Религии индии. Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции Буддизм в современной индии

Главная / Бывшие

Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха – в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».

Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины. Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.


Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.


Сиддхартха достиг , когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.


Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

До встречи в следующем посте!

Буддизм

Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Буддизм ( buddha dharma "Учение Просветлённого"; термин был создан европейцами в XIX веке) ? религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Расцвет буддизма в Индии пришелся на период с V в. до н.э. ? до начала I тыс. н.э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Проведя во дворце отца детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После "великого прозрения" стал странствующим проповедником учения о духовном освобождении, тем самым запустив движение колеса новой мировой религии.

При царе Ашоке (268-231 до н.э.) буддизм был объявлен государственной религией. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы? курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного Афганистана).

Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

В основе учения Сидхартха Гаутама изложил понятие о Четырех Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны (освобождение от страданий). Невозможно понять смысл Нирваны, не воспринимая один из основных тезисов Будды: люди равны по рождению.

Восьмеричный Путь состоит из восьми ступеней, которые объединяются в три группы:

1) мудрость (правильное видение, правильное намерение)

2) нравственность (правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни)

3) сосредоточение (правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение)

Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Во время первого Поворота Колеса Дхармы:

Будда учил, в основном, Четырем Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий.

Во время второго Поворота Колеса Дхармы:

Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также Взаимозависимое возникновение и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования.

Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды.

Буддизм (как и индуизм) никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, ? что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии.

1) Есть Будда? просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений.

2) Есть Дхарма? Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н.э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

3) Есть сангха? община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

В наши дни на своей родине буддизм утратил былые позиции. По переписи 2001 года буддисты составляли всего 0,76% населения, распределенного по признаку религиозной принадлежности, а в абсолютных цифрах их насчитывалось 7,6 млн. человек Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия - Россия: Стратегия партнерства в XXI веке. М., 2009. С. 703. . Кроме того, индийские буддисты делятся на три неравные группы, существенно отличающиеся друг от друга.

Первая группа - это небольшие, насчитывающие по нескольку тысяч человек группы потомственных буддистов, принадлежащих к так называемой малой колеснице - хинаяне. Они проживают обособленно друг от друга во внутренних районах Северной и Восточной Индии и находятся, как правило, на положении низших каст. Такие группы, составляя около 2% всей общины, не оказывают заметного воздействия на ее жизнь и, видимо, обречены на ассимиляцию.

Ко второй категории (около 10% общины буддистов) относятся обитатели гималайских горных районов? от Кашмира на севере до Мизорама на северо-востоке, живущие более или менее компактно. Представители этой категории исповедуют ламаизм тибетского типа, т.е. буддизм "большой колесницы", или махаяны. О вере ладакхцев говорят, что это смесь буддизма, тантры и народных верований с их духами и демонами.

В 1958 году к гималайским буддистам присоединились 100 тыс. тибетцев во главе со своим духовным лидером Далай-ламой. Они бежали из Тибета после вступления в эту провинцию китайских войск. Первоначально тибетцы обосновались в горном городке Дхармшала, где находилась штаб-квартира Далай-ламы, а также в прилегающих районах штата Химачал-Прадеш. Постепенно они начали переселяться в Дели и на юг страны. За десятилетия пребывания в Индии они основали 150 храмов и монастырей, а также много школ.

Подавляющее большинство индийских буддистов (88%) принадлежит к третьей категории, которую называют нео-буддистами. Они проживают в основном в Махараштре. Своего широкого распространения нео-буддизм достиг при Бхимрао Рамджи Амбедкаре (1892-1956) ? видном участнике освободительного движения, одном из авторов Конституции Индии и борце против института неприкасаемости.

Разделение Буддизма на Хинаяну и Махаяну было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается также в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.

Буддизм обогатил религиозную практику и приемом, относящимся к области индивидуального культа. Это такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как "чань" и "дзен".

Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

Б уддизм - одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она - одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому - особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, - Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда - просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха - осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни - мудрец из племени Шакья.


И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя - Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах - саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие - Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле - более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма - это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.


Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм - это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии - любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Поволжская государственная академия

телекоммуникаций и информатики

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

на тему: РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

БУДДИЗМ И ЕГО ИСТОКИ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЗС-51

БОРИСОВА АНАСТАСИЯ.

проверил:

ФИЛАТОВ Т.В.

САМАРА 2005

1. Введение._____________________________________________________ 3

2. История развития. Разделение на большую и малую колесницы._______ 4

3. Будда реальный и Будда из легенд.________________________________6

4. Четыре благородные истины._____________________________________ 7

5. Основные положения и постулаты._________________________________8

6. Дхарма._______________________________________________________ 9

7. По ту сторону добра и зла._______________________________________ 9

8. Этика Буддизма._______________________________________________ 12

9. Будда – учитель или Бог?________________________________________12

10. Распространение буддизма.____________________________________ 13

11. Заключение.__________________________________________________14

12. Список использованной литературы.______________________________15

Введение.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных кон-тактов между различными странами и народами.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм является в настоящее время одной из самых распространённых религий в мире.

История развития религии в Индии. Разделение на большую и малую колесницы.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 го тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период её объединения империей Маурья. Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии (воины), притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая "первая благородная истина" буддизма - утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, неуверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его национальной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н. э.

В 3-1 вв. до н. э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В 1 в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В течение нескольких столетий буддизм был одной из влиятельных религий Индии с последователями в почти каждой части субконтинента. Однако, достигнув своего пика в пятом столетии н.э., он стал терять свое значение и был практически заслонен другими религиями ко времени мусульманского завоевания. Сегодня буддисты - это крохотная часть населения Индии (особый разговор - это необудисты, принявшие эту религию в середине 20 века), но при этом сохранился ряд превосходных памятников типа пещер Аджанты и Эллоры в Махараштре, ступ Санчи в Мадхья Прадеш, - это прекрасное напоминание о некогда процветающей культуре. Сейчас кроме многочисленных лагерей тибетских беженцев, только Ладакх и Сикким сохраняют буддийскую культуру.

Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама, известный как Будда - "пробужденный", родился в богатой семье кшатриев в Лумбини, около 566 г. до н.э. Воспитанный в роскоши как принц, он женился в раннем возрасте, но позднее отказался от семейной жизни. Неудовлетворенный объяснениями мирского страдания, предлагаемыми индуистскими гуру, и убежденный, что аскетизм не ведет к духовной реализации, Сиддхартха самостоятельно искал ответы на свои вопросы. Считается, что просветление произошло под деревом пипал в Бодхгайе, после ночи медитации и размышлений, когда он сопротивлялся мирским искушениям, создаваемым перед ним демоном Марой. Вскоре он дал свою первую проповедь в Сарнатхе, который теперь является основным центром паломничества.

Остальную часть жизни он преподавал, разъясняя Дхарму, истинную природу мира, человеческой жизни и духовного пробуждения. Перед своей смертью, сопровождавшейся уходом в махапаринирвану, (в 486 до н.э.) в Кушинагаре, он основал сангху, сообщество монахов и монахинь, которые продолжили изучать предложенный им путь.

Хотя часто буддизм рассматривается как религия, многие изучающие и практикующие понимают его как науку ума. Буддизм не представления о Боге, подобного монотеистическим религиям; божества тибетского буддизма и статуи Будды в храмах служат не столько для поклонения, а скорее являются символами, помогающими углубить духовное понимание. Мировоззрение Будды включило индуистские концепции сансары и кармы, но окончательная цель религии стала иной: это нирвана. Неопределимая в мирских терминах, так как она по характеру свободна от создания условий, нирвана, представляет собой ясность ума, чистое понимание и невообразимое счастье.

Ее цель - это прекращение перерождений, а не общение "души" с Богом; в результате все индивидуумы теряют свои черты и прекращают независимое существование. Наиболее важная концепция, выделенная Буддой это то, что все вещи являются неизбежно непостоянными. Не существует никаких независимых свойств чего-либо из-за связности всех вещей, и человеческое эго - самое большое препятствие на дороге к Просветлению.

ПРАКТИКА
Игнорируя деление общество на касты и господство священников в ритуале, Будда создал учение, открытое для всех. Его последователи находили убежище в этих трех драгоценностях: Будда, Дхарма и Сангха. Учение стало известным как тхеравада, или "доктрина старейшин". К первому столетию до н.э. сформировался палийский конон, Трипитака, или "Три Корзины".

В основе практики буддизма лежат понятия дана - самоотверженное даяние и шила - самоограничение, выполнение обетов, непричинение вреда себе и другим, как наиболее важные руководящие принципы для всех буддистов, и как необходимый свод правил для образующегося сообщества.

Практикуемые с правильными намерениями, шила и дана ведут к приобретению благой кармы, делает индивидуума более открытым для восприятия Четырех Благородных Истин. Первая из этих истин гласит, что все в мире приносит страдание (духкха), не потому что каждое действие обязательно нерадостно, а потому что все в этом мире непостоянно и ненадежно. Вторая истина заявляет, что страдание имеет причину, третья истина говорит о возможности прекращения страданий, и четвертая истина поясняет путь к этому.

Известный как восьмеричный путь (правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация) это способ уменьшения эго и увеличения понимания, пока все четыре истины не постигнуты полностью, и не достигнуто просветление. Но даже за это не следует "зацепляться": как советовал Будда, те, кто практикуют дхарму, должны использовать свое понимание, чтобы помочь другим.

Санскритское слово бхавана, иногда употребляемое на Западе в значении "медитация", переводится буквально как "создавание". Часто буддийская медитация разделяется на две категории: саматха, или спокойная, которая успокаивает и направляет сознание, и випассана, или понимание, в течение которого обдумываются благородные истины, ведя в конечном счете к осознанию действительности. Оба метода преподаются в буддистских центрах по всей Индии.

Буддийская иконография представляет Будду в виде символов, такими как отпечатки ступней, дерево бодхи, зонт или ваза. Они могут быть изображены в декоре ступ (монументальных куполообразных памятников, содержащих реликвии Будды), построенных повсюду в Индии со времен императора Ашоки, и в древних буддистских пещерах, которые служили для медитативных ретритов и вихар - монастырей. Самые прекрасные - в Эллоре и Аджанте; подобно замечательным ступам в Санчи, они уже изображают Будду в человеческой форме, стоящим и проповедующим, или сидящим в медитации, с характерными чертами, и указывающими на обучение при помощи жестов рук - мудра.

Развитие буддийского изобразительного искусства совпало с возрастанием его религиозной значимости, и возрастания образа бодхисаттвы - существа, достигнувшего просветления, но оставшегося в мире, чтобы стать преподавателями, полными самоотверженного сострадания и альтруизма.

Важность идеала бодхисаттвы росла в школе махаяны, или "Большой Колеснице". Эта школа несколько пренебрежительно переименовала старую школу тхеравада в "хинаяну" ("Малая Колесница"). Махаянисты проповедовали идею пустотности - шуньяты как фундаментального характера всех вещей, полагая, что ничто не имеет независимого существования. Мудрость (праджня), необходимая для понимания шуньяты, правильные средства, требуемые для применения мудрости в повседневной жизни и обучении, и интерпретация пустоты в положительном смысле, стали наиболее важными качествами буддизма махаяны. Вскоре идеал бодхисаттвы вошла в священные тексты и в изобразительное искусство; в тибетской скульптуре мудрость представляется в виде женских образов.

Тхеравада распространилась на Шри-Ланке, и в Юго-Восточной Азии - Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна распространилась из Индии до Непала и Тибета, до Китая, Кореи и Японии.

Дальнейшее развитие наполнило буддизм мистическими практиками, тайными учениями, особенно полно отразившимися в направлении махаяны, известном как ваджраяна ("Алмазная Колесница"), основанном на текстах - тантрах. Ваджраяна поощряет медитацию, в которой используются мандалы - символические диаграммы, представляющие космос и внутреннее духовное пространство и движение, различные священные образы, и иногда сексуальные практики, как средства увеличения энергии, ее трансформации и достижения духовного просветления.

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ
Буддизм появился в Тибете в седьмом столетии, и объединился с местной религией бон. Практикуемый также в Ладакхе, некоторых предгорных областях Гималаев, Сиккиме и Бутане, тибетский буддизм признает исторического Будду, известного как Шакьямуни, наряду с предыдущими Буддами, бодхисаттвами и духами-защитниками. Эти боги представляют собой различные эмоции или преходящие состояния. Например, чтобы развить качество сострадания можно медитировать и молиться Чинрезинг - бодхисаттве Авалокитешваре, или Таре, эквивалентному женскому воплощению. Многие пуджи включают сложные ритуалы, музыку и танец.

Большое значение имеют преподаватели, ламы (подобные гуру), и перевоплощенные учителя - тулку. Нынешний Далай Лама, глава школы гелугпа тибетского буддизма, является четырнадцатым в последовательности воплощающихся бодхисаттвы Авалокитешвары; он возглавляет тибетское правительство в изгнании, чья штаб-квартира находится в Дхармасале в Химачал Прадеше. С более чем 100.000 тибетских беженцев, теперь живущих в Индии, включая Далай Ламу и тибетское правительство в изгнании, тибетский буддизм теперь, вероятно, наиболее доступная и процветающая форма буддизма в Индии, дающая многочисленные возможности для его изучения.

Для буддийских монахов и монахинь, и некоторых рядовых членов складывающегося буддийского сообщества, медитация - неотъемлемая часть религиозной жизни. Большинство буддистов концентрируются на принципах дана и шила, а в благоприятное время, на празднование дня рождения Будды, Его Просветления и смерти - ухода в махапаринирвану, совершают паломничества в Бодхгайю, Сарнатх, Лумбини и Кушинагар.

После ритуальных поклонов перед статуями Будды, верующие собираются в тихой медитации, или участвуют в скандированиях. Упосатха, полные лунные дни, отмечаются непрерывным пением всю ночь, когда храмы освещены мерцающими масляными лампами, часто установленными на плаву в лотосовых водоемах, среди цветов, представляющих красоту и чистоту, существующие в каждом человеке за толстым слоем запутывающей "грязи" повседневной жизни.

Буддисты тибетских общин вешают флаги с написанными молитвами, крутят барабанчики и устанавливают на реках камни, с вырезанными мантрами, таким образом посылая слово Будды с ветром и водой во все стороны Земли. Молитвы и пение часто сопровождаются музыкой рожков, барабанов и тарелок.

СВОБОДА И ПРОТИВОРЕЧИЕ
5 января, 2000, 14-летний Ориген Тринли Дорджи (Orgyen Trinley Dorji), семнадцатый Кармапа Гьялва наконец достиг Дхармасалы после истощающей поездки по Гималаям в результате хорошо спланированного бегства из-под надзора его китайских воспитателей. Радость от пребывания в тибетском сообществе была искренней, но не вполне всеобъемлющей. В то время как Далай Лама дал свое благословение Оригену Тринли, выбранному как перевоплощение влиятельного регента Таи Ситупой Римпоче, монахи, во главе со старшим аббатом монастыря Румтек в Сиккиме, покровительствовали своему собственному кандидату, Тасей Дорджи.

Что касается третьего соперника, Дав Зангпоа Шерпа Ксас Дорджи, он дважды пробовал брать Румтек силой, пытаясь доказать, что он является реальным Кармапой. Многие противоречия объясняются большим богатством монастыря и обширным влиянием Кармапы, который является третьим в тибетской иерархии после Панчен-ламы и Далай ламы.

Его противники утверждают, что Ориген Тринли Дорджи, рожденный в Тибете и официально возведенный на престол в Тсурпху в 1992, является фактически китайцем и что его спасение и заговор Таи Ситупы было совершено не без китайского благословения. Конечно, противоречие оказалось очень значимым и трудноразрешимым для тибетских и гималайских общин буддистов, однако это фактор, который мог сыграть на руку китайцам. Но, тем не менее, по всем признакам его избрание было всенародным, и было благословлено тибетским правительством в изгнании.

Оригену Тринли все еще не разрешается покидать монастырь около Дхармасалы, который хорошо охраняется тибетскими и индийскими службами безопасности. Индийское правительство еще не разрешило ему входить в Сикким, частично, потому что этот вопрос - все еще яблоко раздора между Индией и Китаем. Ориген Тринли Дорджи теперь имеет статус беженца, который многие видят как первый шаг к его официальному входу в Сикким и его возведение на престол в Румтеке. Его семья, тем временем, остается под охраной в Тибете.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры