Первое послание к коринфянам святого апостола павла. Библия онлайн Толкование 1 коринфянам 8

Главная / Бывшие

Некоторые из коринфян были совершенны, и, зная, что входящее в уста не оскверняет человека (Мф.15:11) и что идолы суть деревья и камни и не могут вредить, безразлично входили в капища и ели идоложертвенное. Другие же, менее совершенные, видя таковых, и сами входили в капища и приносили жертвы идолам, но не с такой же мыслью, с какой первые, а думая, что идолы достойны почтения и способны принимать жертвы. Это подвигло Павла к ревности, потому что это вредило тем и другим: совершенным тем, что они услаждались бесовскими яствами, а несовершенным - тем, что они склонялись к идолослужению. Итак, апостол спешит исправить это зло, и по своему обычаю, оставив несовершенных, обращает речь свою к совершенным. И, во-первых, усмиряет гордость знанием, и говорит: не вы одни имеете это знание, но все мы знаем, что идол есть ничто в мире; однако это знание не только не приносит никакой пользы, но еще и вредит, воздымая и надмевая имеющего оное и чрез то отделяя его от ближнего, если вместе с ним (знанием) не будет и любви, которая, напротив, может созидать. Ибо что знание без любви разрушает, то любовь восстановляет и созидает, все делая в пользу ближнего.


Здесь говорит больше, именно, что если знание будет и с любовью соединено, то и тогда оно несовершенно. Ибо никто, будь то Петр, или Павел, не знает ничего так, как должно знать. Что же надмеваетесь вы, имеющие знание без любви? Ибо если бы вы имели знание и вместе любовь, то и тогда еще ничего не знали бы в совершенстве.


Слова эти имеют такой смысл: кто любит ближнего, тот, без сомнения, любит и Бога; а кто любит Бога, тот (не сказал: познал Бога, но) имеет знание от Бога, то есть стал знаемым Богу и своим. Став же знаемым Богу, он получает знание от Него; но и это знание несовершенное. Посему, если ты и будешь иметь знание, не превозносись: ибо оно не совершенное и не есть твое достоинство, но дарование от Бога. Смотри, сколькими мерами укрощает их кичливость.


Опять обобщает знание, укрощая их. Все, говорит, мы знаем, что идол ничто в мире. Итак, ужели нет идолов? ужели нет изваяний? Есть, но они ничто, то есть не имеют никакой силы; они не боги, но камни и бесы. И так как между эллинами были простецы и мудрецы, и простецы не видели в идолах ничего более камней, а мудрецы думали, что в них обитают божественные силы, которые они и называли богами: то простецам сказал, что идол ничто в мире, а мудрецам сказал, что нет иного Бога, кроме Единого, а посему не живут в идолах и силы божественные, потому что Бог един, а не много богов.


Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть так называемые боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. Или на небе , как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. Или на земле , как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. Но у нас один Бог Отец, из Которого все : этим указывает на то, что Он Творец; и мы для (εις) Него : этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему.


Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова один Бог Отец и один Господь Иисус Христос , не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог (Рим.9:5); равно и Отец называется Господом, например, в словах: сказал Господь Господу моему (Пс.109:1). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: нет Бога, кроме Единого ; и: один Бог ; и один Господь . Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.


Не все, говорит, знают, что Бог един, а не много богов, или что идолы суть ничто.


Сказал неопределенно: некоторые , желая обнаружить их пред всеми. Ибо много было таких, которые перешли от идолослужения к вере, но которые даже доселе, то есть и после того, как уверовали, едят идоложертвенное, как жертвы идольские. С совестью, признающею идолов , то есть имея об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред. Посему не сказал, что идолы оскверняют, но что совесть их (ядущих) оскверняется , так как она слаба и не может понять, что идолы ничто, ибо они сами по себе не могут осквернять никого. Итак, пойми, что ядущие идоложертвенное испытывают подобное тому, как если бы кто-нибудь, по обычаю иудейскому, почитал прикосновение к мертвецу осквернением, но, видя, что другие прикасаются к нему с чистой совестью, из стыда пред ними прикоснулся бы и сам: он не осквернился бы, но осквернился бы в совести, будучи осуждаем ею.


Дабы не сказал кто-нибудь я ем с чистой совестью, и что мне за дело, если кто по своей немощи соблазняется , объясняет, что и самое ядение идоложертвенного, хотя бы с решительным презрением к идолам, не имеет никакого значения. Ибо хотя бы брат твой и не соблазнился, то и в таком случае ты не сделал бы ничего похвального и богоугодного, потому что пища не приближает нас к Богу.


То есть ни в случае ядения мы не имеем никакого превосходства пред другими и не совершаем дела, особенно угодного Богу, ни в случае неядения не терпим потери и унижения.


Этим устрашает их. И не сказал: это знание ваше, но эта свобода , то есть самовольство и гордость да не послужат соблазном для слабых. Более виновными делает их то, что они не щадят слабых, которым должно было бы помогать.

8:1 О идоложертвенных яствах. В главе, начинающейся с этого стиха, речь идет об идолопоклонстве; этой же теме посвящена и десятая глава (гл. 9, развивая другую тему, поддерживает главный аргумент Павла). Вопрос подняли сами коринфяне в своем письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания), однако суть его не вполне ясна. Известно, что между ними были разногласия относительно употребления в пищу идоложертвенных яств. Павел в своем послании решительно отвергает такую практику. По мнению некоторых толкователей, в гл. 8 и 10,25-30 обсуждается одна и та же тема. Другие (на основании 8,10) утверждают, что в этой главе Павел занят проблемой христиан, участвующих в языческих пиршествах и употребляющих ритуальную пищу.

мы все имеем знание. В ст. 1-3 Павел говорит о грехе самонадеянности. Эти слова раскрывают, что поступки коринфян являлись выражением принципиальной позиции. Ими руководила не любовь (ср. гл. 13), а гордыня.

8:3 дано знание от Него. Иной перевод: "тот познан Им". Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают, а сосредоточиться на Том, Кто знает их (ср. 13,12).

8:4 идол... ничто. По-видимому, доводом коринфян в пользу употребления идоложертвенной пищи было само учение монотеизма: если Бог только один и учит презирать идолов (Ис. 46,6.7), к чему волноваться из-за идоложертвенной пищи? В ст. 4-6 Павел признает эту истину и подтверждает ее, но затем показывает ошибочность выводов, сделанных коринфянами.

8:7 Но не у всех такое знание. Не все признают, что "идол в мире ничто". И новообращенные верующие, имея сомнения в душе, едят идоложертвенное "как жертвы идольские, и совесть их... оскверняется". Павел подразумевает, что эти "немощные" христиане грешат уже только потому, что думают, будто совершают что-то дурное.

8:10 сидишь за столом в капище. См. ком. к ст. 1 (ср. 10,18-22).

8:11 от знания твоего. "Знание" некоторых коринфян служило не к назиданию церкви, а, напротив, надмевало одних и являлось соблазном для других.

8:12 уязвляя немощную совесть их. Обычно это толкуется в том смысле, что христианин с "немощной совестью", совершая нечто, что он (или она) считает дурным (хотя на деле оно не таково), становится более уязвимым для других грехов.

8:13 не буду есть мяса вовек. Это заключительное высказывание выражает основной принцип любви: польза других важнее собственной (10,24.33; 13,5; Флп. 2,4).

Глава, посвящённая проблеме отношения к идолопоклонству в Коринфском христианском собрании.
Её нельзя рассматривать в отрыве от 10 главы , где Павел показывает глубину знаний иудея об идолах и идоложертвенном: в Коринфе, схватив верхушки знаний о том, что идолы - это никакие не боги, легкомысленно решили бравировать своими новыми знаниями, смело посещая даже капища и пиршествуя со жрецами языческими, считая, что они настолько сильны в вере и свободны от суеверий, что даже участие в трапезе со жрецами - ничуть не испортит их отношений с Богом.

Не имея понятия о том, что на самом деле идолопоклонство омерзительно не идолами, а бесами, стоящими за идолами - христиане Коринфа, надмеваясь верхушками неглубоких знаний, при этом ещё и своих соверующих страдать заставляли, подчёркивая якобы «силой» своего неверия в мерзость капищ - немощь тех христиан, которые не желали иметь с капищами ничего общего.

В 8 главе Павел уделил внимание защите «немощных» в вере, а в 10 - разоблачил уже и ошибочность «силы» пиршествующих в капище: участник жертвенника языческого (принимающий участие в бесовских празднествах) - даже если и сам не верит в это, тем не менее - трапезничает не с идолом, а с бесом, которого идол всего лишь представляет. А участие христианина в бесовской трапезе не может быть одобряемо Богом. (10:21,22).
Вот и выходит, что «немощный» в вере, не желающий иметь ничего общего с поклонением бесам - гораздо сильнее тех «сильных», кто с удовольствием потчуется и бесовской трапезой, пиршествуя со жрецами капищ, и Божьей - в собрании христиан.

Итак, 8 глава, посвящённая разоблачению «сильных» в вере Коринфян - в отсутствии любви к своим соверующим. Разоблачать «силу» их веры и недопонимание истинных знаний о бесовщине – Павел начнёт чуть позже, в 10 главе.

8:1 О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
Приобретение знаний о том, что идолы - это никакие не боги и что им поклоняться незачем - дало повод некоторым христианам Коринфа возгордиться новым просвещением и совсем забыть о том, что своё поведение не мешало бы анализировать и корректировать, если оно хотя бы у кого-то из соверующих вызывало беспокойство.

8:2,3 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
В Коринфе не знали об идолах тех тонкостей, какие знали в Израиле от Бога: верхушки знаний о том, что идол - это никакой не бог - не могли дать им полной картины проблемы идолопоклонства о том, например, что идолы - это кумиры (изображения) языческих богов, а языческие боги - это бесы. И если не видеть полной картины - всегда есть вероятность ошибиться и поступить неправильно, что происходило и с «сильными» в вере коринфянами.
В Израиле знали о том, с каким отвращением Бог относится к кумирам, представляющим в то время языческих богов, и - к тем, кто желал воспользоваться золотом или серебром, из которого был сделан этот кумир:
Бог категорически приказал Израилю избавляться от всех предметов ложного поклонения и не соблазняться на них даже в расплавленном виде, ибо обладание этими предметами могло стать сетью дьявольской для народа Бога.
Кумиры богов их (идолов) сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. (Второз.7:25,26)

Израиль не был суеверным, не поклонялся кумирам-идолам, не верил, что это- боги, не боялся их, не приносил им жертвы, воспринимал идолов цинично всего лишь как куски серебра и золота, на которых можно разбогатеть, но, тем не менее, Бог запретил Своему народу иметь хоть какое-то отношение к идолам.
В Коринфе, в языческом городе, этих тонкостей отношения Бога к местам и предметам ложного поклонения - знать не могли, поэтому и хвастали неблагоразумно своими новыми знаниями, не понимая, что могут угодить в сеть дьявольскую своим легкомысленным отношением к участникам в бесовской трапезе (1Кор.10:21,22)
Однако на данный момент Павла больше волновало, как объяснить им, что для христианина любовь к ближним - должна быть важнее любых самых новейших знаний.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Как дано знание от Бога - любящим Бога? Всех пунктов, как в Моисеевом законе, для христиан не пропишешь. Но любящим дано знание, как поступить так, чтобы не «загасить фитиль тлеющий и не доломать трость надломленную», чтобы не сломать веру брата, не обидеть его, не сделать ему зла.
Любящий Бога не просто стремится выполнить пункт закона Бога, он заботится о брате и если понадобится - сделает гораздо больше, чем прописывают какие-то пункты, он приложит максимум усилий к тому, чтобы ничем не склонить соверующего ко греху и самому не послужить соблазном явно или косвенно - к чьему -то греху

Этому тексту есть и иной перевод: «тот познан Им ».(ПНМ) В таком варианте эта же мысль звучит так, например:
Женевская: Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают , а сосредоточиться на Том, Кто знает их . .

8:4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
Павел согласен, что идол сам по себе - ничто, это не бог, а кусок дерева, глины или металла, сделанный руками человеческими. Потому и пищу, естественно, идол есть никакую не может, а значит, весьма глупо что-то из еды посвящать идолам с верой в то, что эти «куклы» принимают от человека угощение и через это делают его святым.

Для справки из истории античного мира:
В Коринфе трудно было найти пищу, не посвящённую античным «богам»: вера в то, что демоны проникают в человека через пищу, побуждала горожан освящать практически любу еду (не только мясо животных) методо «пропуска» её через местных жрецов и «получения» благословения на употребление её - от какого-нибудь доброго «бога» через его жреца.
Те делили пищу на части своему «богу» себе и что оставалось – возвращали владельцу уже как освящённую и благословлённую на употребление, к которой демоны уже, дескать, не прицепятся.

8:5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
Павел констатирует факт, что
этот мир на самом деле наводнён множеством кумиров, среди которых есть и небесные (те, к кому обращаются как к небожителям) и земные (земные господа).
Это разнообразие кумиров вызвано желанием человечества кому-то поклоняться, иметь своего покровителя и искать у кого-то руководства.

8:6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Но если у мира сего множество «богов» (небесных и земных), то у христиан только два небесных авторитета: Отец Иисуса Христа - единственный истинный Бог и Господь Иисус Христос, благодаря которому и существуют христиане.

8:7 Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
Но не все коринфяне имеют такие знания о множестве мирских кумиров, которые ничто по сравнению с Богом христиан и Христом Его: вера в это некоторых христиан Коринфа
из бывших язычников была не столь сильной. По инерции религиозной привычки они продолжали какое -то время считать, что идолы - это на самом деле могущественные языческие боги.

В результате, когда в стремлении подражать вере "сильных" христиан - они шли за теми в капища и находились там ради подражания "сильным" - их мучила совесть: ведь сами они считали, что это - неправильно, что капище оскверняет их.
Вот и выходило то, о чём беспокоился Павел: немощные в вере, желая подражать "сильным", в подобных случаях поступали против своих убеждений. Это их ломало: ведь поступки против своей веры - грех (Римл.14:23). А в собрании христиан явление преткновения немощных -недопустимо.

Из этого объяснения Павла - урок для современных христиан:
каждый христианин должен поступать по своей вере и не должен бездумно подражать тому, кто в собрании - в авторитете и известен как духовно зрелый. Каждый христианин должен постараться понять, почему надо поступать так или иначе - прежде, чем разрешить себе что-то, в чём он сомневается. Нельзя руководствоваться чужой верой и ориентироваться на чужую совесть.

8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Заметим, Павел не сказал здесь, что ешьте идоложертвенное и Бог будет доволен.
Он обратил внимание лишь на то, что поклонение Богу никак не связано с пищей в принципе: съедим идоложертвенное как обычную пищу (какие-то части мяса у язычников считались священными, а "сильные" христиане считали их просто едой для подкрепления) - ничуть не приблизимся к Богу и ничего не приобретём полезного для себя (Бог не станет нами гордиться из-за такой нашей свободы).
А не съедим - ничуть от этого хуже пред Богом своим не станем и ничего не потеряем (Бог и голодными нас может принимать).
То есть, демонстрировать Богу силу своей веры на свободном употреблении идоложертвенного - занятие пустое для христианина.

8:9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
Свободное и откровенное пиршествование «сильных» идоложертвенным - мешает укрепляться в христианской вере другим братьям, имеющим иное представление об участии в трапезах капища. Этот момент нельзя не учитывать, но рассмотрим его на другом случае:
например, сам ты с чистой совестью иногда воруешь рабочее время у работодателя, растрачивая его на свои личные нужды потому, что он и сам тебя немало обкрадывает (не всё заработанное выплачивает, как тебе кажется).
При этом ты веришь в то, что, делая сие – ты не согрешаешь пред Богом.

Совершать грех, не допуская мысли, что это грех - это одно дело.
И совсем другое дело, если ты, делая то же, догадываешься, что всё же нехорошо христианину обкрадывать работодателя. Но поскольку твои соверующие со спокойной совестью и уверенно делают это - ты, опираясь на пример ИХ "сильной" веры, стараешься заглушить свою "немощную" совесть и поступаешь против своих убеждений. В этом случае такие соверующие для тебя - соблазн поступить против своей веры и поэтому согрешить.

То же - и с идоложертвенной пищей: кто её ест с твёрдой уверенностью в то, что нет в этом ничего неправильного - облазняет согрешать тех, кто уверен, что есть идоложертвенное – это неправильно.

8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
Здесь как раз о только что разобранном случае
8:9 , когда брат за компанию с верующим против своей веры делает то, что наедине с самим собой - не стал бы делать, ибо считает это грехом.

Здесь имеет смысл сделать оговорку:
Павел не мог одобрять участие христиан в ритуалах поклонения языческим богам, проводимых в капищах, частью которых было принятие ритуальной трапезы. Спрашивается: какая была нужда у сильных в вере христиан -посещать капища (языческие храмы)? Они могли приходить туда, например, к своим бывшим приятелям из язычников посидеть за столом, поговорить по-приятельски и с целью обращения их в христианство. Или, может, помочь им в решении каких-то трудностей. Угощение гостей было традицией в Коринфе, потому христиане и могли оказаться в такой ситуации, когда их видели вкушающими пищу в капищах, а кто-то усматривал, например, что они спокойно поглощали те части мяса, которые у язычников считались священными (см. выше текст 8:4 из справки)

То есть, само по себе посещение капища в данном случае (а для современности - всех не угодных Богу мероприятий) не является грехом. Грехом является положительное ОТНОШЕНИЕ к бесовским празднествам и УЧАСТИЕ в них - в любых проявлениях, когда христианин и внешне и внутренне разделяет радость бесовского празднества с язычниками.

8:11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
Итак, сильный христиан, свободно посещая капища с новым знанием о Боге и Христе Его - может погубить немощного брата. В каком смысле?
Есть два варианта:
1)
перекликается с 8:7 . Погибнет - в смысле станет согрешать в совести своей, а всё, что не по вере - Богу неугодно, с каждого - по вере ЕГО спросится, Римл.14:22,23).
Если брат, идя, к примеру, с тобой в капище, понимал, что согрешает, то Бог спросит его о том, почему же тогда он не остановился и грешил? Только за компанию, считая, что у тебя - более правильные понятия об этом? И вменено будет ему это в грех.
Выходит, что ты, «сильный», подставил брата под удар своим личным примером.

2) Совесть в конце концов измучает немощного брата и он сломается в вере, разочаровавшись в христианстве из-за "сильного" брата.

А ведь за этого брата отдал жизнь Христос. Так что же ты, «сильный» христианин, наделал? Ты не пожелал отказаться от трапезы в капище ради сохранение чистоты совести брата своего - только потому, видишь ли, что считаешь себя особо просвещённым в знаниях об идолах? (о том, что они ничто и пища, посвящённая им - тоже ничто)
И спрашивается: какая же польза от такого твоего знания, если оно не созидает, а разрушает веру братьев твоих по вере?

8:12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа .
Если немощный брат твой поступит против своих убеждений -он будет мучим совестью.
А ты согрешишь против Христа. Почему? Потому, что соблазняешь брата и толкаешь его на грех (поступать против совести - грех,
Римл.14:23)
Значит, ты отнимаешь у Христа того, за кого он заплатил своей жизнью.
А теперь подумай: стоит ли жизнь твоего брата и огорчение Христа -твоего знания (о том, что нет ничего страшного в посещении капищ, если это посещение не связано с желанием участвовать в ритуалах языческого поклонения) и твоего желания пообщаться за обедом в капище? Любовь ли это к брату и ко Христу? Или только - к себе самому?

8:13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего
Какой вывод делает Павел? Лично он готов пожертвовать любым своим личным желанием -ради сохранения брата для Христа. Каждый христианин должен стараться быть деликатным и думать не только о том, как он сам воспринимает то или иное в духовных учениях. Но и - о чувствах слушающих: в том, что не является грехом - уступать не только можно, но и нужно. Только так можно сделаться всем для всех, чтобы приобрести хотя бы кого-то из них для Бога (см. такжеДе.16:1-3 ) .

Свобода есть пищу в капище, из-за которой брат претыкается и падает в вере своей - не должна быть дороже жизни брата.
Любящий христианин должен понимать, что ради сохранения веры брата не только вкусным обедом, но и жизнью своей он должен быть готов пожертвовать. Такой пример показал всем Иисус Христос, любящий всех братьев своих.

Некоторые христиане, правда, могут возразить:
«да ведь сам Христос через Павла нам дал право поступать свободно, по своей вере!»
Дескать, если мы поступаем по своей вере и не считаем, что поступаем неправильно, то те, кого мы претыкаем своим поведением - пусть растут духовно и не претыкаются на нас.

Но стоит задуматься о том, что Иисус Христос, например, имея право не умирать и не терпеть издевательств над собою -тем не менее, добровольно отказался от всех этих своих прав. К тому же, и в жизни своей человеческой он отказался от множества личных прав ради того только, чтобы подарить нам возможность жить вечно.
Если мы - христиане, то не должны ли брать пример с него и без сожаления жертвовать чем-то личным -ради сохранения братьев для Христа? Если кто-то претыкается на нашей свободе в том, в чём мы не согрешаем пред Богом (как, например, Павел не согрешал, обедая у язычников) - имеет смысл не делать это в присутствии немощных в вере, чья совесть претыкается. Но, учитывая, что кто-то может "донести" на нашу свободу и этим преткнуть немощных братьев - можно и вовсе отказаться "от мяса" - ради благополучия немощных, пока они немощны, помогая им духовно развиваться. Путь христианина - это путь самопожертвования (отказа от того, что дорого нам самим - ради пользы других на этапе их младенчества).

*** подробнее вопрос идоложертвенного рассматривается в 10 главе .

. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

Некоторые из коринфян были совершенны, и, зная, что входящее в уста не оскверняет человека () и что идолы суть деревья и камни и не могут вредить, безразлично входили в капища и ели идоложертвенное. Другие же, менее совершенные, видя таковых, и сами входили в капища и приносили жертвы идолам, но не с такой же мыслью, с какой первые, а думая, что идолы достойны почтения и способны принимать жертвы. Это подвигло Павла к ревности, потому что это вредило тем и другим: совершенным тем, что они услаждались бесовскими яствами, а несовершенным – тем, что они склонялись к идолослужению. Итак, апостол спешит исправить это зло, и по своему обычаю, оставив несовершенных, обращает речь свою к совершенным. И, во-первых, усмиряет гордость знанием, и говорит: не вы одни имеете это знание, но все мы знаем, что идол есть ничто в мире; однако это знание не только не приносит никакой пользы, но еще и вредит, воздымая и надмевая имеющего оное и чрез то отделяя его от ближнего, если вместе с ним (знанием) не будет и любви, которая, напротив, может созидать. Ибо что знание без любви разрушает, то любовь восстановляет и созидает, все делая в пользу ближнего.

. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Здесь говорит больше, именно, что если знание будет и с любовью соединено, то и тогда оно несовершенно. Ибо никто, будь то Петр, или Павел, не знает ничего так, как должно знать. Что же надмеваетесь вы, имеющие знание без любви? Ибо если бы вы имели знание и вместе любовь, то и тогда еще ничего не знали бы в совершенстве.

. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

Слова эти имеют такой смысл: кто любит ближнего, тот, без сомнения, любит и Бога; а кто любит Бога, тот (не сказал: «познал» Бога, но) «имеет знание» от Бога, то есть стал знаемым Богу и своим. Став же знаемым Богу, он получает знание от Него; но и это знание несовершенное. Посему, если ты и будешь иметь знание, не превозносись: ибо оно не совершенное и не есть твое достоинство, но дарование от Бога. Смотри, сколькими мерами укрощает их кичливость.

. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

Опять обобщает знание, укрощая их. Все, говорит, мы знаем, что идол ничто в мире. Итак, ужели нет идолов? ужели нет изваяний? Есть, но они ничто, то есть не имеют никакой силы; они не боги, но камни и бесы. И так как между эллинами были простецы и мудрецы, и простецы не видели в идолах ничего более камней, а мудрецы думали, что в них обитают божественные силы, которые они и называли богами: то простецам сказал, что идол ничто в мире, а мудрецам сказал, что нет иного Бога, кроме Единого, а посему не живут в идолах и силы божественные, потому что Бог един, а не много богов.

. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него.

Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть «так называемые» боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. «Или на небе» , как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. «Или на земле» , как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. «Но у нас один Бог Отец, из Которого все» : этим указывает на то, что Он Творец; «и мы для (εις ) Него" : этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему.

. И один Господь , Которым все, и мы Им.

Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова «один Бог Отец и один Господь Иисус Христос» , не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: «от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (); равно и Отец называется Господом, например, в словах: «сказал Господь Господу моему» (). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: «нет Бога, кроме Единого» ; и: «один Бог» ; и «один Господь» . Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.

. Но не у всех такое знание.

Не все, говорит, знают, что Бог един, а не много богов, или что идолы суть ничто.

. Некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Сказал неопределенно: «некоторые» , желая обнаружить их пред всеми. Ибо много было таких, которые перешли от идолослужения к вере, но которые даже доселе, то есть и после того, как уверовали, едят идоложертвенное, как жертвы идольские. «С совестью, признающею идолов" , то есть имея об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред. Посему не сказал, что идолы оскверняют, но что «совесть их» (ядущих) «оскверняется» , так как она слаба и не может понять, что идолы ничто, ибо они сами по себе не могут осквернять никого. Итак, пойми, что ядущие идоложертвенное испытывают подобное тому, как если бы кто-нибудь, по обычаю иудейскому, почитал прикосновение к мертвецу осквернением, но, видя, что другие прикасаются к нему с чистой совестью, из стыда пред ними прикоснулся бы и сам: он не осквернился бы, но осквернился бы в совести, будучи осуждаем ею.

. Пища не приближает нас к Богу.

Дабы не сказал кто-нибудь «я ем с чистой совестью, и что мне за дело, если кто по своей немощи соблазняется», объясняет, что и самое ядение идоложертвенного, хотя бы с решительным презрением к идолам, не имеет никакого значения. Ибо хотя бы брат твой и не соблазнился, то и в таком случае ты не сделал бы ничего похвального и богоугодного, потому что пища не приближает нас к Богу.

. Ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

То есть ни в случае ядения мы не имеем никакого превосходства пред другими и не совершаем дела, особенно угодного Богу, ни в случае неядения не терпим потери и унижения.

. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

Этим устрашает их. И не сказал: это знание ваше, но «эта свобода» , то есть самовольство и гордость да не послужат соблазном для слабых. Более виновными делает их то, что они не щадят слабых, которым должно было бы помогать.

. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

То есть: если кто-нибудь слабый увидит тебя, как ты называешь себя, совершенного, едящим идоложертвенное, то не найдет ли он большего повода к тому, чтобы и самому есть идоложертвенное, и не более ли еще утвердится (это значит «расположить» ) в мнении, что идол есть нечто? Ибо, не зная твоей мысли, с какой ты это делаешь, он, без сомнения, почтет твой поступок увещанием.

. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

Таким образом, совершенство твое будет причиной погибели другого, и притом слабого, и такого, за которого Христос умер. «Если же Христос не отказался и умереть за него, как же тебе не воздержаться от яств, чтобы он не соблазнился твоею пищею (επί τη ση βρώσει )», – говорит Златоуст.

. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

Не сказал: соблазняя, но: «уязвляя» , дабы показать жестокость их, когда они уязвляют и слабую совесть. На самый же верх преступления возвел этот грех, когда сказал: «согрешаете против Христа» . В каком же смысле этот грех совершается против Христа? Не в одном, а именно: Христос усвояет делаемое рабам Его Себе; уязвляемые суть Его тело и члены; они разрушают то, что Он совершил чрез собственное заклание, то есть спасение.

. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Как отличный учитель, собственным примером доказывает то, о чем говорит. И не сказал: «если соблазняет» справедливо, но как бы то ни было. Не сказал также: «не буду есть» идоложертвенного, но вообще "мяса" , хотя бы оно было дозволено. Не сказал, опять: в один или два дня, но – во всю жизнь свою; ибо это значит "вовек" . Не сказал, наконец: чтобы не погубить, но только: «чтобы не соблазнить» .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры