическом словарике:
светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу. Массы звезд от >0,04 до >60 Мs, светимости от >0,5 до сотен тысяч Ls … - РОГАТЫЙ в Энциклопедическом словаре:
, -ая, -ое; -ат. 1. С рогами или с большими рогами. Р. бык. Крупный?, скот. 2. Имеющий форму рога. Р. … - МЕСЯЦ в Энциклопедическом словаре:
, -а, мн. -ы, -ев, м. 1. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от 28 … - ПОЛЕ в Энциклопедическом словаре:
, -я, мл. -я, -ей, ср. 1. Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю и по полю. На поле и на … - ПАСТУХ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Работник, пасущий скот. П.-оленевод. II уменьш.-ласк. пастушок, -шка, м. II ж. пастушка, -и. II прил. пастушеский, -ая, … - ПОЛЕ
П́ОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЕ, особая форма материи; система с бесконечным числом степеней свободы. К П.ф. относятся эл.-магн. и гравитац. поля, поле … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ ТЯГОТЕНИЯ, то же, что гравитационное поле … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ ЗРЕНИЯ оптич. системы, часть пространства (или плоскости), изображаемая этой … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ алгебраическое, понятие совр. алгебры; совокупность элементов, для к-рых определены операции сложения, вычитания, умножения и деления, обладающие обычными свойствами операций … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ, поединок по решению суда в рус. юрид. практике 13-16 вв. Престарелые, малолетние и духовенство могли выставлять за себя "наймитов". … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ семантическое, совокупность слов, объединяемых смысловыми связями на основе единого общего понятия или сходных признаков их лексич. значений (напр., семантич. … - ПОЛЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
П́ОЛЕ, безлесная равнинная территория. Участки пашни, на к-рые разделена площадь севооборота, и запольные участки. Площадка, оборудованная для чего-либо (напр., П. … - МЕСЯЦ в Большом российском энциклопедическом словаре:
М́ЕСЯЦ, промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Различают М.: синодический - период смены лунных фаз, равный 29,5306 … - МЕСЯЦ в Большом российском энциклопедическом словаре:
М́ЕСЯЦ Ген. Анд. (р. 1936), учёный в области электроники, акад. РАН (1984), вице-през. РАН (с 1987). Тр. по сильноточной эмиссионной … - ЗВЕЗДЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ЗВЁЗДЫ, гигантские светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу. Образуются из газово-пылевой среды (гл. обр. из водорода и гелия) в результате … - МЕСЯЦ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? период времени, равный приблизительно 30 дням и основанный на переменах фаз Луны (этимологически слова М. и луна во многих … - РОГАТЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
рога"тый, рога"тая, рога"тое, рога"тые, рога"того, рога"той, рога"того, рога"тых, рога"тому, рога"той, рога"тому, рога"тым, рога"тый, рога"тую, рога"тое, рога"тые, рога"того, рога"тую, рога"тое, рога"тых, …
И. А. Седакова. С.М. Толстая
Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого.
Т. 2. М., 1999, с. 233-237
Загадки - один из древнейших «малых» жанров славянского фольклора, сохранивший
значительный пласт общего праславянского
(и индоевропейского) наследия и вместе с
тем испытавший сильное влияние средневековой слав. книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций.
Примером загадки общеслав. распространения
может служить загадки о звездах и месяце: рус.
«Поле не меряно, овцы не считаны, пастух
рогат», укр. «Один чабан тисячi овець пасе»,
бел. «Поле не змерана, быдла не злiчана,
пастух рагаты» и т. п. (общность приведенных загадок проявляется в тождестве семантики и образной
структуры). Загадывание загадок - особый вид
ритуально-игрового поведения, вербальный
акт, в котором один участник предлагает
зашифрованное высказывание о некоем
предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Диалогичности речевого акта
загадывания соответствует двухчастность
текста загадки, состоящего из иносказания (собственно загадка, вопрос) и его расшифровки
(отгадка, ответ).
В своем происхождении
загадки обнаруживают связь с архаическим ритуалом,
моделирующим преодоление хаоса и упорядочение состава мира путем обозначения и
именования каждого его элемента; с магией
слова и мифопоэтической картиной мира; с
явлениями языкового табу и тайных языков. Загадки являются одновременно и продуктом, и
инструментом языковой категоризации и
концептуализации мира, идентификации,
сравнения и систематизации его элементов;
имеют познавательную, магическую, аксиологическую, дидактическую, игровую функции.
Книжное
влияние
слав. загадки
испытали прежде всего со стороны популярного в средневековье жанра вопросо-ответных произведений типа «Беседы трех
святителей» (и далее - духовного стиха о
Голубиной книге, ср. «Коя земля всем землям мати, которо море всем морям мати,
кое возеро всем возерам мати...» - Стихи
духовные. М., 1991:33), а также символико-толковательных книг (азбуковников, лунников, громовников, «Физиолога» и пр.) и
других переводных и оригинальных памятников средневековой литературы, таких как
«Пчела», «Толковая Палея», «Разумник»,
повести об Акире премудром, о Соломоне, об
Александре Македонском и др.
Наиболее распространенные названия загадок (в.-слав., пол. * zagadъ ka; болг., макед. гатанка, с.-хорв., словен. *zagonetъ ka; чеш., словац. hadka, hadanka) производны от глаголов речи - *gadati и *gatati, в семантическом спектре которых присутствует значение сакральной и магической речи, гадания, ворожбы и т. п.
Ритуальные истоки загадок прослеживаются в сохраняющихся иногда до наших дней регламентациях и запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Обычно оно происходило зимой, после Рождества, в мясоед и особенно - на масленицу (по серб. поверью, тот, кто на масленицу не загадает или не отгадает ни одной загадки, весь год не будет иметь успеха в делах); нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах (у сербов, например, на семейно-родовых праздниках «славы»); иногда этим занимались женщины, пришедшие за водой к источнику и т. п. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста (ср. запрет в это время на пение, танцы и др. увеселения). Сербы Левча и Темнича верили, что нарушившего запрет укусит змея-шарка, в Косово воздерживались от этого ради благополучия скота и мира в семье (загадывание загадок в пост грозило ссорами). Во многих местах юж. Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой; белорусы строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадки, когда овцы начинают котиться. Русские Пермской губ. не позволяли загадывать загадки днем, летом, в пост (иначе коровы не будут возвращаться домой или их задерет в лесу волк; сам заблудишься в лесу и т. п.).
Как правило, старшие загадывали загадки молодым, которые лишь постепенно приобщались к этому искусству; девушки часто вообще стыдились сами произносить известные им загадки и просили это сделать кого-нибудь из старших (серб.). Знатоку загадок приписывались особые способности к тайному знанию, сербы называли его враж, враж ар или заумљ ив. Загадывание загадок нередко носило характер состязания, турнира или испытания: загадки адресовались какому-то определенному лицу, и никто другой не смел за него отвечать. За неумение отгадать загадку предусматривались разного рода наказания, в характере которых проступают следы древних инициационных ритуалов: например, проигравшего под специальные «отгонные» приговоры изгоняли «на мусорную кучу», «под юбку к какой-нибудь малопривлекательной особе», «постирать чулки женщинам села» и т. п., подвергали унизительным действиям (напр., брали сковороду и мазали ему сажей бороду и брови), выставляли на осмеяние или же «присуждали» заплатить штраф - поцеловать кого-то из присутствующих, «полаять на лампу» и т. п. (ю.-вост.-серб.). Ср. мотив награды за верный ответ и наказания за неверный в самом тексте загадки: «...Кто-сто отганет, тому сто рублей; кто не отганет, тому сто плетей».
Загадывание загадок входило в сценарий свадебного обряда, будучи одной из форм ритуального общения между партиями жениха и
невесты (при этом загадывает всегда сторона невесты) или разновидностью «тайного»
языка. У русских во время свадебного пира
жених мог занять свое место рядом с невестой лишь после того, как дружка отгадает
предложенные подругами невесты загадки; в первую брачную ночь молодого не пускали к
невесте, пока он не разгадает загадок. В Пошехонском у. Ярославской губ. во время сва-
235
товства «продавец» невесты обращался к
«покупателю» со словами: «Как ты у меня
будешь торговать ~ на загадки или на золоту казну?» И если «покупатель» не умел
отгадывать загадок, он должен был платить (КС
1889/27:290-291). В болг. свадебном обряде роль загадывающего загадки принадлежит
прежде всего старшему куму, который в форме иносказаний, нередко пользуясь известными
загадками, выражает свои желания и распоряжения и таким образом «испытывает» жениха
(если жених не отгадывает загадок, его подвергают насмешкам); накануне свадьбы старшие
загадывали загадки по очереди жениху и невесте.
В болг.
традиции загадыванием загадок сопровождается также ритуал девичьих гаданий с колечком ладуване, совершаемый под
Новый год, накануне Ивана Купалы или в др. праздник: в форме загадок девушкам объявляется предсказание судьбы, например:
«Половин блюдо на стена виси» (обычная
отгадка: «ухо») в данной ситуации означает,
что к девушке посватается вдовец.
Загадывание загадок ставилось в один ряд с языческими обрядами и ведовством (ср. запрет Алексея Михайловича: «В бесовские сонмища сходитися... загадки загадывать...»), считалось делом «нечистым», к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки. По укр. верованиям, завлекая людей, они загадывают им загадки и не отгадавших «защекочивают», ср. в песне «Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала» (Чуб.ТЭСЭ 3:190).
В некоторых жанрах фольклора, прежде всего в сказках, обрядовых песнях (колядках, купальских, свадебных и др.), балладах загадки выступают как форма иносказательной речи в связи с мотивами испытания героев, решения «трудных задач» и т. п. Например, в старинной польской купальской («собутковой») песне поется: «Ой, постой, подожди, Касенька, / Ой, у меня есть загадка, я тебе ее загадаю, лелуя! / - Что же я за красная девица. / если загадку твою не отгадаю». При этом загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично; например, в укр., бел. и пол. песнях весьма популярны загадки типа укр. «Ой, шчо росте без кореня, а шчо бiжить без повода, а шчо цв iте без всякого цвiту? - Камiнь росте без кореня, вода бiжить без повода, папорот цвiте без всякого цвiт у».
Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п.; единицы времени; растения, животные; человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит по преимуществу предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» - предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Значительно реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» - «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» - «Покойника несут»). Тематическая систематизация корпуса загадок строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной таксономии вещного мира.
Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных реалий, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде и др. присутствуют такие древние и.-е. космологические мотивы, как брачный союз неба и земли (ср. серб. «Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девоjка» [Высокий отец, плоская мама, шумный зять, неистовая девушка] - «Небо, земля, ветер, мгла /туман»), как мотив небесного скота и образ тучи-коровы (ср. укр. «Чорна корова небо лиже» - «Туча»), получающий подтверждение в других фольклорных текстах, в верованиях и обрядах вызывания дождя. Тексты загадок содержат мифологические образы мирового древа (ср. «Стоит столб до небес, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи зародышей» - «Год, месяц, недели, дни»), яйца как прообраза мира и источника жизни («Живое родит мертвое, а мертвое родит живое») и многие другие; в них постоянно проводится параллель между макро- и микромиром (ср. «По всей сковороде оладьи, посередке каравай» - «Небо, звезды, месяц»; «Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает» - «Смерть»; и т. п.).
236
Многие загадки, особенно имеющие форму вопроса, дают представление о народной
аксиологии и иерархии ценностей: «Что
на свете дороже всего?» - «Здоровье»;
«Кто сильнее всего?» - «Сон»; «Что ниже
Бога, а выше царя?» - «Смерть» и т. п.
Структура
загадок определяется семантикой и логикой «вопросной» части и отношением отгадки к
загадке; для нее характерна несимметричность загадки и отгадки (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот),
наличие подтекста, двойной смысл и т. д.
На уровне языковой прагматики различаются загадки-вопросы и загадки-«сообщения», однако это разделение достаточно условно, т. к. «вопросительность» ~ неотъемлемая черта загадки, и если загадка не содержит прямого вопроса, то так или иначе подразумевает вопросительную рамку («Что это такое?») и, следовательно, является косвенным вопросом, требующим ответа словом или действием. Загадки-сообщения» могут иметь разнообразные жанровые признаки: это могут быть побасенки, анекдоты, сказки, песни, игры, каламбуры, «ловушки», головоломки, задачи и др. Они могут иметь форму диалога, прямого обращения одного денотата к другому и т. п.
Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.
Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам. Например, в загадке «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» с отгадкой «небо, звезды и месяц» к обоим объектам (ряду объектов) применимы предикаты «не меряно» (небо, поле), «не считаны» (звезды, овцы), и только третий предикат «рогат» применим к загаданному объекту (месяцу) и не вполне применим к пастуху (в этом заключается необходимый для загадки сдвиг образа). Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.
Главным (но не единственным) приемом загадывания является метафора , которая может относиться как к конкретному предмету или явлению, так и к Целой ситуации, как в приведенном примере. Очень часто в метафорическом высказывании о загаданном предмете опускается упоминание заместительного объекта, например, «Дважды родится, ни разу не крестится, один раз умирает» - «Птица» (субъект не назван) или же оно заменяется местоимением (болт. «Без него не мой ни живия, ни умрелия» [Без него не может ни живой, ни мертвый] - «Имя»), обобщенным наименованием типа девица, молодей, мужик, пан. баба и т. п. («Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил» - «Дождь»), антропонимом («Стоит Гаврило, замарано рыло» - «Овин»). В болг. традиции весьма распространены «я-загадки», представляющие собой высказывания «от имени» загадываемого предмета: «Я крив и извилист, а если выпрямлюсь, небо достану» - «Дорога, путь»; у вост. и зап. славян они встречаются реже.
В семантическом отношении выбор заместительного образа в загадке оказывается достаточно ограниченным. В частности, обращает на себя внимание преобладание «зоологических» метафор в загадках, относящихся как к предметам и явлениям, так и к живым существам. Например, «вол или бык может одинаково успешно обозначать землю и небо, восходящее солнце, ночь, мороз, гром, дым, огонь, трубу, колокол, сыр, сыворотку и даже... ощипанного
237
гуся! Корова бывает в
загадке месяцем, поскольку имеет такие же,
как у него, рога, но бывает и ночью, сохой,
ружьем, наконец, сосудом с вином». Особое место во всех слав. традициях занимают
загадки с двойным смыслом,
один из которых обычно - эротический
(при этом они предполагают вполне «приличную» разгадку).
Заместительный объект и другие компоненты загадываемой ситуации могут быть также обозначены паронимами («Кутька да Лайка да Пипупочек» - «Кут, лавка и приступочек») или словообразовательно-фонетическими модификациями их обычных названий, например, «Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтун, дву ухтырька» - «Корова»; «В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги» - «Горох и грибы». Для загадок характерна ритмическая организация, звукопись (нередко служащая подсказкой), рифмовка с загаданным словом («Что в избе за фигурки?» - «Печурки»), удвоение с элементами зауми (рус. чики-брики, укр. шайда-байда, серб. шакљ ец-макљ ец , болг . гънда-мънда и т. п.). Широко применяется в текстах загадок анаграмма, расшифровка которой и дает отгадку: «Черный конь скачет в огонь» - «Кочерга»; «Утром на четырех, в полдень на двух, вечером - на трех» - «Человек» и т. п.
Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами (известно немало текстуальных совпадений между ними); стилистические фигуры и тропы роднят загадки также с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др.
Лит.: Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. М., 1994, 1999. Вып. 1, 2; МФФ; Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988: 201-204; Елизаренкова, Топоров // Паремиологические исследования. М., 1984:14-46; Топоров // Исследования по структуре текста. М., 1987; Кёнгэс-Маранда // Паремиологический сборник. М„ 1978:249-282; Левин // там же: 283-314; Левин Ю. И. Семантическая структура русской загадки // ТЗС 1973/VI: 166-190; Байбурин // ТезМФФ:133-136; Гербстман // РФ 1968/11:185-197; Дикарев М. А. О царских загадках // ЭО 1896/ 31:1-64; Журинский А.Н. Семантическая структура загадки. М., 1989; Елеонская Е. Н. Роль загадок в сказке // Ел.СЗК: 79-89; Колесницкая И.М. Загадка в сказке // Уч.зап.ЛГУ. Сер. филол. наук, 1941 вып. 12:98-142; Перетц В. М. Студii над загадками // ЕВ 1932/10; Митроф.З; Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978; Рыбникова М. А. (сост.) Загадки. М.; Л., 1932; Садовников Д. И. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб., 1901 (переизд. М., 1959); Загадки; Загадк i.
Деревенька как деревенька. Много таких. Вот только загорают на берегу пруда некоторые не по-деревенски совсем. Гошка с Генкой. Расстелили верблюжье одеяло старое, загорают и на тонконогих девчонок смотрят, а Светка с Ольгой им на мостике отсвечивают. Это Гошка им втер, что стоя у воды загорать лучше получается, вот они и стоят. А Гошка с Генкой смотрят, когда девчонки на мостике стоят, на них смотреть удобнее, а Гошка в Светку уже четыре года влюблен летом.
Он бы и зимой влюблен был, но зимой они не видятся, а учатся в разных городах. Этой зимой будут в седьмых классах учиться.
Генке Ольга нравится. Ишь, как красиво стоит, думает Генка, как будто нырять собирается «рыбкой». Сейчас прыгнет.
- Не, Ген, не прыгнет, - встревает Гошка в Генкины мысли, - она плавать не умеет.
- А твоя Светка, - обижается Генка, - а твоя Светка тоже только по-собачьи плавает.
- Нет, ты лучше скажи, зачем девки лифчики носят? – Генка уже не обижается, а философствует в меру сил, - Ольга четыре года назад без всякого лифчика купалась. Сейчас-то он ей зачем?
- Ген, а ты ее и спроси, - Гошка устраивается поудобней, - вдруг расскажет?
- Дааа, спроси, - возмущенно протянул Генка, - сам спрашивай. Она хоть и в лифчике, а дерется как без него.
Чего делаете, мужики? – к пруду подошел зоотехник Федька – двадцатитрехлетний парень, почитаемый Генкой и Гошкой уж если не стариком, так вполне солидным и немного глуповатым человеком, - я тут у Куркуля ружье сторговал немецкое, айда на ферму испытывать.
Врешь, Федька, - не поверил Генка, - нипочем Куркуль ружье не продаст, оно ему от отца досталось, а тому помещик за хорошую службу подарил.
- А я слышал, что Куркуль ружье в том разбитом немецком самолете нашел, что в войну золото вез. Ружье взял, а золото перепрятал, - возразил Гошка, - но тебе, Федька, он его все равно не продаст. Жадный потому что. А у тебя столько денег нет.
- Продаст, не продаст, здоровы вы рассуждать, как я погляжу, - надулся Федька, - я ведь и один ружье отстрелять могу. А вы сидите тут, на девок пяльтесь. Последний раз спрашиваю: идете, нет?
- Идем, идем, - Генка свистнул, а Гошка махнул рукой обернувшимся девчонкам: ждите, мол, у нас тут мужские дела, скоро придем. И они пошли.
До старой летней фермы недалеко совсем – с километр. Зимой там пусто, а на лето телят пригоняют из совхоза. Сейчас день, телята на выпасе, ферма пустая. Голуби одни комбикорм жрут. Одна такая сизая птица мира больше килограмма в день сожрать может, а их тут сотни. Не любят их за это в деревне. Конкуренция. Комбикорма совхозным телятам не хватает, у скотников своя скотина по дворам есть просит и голуби еще. Никакого прибытка с голубей – одно разорение. Вот поэтому Федька на ферму и пошел ружье отстреливать. Хоть и пьяный, а пользу для хозяйства блюдет.
Шли молча. Генка думал, дадут ли ему пострелять, и попадет ли он в голубя на лету. Гошка размышлял, откуда, все-таки, взялось ружье у Куркуля. И только Федька просто шел и не думал. Думать Федька не мог. Голова раскалывалась, в глазах плыли радужные пятна, и даже слюны не было, чтоб сплюнуть.
Насчет ружья Федька ребятам не врал: Василь Федорыч, старик, прозванный в деревне куркулем за крепкое хозяйство, большой дом и прижимистость, действительно согласился продать ему ружье "за недорого".
Раз в год, в начале июня, Куркуль уходил в запой. То ли входила в нужную фазу луна, то ли еще какая Венера заставляла его тосковать по давно умершей в июне жене, а может Марс напоминал о двух июньских похоронках, полученных им в разные военные года на обоих сыновей, но весь год Куркуль, можно сказать, что и не употреблял вовсе, а каждый июнь пил беспродыха.
Федька подгадал. Две недели назад он зашел к старику за каким-то, забытым уже, делом, да так и остался.
На исходе второй недели пьянки, Василь Федорыч достал из сундука, завернутый в чистую холстину, двуствольный Зауэр и отдал его Федьке. Бери, пользуйся. Я старый уже охотиться, а такому ружью негоже без дела лежать. Ружье без дела портится, как человек. А сто рублей ты мне в зарплату отдашь.
Федька, хоть и пьяный, а сообразил, что ему повезло. Как отдать сто рублей с зарплаты, которая всего девяносто он не сообразил, а что повезло – понял сразу. Забрал ружье и ушел, чтоб Куркуль передумать не успел. За патронами домой и на ферму пробовать. Мать пыталась было отобрать, видя такое пьяное дело, но он вывернулся и удрал. Ребят встретил по дороге. Голова раскалывается просто, а на миру и смерть красна и болит вроде меньше, поэтому позвал и даже уговаривал.
Дошли до фермы, ворота настежь, голубей пропасть. Вспорхнули было, когда Федька с ребятами в ворота вошли, потом опять своим делом увлеклись: кто комбикорм клюет, кто в навозе ковыряется.
Федька тоже с ружьем поковырялся, собрал, патронов пару из кармана достал. Зарядил.
- Дай стрельнуть, а? – не выдержал соблазна Генка, - вон голубь на стропилине сидит. И гадит. Не уважает он тебя, Федь. Ни капельки. Давай я его застрелю?
- Я сам первые два, - Федька прицелился, - вдруг чего с ружьем не так…
Бабах, - сказало ружье дуплетом, и голубь исчез. Вместе с голубем исчез изрядный кусок трухлявой стропилины, а через метровую дыру в шифере, сквозь дым и пыль в ферму заглянуло солнце.
- Ну, как я его? – Федька опустил ружье.
- Никак, Федь. Улетел голубь. Ни одного перышка же не упало. Говорил же, дай я стрельну, или Гошка вон, - Генка покосился на приятеля, - он биатлоном занимается, знаешь, как он из винтовки садит? А ты мазло, Федь.
- Ах, я - мазло? Сами вы … – Федька, никак не мог найти множественное число от слова «мазло», - Сами вы мазлы косые. И стрельнуть я вам не дам, у меня все равно патроны кончились.
- Не, Ген, - Гошка друга не поддержал, - попал он. Картечью, видать, стрелял. Вот и вынесло голубя вместе с крышей.
- А у вас выпить ничего нету? - невпопад спросил Федька, поставив ружье к стене и зажав голову ладонями, - лопнет сейчас голова.
- Откуда, Федь? - Гошка повернулся к зоотехнику, - мы обратно на пруд пойдем, и ты тоже беги отсюда. А то Лидка с обеда вернется, она тебя за дырку в шифере оглоблей до дома проводит. И ружье отобрать может, и по башке больной достанется.
- Идите, идите, в зеленую белку я все равно попал, - сказал Федька вслед ребятам и засмеялся, но они не обратили на его слова никакого внимания. А зря.
Вечером, а по деревенским меркам – ночью у Гошки было свидание. На остановке. Эта автобусная остановка на бетонной дороге из города в город мимо деревеньки, стояла к деревеньке «лицом» и служила всем ребятам местом вечернего сбора и своеобразным клубом. Автобусы днем ходили раз в два часа, последний автобус был в половину одиннадцатого вечера, и, после этого, угловатая железобетонная конструкция с тяжеленной скамейкой, отходила в безраздельное ребячье пользование. Девчонки вениками из пижмы выметали мусор, оставленный редкими пассажирами, Гошка притаскивал отцовский приемник ВЭФ и посиделки начинались.
Обычно сидели вчетвером. Но сегодня к Генке приехали родители, Ольга «перезагорала» на пруду и лежала дома, намазанная сметаной. Пользуясь таким удачным случаем, вдобавок к ВЭФу, Гошка захватил букет ромашек и васильков для романтической обстановки.
Светка не опоздала. Они посидели на лавочке и поболтали о звездах. Звезд было дофига и болтать о них было удобно. Как в планетарии.
- А средняя звезда в ручке ковша Большой медведицы называется Мицар, - Гошка невзначай обнял Светку левой рукой, правой показывая созвездие, - видишь? Она двойная. Маленькая звездочка рядом называется Алькор, по ней раньше зрение проверяли в Спарте. Кто Алькора не видел, со скалы сбрасывали. Видишь?
- Вижу, - Светка смотрела вовсе не на Алькор, - Вижу, что ты опять врешь, как обычно. А у тебя волосы вьются, я раньше не замечала почему-то.
После таких слов разглядывать всяких Мицаров с Алькорами было верхом глупости, и Гошка собрался было Светку поцеловать, но в деревне бабахнуло.
- Стреляют где-то, - немного отстранилась Светка, - случилось чего?
- Федька у Куркуля ружье купил. Пробует по бутылкам попасть.
- Ночью? Вот дурак. Его ж побьют, чтоб не шумел.
- Дурак, ага, - и пьяный еще. Пусть стреляет, ну его нафиг, - согласился Гошка и нагло поцеловал Светку в губы.
Светка не возражала. В деревне опять бабахнуло, и раздался звон бьющегося стекла.
- Целуетесь, да? – заорали рядом, и из кювета на дорогу выбрался запыхавшийся и взлохмаченный Генка, - целуетесь. А там Федька с ума сошел. Взял ружье, патронташ полный с картечью и по окнам стреляет. Белки, говорит, деревню оккупировали. Зеленые. К нам его мать забегала предупредить. Ну я сразу к вам и прибежал. Пойдем сумасшедшего Федьку смотреть?
В деревеньке бухнуло два раза подряд. Пару раз робко гавкнула собака, кто-то яростно заматерился. Бабахнуло снова, громче, чем раньше, и снова звон стекла и жалобный крик кота.
Дуплетом бьет, - с видом знатока оценил Генка, - до теть Катиного дома добрался уже. Пойдем, посмотрим?
- Сам иди, - Светка прижалась к Гошке, - нам и тут хорошо. Да, Гош?
- Ага, хорошо, - как-то неубедительно согласился Гошка, - чего там смотреть? Что мы Федьку пьяного не видели? Нечего там смотреть.
А смотреть там было вот что: Федька шел по широкой деревенской улице и воевал с зелеными белками.
Ишь, сволота, окружают, - орал он, перезаряжая, - врешь, не возьмешь! Красные не сдаются!
И стрелял. Проклятущие и зеленые белки были везде, но больше всего их сидело на светящихся окнах. Гремел выстрел, гасло окно, и пропадали зеленые белки.
Федька поравнялся с домом тети Кати, где за забором, на толстенной цепи сидел Джек. Пес имел внешность помеси бульдога с носорогом и такой же характер. В прошлом Джек был охотничьей собакой, ходил с хозяином на медведя и ничего не боялся. Из охотничьих собак Джека уволили из-за злости, да и цепь его нрав не улучшила. Джек ждал. Раз стреляют, значит сейчас придет хозяин, будет погоня и дичь. И лучше, если этой дичью будет этот сволочной кот Пашка, нагло таскавший из Джековой миски еду. От мысли о Паше шерсть на загривке встала дыбом. Нет, утащить еду это одно, а жрать ее прям под носом у собаки – это другое. Прям под носом: там, где кончается чертова цепь, как ее не растягивай.
Возле калитки появился человек с ружьем.
- Гав? - вежливо спросил Джек, - Гав-гав.
Хозяин это ты? Отстегивай меня быстрей, пойдем на Пашку охотиться. Так понял бы Джека любой, умеющий понимать собачий язык. Федька не умел. Он и зеленых белок понимал с большим трудом, не то что собак.
- Белка! – заорал он, увидев собаку, - главная белка! Собакой притворяется. Сейчас я тебя. Федька поднял ружье и выстрелил.
- Гав? – опешил пес, когда картечь просвистела у него над головой, - совсем охотники офонарели. Кто ж по собакам стреляет? Стрелять надо по дичи. В крайнем случае, - по котам. Вот Пашка… Джек не успел закончить свою мысль, как над его головой свистнуло еще раз.
Не, ребята, такая охота не для меня. Ну вас нафиг с такой охотой. Пусть с вами эта скотина Пашка охотится. Так подумал, или хотел подумать Джек, поджал хвост вместе с характером, мигом слинял в свою будку, вжался в подстилку и закрыл глаза лапой. Бабах! – снова грохнуло от калитки, и по будке стукнула пара картечин.
- Не попал, - не успел обрадоваться Джек, как снаружи жалобно мяукнуло, и в будку влетел пушистый комок.
- Пашка?! – по запаху определил пес, - попался сволочь. Вот как все кончится, порву. Как Тузик грелку порву. Пес подмял под себя кота и прижал его к подстилке. Кот даже не мяукнул.
Федька снова перезаряжал. В патронташе осталась всего пара патронов, а белок было еще много. Хорошо хоть главную белку грохнул. Здоровая была, надо потом шкуру снять, - на шубу должно хватить. Патрон встал наискось, Федька наклонился над переломленным ружьем, чтоб подправить. Что-то тяжелое опустилось ему на затылок. Белки пропали, и Федька упал, как подкошенный.
Куркуль, а это был он, потер правый кулак о ладонь левой руки и крикнул в темноту:
- Лидка, ты тут? Иди скорую ему вызови. Скажешь белая горячка у парня. Милицию не вызывай, я сам с участковым разберусь.
Лидкой звали председателя сельсовета и владелицу единственного телефона в деревеньке.
Перестал стрелять вроде, - на автобусной остановке Генка поднялся со скамейки, - патроны видать кончились. Пойдете смотреть? Нет? Ну я один тогда. Целуйтесь себе.
Генка направился в деревню. А в деревне, в собачьей будке возле теть Катиного дома Джек привстал и обнюхал перепуганного кота. Хотел было разорвать и, неожиданно для себя, лизнул Пашку в морду. Пашка, обалдевший от таких собачьих нежностей, вылез из будки, потянулся и отправился по своим кошачьим делам. Не оглядываясь.
А утром, проснувшийся Джек, нашел возле своей миски, толстую мышь. На своем обычном месте, там, где кончается собачья цепь, сидел Пашка, вылизывался и, кажется, улыбался.
1. Древние греки называли эту дочь Тифона и Ехидны, обитающую в скалах близ Фив беотийских, Душительницей, за то, что она пожирала путников, не сумевших разгадать ее загадки. Назовите ее имя.
2. Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. Что это?
3. Что сначала наливают, а затем вчетверо складывают?
Ее не видать, и в руки не взять,
Царит над всем и пахнет ничем,
Встает во весь рост на небе меж звезд,
Все начинает и все кончает.
5. Сидят чернички в темничке, вяжут вязаночку без иглы, без ниточки. Кто это?
6. Чем оканчиваются день и ночь?
7. По земле ходит, неба не видит, ничем не больна, а все стонет. Кто это?
8. С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился, к ночи помер, оставив номер. Что это?
9. В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, а за ночь вставлено. Что это?
10. В деревянной рубашке – черная душа. Что это?
11. Избушка нова – жильца нет, жилец появился – избушка развалилась. О чем это?
12. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Что это?
13. Мать, отец есть, а никому не сын. Кто это?
14. Поле стеклянное, а межи деревянные. Что это?
15. Весь день дела, его не звала, в ночь пришел милой – повалил силой. Что это?
16. Уронила меня мать, подняли люди, срезали голову, дали пить – велели говорить. Что это?
17. Длинна как дорога, коротка как блоха. Что это?
18. На сучке арканчик держит чемоданчик, крышка открылась – все раскатилось. Что это?
19. Что находится между горой и долиной?
20. За что учеников выгоняют из класса?
21. Что достанет зубами затылок?
22. Когда в пустом кармане что-нибудь да бывает?
23. Почему человек назад оглядывается?
24. В каком веке греки пятками назад ходили?
25. Бегут бегунчики, за ними – катунчики, несут рогатеньки колоть мохнатеньку. Что это?
26. Что есть в озерах, морях, огурцах и арбузах, но отсутствует в дыне и яблоке?
27. В комнате четыре двери: в одну входишь – в три выходишь, а когда думаешь, что на улице, оказываешься внутри. Что это?
28. Весенняя русская загадка: оглобли остались, а сани поехали. Что это?
29. По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый. Угадайте, что это?
30. Загадка В. И. Даля: «Родила Алена ребенка – без рук, без ног, одна головенка. Как зовут ребенка?»
31. Эту загадку загадал Гомеру один нищий мальчик: «То, что мы увидели и поймали, останется не с нами, а то, что не увидели и не поймали, носим с собой». Что это?
32. Маком по белой земле посеяно, далеко вожено, а куда пришло, там и взошло. Что это?
33. Ответ на эту загадку – голландское слово: «сожмешь – клин, разожмешь – блин». Что это?
34. Русская загадка: «На лесенке-стремянке развешены баранки». Что это?
35. На печи, на девятом кирпичи лежит, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку намотаны, сама зубы точит. Кто это?
36. Мадагаскарская загадка: «Подуешь – умрет, подуешь – оживет?» Что это?
37. Загадка Эрвина Брэчера: «Когда вы смотрите пристально, вы не можете видеть меня. Если вы видите меня, то вы не можете видеть ничего больше. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду. Иногда лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?»
38. Сидит утка на плоту, хвалится казаку: «Никто мимо меня не пройдет: ни царь, ни царица, ни красная девица». Что это, если и нам с вами этого не миновать?
39. Хозяйку поймали, а изба в окошки ушла. О чем идет речь в этой русской загадке.
40. Отгадайте якутскую народную загадку: «Меньше пальца, сильнее медведя». Что это?
(поле) не меряно--прич.
1. поле (каково?) не меряно
Н.Ф. не мерянный (какой?)
2. ПОСТ.: страдат., сов.в.,
3. поле (каково?) не меряно=сказ.
(овцы) не считаны--прич.
1. овцы (каковы?) не считаны
Н.Ф. не считанный (какой?)
2. ПОСТ.: страдат., сов.в.,
НЕПОСТ.: крат.форма, во мн.ч.
3. овцы (каковы?) =сказ.
(сито) покрыто--прич.
1. сито (каково?) покрыто
Н.Ф. покрытый (какой?)
2. ПОСТ.: страдат., сов.в.,
НЕПОСТ.: крат.форма, в ед.ч., в ср.р.
3. сито (каково?) покрыто=сказ.
Ответить