Романтический герой. Основные черты романтического героя

Главная / Бывшие

Основу романтизма как литературного направления представляет собой идея о превосходстве духа над материей, идеализация всего мысленного: писатели-романтики считали, что духовное начало, также называемое истинно человеческим, обязательно должно быть выше и достойнее, чем окружающий его мир, чем осязаемое. К этой же «материи» принято относить и общество вокруг героя.

Главный конфликт романтического героя

Таким образом, главный конфликт романтизма это т.н. конфликт «личности и общества»: романтический герой, как правило, одинок и непонят, он считает себя выше окружающих его людей, которые его не ценят. Из классического образа романтического героя позднее сформировались два очень важных архетипа мировой литературы сверхчеловек и лишний человек (часто первый образ плавно превращается во второй).

Романтическая литература не имеет четких жанровых границ выдержать в романтическом духе можно и балладу (Жуковский), и поэму (Лермонтов, Байрон) и роман (Пушкин, Лермонтов). Главное в романтизме не форма, а настроение.

Однако если вспомнить о том, что романтизм традиционно делится на два направления: «мистический» немецкий, берущий начало от Шиллера, и свободолюбивый английский, основоположником которого был Байрон, можно проследить основные его жанровые особенности.

Особенности жанров романтической литературы

Мистическому романтизму часто свойственнен жанр баллады , который позволяет наполнить произведение различными «потусторонними» элементами, которые находятся словно на грани жизни и смерти. Именно этот жанр использует Жуковский: его баллады «Светлана» и «Людмила» во многом посвящены снам героинь, в которых им мерещится смерть.

Другой жанр, используемый и для мистического, и для свободолюбивого романтизма поэма . Главным романтическим автором поэм был Байрон. В России его традиции продолжил Пушкин поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» принято называть байроническими, и Лермонтов поэмы «Мцыри» и «Демон». В поэме возможно много допущений, поэтому этот жанр особенно удобен.

Также Пушкин и Лермонтов предлагают публике и жанр романа, выдержанного в традициях свободолюбивого романтизма. Их главные герои, Онегин и Печорин это идеальные романтические герои. .

Оба они умны и талантливы, оба считают себя выше окружающего общества это образ сверхчеловека. Цель жизни такого героя не накопление материальных богатств, а служение высоким идеалам гуманизма, развитие своих возможностей.

Однако и общество не принимает их, они оказываются ненужными и непонятыми в фальшивом и лживом высшем свете, им некуда реализоваться свои способности таким образом, трагический романтический герой постепенно становится «лишним человеком».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Три типа романтического героя.

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью.

Возникновение романтизма. Романтизм возник в конце 18 века. Родина романтизма – Германия, зародившаяся эстетика дала миру ряд философов: Ф. Шеллинг, Фихте, Кант. Немецкий романтизм оказал решающее влияние на все виды искусства: балет, живопись, литература, садово-парковое искусство. Очень многие романтики были лингвистами, язык интересовал их как выражение духа нации, выражение мыслей и чувств. Романтизм описывает яркий, исключительный сюжет, возвышенные страсти, чувства, любовную интригу.

Романтизм обладает своим способом типизации. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтики изображают человеческие качества на отлете от обыденного. С зарождения романтизма происходит воскрешение телепатии, парапсихологии. Рождение романтизма – кризис рациональной эстетики. Появляется новая типология героя. Эти типы стали вечными. .

Первый тип героя. 1 . Герой – странник, беглец, скиталец (его создал Байрон, он был у Пушкина (Алеко),.. Странничество не географическое, а духовное, внутренняя миграция, поиск неизведанного. Поиск высшей истины. Странничество – это метафора устремленности в неизведанное, вечного поиска, томления по бесконечному, это томление ведет к отчуждению от общества, противопоставлению себя окружающим, миру, Богу.

Этот тип героя породил вечные образы. Образ моря…(неспокойность, метания…)

Образ дороги …

Дон Кихот – странник, который всегда ищет и не может найти.

Образ ускользающего горизонта.

Второй тип героя Странный чудак, фантазер, не от мира сего. Ему свойственна детская наивность, житейская неприспособленность, на земле он не дома, а в гостях. (Одоевский «Городок в табакерке», Погорельский, Достоевский).

Третий тип героя Герой – художник, поэт с большой буквы. Художник – это не только профессия, а состояние души. Творчество у романтиков, кто главный творец? – Бог. Романтики его называют космическим художником, для них поэзия – это откровение. Они решили, что творение мира не завершено, и дело Творца должен продолжить поэт. Они подняли поэта на такую высоту… И дали начало символизма.

Видения, галлюцинации, сны порождали творчество. Романтики создали биографию Рафаэля. Статья Жуковского о том, как он писал картину Мадонна. «Он долго томился этим образом, но он не получался на полотне. Рафаэль уснул, и было видение. Он увидел этот образ, проснулся и написал. Поэт – духовный подвижник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Книги

  • М. Лермонтов. Полное собрание сочинений , М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - младший современник Пушкина и вторая после него величина в русской поэзии XIX века. В 2014 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Судьбой ему было…

Какая из эпох в истории искусства наиболее близка современному человеку? Средневековье, Возрождение – для узкого круга избранных, барокко – тоже далековато, классицизм совершенен – но как-то слишком совершенен, в жизни такого четкого разделения на «три штиля» не бывает… о Новейшем времени и современности лучше помолчим – этим искусством только детей пугать (может, оно и правдиво до предела – но «суровой правдой жизни» мы по горло сыты в реальности). И если выбирать эпоху, искусство с которой, с одной стороны, близко и понятно, находит живой отклик в нашей душе, с другой – дает нам убежище от житейских невзгод, хотя и говорит о страданиях – это, пожалуй, XIX век, вошедший в историю как эпоха романтизма. Искусство этого времени породило особый тип героя, названного романтическим.

Термин «романтический герой» может сразу вызвать представление о влюбленном, перекликаясь с такими устойчивыми сочетаниями, как «романтические отношения», «романтическая история» – но это представление не вполне соответствует действительности. Романтический герой может быть влюблен, но не обязательно (есть персонажи, соответствующие этому определению, которые не были влюблены – например, у лермонтовского Мцыри возникает лишь мимолетное чувство к грациозной девушке, проходящей мимо, которое не становится определяющим в судьбе героя) – и это не главное в нем… а что же главное?

Чтобы понять это, вспомним, что вообще представлял из себя романтизм. Его породило разочарование в результатах Великой французской революции: новому миру, возникшему на развалинах старого, было далеко до предреченного просветителями «царство разума» – вместо этого в мире установилась «власть денежного мешка», мир, где все продается. Творческой личности, сохранившей в себе способность к живому человеческому чувству, не место в таком мире, поэтому романтический герой – это всегда личность, не принятая обществом, вступившая в конфликт с ним. Таков, например, Иоганнес Крейслер – герой нескольких произведений Э.Т.А.Гофмана (не случайно в самом начале изложения «биографии» героя автор упоминает, что Крейслер был отставлен от должности капельмейстера, отказавшись написать оперу на стихи придворного поэта). «Иоганнес носился то туда, то сюда, будто по вечно бурному морю, увлекаемый своими видениями и грезами, и, по-видимому, тщетно искал той пристани, где мог бы наконец обрести спокойствие и ясность».

Впрочем, «обрести спокойствие и ясность» романтическому герою не суждено – он везде чужой, он – лишний человек… помните, о ком это сказано? Правильно, Евгений Онегин тоже принадлежит к типу романтического героя, точнее, к одному из его вариантов – «разочарованному». Такого героя еще называют «байроническим», поскольку один из первых его образцов – байроновский Чайльд-Гарольд. Другие примеры разочарованного героя – «Мельмот Скиталец» Ч.Мэтьюрина, отчасти – Эдмон Дантес («Граф Монте-Кристо»), а также «Вампир» Дж.Полидори (уважаемые поклонники «Сумерек», «Дракулы» и прочих подобных творений, знайте, что вся эта любезная вам тематика восходит именно к романтической повести Дж.Полидори!). Такой персонаж всегда неудовлетворен своим окружением, поскольку возвышается над ним, отличаясь большей образованностью и умом. За свое одиночество он мстит миру филистеров (недалеких обывателей) презрением к общественным установлениям и условностям – иногда доводя это презрение до демонстративности (так, лорд Ротвен в упомянутой повести Дж.Полидори никогда не подает милостыню людям, доведенным до нищеты несчастьями, но никогда не отказывает в просьбе о материальной помощи тем, кому деньги нужны для удовлетворения порочных желаний).

Другой тип романтического героя – бунтарь. Он тоже противопоставляет себя миру, но вступает с ним в открытый конфликт, он – выражаясь словами М.Лермонтова – «просит бури». Замечательный пример такого героя – лермонтовский Демон.

Трагедия романтического героя не столько в отвержении обществом (в сущности, он даже стремится к этому), сколько в том, что его усилия всегда оказываются направленными «в никуда». Существующий мир не удовлетворяет его – но другого мира нет, а одним лишь ниспровержением светских условностей ничего принципиально нового создать нельзя. Поэтому романтический герой обречен либо погибнуть в столкновении с жестоким миром (гофмановский Натаниэль), либо остаться «пустоцветом», никого не сделавшим счастливым или даже разрушающим жизнь окружающих (Онегин, Печорин).

Вот почему со временем неизбежным стало разочарование в романтическом герое – в сущности, мы наблюдаем его в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, где поэт открыто иронизирует по поводу романтизма. Собственно, считать романтическим героем здесь можно не только Онегина, но и Ленского, который тоже ищет идеала и погибает в столкновении с жестокостью мира, весьма далекого от романтических идеалов… но Ленский уже напоминает пародию на романтического героя: его «идеал» – недалекая и легкомысленная уездная барышня, внешне напоминающая стереотипный образ из романов, и читатель, в сущности, склонен согласиться с автором, пророчащим герою совершенно «филистерское» будущее, останься он в живых… Не менее беспощаден М.Лермонтов к своему Зораиму – герою поэмы «Ангел смерти»:

«Искал он в людях совершенства,

А сам – сам был не лучше их».

Пожалуй, окончательно деградировавший тип романтического героя мы находим в опере английского композитора Б.Бриттена (1913-1976) «Питер Граймс»: главный герой здесь тоже противопоставлен миру обывателей, в котором живет, тоже находится в вечном конфликте с жителями родного городка и в конце концов погибает – но он ничем не отличается от своих недалеких соседей, его предел мечтаний – заработать побольше денег, чтобы открыть лавку… таков суровый приговор, вынесенный романтическому герою XX веком! Как ни бунтуй против общества – все равно останешься его частью, все равно будешь носить его «слепок» в себе, а от себя не убежишь. Наверное, это справедливо, но…

Однажды я провела на одном сайте опрос для женщин и девушек: «За кого из оперных персонажей вы бы вышли замуж?» В лидеры с огромным отрывом вышел Ленский – этот, пожалуй, самый близкий нам романтический герой, настолько близкий, что мы готовы не замечать иронии автора по отношению к нему. Видимо, и по сей день образ романтического героя – вечно одинокого и отверженного, непонятого «миром сытых рож» и вечно стремящегося к недостижимому идеалу – сохраняет свою притягательность.

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Также обычно герой малого лиро-эпического произведения. Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померяться силами. Для Романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на все, если чувствует внутреннюю правоту.

Романтический герой - цельная личность, в нем всегда можно выделить ведущую черту характера.

Напишите отзыв о статье "Романтический герой"

Отрывок, характеризующий Романтический герой

– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
– Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
– Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры