Пришвин кладовая солнца правда антипыча. «Правда жизни в сказки были М

Главная / Бывшие

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин писал: «...И нет ни­чего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом - это поле битвы добра и зла, и чело­век только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть - между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повес­ти - животных, людей. Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте - болоте. Главные герои по­вести - сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между де­ревьями случается, если вдруг налетит внезапный ве­тер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрям­ством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохорить­ся». Но утихомиривает Настя этот ураган просто - погладит по голове братишку, и «отцовский задор по­кидает хозяина».

У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задума­лись об опасностях. А ведь преодолеть их можно толь­ко сообща и с разумом.

Настя и Митраша, отправившись за клюквой, рас­ходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И це­лью ее является - набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе са­мой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». Она идет уже не по «человече­ской» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюк­вой, - куда клюква поведет, туда и она, - Настя не­заметно сошла с набитой тропы».

Митраша, отбросив человеческий опыт и помощь друга-компаса, оказывается в Слепой елани. И никто не приходит на помощь мальчику.

Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подсте­регает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

Ребята отправились за клюквой. А может быть ав­тор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь - Кладовая солнца, но сокровища открываются непро­сто и не каждому. Все постигается на собственном опыте. Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-на­стоящему начал ценить родного человека Митраша. Настя одержала над собой трудную победу: из-за жад­ности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тро­пинки. Не случайны слова автора: «...обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расхо­дясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша

­Что такое правда и где ее искать

Нет такого автора, который бы так мастерски описывал русскую природу, как Михаил Михайлович Пришвин. Посредством своих описаний, он умел передать читателям много полезной и жизненно важной информации. В сказке “Кладовая солнца” мы знакомимся с маленькими персонажами, которые, пройдя через опасные испытания, учатся дорожить друг другом и прислушиваться к советам старших. Настя и Митраша рано осиротели и научились сами вести хозяйство, ухаживать за собой, жить и выживать.

Поначалу соседи им очень

помогали, но эти смышленые дети быстро стали самостоятельными. Как-то раз, отправившись за клюквой в сторону Слепой елани, они чуть было не попали в беду, а ведь отец давно их предупреждал об опасностях, которые таились в этой местности. Он говорил, что много людей потонуло на Блудовом болоте, ступив на ложную тропу, но они не послушались, и чуть было не лишились Митраши. Насте к тому моменту было двенадцать, а ему – десять.

В душе он чувствовал себя храбрым мужичком. Соседи так его и называли “мужичок в мешочке”, а Настя была словно “золота курочка на высоких ножках”. Описывая этот день из жизни детей, автор

затрагивает жизненно важные вопросы. Он показывает, как в людях, точно также как и в природе, борются два начала – добра и зла. И уровень человечности только тем и измеряется, как мы проходим через этот путь борьбы. В ситуации с Настей и Митрашей, дети оказались на разных дорогах, и повели себя в соответствии со своим уровнем эгоизма.

Митраша не захотел слушаться старшую сестру, а Настя так увлеклась сбором ягод, что забыла на время о брате. Позже она себя сильно корила за жадность, а всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям, которым было хуже, чем им. Митраша стал более осмотрительным и обзавелся новым другом. Собака покойного лесничего теперь ни на шаг от него не отступала. В этом маленьком человеке, которого она спасла от неминуемой гибели, она увидела тепло и заботу, словно в бывшем хозяине. Антипыч был человеком мудрым и добрым. Он как никто другой знал, в чем правда жизни, ведь он жил более восьмидесяти лет на этой земле.

Когда его просили поведать рецепт долгой и счастливой жизни, он всегда говорил, что каждому суждено пройти через определенные испытания, выпавшие на его долю. А уж если после этих испытаний удастся не озлобиться, сохранить любовь к окружающим, остаться открытым и душевным человеком, значит, проверка прошла успешно. Если еще удается сделать правильные выводы, значит, и вовсе испытания были не зря. Так и в случае с Настей и Митрашей. Эти маленькие и неопытные дети столкнулись с серьезным обстоятельством и смогли через него достойно пройти, а значит, победили.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Как Митраша попал в беду В сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” мы знакомимся с двумя очаровательными героями­ – двенадцатилетней Настей и десятилетним Митрашей. Дети...
  2. ­Кто прав Настя или Митраша Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней писатель, который к тому же был опытным...
  3. ­Как Травка спасла Митрашу В сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” мы узнаем, как маленькие дети, оставшись сиротами, научились самостоятельно жить и выживать. Так как...
  4. ­Травка – друг человека Собака Травка – это один из персонажей произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Она умна, верна и преданна. Хозяином Травки был...
  5. ­Упрямство Митраши Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” повествует об одном случае, приключившемся с главными героями во время похода в лес. Настя и Митраша рано...
  6. ­Участие природы в судьбе героев Наверное, ни у одного русского писателя нет такого гармоничного описания природы, как у М. М. Пришвина. Этот факт не раз...
  7. ­Сосна и ель Природные явления играют особую роль в реалистичной сказке Михаила Пришвина “Кладовая солнца”. Автор отлично знал природу своего края и был географом-любителем. Ему...

СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка

г. Сыктывкар, Республика Коми

Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» (групповая работа).

Цели: 1. Узнать, какие силы добра и зла представлены в произведении.

2. Выяснить, кто из героев может пойти по дороге добра и зла и почему.

3. Ответить на вопрос: «Чему научила сказка и в чем правда жизни?»

Эпиграф (закрыть)

Правда в вековечной суровой борьбе за любовь.

М. Пришвин.

На доске портрет писателя, рисунки детей.

1. Обратите внимание на подзаголовок, который дал Михаил Пришвин своему произведению.

· Осиротевшие дети;

· Спасение собакой мальчика в 1927 году.

3. Докажите, что это сказка.

· Изображен сказочный русский пейзаж;

· Природа живая (говор птиц, реальные и загадочные голоса леса, собака поступает, как человек);

· Есть добрые и злые силы природы;

5. Какие цели урока мы поставим?

6. Сегодня мы работаем по группам:

· Настя – Митраша

· Блудово болото

· Ель и сосна

· Травка - Волк

Получив вопросы (сейчас все они на столах) за 2-3 недели до урока, вы, ребята, разделились на группы (3-4 человека; выбрали ответственных в группах, они же и проконтролируют, и помогут, и оценят); собрали в одно высказывание индивидуальные домашние задания, которые распределили между собою.

Все учащиеся работали с произведением, кто-то со словарями, некоторые рисовали. А защищать работу будет тот, кому вы доверяете, он же и выставит вам оценку за собранный материал. Самого красноречивого, умеющего мыслить логически и делать правильные выводы, заслуженно оценят одноклассники.

Выслушав сообщение о героях произведения, можно задавать вопросы, делать дополнения. Будьте вежливы , учитесь слушать, уважайте мнение товарищей, соблюдайте дисциплину.

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Оценим рисунки).

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами из текста.)

НАСТЯ (похожа на мать) МИТРАША (похож на отца)

4. Дайте им характеристику (Какие они?)

Настя и Митраша хозяйственные, умненькие и дружные. Дети хранят жизненные ценности. Мы видим, что М. Пришвин особое внимание уделяет Митраше. А почему? Да потому, что он не по годам серьезен, ответственен, несмотря на то, что он на 2 года младше сестры. Иногда Митраша, как отец, наставляет Настю, проявляет задор хозяина.

Хорохориться – (разг.) Храбриться, задорно горячиться.

Строптивый – упрямый, любящий действовать наперекор кому-нибудь, непокорный.

5. Как дети собираются на болото?

НАСТЯ МИТРАША

6. Почему они чуть не погибли? Ведь они все делают, как родители?

Дети поспорили между собой, по какой тропе идти.

Настя МИТРАША

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились, стали одинокими?

· Дважды пренебрег криком вороны

· Лежачий камень – это тоже предупреждение

· Серый помещик завыл (не хотел бы видеть на своей территории человека).

· Травка завыла.

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери!)

11. Природа наказывает Митрашу: сбивает его с пути.

В чем ошибка Митраши, какой жизненный опыт он нарушил? (Пошел по слабенькой, чуть заметной тропе.)

12. Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

Перед Митрашей вопрос жизни и смерти, поэтому мальчик притворяется добрым, хитрит, чтобы подозвать собаку. Митраша предугадывает цепочку событий, так как он разумный человек. Митраша идет по дороге добра?

Вывод: У детей есть право выбора, потому что они люди: пойти вместе в согласии и ладу или порознь – по дороге зла.

2 группа (Блудово болото)

1. От каких слов произошло название болота?

Блудить – заблудившись, блуждать.

Блуждать – бродить в поисках дороги.

2. Как вы понимаете название БЛУДОВО БОЛОТО? Какой смысл в это название вкладывает автор?

Елань – топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду.

С одной стороны

С другой стороны


3 группа (Ель и сосна)

2. С какой целью писатель помещает их под Лежачий камень? Что символизирует Лежачий камень? (Движения вперед нет.)

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в виде живых существ, способных, действовать, мыслить, чувствовать.

6. В споре борются две силы. Какие силы представляют деревья?


4 группа (Травка – Волк)

Травка

Затравка – 1. (устар.) Запал, средство для воспламенения заряда. 2. (перен.) То, что кладет начало чему-нибудь, возбуждает интерес.

2. Каким чувством обладает собака? В чем это выражается?

· Любит, переживает

· Думает об Антипыче

· Спасает Митрашу

3. Как Травка представляет людей, каково ее отношение к таким людям?

6. Почему Травка спасла Митрашу? Травка обладает сказочной силой любви. И, хотя она одинокая, вспоминая доброго Антипыча, спасает Митрашу, почувствовав в нем доброго человека. Обсуждаем рисунки.

Помещик – землевладелец.

Серый – 1.Цвета пепла, дыма. 2. перен. Посредственный, ничем не замечательный. 3. Малокультурный, необразованный (разг.).

2. Для кого живет Волк?

4. Какова его участь? Почему?


Вывод по уроку.

Итак, мы выяснили, что в этой сказке к злу можно отнести ссору, борьбу за существование за счет кого-то другого, злобное одиночество. А к добру – любовь.

В природе все в равновесии: здесь есть и добрые и злые силы. А какую дорогу выберет человек – зависит от него. В начале сказки дети дружные, все их любят, но потом они ссорятся и попадают в беду. Своей сказочной силою любви их спасает Травка. Теперь мы можем сказать словами М. Пришвина и Антипыча: «Правда жизни в вековечной борьбе за любовь». Писатель учит нас проникнуться любовью ко всему живому.

Сказка для М. Пришвина была не выдумка: он видел в человеческой жизни и в природе такое сказочно-прекрасное, что люди часто не замечают или не верят и презрительно говорят: «Сказка!» Писатель всеми силами души стремился найти добрую сказку в нашей настоящей, нелегкой жизни и показать ее нам.

Итоговая схема


Чему же нас учит сказка?

· Не относиться к природе легкомысленно.

· Понимать и любить природу.

· Побеждать в себе упрямство.

· Любить и уважать друг друга.

Итоги урока. Оценки, выставленные экспертной группой, комментарий учителя.

Д. З. Написать сочинение «Что я открыл(а) для себя в сказке «Кладовая солнца»?

Индивидуальные задания по группам; получили за 2-3 недели до защиты (прописана технология того, что делают учащиеся).

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Нарисуйте).

2. Почему сельчане любят и жалеют их?

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами)

6. Почему они чуть не погибли?

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились?

8. Как природа предупреждает их об опасности?

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери.)

10. Когда она вспоминает о брате?

11.В чем ошибка Митраши? Какой жизненный опыт он нарушил?

Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

12. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

2 группа (Блудово болото)

1.От каких слов произошло название болота?

Блудить –

Блуждать -

2. Как вы понимаете название Блудова болота? Какой смысл в это название вкладывает автор?

3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

Слепая елань -

5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?

С одной стороны

С другой стороны

6. Нарисуйте план Блудова болота.

7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?

8. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

3 группа (Ель и сосна)

1. Почему деревья оказались вместе?

2. С какой целью писатель помещает их под лежачий камень? Что символизирует лежачий камень?

4. Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

Олицетворение -

6. Какие силы представляют деревья? Добро – зло? 7. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

4 группа (Травка)

1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

Затравка –

2. Каким чувством обладала собака? В чем это выражалось?

3. Как Травка представляла людей, каково ее отношение к таким людям?

4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

5. На каких героев сказки стала походить собака?

6. Почему Травка спасла Митрашу?

7. К каким силам добра или зла относится Травка?

Помещик –

2. Для кого живет Волк?

3. Почему Волк дикий и одинокий?

4. Какова его участь? Почему?

5. Какую силу олицетворяет Волк?

6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

"Описание материала:

Урок русской литературы по теме «Правда жизни» (по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Урок-обобщение с применением интерактивной доски. Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой. Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста, развитие основных видов речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание. Приобщение обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям. Дети самостоятельно выводят в чем заключается правда в нашей жизни.

"Выдержка из материала:

"Учитель : Николаева Нина Яковлевна

"Цель :

  • Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой;
  • Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста.

"Задачи :

  • Научить работать со словом по методике К. Вазиной «Древо понятий»;
  • Совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание;
  • Приобщить обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям.
  • Предполагаемый результат:
  • Обучающиеся на уроке:
  • Должны прийти к выводу, в чем заключается правда жизни;
  • Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  • Прочувствуют содержание прочитанного и получат положительное влияние на формирование личностных качеств.

Оборудование: Портрет М. М. Пришвина, газеты о природе, плакаты, аудио с пением птиц, выставка книг, корзинка с клюквой, рисунки детей.

"Ход урока

Здравствуйте, дети. Я приветствуйте вас в этот замечательный день(про любой день хорошие слова- У природы нет плохой погоды). Как у вас, дети настроение? (Дети высказывают про свое настроение). Мы знаем много произведений о природе, любим читать о явлениях природы. Прочитали замечательное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца».

К. Г. Паустовский писал В повестях рассказах, географических очерках Пришвина все объединено человеком- неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»

Эпиграф нашего урока «Я ведь, друзья мои, пишу о природе сам же о людях и думаю».

Цель нашего урока: проанализировать текст; раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе; четко уметь выразить свои мысли и чувства осмыслить в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.

Внимательно приглядеться на портрет Пришвина. Как вы думаете на кого похож писатель из произведения? (На Антипыча)

Можно найти описание в произведении. Поработаем со словами. Кладовая, солнца, правда что обозначают эти слова. Задание было домашнее на первом уроке. Понятия по слову правда» выписаны из различных словарей. Дети составляют выводное слово, записывать в тетрадь читают сто получилось.

Могут дома сделать презентации.

Кто говорит о правде жизни? Антипыч. (Читаем отрывок из произведения). Как же пройти по этой жизни выбирая правильный путь Кто ещё помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настя, собака Травка). Настя и Митраша

Записываем в тетрадь эпитеты и слова характеризующие героев.

Настя Митраша Золотая Курочка Веснушчатая Милая хозяйственная Работящая Добрая Умная Благоразумная Мужичок в- мешочке Лобастый Плотный Коротенький Сильный Упрямый Умный Любящий командовать Дети пояснение каждому слову с выдержками из книги. Можно провести инсценирование.

Вывод: как жили дети?(Жили так как все ребята.) Ребята отправились ответы детей)

Что взял каждый из них? Митраша взял компас, ружье, за пазухой- топор. Настя- хлеба, молока,картошку, корзинку- побольше. Включаем аудиозапись с пением птиц. Один из учащихся или учитель рисует на интерактивной доске Блудово болото. Вышли из деревни. Лежачий камень, Слепая Елань- Митраша. Лежачий камень, Палестинка-Настя)

Какие ветры дуют? Ветер раздора, ветер-сеятель. Ветер раздора поссорил детей. Ветер- сеятель принес семя сосны и семя ели. Ель и сосна сравните с Настей и Митрашей. (Ответы детей) Итак, пойдем по следам Насти и Митраши. (Дети описывают путь детей, опираясь на текст. Дорисовывают на доске недостающие образы: Дикий Помещик, гадюка, Травка, клюква)

Что при жизни не сказал Антипыч?

Правду жизни.

Где они нашли?

В природе.

Да, в природе все взаимосвязано. (Обращаемся к эпиграфу).

Это и есть кладовая солнца. (Ответы детей об охране природы)

В нашем районе сбор клюквы занимает не последнее место в жизни жителей поселков: дополнительный бюджет в семье. С раннего детства дети знают о клюкве.

Домашнее задание: небольшое сочинение о произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Подготовиться к внеклассному чтению по произведениям М. М. Пришвина (заранее дан список).

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Что такое правда и где ее искать

Нет такого автора, который бы так мастерски описывал русскую природу, как Михаил Михайлович Пришвин . Посредством своих описаний, он умел передать читателям много полезной и жизненно важной информации. В сказке «Кладовая солнца» мы знакомимся с маленькими персонажами, которые, пройдя через опасные испытания, учатся дорожить друг другом и прислушиваться к советам старших. Настя и Митраша рано осиротели и научились сами вести хозяйство, ухаживать за собой, жить и выживать.

Поначалу соседи им очень помогали, но эти смышленые дети быстро стали самостоятельными. Как-то раз, отправившись за клюквой в сторону Слепой елани, они чуть было не попали в беду, а ведь отец давно их предупреждал об опасностях, которые таились в этой местности. Он говорил, что много людей потонуло на Блудовом болоте, ступив на ложную тропу, но они не послушались, и чуть было не лишились Митраши. Насте к тому моменту было двенадцать, а ему - десять.

В душе он чувствовал себя храбрым мужичком. Соседи так его и называли «мужичок в мешочке», а Настя была словно «золота курочка на высоких ножках». Описывая этот день из жизни детей, автор затрагивает жизненно важные вопросы. Он показывает, как в людях, точно также как и в природе, борются два начала - добра и зла. И уровень человечности только тем и измеряется, как мы проходим через этот путь борьбы. В ситуации с Настей и Митрашей, дети оказались на разных дорогах, и повели себя в соответствии со своим уровнем эгоизма.

Митраша не захотел слушаться старшую сестру, а Настя так увлеклась сбором ягод, что забыла на время о брате. Позже она себя сильно корила за жадность, а всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям, которым было хуже, чем им. Митраша стал более осмотрительным и обзавелся новым другом. Собака покойного лесничего теперь ни на шаг от него не отступала. В этом маленьком человеке, которого она спасла от неминуемой гибели, она увидела тепло и заботу, словно в бывшем хозяине. Антипыч был человеком мудрым и добрым. Он как никто другой знал, в чем правда жизни, ведь он жил более восьмидесяти лет на этой земле.

Когда его просили поведать рецепт долгой и счастливой жизни, он всегда говорил, что каждому суждено пройти через определенные испытания, выпавшие на его долю. А уж если после этих испытаний удастся не озлобиться, сохранить любовь к окружающим, остаться открытым и душевным человеком, значит, проверка прошла успешно. Если еще удается сделать правильные выводы, значит, и вовсе испытания были не зря. Так и в случае с Настей и Митрашей. Эти маленькие и неопытные дети столкнулись с серьезным обстоятельством и смогли через него достойно пройти, а значит, победили.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры