Рисование простого натюрморта конспект урока. Образовательный портал

Главная / Бывшие

Проверен экспертом

Выберите документ из архива для просмотра:

План конспект уроков Живопись 1.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения. Вводный урок №1. 3ч.

Тема: Основы живописи

Цель:

Задачи : Обучать основам живописи. Познакомить с различными живописными материалами и их выразительно-изобразительными возможностями обучить технике рисования гуашью, акварелью, с техниками живописи (по - сырому, сухая кисть и др.). Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка;

Оборудование и материалы

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Введение в предмет, цель и задачи курса обучения. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Знакомство с кисточками, красками, бумагой, основными техниками. Знакомство с красками (акварель, гуашь, пастель, масляные краски и др.) и их свойствами (тон, насыщенность). Ахроматическими и хроматическими цветами в живописи.

3. Практическая работа. Яблоко в ахроматической гамме. Рисование эскиза и в цвете. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с ахроматическими и хроматическими цветами.

4. Итоги урока

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 10.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №10,3ч.

Тема: Живопись набросков лиственного дерева

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков лиственного дерева. Познакомить с пропорциями и индивидуальными особенностями живописи осеннего дерева, цветовой палитрой при изображении осени. Изучение основных характеристик цветового пятна. Знакомство с понятием «натуральный цвет предмета».

3. Практическая работа. Живопись набросков лиственного дерева. выполнение эскиза, цветового этюда Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд дерева

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 11.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №11,3ч.

Тема: Живопись этюдов осеннего пейзажа

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов осеннего пейзажа. Знакомство с воздушной перспективой. Построение шкалы родственных цветов. Использование цветовой растяжки для передачи воздушной перспективы. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности.

3. Практическая работа. Живопись этюдов осеннего пейзажа выполнение эскиза, цветового этюда. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 12.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №12,3ч.

Тема: Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Обучать основам живописной грамоты: законам тоновых и цветовых отношений, законами соподчинения и контраста, целого и детали

3. Практическая работа. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 13.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №13,3ч.

Тема: Живопись этюдов различных животных.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов различных животных. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения животных, птиц в цвете. Цветовое пятно и цветовой силуэт.

3. Практическая работа. Живопись этюдов различных животных: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях животных, этюд

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 14.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №14,3ч.

Тема: Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения постановки из трёх предметов сближенных по цвету на нейтральном фоне. Написание натюрморта в технике дробного мазка.

3. Практическая работа. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: этюд натюрморта

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 15.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №15,3ч.

Тема: Автопортрет в цвете.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Автопортрет в цвете. Знакомство с основными пропорциями лица человека. Закрепить умение смешивать

3. Практическая работа. Автопортрет в цвете: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: смешение красок, цветовая растяжка для передачи объема.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 16.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №16,3ч.

Тема: Живопись набросков хвойного дерева.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков хвойного дерева. Закрепить умение использовать гармоничные цвета и оттенки в работе.

3. Практическая работа. Живопись набросков хвойного дерева: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд ели.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 17.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №17,3ч.

Тема:

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть.

3. Практическая работа.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 18.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №18,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме. Дать понятие «Холодная цветовая гамма». Тональный контраст, усиление характерных особенностей предметов, выявление формы. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 19.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №19,3ч.

Тема: Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности. 3. Практическая работа. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари, упражнения смешения цветов, цветовые растяжки, этюды цветов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 2.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №2,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Цветовая композиция узора. Знакомство с основами цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора.

3. Практическая работа. Изображение орнамента в полосе, квадрате и круге. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с основными и дополнительными цветами. Рисование эскиза и в цвете

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 20.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №20,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме. Познакомить с тонкостью цветовых переходов, путём осветления цветов. Развивать умение смягчать звучание палитры, находить различные оттенки одного цвета. Дать понятие «Теплая цветовая гамма» цветовая гармония.

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: упражнения цветовой растяжки, орнамент в теплой цветовой гамме

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 21.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №21,3ч.

Тема: Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне. Дать понятие «цветового контраста». Развивать умение использовать в живописи контрастные цвета.

3. Практическая работа. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюды предметов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 22.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №22,3ч.

Тема: Творческая деятельность.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Творческая деятельность. Самостоятельная работа: подготовка к конкурсам, выставкам (материалы и тема на выбор учащихся)

3. Практическая работа. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюдов предметов, пейзажей.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 3.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №3,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Определение понятий: цвет, свойства цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета. Цветовая композиция узора. Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. 3. Практическая работа. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение орнаментальных композиций в гамме, расположенной в одной из четвертей цветового круга. Самостоятельная работа: упражнения в смешении красок.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 4.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №4,3ч.

Тема: Живопись листьев

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения цветовой композиции. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Основы цветоведения. Знакомство с основами цветоведения. Средства живописного изображения на плоскости. Краски. Смещение красок.

3. Практическая работа. Живопись листьев. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение упражнений на составление красочных смесей путем смешивания красок, имеющих оттенки желтого цвета с добавлением ахроматических цветов. Выполнение композиции в желтой цветовой тональности. Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:
а) Обучающая : закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Студенческие творческие работы II-х курсов Лениногорского педучилища;
3. Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Казанского художественного училища;
4. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
5. Работы преподавателя Жуковой Г.В, паоказывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.
6.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для студентов:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; полиэтиленовые пакеты; подготовительный рисунок (форматА3).

Структура урока :
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (12мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).

Источник информации :
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.

Ход урока :

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов
по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.

II-х курсов ЛХМПУ.

Рассматриваем работы по живописи студентов I- II-х курсов Казанского художественного
училища
Так же здесь представлены фотографии студенческих работ I-II-х курсов Казанского
Художественного училища. Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок,
положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий,
сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- нанесение маскирующей жидкости;
- применение пленки;
- соскребание краски пластиковой карточкой и концом черенка кисти;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.

Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Сособ №1

В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со
световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому
темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по
цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):

Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Способ №2 выполнения работ в цвете.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую
использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по
цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого
насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

Демонстрирую схему № II

Схема II

Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической
вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.

Записываю на месте бумаги:

  1. Красный чайник

предметы средней тональности:

  1. зеленая драпировка; 3. виноград; 4. бутылочка; 5. перец; 6. вазочка; 7. вертикальная плоскость; 8. горизонтальная плоскость – самый светлый предмет в натюрморте.

Работу ведем по следующей схеме:

Демонстрирую схему № II(а)

Схема II(а)

5. Свет на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а):
Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет
матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока :
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Итог урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.

Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

Цель: знакомство с техникой многослойной лессировочной акварели. Написание контрастного натюрморта состоящего из 4 предметов и 3 драпировок.

Задачи:

Обучающие:

    Три основные акварельные техники исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

    знакомство с творчеством художников ;

    выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше;

    последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

    развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

    развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;

Воспитательные:

    создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

    воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

    формирование интереса к изучению истории искусства.

Используемые материалы и инструменты:

    бумага для акварели;

    простой карандаш и ластик;

    дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а также работы педагога;

    Учебная постановка-натюрморт

План урока

1. Организационная часть -1-2-мин.

2. Сообщение нового материала – 10-12 мин.

3. Указания к работе – 2-3 мин.

4. Практическая работа учащихся – 25-27 мин.

5. Завершение урока, анализ – 3-4 мин

6. домашнее задание

Ход занятия

1. Введение в тему.

Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.

2. Этапы работы над натюрмортом.

    Первоначальный эскиз в карандаше. Перенос рисунка с эскиза на основной формат (А-2). Рисунок начинают с композиционного размещения предметов на листе. С учётом перспективных сокращений начинается построение предметов. Основание всех предметов на этом натюрморте – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс. Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией. Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
    Невидимые линии- линии построения должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
    Уточняют пропорции всех предметов по отношению друг к другу. Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать. O пределяют границы собственных и падающих теней.

Начнём с пропорций, их мы будем вымерять самым маленьким предметом- стаканом. В высоте деревянной вазы стаканчик умещается 2,5 раза. Ширина самой широкой части деревянной вазы умещается в сомой вазе 2 раза. Ширина верхней части вазы равна высоте стакана, донышко немного шире. Также стаканчиком задаём пропорции чугунка. Стакан в высоте чугунка умещается 1,5 раза, ширина чуть больше высоты, его можно вписать в прямоугольник приближенному к квадрату. Дно чугунка равно ширине горлышка вазы. В верхней части чугунка умещается 1,5 высоты стаканчика.

Когда рисунок правильно построен и закончен, наносится краска. Акварель - водяные краски, от французского слова aguarell и происходит от латинского слова agua – вода. Основное свойство акварели - прозрачность красящего слоя. Поэтому карандашный рисунок контура предмета не должен быть сильно чемным, линии должны быть мягкими иначе карандаш будет виден сквозь краску. Белила в акварели не употребляются, они лишают краску прозрачности и чистоты цвета. Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного тона водой. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования краской весь лист промывается водой. При накладывании цвета в акварели используются два способа: лессировка и алла-прима.

Лессировка- наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается. Данный способ иногда называют «работой по - сухому», он сохраняет прозрачность акварели.

Алла-прима- все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работа по-сырому», можно достигнуть яркости и красочности.

Начинается заливка локальными цветами. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого к темному.

Наша заливка начинается с самого тёмного предмета-чёрного чугунка. Он не должен быть чисто чёрного цвета. Намешиваем серый цвет сине-фиолетового оттенка и начинаем заливку. Самые тёмные участки прописываем плотнее, светлые более разбавленной краской, оставляем места для бликов и рефлексов. Их перекрываем очень разбавленной краской. Блики не должны быть белыми у них есть свой тон. Так как у нас зелёная драпировка, чугунок рефлектирует красным оттенком. Немного добавляем красной краски, это должно быть деликатно. От розовой драпировки отражаеться свет и падает на чугунок образуя нежные рефлекс в нижней части. Параллельно этому мы пишем все предметы вместе. Нельзя выписывать каждый предмет отдельно, вся работа должна вестись цельно. Нужно избавиться от белых пятен на листе, они мешают воспринимать картину в целом. Заливаем предметы локальными цветами, краску берём не плотно, что бы на первом этапе прописки не перетемнить светлые предметы. Самым светлым в нашем натюрморте является разовая рефлектирующая драпировка. Самым тёмным будет чугунок, близким по тону к нему будет стакан, но всё же он светлее. Следующими по тону идут зелёная драпировка и деревянная ваза. Зелёную драпировку заливаем зелёно-жёлтым цветом. Светло зелёную драпировку заливаем серо-зелёным цветом с добавление различных оттенков зелёного, жёлтого, фиолетового, коричневого. Стаканчик заливаем красно-коричневым цветом. Так как он лакированный и даёт много бликов и рефлексов, всё это нужно передать на нашей картине. Намечаем рефлекс от розовой драпировки с левой стороны, с правой стороны намечаем блики. Заливаем золотистой охрой кантик и внутреннюю часть стакана. Деревянная ваза заливается светло коричневым цветом, на свету с добавлением охры. В тенях добавляем зеленоватый оттенок и цвет берём плотнее. Так как это деревянный предмет, сильно выраженных бликов здесь не будет, они будут более приглушенными и рассеянные. Нужно постараться передать фактуру дерева и того что ваза составная из дощечек, нужно деликатно показать грани дерева.

Начинаем наносить различные оттенки, видимые на натуре. Выполняем этим светотени и объем. Идёт работа над фоном и над рефлексами.


Начинаем работу светотональными отношениями: свет, тень, полутень, рефлекс. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Прописка переднего и заднего плана. предметы на переднем плане должны быть прописаны чётко и детально. У нас на переднем плане стакан, намечаем на нём роспись, листики, завитки, учитывая что они находятся на стакане, он объемный, следовательно какие-то листочки будут попадать на свет, а какие-то будут в тени. На драпировках которые находятся ближе всего к нам прописываем складочки, которые образуются на переломе ребра стола. Предметы на заднем плане должны быть написаны мягче. Контуры не должны быть слишком чёткие, они должны уходить в глубину, быть мягче. Иначе они будут вылезать на передний план, таким образом мы должны передать плановость работы.

Нашу композицию можно разделить на 3 плана. Первый план- ребро стола, драпировка розовая, стакан. Второй план- чугунок и ваза. Третий план – драпировки на заднем плане.

Нужно показать что все предметы расположены удаляясь друг от друга. На переднем плане предметы, тени, рефлексы будут яркими, чем дальше будут предметы находиться от нас они будут мягче и деликатнее. Задние драпировки должны выглядеть воздушными, складки струящимися, тени не очень яркие.

Работа над деталями. Подведение итогов. Уточнение деталей и обобщение композиции в целом. Смягчение жёстких линий .

Примеры натюрмортов выполненные преподавателем.

Контрастный натюрморт в тёплых тонах.

Натюрморт выполненный в холодных тонах.

Контрастный натюрморт.

Натюрморт выполненный в тёплых тонах.

Контрастный натюрморт выполненный в тёплых тонах.

.

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают лёгкими линиями. С учётом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки. С учётом перспективных сокращений по конструктивным точкам намечают общую форму конструкции частей лица.

2. Уточняют пропорции и перспективное построение. Определяют границы собственных и падающих теней.

3. С помощью светотональных отношений выявляют объёмные формы. Передают пространственность, контрастнее выделяют те формы которые находятся ближе по отношению к рисующему.

4. Полная тональная проработка форм. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень, рефлекс. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельностью)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры