Пушкинский музей выставка рафаэля расписание. Art & More: по следам Рафаэля

Главная / Бывшие

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

Когда Баратынский прочёл Пушкинского «Евгения Онегина», он написал: «Какой слог, блестящий, точный и свободный! Это рисовка Рафаэля, живая и непринужденная кисть живописца из живописцев». Кому из нас и сегодня не хотелось бы видеть эту рисовку? И довольно репродукций и редких встреч с отдельно взятыми произведениями! В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина начала работу выставка нескольких произведений Рафаэля Санти, того, кто искусством победил природу, по мнению Лодовико Дольче.

Восемь живописных работ и три графических. Вроде бы, количество не должно впечатлить. Но только не в этом случае. Когда пять лет назад в Пушкинском демонстрировалась одна только рафаэлевская «Дама с единорогом», очередь желающих увидеть её опоясывала музей. Но, конечно, дело не в количестве произведений и не в произведённом эффекте. Эта выставка - ещё и отбор, это Рафаэль-портретист.

Рафаэль приехал, чтобы впечатлить и ошеломить. И всему виденному прежде назначить новую цену. Какие бы формы не принимало искусство, с ним, Рафаэлем, утверждают искусствоведы, сравнивали и будут сравнивать все, что создавали и создадут живописцы.

«Для меня как для директора галереи Уффици это особенный момент. Стоя перед вами, я с радостью открывую эту прекрасную выставку», - объявил директор галереи Уффици Айке Шмидт.

«Просто если бы привезли какое-то количество вещей Рафаэля, конечно, и этого было бы достаточно. Но здесь есть действительно много смыслов, которые нас обращают и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом и русскую в частности», - подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Этот выставочный проект готовился очень долго. В Пушкинском музее даже сомневались - возможно ли такое, чтобы сразу три итальянских музея на целых три месяца расстались бы со своими шедеврами. И вот они в - Москве. Дорогие, почти бесценные. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини подчеркивает это.

«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, - 100 миллионов евро. Идея такой большой выставки Рафаэля - это попытка посольства выйти на высший уровень целой серии показов итальянской живописи, которые мы проводили последние годы. Это и Тициан, и Караваджо, и Беллини, и Мантеньи. Нынешняя выставка знаменует высшую точку этой счастливой серии», - прокомментировал Чезаре Мария Рагальини.

Один из главных шедевров на выставке, у которого наверняка будут замирать посетители, это, безусловно, «Мадонна Грандука». Картина считается эталонным изображением Богоматери в творчестве художника. А вот автопортрет - Рафаэлю 23 года. Прожита большая часть из отведенных ему богом 37 лет. Рафаэля почитали и почитают гением. Сегодня даже странно, что когда-то Маяковский мог написать такие строки: «А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать». Это было написано в 1918 году.

«Все, что касалось прежнего мира, им было не нужно. Им мешало. Но при этом они не говорят, что мы отрицаем эпоху Возрождения, мы отрицаем Микеланджело, Леонардо. Они пользовались одним именем - Рафаэль. Следовательно, Рафаэль даже в момент отрицания остается метафорой, и он заменяет собой целую эпоху, целый мир, целую культуру», - отметила куратор выставки Виктория Маркова.

Интерес к выставке Рафаэля беспрецедентный. Поэтому в Пушкинском музее приняли соломоново решение: чтобы посетители элементарно не снесли произведения великого итальянца, доступ ограничили, а сами билеты будут продаваться на сеансы длительностью 45 минут. Впрочем, в Пушкинском музее заверяют: за временем так уж пристально следить не будут и за руку посетителей, разглядывающих великие полотна Рафаэля, из зала не выведут.

В Москве начинается "итальянский сентябрь". 13 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка, которую посол Италии в Москве Чезаре Мария Рагальини на пресс-конференции в ТАСС назвал уникальной не только для России, но и для всего мирового сообщества. Речь идет, конечно, о выставке "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии".

Впервые сразу восемь картин и три рисунка Рафаэля Санти из Урбино покидают итальянские музеи и приезжают в Москву. В том числе один из ранних автопортретов художника 1506 года, специальный показ которого состоится в посольстве Италии, парные портреты Аньоло Дони, флорентийского коллекционера античных древностей, мецената, и его супруги Маддалены (1505-1506), портрет Элеоноры Гонзага и знаменитый портрет неизвестной из Национальной галереи Марке (Урбино). Кроме портретов, в Москву из Галереи Палатина (вошла не так давно в состав Галерей Уфицци) приедет любимая картина великого герцога Фердинанда III Лотарингского, отсюда название - "Мадонна Грандука" (1505), а также "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" из Национальной пинакотеки в Болонье, которой так восхищался Александр Иванов.

8 картин и три рисунка Рафаэля Санти впервые покидают итальянские музеи и приезжают в Москву

Неудивительно, что, как сказал посол Италии, "было невероятно трудно уговорить директоров музеев отпустить из дома такого уровня произведения". Насколько трудно было найти компанию, которая бы оплатила страховку (страховка каждой работы - в диапазоне от 40 до 100 млн евро), история умалчивает. Важнее, что эта компания нашлась - без поддержки "Роснефти" этот проект был бы абсолютно невозможен, подчеркнула директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В том, что эта, по словам г-на Чезаре Марии Рагальини, "самая амбициозная инициатива за последние годы из тех, с которыми сталкивалось посольство Италии", стала реальностью, не последнюю роль сыграло и то, что "Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома", и то, что итальянское искусство и Рафаэль оказали особое влияние не только на русское искусство, но и на русскую литературу и культуру.

В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. В 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне

Собственно, именно исследование этого влияния стало одной из важнейших задач концепции выставки. Об этом сказала куратор выставки с российской стороны Виктория Маркова, упомянув, что первая картина, приобретенная для русского собрания в 1720 году, была приобретена как творение Рафаэля Санти.

Другой вопрос, что позднейшая атрибуция не подтвердила авторства, но очевидно, что уже тогда имя Рафаэля много значило для покупателя. А уж во времена Екатерины II имя Рафаэля становится синонимом искусства.

Гаврила Державин, обращаясь к Рафаэлю, начинает очередную оду Фелице: "Рафаэль чудный, бесприкладный, // Изобразитель божества! // Умел ты кистию свободной // Непостижимость написать...".

В XIX веке перед "Сикстинской мадонной" склонят головы вслед за Винкельманом и Гёте русские романтики, а Достоевский отношением к "Сикстинской мадонне" будет определять своих героев.

Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома. Фото: Репродукция картины Рафаэля Санти

Надо заметить, что в позапрошлом веке подданные Российской империи могли видеть мадонн Рафаэля не только в Дрездене. В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. Это в 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне.

Сегодня в Эрмитаже - два шедевра легендарного мастера итальянского Высокого Возрождения. В ГМИИ им. А.С. Пушкина есть работы кисти отца Рафаэля - Джованни Санти и ученика Рафаэля - Джулио Романо. Так что зрители нынешней выставки могут увидеть их работы после посещения итальянской выставки.

В этот раз посещение выставки будет по сеансам, билеты можно купить заранее онлайн на удобное время.

Справка "РГ"

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии":

с 11:00 до 13:59: 400 рублей,

льготный - 200 рублей,

с 14:00 до закрытия музея:

500 рублей, льготный - 250 рублей.

Кстати

Рафаэль умер в Риме в 1520 году в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть" (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

С 13 сентября по 11 декабря. Из нескольких итальянских собраний, включая галерею Уффици, в Москву прибыли восемь картин и три рисунка. Рассказывает Софья Багдасарова.

Рафаэль прославился и как портретист, и как мастер религиозной живописи: на выставке в Пушкинском музее зритель может насладиться обеими гранями его таланта. Портретный жанр представлен хрестоматийным автопортретом юного мастера (1506, Уффици), портретом его государыни урбинской герцогини Елизаветы Гонзаго (1504, Уффици), а также парными изображениями супругов Аньоло и Маддалены Дони (1506, Палатинская галерея). Здесь же - знаменитая безымянная, прозванная за крепко сжатые губы «Немой» (1507, Национальная галерея Марке, Урбино). Рисунок с изображением девушки (ок. 1505, Уффици) демонстрирует подход мастера к созданию традиционного профильного портрета.

Религиозные полотна - не настолько узнаваемы, ведь в наследии Рафаэля их намного больше, чем портретов. Самая крупная из представленных работ - многофигурный «Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Святая Цецилия, одетая в золотую парчу, изображена держащей в руках переносной орган, другие ренессансные музыкальные инструменты грудой лежат у ее ног, а в небесах поют ангелы, держа в руках ноты. Самая трогательная - «Мадонна Грандука» (1505, Палатинская галерея): несмотря на свой небольшой, по сравнению с «Экстазом...», размер, она наполнена сиянием той самой красоты, которое сделало словосочетание «рафаэлевская Мадонна» крылатым. Подготовительный рисунок к «Мадонне Грандука» (ок. 1505, Уффици) позволяет нам разглядеть, что первоначально художник задумывал вписать ее в круг. Редкий гость на зарубежных выставках - небольшая «Голова ангела» (1501, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Когда-то он был вырезан из большого алтарного образа, переписан и продан как «Голова молодого человека». Ныне зеленые крылья за его плечами, открытые после реставрации, ясно выдают его небесную сущность.

Рафаэль. Мадонна Грандука, 1507

Рафаэль. Ангел, 1501

Рафаэль. Святая Цецилия, 1517

Зал, где выставляются шедевры, эффектно оформлен с помощью контрастного освещения. Чувство погружения усиливается благодаря звуковой композиции, созданной Андреем Гурьяновым и Антоном Курышевым - это шум мастерской художника: подготовка холста, шорох карандаша, смешивание пигментов. Стены зала также украшены итальянской ренессансной лирикой Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, Агостино Беаццано и самого Рафаэля и их переводами на русский, сделанными Павлом Алешиным и Александром Маховым. К выставке подготовлена образовательная программа: лекции об ренессансном искусстве прочтут Василий Расторгуев, Иван Тучков, Виктория Маркова и другие специалисты.

ГМИИ разработал тщательный план, чтобы избежать очередей при посещении выставки. Предусмотрены сеансы по 45 минут, при этом в залах одновременно могут находиться не более 150 человек без учета экскурсионных групп. Стоимость билетов: с 11:00 до 13:59 - 400 рублей, льготный - 200 рублей; с 14:00 до закрытия музея - 500 рублей, льготный - 250 рублей. Открыта онлайн-продажа, причем сообщается, что продано уже более шести тысяч билетов и на сентябрь мест не осталось.

Тем же, кто желает посетить постоянную экспозицию Пушкинского музея, но боится попасть в очередь, мы рекомендуем проект виртуальных прогулок по музею , в том числе с помощью очков виртуальной реальности, запущенный в начале сентября.

Посетители на открытии выставки «Рафаэль. Поэзия образа» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Песня

13 сентября в Москве открылась выставка картин итальянского художника Рафаэля Санти , которая продлится до 11 декабря 2016 года. Руководство музея приняло решение, что вход на неё будет осуществляться по сеансам продолжительностью до 45 минут. По истечении этого времени посетители должны будут покинуть экспозицию, что, как заявили в пресс-службе музея, является общемировой практикой.

Сколько стоят билеты?

Купить билеты (их стоимость составит от 400 до 500 рублей, в зависимости от времени посещения) на одно время смогут не больше 150 человек без учета экскурсионных групп.

Сколько работ Рафаэля можно увидеть на выставке?

В Пушкинском музее будет представлено 11 произведений Рафаэля из итальянских собраний — восемь живописных работ и три графических листа. Среди них «Мадонна с младенцем», «Автопортрет», «Святая Цецилия», «Голова ангела» и другие.

Посетительница у картины «Немая» (La Muta) на открытии выставки «Рафаэль. Поэзия образа» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Песня

Какие работы Рафаэля ранее выставлялись в музее?

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок ранее экспонировались:

— в 1989 году на выставке одной картины «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици);

— в 2011 году «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме;

— в 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» выставлялась знаменитая «Сикстинская Мадонна».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры