Презентация на тему м и глинка. Презентация на тему: Глинка Михаил Иванович презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Главная / Бывшие

Слайд 1

Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевна учитель музыки г.п Федоровский ХМАО-Югра
«Между небом и землёй…»

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки; Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки; Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»; Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки; Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Слайд 3

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Слайд 4

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного Родина романса - Испания

Слайд 5

А. Алябьев
А. Гурилёв
С. Рахманинов
А. Варламов
П. Чайковский
Н. Римский-Корсаков
Г. Свиридов
Замечательные образцы русских романсов создали композиторы

Слайд 6

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Слайд 7

Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Слайд 8

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.
Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»

Слайд 9

М Глинка – Н. Кукольник «Прощание с Петербургом»
"Прощание с Петербургом", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году. … «Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме...» В этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок» - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!

Слайд 10

10
Нестор Кукольник
Михаил Глинка
романс «Жаворонок»
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия - то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

Слайд 11

Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».

Глинка

Слайдов: 14 Слов: 1578 Звуков: 0 Эффектов: 28

Михаил Глинка. Мать Михаила. Встречи. Композитор. Москва. Иван Сусанин. Опера «Иван Сусанин». Пой в восторге. Руслан и Людмила. Вступление к опере. Обратный путь. Отправился в путешествие. - Глинка.ppt

Глинка музыка

Слайдов: 8 Слов: 110 Звуков: 0 Эффектов: 2

М.И.Глинка-основоположник русской классической музыки. Музыкальное творчество. Детство в родном имении. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер. Первые произведения. Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Романсы. Народные истоки. Оперное творчество. - Глинка музыка.ppt

Михаил Глинка

Слайдов: 38 Слов: 1053 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил Иванович Глинка. Дата рождения. Усадьба, где родился М.И.Глинка. Столовая в доме М.И.Глинки. Гостинная в доме М.И.Глинки. Зал в доме М.И.Глинки. Пруд на территории усадьбы М.И.Глинки. Мостик на территории усадьбы М.И.Глинки. Родители привозят Михаила в Санкт-Петербург. Музей М.И. Глинки в Смоленске. Фрагмент экспозиции музея М.И.Глинки. М. Глинка и Н. Павлищев. Портрет М.И.Глинки. Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко. Михаил Глинка, 1852 год. Премьера «Ивана Сусанина». Монумент Глинке. Памятник М. Глинке в Смоленске. Скончался 15 февраля 1857 года. Первоначальный памятник на могиле. - Михаил Глинка.ppt

Композитор Глинка

Слайдов: 13 Слов: 874 Звуков: 4 Эффектов: 24

География творчества М. И. Глинки. Цель: Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. Задачи: Актуальность проблемы: География путешествий. В 1830-1834 гг. Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. Весну и лето 1838 г. Глинка провел на Украине. 1844-1848 гг. композитор проводит во Франции и Испании. В1851 году композитор находится в Варшаве, затем переезжает во Франция, а в 1854г. Весной 1856 г. Глинка предпринял последнюю заграничную поездку (в Берлин). Таким образом, можно выделить несколько периодов Европейского путешествия. - Композитор Глинка.ppt

Михаил Иванович Глинка

Слайдов: 20 Слов: 173 Звуков: 3 Эффектов: 3

Михаил Иванович Глинка. Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки XIX века. В семье Ивана Николаевича и Евгении Андреевны Глинка родился сын Михаил Глинка. Село Новоспасское Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления Михаила Глинки связаны с народной песней. В раннем детстве любимым музыкальным инструментом были колокольчики. «Музыка - душа моя». 1817-1822 год Петербург. 1830 год Италия, Австрия, Германия. 1836 год Петербург. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Отечественная героика – трагическая опера. 1842 год Петербург. Первая русская эпическая опера. - Михаил Иванович Глинка.ppt

Биография Глинки

Слайдов: 17 Слов: 611 Звуков: 0 Эффектов: 2

Михаил Иванович Глинка. Композитор. Начальное образование. Поступил в Петербурге в Благородный пансион. Опера «Иван Сусанин». Беседы с Пушкиным. Народная музыкальная драма. Поколения русских музыкантов. Глинка познакомился с Екатериной Керн. Знакомство с М. А. Балакиревым. Композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж. Прах Глинки. Монета. Государственный музей. - Биография Глинки.ppt

Краткая биография Глинки

Слайдов: 11 Слов: 540 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил Иванович Глинка. Глинка Михаил Иванович родился 20 мая (1 июня) 1804г. На дереве раздался громкий голос соловья. Первое время Миша воспитывался у своей бабушки. Музыка очень занимала Мишу. Миша любил слушать нянины песни. На праздники во всех церквах звонили в колокола. Миша недолго пробыл в деревне. Музыкальные впечатления детства. Любил путешествовать, побывал в разных странах. Опера. - Краткая биография Глинки.pptx

Произведения Глинки

Слайдов: 11 Слов: 1064 Звуков: 2 Эффектов: 2

Произведения для оркестра М.И.Глинки. Произведения для оркестра. Глинка остался верен своим художественным принципам. «Камаринская». Симфоническая фантазия «Камаринская». Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. «Вальс-фантазия». Разнообразные по содержанию эпизоды. Увертюры. Неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки. - Произведения Глинки.ppt

Вальс-фантазия

Слайдов: 10 Слов: 480 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Вальс- фантазия». Композитор: М.Глинка. Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, тромбон, литавры, треугольник, струнные. В 1839 году Глинка, уже получивший известность в Петербурге как автор прекрасных романсов и инструментальных пьес, работал над своей первой оперой. В отличие от матери, Екатерина Керн не была красавицей, но Глинка серьезно увлекся ею. Все кончилось. Вальс стали называть Меланхолическим, или Павловским. В 1845 году, будучи в Париже, Глинка сам оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения в симфоническом концерте. Над презентацией работали: Янушкевич Наталья и Черенкова Ангелина. - Вальс-фантазия.ppt

Иван Сусанин

Слайдов: 15 Слов: 502 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Сусанин. Мысль о создании русской национальной оперы. Русский по сердцу. Действующие лица. Антонида. Приёмный сын Сусанина. Русский воин. Хоры крестьян и крестьянок. Главный персонаж оперы. Музыка увертюры. Зритель. Святая Русь. Существование русской оперы. Значение творчества М.И. Глинки. - Иван Сусанин.pptx

Иван Сусанин опера

Слайдов: 7 Слов: 68 Звуков: 0 Эффектов: 0

Глинка. Тема: Опера «Иван Сусанин». Михаил Иванович Глинка годы жизни: 1804-1857. Иван сусанин. Сигизмунд,польский король. Ваня богдан собинин. Антонида. - Иван Сусанин опера.pptx

Опера Иван Сусанин

Слайдов: 11 Слов: 1295 Звуков: 0 Эффектов: 0

Опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» «Иван Сусанин»… С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». С первой русской «классической» оперой связана масса обстоятельств, весьма любопытных. История Ивана Сусанина как-то особенно притягивал обрусевших иностранцев. Сначала Кавоса, а затем барона Розена (из немцев). [Действующие лица.]. Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, - бас. Ваня, приёмный сын Сусанина, - контральто. Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, - тенор. Русский воин - бас. Польский гонец - тенор. Сигизмунд, король польский, - бас. [Слова В.Коршикова.]. - Опера Иван Сусанин.ppt

Глинка «Иван Сусанин»

Слайдов: 12 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 0

Героическая тема. Опера «Иван Сусанин». «Жизнь за царя». М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Ария Сусанина. Ты придешь, моя заря. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Музей подвига Ивана Сусанина. Ивану Сусанину воздвигнут памятник. Русская народная песня. - Глинка «Иван Сусанин».pptx

Руслан и Людмила

Слайдов: 28 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 0

М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила. Сказки и песни всегда были душой народа. Михаил Иванович Глинка. М.И. Глинка был основоположником русской классической музыки. История возникновения оперы. Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет. Либретто. Здесь работал М.И. Глинка над оперой «Руслан и Людмила». Михаил Глинка в Качановке работал над оперой «Руслан и Людмила». Рукопись М.И.Глинки. Сказочный сюжет оперы. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Волшебные приключения героев. «Руслан и Людмила» - сказочно-эпическая опера. Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: Глинка Михаил Иванович Выпонила: Воспитатель МДОУ «Детский сад №207» Гусарова Анжела Валентинова

Детство Михаила Ивановича Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.

Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой». После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына. Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет. Фекла Александровна, бабушка композитора.

Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь. Эти впечатления и переживания, впоследствии будут отражены в творчестве великого русского композитора.

Жизнь и творчество Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила.

1822-1835 В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня. Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне». В конце апреля 1830-го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.

1836-1844 Примерно в 1836-м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя». А вот поставить ее было уже значительно труднее. Дело в том, что этому воспрепятствовал директор императорских театров. Но он же отдал оперу на суд Катерино Кавосу, а тот оставил о ней самый лестный отзыв. Опера была принята с необычайным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки: «Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»

После оперы Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Ею он впоследствии руководил в течении двух лет. Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу». Работу над ней он начал еще при жизни поэта, а вот закончить ее удалось лишь при помощи мелких поэтов.

1844-1857 Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947-го года. В этро время он работает над жанром симфонической музыки. Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856-м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался.

5 самых известных произведений Михаила Глинки Иван Сусанин (1836) Опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу, и там же и погиб. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего Михаила Романова, который еще не знал, что станет царем. Дорогу им вызвался показать Иван Сусанин. Отечественная война 1812 года пробудила в людях интерес к своей истории, популярными становятся сюжеты на русские исторические темы. Свою оперу Глинка сочинил спустя двадцать лет после оперы Катерино Кавоса на ту же тему. В какой-то момент на сцене Большого театра одновременно ставили и тот, и другой вариант популярного сюжета. А некоторые исполнители участвовали в обоих операх.

Руслан и Людмила (1843) Опера Михаила Ивановича Глинки в 5 действиях. Композитор написал ее по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов оригинала. Оперу встретили прохладно, но вины Глинки в этом не было. Публика оказалась не готова к новаторству композитора, уходу от традиционной итальянской и французской оперных школ. Первое знакомство с шедевром Глинки застало зрителей врасплох."Музыка старых волшебных опер лишь иллюстрировала смену ситуаций - здесь она приобрела самостоятельное значение".

Камаринская (1848) Камаринская - русская народная плясовая мелодия, широкую популярность получила в одноименной увертюре Глинки. В ней композитор подражает русскому народному пению с подголосками, когда произведения начинается в один голос, а при развитии добавляются новые голоса. По утверждению историка-краеведа Пясецкого, русская народная песня " Комаринская " ("Камаринская") - осталась "памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину". Другая версия говорит о Камаринской как о песне радости людей, убежавших из татарского плена.

Вальс-фантазия (1839 - для фортепиано, 1856 - расширенная редакция для симфонического оркестра) Как и в польских танцах из оперы "Жизнь за царя", Глинка идет по пути симфонизации вальса - прием, которым пользовался другой великий композитор Петр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия - одно из самых значительных, известных и часто исполняемых произведений Глинки.

"Патетическое трио" d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832) Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к камерной музыке. Всю оставшуюся жизнь Глинка писал фортепианные, сценические, оркестровые, вокальные и хоровые произведения. В то время Глинка путешествовал по Италии, поправляя здоровье. Конечно, на него влияли итальянские композиторы. Вскоре после завершения работы над трио, в Милане состоялась его мировая премьера. Его первыми исполнителями стали музыканты оркестра театра Ла Скала кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано. Позже Глинка отредактировал трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Cлайд 1

Cлайд 2

Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Cлайд 3

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.

Cлайд 4

Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

Cлайд 5

После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Cлайд 6

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Cлайд 7

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры