Русский художник Василий Поленов: биография, творчество и интересные факты. "рыцарь красоты" - василий дмитриевич поленов Василий дмитриевич поленов известные картины

Главная / Бывшие

Заросший пруд

“Этот незаурядный русский человек,
как-то сумел распределить себя между российским
озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима,
горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники,
его Христос - как мог он совместить в своей душе
это острое и красочное величие с тишиной простого
русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и
над его тихими озерами веет дух божества?”
Федор Шаляпин

Поленов, Василий Дмитриевич.Портрет работы И.Репина

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем:

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.


Фильм 1. Живопись,пейзажи.

Фильм 2. Историческая и жанровая живопись

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье.

Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры.

"Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе
со своим братом Алексеем на физико-математический факультет
(естественный разряд) Петербургского университета.
Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает
Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах,
но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному
искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.
Не прекращает Поленов и занятий музыкой.
Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и
сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись
в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в
1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем
Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира".
Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный
характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила
черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины.
Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки,
тянущей худенькую руку к Христу.
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль,
а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу
«Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году,
Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии.
Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в
Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»,
обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Арест гугенотки, графини д"Этремон. 1875

Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства.
Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя
былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.),
картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Сказитель былин Никита Богданов. 1876
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны,
в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире
наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3).
По окончанию войны поселился в Москве.

После много путешествовал.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и
по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет,
откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница»,
а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой
для себя манере письма.


Христос и грешница

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим,
каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого,
что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его
еще в период обучения в Академии художеств.
С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.

Венеция

Венеция. Каналы и трубы

"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов,
- какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого
не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не
историческая живопись является его настоящей стихией.
Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей.

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин,
И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись.


Бабушкин сад

Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые,
песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически
сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.
Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем
естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни,
ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу,
Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не
рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое
показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского
дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой,
что сообщает их существованию смысл и поэзию.
Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке
Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину
«Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке.
А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная
у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.


Московский дворик.ГТ Г

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой
ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает
на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал
Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы -
с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти
провинциальным стилем жизни.
Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника).
Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим
теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито
роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки,
вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь...
Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового
жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит,
поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью
христианства.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в
Алексинском уезде, Тульской губернии, на высоком берегу над Окой.

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному
оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские.
Усадьба была названа Борок.
Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный
вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников»,
а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для
грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909.
Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала
центральном событием в мире живописи.


За Кого Меня Почитают Люди

Среди учителей

Привели Детей.1890-1900
В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»

В. Д. Поленов

В. Д. Поленов занимает своеобразное место в истории русского искусства последних десятилетий 19-го века. В наследии художника есть произведения самых разных жанров - он писал портреты, пейзажи, обращался к исторической и мифологической живописи, писал жанровые картины. Однако, славу все-таки он завоевал как пейзажист. И если вначале он проявил себя как мастер лирического пейзажа, то впоследствии его живопись приобрела эпические черты.

Поленов родился в Петербурге, в культурной дворянской семье. В 12 лет к нему был приглашен в качестве учителя рисования художник П. А. Черкасов. Через три года его сменил П. П. Чистяков. В 1863 году Поленова приняли вольнослушателем в Академию художеств. Окончил ее с Золотой медалью, а затем в качестве пенсионера уехал повышать свое мастерство за границу. Вначале под влиянием картины Иванова "Явление Христа народу" Поленов хотел продолжать эти традиции. Однако за границей молодой художник понял, что его призвание - пейзаж. Причем большой интерес Поленов проявляет не только к изображению природы,но и к архитектурному пейзажу. Приехав в Россию, художник проникся красотой среднерусского пейзажа.

Поленов активно занимался преподавательской деятельностью. Он вел класс пейзажа и класс натюрморта в Московском Училище ваяния и зодчества. Мастерская Поленова пользовалась огромной популярностью. К нему шли не только те художники, которые посвятили себя пейзажному жанру, но и работающие в другихх жанрах. Всех привлекала широта кругозора Поленова, его замечательное живописное мастерство.

В историю русского изобразительного искусства Поленов вошел как создатель пейзажей, "отличающихся правдой,тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой". (по отзыву И. С. Остроухова.)


Пруд в парке. Ольшанка (1877)


Бейрут (1882)


Осень в Абрамцеве (1890)



Один из самых эмоциональных пейзажей Поленова, а также один из первых его эпических пейзажей, прославляющих красоту, гармонию и величие природы.

Ничто не напоминает в этом произведении о человеке. Изображен глухой уголок леса у реки. Царит ничем не нарушаемая тишина. Художник восторгается, восхищается природой.

Не нарушайте леса тишину, его стволов недвижимость святую,
Листвы его незыблимость густую...Не нарушайте леса тишину.
Не нарушайте леса тишину. Осенних листьев крону золотую,
Его молчанья преданность простую...Не нарушайте леса тишину.

Харам-Эш-Шериф



Харам-Эш-Шериф - в настоящее время Мечеть Омара. Мечеть построена на месте легендарного Храма царя Соломона, в "старом Иерусалиме".

Ранний снег (1891)



Картина дает широкое, обобщенное изображение пейзажа Оки. Первый покров пушистого снега лег на землю, сгладив ее очертания, сделав еще более ощутимой бескрайнюю ширь просторов. Пейзаж написан с высоты, поэтому взгляд зрителя легко скользит по поверхности заснеженных холмов и свободно уходит вдаль, где снежная пелена полей сливается с затянутым серыми тучами небом. Четко вырисовывается на этом серо-белом фоне силуэт одиноко стоящего дерева в глубине, что еще более приковывает взгляд зрителя к далям, как и удаляющаяся река, теряющаяся среди снежных просторов. Широкие, плавные линии, на которых строится пейзаж, придают ему большую ясность и гармонию, спокойствие и эпический размах.

Московский дворик (1878)



Первая картина Поленова, которая экспонировалась у передвижников. Она оказалась в числе жемчужин русской школы живописи, стала этапным произведением в истории пейзажа.

Здесь воспроизведен типичный уголок старой Москвы. Утро ясного солнечного дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю. Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, ожидает хозяина впряженная в телегу лошадь. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Изображая простую и непритязательную картину природы, Поленов вкладывает в нее всю свою любовь к жизни, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи.

Рядом с будничными проявлениями жизни присутствуют возвышенные, праздничные. Рядом с покосившимися дощатыми сараями, колодцами, заборами, с будничной суетой сверкают белокаменные церкви, легко взлетают вверх колокольни, блестят в солнечных лучах купола.

Мастер тонко передает, как в лучах нежаркого утреннего солнца высветляются краски: светло-голубые, зеленоватые крыши домов, оливково-зеленая крыша старого сарая, мягкая зелень травы. На белоголовой детворе - светлые платья и рубашечки, а в траве белеют венчики ромашек. И над всем этим - голубое бездонное небо с белыми облаками.

От пейзажа веет покоем, тонким, задушевным лиризмом.

Бабушкин сад (1878)



Картина написана в пейзажно-бытовом жанре. Это лирическое размышление художника о смысле жизни, о ее быстротечности, о разрушении и созидании, о красоте.

Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов не заостряет внимание на социальной характеристике образов. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной девушки в розовом прогуливается сгорбившаяся, вся в черном старушка. Она - само олицетворение старости. как ее спутница - юности и красоты. Сквозь густую сеть зелени виднеется особняк.Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены дома. Несколькими деталями - поврежденной лепниной на фронтоне, облупившейся штукатуркой на колоннах, неровностями ступеней - Поленов дает понять, что время безжалостно наложило свой отпечаток на особняк, но благородная простота его архитектурных форм не потеряла свою привлекательность. Красота архитектуры удивительно гармонирует с человеком, утверждая красоту бытия.

А природа, в отличие от человека, расцветает вновь и вновь - это постоянное обновление тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, подчеркивая неистребимую силу жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Слияние человека с природой, тихое и естественное, придает их существованию смысл и поэзию. Живопись картины, отличающаяся тонкой изысканностью сочетания нежных пепельно-серых, сиреневатых, бледно-розовых, песочных, серебристо-зеленых красок.

Настроение картины ясное, несколько элегическое.

Заросший пруд (1879)



Перед нами возвышенный, романтически приподнятый образ природы, очищенный от всего прозаического, будничного.

Ушла в прошлое шумная жизнь прежних владельцев парка. Он опустел, зарос. Не шелохнутся вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву. Все больше затягивается высокой, пушистой травой пруд с плавающими на его зеркальной поверхности лилиями. Парк живет своей особенной жизнью, полной таинственного смысла и тишины. В глубине, на скамейке, едва заметна фигура женщины. Берег пруда низкий, заросший травой и цветами, залитый солнцем. Огромный парк выглядит глухим, величавым и таинственным.

Картина почти целиком построена на оттенках одного зеленого цвета. Тонко разработанная гамма красок отличается исключительной красотой и богатством: на переднем плане высветленная, свежая зелень травы, на втором, по контрасту, глубокие, глуховатые, чуть-чуть блеклые и как бы посеребренные временем зеленые тона парка.

Золотая осень (1893)



Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...

(Ф.Тютчев)

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды река. Ее высокий берег переходит в слегка волнистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тают в голубых далях. Только небольшая часть равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамой картины. Это заставляет нас мысленно продолжить изображение, чтобы представить вид в целом. Поленов создает поистине монументальное произведение, которое воспринимается как собирательный образ русской природы в ее наиболее гармоническом и светлом выражении. Однако эпический характер пейзажа смягчается лирически-созерцательным отношением Поленова к природе. Картина производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, тусклым золотом слегка позолотившая пушистую листву кустов и деревьев, берега Оки и смиренно блистающая своей "красою тихой" (Пушкин). В ней нет буйного цветения абрамцевской осени. Воцарились покой, сосредоточенность, тишина. Поблекли краски. Неяркие, гармоничные и светлые, они лучше всего передают это настроени е.

Баальбек


Больная (1891)


Право господина (1874)


Березки и папоротники (1873)


Березовая аллея в Абрамцево (1880)

Источник Девы Марии в Назарете (1882)


Ливень (1874)


Русская деревня (1889)


Старая мельница (1880)


Теремной дворец


Сказитель былин Никита Богданов (1876)

Воскрешение дочери Иаира (1871)


Христос и грешница (1888)


Зима. Имоченцы (1880)


Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.

Во второй половине 19 века начинается подъём русской пейзажной живописи, одним из ярких представителей данного направления живописи является выдающийся художник Поленов Василий Дмитриевич. Его кисти принадлежат такие работы как "Московский дворик", "Золотая осень", "Бабушкин сад" и др. Данная статья посвящена описанию биографии, творчества знаменитого художника.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

В. Д. Поленов в годы студенчества

В 1861 году Василий Поленов поступает учиться в мужскую гимназию, которая располагалась в Петрозаводске. После окончания обучения в гимназии будущий художник в 1863 году поступает в Санкт-Петербургский университет на факультет физико-математических наук. Но Поленов не оставил свое увлечение живописью, и после окончания занятий на факультете посещал художественную академию. Помимо занятий рисованием юноша увлекался пением, он часто посещал оперный театр и пел в студенческом хоре. Вскоре совмещать учебу в университете и занятия живописью стало довольно сложно, и Василий решает взять академический отпуск и полностью посвятить свое время рисованию. В 1867 году Василий Поленов оканчивает художественную академию с серебряной медалью. После этого юноша возвращается в университет, но переводится на другой факультет - юридический.

Взрослые годы

В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему "Воскрешение дочери Иара". В финал конкурса вышли два художника - Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.

Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной "Нормандский берег". В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.

После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи - интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.

В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений "Разлив на Оке", которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

Поленовский дом

Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала "Народный театр". Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.

Обзор творчества художника. Картина Василия Поленова "Московский дворик"

После возвращения Поленова в 1877 году из-за границы, где художник знакомился с полотнами выдающихся художников мира, он останавливается в Москве и снимает квартиру недалеко от храма Спаса на Песках. Именно вид из этого окна послужил для художника идеей написания картины. В 1878 году представляет Василий Дмитриевич Поленов "Московский дворик" на выставке передвижников. Это была его дебютная работа в этом обществе, и сам он называл её пробной. Но к его большому удивлению, картина имела оглушительный успех, а его самого сделала одним из самых узнаваемых художников своего времени. После окончания выставки полотно Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" было выкуплено Третьяковым для своей галереи.

Описание картины

На картине представлен обычный московский двор второй половины 19 века, с его стоящими по соседству особнячками и более простыми домами, сверкающими на солнце куполами храмов и заросший травой. На заднем плане крестьянская девушка, неся ведра, идет по тропинке к колодцу, а рядом с ней деловито пасутся куры. Недалеко от неё, греясь в лучах солнца, стоит запряженная лошадь, она ждет своего хозяина и в любую минуту готова отправиться в путь. На среднем плане можно увидеть трех маленьких детей, двое из них что-то рассматривают в траве, а третий находится от них отдельно и плачет, но никто не обращает на него внимания. На переднем крае изображена девочка чуть постарше тех трех, она очень увлеченно рассматривает сорванный цветок. В целом на полотне художник изобразил будничную суету, которая прекрасна своей повседневностью и безмятежностью.

Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Отличительной чертой творчества Василия Дмитриевича является то обстоятельство, что художник умел передавать в своих картинах настроение персонажей. «Бабушкин сад» является ярким доказательством этого. Полотно создавалась Поленовым в то же время, и в том же месте, что и «Московский дворик». Данная картина совмещает в себе пейзаж с жанровой сценой.

Описание картины

На переднем плане художник изобразил двух людей, внучку и ее престарелую бабушку, они вместе прогуливаются по дорожке, которая проходит через давно не ухоженный сад. Бабушка одета в старый наряд темного цвета, а внучка одета по моде того времени, в платье нежно-белого цвета. Фигуры бабушки и внучки являются противопоставлением старого и нового времени. Это еще подчеркивает старинный особняк на заднем плане, который был некогда величавым и ухоженным, но сейчас дом сильно обветшал и потерял свое былое величие. Но все же просмотр картины не вызывает чувство печали, а скорее, вызывает чувство ностальгии по ушедшему времени и вселяет надежду на светлое будущее.

Картина Василия Поленова "Золотая осень"

Данная картина была написана В. Д. Поленовым в 1893 году в своей усадьбе Борок, расположенной на берегу реки Оки. К пейзажной тематике Василий Дмитриевич пристрастился еще во время заграничной поездки с Ильей Репиным, и она стала занимать важное место в его творчестве. Отличительными чертами пейзажа Поленова являются чистота цвета, чёткость рисунка, скрупулезно выверенная композиция. Картина Василия Дмитриевича «Золотая осень» является ярким представителем подобного стиля художника.

Описание картины

На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра - интимный пейзаж.

Таким образом, Василий Поленов - это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0017.jpg" alt="Московский дворик.

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0016.jpg" alt="Василий Поленов" title="Василий Поленов" border="0" vspace="5">


Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415827.jpg" alt="Больная. (1886).

Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/40_4.jpg" alt=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." title=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." border="0" vspace="5">


Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…

Вторая любовь Василия Поленова

По истечению пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.



Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0003.jpg" alt=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов." title=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879).

И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0019.jpg" alt="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов." title="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0005.jpg" alt="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " title="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " border="0" vspace="5">



И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" alt=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" vspace="5">


Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она , чем и стала знаменита.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры