Патриция касс биография личная жизнь. Патрисия Каас: "Моя семья

Главная / Бывшие

С едьмой ребенок в семье. Патрисия росла в окружении пяти старших братьев и сестры. Детство она провела в маленьком шахтерском городке в Лотарингии, на границе с Германией. Мать — Ирмгард, немка, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Отец, Жозеф, работал в шахте и старался обеспечивать семью всем необходимым. Зажиточными Каасы не были никогда, но и не бедствовали.

В 13 лет к малышке Патрисии пришел первый успех – она победила на городском конкурсе юных талантов. Когда на сцене появилась белокурая миниатюрная девчушка, одетая в штаны старшего брата и смешной кепарь, жюри пришло в недоумение. А когда это ангелоподобное создание запело недетским хрипловатым голосом знаменитую «Лили Марлен» из репертуара Марлен Дитрих, зал слушал, не шелохнувшись.

200 марок. Таков был первый гонорар Патрисии за одно выступление, когда она подписала контракт с клубом-кабаре Rumpelkammer в в немецком городе Саарбрюккен. Каждую субботу на протяжении нескольких лет Патрисия выступала там под псевдонимом «Pady Pax». Денежки оказались хорошим подспорьем для семейного бюджета. Конечно, родители переживали за свою малютку: как бы ее кто не обидел? В таких заведениях публика собиралась не самая вежливая. Но, во-первых, субтильная мадмуазель за словом в карман не лезла, любого могла поставить на место, как по-французски, так и по-немецки. А во-вторых, за ее безопасность отвечали пятеро взрослых братьев.


Патрисия Каас (1990). Фото: East News

5 лет продолжались ночные выступления будущей мировой знаменитости перед завсегдатаями клубов, пока на пороге одного из заведений не появился Бернар Шварц. Горе-импресарио из Парижа не мог похвастаться карьерой, однако не терял надежды найти новую «Эдит Пиаф». Знакомство с ним сразу убедило Патрисию, что она, наконец, вытащила свой счастливый билет. А вот Бернар так не думал: у певицы были слишком тонкие ноги, перебитый в автомобильной аварии нос, а ее французский страдал неприятным немецким акцентом. Но амбиций барышне оказалось не занимать. «Когда я пою, все в мужики в зале мои», — выпалила Патрисия, когда почувствовала, что месье Шварц не горит желанием оставлять ее в Париже. И он ей поверил. На протяжении следующих нескольких лет их будут связывать не только профессиональные, но и личные отношения. Бернара Патрисия вычеркнет из списка близких людей, после того как поймет: он готов делить с ней успех и деньги, но не жизнь. А Каас-то была уверена, что они поженятся, и нежелание Бернара разводится с женой, восприняла как личную обиду.

Два великих актера Франции сыграли в жизни Патрисии определенную роль. Правда, каждый в определенное время. Жерара Депардье она называет своим первым продюсером. Бернар Шварц по понятным причинам – не в счет. В 1985 году Депардье вложил деньги в запись ее первой песни «Ревнивая», претендующей на серьезный успех у публики. Автором стихов стала Элизабет Депардье, жена артиста. Несмотря на то, что сингл провалился, очередной шаг к успеху был сделан. Свою лепту в раскрутку начинающей звезды внес и Аллен Делон. Об их романе судачила вся Франция и не только. В 1991 году самый красивый (когда-то) мужчина страны публично признался Патрисии в своих чувствах после ее выступления, положив к ногам Каас роскошный букет цветов. Аллен и Патрисия везде появлялись вместе, и их недвусмысленное поведение лишь подогревало слухи. Позже стало очевидно, что эти отношения были лишь грамотно спланированным pr-ходом. Делон нуждался во внимании публики, которая уже охладевала к стареющей звезде, а Патрисия, благодаря этому «роману» стала вхожей в круг самых знаменитых французских артистов.

Шесть лет длился самый стабильный роман Кааас с бельгийским музыкантом Филиппом Бергманом. Они познакомились в 1993 году. Через три недели он уже переехал к ней в Париж и стал для Патрисии всем – автором песен, аранжировщиком, пресс-аташе, сопровождал в турне, поддерживал в горе и радости. Филипп сделал ей предложение, но услышал в ответ: «Давай вернемся к этому разговору позже». Он так и не дождался продолжения разговора. В 2000 году они расстались. А Патрисия заявила, что больше не верит в вечную любовь.


Евровидение 2009, финал Москва. Фото: Global Look Press

20 000 000 евро. Столько стоили съемки фильма «А теперь, дамы и господа…», где Патрисия сыграла одну из главных ролей. У нее уже были попытки попробовать себя в кинематографе. Так, в начале 90-х, американский режиссер Стенли Донен предложил ей роль Марлен Дитрих в биографической ленте о жизни великой дивы. Но тогда на проект не смогли найти деньги. В 2002 году знаменитый Клод Лелюш, снявший «Мужчину и женщину», специально для Патрисии написал сценарий и пообещал привлечь к работе суперпопулярного тогда Джона Малковича. В результате его роль сыграл Джереми Айронс, сценарий оказался слабым, мастерство Лелюша не спасло положение. Картина провалилась в прокате.

8 место заняла Патрисия на «Евровидении» в 2009 году в Москве. Сначала она категорически отказалась представлять Францию на этом конкурсе. Дело в том, что финал был запланирован на 16 мая, а в этот день Каас не поет никогда в память о маме: Ирмгард не стало 16 мая 1989 года. Но руководство французского канала France 2 приложило немало усилий, чтобы уговорить Каас приехать в Москву.

Сумасшедшая слава Патрисии Каас осталась в прошлом. Она больше не поет в «Олимпии», не собирает многотысячные залы, работе во Франции предпочитает заграничные турне. По-прежнему одинока. Но к своему юбилею впервые за последние 13 лет подготовила новый альбом – десятый, по счету, который назвала просто «Patricia Kaas».

Патрисия Каас однажды призналась, что уже не верит в большую любовь . К 45 годам легендарная певица так и не познала счастья быть матерью и любимой женой. "Моя мать родила столько же детей, сколько я записала альбомов", — говорит она. Символ французского шарма признается: " Я много пела, много любила, много плакала".

Каас всегда очень осторожно делилась с миром сведениями о своей личной жизни, предпочитая оставаться в тени своего голоса. Так продолжалось вплоть до появления первой и единственной биографии певицы, написанной ею самой. " Тень моего голоса" рассказывает историю жизни француженки с сильным характером и печальным взглядом.

Она стала одной из первых европейских звёзд, давших концерт в перестроечном СССР и по сей день остается символом безупречного вкуса и грации для миллионов россиян. Ею восхищаются, ей поклоняются, о ней говорят. Её называют Мадонной Востока и французской Марлен Дитрих. В разное время у нее были романы с самыми знаменитыми соотечественниками — от Алена Делона до Жерара Депардье.

Фатальное невезение в личной жизни и одиночество — пресловутая цена славы, первые лучи которой в случае Каас совпали с угасанием жизни самого близкого человека — ее мамы. Песню Mademoiselle chante le blues , ставшую визитной карточкой певицы, Патрисия впервые исполнила, уже зная о том, что её мать неизлечимо больна. Она вложила в её исполнение всю свою надежду и любовь, и публика услышала это: песня молниеносно стала хитом. Блеск шоу-бизнеса сменялся серостью больничных стен, но цель была достигнута: мама успела увидеть, как её застенчивая девочка Падди становится звездой.

В этом разделе:
Новости партнеров

Так звезда рассказывает о своей маме: "Маме отдыхать некогда. Она всегда рядом. Мама сама нежность, когда нужно, но и сама суровость, когда мы, дети, ее к этому вынуждаем.

Она разрешает нам не ходить в школу, когда чувствует, что мы слишком устали или совсем не хотим туда идти. Но мама может и очень сильно рассердиться, когда наше поведение ее не устраивает. У нее есть принципы: нельзя лгать, нужно быть справедливым и уважительным.

Если это не так, она кричит. Мы боимся ее гнева из-за высоты издаваемого ею звука и его резкости. Если маму рассердить, то ее голос взмывает ввысь и становится настолько пронзительным, что мы вынуждены затыкать уши.

Мы стараемся ее не сердить, отчасти потому, что великолепно отдаем себе отчет в том, насколько тяжело ей приходится. Она поднимает нас на ноги, имея в своем распоряжении лишь весьма скромный заработок моего отца-шахтера".

Патрисия — седьмой ребенок во франко-немецкой семье, дочь шахтера и домохозяйки из маленького приграничного городка . О ее детстве и юношеских годах писали всякое, говорили о ее трудном детстве, однако в своей биографии певица с теплотой рассказывает о своей большой семье. Чтобы скрыться от горя после смерти матери, Патрисия с головой уходит в творчество, и так она делала всегда — после неудачи или несчастной любви — без остатка отдается сцене.

"Моя семья, мой клан. Я смотрю на них, я горжусь своими братьями и сестрой. Робер, как мужчина с мужчиной, говорит с отцом, на которого он похож. Эгон шутит с Кариной. Раймон и Бруно помогают маме, а Дани забавляется, поднимая мои пепельно-белокурые косы. У шестерых одинаковые голубые глаза, у некоторых они чуть продолговатые. Я последний ребенок. Мне восемь лет. Моей сестре двенадцать, а все остальные намного старше меня.

Я появилась на свет после целой череды братьев. На самом деле, мама хотела девочку. Но родила пятерых мальчишек. А так как она очень жалела о том, что у нее нет дочки, то увеличила число детей до шести, родив Карину. Ей следовало бы на этом остановиться, но на свет неожиданно появилась я, зачатая случайно. Дитя весны, возрождающегося желания, родившееся 5 декабря. Семеро детей, целое племя".

Отрывок из книги Патрисии Каас "Тень моего голоса": "Любимое блюдо папы — улитки под зеленым чесночным соусом. Затем отварные овощи, пускающие веселые пузырьки, и жаркое, король стола. Это главное рождественское блюдо любят все, а вот у кролика или индейки есть свои противники среди нас, детей. При таком количестве ребятишек сложно прийти к согласию по поводу меню. Нас семь, как и гномов, самураев, чудес света, жизней у кошки, дней недели и хрустальных шаров!…

Сначала пять мальчиков и потом две девочки. Сегодня мы все здесь, даже старшие, покинувшие дом — Робер, Раймон и Бруно — пришли со своими женами. Мне нравится, когда в доме много народа, когда мы все собираемся вместе, когда тесная гостиная трещит от движений, смеха, громовых голосов, подогретых спиртным. Мне нравится угадывать, кто пришел, когда звенит звонок. Мне нравится это многолюдье на один вечер, блестящие глаза, улыбающаяся мама, порозовевший папа".

Детство Патриции Каас

Патриция Каас (в России ее имя часто пишут Патрисия Каас) стала седьмым ребёнком в многодетной семье. Отец, Йозеф Касс, был французом по национальности и работал шахтёром. Мать, Имград, – немка, была домохозяйкой.

С ранних лет Патриция увлекалась музыкой и пением. Уже в возрасте девяти лет она выступала в составе группы Black Flowers (Черные цветы) на танцплощадках в местных клубах и на фестивалях. В 13 лет Патриция подписала контракт с клубом-кабаре Rumpelkammerв в немецком городе Саарбрюккен и каждую субботу на протяжении семи лет выступала там под псевдонимом «Pady Pax».

Её гонорары стали основным источником дохода большой семьи. Помимо выступлений в клубах, с 16 лет Патриция начала работать в модельном агентстве города Мец на северо-востоке Франции. Так очень быстро закончилось её детство.

Ранний успех Патриции Каас

Однажды, во время выступления в клубе на неё обратил внимание архитектор Бернар Шварц, после знакомства он пригласил молодую певицу в Париж и познакомил с поэтом-песенником Франсуа Бернхеймом из Phonogram Records. Ему предоставили демо-запись её песен, которые ему очень понравились. Берхейм убедил своего друга Жерара Депардье проспонсировать запись сингла Каас под названием «Jalouse». В 1985 году сингл был издан компанией EMI, слова к нему написали Берхейм и жена Депардье – Элизабет. Песня оказалась провальной.

В 1987 году Патриция Каас заключила контракт со звукозаписывающей компанией PolyGram Records. В том же году вышел, ставший знаменитым сингл Mademoiselle chante le blues ("Мадемуазель поет блюз"), автором текста песни стал французский поэт и композитор Дидье Барбеливьен. Песня заняла 14-е место в хит-параде Франции и была продана в количестве около четырехсот тысяч копий. В день своего рождения 5 декабря 1987 года Патриция Каас выступила на сцене парижской Олимпии - самого престижного зала во Франции.

UMA2RMAH & Patricia Kaas - Не позвонишь

Всемирная известность Патриции Каас

18 января 1988 года Каас выпустила свой первый альбом «Mademoiselle chante le blues», который занял в хит-параде 2-е место. В течение трёх месяцев альбом стал «платиновым» (более 350 000 экз.) во Франции, а позднее в Бельгии и Швейцарии. В том же году певица выиграла самую главную музыкальную награду Франции «Виктуар де ля мюзик», в номинации «Открытие года». В 1989 году Каас дала несколько концертов в странах Европы и в СССР, а в 1990 отправилась в своё первое турне по 12 странам мира, продлившееся 16 месяцев.

В апреле 1990 Каас сменила звукозаписывающую компанию на «CBS Records» и выпустила второй альбом «Scène de vie». Песни этого альбома в течение десяти недель держались на верхних строках хит-парада. После выхода альбома певица отправилась на гастроли, посетила 13 стран и дала 210 концертов. Она стала одной из самых популярных исполнительниц в мире. В 1991 году певица получила всемирно известные музыкальные награды World Music Awards и «Bambi».

В апреле 1993 вышел третий альбом «Je te dis vous», запись которого проходила в лондонской студии «Eel Pie Studio» вместе с известным продюсером Робином Миллером. «Je te dis vous» считается самым успешным альбомом певицы, он был продан в количестве двух миллионов экзэмпляров. В турне с этим альбомом певица дала 150 концертов в 19 странах мира.


Четвёртым альбомом стал «Dans ma chair» («Внутри меня») 1997 года, записанный в Нью-Йорке с известным американским продюсером Филом Рамоном. В альбом вошли 50 песен разных авторов. Певица посвятила его своим родителям. Тираж этого альбома составил 750000 экзэмпляров. После его выхода Каас отправилась в очередной гастрольный тур по 23 странам, во время которого дала 120 концертов.

В 1999 году Патриция выпустила очередной альбом «Le mot de passe» созданный под руководством продюсера Паскаля Обиспо. В ноябре того же года певица вновь отправилась в мировое турне.

Каас в настоящее время

В октябре 2001 года вышел сборник песен Патриции Каас Best Of, куда вошли её самые лучшие композиции.

В 2002 году состоялся актёрский дебют Патриции Каас в фильме Клода Лелуша «А теперь, дамы и господа», в котором она сыграла главную женскую роль - Джейн Лестер. К этому фильму Патриция записала саундтрек «Piano Bar», впоследствии был выпущен альбом с тем же названием. В 2003 году певица отправилась в гастроли по Европе, Скандинавии, Финляндии, Канаде, США, России и Японии. Два концерта состоялись в Королевском театре в Ковент-Гардене в Лондоне.

1 декабря 2003 вышел альбом «Sexe Fort» («Сильный пол»). В нём Патриция кардинально поменяла свой стиль исполнения на более твердый, с элементами рока. В июне 2004 началось очередное турне певицы, продлившееся до октября 2005 и охватившее 25 стран. По окончании турне, Патриция объявила о том, что намерена сделать двухлетний перерыв.

Патриция Каасс Les Hommes Qui Passent.

Летом 2007 года Патриция приступила к работе над новым альбомом «Kabaret», а в феврале 2008 записала свою первую русскоязычную песню «Не позвонишь» в дуэте с известной российской группой UMA2RMAN. Эта песня длительное время держался на верхних строчках хит-парадов России. В ноябре работа над альбомом «Kabaret» была закончена. Название написано с ошибкой не случайно (по французски пишется «Сabaret»), буква «K» это намёк на фамилию Каас. В поддержку альбома Патриция дала концерты в Москве и Хабаровске, а также в 11 разных странах. В этот же период певица участвовала в рекламной кампании крупнейшей в России сети магазинов парфюмерии и косметики «Л’Этуаль», став её «лицом».

В мае 2009 года Патриция Каас выступала на музыкальном конкурсе «Евровидение 2009» в Москве, представляя свою родную страну – Францию. Она исполнила песню «Et s`il fallait le faire» из нового альбома «Kabaret». В ходе голосования она набрала 107 баллов и заняла 8 место. 26 и 27 февраля Каас выступала в Москве, в Государственном концертном зале Кремля вместе с другими российскими исполнителями.

Последний на сегодняшний день альбом «Kaas chante Piaf» (Каас поёт Пиаф) вышел 5 ноября 2012 года. 6 декабря 2012 года Патриция выступила с программой этого альбома в Москве, в театре Оперетты, а 9 декабря в Национальном академическом театре оперы и балета города Киева.

В 2012 году Каас исполнила главную роль в фильме режиссёра Тьерри Бинисти «Assassine» («Убитая»). Певица часто посещает Россию и даёт концерты в Москве несколько раз в год.

Личная жизнь Патриции Каас

Личная жизнь Патриции Касс была не так удачна как карьера. В молодости она призналась в любви Бернару Шварцу, но он не ответил ей взаимностью, ответив отказом на её предложение жениться. Она испытала сильное потрясение и из-за переживаний даже попала в аварию на мотоцикле. После чего она сосредоточилась на карьере.


В 21 год после смерти матери Патриция стала встречаться со своим менеджером Сирилом Приером. Их отношения продлились три года. По словам певицы с мужчинами ей не везло, романов у неё было много, но они так и не закончились свадьбой. Какое-то время она встречалась со знаменитым актёром Аленом Делоном . В настоящее время певица уже более 4-х лет живёт с мужчиной по имени Филипп, с которым у них полное взаимопонимание, они планируют пожениться и завести ребёнка.


5 декабря празднует свое 50-летие всемирно известная французская певица Патрисия Каас . Несмотря на успешную карьеру, любовь миллионов поклонников и огромное количество людей вокруг, артистка признается в том, что чувствует себя одинокой. Каждый выход на сцену для нее – еще одно свидание в ее романе со зрителями, который заменил ей романы в личной жизни. Недавно певица написала о себе книгу «Тень моего голоса», в которой поделилась тайнами о самом сокровенном.



Патрисия Каас была седьмым ребенком в семье шахтера и домработницы. В их доме не принято было говорить друг другу ласковые слова и проявлять нежность, поэтому и в зрелом возрасте для певицы всегда было сложно проявлять свои чувства. Возможно, это стало одной из причин ее одиночества. «Мне сложно произносить фразу «Я тебя люблю», я редко ее произношу. Мужчины упрекают меня за это. И за то, что я не отдаюсь полностью, не забываюсь. Да, я отдаюсь не отдаваясь. И всегда готова взять себя обратно. Жизнь артиста, о чем мне не раз говорил Ален Делон, ведет к одиночеству. Поэтому я не верю в историю любви, мне достаточно поверить в поцелуй», – признается она.



С 13 лет все свое время Патрисия Каас привыкла посвящать работе. Еще с 9 лет она выступала на концертах и фестивалях, а в 13 лет подписала семилетний контракт с немецким клубом-кабаре, где выступала каждую субботу. С 16 лет она работала в модельном агентстве и параллельно продолжала заниматься вокалом. Ее первым продюсером стал Жерар Депардье, и хотя первый сингл был провальным, в 21 год она уже выступала на сцене самого престижного зала Франции – парижской «Олимпии».



Конец 1980-х–1990-е гг. были самым успешным для нее периодом: в 1988 г. она выпустила свой первый альбом «Mademoiselle chante le blues», который за три месяца стал платиновым. В 1990-х артистка отправилась в первое грандиозное турне по 12 странам мира, продлившееся 16 месяцев. Ее называли одной из самых популярных певиц в мире.





В 2002 г. состоялся ее актерский дебют в фильме Клода Лелуша «А теперь, дамы и господа». В 2008 г. Патрисия Каас записала первую русскоязычную песню «Не позвонишь» в дуэте с группой «Uма2rman». Она часто посещает Россию, в 2012 г. певица выступила здесь с новой концертной программой «Каас поет Пиаф».





Однако личная жизнь Патрисии Каас складывалась не так успешно, как творческая. Ей приписывали романы с Аленом Делоном, Жераром Депардье, Джереми Айронсом и другими известными артистами. В ответ на это певица заявила, что предпочитала подобные отношения не выводить за рамки дружеских, чтобы они дольше продлились. И в случае с Аленом Делоном ей это действительно удалось.





Самым продолжительным романом, о котором сейчас Патрисия Каас вспоминает с горечью, был гражданский брак с бельгийским музыкантом Филиппом Бергманом. Об их отношениях артистка написала: «Я не хочу признаваться самой себе, что он со мной из-за того, что у меня есть и кто я такая. Эта мысль связана с еще более ужасной мыслью о том, что меня обманывают. В его карьере ничего не происходит, и он начинает концентрироваться на моей. Он старается изолировать меня от моих близких, а я отказываюсь видеть правду. У него нет своих денег, он злится». После расставания с Каас Бергман обвинял певицу в одержимости карьерой и пытался отсудить у нее имущество.





После этой истории певица разуверилась в мужчинах и в самой любви. В книге «Тень моего голоса» она писала: «Мужчины меня разочаровали. И Бог, который забрал моих родителей, тоже. Я ненавижу любовь. И я презираю себя за то, что была слабой влюбленной идиоткой. Презираю мужчин. Я считаю их заносчивыми, меркантильными и трусливыми болванами. Предсказуемыми и инфантильными».



У нее случались романы, но завершались то из-за болезненной ревности избранника, то из-за предложенной ей роли любовницы. Так произошло с молодым миллионером: «Проходят дни, недели. Я все еще любовница женатого человека. Трофей. Я знаменита, он богат. Онассис и его Каллас, версия 2010 года. С одной лишь разницей, что я не хочу жертвовать карьерой ради мужчины, быть очередным приобретением его коллекции. Конец истории моей любви. Он остается со своей женой. Эта сказка была слишком красивой, чтобы быть правдой».





Сегодня певица больше всего жалеет о том, что не может иметь детей. «Моя мать родила столько же детей, сколько я записала альбомов», – говорит Патрисия Каас. Она так и не вышла замуж: «Я сама выбираю, быть с мужчиной или нет. И это всегда осложняет мои отношения с противоположным полом – мужчины меня просто боятся».



Одной из самых известных стала ее песня

Вокальные способности у Патрисии проявились с самого детства. Ребенком она с радостью пела за гостинцы, билеты на развлекательные мероприятия и скромные подарки. Училась петь он самостоятельно, не прибегая к профессиональной помощи.

В возрасте 13 лет, она с помощью брата Эгона подписала контракт с саарбрюккенским клубом Rumpelkammer, взяв псевдоним Pady Pax. А в 16 лет девушку приняли в ряды манекещиц модельного агентства в Меце.

Со временем у Каас завелся продюсер, архитектор Бернард Швотз. В 1985 году 19-летняя певица нашла продюсера в лице французского актера Жерара Депардье, заметившего ее в саарбрюкенском клубе Rumpelkammer и решившем спонсировать творчество Патрисии.

Благодаря ему свет увидел ее первый сингл Jalouse, который оказался провальным. Однако, в 1987 году был написан хит Mademoiselle chante le blues, принесший ей первую популярность.

Вскоре Патрисия Каас записыла второй альбом, в который вошли прошумевшие на весь мир композиции: Mon mec à moi и Elle voulait jouer cabaret. Тогда же певица получила награду на церемонии Victoire de la musique в номинации "Открытие года".

Ее дебютный альбом Mademoiselle chante 1987 года за пару недель во Франции обрел золотой статус, а спустя три недели стал платиновым. Так же диск стал платиновым в Швейцарии и Бельгии, и успешно продавался в Испании, Германии, Австрии, Канаде, Японии, Голландии и других странах.

Песни со второго альбома Scène de vie в течение десяти недель держались на верхних строках хит-парада. А ее третья по счету пластинка Je te dis vous получила Бриллиантовый диск (около одного миллиона проданных копий во Франции и более двух миллионов во всем мире). Патрисия Каас стала первой французской певицей, чьи первые три альбома были проданы тиражом более одного миллиона.

На обложке четвертого диска Dans ma chair она предстала в новом образе коротко стриженной блондинки, однако новый имидж не повлиял на масштабный успех пластинки. С тех пор француженка выпустила еще шесть музыкальных дисков и продолжает вести концертную деятельность, которая всегда сопровождается аншлагами.


Личная жизнь

В молодости была влюблена в Бернара Шварца, однако тот не ответил ей взаимностью. Затем у певицы были отношения с собственным менеджером Сирилом Приером и непродолжительный роман с Аленом Делоном. Также она встречалась с бельгийским композитором Филиппом Бергманом.

Интересные факты

Самое близкое существо для певицы - ее собака, болонка Текила

В 2002 году дебютировала как актриса в фильме Клода Лелуша "А теперь… Дамы и господа"

В 2012 году сыграла главную роль в фильме "Убитая" режиссера Тьери Бинисти. Во Франции телепремьеру посмотрело более 5 млн. зрителей

В 2012 году вышла ее автобиографическая книга "Жизнь, рассказанная ею самой: Тень моего голоса"


Дискография

1987 - Mademoiselle chante le blues

1990 - Scène de vie

1993 - Je te dis vous

1997 - Dans ma chair

1999Le mot de passe

2002 - Piano Bar

2003 - Sexe fort

2009 - 19 (The best of)

2012 - Patricia Kaas Chante Piaf


Награды и премии

Victoires de la musique, 1988 год. Победитель в номинации: Открытие года

Victoires de la musique, 1989 год. Победитель в номинации: Самый распродаваемый альбом за рубежом

Goldene Europa, 1990 год. Победитель в номинации: Певица года

Victoires de la musique, 1991 год. Победитель в номинации: Лучшая исполнительница года и самый распродаваемый альбом за рубежом

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры