Почему праведники необходимы селу городу народу. “Не стоит село без праведника”

Главная / Бывшие

Село тем и отличается от города, что оно более патриархально и архаично. Рождающиеся здесь явления встречают в деревне, часто подозрительно и неприветливо, считая чем-то дурным, идущим не от бога.
Да мне можно возразить, мол город несет не только дурное влияние и что есть в идущем оттуда много положительного, например, того же водопровода, канализации и еще много чего хорошего. С этим утверждением, пожалуй, не стану спорить, ибо рискую затеять ненужную полемику. Хочу сказать вот о чем, эта архаичность не всегда отрицательна: деревенская среда она мягче добрей и наивней всегдашней городской сухости и сама почва для праведной жизни тут немного мягче.К тому же, сама Русь напоминает прежде всего сельскую местность: крестьянин-мужик, баба, земля и вера и т.д. Чтобы не случилось в жизни, плохое или хорошее, а вера прежде всего: забудешь сегодня помолиться, пообщаться с богом, как умеешь, то завтра
обязательно скажешь:«С Богом иди». И так в истории нашего народа
всегда и было ведь, все тысячи лет, от князя Владимира до наших дней. И так было правильно, ибо вера помогает жить в самые трудные времена.
Еще одной чертой нашего многоликого народа является радушие и безобидный нрав.
Суровы к врагам, милосердны к побежденным и готовы снять последнюю рубаху и снести горницу родного дома для просящих. Да это именно про нас и даже самые заядлые наши неприятели с этим утверждением в полный голос соглашаются. Здесь можно перечислить еще множество признаков и черт типичного русского обывателя из сельской глубинки, но достаточно будет сказать, что все они и
перечисленные, и не упомянутые воплощены в образе главной героини рассказаАлександра Исаевича Солженицына созданного в 1959 году «Матренин двор».Героиня Солженицына не первая народная героиня в русской литературе. Это
типичная крестьянка, каких было и в жизни, и в книгах достаточно. Присущие ей черты,такие как трудолюбие и страдания, мы видим в стихах Николая Некрасова, например,написанных веком ранее, однако, на мой взгляд, то что жизнь и гибель Матрены Васильевны, описаны очевидцем, ведь у героини был реальный прототип, дает нам возможность оценить ее праведность, народность и приглядеться к жизни таких: одиноких людей еще ближе не так ли???
В чем же заключается жизненный подвиг Матрены Васильевны и ее праведность??? На мой взгляд ответ на поставленный вопрос, прост: Матрена Васильевна проста и бесхитростна. Не берет денег за труд, в котором по словам автора «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа-работа» не сильно хлопочет за свою пенсию, даром отдает горницу и делает шаг к гибели: своей и своего дома, это тем более контрастно на фоне непонимания, остальной части окружающих героиню людей, о чем и говорит Солженицын в конце рассказа: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая есть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка,фикусы.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся наша земля». Большое место в рассказе уделяется символам, которые очень просты и доступны читателям: так, колченогая кошка - это во многом сама Матрена Васильевна,исчезновение кошки, животного охраняющего дом от мышей, разной нечисти сам по себе дурной признак для дома и хозяев. Сами мыши, которые начали особо сильно шуметь за обоями, это родственники героини, стремящиеся поживиться тем немногим, что осталось после ее смерти. Нельзя упомянуть козу, которая, в данном случае еще и отображение скромности. Но самым главным символом остается разрушение дома и горницы,окончательное искоренение домашнего очага, остатков семейного тепла и воспоминаний
Если сравнить рассказ с историей Ивана Денисовича, то несмотря на явно
автобиографичность обоих произведений, то «Один день…» уделяет куда больше внимания к истории самого Солженицына чем «Матренин двор», где автор лишь свидетель потрепанной, но не сломленной человеческой судьбы (Матрена Васильевна полна решимости жить, хоть и понимает, что не долго ей осталось быть на этой земле) о нем самом известно не очень много, как и автор прошел войну, систему исправительных лагерей, выйдя на свободу ищет себя и учительствует. Сходство Ивана Денисовича и Матрены Васильевны в уважении к труду, в стремлении быть честным перед собой в стремлении жить, различие же в их в социальном положении, в круге их общения и образе
жизни.Игнатич-как называет рассказчика хозяйка дома, уважительно относится к хозяйке,но при этом мало принимает участия в ее судьбе, не принимая участия ни в краже торфа,ни в помощи по хозяйству, ни в огороде, больше примеряя роль, стороннего наблюдателя,что тоже не слишком правильно. Матрена Васильевна Григорьева, простая русская крестьянка, прожившая жизнь в горе, заботах и тяжком крестьянском труде, является одним из символов русского народаи крестьянства. Сама ничего не имея и не желая, она стала жертвой скупости-скупости своего деверя и родни которая оказалась просто неспособной понять праведническуюмиссию этой необычной и сильной женщины.
Солженицын вывел образ сильного духом и чистого сердцем героя, живущего в условиях тоталитарной страны, когда власти мало интересовались судьбой простого народа, во время постоянных притеснений, когда многие люди становятся доносчиками,преступниками и т.д. Героя сумевшего сохранить доброту и душевность.

Рецензии

Иван, несомненно интересно, хотя и напоминает аналитическое школьное сочинение после прочтения произведения, но читать о праведной миссии деревенских баб интересно, молодец, что затрагиваешь народные корни и истоки, в том история наша и объяснение многих проблем современности. Кое- что живо в деревне и сегодня, хотя, если честно, деревня спивается и теряет свои лучшие качества и традиции, в том числе и свою духовность и праведность.

Есть энтузиасты среди молодежи которым интересна глубинка традиции и культура,что меня как природного сельчанина радуют.А вообще да в большинстве случаев все с этим плохо. Слышал что в некоторых странах вообще их не осталось.Спасибо вам за отзыв. Мне очень приятно)

В 1963 году Александр Исаевич Солженицын заканчивает работу над одним из наиболее выдающихся, с моей точки зрения, произведений- «Матрёнин двор». Эта повесть оказывает сильное влияние на всех читателей без исключения, заставляет задуматься как о своих поступках, так и о деятельности общества в целом. «Матрёнин двор» полон нравственных и духовных ценностей, воплощением которых, безусловно, является главной героиня произведения - Матрёна Васильевна.

Матрёна- женщина лет 60, жительница деревни Тальново.

Её жизнь - это череда неудач и разочарований. Первый возлюбленный, Фаддей, ушел на войну, и Матрёна была вынуждена выйти замуж за его младшего брата- Ефима. Все 6 детей женщины умерли, а затем Великая Отечественная война забрала жизни Ефима. С каждым годом её одолевают тяжёлые болезни, и печаль усиливается. Однако, несмотря на все несчастья, Матрёна было неким «стержнем», «основой» всего поселка. Благодаря таким качествам, как трудолюбие, честность, храбрость и невероятная доброта, она стала олицетворять собой идеал русской женщины. Не щадя ни собственных сил, ни времени, Матрёна шла помогать соседкам выкапывать картошку, при этом никогда не просила ничего взамен. Впечатление усиливает тот факт, что все действия произведения основаны на реальных событиях. Эта особенность заставляет нас поверить в существование в жизни абсолютно открытых и доброжелательных людей, настоящих праведников. Да, Матрёна не была глубоко верующим человеком, но из-за своего характера, отношения к жизни и другим людям, ее по праву можно считать праведником. Интересно также то, что первоначальное название произведения отличался существующего – «Не стоит село без праведника». Таким образом Солженицын сразу акцентировал внимание читателя на главной идее повести. Матрёна была настолько благоразумным человеком, что её доброте мог позавидовать даже самый интеллигентный гражданин. Но, к сожалению, односельчане не ценили Матрёну, а наоборот, пользовались характером. Так, Фадей и его родственники уговорили женщину перевести горницу её воспитаннице, Кире. При перевозке одни из саней застряли в железнодорожных путях, и эта ситуация стоила Матрёне жизни. Она погибла под поездом, и вся деревня лишилась, не побоюсь этого слова, лучшего и со всех точек зрения человека.

Таким образом, Матрёна - образ праведника, человека, умеющего сплотить весь народ, приободрить и помочь каждому в трудную минуту. В наши дни количество таких людей сократилось, но они есть, и каждый человек должен уважать праведников и, что ещё важнее, стараться воспитывать в себе те же благородные качества.

«Не стоит село без праведника»

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось.

Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда.

Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 - 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год.

Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег - и потом таял.

Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие - её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”.

Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко - “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием - дружно осуждали за это. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры