Российская империя: начало становления. Российская империя

Главная / Бывшие

8.1. Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.)

Александр I был полной противоположностью отцу как внутренне, так и внешне: новый император был красив, высок и строен, пользовался большим успехом у дам, а курносый нос Павла I часто являлся предметом едких насмешек. В отличие от прежнего вспыльчивого императора, Александр был очень сдержанным человеком, умевшим скрывать свои мысли, за что и получил прозвище «лукавый византиец». Однако, при случае, он всегда мог настоять на своем.

Александр Павлович вошел в историю как «Александр Победитель» за победу России над Наполеоном в войне 1812 года. Это прозвище он получил вполне заслуженно: победа завоевывается не только на полях сражений, но и в тиши дипломатических кабинетов. А новый император был прирожденным дипломатом: с юности ему приходилось лавировать между большим двором бабки, Екатерины II, и «малым двором» отца Павла I.

Властная императрица сама занималась воспитанием внуков, Александра и Константина Павловичей, в духе идей «Просвещения». Воспитателем наследника престола был швейцарец Лагарп, республиканец по убеждениям. Неудивительно, что в первые годы правления молодой император, которому в 1801г. исполнилось 23 года, высказывал мысли о необходимости ввести в России конституционное правление и отменить крепостное право. Вокруг Александра I сложился кружок друзей-единомышленников, который называли Негласным комитетом за обсуждение государственных дел и «якобинской шайкой» за радикализм мнений, пугавший екатеринских вельмож. В число ближайших друзей императора входили представители высшей знати: граф В.П.Кочубей, граф П.А.Строганов и его двоюродный брат Н.Н.Новосильцев, польский князь А.А.Чарторыйский. Первый период реформ (до 1812г.), по словам А.С.Пушкина, «дней Александровых прекрасное начало», казалось, возрождал «политику просвещенного абсолютизма». Но это была лишь иллюзия: проекты важнейших реформ так и остались на бумаге, а незначительные изменения в области государственного управления и крепостного вопроса не изменили основ феодально-абсолютистского строя.

Сразу же после вступления на престол Александр I провел широкую амнистию для дворян и чиновников, подвергнутых ссылке при Павле I, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, свободно выезжать за границу. Наибольшие успехи были достигнуты в сфере образования в 1804–1819гг. В России открылись, помимо Московского, еще пять университетов: в Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюс), Казани, Харькове и Петербурге. По университетскому уставу 1804г. эти учебные заведения получали автономию: право выбирать ректора, профессоров, иметь университетский суд. Цензурные комитеты, существовавшие при университетах, действовали на основании достаточно либерального цензурного устава. По плану реформы 1803г., университеты становились центрами учебных округов, в которых располагалась сеть низших и средних учебных заведений: приходских школ, уездных училищ и губернских гимназий. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле (здесь обучали лишь дворян).



Намного скромнее были результаты в области государственного управления. Министерская реформа 1802г. должна была искоренить казнокрадство, безответственность и взяточничество, царившие в петровских коллегиях. Вместо них вводились новые учреждения – министерства (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения). В отличие от коллегий, в министерствах вводилось единоначалие: министр назначался царем и лично отвечал за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения ряда вопросов создавался Комитет министров . Но старые пороки появились и в новых учреждениях: бюрократизм и коррупция в России оказались неискоренимы.

И уж совсем ничтожные изменения произошли в положении крепостных крестьян. Александр I прекратил раздачу государственных крестьян дворянам за заслуги, но крепостное право сохранил. И дело тут не только в страхе перед всесильными дворянами-землевладельцами. Сомнительно, что вчерашний крепостной, в большинстве своем неграмотный, смог бы органично войти в сферу рыночной экономики, стать её самостоятельным субъектом. Резкий переворот в этой области мог парализовать экономическую жизнь страны. Однако это не означало, что не следовало приступать к постепенной ликвидации крепостного права и просвещению крестьянства. В 1803г. был принят указ О вольных хлебопашцах , согласно которому помещик мог освободить крестьянина с землей за выкуп. Но за все время действия указа (до 1858г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5%). В 1804–1805гг. в Прибалтике крестьян освободили без земли. Самые дикие формы крепостничества (продажа семьями и поодиночке, продажа без земли) сохранились, а указ о запрещении публиковать объявления о продаже крепостных остался декларацией: слово «продается» заменили словосочетанием «отдается в услужение».

К 1803г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились, однако Александр I ещё не оставил мысль о реформах. Его новым помощником стал талантливый администратор – Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839гг.), выходец из семьи сельского священника, добившийся своими способностями и трудолюбием высоких постов. Став в 1807г. ближайшим советником императора, М.М.Сперанский разработал к 1809г. проект коренных государственных преобразований Введение к уложению государственных законов .

В основе проекта лежал принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, причем все они должны были действовать в строго очерченных рамках закона. По принципу представительности создавались собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой , всероссийским органом, который имел право давать заключения по законопроектам, представленным на его рассмотрение, и заслушивать отчеты министров. Все три власти соединились в Государственном совете , члены которого назначались императором. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом, но ни один из законов не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе. Следовательно, реальная власть оставалась в руках императора, но население получало право высказывать своё мнение.

Причем, избирательным правом должны были пользоваться все граждане России, за исключением рабочих, домашней прислуги и крепостных крестьян: действовал имущественный ценз. Вводились гражданские свободы и суд присяжных, что сильно ограничивало власть помещиков.

Дальше учреждения в 1810г. законосовещательного Государственного совета, членов которого назначал император, дело не пошло. Дворянство, прослышав о планах М.Сперанского наделить гражданскими правами крестьян, открыто выражало недовольство, кроме того, менялся и сам Александр I, остававшийся «республиканцем» лишь на словах.

Высшее дворянство не могло простить М.Сперанскому еще двух нововведений. Указ «О придворных званиях» (1809г.) объявлял придворные чины лишь почетными званиями, не дающими ни служебных привилегий, ни финансовых выгод. Указ «Об экзаменах на чин» (1809г.) связывал служебную карьеру с уровнем образования: теперь для занятия высоких должностей требовалось либо предъявить университетский диплом, либо сдать экзамен в объеме университетской программы. Из-за интриг придворных, распускавших слухи о связях М.Сперанского с Наполеоном и его неосторожных высказываниях о политике Александра I, реформатор был отстранен от своих должностей весной 1812г. и отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Спустя некоторое время, Александр I «простил» своего бывшего помощника: в 1819г. М.Сперанский стал генерал-губернатором Сибири, а в 1821г. был возвращен в Санкт-Петербург и назначен членом Государственного совета. Но это был уже другой, сломленный ссылкой человек, оставивший конституционные проекты.

Война 1812г. стала гранью, разделявшей 2 периода внутренней политики Александра I. Она приобретает все более консервативный характер. В исторической литературе этот период часто называют Аракчеевщиной, по имени нового приближенного Александра I – Александра Андреевича Аракчеева (1769–1834гг.). Однако, это не совсем верное определение: Аракчеев, которого Александр I презирал в глубине души, был просто хорошим исполнителем, но никак не создателем проектов преобразований. Просто Александр I передоверял выполнение многих дел новому помощнику, что породило мнение о его значимости.

Так, Александр I поручил Аракчееву составить проект освобождения крестьян, оговорив, что помещики не должны быть при этом ни в чем стеснены. По аракчеевскому проекту, казна должна была покупать поступающие в продажу имения (на это выделялось по 5 млн. рублей в год), причем, освобождавшимся крестьянам полагался нищенский земельный надел – 2 десятины (1десятина – 1,1га), а для нормального хозяйствования реально требовалось не менее 10 десятин. По этому проекту освобождение крестьян могло растянуться на 200 лет, да и министр финансов заявил, что в казне на эти цели 5 млн. не найдется.

Вновь был поднят вопрос о конституции: в 1818г. Александр I, выступая на открытии польского сейма (парламента), заявил о готовности дать конституцию и всей России.

Её проект поручили подготовить Н.Новосильцеву, хотя непосредственное руководство осуществлял князь П.А.Вяземский. К 1821 г. Государственная уставная грамота Российской империи была закончена. По ней предполагалось введение двухпалатного парламента с законосовещательными функциями. Верхняя палата, Сенат, назначалась императором, а нижняя – лишь частично была выборной. Россия разделялась на 12 наместничеств, в каждом из которых вводился свой представительный орган. Провозглашались гарантии неприкосновенности личности и свобода печати. И хотя проект Новосильцева-Вяземского еще меньше ограничивал власть самодержавия, чем план Сперанского, его тоже постигло забвение.

Пожалуй, самой главной ошибкой Александра I после 1812г. стали военные поселения . В мирное время содержание большой армии ложилось тяжким бременем на российский бюджет. Но если в европейских странах избрали более прогрессивный путь – воинскую повинность, в России продолжала действовать ненавистная народу рекрутчина. В 1815г. навязчивой идеей Александра I стали военные поселения , против которых был первоначально и бывший военный министр М.Б.Барклай-де-Толли, и А.А.Аракчеев. Смысл проекта заключался в следующем: в мирное время армия должна была содержать себя сама, занимаясь земледелием. Часть полков расселили по деревням, а часть крестьян перевели в категорию военных поселян . Всех мужчин с 18 до 45 лет одели в военную форму, заставили подчиняться воинской дисциплине. Вводились телесные наказания и строевая подготовка. Все хозяйственные работы производились по приказу командира.

Внешне все выглядело привлекательно: одинаковые дома, прямые благоустроенные дороги, движение вчерашних крестьян в ногу, в одинаковой форме. Но это был лишь фасад здания, с «черного хода» оно выглядело совсем иначе. Хозяйственная жизнь и торговля замерли, ремеслом занимались только с разрешения воинского начальства. Офицеры мало понимали в земледелии и, случалось, что хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Даже жениться можно лишь с разрешения офицера, а иногда – и по его команде: «Девки, парни, в две шеренги – становись!»

В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее – в 1831г., в районе Старой Руссы), наиболее упорно сопротивлялись старообрядцы: вера не позволяла им брить неположенную солдату бороду. Но военные поселения, составлявшие почти 30% армии, просуществовали до 1857года.

Причины резкого поворота к консерватизму, характерного для второго периода внутренней политики Александра I (1815–1825гг.), следует искать во внешнеполитических событиях. Кровопролитные войны, закончившиеся разгромом наполеоновской Франции, привели к реставрации монархий в ряде европейских государств. Желание предотвратить новые революционные потрясения подтолкнуло императора к идее создания Священного Союза (1815г.). Жестоко подавлялись революции в Испании и Италии (1820–1821гг.). Александр I осудил даже восстание греков против турецкого ига (1821г.): они же восстали против «законного государя» – султана.

Сильно изменился и сам Александр: он все больше отходил от государственных дел, передоверяя их Аракчееву. Император увлекся мистицизмом, много путешествовал по Европе и, зная о существовании тайных офицерских обществ, странно бездействовал. Неудивительно, что внезапная смерть императора 19 ноября 1825г. в Таганроге (царю было только 47 лет), породила легенду о «старце Федоре Кузьмиче». Странный старик объявился в 1837г. в Сибири: своей внешностью он напоминал Александра, и многие верили, что император исполнил свою давнюю мечту покинуть престол и странствовать по России, искупая грехи, самый страшный из которых – участие в убийстве отца Павла I.

8.2. Внешняя политика России (1801–1825гг.)

Войны с южными соседями, Турцией и Ираном (Персией), были длительными, но закончились для России успешно. Усиление Российской империи в Закавказье (в 1801г. грузинский царь Георгий XII отрекся от власти в пользу русского императора) обеспокоило Персию, объявившую в 1804г. войну России. В ходе военных действий русские войска заняли Баку и Дербент. По условиям Гюлистанского мира (1813г.) Персия признавала присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. Подталкиваемая наполеоновской Францией, Турция в 1806г. объявила войну России. Но и эта долгая война закончилась победой России. В 1811г. командующий южной армией М.И. Кутузов захватил мощную турецкую крепость на Дунае – Рущук, к 1810г. русские войска заняли Абхазию. По Бухарестскому миру 1812г. России, помимо Абхазии, отходила Бессарабия (Молдавия), а Сербия (на Балканском полуострове) получала автономию в составе Турции.

Иначе складывались дела в Европе. Во Франции с приходом к власти Бонапарта, провозгласившего себя императором Наполеоном I (1804г.), революционные войны превратились в захватнические. До 1805г. Россия воздерживалась от участия в европейских войнах, но Наполеон заявил претензию на мировое господство, кроме того, Франция была давним союзником Турции.

Повод к разрыву отношений дал сам Наполеон: по его приказу на территории немецкого государства Баден французами был схвачен герцог Энгиенский (родственник французского короля) и расстрелян по приговору трибунала. В ответ на протесты русского императора, Наполеон предложил ему обратить внимание на убийц Павла I, спокойно проживавших в России. Возник антинаполеоновский союз в составе Англии, Австрии и России (1805г.). В ноябре 1805г. русско-австрийские войска потерпели тяжелое поражение от французов под Аустерлицем, и Австрия вышла из войны. Сложилась новая коалиция (1806-1807гг.): Англия, Россия, Пруссия, Саксония и Швеция. Союзники России действовали несогласованно и вскоре, за исключением Англии – «владычицы морей», были разбиты. Например, прусская армия была полностью уничтожена в двух сражениях, французы вступили в Берлин. Россия продолжала сражаться: в январе 1807г. под Прейсиш-Эйлау Наполеону не удалось добиться успеха, а в июне того же года под Фридландом русские войска были разбиты.

В итоге, в июне 1807г. был заключен Тильзитский мир (Александр I и Наполеон I встретились на плоту на середине пограничной реки Неман). Россия получила «свободу действий» против Турции и Швеции, но взамен должна была уступить Франции свои базы в Адриатическом море и присоединиться к Континентальной блокаде , т.е. порвать все отношения с Англией. Наполеон предъявлял это требование всем европейским странам: не в силах противостоять Англии на морских просторах, он пытался расстроить английскую экономику.

Под предлогом того, что Швеция отказалась разорвать союз с Англией, Россия объявила ей войну. В результате короткой войны (февраль 1808 – март 1809гг.), Швеция потерпела поражение и была вынуждена уступить России Финляндию. Александр I даровал ей автономию с широкими правами: сохранялись собственная денежная система и парламент.

Перемирие с Францией оказалось недолговечным. Александр I тяготился условиями Тильзитского мира, которые, кроме того, подрывали экономику России (Англия была главным импортером российского хлеба и поставщиком промышленного оборудования). Но все же торговля осуществлялась на американских кораблях контрабандно.

Наполеон не скрывал своих захватнических планов в отношении России: с её падением открывалась дорога на Индию, главную колонию Англии. Формальным же поводом к войне с Россией послужило нарушение Александром условий континентальной блокады. Однако попытка навязать войну России сразу на нескольких фронтах (на юге, западе и севере) не удалась. Турция была разбита в мае 1812г., а наследник шведского престола, бывший французский маршал Бернадот, благоразумно воздержался от реванша. Дипломатический талант Александра I позволил избежать серьезной войны и с зависимой от Франции Австрией: она отправила против России ничтожные силы.

Наполеон рассчитывал нанести сокрушительный удар русской армии в приграничных сражениях, уничтожив войска М.Б.Барклая-де-Толли и П.И.Багратиона поодиночке, а затем, взяв Москву, заключить почетный мир.

Великая армия (силы вторжения) насчитывала до 640 тыс. человек, но самих французов в ней было меньше половины: Наполеон двинул в поход войска практически всех покоренных народов (немцев, итальянцев, португальцев, испанцев, австрийцев, поляков и т.д.).

Русские могли противопоставить ей на западной границе около 240 тыс. солдат (1-я армия М.Б.Барклая-де-Толли и 2-я армия П.И.Багратиона). Армия А.П.Тормасова (около 40 тыс.) находилась на Украине и прикрывала Киев. План, разработанный для русской армии советником Александра I, прусским генералом Фулем, предполагал сосредоточить русские армии в лагере Дрисса на Западной Двине. Главнокомандующий М.Б.Барклай-де-Толли понял, что лагерь мог стать ловушкой и отдал приказ 2-ой армии отступать для соединения сил. Это был единственно возможный выход: рекрутская система не позволяла России иметь обученный резерв, и кадровые войска необходимо было сохранить любой ценой.

12 июля 1812г., переправившись через Неман, Великая армия Наполеона вторглась в пределы Российской империи. Русские войска отступали, на М.Б.Барклай-де-Толли посыпались обвинения в измене: солдаты рвались в бой, но полководец продолжал строго следовать своей тактике. В итоге, первой и второй армиям удалось оторваться от противника, и они объединились в Смоленске 2 августа. Но главнокомандующий вновь отдал приказ об отступлении.

Вскоре справедливость действий М.Б.Барклая-де-Толли была подтверждена: Наполеон привел к Смоленску лишь около 200 тысяч человек, так как терял солдат в результате быстрых маршей, стычек с партизанами и оставлял заслоны против фланговых ударов русских. Партизанское движение становилось все более значительным фактором достижения успеха. Крестьяне уходили в леса, уводя скот и уничтожая продовольствие. 6 июля в Полоцке Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение, а спустя несколько дней, в Смоленске, одобрил ходатайство местных дворян о вооружении крестьян. Фактически это узаконило партизанскую войну, но ушедшие в леса крестьяне ничего не знали об этом. Партизанские отряды возникали стихийно, их возглавляли либо отставшие от своих отрядов солдаты, либо бежавшие из плена, например, Ермолай Четвертаков. Крестьяне нападали на небольшие силы противника, убивали солдат, отправлявшихся в деревни на поиски продовольствия и корма для лошадей. По приказу М.Б.Барклая-де-Толли создавались и летучие отряды из кадровых офицеров и казаков для действий в тылу противника.

Александр I был тверд в борьбе с Наполеоном: на призывы Бонапарта к миру из Смоленска и Москвы русский император всегда отвечал твердым отказом. Царь не вмешивался непосредственно в ход военных действий, помня, что под Аустерлицем (1805г.) он стал косвенным виновником поражения. Под давлением части дворянства и военных, он назначил нового главнокомандующего, популярного в армии М.И.Кутузова, ученика прославленного А.В.Суворова. 17 августа М.И.Кутузов прибыл в армию в районе села Царево Займище, встреченный всеобщим ликованием. Он оценил справедливость плана прежнего главнокомандующего, но понял: удержать армию от генерального сражения не удастся.

Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на Новой Смоленской дороге, в 110 км от Москвы. В пяти километрах, на Старой Смоленской дороге, находилась деревня Утица. Развернувшись между Бородином и Утицей, русская армия перекрыла французам путь на Москву.

Армия М.И.Кутузова насчитывала 154,8 тыс. человек (причем из них – 11 тыс. казаков и 28,5 тыс. плохо вооруженных ополченцев) и 640 орудий. Наполеон располагал 133,8 тыс. человек при 587 орудиях. Штаб русских, полагая, что французов 190 тысяч, избрал оборонительный план. Первое столкновение произошло 24 августа. Отряд русских упорно защищал Шевардинский редут, потому что необходимо было выиграть время для строительства укреплений. В центре наших позиций находилась батарея генерала Н.Н. Раевского, левый фланг прикрывали Багратионовы флеши (земляные укрепления).

Сражение началось утром 26 августа. Наполеон планировал прорвать русские позиции в центре и, обойдя левый фланг, прорваться на Старую Смоленскую дорогу. Но обходной маневр не удался: у деревни Утицы французы были остановлены. Тогда основной удар был нанесен на фланги, штурм которых продолжался непрерывно в течение шести часов. Багратион получил тяжелое ранение и вскоре скончался, командование левым флангом перешло к генерал-лейтенанту П.П.Коновницыну. К полудню ценой огромных потерь французы овладели флешами. Но попытки французской кавалерии сбить русских, занявших при отступлении ближайшие холмы, кончились провалом.

В центре в это же время были отбиты атаки противника на батарею Раевского. Третья, решающая атака, была предпринята около 2-х часов дня и длилась почти полтора часа. Русские планомерно отступили и отбили новые атаки французской кавалерии. Путь на Москву по-прежнему был закрыт. К вечеру сражение завершилось: с наступлением темноты Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе и батарею Раевского.

Утром 27 августа М.И.Кутузов приказал войскам отойти с поля битвы. Итоги сражения сложно оценить: Наполеон оповестил Париж о своей победе, М.И.Кутузов отправил сообщение в Петербург весьма бодрого содержания. Неоднозначные оценки даются и в отечественной исторической литературе. Так, потери французов (до 58,5 тыс.) превосходят потери русских (44 тыс.), кроме того, достичь главного – разгрома русской армии – Наполеон не смог (она отступила организованно на новые позиции). С другой стороны, поле сражения осталось за французами, и Москву им сдали без боя. В ходе сражения М.И.Кутузов использовал практически все резервы, а Наполеон не пустил в ход гвардию – 19 тысяч человек. Бородино не стало коренным переломом в ходе войны, бесспорно другое: такого ожесточенного сопротивления французы еще не встречали, что впоследствии признавал и сам Наполеон. Подтверждают это и цифры генеральских потерь: 49 французов и 29 русских, тяжело раненными в плен попали по одному генералу с каждой стороны. Пленных тоже было мало: по тысяче с каждой стороны, в то время как в Европе счёт пленных шёл на десятки тысяч.

Второе генеральное сражение М.И.Кутузов дать не решился: 1 сентября 1812 г. на военном совете в деревне Фили было принято решение сдать Москву без боя. На следующий день русские войска оставили «вторую столицу», вместе с ними город покинуло до 90% населения. Русская армия отступала из города по Рязанской дороге на юго-восток, но вскоре М.И.Кутузов отдал приказ перейти возле города Подольска на Калужскую дорогу. Специальный отряд продолжил движение на юго-восток для обмана французов. Это был знаменитый Тарутинский маневр : русские стали лагерем у села Тарутино. Армия М.И.Кутузова перекрыла Наполеону дорогу на юг к Тульским оружейным заводам и Украине. В лагере русские войска отдыхали и получали подкрепление, а французов ожидала иная судьба.

Наполеон, так и не дождавшись на Поклонной горе делегации именитых горожан с ключами от Москвы, вступил в город 2 сентября. В тот же день начался грандиозный Московский пожар , бушевавший 6 дней. Сгорело три четверти зданий (6532 из 9158), в огне погибло большинство из 22,5 тыс. раненых в Бородинском сражении солдат, которых не успели вывезти, погиб гигантский арсенал (156 орудий, 75 тыс. ружей, 40 тыс. сабель), провиантские склады. О причинах пожара отечественные историки продолжают спорить, ответ зарубежных ученых однозначен: не французские мародеры, а сами москвичи по приказу М.И.Кутузова и губернатора Ф.Ростопчина подожгли Москву. Зимовать на пепелище было невозможно. Наполеон не сразу понял, в какую ловушку угодил. Силы французов таяли от действий партизан, погрязшая в мародерстве армия теряла дисциплину. А французский император продолжал надеяться на предложения о мире от Александра I. Так был потерян целый месяц, и лишь 7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы.

Сражение за Малоярославец, в ходе которого город несколько раз переходил из рук в руки, фактически и стало переломной точкой в ходе войны. Перед Наполеоном встал вопрос: дать ли генеральное сражение, чтобы прорваться на Калужскую дорогу, или отступать по Старой Смоленской, разоренной французами по пути в Москву. Император решился на отступление, которое вскоре превратилось в бегство. Французские войска подвергались непрерывным атакам казаков, летучих кавалерийских отрядов, партизан. Людей косили голод и болезни (кавалерия была «съедена» – лошадей забивали на мясо, случалось, солдаты ели и трупы своих товарищей). В Смоленске удалось накормить лишь гвардию, прочих солдат даже не пускали в город.

Параллельно двигалась армия М.И.Кутузова, угрожая вырваться вперед и отрезать пути отступления, хотя и русские несли большие потери от изнурительных маршей: к реке Березина вышла лишь половина той армии, что стояла под Тарутиным. Огромные потери (до 50 тыс. человек) понесла Великая армия при переправе через реку Березина (14–16 ноября), по поспешно наведенному мосту удалось перевести лишь наиболее боеспособные части. Только около 30 тысяч солдат сумели вернуться из похода на Россию. Начался Заграничный поход русской армии. В феврале 1813 г. Россия и Пруссия заключили союзный договор, к весне 1813 г. значительная часть Польши была освобождена от французских войск. Русские продолжали наступление, но уже без М.И.Кутузова: в апреле прославленный полководец скончался. Новым главнокомандующим был назначен П.Х.Витгенштейн, вскоре его сменил М.Б.Барлай-де-Толли.

До полной победы было еще далеко. Образовалась новая антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Пруссии, Австрии и Швеции. В грандиозном сражении под Лейпцигом (октябрь 1813 г.), названным Битвой народов (с обеих сторон в нем участвовало более полумиллиона человек), Наполеон был разбит, но из-за несогласованных действий союзников сумел выйти из окружения. Лишь в конце 1813 – начале 1814 г. союзные армии вступили на территорию Франции.

В 1814 г. в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве Европы. В нем участвовали представители 216 государств, но главную роль играли Англия, Австрия и Франция, внешней политикой которой руководил опытный интриган Ш. Талейран, откровенно враждебно относившийся к России. Эти страны пугало усиление русского вмешательства в европейские дела. Лишь недолгое возвращение Наполеона к власти в 1815 г. (Сто дней ) заставило их временно забыть о разногласиях. Бывший французский император был разбит в июле 1815 г. в битве у Ватерлоо (Бельгия) и сослан на остров Святой Елены, где умер в 1821 году.

По итогам Венского конгресса, Россия получала значительную часть Польши (с Варшавой), Франция возвращалась к дореволюционным границам, а на престолах Испании, итальянских и немецких государств восстанавливались старые королевские династии. В 1815 г. русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о Священном союзе , в задачу которого входило обеспечение незыблемости решений Венского конгресса, а следовательно, и подавление революций в Европе. К Союзу присоединилось большинство европейских монархов, но уже через 8-10 лет он фактически распался: стремление народов к свободе остановить не удалось.

Цивилизационное своеобразие имперской России. Имперская цивилизация, формированию которой дала начало активная внешнеполитическая деятельность Петра I, явилась одной из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшихся на пространствах Восточной Европы и Северной Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, этнических, политических и исторических факторов.

Огромные пространства, ограниченные во многом естественными рубежами, характеризуются разнообразием ландшафтов. Вместе с тем, жизнедеятельность значительной части населения империи осуществлялась в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях. На экономику, весь жизненный уклад России оказывало значительное воздействие то, что около 75% территории страны приходилось на зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства были сосредоточены там, где почти не было населения, ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями. Отсюда проистекает постоянное стремление имперской России расширить свои границы с целью приобщения к центрам мировой торговли, освоить более благоприятные сельскохозяйственные районы.

Новые территории нужны были и для приложения предпринимательских сил, развития рыночных отношений. В связи с этим в территориальных приобретениях России просматриваются некоторые западные черты. Так, в 1721 г. по западному образцу Россия была провозглашена Петром I империей. Она активно включилась в европейскую политику, участвовала в различных союзах. Постоянно возрастал ее авторитет в мировой политике. Уже в ходе Северной войны (1700 – 1721 гг.) Россия заявила права на участие в мировых делах на равных с ведущими европейскими державами. В последней четверти XVIII в. она вошла в число великих держав и подтвердила это своё положение в ходе наполеоновских войн. Если раньше геополитические интересы России не выходили за пределы прилегающей территории, то теперь оформились более широкие великодержавные претензии на сферы контроля и ответственности: Балканы, район черноморских проливов, славянские территории Европы, Азия и Прибалтийский регион.

Из географических особенностей развития имперской цивилизации проистекает и специфика формирования её этнического состава. Базовая особенность российской империи заключается в том, что её ядром, интегрирующим началом является русский народ, который в свою очередь генерировался на полиэтничной основе. Это один из крупных, развитых и богатых культурой этносов мира. Благодаря подобным объективным факторам, а также таким интеграционным чертам, как самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости, к взаимообогащению культур и т.д., русский народ стал объединителем других этносов империи. К нему на протяжении XVIII – первой половины XIX столетий присоединялись добровольно или в результате войн, но в основном путем мирной колонизации, многие европейские и азиатские этносы, живущие на своих исконных землях. Так, были присоединены неславянские земли, как правило, с богатым историческим прошлым, в большинстве вхо­дившие до присоединения к России в состав других государств. Присоединение этих территорий превратило Россию в Россий­скую империю. Укажем эти земли, исходя из географического положения, начиная с северо-западной границы: Финляндия (1809 г.), Прибалтика (1721 г.), Польша (1815 г.), Бессарабия (1812 г.), Крым (1783 г.), Кавказ (первая половина XIX в.), Казах­стан и Средняя Азия (присоединение завершено во второй поло­вине XIX в.). В России в отличие от европейских империй, имевших огромные заморские территории, русское на­селение жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместная жизнь объективно способствовала сближению наро­дов. А российская власть расходовала немало сил и средств на обустройство присоединенных земель. По сути, это присоединение и сформировало основную территорию имперской цивилизации.



Евразийский характер складывающейся российской социокультурной общности - важная особенность российской имперской цивилизации, не сводимой к механической сумме ее европейских и азиатских составляющих, а выражаемой в новых качествах, чертах. Общность исторических судеб, геополитических интересов, преобладание центростремительных начал над центробежными породили общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание, в том числе общероссийский патриотизм, сходство духовных предпочтений, что находит отображение в специфике самоидентификации - необходимом элементе цивилизационного отличия. Российская идентичность проявляется в парадоксальных словосочетаниях («русский немец», «русский еврей» и т.д.) Вместе с тем гетерогенность составляющих российской имперской цивилизации, их нахождение на разных ступенях эволюции делает ее отчасти размытой (особенно на окраинах), порождает особую потребность в механизмах цивилизационной и политической интеграции.



Географическое, природно-климатическое разнообразие (от субтропиков до тундры), специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различным менталитетом, культурой. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и, соответственно, к исчезновению их культур, в имперской России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой воспроизводственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры.

Из территориальных и социо-культурных особенностей формирования российской цивилизации проистекают специфические черты ее политической системы.

Важная роль в функционировании российской имперской цивилизации, принадлежит государству. Это обусловлено и природными, и социально-психологическими реалиями, и необходимостью нейтрализации дезинтеграционных факторов. Патерналистские традиции общинности, огромные, часто малонаселенные пространства, наличие десятков этносов с самобытной культурой, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие дорог, транспортных средств – все это порождает потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы, обеспечивать выживание наиболее слабых и бедных из них, пресекая при этом политику этнонационального сепаратизма. В отличие от западной традиции в России не общество продуцирует определенный тип государства, а в большой степени государство формирует структуры общества: вспомним, к примеру, реформы Петра I, Екатерины II.

Подобные факторы порождают среди народов России государственнические убеждения, веру в необходимость авторитарного правителя - единого вершителя судеб Отечества, сильной центральной власти, привычку воспринимать ее решения как неизбежные, должные. История евразийской России XVIII – первой половины XIX вв. с ее прочными патерналистскими ориентациями и авторитарными методами руководства показывает, что многое зависит от личности, действий, общей культуры первых лиц в государстве начиная с Петра I и оканчивая Николаем I.

Отличительной чертой российской цивилизации вообще и в рассматриваемый период в частности была многоконфессиональность. Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви. Она оказала значительное воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, всю культуру. Благоприятные возможности для патриотической, духовно-культурной деятельности Русской православной церкви были созданы, начиная с Крещения Руси, переплетением религиозных и государственных начал, значительной ролью церкви в собирании и защите российских земель, в просветительской деятельности (особо значимой тогда, когда еще были слабы светские очаги культуры), медленным распространением процессов секуляризации. Вместе с тем, необходимо отметить, что начиная с XVIII в. во взаимоотношениях между властью духовной и светской происходят серьезные перемены. С одной стороны, русская православная церковь, ослабленная расколом, всё более обретает черты государственного института и после указов Петра I и Екатерины II окончательно теряет политическую и экономическую самостоятельность, с другой стороны православие продолжает выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность этих народов друг с другом. Аналогичные функции выполняют и другие традиционные религии России, в первую очередь ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, представителей северокавказских народов) и буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Частью российской культуры стали и другие существующие здесь религии – иудаизм, лютеранство и т.д.

Общий культурный ареал имперской России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессионалъные общности, которые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом специфика поликонфессиональности российской цивилизации, характеризуемой «чересполосицей» мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей. Их взаимодействие, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей задачей упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Различные дискриминационные действия – игнорирование особенностей жизни в том или ином регионе, ущемление чувств, самосознания этносов – неизменно наносили ущерб устойчивости всего российского имперского социума – Кавказская война (1817-1864 гг.), восстание в Польше (1830-1831 гг.) и т.д. Дихотомия центр-регионы, противоборство унитарных и центробежных тенденций, ослабление территориальных связей – извечная проблема российского социума, резко обостряющаяся в кризисные периоды его истории.

Вместе с тем, устойчивость российской имперской цивилизации поддерживает приверженность большинства населения к сохранению своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. Определенную роль играют здесь и сложившиеся формы совместного бытия, традиционность, исторически сформировавшаяся в качестве адаптационного механизма в условиях трудностей (климатических, природных и т.д.) хозяйствования. Специфическим для России вообще и изучаемого периода в частности, является то, что в иерархии духовных ценностей русского народа никогда не превалировало высокомерие, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха личности. В противоположность описанной М. Вебером западной индивидуалистической и прагматической традиции, русские мыслители, характеризуя черты своего народа, подчеркивали, что он не склонен возводить преходящие земные ценности (например, частную собственность) в ранг священных (Ф.М. Достоевский), не склонен поклоняться «золотому тельцу» (Н.А. Бердяев).

Концепция бытия российского народа, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов перед личными (не отвергая при этом интересов личности), расположением к духовным ценностям. Приверженность человеческой солидарности, состраданию к простому человеку, патриотизму, нравственно-гуманистическим концепциям находит свое отображение в художественной литературе, различных видах искусства, устном народном творчестве, знаковыми для которых являются добро, правда, совесть, справедливость. Именно в духовных особенностях культуры народа (светской и религиозной) ярко проявляется самобытность российской цивилизации. И в первую очередь именно за подобные черты выделяют и ценят русскую культуру в мировом сообществе.

Таким образом, российская имперская цивилизация, как и всякая цивилизация, развивается, модернизируется, порождая расколы в сознании, поведении, интересах различных социальных и национальных общностей, стимулируя противоречивые интеграционные и дезинтеграционные процессы, новые демографические явления.

В рассматриваемый период сформировалось огромное многонациональное государство, в котором сосуществовали элементы различной цивилизационной ориентации. Россия империя являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой ее связывали культура, религия, язык, характер экономики. Но и Азия оказывала влияние на страну. Отсюда зачастую брались образцы деспотического управления.

Исторически российское общество подверглось влиянию двух различных миров, вследствие чего оно сложилось как плюралистическое по духовным ценностям, социальной организации, традициям, культуре и образу жизни. Причем, за исключением европейских анклавов, в нем преобладали сообщества с корпоративной структурой и нераздельностью духовной и светской сфер жизни, колоссальным влиянием религии на общественное сознание и повседневную жизнь людей.

Российская модернизация в XVIII – первой половине XIX вв. Модернизация в истории России прошла несколько этапов. Мы будем говорить о периоде XVIII – первой половине XIX вв. На этом этапе доминанта модернизации заданная Петром I сохраняла свою актуальность до середины XIХ столетия.

Петровская модернизация связана с использованием варианта, который можно условно назвать азиатским. Он предполагает постепенный организационно-технологический переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству, внедрение элементов рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа. Этот вариант реализовывался на протяжении полутора столетий – до буржуазных реформ Александра II.

Предполагалось за счет модернизации ускорить развитие и ликвидировать определившийся и увеличившийся разрыв между Россией и странами европейской цивилизации в социально-экономической, научно-технической, военной и других областях. Отличительной чертой обозначенного типа модернизации явилась ключевая роль государства и чиновничества во всех областях общественной жизни страны.

На протяжении полутора столетий модернизация традиционного российского общества решала несколько взаимосвязанных задач: в социальной сфере – индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности; в экономике – переход от мануфактурного к фабрично-заводскому, индустриальному производству, постепенное, контролируемое государством, распространение частной собственности; в политике – переход к светскому государству, введение разделения властей, включение части населения в политический процесс; в культурной и духовной областях – рационализация сознания, развитие светского образования и рациональной науки, распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость.

Политическая модернизация. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат , в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом Адмиралтейская, сбором доходов – Камер-коллегия, дворянским землевладением – Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о подчинении церкви государству. В России упразднялась патриаршество, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Время от кончины Петра I до восшествия на престол Екатерины II в исторической литературе принято называть эпохой дворцовых переворотов. Никогда прежде верховная власть не переходила по такой ломаной линии, как в 1725-1762 гг. Причинами этого были, во-первых, указ Петра I о престолонаследии, во-вторых, отношение к очередному претенденту на престол «птенцов гнезда Петрова», в-третьих, активное участие гвардейских полков в борьбе за власть, которую вели дворцовые группировки. Огромную роль при всех правителях этого времени играли фавориты и временщики. В этот период государственная политика была направлена на дальнейшую абсолютизацию власти, повышение роли дворянского сословия в государственной жизни т.е. сохраняла направленность заданную Петром I.

Вступив на престол после очередного дворцового переворота (1762 г.), Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям нового времени, продвигающую общество вперед по европейскому пути. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Политика просвещенного абсолютизма выражалась в преобразовании наиболее устаревших государственных институтов и государственных органов во имя укрепления абсолютной монархии и приспособления её к реалиям ХVIII в., века Просвещения. Монархи опирались на принципы рационализма, верили во всемогущество законов, поощряли науки и образование, проявляли веротерпимость.

Свою преобразовательную деятельность императрица начала с реформы Сената (1763) которая упорядочила работу высшего органа власти империи, но лишила его законодательных функций, которые сосредоточились в руках императрицы, т.е. слились с исполнительной властью.

Следующим шагом императрицы стало завершение мероприятий Петра I по привидению церкви в полную зависимость от светской власти. Секуляризация церковных земель (1764 г.) подорвала основу благополучия духовенства, превратив его в отряд своеобразных чиновников. Поражение церкви в борьбе с государственной машиной стало еще одним шагом к огосударствлению жизни российского гражданина.

Самым крупным мероприятием правления Екатерины II явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия).

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

В ноябре 1775 г. императрицей были приняты «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Цель губернской реформы – создать упорядоченную систему местного управления. Реформа включала четыре основных положения.

Во-первых, страна была разделена только на губернии и уезды. Во-вторых, в каждой губернии создавались единообразные органы управления и суда. В-третьих, в уезде органом исполнительной власти стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником и двумя заседателями; всех их выбирали дворяне уезда. В уездных городах власть принадлежала назначаемому из дворян городничему. В-четвертых, Екатерина II полностью перестроила судебную систему, отделила судебные органы от исполнительных. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - судебные палаты.

Таким образом, реформой 1775 г. на местном уровне вводилось выборное начало, забытое в России со времен земских соборов, и предпринималась попытка разделения властей. Однако на практике губернская власть постоянно вмешивалась в судебные дела. Губернатор утверждал судебные решения, назначал или отстранял судей. Преобладающая роль в органах местного управления и суда принадлежала дворянам.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Наконец, был упразднен особый порядок управления в казачьих областях; вводилась обычная система губернских учреждений. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь.

Через десять лет после губернской реформы, в апреле 1785 г., одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, в которых были законодательно закреплены и четко определены права и обязанности двух сословий - дворянского и городского.

Жалованная грамота дворянству стала последней ступенью в возвышении господствующего дворянского сословия. Жалованная грамота городам явилась продолжением политики Петра I, направленной на развитие промышленности и торговли, повышение роли городов в социально-экономической жизни страны.

Короткое правление Павла I (1796-1801) было отмечено стремлением противопоставить «пагубной» политике матери, ос­лаблявшей, по его мнению, самодержавие, твердую линию на ук­репление абсолютистской власти и усиление дисциплины в ар­мии и государстве. Была введена строжайшая цензура печати, закрыты част­ные типографии, запрещены выезд за границу и ввоз иностран­ных книг. Было ограничено действие Жалованной грамоты дво­рянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. Павел I издал «Учреждение об императорской фа­милии», по которому отменялся петровский указ о престолонас­ледии. Престол отныне должен был переходить строго по муж­ской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. В законе определялся порядок внутрен­них отношений в императорской фамилии. Для содержания им­ператорского двора было образовано особое ведомство уделов, которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на этих землях удельными крестьянами. Закон 1797 г. действовал вплоть до падения монархии.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Пришедший на смену Негласного комитета М.М. Сперанский (1772-1839), образованнейший человек, с колоссальной трудоспособностью, впоследствии назначенный Государственным секретарем (1821), разработал широкую программу государственных реформ. Программа, изложенная во «Введении к уложению государственных законов», предусматривала создание в стране представительных органов снизу доверху, уравнивание всех сословий перед законом, утверждение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждение правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не была и не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед дворянством и наступательностью консервативных сил. Это предопределило крах попыток М.М. Сперанского преобразовать Россию.

И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.

Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.

Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии. М.М. Сперанский в 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.

Царствование императора Николая I – это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руководством, возвращенного из ссылки, М.М. Сперанского работы, был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержавия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Изменения в сфере экономики. Важная особенность экономического развития России в первой половине XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

Во второй половине XVIII в. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

В начале XIX столетия Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство Александра I в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства во второй четверти XIX в. свидетельствовало о тормозящем воздействии крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство крестьянства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества – крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора Николая I, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством». Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства. Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние. Хотя проблема отмены крепостного права так и не была решена.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена денежно-кредитная реформа, которая способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепостнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.

Социальная модернизация. В области социальной политики законодательство Петра I следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Главной задачей императора было поставить все сословия на службу государству, повысить роль служилого сословия в жизни империи.

Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться – теперь не со двора, а с ревизской души.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению.

Во второй половине XVIII в. линия на усиление роли дворянства в жизни страны и усиление крепостного права была продолжена российским правительством.

Предоставление дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета Петровна. Четыре акции в этом направлении ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли.

Другим источником

Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем. Политический курс Александра I (1801-1825) в начале правления характеризовался напряженным поиском путей реформирования доставшегося в наследство неповоротливого и громоздкого чиновничье-государственного аппарата. Российское самодержавие стремилось лавировать между проведением консервативных и либеральных мероприятий, частично реорганизуя различные звенья государственного управления.


Реформы начала царствования Александра I.

Начало правления Александра I Благословенного на первый взгляд оправдывало надежды российского либерального дворянства. В кружке "молодых друзей" императора, так называемом "негласном комитете", были разработаны проекты коренных реформ государственного устройства Российской империи. В 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений империи. При императоре был образован Комитет министров, а коллегии были заменены министерствами (схема 10). В дальнейшем разработкой планов радикальных преобразований, предполагавших даже возможность введения в стране представительной формы правления, занимался выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. В 1809 г. по поручению царя им был составлен проект, в соответствии с которым в России должна была быть введена конституционная монархия. План реформ назывался "Введение к Уложению государственных законов". Фактически речь шла о принятии конституции, которая, по мысли реформатора, должна была "облечь правление самодержавное внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространство самодержавия". Согласно проекту Сперанского в основу государственного устройства должен был быть положен принцип разделения властей. Предлагалось сконцентрировать законосовещательные полномочия в новом органе - Государственной думе (парламенте), исполнительную власть передать министрам, а судебную - Сенату. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет как высший законосовещательный орган при государе. Именно образование последнего в 1810 г. стало единственной нашедшей реальное воплощение идеей выдающегося российского реформатора. Просуществовав вплоть до падения монархии, Государственный совет так и не стал таким, как его задумывал Сперанский, а превратился в своего рода "отстойник" для высшей бюрократии.

Победа над Наполеоном и всенародный подъем в годы Отечественной войны 1812 г. способствовали оживлению надежд дворянской интеллигенции на либерализацию политического режима. Казалось, что эти надежды начинают оправдываться. Так, в 1815 г. император даровал конститу

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

цию вошедшему в состав России Царству Польскому, а в 1818 г. установил автономное управление в Бессарабии. На принципах самоуправления в составе империи существовало и Великое княжество Финляндское. Наконец, в 1818-1820 гг. по поручению Александра I Н. Н. Новосельцевым был подготовлен и одобрен императором документ под названием "Государственная Уставная грамота Российской империи". Он также предусматривал введение в России конституционной монархии. Однако либеральные начинания александровского времени к концу правления сменились откровенно реакционным курсом, что было обусловлено активным противодействием основной части дворянства, опасавшегося взрыва крестьянского возмущения в ответ на "прикосновение к основам самодержавия".

Практические итоги реформаторских усилий в царствование Александра I были незначительны. Большую роль в эволюции государственного строя России имели законы 1815-1824 гг., направленные на ужесточение крепостничества и введение системы военных поселений, руководимых "без лести преданным" царю А. А. Аракчеевым. Политика либерального лавирования, непоследовательность реформаторских попыток и, как завершение, грубый поворот к откровенной реакции - все это послужило толчком к созданию многочисленных тайных (в основном офицерских) обществ, ставивших своей целью проведение радикальных изменений самодержавного строя. Венцом заговорческой деятельности российского либерального дворянства стало восстание декабристов в 1825 г., потрясшее все здание империи.

Император Николай I (1825-1855), вступив на престол, приложил все силы для укрепления карательного аппарата монархии и консервации государственно-политической системы самодержавия, он был "последним его рыцарем". Характерной особенностью 30-летнего николаевского правления являлось стремление монарха решать все проблемы путем жесткой политической централизации и милитаризации всех звеньев государственного аппарата. Ряд ведомств были военизированы (горное, лесное, путей сообщения), а большинство губерний возглавили военные губернаторы. При Николае I особую роль приобретает Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Основную роль в этом учреждении начинает играть третье отделение, созданное в 1826 г. и централизовавшее органы политического сыска и следствия. Под началом главы Третьего отделения графа А. X. Бенкендорфа находился и Отдельный корпус жандармов - политическая полиция.

Одной из задач в рамках укрепления основ неограниченной монархии в первой половине XIX в. являлась кодификационная деятельность, которая была сосредоточена во Втором отделении Канцелярии, возглавляемом М. М. Сперанским. Итогом многолетней работы стало Полное собрание законов Российской Империи, а также издание более компактного систематизированного Свода основных государственных законов.

Вместе с тем необходимость изменений в государственном устройстве страны становилась все более очевидной даже для самых ярых сторонников самодержавия и его главной основы - крепостничества. А. X. Бенкендорф, обращаясь к императору, называл крепостное состояние российского крестьянства "пороховым погребом" под самодержавным строем. Но любые проекты по крестьянскому вопросу упорно отклонялись Николаем I. Он считал, что условия для освобождения крестьян еще не созрели. Важной уступкой насущным требованиям времени стала реформа управления государственными крестьянами (1837- 1841 гг. - реформа П. Д. Киселева). После прокатившихся но Европе революционных выступлений 1848 г. Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований. 18 февраля 1855 г. после недолгой болезни, осознавая всю тщетность усилий по сохранению самодержавного режима, Николай I скончался.

Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем. Политический курс Александра I (1801-1825) в начале правления характеризовался напряженным поиском путей реформирования доставшегося в наследство неповоротливого и громоздкого чиновничье-государственного аппарата. Российское самодержавие стремилось лавировать между проведением консервативных и либеральных мероприятий, частично реорганизуя различные звенья государственного управления.

Реформы начала царствования Александра I.

Начало правления Александра I Благословенного на первый взгляд оправдывало надежды российского либерального дворянства. В кружке "молодых друзей" императора, так называемом "негласном комитете", были разработаны проекты коренных реформ государственного устройства Российской империи. В 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений империи. При императоре был образован Комитет министров, а коллегии были заменены министерствами (схема 10). В дальнейшем разработкой планов радикальных преобразований, предполагавших даже возможность введения в стране представительной формы правления, занимался выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. В 1809 г. по поручению царя им был составлен проект, в соответствии с которым в России должна была быть введена конституционная монархия. План реформ назывался "Введение к Уложению государственных законов". Фактически речь шла о принятии конституции, которая, по мысли реформатора, должна была "облечь правление самодержавное внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространство самодержавия". Согласно проекту Сперанского в основу государственного устройства должен был быть положен принцип разделения властей. Предлагалось сконцентрировать законосовещательные полномочия в новом органе - Государственной думе (парламенте), исполнительную власть передать министрам, а судебную - Сенату. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет как высший законосовещательный орган при государе. Именно образование последнего в 1810 г. стало единственной нашедшей реальное воплощение идеей выдающегося российского реформатора. Просуществовав вплоть до падения монархии, Государственный совет так и не стал таким, как его задумывал Сперанский, а превратился в своего рода "отстойник" для высшей бюрократии.

Победа над Наполеоном и всенародный подъем в годы Отечественной войны 1812 г. способствовали оживлению надежд дворянской интеллигенции на либерализацию политического режима. Казалось, что эти надежды начинают оправдываться. Так, в 1815 г. император даровал конститу

Схема 10.

цию вошедшему в состав России Царству Польскому, а в 1818 г. установил автономное управление в Бессарабии. На принципах самоуправления в составе империи существовало и Великое княжество Финляндское. Наконец, в 1818-1820 гг. по поручению Александра I Н. Н. Новосельцевым был подготовлен и одобрен императором документ под названием "Государственная Уставная грамота Российской империи". Он также предусматривал введение в России конституционной монархии. Однако либеральные начинания александровского времени к концу правления сменились откровенно реакционным курсом, что было обусловлено активным противодействием основной части дворянства, опасавшегося взрыва крестьянского возмущения в ответ на "прикосновение к основам самодержавия".

Практические итоги реформаторских усилий в царствование Александра I были незначительны. Большую роль в эволюции государственного строя России имели законы 1815-1824 гг., направленные на ужесточение крепостничества и введение системы военных поселений, руководимых "без лести преданным" царю А. А. Аракчеевым. Политика либерального лавирования, непоследовательность реформаторских попыток и, как завершение, грубый поворот к откровенной реакции - все это послужило толчком к созданию многочисленных тайных (в основном офицерских) обществ, ставивших своей целью проведение радикальных изменений самодержавного строя. Венцом заговорческой деятельности российского либерального дворянства стало восстание декабристов в 1825 г., потрясшее все здание империи.

Император Николай I (1825-1855), вступив на престол, приложил все силы для укрепления карательного аппарата монархии и консервации государственно-политической системы самодержавия, он был "последним его рыцарем". Характерной особенностью 30-летнего николаевского правления являлось стремление монарха решать все проблемы путем жесткой политической централизации и милитаризации всех звеньев государственного аппарата. Ряд ведомств были военизированы (горное, лесное, путей сообщения), а большинство губерний возглавили военные губернаторы. При Николае I особую роль приобретает Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Основную роль в этом учреждении начинает играть третье отделение, созданное в 1826 г. и централизовавшее органы политического сыска и следствия. Под началом главы Третьего отделения графа А. X. Бенкендорфа находился и Отдельный корпус жандармов - политическая полиция.

Одной из задач в рамках укрепления основ неограниченной монархии в первой половине XIX в. являлась кодификационная деятельность, которая была сосредоточена во Втором отделении Канцелярии, возглавляемом М. М. Сперанским. Итогом многолетней работы стало Полное собрание законов Российской Империи, а также издание более компактного систематизированного Свода основных государственных законов.

Вместе с тем необходимость изменений в государственном устройстве страны становилась все более очевидной даже для самых ярых сторонников самодержавия и его главной основы - крепостничества. А. X. Бенкендорф, обращаясь к императору, называл крепостное состояние российского крестьянства "пороховым погребом" под самодержавным строем. Но любые проекты по крестьянскому вопросу упорно отклонялись Николаем I. Он считал, что условия для освобождения крестьян еще не созрели. Важной уступкой насущным требованиям времени стала реформа управления государственными крестьянами (1837- 1841 гг. - реформа П. Д. Киселева). После прокатившихся но Европе революционных выступлений 1848 г. Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований. 18 февраля 1855 г. после недолгой болезни, осознавая всю тщетность усилий по сохранению самодержавного режима, Николай I скончался.

Вместе с распадом Российской империи большинство населения предпочло создать самостоятельные национальные государства. Многим из них так и не было суждено остаться суверенными, и они вошли в состав СССР. Другие были включены в состав советского государства позднее. А какой же была Российская империя в начале XX века?

К концу XIX века территория Российской империи - 22,4 млн км 2 . Согласно переписи 1897 года, население составляло 128,2 млн человек, в том числе население Европейской России - 93,4 млн человек; Царства Польского - 9,5 млн, - 2,6 млн, Кавказского края - 9,3 млн, Сибири - 5,8 млн, Средней Азии - 7,7 млн человек. Проживало свыше 100 народов; 57 % населения составляли нерусские народы. Территория Российской империи в 1914 году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

К 1914 году протяженность территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад - 10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ - 64 909,5 версты (69 245 км), из которых на долю сухопутных границ приходилось 18 639,5 версты (19 941,5 км), а на долю морских - около 46 270 верст (49 360,4 км).

Все население считалось подданными Российской империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность императору. Подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Гербом Российской империи являлся двуглавый орел с царскими регалиями; государственным флагом - полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами; государственным гимном - «Боже, царя храни». Государственный язык - русский.

В административном отношении Российская империя к 1914 году делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов и в Финляндии - на 51 приход. Уезды, округа и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки (всего 2523), а также 274 ленсманства в Финляндии.

Важные в военно-политическом плане территории (столичные и приграничные) были объединены в наместничества и генерал-губернаторства. Некоторые города были выделены в особые административные единицы - градоначальства.

Еще до преобразования Великого княжества Московского в Русское царство в 1547 году, в начале XVI века, российская экспансия начала выходить за пределы своей этнической территории и начала вбирать в себя следующие территории (в таблице не указаны земли, утраченные до начала XIX века):

Территория

Дата (год) присоединения к Российской империи

Факты

Западная Армения (Малая Азия)

Территорию уступили в 1917-1918 годах

Восточная Галиция, Буковина (Восточная Европа)

В 1915 году уступлена, в 1916-м частично отвоевана, в 1917 году потеряна

Урянхайский край (Южная Сибирь)

В настоящий момент в составе Республики Тывы

Земля Франца-Иосифа, Земля Императора Николая II, Новосибирские острова (Арктика)

Архипелаги Северного Ледовитого океана, закреплены как территория России нотой МИД

Северный Иран (Средний Восток)

Потерян в результате революционных событий и Гражданской войны в России. В настоящее время принадлежит государству Иран

Концессия в Тяньцзине

Потеряна в 1920 году. В настоящее время город центрального подчинения КНР

Квантунский полуостров (Дальний Восток)

Потерян в результате поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В настоящее время провинция Ляонин, КНР

Бадахшан (Средняя Азия)

В настоящее время Горно-Бадахшанская АО Таджикистана

Концессия в Ханькоу (Ухань, Восточная Азия)

В настоящее время провинция Хубэй, КНР

Закаспийская область (Средняя Азия)

В настоящее время принадлежит Туркмении

Аджарский и Карсско-Чилдырский санджаки (Закавказье)

В 1921 году уступлены Турции. В настоящее время Аджарская АО Грузии; илы Карс и Ардахан в Турции

Баязетский (Догубаязитский) санджак (Закавказье)

В том же, 1878, году уступлен Турции по итогам Берлинского конгресса

Княжество Болгария, Восточная Румелия, Адрианопольский санджак (Балканы)

Упразднены по итогам Берлинского конгресса в 1879 году. В настоящее время Болгария, Мраморноморский регион Турции

Кокандское ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

Хивинское (Хорезмское) ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Туркмения

включая Аландские острова

В настоящее время Финляндия, Республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области

Тарнопольский округ Австрии (Восточная Европа)

В настоящее время Тернопольская область Украины

Белостокский округ Пруссии (Восточная Европа)

В настоящее время Подляское воеводство Польши

Гянджинское (1804), Карабахское (1805), Шекинское (1805), Ширванское (1805), Бакинское (1806), Кубинское (1806), Дербентское (1806), северная часть Талышского (1809) ханства (Закавказье)

Вассальные ханства Персии, захват и добровольные вхождения. Закреплены в 1813 году договором с Персией по итогам войны. Ограниченные автономии до 1840-х годов. В настоящее время Азербайджан, Нагорно-Карабахская Республика

Имеретинское царство (1810), Мегрельское (1803) и Гурийское (1804) княжества (Закавказье)

Царство и княжества Западной Грузии (с 1774 года независимые от Турции). Протектораты и добровольные вхождения. Закреплены в 1812 году договором с Турцией и в 1813 году договором с Персией. Самоуправление до конца 1860-х годов. В настоящее время Грузия, края Самегрело-Верхняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Самцхе-Джавахетия

Минское, Киевское, Брацлавское, восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского, Волынского и Подольского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Минская, Гомельская области Белоруссии; Ровенская, Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Киевская, Черкасская, Кировоградская области Украины

Крым, Едисан, Джамбайлук, Едишкуль, Малая Ногайская Орда (Кубань, Тамань) (Северное Причерноморье)

Ханство (с 1772 года независимое от Турции) и кочевые ногайские племенные союзы. Аннексия, закреплена в 1792 году по договору в результате войны. В настоящее время Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь; Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области Украины

Курильские острова (Дальний Восток)

Племенные союзы айнов, приведение в российское подданство, окончательно к 1782 году. По договору 1855 года Южные Курилы в Японии, по договору 1875 года - все острова. В настоящее время Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области

Чукотка (Дальний Восток)

В настоящее время Чукотский автономный округ

Тарковское шамхальство (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Дагестан

Осетия (Кавказ)

В настоящее время Республика Северная Осетия - Алания, Республика Южная Осетия

Большая и Малая Кабарда

Княжества. В 1552-1570 годах военный союз с Русским государством, в дальнейшем вассалы Турции. В 1739-1774 годах по договору - буферное княжество. С 1774 года в российском подданстве. В настоящее время Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика

Инфлянтское, Мстиславское, большие части Полоцкого, Витебского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Могилёвская, Гомельская области Белоруссии, Даугавпилсский край Латвии, Псковская, Смоленская области России

Керчь, Еникале, Кинбурн (Северное Причерноморье)

Крепости, от Крымского ханства по договору. Признаны Турцией в 1774 году по договору в результате войны. Крымское ханство получило независимость от Османской империи под покровительством России. В настоящее время городской округ Керчь Республики Крым России, Очаковский район Hиколаевской области Украины

Ингушетия (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Ингушетия

Алтай (Южная Сибирь)

В настоящее время Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская, Кемеровская, Томская области России, Восточно-Казахстанская область Казахстана

Кюменигордский и Нейшлотский лен - Нейшлот, Вильманстранд и Фридрихсгам (Прибалтика)

Лен, от Швеции по договору в результате войны. С 1809 года в российском Великом княжестве Финляндском. В настоящее время Ленинградская область России, Финляндия (область Южная Карелия)

Младший жуз (Средняя Азия)

В настоящее время Западно-Казахстанская область Казахстана

(Киргизская землица и др.) (Южная Сибирь)

В настоящее время Республика Хакасия

Новая Земля, Таймыр, Камчатка, Командорские острова (Арктика, Дальний Восток)

В настоящее время Архангельская область, Камчатский, Красноярский край

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры