Символика цвета и цифр в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание. Дмитриева лидия

Главная / Бывшие

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.
Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе - желтый. Отчасти это произошло потому, что «Преступление и наказание» - петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих официальных и парадных зданий Петербурга - желтый, но и потому, что желтый цвет - это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон - великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», - делает вывод Соловьев.
Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони - «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича - «мебель из отполированного желтого дерева». В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, - желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого цвета в каждом из описанных контекстов.)
Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов - желтый и желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.
Однако в «Преступлении и наказании» мы иногда видим и зеленый цвет, цвет надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то живое и прекрасное. Символично, что это также цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя. В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем желтый цвет страдания и безнадежности.
В этой победе зеленого над желтым - важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.

---
Тема сочинения раскрыта, все основные положения верны. Работа написана хорошим литературным языком. Однако краткость и даже некоторая конспективность изложения, а также чрезмерная ориентация на критическую литературу не дают возможности поставить «отлично». Оценка - «хорошо» .

Лекция, реферат. Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Лидия ДМИТРИЕВА,
10-й класс, средняя школа № 8,
г. Белово, Кемеровская область
(учитель – Ольга Васильевна Журбич)

Символика цвета
в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова... Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”. Стоит прочитать вслух следующие предложения: “Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”. Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание. Следующий отрывок: “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке!

Вадим Кожинов заметил, что при жизни Достоевского слова “жёлтый” и “жёлчный” писались через “о”. Вот что отмечает по этому поводу критик: “...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский”.

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). Когда Катерина Ивановна волновалась, на щеках у неё выступали красные пятна. В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.

Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница. Т.А. Касаткина в своих комментариях к «Преступлению и наказанию» писала, что имя не случайно для человека, который будет “истязать” Раскольникова, “издеваться” над ним. Далее она предлагает сравнение: “и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!” (Евангелие от Матфея. 27, 28–29).

Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.

В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.

После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.

Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Возможно, зонт здесь сравнивается с куполом церкви из сна Раскольникова и платком Мармеладовах и является защитой и от палящего солнца, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.

Возможно, голубой и синий цвета – символы Сони Мармеладовой. Стоит вспомнить описание этой девушки: “Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. В комнате Сони, кроме “желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев”, есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Говорят, что человек, предпочитающий синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Грезившиеся Раскольникову “чудесная голубая вода” и “замечательные голубые глаза” Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели они холодно, пристально и вдумчиво”. Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.

Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.

Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

Безусловно, “белым” является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице: светлая, прохладная лестница, белые атласные пелены, белый гроденапль, белый рюш, белое тюлевое платье, мраморные руки и профиль, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи процентщицы! Особо нужно сказать о “белых и нежных нарциссах”, склоняющихся на ярко-зелёных стеблях. Нарциссы – цветы скорби и печали. В некоторых странах их возлагали на усопших. Автор выпукло изобразил стебли этих цветов: “ярко-зелёные, тучные и длинные”. Ярко-зелёный – цвет свободолюбивого, независимого человека. Такой была девочка, погубленная Свидригайловым. Она не захотела жить с позором и предпочла умереть.

В романе встречается и серый цвет. Например, вся одежда, купленная Разумихиным для Раскольникова, была именно такого оттенка. Почему же Раскольников упорно отказывался примерять новые вещи? Этот цвет характерен для эмоционально скованного общества. “Серый” человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно, не таков. Он не причисляет себя к “первой категории людей”, поэтому не хочет носить одежду их цвета. Его старая рыжая шляпа – яркий пример его индивидуальности. Да, герой хотел на время быть незаметным, но настоящая его цель – быть исключительным, уникальным. Может быть, уже одно нежелание надевать серую одежду раскрывает нам смысл теории Раскольникова.

Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей “детской церкви с зелёным куполом”.

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западноевропейской литературы. Его читает весь мир, впечатляющая сила его романов велика.

    «Преступление и наказание» открывает собой период великих романов в творчестве Достоевского, в течение которого были написаны «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

    Появление «Преступления и наказания» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Организация художественного текста романа подчинена стержневой мысли – показать, что идея Раскольникова о делении человечества на две неравные части бесчеловечна, она неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Многие исследователи обращали внимание на символическую особенность литературных характеров Достоевского. Но особую роль в произведении играет цвет. Цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.

    В своей работе мы рассмотрели особенности цветовой гаммы в «Преступлении и наказании», значение его для раскрытия главной идеи романа и провели сопоставление цветовой гаммы и душевного состояния героев.

    Чтобы получить ответы на эти вопросы, были изучены первоисточники различных авторов, использовали ресурсы сети «Интернет». Частично мы нашли ответы на поставленные вопросы, но не на все, поэтому дальнейшую работу провели сами.

    Значение темной цветовой гаммы в романе «Преступление и наказание»

    Анализируя использование цвета в «Преступлении и наказании», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и зеленый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

    Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.

    Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона:

    На улице жара стояла страшная всюду извёстка, леса, кирпич, пыльнестерпимая вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадающиеся довершали отвратительный и грустный колорит картины.

    Лестница была тёмная и узкая, «черная», но он всё знал и изучил

    Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки.

    На какую грязь способно, однако, сердце моё.

    В распивочной. Он уселся в тёмном и грязном углу, несмотря на всю грязь обстановки, он с УДОВОЛЬСТВИЕМ остался теперь в распивочной.

    Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную.

    Его темные мысли гармонируют с той жизнью грязных распивочных, углов и улиц Петербурга, рождая в его сердце «лед». Именно в такой обстановке у него рождаются темные мысли об убийстве, его теория о сверхчеловеке, которому дозволительно всё, даже решать, кому есть место на земле жить, а кому нет.

    Атмосфера удушья на улицах Петербурга, черные и узкие лестницы, темные и грязные углы, распивочные – вот основой колорит города, в котором может жить только психически больной человек, а значит, и нездоровое общество.

    Символика желтого цвета

    Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев.

    По мнению психолога М. Люшера, желтый цвет – цвет солнца, тепла и радости: «Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим ». Мы встречаемся с противоречием понятия радостного желтого цвета и желтого цвета Достоевского.

    Какое же символическое значение желтого цвета в романе Достоевского?

    Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции, по мнению психолога Люшера. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Например: "Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару"; "Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

    Здесь "желтый сахар" сочетается с надтреснутым сломанным чайником, точно так же, как и судьба Раскольникова имеет трещину или изъян. "Желтый стакан", т. е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: "пожелтелая меховая кацавейка" Алены Ивановны, "совсем рыжая, вся в дырах и пятнах" шляпа Раскольникова, как и вся его жизнь, еще молодая, а уже как будто выцветшая, беспросветная, запятнанная кровью.

    Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. "Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. ", - так описывает автор квартиру старухи - процентщицы. Выбор грязно-желтых красок при описании жилища Алены Ивановны неслучаен, они олицетворяют недостойный образ жизни хозяйки. А вот описание каморки Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. " Комната с отставшими от стен обоями – вид удручающий. Это не только рушение дома, но и рушение человеческой жизни. Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом, который давит на него своей теснотой, темнотой, рождая желание вырваться из него, а вырваться некуда: там, на улицах Петербурга, та же атмосфера безысходности. Угнетающая обстановка жилища, города толкает Раскольникова на преступление.

    Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Эту мысль подтверждают и слова Люшера: «Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние».

    Исследователи творчества Достоевского отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.

    Именно в распивочной Раскольников случайно подслушивает разговор двух студентов о никчемности и ненужности таких людей, как Алена Ивановна, что явилось еще одним толчком к мысли об убийстве. Распивочная – это место, где властвуют темные силы умами людей, а во мраке дремлет страшная сила, способная привести человека к преступлению.

    Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно желтый цвет. Например: Мармеладов - "с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. "; лицо Порфирия Петровича, представителя законности действующей власти, было "цвета больного, темно-желтого", что тоже имеет определенное символическое значение, указывающее на нездоровые законы общества.

    Люшер говорит о влиянии желтого цвета на психику человека: « Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой». Возможно, этим и можно объяснить поведение Раскольникова, его навязчивые мысли о праве сильной личности и дерзком желании испробовать теорию применительно к себе.

    Читая слова Люшера о предпочтении желтому цвету людей, стоящих на грани самоуничтожения, представляешь в этой роли Родиона Раскольникова: «Когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения». В романе явно сочетание темно-черных цветов с желтым представляет перед нами, читателями, неприглядную картину нищеты и болезненности героев, приводящих их к обесцениванию человеческой жизни, к преступлению и самоуничтожению.

    Иногда в описании портретов героев определение "желтый" уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению "бледный". Например: "бледное, с горящими глазами лицо" Сонечки, ". краска бросилась в бледное лицо Дуни" и т. д. Желтизна и бледность - неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: "широко скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. "

    Литературовед В. В. Кожинов обратил внимание на «очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня - «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».

    Или другое место: «Проснулся он желчный. и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка. имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими. обоями». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый».

    Во взаимодействии с «желчью» «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего.

    Таким образом, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома, окрашенные в желто-серый цвет, Соня Мармеладова, которая вынуждена была пойти "по желтому билету", женщина - самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

    Эту мысль подтверждают и слова психолога М. Люшера: «Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться Желтому цвету оказывают предпочтение люди, которые надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость».

    На фоне болезненно желтого цвета дважды в романе встречается этот цвет как чистый, в спокойных тонах. Это говорит о том, видимо, что не все так уж и безнадежно в жизни Родиона Раскольникова, что есть надежда на праведную жизнь.

    В романе также выделяются и другие краски, и, прежде всего, цвет глаз у героев. Это "замечательные голубые глаза Сонечки" и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с "холодным, тяжелым взглядом"; это "прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом" на первых страницах романа и эти же глаза "с воспаленным", а затем и "помертвевшим взглядом" после совершенного убийства и т. д.

    Мы видим, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к "воспаленному", т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.

    4. Значение в романе красного цвета

    На фоне желтого цвета большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь, красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире "стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки".

    Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

    Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.

    Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.

    А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.

    5. Значение зеленого цвета

    На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.

    В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.

    Зеленый - цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, "африканском" сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка - идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на "работы", он видит дальний берег, где "была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его". Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то "наступила жизнь". Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала. ". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.

    Обобщение

    Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, голубой, синий, коричневый, розовый и другие), но преобладают цвета темные, грязно-желтые, красные цвета.

    Темный колорит города предполагает зарождение черных мыслей в головах людей и толкает на преступление, как это случилось с Родионом Раскольниковым.

    В романе "Преступление и наказание" желтый цвет во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Подготовка убийства, переживания Раскольникова показаны в грязно-желтых тонах.

    Кульминация романа показана в красных тонах. Это убийство, совершённое Раскольниковым. Болезнь Катерины Ивановны, смерть Мармеладова – в красных красках, олицетворяющих опасность.

    Зелёный – цвет возрождения и очищения души героя от греха, цвет праведного пути, цвет надежды, озарения и преодоления всех несчастий. Зеленый цвет усиливает жизнеутверждающий смысл романа «Преступление и наказание».

    В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее – желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова “исхудалое, бледно-желтое лицо”, в комнате его – “грязные, желтые обои”, когда Родиону становится плохо, ему подают “желтый стакан, наполненный желтою водою”. “Больное, темно-желтое лицо” у Порфирия Петровича, в кабинете его – казенная мебель, “из желтого, отполированного дерева”. У Катерины Ивановны – “бледно-желтое, иссохшееся лицо”, “отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо” у Мармеладова, в комнате Сони – “желтоватые обшмыганные и истасканные обои”. В желтых тонах дан в “Преступлении и наказании” и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину “с желтым, продолговатым испитым лицом”. Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она “удавиться хотела”, “с веревки сняли”. В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку “уже некуда идти”. Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов. Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского? Известно, что желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей “желтой каморе”, перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, желтые обои. В постоянном, демонстративном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, – это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона. Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе – очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям. Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным. Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: “власть над всем муравейником”, над тварями дрожащими – именно этого жаждет герой в романе. Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности. Кроме того, не стоит забывать о том, что “Преступление и наказание” – петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века – город “золотого мешка”. “Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок…превращаются в товар, которым можно торговать…” – писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит “бабенка” в красном. На мосту Раскольников видит закат “яркого, красного солнца”. Процентщице он закладывает “маленькое золотое колечко с тремя красными камешками”. Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, “обитую красным сафьяном”. Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, “крытая красным гарнитуром”. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь. Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых Read More ......
    2. Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем Read More ......
    3. В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обозначений Достоевским послужило темой некоторых научных исследований. Анализируя использование цветовых определений в романе Преступление и наказание, один из исследователей творчества писателя, С. М. Read More ......
    4. Действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки – “полнощных стран Read More ......
    5. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так Read More ......
    6. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. Read More ......
    7. Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем Read More ......
    8. Портреты героев, пейзажи, интерьеры – все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе “Преступление и наказание” соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом Read More ......
    Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры