Размышления над страницами романа Гончарова «Обломов. После прочтения «Обломова Размышления над страницами романа Обломов

Главная / Бывшие

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь; в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина… Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина?

«В Гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Так начинается роман И. А. Гончарова, носящий имя главного героя, — собственно рассказ об этом герое.

Я не знаю другого произведения, где об одном-единственном дне героя рассказывается так подробно, как здесь — на протяжении всей первой части. Главное занятие героя в течение дня — лежание в постели. Автор сразу ставит точки над «и», говоря нам: » Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который

Хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Мы видим перед собой молодого, здорового человека, которого не вытащишь ни на веселую прогулку, ни в гости, для которого служба настолько обременительна, что он ее бросил. Переезд на другую квартиру ему кажется неразрешимой проблемой, любое дело, движение отступает перед необходимостью снять халат, одеться, что-то решать. Так же, как его квартира затягивается паутиной, погрязает в пыли, застывает в паутине ничегонеделания он сам, жизнь сменяется существованием, полусном, отсутствием всех желаний и побуждений, кроме одного-единственного, чтобы его оставили в покое. «Тебе и жить-то лень!» — скажет ему друг детства Штольц. Даже мечты о семейной жизни сводятся к совместному завтраку, милым беседам и приготовлениям к обеду и ужину. А воспоминания о детстве напоминают сказку о погрузившемся в сон царстве, причем даже они приходят к герою во сне. Где-то там, в далеком детстве, среди вечного завтрака-обеда — ужина, разговоров о еде и отдыхе до и после еды, он, может, и хотел побегать, к чему-то тянулся, но строгие запреты матери и няньки, тепличная жизнь сделали свое дело. Образование прошло мимо — «У него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти». «Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т. п. Это была библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по всем частям знаний».

Обломов бросил службу не только потому, что не пожелал тратить какие-то усилия на карьеру — он просто не нашел себе места в обществе, не почувствовал себя частью всех этих алексеевых, тарантьевых, штольцев. Он «открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом». Конечно, легко углубляться в себя, не думая о карьере и хлебе насущном, когда есть Обломовка, хоть с вором-старостой и все уменьшающимся доходом, но существует же! Не занимая себя деловыми заботами, он любил уходить в мечты, совершая в грезах один подвиг за другим и не обращая внимания на то, что Захар, такой же соня, как и он, надел на него разные чулки и куда-то задевал его носовой платок. «Барин» — вот точный и емкий ответ на вопрос, что представляет собой Обломов. «Обломовщина» — так охарактеризует его способ жизни, вернее, его мировосприятие Штольц. И не один Обломов таков, он сам утверждает: «Наше имя легион». Это заразительно, как эпидемия. Это удобно и угодно правительству, ибо такие не бунтуют.

Задумываясь над своей жизнью, герой приходит к выводу: «Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Но огонь этот был! Ведь загорались глаза в мечте о подвиге! Ведь было что-то свое, не заимствованное у других в его суждении о людях!

Обломов, боясь быть неискренним, не сможет сказать дежурный комплимент понравившейся ему девушке, который спокойно сказали бы многие. Но он также не захочет быть ей обузой, помехой на жизненном пути и напишет искреннее письмо, объясняющее его поступок. На его месте кто-то другой попытался бы изменить свой образ жизни или — скорее всего — пообещал бы любимой измениться, а там, как бог даст, он же, думая и заботясь больше о ней, сказал правду. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». У Обломова поистине «честное, верное сердце», оно не солжет, не предаст доверившегося ему человека, но оно молчит, когда обижают и обкрадывают его самого. Нельзя всю жизнь «прятать голову под крыло и ничего не хотеть больше». Нельзя осуждать общество и не пытаться противостоять хотя бы отдельным его членам. Нельзя всю жизнь полагаться на гарантированный хлеб насущный из имения и на Захара по каждому пустячному поводу. Надо идти по жизни самому, и совсем не обязательно применяться к ней или быть похожим на Штольца.

Ощущение себя лишним в обществе, непохожим на других, порождали в России Онегиных и Печориных, не только философствующих, но и что-то пытающихся изменить в своей жизни, чем-то рисковать, хотя бы для того, чтобы не было скучно. Даже с самой светлой головой и честным сердцем, не желая зла другим людям, можно жить только для себя. А эгоист, даже сам страдающий от этого, замыкается в себе, создает своеобразный кокон, стену, отгораживающую его от внешнего мира. На стену эту может налипнуть грязь мирской суеты, ложь, превратное понимание жизненных ценностей. Именно это липкое наслоение делает стену прочнее, выход за ее пределы невозможным. А потом огонь, горевший внутри человека, пожирает сам себя — и свет тухнет. Остается оболочка — могила.

  1. Часть 1 На Гороховой улице в одном из больших домов живет Илья Ильич Обломов. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной...
  2. I На Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу...
  3. I Обломов сиял, когда шел домой. Там его ждал Тарантьев. Он спросил Обломова, почему тот не заглядывает на квартиру его кумы? Обломов ответил, что никогда...
  4. Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Задумка произведения появилась еще в...
  5. I Штольц был немец только по отцу, мать его была русской. Вырос и воспитывался Штольц в селе Верхлеве, где его отец был управляющим. С детства...
  6. Главный герой, Илья Ильич Обломов, лежит в одном из больших домов на Гороховой улице у себя в комнате на диване. У него плохое настроение —...
  7. Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги...
  8. I Со времени болезни Ильи Ильича прошел год. Сослуживец братца Пшеницыной уехал в деревню, но ничего положительно не сделал. После болезни Илья Ильич был поначалу...
  9. В романе Гончарова «Обломов» читатель встречается с самыми разными героями, но особый интерес вызывают женские образы. Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не...
  10. Если человек отказывает себе в слабостях, то он теряет человеческую сущность. Цитата из кф. Матрица Прежде чем ответить на главный вопрос, нужно навести справки: сказать...
  11. Роман Гончарова «Обломов» заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Обыкновенный лентяй или человек, не видящий абсолютно никакого смысла в жизни?...
  12. Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда ска- зать можешь воистину: все блаженны. А. Радищев Роман ГончаровА «Обломов» писался...
  13. Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить...
  14. Иннокентий Анненский писал: «Любовь — это непокой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». В романе «Обломов» любовь — основа. Это чувство развивает...
  15. 1 ВАРИАНТ 1) Гончарова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Иванович в) Александр Иванович г) Иван Александрович 2) Гончаров а) совершил кругосветное путешествие на фрегате...

Сочинение на тему «Размышления над страницами романа «Обломов»

Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой - Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе. Его душа наполнена безмятежностью и покоем. Одним словом, неудачник, пустопорожний мечтатель.

Но почему к нему тянутся те, кто, казалось бы, более успешен? Ведь дом Обломова никогда не бывает пуст, хотя сам хозяин визиты возвращать не любит. Вокруг него всегда крутится много разных людей. К чему им Илья Ильич - безвольный, ленивый, почти не встающий со своего протертого дивана? А может, он и впрямь никчемный человек, и рядом с ним другие полнее ощущают собственную значимость? Так нет. Если бы это было так, разве тянулся бы к нему умный энергичный Штольц? Разве влюбилась бы в него очаровательная Ольга Ильинская? Думаю, что все они стремятся изменить Обломова, поскольку он талантлив, и они это чувствуют. Их привлекает в нем честность, душевная чистота, отсутствие корыстолюбия. Мне кажется, что будь Обломов обыкновенным человеком, деловитым, успешным, они бы потеряли к нему интерес. А рядом с ним они успокаиваются после мирской суеты, отдыхают душой.

Обломов ни к чему не стремится, ничто не может изменить привычного течения его жизни. Пройдя различные жизненные испытания, он остался прежним Обломовым. Он сберег в себе способность любить и прощать, а это великий дар, делающий человека счастливым. А вот чувствовал ли себя счастливым сам Обломов? Наверное, да, в соответствии со своим критерием счастья. Он полностью отрекся от житейских проблем, от мирской суеты. В его душе нет зависти, алчности, страха - в ней царит умиротворение. Читая роман, я местами удивлялась, местами возмущалась, но, проанализировав прочитанное, подумала: Обломов - не плод художественного воображения автора, ведь и до сих пор живут на земле подобные люди. Они есть не только в литературе, но и в жизни. Хотя в современных условиях, наверное, нужны такие люди, как Штольц. Он немец, человек с иным, нежели у славян, менталитетом. Но Гончаров не рисует Штольца чистокровным немцем. В Штольце слились две культуры. Часть души Штольца - русская. Но вместе с тем он унаследовал немецкое трудолюбие, деловую хватку. Штольц - человек дела, знающий себе цену. Будущее он создает своими руками. Можно удивляться, что такой человек - друг Обломова. Слишком уж они разные. Но именно Штольц часто выручает Обломова, потому что он видит золотое сердце Ильи. Он пытается спасти Обломова, но, как гласит пословица, трудно помогать лошади, которая не тянет. Очень жаль, что Штольц проиграл битву за Обломова.

Часто актеры, играющие отрицательных персонажей, говорят, что они стараются найти у своих героев что-то хорошее. Я тоже старалась увидеть в Обломове положительные черты. Негативные его особенности сложились благодаря воспитанию: ему не надо было работать, за него работали другие.

Читая роман, я радовалась, что нас сейчас так не воспитывают. У нас другая жизнь, в которой у Обломовых нет шанса выжить. Но вместе с тем существуют и вечные ценности: сердечность, доброта, честность и душевная чистота, которые не мешало бы перенять у Обломова. Как, впрочем, и профессионализм у Штольца.

Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой - Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе. Его душа наполнена безмятежностью и покоем. Одним словом, неудачник, пустопорожний мечтатель.

Но почему к нему тянутся те, кто, казалось бы, более успешен? Ведь дом Обломова никогда не бывает пуст, хотя сам хозяин визиты возвращать не любит. Вокруг него всегда крутится много разных людей. К чему им Илья Ильич - безвольный, ленивый, почти не встающий со своего протертого дивана? А может, он и впрямь никчемный человек, и рядом с ним другие полнее ощущают собственную значимость? Так нет. Если бы это было так, разве тянулся бы к нему умный энергичный Штольц? Разве влюбилась бы в него очаровательная Ольга Ильинская? Думаю, что все они стремятся изменить Обломова, поскольку он талантлив, и они это чувствуют. Их привлекает в нем честность, душевная чистота, отсутствие корыстолюбия. Мне кажется, что будь Обломов обыкновенным человеком, деловитым, успешным, они бы потеряли к нему интерес. А рядом с ним они успокаиваются после мирской суеты, отдыхают душой.

Обломов ни к чему не стремится, ничто не может изменить привычного течения его жизни. Пройдя различные жизненные испытания, он остался прежним Обломовым. Он сберег в себе способность любить и прощать, а это великий дар, делающий человека счастливым. А вот чувствовал ли себя счастливым сам Обломов? Наверное, да, в соответствии со своим критерием счастья. Он полностью отрекся от житейских проблем, от мирской суеты. В его душе нет зависти, алчности, страха - в ней царит умиротворение. Читая роман, я местами удивлялась, местами возмущалась, но, проанализировав прочитанное, подумала: Обломов - не плод художественного воображения автора, ведь и до сих пор живут на земле подобные люди. Они есть не только в литературе, но и в жизни. Хотя в современных условиях, наверное, нужны такие люди, как Штольц. Он немец, человек с иным, нежели у славян, менталитетом. Но Гончаров не рисует Штольца чистокровным немцем. В Штольце слились две культуры. Часть души Штольца - русская. Но вместе с тем он унаследовал немецкое трудолюбие, деловую хватку. Штольц - человек дела, знающий себе цену. Будущее он создает своими руками. Можно удивляться, что такой человек - друг Обломова. Слишком уж они разные. Но именно Штольц часто выручает Обломова, потому что он видит золотое сердце Ильи. Он пытается спасти Обломова, но, как гласит пословица, трудно помогать лошади, которая не тянет. Очень жаль, что Штольц проиграл битву за Обломова.

Часто актеры, играющие отрицательных персонажей, говорят, что они стараются найти у своих героев что-то хорошее. Я тоже старалась увидеть в Обломове положительные черты. Негативные его особенности сложились благодаря воспитанию: ему не надо было работать, за него работали другие.

Читая роман, я радовалась, что нас сейчас так не воспитывают. У нас другая жизнь, в которой у Обломовых нет шанса выжить. Но вместе с тем существуют и вечные ценности: сердечность, доброта, честность и душевная чистота, которые не мешало бы перенять у Обломова. Как, впрочем, и профессионализм у Штольца.


История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь; в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это - обломовщина… Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина? «В Гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Так начинается роман И. А. Гончарова, носящий имя главного героя, - собственно рассказ об этом герое. Я не знаю другого произведения, где об одном-единственном дне героя рассказывается так подробно, как здесь - на протяжении всей первой части. Главное занятие героя в течение дня - лежание в постели. Автор сразу ставит точки над «и», говоря нам: « Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Мы видим перед собой молодого, здорового человека, которого не вытащишь ни на веселую прогулку, ни в гости, для которого служба настолько обременительна, что он ее бросил. Переезд на другую квартиру ему кажется неразрешимой проблемой, любое дело, движение отступает перед необходимостью снять халат, одеться, что-то решать. Так же, как его квартира затягивается паутиной, погрязает в пыли, застывает в паутине ничегонеделания он сам, жизнь сменяется существованием, полусном, отсутствием всех желаний и побуждений, кроме одного-единственного, чтобы его оставили в покое. «Тебе и жить-то лень!» - скажет ему друг детства Штольц. Даже мечты о семейной жизни сводятся к совместному завтраку, милым беседам и приготовлениям к обеду и ужину. А воспоминания о детстве напоминают сказку о погрузившемся в сон царстве, причем даже они приходят к герою во сне. Где-то там, в далеком детстве, среди вечного завтрака-обеда - ужина, разговоров о еде и отдыхе до и после еды, он, может, и хотел побегать, к чему-то тянулся, но строгие запреты матери и няньки, тепличная жизнь сделали свое дело. Образование прошло мимо - «У него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти». «Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Это была библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по всем частям знаний». Обломов бросил службу не только потому, что не пожелал тратить какие-то усилия на карьеру - он просто не нашел себе места в обществе, не почувствовал себя частью всех этих алексеевых, тарантьевых, штольцев. Он «открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом». Конечно, легко углубляться в себя, не думая о карьере и хлебе насущном, когда есть Обломовка, хоть с вором-старостой и все уменьшающимся доходом, но существует же! Не занимая себя деловыми заботами, он любил уходить в мечты, совершая в грезах один подвиг за другим и не обращая внимания на то, что Захар, такой же соня, как и он, надел на него разные чулки и куда-то задевал его носовой платок. «Барин» - вот точный и емкий ответ на вопрос, что представляет собой Обломов. «Обломовщина» - так охарактеризует его способ жизни, вернее, его мировосприятие Штольц. И не один Обломов таков, он сам утверждает: «Наше имя легион». Это заразительно, как эпидемия. Это удобно и угодно правительству, ибо такие не бунтуют. Задумываясь над своей жизнью, герой приходит к выводу: «Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Но огонь этот был! Ведь загорались глаза в мечте о подвиге! Ведь было что-то свое, не заимствованное у других в его суждении о людях! (Кстати, само слово «другой» применительно к нему, необходимость быть таким, как все, делать то, что принято, только потому, что так принято, его обижает!) Обломов, боясь быть неискренним, не сможет сказать дежурный комплимент понравившейся ему девушке, который спокойно сказали бы многие. Но он также не захочет быть ей обузой, помехой на жизненном пути и напишет искреннее письмо, объясняющее его поступок. На его месте кто-то другой попытался бы изменить свой образ жизни или - скорее всего - пообещал бы любимой измениться, а там, как бог даст, он же, думая и заботясь больше о ней, сказал правду. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». У Обломова поистине «честное, верное сердце», оно не солжет, не предаст доверившегося ему человека, но оно молчит, когда обижают и обкрадывают его самого. Нельзя всю жизнь «прятать голову под крыло и ничего не хотеть больше». Нельзя осуждать общество и не пытаться противостоять хотя бы отдельным его членам. Нельзя всю жизнь полагаться на гарантированный хлеб насущный из имения (кстати, вовсе не думая о тех, кто его производит!) и на Захара по каждому пустячному поводу. Надо идти по жизни самому, и совсем не обязательно применяться к ней или быть похожим на Штольца. Ощущение себя лишним в обществе, непохожим на других, порождали в России Онегиных и Печориных, не только философствующих, но и что-то пытающихся изменить в своей жизни, чем-то рисковать, хотя бы для того, чтобы не было скучно. Даже с самой светлой головой и честным сердцем, не желая зла другим людям, можно жить только для себя. А эгоист, даже сам страдающий от этого, замыкается в себе, создает своеобразный кокон, стену, отгораживающую его от внешнего мира. На стену эту может налипнуть грязь мирской суеты, ложь, превратное понимание жизненных ценностей. Именно это липкое наслоение делает стену прочнее, выход за ее пределы невозможным. А потом огонь, горевший внутри человека, пожирает сам себя - и свет тухнет. Остается оболочка - могила. Самосозерцание и невмешательство в происходящее приводят к элементарному паразитизму во всех его проявлениях. «Лишний человек» перерождается в Обломова, фрак и мундир заменяются на халат. Мир сужается до размеров дивана. Ростки светлого, доброго так и не вышли к солнцу, заглушенные бурьяном и тьмой, не вернулись к земле здоровыми, крепкими семенами. Высохшие стебли, опавшие листья, паутина. Обломовщина.

Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой - Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе. Его душа наполнена безмятежностью и покоем. Одним словом, неудачник, пустопорожний мечтатель.

Но почему к нему тянутся те, кто, казалось бы, более успешен? Ведь дом Обломова никогда не бывает пуст, хотя сам хозяин визиты возвращать не любит. Вокруг него всегда крутится много разных людей. К чему им Илья Ильич - безвольный, ленивый, почти не встающий со своего протертого дивана? А может, он и впрямь никчемный человек, и рядом с ним другие полнее ощущают собственную значимость? Так нет. Если бы это было так, разве тянулся бы к нему умный энергичный Штольц? Разве влюбилась бы в него очаровательная Ольга Ильинская? Думаю, что все они стремятся изменить Обломова, поскольку он талантлив, и они это чувствуют. Их привлекает в нем честность, душевная чистота, отсутствие корыстолюбия. Мне кажется, что будь Обломов обыкновенным человеком, деловитым, успешным, они бы потеряли к нему интерес. А рядом с ним они успокаиваются после мирской суеты, отдыхают душой.

Обломов ни к чему не стремится, ничто не может изменить привычного течения его жизни. Пройдя различные жизненные испытания, он остался прежним Обломовым. Он сберег в себе способность любить и прощать, а это великий дар, делающий человека счастливым. А вот чувствовал ли себя счастливым сам Обломов? Наверное, да, в соответствии со своим критерием счастья. Он полностью отрекся от житейских проблем, от мирской суеты. В его душе нет зависти, алчности, страха - в ней царит умиротворение. Читая роман, я местами удивлялась, местами возмущалась, но, проанализировав прочитанное, подумала: Обломов - не плод художественного воображения автора, ведь и до сих пор живут на земле подобные люди. Они есть не только в литературе, но и в жизни. Хотя в современных условиях, наверное, нужны такие люди, как Штольц. Он немец, человек с иным, нежели у славян, менталитетом. Но Гончаров не рисует Штольца чистокровным немцем. В Штольце слились две культуры. Часть души Штольца - русская. Но вместе с тем он унаследовал немецкое трудолюбие, деловую хватку. Штольц - человек дела, знающий себе цену. Будущее он создает своими руками. Можно удивляться, что такой человек - друг Обломова. Слишком уж они разные. Но именно Штольц часто выручает Обломова, потому что он видит золотое сердце Ильи. Он пытается спасти Обломова, но, как гласит пословица, трудно помогать лошади, которая не тянет. Очень жаль, что Штольц проиграл битву за Обломова.

Часто актеры, играющие отрицательных персонажей, говорят, что они стараются найти у своих героев что-то хорошее. Я тоже старалась увидеть в Обломове положительные черты. Негативные его особенности сложились благодаря воспитанию: ему не надо было работать, за него работали другие.

Читая роман, я радовалась, что нас сейчас так не воспитывают. У нас другая жизнь, в которой у Обломовых нет шанса выжить. Но вместе с тем существуют и вечные ценности: сердечность, доброта, честность и душевная чистота, которые не мешало бы перенять у Обломова. Как, впрочем, и профессионализм у Штольца.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры