Почему умер балабанов. Скончался режиссер алексей балабанов

Главная / Бывшие

Причина смерти Алексея Балабанова волнует всех его многочисленных поклонников. Режиссер ушел из жизни внезапно для многих практически в расцвете своей карьеры. Он умер в 2013 году в возрасте 54 лет. Причина смерти Алексея Балабанова, фото которого есть в этой статье, еще долго обсуждалась его знакомыми и почитателями таланта. Это один из самых знаменитых современных отечественных мастеров кино, которого прославили ленты "Про уродов и людей", "Брат", "Война".

Биография режиссера

О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Режиссер родился в Свердловске в 1959 году.

Интересно, что среди сверстников Балабанов еще с детства выделялся своей тягой к иностранным языкам. Это было связано с желанием много путешествовать в будущем, что и решило с выбором его профессии. Окончил местную школу, поступил в педагогический институт иностранных языков в Горьком.

Проходя службу в армии, побывал в странах Азии и Африки, принял участие в войне в Афганистане. Заканчивал службу в военном-морском флоте, с тех пор морская тельняшка была его любимой одеждой.

Творческую карьеру начал в должности ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. Кинообразование получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

В Свердловске на него большое влияние оказала андеграундная культура, которая в то время стремительно развивалась. Несмотря на то, что город был вдалеке от Москвы и Ленинграда, здесь зародилась собственная школа рок-музыки, из которой вышло множество знаменитых коллективов. Балабанов тесно общался с музыкантами группы "Наутилус Помпилиус", их песни использовал в нескольких своих фильмах.

Балабанов был дважды женат. От первой супруги Ирины у него остался сын Петр. С Надеждой Васильевой, своей второй женой, он познакомился на съемках картины "Замок". Она работала художником по костюмам. В 1994 году на свет появился Петр.

Васильева была рядом с режиссером до самого конца.

Творческий дебют

Его первой картиной стал музыкальный фильм "Раньше было другое время", который был посвящен группе "Наутилус Помпилиус". Балабанов снял его в ресторане, роль массовки исполнили обычные посетители заведения. С тех пор герой нашей статьи в каждом своем фильме снимал непрофессиональных актеров, стремясь к максимальной натуралистичности.

Также в начале своей карьеры Балабанов снял короткометражный фильм "У меня нет друга, или One step beyond", в котором была показана свердловская рок-тусовка, группы "Урфин Джюс", "Настя", "Трек", "Наутилус Помпилиус". А также документально-игровой фильм "Настя и Егор" про Егора Белкина и Настю Полеву.

В 1990 году Балабанов переезжает в Санкт-Петербург.

Работа с полным метром

Его первой полнометражной картиной стала социальная драма "Счастливые дни", которая вышла в 1991 году. Она приняла участие во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, была основана на драматических и абсурдных произведениях Сэмюэля Беккета.

В 1994 году вышла экранизация романа Франца Кафки "Замок". Уже в них Балабанову удалось продемонстрировать новаторские кинематографические приемы, создать у зрителя ощущение клаустрофобии и чувство абсурда, заложенные и в литературных источниках.

"Брат"

Первым громким успехом Балабанова стала криминальная драма "Брат", вышедшая в 1997 году. Это история про вернувшегося из армии Данилу Багрова (в исполнении Сергея Бодрова-младшего), который приезжает в родной провинциальный город.

Скучная жизнь не устраивает героя этой ленты, поэтому он отправляется в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который, по слухам, за это время стал большим человеком. Когда он его отыскивает, все оказывается не так просто. Его брат работает киллером. Даниле предстоит столкнуться с криминальным миром 90-х, ни на минуту, не забывая о своей принципиальности, обостренном чувстве справедливости. Багров стал героем целого поколения, а Бодров - одним из самых популярных актеров 90-х.

Картина получила Гран-при фестиваля "Кинотавр" и множество других наград.

В 1998 году выходит еще один громкий фильм Балабанова - драма "Про уродов и людей".

Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре - две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада.

Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства. Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию "Ника" в номинации "Лучший фильм".

"Война"

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма "Брат", имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина "Война", рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму "Груз 200", в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма "Кочегар" про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди.

Его последней работой стала картина "Я тоже хочу", в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Смерть мастера

О причине смерти Алексей Балабанова первоначально было мало известно. Трагедия произошла 18 мая 2013 года. В тот момент режиссер трудился над сценарием своего очередного проекта. Он находился в Сестрорецке Ленинградской области, и около 16.00 в санатории "Дюны" скоропостижно скончался. Причиной смерти Алексея Балабанова стал сердечный приступ. Ему было всего 54 года.

По его воле гражданская панихида прошла на "Мосфильме", режиссера отпели, похоронили на Смоленском кладбище. Причина смерти актера Алексея Балабанова еще долго обсуждалась его друзьями и знакомыми.

Поначалу даже были сомнения. Но в результате эксперты назвали точную причину смерти Алексея Балабанова. По словам медиков, он много работал, сердце просто не выдержало таких серьезных нагрузок. Так что официальная причина смерти Алексея Балабанова - острая сердечная недостаточность.

В отчете судмедэкспертов отмечалось, что в последнее время он часто чувствовал себя неважно. В итоге случился роковой сердечный приступ, который и стал причиной смерти режиссера Алексея Балабанова.

Всего за свою карьеру он снял 14 игровых полнометражных фильмов. А также были документальные, короткометражные и любительские проекты.

Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях - возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

После школы юноша поступает в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где осваивает профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, биография Алексея Балабанова перемещается в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получает жизненный опыт, который впоследствии воплотится в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполняет различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.


Противоречивые события, свидетелем которых становится будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже лягут в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устраивает сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.


В то время Свердловск переживает расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появляется своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива будет сопровождать многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова, ставшей памятником эпохи в кинематографе.

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.


К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.


В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины - человек без имени, сыгранный , скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.


К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались (главная роль), Виктор Сухоруков, и др.


Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма « ». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.


Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.


Алексей Балабанов на съемках фильма "Жмурки"

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса и прославленный .


В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Личная жизнь

Алексей Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Фёдор. Личная жизнь Алексея Балабанова со второй супругой Надеждой Васильевой взяла начало во время работы над фильмом «Замок», где она была художником по костюмам.


В 1994 году у них родился сын Пётр. Вторая жена Алексея Балабанова была рядом с ним до последних дней его жизни.

Смерть

18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера . Причиной смерти Алексея Балабанова названа острая сердечная недостаточность. Отпевание Алексея Балабанова состоялось в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек - родные, коллеги и поклонники режиссера.


За свою творческую биографию режиссёру удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы Алексея Балабанова навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших отечественных кинокартин.

Фильмография

  • Раньше было другое время
  • Настя и Егор
  • Счастливые дни
  • Замок
  • Брат 2
  • Война
  • Жмурки
  • Груз 200
  • Я тоже хочу

Один из культовых режиссеров отечественного кино Алексей Балабанов родился на Урале в городе Свердловске (в настоящее время – Екатеринбург). Детские годы Леши пролетели в родном городе, и в школьные годы мальчуган ничем не отличался от своих сверстников.

Он мечтал о путешествиях на далекие планеты или хотя бы в чужие страны. К большому искусству особой заинтересованности не проявлял, зато увлекался изучением иностранных языков.

Уральский самородок

Получив аттестат об окончании средней школы, Алексей покинул родной город и уехал в Горький, где стал студентом местного педагогического института иностранных языков. Выбрал юноша специальность переводчика. После успешного окончания вуза в 1981 году Балабанова призвали на воинскую службу.

Как человек с высшим образованием, он оказался в офицерском составе военно-транспортной авиации. За два года, проведенных в рядах Советской Армии, Алексей повидал всякого. С одной стороны – узнал другой мир, побывав в разных уголках Азии и Африки, с другой – непосредственно участвовал в афганской войне.

События, которые происходили на его глазах, и судьбы людей, с которыми он встречался, как и множество историй из уст сослуживцев, позже легли в основу одного из самых тяжелых фильмов под названием «Груз 200».

Отслужив положенный срок, Алексей Балабанов вернулся домой. Отец (а Балабанов-старший работал на Свердловской киностудии) помог сыну устроиться на кинопроизводство на должность ассистента режиссера. Свердловск в те времена был одним из центров советской андерграундной культуры. На значительном расстоянии от столицы все виделось не в таком официозе, как у властных кругов.

В уральском городе появилась своя звездная группа – «Наутилус Помпилиус», с музыкантами которой Алексей был в дружеских отношениях. Музыка коллектива в фильмах будущего режиссера стала одной из составляющих кинематографичного стиля Балабанова.

На Свердловской киностудии Алексей Балабанов проработал четыре года. Там он создал свой первый фильм – «Раньше было другое время». Но как режиссер большого кино он состоялся уже в Санкт-Петербурге, куда переехал на постоянное место жительства.

С помощью продюсера Сергея Сельянова в Петербурге Алексей Балабанов создал кинокомпанию «СТВ». На ней и были сняты практически все известные фильмы режиссера.

У Алексея Балабанова было два брака. Первая жена – Ирина – родила режиссеру сына Федора, но вместе втроем они долго не жили.

Второй супругой Алексея стала Надежда Васильева, художник-костюмер по профессии. Они познакомились на съемках кинокартины «Замок». В 1994 году в этом браке у Балабанова родился сын Петр.

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Интересные заметки:

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли , Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны ; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе и известному актеру .

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Сам режиссер по этому поводу грустно шутил: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру – узнаю».

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

» . Каждый из фильмов Алексея Балабанова не оставался незамеченным зрителями и кинокритиками.

Алексей Балабанов .

Было главной присказкой режиссера на съемочной площадке.

Алексей Октябринович Балабанов родился в 25 февраля 1959 года в городе Свердловске. Окончил Горьковский педагогический институт иностранных языков, по образованию переводчик.

«Я вырос в промышленном центре, где не существовало никакой другой логики, кроме как «все побежали, и я побежал». Единственное, чем я отличался от остальных, - я любил делать бомбы из наборов «Юный химик». Я знал много разных составов, смешивал и взрывал. Зачем? Зачем из рогатки воробьев убиваешь? Потому что это часть охотничьего инстинкта. Зачем стекла бьешь в домах? Ради удовольствия».

Служил в военно-десантных войсках Советской армии. Балабанов принимал непосредственное участие в войне в Афганистане.

После окончания службы Алексей Балабанов начл работу на Свердловской киностудии в должности ассистента режиссера и поступает на режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров, которые он окончил в 1990 году. Балабанова интересовала работа в русле экспериментального авторского кино, именно это направление он развивал в своем творчестве.

Свой первый фильм Балабанов снял в 1985 году («Раньше было другое время »). За период с 1985 по 1997 год он как режиссер выпустил шесть картин, среди которых фильм «Замок » по философскому роману немецкого классика Франца Кафки (Franz Kafka).

Однако настоящую известность Алексей Балабанов обрел после выхода картины «Брат » (1997), ставшей культовым фильмом для поколения молодых конца 90-х. В картине Балабанов выступил и в роли сценариста, и рассказанная им история оказалась не просто захватывающей, но чрезвычайно узнаваемой и актуальной для того времени, что в немалой степени обеспечило успех фильма. И, конечно, триумф «Брата » - это заслуга блестящего актерского дуэта Сергея Бодрова и Виктора Сухорукова . Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях.

«Балабанов - он такой один. Он своего рода Ленин. У него есть присказка: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!» . Он не любит снимать типовых актеров и тех, кто постоянно мелькает на экране. И он любит достоверность».

В 1998 году Балабанов снял фильм «Про уродов и людей », который также принес автору множество наград и призов.

В 2000 году режиссер выпустил продолжение истории о судьбе Данилы Багрова (Сергей Бодров) «Брат-2 ». После выхода на экраны картина сразу заняла первое место в рейтингах фильмов и саундтреков.

С Сергеем Бодровым в главной роли Алексей Балабанов успевает снять в 2002 году фильм «Война » о события второй чеченской войны. В этом же году актер, режиссер, телеведущий Сергей Бодров трагически погибает во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье вместе со съемочной группой фильма «Связной ».

Начиная с 2005 года ежегодно Алексей Балабанов снимал фильмы, каждый из которых не оставался незамеченным зрителем и кинокритиками. Он предпочитал работать по собственным сценариям.
2005 год – картина «Жмурки », в главной роли которой снялся Никита Михалков .
2006 год - фильм «Мне не больно » с Ренатой Литвиновой , Никитой Михалковым ,Сергеем Маковецким и Дмитрием Дюжевым .
2007 год – «Груз 200 », который вызвал столь неоднозначную реакцию, что во многих городах был снят с проката.
2008 год – картина «Морфий ». Это фильм-память о Сергее Бодрове , который написал сценарий к фильму по мотивам ранних рассказов Михаила Булгакова .

«Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать - я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф - это такое великое искусство, которое как воздух необходимо народу».

Алексей Балабанов с 1990 года жил и работал в Санкт-Петербурге. Он был женат на Надежде Васильевой , которая в качестве художника по костюмам работала во всех его проектах.

Алексей Балабанов в 2010 году выпустил киноленту «Кочегар».

Последней картиной известного российского режиссера Алексея Балабанова стала « Я тоже хочу » , снятая в 2012 году. Премьера состоялась на 69-ом Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты».

«После показа минут пять народ стоял и хлопал. Ко мне подошла женщина и рукой показала - надо встать. Я встал, поклонился, и была новая волна оваций».

Алексей Балабанов сам сыграл небольшую роль в своей последней картине « Я тоже хочу ». Фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, режиссер даже лично приехал на показ за день до кончины.

«Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили. Вот и подумал - почему я сам не могу сыграть? И сыграл».

Российский режиссер и сценарист Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 года от онкологического заболевания . Уже после этого сообщения стало известно, что картина « Я тоже хочу » получила приз прессы в Венеции.

Проектом, съемки которого еще не начинались, должна была стать лента о бандитской молодости Сталина. Балабанов даже просил Эмира Кустурицу помочь ему в съемках картины. Как стало известно, проект завершаться не будет.

Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю.

Однажды, представляя картину режиссера Алексея Балабанова «Мне не больно» на фестивале «Кинотавр», актриса Рената Литвинова сказала: «Леша — он гений. И вообще, он такой святой, непонятный, загадочный. Нам его не понять».

Балабанов действительно был и остается одним из самых выдающихся режиссеров нового российского кино. Молчаливый. Угрюмый. Неизменно в потрепанной тельняшке. 25 февраля автору таких выдающихся фильмов, как «Война», «Брат» и «Брат-2», «Жмурки» и «Груз 200» исполнилось бы 58 лет. Он снимал разножанровое кино. Разным он был и в жизни.

«Водку будешь?»

На премьере картины «Морфий», снятой Балабановым по сценарию Сергея Бодрова-мл. , который в свою очередь взял за основу рассказы Булгакова , Алексей Октябринович ходил окрыленным. Даже улыбался изредка. Он явно был доволен своей работой.

А вы всеми своими картинами довольны?, — спрашиваю мэтра, пытаясь уговорить его на интервью.

— Нет. Не всеми. Вот «Брата-2» зря я снял. Нужно было на первой картине остановиться.

— Ну зрителям же нравится!

— Да им много всякой ерунды нравится. Вы идите кино смотрите, потом, может быть, поговорим.

После картины зрители выходили мрачные, озабоченные. Фильм тяжелый, натуралистичный. Но Балабанов был по-прежнему доволен. Мы отправились с ним в ближайший кабак на Чистопрудном бульваре. Поговорить.

Алексей Октябринович заказал водки и закатал рукава тельняшки.

— Вы круглый год в тельняшке ходите?

— Да. А что? В ней удобно. Ты спрашивай, о чем хотел.

Балабанов внимательно слушал вопросы о своих фильмах, о том, как ему живется и работается, но отвечал так, как будто играл спектакль одного актера.

Он подробно рассказывал о том, как провел детство в родном Свердловске. Как на переводчика учился. Как служил в военно-транспортной авиации Советской армии. Вспоминал Сергея Бодрова-младшего. А еще про то, как убедил Никиту Сергеевича Михалкова сняться в двух своих фильмах. Говорил он много и охотно. Потом заказал еще водки и задумался.

— Вот вы спрашивали, зачем я снял кино о наркомане. Просто я знаю довольно много творческих личностей, которые свою энергию и вдохновение черпали в наркотиках и алкоголе. Это тупик. Встав на этот путь, нужно суметь вовремя найти в себе силы остановиться. Я не знаю, излечится ли страна когда-нибудь от этой разрушительной болезни (кивает на графин с водкой), носящей характер эпидемии, я не знаю. Пролеченный наркоман не перестает быть наркоманом, так же, как пролеченный алкоголик остается всю свою жизнь алкоголиком. Печально все это. Делая фильм, я не ставил себе задачу выдать какую-то мораль, кого-то от чего-то отвратить. Я просто снимал искреннее, честное кино, не чураясь натуралистичных и для кого-то шокирующих подробностей, которые присущи затрагиваемой теме. Если моя картина заставит кого-то задуматься, заставит сойти со скользкой дорожки или уберечь от нее, это было бы замечательно и очень правильно. Пойдем прогуляемся?

Мы шли по Чистопрудному бульвару и Алексей Октябринович рассказывал о своих друзьях, которых у него было не много, о том, как мало осталось хороших актеров, о том, что ему не важно то, что он нем и его фильмах думают окружающие.

— Напиши что-нибудь. Только мне не показывай. Мне все равно, что ты там выберешь из моего потока сознания. Просто настроение у меня сегодня хорошее, — сказал он на прощание.

Он чувствовал свою смерть

Вторая встреча с Балабановым произошла через несколько лет. Это было в Питере. Незадолго, как оказалось, до его смерти. Он снял картину «Я тоже хочу», в которой сыграл самого себя. В конце фильма он по сюжету умирает.

Мы сидели в кафе. Балабанов был молчалив, замкнут и совершенно не хотел разговаривать.

— Вы не в духе? — спрашиваю напрямую.

— В духе. Из бани только что пришел. Чай вот пью. А что вы от меня хотите? Мне нечего рассказать. Да, я снял новую картину. Думаю, она последняя в моей биографии.

Алексей Октябринович после каждого вопроса подолгу смотрел в окно и думал о чем-то своем. За окном таджики чистили снег.

— Алексей Октябринович, вас после фильма «Брат-2» часто обвиняли и продолжают обвинять в национализме. Как вы к мигрантам относитесь?, — пытаюсь провоцировать режиссера.

— Плохо. Я хачиков не люблю. Я родину люблю. Я русский все-таки. Я здесь живу. Я никогда не был фашистом и не буду.

— Разве ваши слова не проявление национализма?

— Нет, потому что они, таджики, должны на родине жить. Я же не еду за границу и там не живу. Почему они едут к нам? Потому что у них плохо. Они везде на улице, их стало очень много. Это неправильно. Потому что они нас не любят. И это очень важно.

— С чего вы это взяли?

— Я общаюсь иногда с ними. Вот арбуз покупаешь, и он тебе отвечает. И ты понимаешь, что он тебя не любит.

Балабанов еще долго смотрел в окно, изредка отвечая на вопросы. А в конце встречи зачем-то снова повторил. «Чувствую, я снял свой последний фильм. Больше не ждите. Прощайте!».

18 мая 2013 года Балабанова не стало. У него случился сердечный приступ, когда он работал над очередным сценарием.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры