Покатушки по заброшенным деревням. Поход по трем заброшенным деревням возле Татева (начало) По заброшенным деревням

Главная / Бывшие

Покатушки по заброшенным деревням. В деревне Демлево осталось 3 дома, один из которых жилой и поддерживается в относительно исправном состоянии, а третий, большой пятистенок, заброшен и разрушается. Также в деревне обнаружились полностью обветшавшие коровники и обрушившийся колодец. Кабели электропитания срезаны, опор (столбов) нет. По расположению плодовых кустарников и лип можно определить, что еще около десятка домов некогда стояли рядом с уцелевшими. Кое-где можно найти битый кирпич – бывшие печи и остатки фундаментов. Подпол под домом в этой местности не выкапывали, потому что до грунтовых вод не более метра, почва суглинистая, вода сохраняется в каждой неровности подолгу. Дома исчезают, таким образом, бесследно. Крапива на месте бывших огородов дает понять, что некоторые участки использовались всего несколько лет назад. Полазив по полутораметровым зарослям борщевика и крапивы, местами перемежаемым малиной, шиповником и смородиной, мы вернулись к машине и двинулись дальше на северо-восток. Менее, чем через километр, справа появился единственный уцелевший дом деревни Новино, стоящий метрах в трехстах от дороги, которая здесь становится более ухоженной, широкой и с канавами по краям. Через канавы проезда нет, и мы, так и не найдя никакой тропинки, пошли к дому по полностью заросшей колее, которая ответвляется от дороги чуть севернее деревни. В Демлево было 40 домов, а в Новине 21, деревни почти соединялись. Многие дома полностью разобрали и увезли в города (упоминались Ногинск и Александров), где собрали заново, а остальные, бывшие в худшем состоянии, разрушились. Кабели электропитания 2 года назад украли, и после этого их не восстановили. Возле Демлево мы свернули на запад и, проехав 2 км по единственной имеющейся грунтовке, добрались до следующего пункта – бывшей деревни Святково. Святково стоит на вершине склона, в начале подъема на который находится участок пути, потенциально сложный для машин с неполным приводом весной и после дождей. Это, во-первых, насыпной мост через ручей в низине, и, во-вторых, довольно крутой подъем. Грунтовка здесь представляет собой практически чистую глину. Большой проблемы это не составляет, потому что всегда можно, оставив машину перед спуском к ручью, пройти пешком последние 300-400 метров пути до главной и единственной достопримечательности Святкова – здания церкви. От церкви сохранился основной неф с алтарной частью. Трапезная и колокольня, по всей видимости, пристроенные позднее, разобраны на материал. Арка, соединявшая неф с трапезной, грубо заложена кирпичом. Храм использовался как склад удобрений, внутри осталось нечто, похожее на доломит. В целом, сохранность здания неплохая. Кроме церкви, других строений в Святкове не сохранилось. Расположение домов можно определить по садовым кустарникам и сохранившимся столбам линии электропередачи. Встречаются ямы от осыпавшихся колодцев, строительный мусор. В целом, создалось впечатление, что деревня заброшена около 20 лет назад, огородные сорняки уже вывелись, уступив место полевой траве. Это путешествие, занявшее неполный день, заставило задуматься о причинах запустения. Катастрофических пожаров, нашествий мифических злоумышленников и тому подобных масштабных бедствий эти деревни не переживали. По всей видимости, из-за удаленности от трасс и практического отсутствия дорог на «последней миле», на них просто не хватило обычных дачников, а не столь многочисленные любители глухомани и уединения выбрали места ближе к рекам и озерам (речки около этих деревень очень маленькие). Местные жители перебирались туда, где есть работа, а оставшиеся разворовывали оставленные дома в их отсутствие. В разоренный дом возвращаться не хочется, он становится заброшенным, и, в течение нескольких лет, исчезает, сгорает в пожаре или в соседской печке.

Предлагаю познакомиться с самыми живописными деревнями, расположенными сравнительно недалеко от Соликамска по пути старого Чердынского тракта (Пермский край). Стоит отметить, что существующая в настоящий момент асфальтированная дорога на Чердынь и Красновишерск расположена не по старому тракту, а лишь в том же направлении. Местами она идет параллельно ему, местами пересекает, и только на отдельных, небольших, участках совпадает.

Первым населенным пунктом, в который я предлагаю заглянуть, будет деревня Татарская, что находится в 43 км на север от Соликамска.

Деревня Татарская впервые упоминается в 1623 году. Тогда это было крохотное селение, расположенное на истоке реки Талицы, всего с двумя дворами, однако при этом со своей мельницей.

Деревня получила развитие только в XIX веке, причем достаточно быстро: в начале века здесь было 4 двора, а в 1884-1889 годах 17 дворов, в 1909 году – 26 дворов со 162 жителями. Татарская в те времена славилась своими кузнецами: здесь было 4 кузницы, и их услугами пользовались крестьяне всех ближайших деревень.

Пустующие дома деревни Татарская

В археологической литературе Татарская известна по многочисленным находкам древних вещей, топоров, ральников и прочего. Здесь в 1949 году В.Ф. Генинг получил от местных жителей медное блюдо, изготовленное в Волжской Булгарии в XIII веке. Также встречается сообщение о находке другого древнего бронзового сосуда (кувшина) с крышкой.

По поводу названия деревни также существует интересное предположение, которое, однако, по мнению многих, не в полной мере соответствует действительности. Журналист-краевед А.К. Соколков писал, что во время набега на Соликамск отряды Сибирского ханства сделали в этом месте остановку (ночлег). И уже отсюда пошли на Мошево и Соликамск. Позже, когда здесь появилось поселение, его и назвали Татарским.

В настоящее время единственной достопримечательностью деревни является деревянная часовня. Памятников деревянной архитектуры прошлых столетий в Cоликамском районе сохранилось достаточно мало, а часовня так вообще одна.

Дата постройки часовни точно неизвестна, вероятнее всего относится к XIX веку. Обшита она вертикальным тесом, имеется четверик с притвором, над которым поставлен ярус звона. Была закрыта не позднее 1930-х, у часовни сломана главка и сама она находится в довольно плачевном состоянии.

Однако при большом желании на колокольню еще можно забраться и осмотреть деревню с высоты, что мы и сделали. Не успели мы подняться наверх, как услышали отчаянные крики местной бабушки – единственной жительницы и старожила деревни. С грустью в глазах поведала она нам о том, что не осталось в деревне совсем никого, только она и живет здесь сейчас без электричества и воды. Часовню она оберегает, поставила в ней иконы, и прогоняет непрошеных гостей, которые приезжают сюда в поисках кладов и ворошат старые половицы.

На колокольне часовни (фото Владислава Тимофеева)

Вид с колокольни часовни

Единственная жительница деревни Татарская

Дорога в сторону села Чигироб: слева дом единственной жительницы деревни Татарская, по центру – жительница деревни и ее козы

Рассказала она нам и о селе Чигироб – следующем пункте нашего путешествия: живут в нем сейчас преимущественно состоятельные люди из Соликамска, которые построили себе современные дома и приезжают туда отдыхать и охотиться. Кроме того, в церкви села имеется маленький железный ящичек-сейф, в котором один из бывших жителей начал бережно собирать информацию о селе. Ну что же, увидим своими глазами!

Чигироб впервые упоминается в письменных источниках также в 1623 году, как и деревня Татарская. Тогда это была деревня с 5 дворами, но само селение возникло явно раньше: рядом с ним археологами найдены остатки русского селища XVI века. Перепись 1647 года называет Чигироб погостом, т.е в это время здесь уже стояла церковь, а в 1909 году здесь было уже 43 двора с 274 жителями.

Богатым село никогда не считалось, большая часть жителей жила на покупном хлебе. Известен Чигироб был своими мастерами по дереву. Так в Чердынском краеведческом музее из крестьянской избы села хранится уникальная икона XVII века. На доске высотою 29,5, шириною 21,3 и толщиною 2,5 сантиметров вырезан и раскрашен восьмиконечный крест. А внутреннее убранство местного храма также отличалось большим количеством деревянной скульптуры.

Название Чигироб произошло из двух слов: шигир – «холмистый», «выпуклый» и об, ыб – «поле». То есть «холмистое поле» или «поле на холмах».

В селе сохранилась каменная Богоявленская церковь, построенная в 1773 году (она заменила деревянную 1628 года). Церковь состоит из обширного храма, пятигранной апсиды, трапезной и предела. Над входом в церковь возвышалась колокольня, но она, как и глава храма, к настоящему времени разрушена. Наружные стены храма украшают крупные профилированные кокошники над большими полуциркулярными окнами. А карниз куба представляет собой зубчатый пояс из лекального кирпича.

Руины Богоявленской церкви села Чигироб


На колокольне церкви в прежние времена имелся древний колокол весом пять пудов, с надписью латинскими буквами и датой отливки – 1642 год. Но, к сожалению, он утрачен.

Церковь закрыли в середине 1920-х годов, в советские времена в ней располагался зерновой склад.

Заветный ящичек в церкви с описанием истории села Чигироб



Карта-схема села Чигироб по воспоминаниям жителей


Фотографии жителей села Чигироб советских времен

В окрестностях Чигироба также находили клады. Так, в одном кладе, закопанном в XII веке, обнаружились киевский серебряный слиток весом около 1,4 кг, обломок сосуда с арабской вязью и заготовка для чеканки монет с китайскими иероглифами.

На подъездах к деревне Дуброва

На подъездах к деревне Дуброва: вы на верном пути!

Первое упоминание в письменных источниках о деревне Дуброва относится к 1579 году, тогда здесь стоял починок (небольшое новое поселение) Гарь. В 1647 году Дуброва значится уже погостом (селом). Первый деревянный храм здесь построен в 1628 году. Этот факт уже давно вызывает удивление у исследователей, поскольку постройка храма очень обременительна для прихожан в материальном отношении. Есть мысль, что православная церковь пошла первоначально на уступку: строится храм в центре небольшого села, однако вместе с тем священники разрешили язычникам устроить свое культовое место на окраине – в поле, в стороне от деревни, была построена часовня. Так появилось поле Балванское (от названия языческих богов – болванов).

Сегодня на месте бывшего села на пригорке одиноко стоит церковь Дмитрия Солунского. Строилась она в 1773 году (одновременно с церковью в селе Чигироб) благодаря жителю д. Кузнецова Архипа Ивановича Селиванова. Церковь Дмитрия Солунского – единственная в северном Прикамье посвящена покровителю воинов и князей Дмитрию Солунскому. Она имеет небольшие по размерам храмовую часть, трапезную и алтарную апсиду, соединенные по одной оси одноарочными проемами и перекрытыми сомкнутыми сводами. В то же время колокольня отличается значительной высотой. Над ее стройным объемом с высоким ярусом звона вознесен шпиль с маленькой главкой и крестом. Храм увенчан одной главой с красивым железным крестом, фигурные концы которого украшены сложным растительным орнаментом. На нем указан год изготовления – 1773.

Церковь Дмитрия Солунского в деревне Дуброва

Стоит также отметить, что в начале XVII века семь деревень этого района назывались Дубравами. Чтобы их различать, к общему названию добавляли имя первопоселенца: были Сергиевская, Вакорина, Лукинская, Денисова, Злыгостева, Фотиевская, Пеняхинская Дубравы. Северные Дубравы - это рощи не из дубовых зарослей, а из осины и березняка. Впоследствии общее название деревень осталось только за главным поселением округи - погостом, селом.

В настоящее время в деревне довольно много ухоженных домов, однако постоянно здесь никто не проживает.

Дома и участки деревни Дуброва

Как добраться до деревень Татарская, Чигироб, Дуброва

На автомобиле по Соликамскому тракту из Перми, после Соликамска в сторону Чердыни и Красновишерска:

Татарская и Чигироб – отворот на деревню Татарская через 40 км от Соликамска, Татарская (3 км) и Чигироб (10 км) соответственно, Дуброва – отворот на Кузнецово через 54 км от Соликамска, до Дуброва еще 5 км.

Использованные источники информации:

Геннадий Бординских. Соликамский район. Путеводитель по историческим местам. 2010 г., - 146 с.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Продолжая рассказывать о весенних выездах. Хочу вспомнить об одной из поездок в ту самую деревню, о которой уже писал тут, на блоге, два раза. В были использованы фото и воспоминания 2007 года, 2015 года, а на этот раз дело происходило весной 2017 года.

Тянет меня сюда и все. Возможно, из-за того, что тут жили мои предки, а может и еще из-за чего-то. Вот я и решил сюда приехать еще раз. Посмотреть на дом, а точнее на то, что от него осталось, да на остатки деревни, некогда крупной и сытой.

Заехал я в деревню немного не с той стороны. Сначала я хотел проехать через жилую деревню, но уперся в распаханное поле. Ого, дорогу распахали! Да и поплутал я по территории заброшенного колхоза. Позабыл я, с какой стороны от бывших колхозных построек надо было съезжать с дороги в сторону.

Пришлось ехать по бывшему тракту. Дорога, по которой обычно заезжает народ в эту деревню, ведет примерно в ее середину. А меня повело по старому брошенному тракту в ее самое начало, я не свернул в сторону, а помчал прямо. Тут уже давно никто не ездит. Нет ни дорог, ни колей. Лишь заросли молодняка, да упавшие ветви от старых тополей.

Но я же на ниве и мне ни по чем такие мелкие помехи на дороги. Стоп! Какой дороги? Ее тут нет! Лишь бывшая деревенская улица, заросшая и по краям которой стоят остатки домов, да виднеются домовые ямы. Где-то еще остатки венцов. Местные разбирают дома на дрова и на стройматериалы.

Преодолев все препятствия, я выбрался в часть деревни, где уже ездят люди. Об этом говорит накатанная дорога, идущая с огородов и примыкающая к деревенской улице.

В этой деревне все еще живут люди. Среди обилия заброшенных домов, жилых всего лишь три.

По улице я еще проехал рядом с фундаментом бывшего магазина, где виднеются остатки печки, а именно кирпичи и железная круглая оболочка. Этот фундамент, кстати. Позже летом я шурфил. Об этом можно почитать тут и тут.

Проехав до дома, я остановился и вышел из машины. Весной по таким местам ходить самое то. Ведь крапива, которая достигает в высоту человеческий рост, плотно лежит на земле, придавленная снегом, который совсем недавно сошел, особенно после апрельских снегопадов.

Можно походить по двору, заглянуть под развалины хозпостроек. Обойти баню и спуститься к речке. Я помню, как очень давно, когда я еще был маленьким, ходил с бабушкой на эту речку за водой. Там был небольшой мостик в виде бревна с прибитой к нему доской и небольшим поручнем, чтобы не свалиться с коромыслом, где висят два ведра, в студеную воду.





Странно, но в доме печка еще не рухнула, но она покосилась уже на критический уровень, что в дом заходить опасно.

Устало даже крыльцо, которое больше похоже на пасть хищного существа. А сверху обвалилась крыша над клетями и сенями. Если туда зайти, то эта «пасть» может захлопнуться, буквально заживо съесть человека, погребя под своими обломками.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

После этого я зашел в другой заброшенный домик. Там тоже царит разруха и запустение. Там же я нашел полочку с посудой. В последнее время я хочу отыскать посуду царского и раннесоветского периода. Из-за этого, когда я вижу тарелку или кружку, я беру ее в руки и переворачиваю дном вверх, дабы увидеть клеймо производителя. Но на этот раз не повнзло и посуда оказалась поздней.






Проехал я до другого конца деревни. Там начинается еще одна улица, которая под углом примыкает к главной. Там стоят несколько каменных домов. Некоторые из них как полностью заброшены, а какие еще используются.


В начале этой деревни есть еще одна дорога на выезд из деревни. Но чтобы выбраться отсюда, надо переехать небольшую речку. Которая весной разливается и преодолеть ее на легковой машине бывает проблематично.

Кстати, в этой деревне есть и новый дом, который построил пасечник для жизни и пчеловодческих нужд. Тут же вальяжно гуляют гуси, которые нехотя расступались перед машиной. Все же жизнь теплится в этом месте.


Там я развернулся и поехал в обратную сторону. Мне рассказывал отец, что тут на краю жила одна сильно набожная бабулька. Я планирую найти этот фундамент и попробовать его пошурфить, ведь у нее, по рассказам, было много металлопластики: кресты, складни, киотники, и прочее.

Но ладно, разворачиваюсь и направляюсь в обратную сторону. Там я еще заглянул в один заброшенный домик, который сохранился довольно неплохо. Заглянув в сарай, я увидел большое количество старинной деревенской утвари. Название некоторых предметов я даже не знаю! Но, к сожалению, все это в крайне плачевном состоянии: все сгнило, да и насекомые постарались. Ничего уже не спасти.






Уже вечерело, начало темнеть и я направился домой. По дороге домой, проезжая рядом с трактом, я заметил зайца, который в испуге убегал от машине.

Ну-с. На этом все. Я благополучно доехал домой, сытно поужинал и лег спать. Позже обработал фотки, но написать отчет почему-то было лень.

VK.Widgets.Subscribe("vk_subscribe", {}, 55813284);
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-5", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-5", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

22-летний художник Владимир Чернышев ездит по заброшенным российским деревням и рисует водоэмульсионной краской на стенах домов и сараев странные тёмные объекты, похожие на вход, арку, тень или звёзды. Его проект называется «Заброшенная деревня », по итогам художник планирует выпустить малотиражную книгу. Владимир рассказал The Village, чем его привлекает смерть деревни, понимают ли искусство местные жители и нужно ли спасать дома, из которых ушли люди.

Идея проекта возникла года два-три назад, тогда я отчётливо понял, что мне как художнику необходим формат и рамки. Уличным искусством я занимаюсь последние пять лет, и в течение этого периода много экспериментировал с материалами, форматами работы, участвовал в различных проектах и в итоге пришёл к загородному формату рисования. Как это вышло? Отчасти благодаря таким авторам, как Торо, Гессе, Мисима, и, конечно, благодаря реакции и в какой-то степени отторжению популярной культуры стрит-арта. Процесс рисования на улице никогда не был для меня просто хобби, развлечением или способом заработка, это скорее необходимость, желание действовать сообразно тому, во что я верю.

В меньшей степени мне интересно антропологическое исследование, на первом месте находится художественная работа, важно не просто наблюдать и фиксировать момент распада, но и внести изменение в этот процесс - иногда нарушить этот порядок, иногда дополнить, но, честно говоря, мне непросто выбрать объект для работы, всегда существует большая вероятность сделать что-то неуместное, поэтому я приступаю к рисунку только тогда, когда понимаю и чувствую более-менее ясно, что работа в этом месте возможна.


Подготовка к поездкам

Как правило, я ищу информацию в интернете, в соцсетях, блогах и на спутниковых картах, объекты я заношу на гугл-карту и затем составляю маршрут. Я убеждён, что ничто не даёт возможности понять и прочувствовать дух места, его историю как сам облик того или иного деревенского дома. Мох, трещины, цвет дерева и оттенки, вбитые кованые гвозди, резьба, хаотичные следы, оставленные высохшей травой на деревянной поверхности, - вот что передаёт историю места, говорит на языке времени. Обращаясь к истории как к области знаний, касающихся прошлого, я бы сказал, что мне менее всего интересны даты, краеведчество, фамилии и выдающиеся исторические факты, а правильнее сказать, факты истории, - мне важно то, что я наблюдаю прямо сейчас в подробностях. История кроется в незначительных следах.

Таких мест довольно много, наверняка заброшенные деревенские дома видел каждый, кто хоть раз выезжал за город, бывал в сельской местности. Довольно много заброшенных деревень в Архангельской, Вологодской и Воронежской областях. Ощущения всегда разные. Кьеркегор писал о стихийном страхе, ощущении уязвимости как о живительном источнике. Примерно такие ощущения возникают при виде некоторых заброшенных деревенских домов. И я неспроста говорю «живительный» страх, потому что рассматриваю страх приближения к концу и смерть как хорошую возможность почувствовать настоящий момент, то есть жизнь. А если допустить, что такой страх вызывает спокойствие, то мы уже близки к восточным традициям. И всё это делает процесс разрушения деревянного дома символичным и неоднозначным. Если говорить о восприятии, то мне интересно следить, как меняется моё собственное отношение к работам в деревнях с течением времени, есть места, куда я возвращаюсь в разные времена года, смотрю, что стало с работой, насколько выцвела краска, сильно ли покосился дом.


Живая и мёртвая деревня

Иногда хочется всё бросить и уехать в город, где люди и движение, забыть эти мёртвые места. Обстановка во многих деревнях тяжёлая, есть неприятные объекты: заходишь, а там хаос, всё разрушено - в таких местах я не задерживаюсь. Есть горевшие, дышащие смертью дома. Но, может быть, это и интересно: перебороть страх смерти, чтобы создать работу.

Когда мне было 18–19 лет, у меня были мысли уехать подальше от города, построить дом, завести натуральное хозяйство: это ведь полная независимость от паспортов, денег - всех этих бумажек. В чём-то это желание сохраняется до сих пор. Но с другой стороны, хочется и разрушить это ощущение - как золотой храм в книге Юкио Мисимы. У меня нет задачи сохранить эти места, пропитаться их духом и возрождать русский фольклор. Наоборот, мне приятно наблюдать, как они исчезают, и чувствовать ценность этого процесса. И конечно, меня всегда тянет обратно к людям. Я не цельный человек. В городе я могу делать оплачиваемую работу, а потом поехать в деревню ради некоммерческого проекта, тратить свои деньги на бензин. В этом весь кайф - жить на контрастах.

Конечно, есть множество благополучно существующих и даже процветающих деревень. Но едва ли кто-то поспорит, что основная тенденция развития таких населённых пунктов - их превращение в деревянные развалины. Я нередко общался с местными, узнавал координаты и просто говорил на различные темы: как живётся, чем занимаются. Они в основном пьют, конечно, но есть и люди, ведущие здоровый образ жизни, которых всё устраивает и которые ни за что не согласятся переехать в город. Да, впрочем, и те, кто пьют, тоже едва ли хотят покинуть свой дом. В деревне особенно чувствуется крепкая связь человека с собственным домом. Случается, что люди по-прежнему пытаются сохранять традиции, но, конечно, всё забывается.

Иногда хочется всё бросить и уехать в город, где люди и движение, забыть эти мёртвые места

Если говорить о забавных историях, то, наверно, нужно вспомнить дядю Толю из Ярославской области. Дядя Толя добродушно пригласил меня с моим приятелем фотографом Данилой Ткаченко остаться переночевать в его доме, накормил нас свежепойманной щукой и напился предельно, так что пришлось его укладывать. Примерно через час, когда и мы уже спали, раздался звук мотора. Дядя Толя завёл уазик (не знаю, как он до него дошёл) и начал колесить по полю в грязи, врезаться в кочки, после чего пропал из виду. Оказалось, что в соседней деревне зарезали свинью и он сорвался есть шашлык - так наутро звучала версия старика.

Факт вымирания традиционной деревенской культуры очевиден, это предельно понятный, закономерный процесс. Но, с другой стороны, вы же понимаете, что в России рождение капитализма было, мягко говоря, преждевременным, и по большому счёту уместен вопрос: а так ли далеко на самом деле мы ушли от Средневековья и традиционного мышления? Но это вообще отдельная история.

Мне кажется, что заниматься возрождением деревень в глобальном масштабе - это утопичная и заведомо проигрышная позиция, если не сказать абсурдная. Лично я со своей стороны вижу красоту и уникальность этого процесса исчезновения, без примеси сожаления или горечи.

фотографии: Derelictvillage.com

И снова здравствуйте, дорогие читатели. Во-первых, хочу сообщить, что я вернулся с отдыха, а значит, скоро будут новые отчёты. Ездил я, кстати, во Львов, так что будет много интересных ракурсов города. Во-вторых, вчера замечательно смотались по заброшенным пионерлагерям, а значит, потом тоже будут фотографии. Но это все в будущем, а пока что я предлагаю вернуться в начало года. Тогда мы с компанией посетили несколько заброшенных и полузаброшенных деревень. В связи с этим представляю новый фотоотчёт. Здесь будет рассказано о самых запомнившихся моментах, заброшенных домах, любопытных находках, предметах сельского быта и прочих интересностях. К слову сказать, я не очень часто пишу с подобных мест.

Итак, этот репортаж посвящён паре деревень и деревенских домиков в Московской области. Все они по-разному удалены от столицы, но объединяет их одно — либо деревня активно сносится под застройку, осталась пара живых домов. Либо в действующей деревне стоят глухие заброшенные дома, в которые уже сто лет никто не приезжал, окна частично выбиты, а забор отсутствует. Так далеко не везде, но поскольку столица растёт быстро, то многие деревни, попадая в черту Москвы, постепенно деградируют. Также не везёт деревням рядом с трассами, а также, наоборот, ооочень удалённым от жилых агломераций сёлам. В большинстве своём в домах таких пусто, часто проживают бездомные жители, и ничего интересного не встречается. Но порой попадаются достаточно любопытные локации. Даже удивляешься, как сохранилось столько старинных и достаточно редких вещей, предметов интерьера, старой посуды и много другого. Итак, выкладываю фотографии вперемешку, чтобы было соразмерно интересно, а то некоторые места достаточно пустоватые, а некоторые, наоборот. Поехали.

Типичный дом, построенный до революции. Внутри никто не проживает, дверь нараспашку, окна выбиты. Приехали мы сюда ещё холодной зимой. Не самый интересный, но все же.

Перемещаемся за несколько десятков километров. Попадаем в домик уже поинтереснее. Присядем попить чайку? В углу находим старый сундук, у стола венские стулья. Поднимаем сиденья, находим этикетку дореволюционную, мелочь, а приятно) На столе разбросано много часов. Кстати часов в отчёте тоже будет немало.

На очереди другой дом. На террасе находим портрет великого поэта, недвусмысленно попавший под косу.

В одном из домов находим старинное пианино. Той же фирмы, кстати, что и рояль, выброшенный одними уродами в окно заброшенной школы. Это, слава Богу, ещё живо, однако клавиши уже заедают. Наверху пианино обнаруживаем советский набор домино.

Ещё одни остановившиеся часы. Обычные пластмассовые, советские.

Иногда дома попадаются совсем разрушенные, у этого, например, рухнула крыша после пожара. Диван смотрится несколько безумно.

А это дом с Пушкиным на террасе. Перекрытия прогнили, пол проваливается. Например, тут, шкаф провалился вниз.

Бывалый скворечник рядом с одним заброшенным огородом при доме.

На чердаке часто можно найти разные любопытные вещи. В этом доме, например, это старинные предметы крестьянского быта (прялки, грабли, вилы, деревянная лопата, сито и т.д.), тетради 20-ых и 30-ых годов, учебники того же времени, газеты, ёлочные игрушки, фарфоровая посуда и т.д. На этом кадре ещё виден радиоприёмник в очень плохом состоянии 40-ых годов.

Типичная кухня в таких домах. Старая печь, нагреватель воды, красивое, но пыльное зеркало и разное барахло.

Детские куклы смотрятся всегда особенно жутковато.

Ещё одна любопытная комната. Здесь находим дореволюционную швейную машинку «Зингер», точнее столик от неё и её саму. Состояние очень неважное. Время и сырость делают своё дело. В шкафах куча старой и полугнилой одежды.

Покажу основание стана. Ржавые буквы «ZINGER» на обороте.

В каждом деревенском доме должен быть красный уголок.

По пути мимо жилых домов часто попадаются здешние обитатели)

На террасе обнаружились ржавые велики.

А вот в комнате на полу валяются любопытные часы.

Домик в деревне в небольшом удалении от остальных. Странный, к слову сказать. В одной комнате рухнул потолок, во второй еле на ладан дышит, забора фактически нет, окна выбиты, а свет в одной из комнат ещё работал! внутри видны следы разрухи.

Этот листок меня очень сильно зацепил. Обучению письму 20-ых годов. «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!»

На кухне в заброшенном доме. Под ногами попадаются письма, на стене — старый радиоприемник.

Все часы показывают разное время.

Симпатичная деревянная этажерка.

Заглавная фотография. Коврик смотрится особенно грустно. Русь-тройка, куда несёшься ты? А и правда, куда…

Советский пинбол. Любопытная вещь, никогда раньше видел. Хотя вот китайских 90-ых видел полно. Состояние аховое.

Одна почти полностью разнесённая хата.

В доме с кадра 18. Буфет на кухне. На удивление идеальный сохран! Как будто года два-три никто не живёт, но никто и не лазал или не били. Хотя посуда позднесоветская и нередкая, так что неудивительно.

Тетради 20-ых, 30-ых годов, на этот раз поближе. Украшены портретами Луначарского, Ленина, лицами крестьян и пионеров. И разумеется «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В доме с 1 фотографии прямо на пороге обнаруживаем вот такой замечательный сундук

Немножко майской природы с деревенских участков=)

И снова находим пинбол. Состоянием ненамного лучше.

Одна кухня. Странно, что всё прямо так брошено. Несмотря на кажущийся порядок, посуда под слоем пыли, потолок сзади уже рухнул.

Симпатичный дореволюционный буфет в комнате с пианино.

Качеством кадр не особо вышел, но всё равно выложу. Интересное содержание. Тетрадь по геометрии 1929 года.

На этом кадре хочу закончить сегодняшний фототчёт.

Очень грустное и тяжёлое впечатление производят подобные заброшенные дома. Кажется, что часть нашей культуры уходит. Столичный образ жизни меняет старый сложившийся уклад. Хорошо это или плохо? Насколько нужен прогресс, и к чему мы стремимся? Но это скорее уже философские вопросы, и у каждого будет свой ответ. На сегодня хватит рассуждений. До следующих отчётов!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры