Седьмая и восьмая серии девятого сезона. Доктор Кто: переписывая Матрицу

Главная / Бывшие

Эти серии просто должны были быть. Я даже удивлялась, что до сих пор не показали ничего подобного - и вот оно, "The Zygon Inversion". Когда-нибудь, возможно, эту двухсерийку можно будет смотреть с улыбкой, вспоминая о прошедших временах, как это случалось у меня с некоторыми сериями старого сериала.

Две Осгуд... Оказывается, насчет зайгонов я правильно догадывалась. Соглашение с зайгонами. Помню я эту историю в "Дне Доктора", только её финал почему-то показали не просто с опозданием, а с очень большим опозданием. "Ящик Осгуд", как последнее сдерживающее средство, две Осгуд на его хранение. А потом... Одна Осгуд погибла благодаря Мисси, вторая осталась и её захватили зайгоны- революционеры.
Доктор... Он тут словно в ударе, и неудивительно. История с Эсхильдой была совсем недавно, он, можно сказать, совсем недавно столкнулся со своим худшим кошмаром. А тут ещё эта революция зайгонов - и возможная война, и исчезновение Клары. Вот и вылез Доктор Диско, и крутой лайнер, и все прочее. Забавно, что у Доктора ещё осталась эта привычка - дурачиться, когда всё очень, очень плохо.
Тот мелкий городок, история с солдатом и его родственниками - они меня не очень впечатлили. История с солдатом была глупая - неужели опытный солдат, знающий о инопланетянах, которые меняют внешность, повёлся бы на трогательную якобы амнезию своей якобы матери? Да ещё и пошёл бы в подозрительное помещение, да ещё и не один? Вот не верю!
История с тем мальчиком, чьи родители превратились в зайгонов показалась мне гораздо правдивее и более жуткой, чем эта вот, с солдатами.
Жители в коконах... Ну, я подозревала, что зайгоны всё-таки не всех перебили.
И Бонни вместо Клары... Тут она так хорошо притворялась Кларой до самого конца, что про эту замену в этой серии исказать-то особо нечего.
Восьмая серия в этом плане гораздо интереснее. Мне запомнилось, как Клара сбивала Бонни прицел. И смс Доктору тоже. А еще - самый напряженный момент, когда Бонни выясняла у Клары про ящик Осгуд. Вот этот момент мне понравился особо.
Меня позабавило, что фальшивый ящик Осгуд хранился за портретом первого Доктора. Это так в духе Осгуд!
И... Я все-таки надеюсь, что Доктор пошутил насчет Базиля. Меня это ужас как насмешило, моего кота зовут точно так же . Я так и представила себе, как Баська залезает в ТАРДИС, недовольно помахивая своим серым пушистым хвостом, и мне даже пришлось приостановить серию, чтобы отсмеяться. Баська, конечно же, очень умный кот, но, думаю, до полетов на ТАРДИС ему далековато .
Но потом случилась история с кнопкой, и было уже не до смеха. Два ящика, две кнопки, и неизвестность в квадрате. И Бонни с Кейт, жаждущие уничтожить друг друга. И Доктор, как он уговаривал Бонни: "- These things have happened, Zygella, they are facts. YOU just want cruelty to beget cruelty. You"re not superior to people who were cruel to you, you"re just a whole bunch of new cruel people. A whole bunch of new cruel people being cruel to some other people, who"ll end up being cruel to you. The only way anyone can live in peace is if they"re prepared to forgive. Why don"t you break the cycle?" (Это происходит, Зайджелла, это факты. Вы просто хотите жестокостью породить жестокость. Вы не лучше людей, которые были жестоки с вами, вы просто целая куча новых жестоких людей. Целая куча новых жестоких людей, которые жестоки с другими людьми, которые, в конечном счете, будут жестоки с вами. Единственный способ для каждого жить в мире - готовность простить. Почему бы вам не разорвать порочный круг?)

И как он сумел остановить Кейт: "Because it"s not a game, Kate. This is a scale model of war. Every war ever fought, right there in front of you. Because it"s always the same. When you fire that first shot, no matter how right you feel, you have no idea who"s going to die! You don"t know whose children are going to scream and burn! How many hearts will be broken! How many lives shattered! How much blood will spill until everybody does until what they were always going to have to do from the very beginning - sit down and talk!" (Потому что это не игра, Кейт. Это модель войны. Каждая война в истории войн сейчас прямо перед вами. Потому что это всегда одно и то же. Когда ты делаешь первый выстрел, независимо от того, насколько правой себя чувствуешь, ты понятия не имеешь, кто умрет! Ты не знаешь, чьи дети будут кричать в огне! Сколько сердец будет разбито! Как много жизней разрушено! Сколько крови прольется, пока все не сделают то, что необходимо было сделать с самого начала - сесть и поговорить!)
И как у Доктора меняется лицо, когда он вспоминает про Войну Времени и Момент. И конец этой истории... А тут я подумала - сколько раз случалось безобразие с зайгонами? Доктор говорил, что он уже пятнадцать раз стирал память Кейт. Получается, или Кейт самовольно несколько раз хотела уничтожить зайгонов, или начиналось еще какое безобразие с участием зайгонов, которое Доктор умудрялся остановить.
А еще - Бонни, превращающаяся во вторую Осгуд. Да, иначе и быть не могло, но сама эта перемена меня очень зацепила. И мне очень понравилось, что в сериале опять две Осгуд, и неважно, кто из них человек, а кто зайгон .

Все любят смотреть на make-over в кино, когда героиня резко начинает хорошеть: переодевается во что-то модно-стильно-молодежное или нарядное, причесывается, делает макияж, а самое главное - снимает очки, потому что, как известно, они страшно уродуют женщину, кроме того, вредно быть слишком умной, не получишь парня.

А некоторым актрисам везет меньше, их преображают "наоборот", делая в фильмах или сериалах make-under, проделывая обратный процесс (обычно включающий в себя все те же очки).

Обычно в жизни экранные дурнушки очень хороши собой. Это фото-пост женщин, внешность которых специально портят в кино.

Америка Феррера/Бетти Суарез

Для сериала Ugly Betty актриса носила неопрятно выглядящий парик с челкой, брекеты, накладные брови, старомодные очки в дешевой пластиковой оправе и в каждой серии демонстрировала пестрые и яркие, но не сочетающиеся в деталях нелепые наряды, из-за которых фигура выглядела полнее.

Любопытно, что, когда Бетти начала постепенно хорошеть, рейтинги сериала начали падать.
Зрители не хотели красотку, им была милее хорошо знакомая дурнушка Бетти.

Нелли Уварова/Катя Пушкарева

В России сняли свою версию колумбийской мыльной оперы «Я Бетти, дурнушка», сильно уступающую американской в остроумии и яркости, и внешность главной героини тоже пострадала.
Если американская Бетти выглядит просто как девушка "с раёна", которая не умеет одеваться и лишена чувства стиля, отечественная Катя Пушкарева похожа на "синий чулок", который откопали где-то в позапрошлом столетии.

Очки не просто старомодные - а такие ещё надо поискать, не говоря о нарядах из бабушкиного сундука.
Макияж, из-за которого лицо выглядит бледнее, плюс губы, которые специально подведены так, чтобы ещё сильнее выдаваться вперед из-за брекетов.
Вязаные береты учительницы из сельской глубинки чеховских времен и неряшливо собранные волосы.

Гвендолин Кристи/Бриенна Тарт

По книгам Джорджа Мартина дева из Тарта отличается выдающейся некрасивой внешностью, чего никак нельзя сказать о британской актрисе и модели Кристи - прекрасной женщине ростом 191 см.
Нельзя также сказать, что её сильно "портят" для "Игры престолов": на образ мощной Бриенны, способной победить любого рыцаря, больше "работает" пластика и мимика самой актрисы.
Но её лицо специально "украшено" шрамами, светлые брови не подчеркнуты, из-за чего кажется, что их нет на лице, вылосы не причесаны, а металлическая броня с широкими плечами придает мужеподобность фигуре.

Майем Бьялик/Эми Фара Фаулер

Для создания образа ботанички - женской версии Шелдона Купера - создатели "Теории Большого взрыва" используют весь верный арсенал: бледное лицо без косметики, волосы без укладки, слишком узкая оправа, которая не подходит форме лица актрисы, и многослойные подчеркнуто нелепые наряды.
Как говорит сама Эми, если снять с неё кардиган, то под ним обнаружится другой кардиган.

Наталия Тена/Оша

Если Гвендолин Кристи в "Игре престолов" выглядит мужеподобной, то при первом появлении в сериале Наталии Тены её просто невозможно узнать в комке грязных тряпок, из которого торчит лохматая голова с десятком колтунов.

После того, как Оша начинает жить у Старков, даже во время похождений по лесу она уже выглядит лучше: умытое лицо, более-менее причесанные волосы и одежда типичной северянки простого происхождения.
Но, конечно, этот образ тоже не может отдать должное настоящей внешности актрисы. Во время скитаний с мальчиком-инвалидом не до гламура, знаете ли.

Тара Фицжеральд/королева Селиса

Из всех "испорченных" актрис "Игры престолов" ей повезло, пожалуй, меньше всех.
Если наряды жены Станниса, как положено женщине высокого происхождениях, сшиты из богатых материалов, то все остальное оставляет желать.
Полубезумная Селиса отличается "тревожной" мимикой, болезненной бледностью и общим ореолом угрюмого нездоровья.
В одной из своих последних сцен (сожжение Ширен) она выглядит хуже всего из-за грима: подчеркнутые морщины, восковая бледность и глубокие тени под глазами.

Келли Инграм/Ширен

Юная Келли выглядела бы в сериале как обычная милая девочка, но по сюжету лицо принцессы Ширен обезображено следами смертельной "серой лихорадки".
Хотя никакая лихорадка не может отменить того, что дочь Станниса была одним из самых обаятельных персонажей сериала.

Ханна Мюррей/Гилли

Наконец, досталось в "Игре престолов" и очаровательной Ханне Мюррей, чья героиня живет фактически в полевых условиях, носит лохмотья и вряд ли имеет возможность помыть лишний раз волосы.
Какое там мытье головы - то Ходоки, то Одичалые, то дозорные с гнусными намерениями!..

Ингрид Оливер/Осгуд

Стивен Моффат портит не только "Доктора Кто", но и некоторых привлекательных актрис.
Персонаж Осгуд, впервые появившийся в сезоне с одиннадцатым Доктором, это пародия на фанаток сериала, косплеящих любимых Докторов.
По версии Моффата, поклонницы сериала не только нервны, пользуются ингалятором астматиков и в критических ситуациях молятся: "Доктор, спаси меня!", но и не умеют ни одеваться, ни причесываться, ни делать макияж. Кроме того, они, разумеется, носят ботанские очки.


Персонаж Осгуд очень невыгодно смотрится на фоне вечной спутницы Доктора, перекочевавшей в свой 4 по счету сезон, - прекрасной Клары Освальд в мини-юбках, подчеркивающих её стройные ноги.

Стройные ноги Ингрид Оливер в новом сезоне, конечно, подчеркнуты не будут.


«Кто ты, человек или зайгон?» - несколько раз спрашивает Доктор героиню, сыгранную актрисой Ингрид Оливер, в дилогии «Вторжение зайгонов» - «Преображение зайгонов». Этот вопрос мучает и других героев сериала, а кроме того - зрителей. Героиня отказывается отвечать на этот вопрос и выглядит полностью уверенной в том, что на него никто не сможет найти ответ, пока она сама не захочет его дать. Судя по всему, в этом и состояла задумка авторов: по их мнению, совершенно не важно, кто именно был хранителем «коробки Осгуд», поэтому никаких указаний на это в сериале нет. Возможно, они и сами не решили, сделать ее зайгоном или человеком. Но возможен и другой вариант: для себя сценарист или режиссер все-таки решили, кто она - и дали кое-какие намеки зрителю.
Конечно, это очень самоуверенно - пытаться разгадать загадку, которая оказалась не под силу самому Доктору! Но попробовать все же стоит. Сам он множество раз брался за, казалось бы, совершенно безнадежные дела - значит, и мы, его фанаты, можем последовать его примеру!


Итак, для начала давайте перечислим все факты, которые мы знаем о Петронелле Осгуд, и все сцены в сериале, где мы видим ее и ее двойников.
Осгуд - научный сотрудник ЮНИТ, причем потомственный: ее отец тоже работал в этой организации во времена бригадира Лестбридж-Стюарта.
Она - большая поклонница Доктора, он стал ее кумиром еще до того, как она встретилась с ним лично.
Ее восхищение Доктором выражается, кроме всего прочего, в том, что она носит разные предметы одежды похожие на те, что раньше носил он. Это разноцветный полосатый шарф, безрукавка с вопросительными знаками, блузка с вопросительными знаками на воротнике и галстук-бабочка.
У Осгуд есть сестра, которой она по какой-то причине завидует.
Осгуд - астматик, и у нее очень слабое зрение.
В серии «День Доктора», когда Землю попытались захватить зайгоны, одна из представительниц этой расы приняла облик Петронеллы и осталась жить в этом облике после заключения перемирия между землянами и зайгонами. Она тоже стала называть себя Осгуд, и они вместе с настоящей Осгуд стали хранителями гарантий мира между двумя расами. Кроме того, с тех пор они вместе работали в ЮНИТ.
Петронелла и ее двойник очень сдружились, сблизились и стали называть друг друга сестрами.
В серии «Смерь в небесах» одна из Осгуд (какая именно, неизвестно) конвоирует арестованную Мисси, но когда они летят в самолете, та умудряется освободиться от наручников и убивает Осгуд.
Для второй Осгуд это становится страшным ударом. Она бросает работу и уезжает, никому не сказав, куда. На могиле погибшей Осгуд она устанавливает скромную надгробную плиту с надписью «Моя сестра».
В дилогии «Вторжение зайгонов» - «Преображение зайгонов» оставшаяся в живых Осгуд помогает Доктору и сотрудникам ЮНИТ подавлять мятеж зайгонов, желающих захватить власть на Земле, и едва не становится их жертвой.
А в конце этой дилогии предводительница мятежников зайгонка Бонни принимает облик Осгуд, и они вместе снова становятся хранителями мира между зайгонами и людьми.

Теперь посмотрим, как выглядят все три Осгуд каждый раз, когда мы видим их на экране:

В серии «День Доктора» Осгуд-человек носит цветной шарф, как у Четвертого Доктора. Зайгонка, принявшая ее облик, полностью копирует и ее одежду, так что на ней оказывается такой же шарф.
В серии «Смерть в небесах» Осгут, убитая Мисси, носит галстук-бабочку, как у Одиннадцатого Доктора.
В начале серии «Вторжение зайгонов» мы видим двух Осгут вместе: на сидящей справа - уже знакомые нам шарф и галстук-бабочка, а на сидящей слева - безрукавка с вопросами, как у Седьмого Доктора и обычный мужской галстук. При этом галстук завязан не плотно, верхняя пуговица ее блузки расстегнута.
Дальше нам показывают, как выжившая Осгуд навещает могилу погибшей - она одета в черное, и никаких фанатских элементов одежды на ней, естественно, нет.
Затем мы видим выжившую Осгуд, прячущуюся от восставших зайгонов в заброшенном доме и пытающуюся позвонить Доктору - на ней блузка со знаками вопросов на воротнике, а на шее у нее нет ни галстуков, ни шарфов. В этом прикиде она будет до самого конца дилогии.
Один раз в кадре мелькает фотография двух Осгуд: на ней девушка справа носит полосатый шарф, а девушка слева - галстук-бабочку. Воротники у обеих застегнуты, но выглядят не очень узкими.
Наконец, в финале дилогии перед нами снова две Петронеллы: та, что помогала Доктору, и принявшая ее облик Бонни. На девушке справа безрукавка с вопросами, мужской галстук и не застегнутая на верхнюю пуговицу блузка, а на девушке слева - полностью застегнутая блузка с вопросами на воротнике.

Можно ли сделать какие-нибудь выводы о личности девушек на основе их нарядов? На первый взгляд - нет, ведь они могли специально меняться шарфами, галстуками и остальными атрибутами, чтобы никто не догадался, кто из них кто. Тем не менее, в том, как они одеваются, можно проследить некоторую закономерность. Так, полосатый шарф точно носила Осгуд-человек (еще до того, как одна из зайгонов приняла ее облик), и после того, как одна из Осгуд погибает, это шарф навсегда исчезает из гардероба второй. Можно предположить, что этот шарф больше нравилось носить Осгуд-человеку, и даже если иногда его носила и Осгуд-зайгонка, он все-таки считался собственностью Осгуд-человека. Если это было так, то после смерти Осгуд-человека, ее двойник-зайгонка могла не захотеть носить этот шарф, чтобы не мучиться тяжелыми воспоминаниями о погибшей каждый раз при виде него.
Разумеется, это всего лишь предположение, но давайте попробуем его проверить. В той сцене, где две Осгуд - одна в шарфе и бабочке, другая в расстегнутой блузке и безрукавке с вопросами - рассказывают об условиях перемирия между людьми и зайгонами, Осгуд-в-шарфе чаще говорит о людях, а Осгуд-в-безрукавке о зайгонах. «Если один зайгон оступится…» - говорит Осгуд-в-безрукавке. «…Или один человек», - добавляет Осгуд-в-шарфе. Если представитель одного народа или расы говорит о том, что среди другого народа или расы могу найтись непорядочные, это выгляди не очень красиво, а по нынешним меркам так и вовсе считается недопустимым, но если некто говорит о своем собственном народе, что в нем не все идеальны - это звучит нейтрально. Так что вполне логично предположить, что Осгуд-в-шарфе на этой записи - человек, говорящий о том, что кто-то из людей может оступиться, а Осгуд-в-безрукавке - зайгон, говорящий то же самое про зайгонов.
Кроме того, Осгуд-в-шарфе, говоря о нарушении перемирия, добавляет: «Молитесь, чтобы этого не случилось!» Это тоже косвенно указывает на то, что она - человек. Мы не знаем, религиозна ли землянка Осгуд, но она в любом случае выросла в той культуре, где религия занимает достаточно большое место и где фраза: «Молись, чтобы…» вполне может звучать по разным поводам даже от нерелигиозных людей. А вот о религии зайгонов мы ни разу не слышали, и поскольку они умеют полностью погружаться в чужую культуру, логично предположить, что своей культуры и религии у них нет. Проще говоря, человек может машинально сказать: «Молись, чтобы этого не произошло!», а вот зайгон, недавно оказавшийся среди людей, скорее всего, так не скажет.
Наконец, у Осгуд-в-безрукавке на этой записи расстегнута верхняя пуговица, несмотря на то, что на ней надет завязанный классическим узлом мужской галстук. Так обычно не делают, но так вполне мог сделать тот, кто не привык носить галстуки. А возможно, дело здесь еще и в болезни Осгуд-человека, которая досталась Осгуд-зайгонке вместе с ее обликом. Тот, кто может в любой момент начать задыхаться, часто избегает носить что-либо на шее и застегивать до конца воротнички. Хотя того, кто живет так уже давно и приспособился к своей болезни, подобные вещи могут уже не беспокоить. И судя по тому, что Осгуд-человек носит на шее шарф, она как раз из тех, кто к болезни привык, научился жить с ней, и кому не мешают шарфы, галстуки или узкие воротники.
А вот Осгуд-зайгонка первое время после того, как она приняла облик Петронеллы, должна была чувствовать себя очень некомфортно, зная, что ей в любой момент может стать плохо - ведь она никогда раньше с астмой не сталкивалась! Ей вполне могли мешать любые надетые на шею вещи, поэтому, даже завязав галстук, она ослабила узел и расстегнула верхнюю пуговицу.
Правда, на фотографии у одной Осгуд на шее шарф, а у другой - бабочка, и воротнички у обеих застегнуты, но фотография делается быстро, и в этом случае Осгуд-зайгонка, кем бы из них она ни была, могла какое-то время потерпеть, а уже потом снять шарф или галстук и расстегнуть ворот.

Итак, если принять все эти предположения, то Осгуд, которая погибает в серии «Смерть на небесах» - это, скорее всего, Осгуд-человек. Там она носит галстук-бабочку с застегнутым воротником, и ее это никак не беспокоит.

А дальнейшие события, связанные с Осгуд, оставшейся в живых, еще больше подтверждают эту версию.
Выжившая Осгуд заказывает для погибшей надгробие с надписью «Моя сестра». Могла ли сделать именно такую надпись Осгуд-человек? Очень и очень вряд ли, потому что у нее есть еще и «обычная» родная сестра! Какими бы ни были между ними отношения, как бы Осгуд-человек ни завидовала сестре, они все равно - близкие родственницы. Как бы ни любила Осгуд свою названную сестру-зайгонку, всего у нее все равно было две сестры. Так что если бы Мисси убила зайгонку, Осгуд-человек сделала бы на ее могиле какую-нибудь более конкретную надпись: «Моя любимая сестра», «Моя сестра и друг» или еще что-нибудь в этом духе.
А вот Осгуд-зайгонка, у которой кроме Осгуд-человека не было ни одной близкой души, наоборот, вполне могла заказать именно такую надпись. Для нее очевидно, что за сестра там похоронена, других сестер у нее нет.
Идем дальше: после того, как Доктор и Осгут выпрыгивают из взорванного самолета на парашюте, девушка разбивает очки, и Доктор вручает ей свои звуковые очки, чтобы ей легче было ориентироваться. И снова это косвенно указывает на то, что перед нами зайгон, не привыкший жить с плохим зрением и бывать без очков, а не человек, у которого плохое зрение было с детства.
Люди, родившиеся со слабым зрением, могут ориентироваться без очков, иногда очень даже уверенно. Потому что первые годы жизни, когда никто не знал, что они плохо видят, они учатся именно этому: передвигаться среди плохо различимых предметов, угадывать, что перед ними, по расплывчатым контурам… Да и после того, как они начинают носить очки, им все равно время от времени приходится обходиться без них: если они их разобьют, если где-нибудь забудут, если ждут, пока будут готовы новые очки на замену старым. Для того, кто плохо видел всю жизнь, остаться без очков в незнакомом месте - это большое неудобство, но не трагедия, такой человек не будет чувствовать себя полностью беспомощным в подобной ситуации. А вот зайгон, проживший с плохим зрением пару лет и все время носивший очки, оставшись без них, будет чувствовать себя очень неуверенно, и схватится за замену очкам, как за соломинку. Что и делает Осгуд после прыжка с парашютом.
Кроме того, в течение всей дилогии о восстании зайгонов Осгуд ничего не носит на шее, хотя блузка у нее застегнута на все пуговицы. Если придерживаться версии, что это зайгон, то получается, что она немного привыкла к застегнутым воротникам, но вот в галстуках и шарфах по-прежнему чувствует себя неуютно.
В финале же третья Осгуд - зайгонка Бонни - появляется в той самой безрукавке с вопросами, в которой Осгуд-первая-зайгонка рассказывала перед камерой об условиях перемирия. Кроме того, она не застегивает верхнюю пуговицу и ослабляет узел галстука - тоже как Осгуд-первая-зайгонка. Бонни явно хочет быть во всем похожей на Осгуд, и мы опять же может предположить, что она попросила у своего двойника что-нибудь из ее любимой одежды - и получила безрукавку. И она так же, как в прошлом Осгуд-первая-зайгонка не привыкла к тому, что может начать задыхаться, поэтому ей неудобно в застегнутой блузке и галстуке.

Повторю еще раз: все эти аргументы ничего не доказывают стопроцентно. Однако если мы предположим все то, что здесь предлагается предположить, то поведение девушек выглядит логичным и не противоречивым. Поэтому можно сказать, что существует несколько косвенных доказательств того, что Мисси убила Осгуд-человека и что теперь мир между людьми и зайгонами хранят две зайгонки.

Может быть, когда-нибудь мы еще узнаем, верны ли эти предположения…

Ответы Стивена Моффата на вопросы зрителей из 494-го выпуска Doctor Who Magazine. Энди Питерс: В двухсерийке про зайгонов многократно повторяется, что мир поддерживают две Осгуд, человек и зайгон, благодаря тому, что каждая из них представляет свой вид. Новой Осгуд становится Бонни, может ли это значить, что другая Осгуд - человек? Ведь для поддержания мира нужны оба вида? (и что толку в мире, если за него отвечают два представителя одного вида?) Стивен: Выберите себе угол и встаньте туда носом. Осгуд - это Осгуд. Обе Осгуд - Осгуд. Неважно, люди они или зайгоны, это не имеет значения. Суть не в том, что Осгуд за существо, но кто она такая. И когда все остальные это поймут - ее задача будет выполнена. Мир зиждется на добродетельном рвении фанаток - я ни в чем в жизни не был так уверен. Салли Дэвис: Когда вы убивали Осгуд в «Смерти на небесах», вы уже тогда знали, что вернете ее? Стивен: Знал на все сто. Еще с «Дня Доктора» я знал, куда все это ведет. Сначала я хотел убить одну Осгуд в начале «Вторжения зайгонов», но когда писал «Смерть на небесах», нужно было как-то доказать злодейство Мисси (иначе Мишель просто невозможно было бы не полюбить, правда?), и удобный случай подвернулся сам собой. Как зачастую и бывает с убийствами. Джейкоб Локетт: Во «Вторжении зайгонов» говорится, что 20 миллионам зайгонов позволили принять человеческий облик. Так где же те 20 миллионов людей, которых они скопировали? Где-нибудь в стазисе? Стивен: Нет, нет. Вероятно, объяснение немного смазалось на фоне экшна и монологов серии, но замысел был в том, что зайгонам позволили принять облик британцев, а потом расселили их по другим странам, запретив встречаться с оригиналами. Ну, кроме моего зайгона. Мой зайгон за меня ходит на все конвенции и дает все интервью, а я тем временем сижу дома и пишу «Доктора Кто» и «Шерлока». Фуфло мой зайгон, правда? С печеньками ему пора завязывать, да и волосы у него совершенно неправдоподобные. Элизабет У: Почему Доктор позволил Ривер свободно пользоваться манипулятором временной воронки, а Джеку - нет? Стивен: Каждый раз, когда Доктор хватает Ривер за руку, все идет совершенно не по плану. Ричард Проктор: Как Доктор догадался в «Узри ворона», что ему нужно искать именно улицу-ловушку? Стивен: Ну, дело было как-то так… «А. Прошу, входи. Разумеется, я ждал тебя, но ты, конечно же, этого ожидал. Нет, молчи. Не люблю, когда другие разговаривают - ждать своей очереди просто невыносимо скучно. Пиджак повесить не желаешь? Ну естественно, ты предпочтешь его не снимать в отчаянной попытке кого-то обаять. Впрочем, это, наверное, все же лучше, чем тот кошмарный длинный шарф - нет, беру свои слова назад, только сейчас подкладку разглядел. Умоляю, прекрати оглядываться вокруг - добренького ты здесь не найдешь. У него теперь жена, и они занимаются чем-то там, чем обычно занимаются женатые люди. Тут они этим больше не занимаются, в прошлый раз мне пришлось устроить им длинную и весьма подробную лекцию на тему того, что шуметь нехорошо. Если подумать, вероятно, в комнату к ним мне при этом заходить не стоило. Прошу, садись. Я сказал - молчать. Я и так знаю, в чем твоя проблема. В основном потому, что я вымышленный образ, созданный тобой в собственном разуме на основе известного литературного персонажа для проведения внутреннего монолога. В данном случае я воплощаю собой логику и рациональность мышления - должен сказать, с выбором ты не ошибся. Я заметил, что для простоты общения ты перенес меня в современный мир. Мне нравится, может быть, я даже здесь останусь. Но на Рождество буду возвращаться домой. Итак - нет, тихо. Подробности мне тоже известны, как же иначе, я ведь в твоей голове. Тесновато тут, правда? Не знаю, как ты справляешься. Значит, татуировка на шее Ригси. К сожалению, данных мало, у дедукции есть свои пределы. Боюсь, никаких умозаключений я сделать не могу, не считая того, что где-то поблизости находится инопланетное сообщество - в строгой секретности и с очень строгой правовой системой. …Пожалуйста, в следующий раз предупреждай, если соберешься опять вот так вскинуть брови, терпеть не могу сквозняк. Основания для подобного вывода таковы: татуировка, вне всякого сомнения, инопланетная. Так с кем же столкнулся Ригси, что получил ее? Мы знаем, что его память стерта, а значит, этот таинственный пришелец ценит конфиденциальность. Благонамеренный пришелец просто стер бы ему память и отправил домой. Злонамеренный - убил бы. В нашем же случае имеет место любопытный компромисс - татуировка с обратным отсчетом. Вероятность того, что обратный отсчет ведет к смерти, настолько высока, что иные варианты можно сразу отбросить. Это не убийство, а смертный приговор. Смертного приговора без сколько-нибудь правовой системы быть не может, а правовой системы не может быть без наличия сообщества. Следовательно, поблизости находится тайное инопланетное сообщество. Поблизости - потому что далеко этот юноша не путешествовал, а тайное - потому что я о нем не знаю. Как будешь уходить, загляни к миссис Х, она ценит общество мужчин определенного возраста, только мой тебе совет - подожди у дверей. Ах да, и с Рождеством».

Как мимолетны все людские страсти в сравнении с несокрушимым постоянством уток

Отличная двухсерийка. Да, политизированная, но политизированная удивительно в меру. Естественно, предложенное решение могло подействовать в одном конкретном случае - представленном в серии. Однако суть в том, что оно подействовало!

Подействовало на одну-единственную зайгонессу - достаточно умную и харизматичную, чтобы поднять бунт, достаточно решительную и наивную, чтобы счесть себя вправе решать за всех; но кроме того, достаточно умную и решительную, чтобы поменять свое мнение. О, она та еще идеалистка, Бонни Осгуд! И, кажется, еще едва ли не подросток. Бессовестно умный и пока не знающий, куда девать свои силы подросток; не зря мне казалось, что Дженна Коулман играет Бонни излишне нарочито - Бонни сама играла свою роль нарочито, потому что уверяла себя в своей правоте, отметая все сомнения прочь. "Мы старый мир разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим…" Доктор и Клара пошатнули этот идеал, который она воздвигла в своей голове. Думаю, сейчас на пьедестал ее личного авторитета вознесен не кто иной, как сам Доктор. И Осгуд она стала не просто так. Но Осгуд ведь уже переросла (переросли?) "Доктор-спасет-меня!" тип фанатства, теперь в их отношениях с Доктором больше уважения и доверия друг к другу. И ответственности друг перед другом, хорошей, идущей изнутри ответственности. "Я думаю, это начало прекрасной дружбы".

Сама идея зайгонов - пришельцев, идеально копирующих своих врагов, при этом сохраняя с ними психологическую связь, - мне очень нравилась. Это ж отличныечудовища для такого сериала, как "Доктор Кто"! Но идея того, насколько далеко можно зайти, если заменить слово "врагов" на другое, например, на "сестру" или "друга", идея превращения доппельгангера, одного из жутчайших страхов человека, в друга меня просто восхищает. То, как Бонни, борясь с Кларой, одновременно училась у нее, потому что у них одна память, а память неразрывно связана с сознанием; то, как Осгуд стала и именем, и личностью множества личностей, многое отдавая, но еще больше получая взамен. А ведь это очень сложно - делиться собой, своими воспоминаниями и чувствами. Совсем не уверена, что я бы рискнула пуститься на такую авантюру, еще и поэтому Осгуд меня поражает. Восхитительная идея, растущая в этом сериале довольно давно, а здесь, наконец, сумевшая расцвести.

А еще в этих двух сериях сумели показать обратную сторону оборотничества - когда тебя не оставляют в покое не столько потому, что ты не такой, как мы, но потому что ты смеешь быть таким, как мы. Сцена с одиноким превращающимся не по своей воле зайгоном, который всего лишь хотел жить в мире, одна из самых сильных в двухсерийке. И Кейт стирают память, несмотря на то, что она устыдилась своей решимости взорвать все и вся, потому что для нее все еще слишком важно то, что ящики были пусты, а оружия под рукой нет. Чужие, понимаете ли, всюду расхаживают. Для Бонни это стало неважно, потому что, как сказал Доктор, она начала думать. Отлично, не смей переставать!

А за всем этим - история Доктора и Клары Освальд. И здесь я ничего говорить не собираюсь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры