Скачать презентацию м зощенко. Презентация по творчеству М

Главная / Бывшие

Михаил Зощенко родился

в семье небогатого художника

и писательницы.

С раннего детства, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда его мать страдая от унижения просила о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже отчётливо уяснил, что мир устроен несправедливо, и при первой же возможности отправился этот мир изучать.

В 1913 г. после окончания 8-ой гимназии поступил в Импера-торский Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса,

он отправился на фронт начавшейся первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана.

Январь 1917 - Орден Святого Владимира IV ст. с мечами и бантом.

1915 г. Орден Святого Станислава III ст.

Боевые награды Зощенко:

1916г. Орден Святого Станислава II ст.

Боевые награды Зощенко:

1916 г. Орден Святой Анны IV ст.

1917г. Орден Святого Владимира IV ст.

Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова".

Зощенко переменил несколько должностей, перепробовав разные профессии: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожни-ком, но это так и не дало какой-либо бытовой устроенности и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений.

С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.

Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная тема всех детских книг Зощенко та же, что и всех его произведений для взрослых – формирование высокой нравственности. Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми и умными.

Михаил Зощенко скончался Михаил Зощенко скончался 22 июля1958 года, в Ленинграде. Похоронен в Сестрорецке.

Награды Зощенко

за литературную работу:

1939г. Орден Трудового Красного Знамени.

1946г. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Малая Конюшенная ул.,

д. 4/2, кв. 119 –

музей-квартира М. Зощенко.

Памятник писателю у библиотеки Сестрорецка.

Читайте книги

Михаила Михайловича Зощенко

Читайте книги

Михаила Михайловича Зощенко

Презентацию подготовила Петрова Марина Михайловна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №349 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Творчество Михаила Михайловича Зощенко Выполнил: Гайсарова М.Г., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 9 г. Аши Челябинской области

2 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Зощенко Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) - русский писатель, сатирик и драматург. В рассказах 20-х годов преимущественно в форме сказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. «Голубая книга» (1934-35) - цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина. Повести «Мишель Синягин» (1930), «Возвращенная молодость» (1933), повесть-эссе «Перед восходом солнца» (часть 1, 1943; часть 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в 1972 году). Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»). Произведения Михаила Зощенко подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) как клевета на советскую действительность.

3 слайд

Описание слайда:

Ранние годы Михаил Зощенко родился 28 июля (10 августа) 1894 года, в Петербурге (по другим сведениям - в 1895 году, на Полтаве) в небогатой интеллигентной семье (отец - художник-передвижник, мать - писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»). В 1894 году, в возрасте 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший - солдатский Георгиевский крест. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца и депрессию, обострявшуюся во время крутых переломов его судьбы. После Февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почты и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске. После Октябрьской революции Михаил Зощенко служил пограничником в Стрельне и Кронштадте, потом добровольцем ушел в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и адъютантом под Нарвой и Ямбургом. В 1919 году был демобилизован и начал писать. Первые опыты - литературно-критические статьи (книга «На переломе», не завершена). В 1921 году в «Петербургском альманахе» опубликовал свой первый рассказ. Демобилизовавшись, попробовал себя во множестве профессий и никогда об этом не жалел: внутренний опыт военных и первых послереволюционных лет лег в основание его художественного видения. .

4 слайд

Описание слайда:

Литературное окружение Зощенко Желание стать профессиональным писателем привело Зощенко (1921) в группу «Серапионовы братья» (Лев Натанович Лунц, Всеволод Вячеславович Иванов, Вениамин Александрович Каверин (наст. фамилия Зильбер), Константин Александрович Федин, Михаил Леонидович Слонимский, Елизавета Григорьевна Полонская, Николай Семенович Тихонов, Николай Николаевич Никитин, Владимир Познер). «Серапионовы братья» чуждались демагогии и суесловной декларативности, пытались сделать искусство независимым от политики, в изображении реальности намеренно шли от фактов жизни, а не от лозунгов. Их позицией была осознанная независимость, которую они противопоставляли рано сформировавшейся идеологической конъюнктурности в советской литературе. Критики, опасливо относясь к «серапионам», считали тем не менее, что Зощенко является «наиболее сильной» фигурой среди них.

5 слайд

Описание слайда:

Творческая установка Зощенко Самосознание Зощенко складывалось в социокультурном контексте русского жизнетворчества. Революция усилила в нем идею непосредственного участия в преобразовании жизни. Порвав со своим классом еще до революции, как он заявлял неоднократно, Зощенко воспринял ее как «гибель старого мира», «рождение новой жизни, новых людей, страны». Его мировоззрение располагалось в русле «интеллигентски-народнической» (Александр Константинович Воронский) тенденции 1920-х годов. «Я всегда, - писал он Максиму Горькому в 1930 году, - садясь за письменный стол, ощущал какую-то вину, какую-то, если так можно сказать, литературную вину. Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди. И тут что-то страшно запущено. И все это заставляло меня заново перекраивать работу и пренебречь почтенным и удобным положением» (Литературное наследство, Т.70, М., 1963, с. 162). Так родилась проза Зощенко, которую пародисты называли литературой «для небогатых» («Литературный Ленинград», 1935, 1 января, с.4). Прежняя литература была писателем отринута как вялая и пассивная. Он боялся «дворянской реставрации» в литературе, Александра Блока считал «рыцарем печального образа» и надежды возлагал на литературу с героическим пафосом, моделируя ее по Горькому и Владимиру Маяковскому (книга «На переломе»). В ранних рассказах Михаила Зощенко («Любовь», «Война», «Рыбья самка» и др.) была ощутима школа Антона Павловича Чехова, вскоре, однако, отринутая: большая форма чеховского рассказа казалась Зощенко не соответствующей потребностям нового читателя. Он избрал краткую форму в 100-150 строк, которая надолго стала канонической формой его сатирических рассказов. Он хотел писать языком, где был бы воспроизведен «синтаксис улицы... народа» (Перед восходом солнца. «Октябрь», № 6-7, с. 96). Себя он считал человеком, временно замещающим «пролетарского писателя».

6 слайд

Описание слайда:

Зощенко-сатирик Первой победой Михаила Михайловича были «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921-1922). О верноподанности героя, «маленького человека», побывавшего на германской войне, было рассказано иронически, но беззлобно; писателя, кажется, скорее смешит, чем огорчает, и смиренность Синебрюхова, который «понимает, конечно, свое звание и пост», и его «хвастовство», и то, что выходит ему время от времени «перетык и прискорбный случай». Дело происходит после Февральской революции, рабье в Синебрюхове еще кажется оправданным, но оно уже выступает как тревожный симптом: произошла революция, но психика людей остается прежней. Повествование окрашено словом героя - косноязычного человека, простака, попадающего в различные курьезные ситуации. Слово автора свернуто. Центр художественного видения перемещен в сознание рассказчика.

7 слайд

Описание слайда:

Структура сатирических рассказов М. Зощенко В контексте главной художественной проблемы времени, когда все писатели решали вопрос «Как выйти победителем из постоянной, изнурительной борьбы художника с истолкователем» (Константин Александрович Федин), Зощенко был победителем: соотношение изображения и смысла в его сатирических рассказах было на редкость гармонично. Основной стихией повествования стал языковой комизм, формой авторской оценки - ирония, жанром - комический сказ. Эта художественная структура стала канонической для сатирических рассказов Зощенко.

8 слайд

Описание слайда:

Зощенко-сатирик Поразивший Зощенко разрыв между масштабом революционных событий и консерватизмом человеческой психики сделал писателя особенно внимательным к той сфере жизни, где, как он считал, деформируются высокие идеи и эпохальные события. Наделавшая много шума фраза писателя «А мы потихонечку, а мы полегонечку, а мы вровень с русской действительностью» вырастала из ощущения тревожного разрыва между «стремительностью фантазии» и «русской действительностью». Не подвергая сомнению революцию как идею, М. Зощенко считал, однако, что, проходя сквозь «русскую действительность», идея встречает на своем пути деформирующие ее препятствия, коренящиеся в вековечной психологии вчерашнего раба. Он создал особый - и новый - тип героя, где невежество было сплавлено с готовностью к мимикрии, природная хватка - с агрессивностью, а за новой фразеологией были скрыты прежние инстинкты и навыки. Моделью могут служить такие рассказы, как «Жертва революции», «Гримаса нэпа», «Тормоз Вестингауза», «Аристократка». Герои пассивны, пока не понимают, «что к чему и кого бить не показано», но когда «показано» - они не останавливаются ни перед чем, и их разрушительный потенциал неистощим: они издеваются над родной матерью, ссора из-за ершика перерастает в «цельный бой» («Нервные люди»), а погоня за ни в чем не повинным человеком превращается в злобное преследование («Страшная ночь»).

9 слайд

Описание слайда:

Новый образ в литературе Новый тип стал открытием Михаила Зощенко. Его часто сравнивали с «маленьким человеком» Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, позже - с героем Чарли Чаплина. Но зощенковский тип - чем дальше, тем больше - отклонялся от всех образцов. Языковой комизм, который стал отпечатком абсурдности сознания его героя, стал формой и его саморазоблачения. Он сам себя маленьким человеком уже не считает. «Мало ли делов на свете у среднего человека!» - восклицает герой рассказа «Чудный отдых». Горделивое отношение к «делу» - от демагогии эпохи; но Зощенко ее пародирует: «Сами понимаете: то маленько выпьешь, то гости припрутся, то ножку к дивану приклеить надо... Жена тоже вот иной раз начнет претензии выражать». Так в литературе 1920-х сатира Зощенко образовала особый, «отрицательный мир», как он говорил, - с тем, чтобы он был «осмеян и оттолкнул бы от себя».

10 слайд

Описание слайда:

«Сентиментальные повести». Начиная с середины 1920 годов Михаил Зощенко публикует «сентиментальные повести». У их истоков стоял рассказ «Коза»(1922). Затем появились повести «Аполлон и Тамара»(1923), «Люди»(1924), «Мудрость» (1924), «Страшная ночь»(1925), «О чем пел соловей» (1925), «Веселое приключение» (1926) и «Сирень цветет» (1929). В предисловии к ним Зощенко впервые открыто саркастически говорил о «планетарных заданиях», героическом пафосе и «высокой идеологии», которых от него ждут. В нарочито простецкой форме он ставил вопрос: с чего начинается гибель человеческого в человеке, что ее предрешает и что способно ее предотвратить. Этот вопрос предстал в форме размышляющей интонации.

11 слайд

Описание слайда:

«Сентиментальные повести» Герои «сентиментальных повестей» продолжали развенчивать мнимо пассивное сознание. Эволюция Былинкина («О чем пел соловей»), который ходил в начале в новом городе «робко, оглядываясь по сторонам и волоча ноги», а, получив «прочное социальное положение, государственную службу и оклад по седьмому разряду плюс за нагрузку», превратился в деспота и хама, убеждала в том, что нравственная пасивность зощенского героя по-прежнему иллюзорна. Его активность выявляла себя в перерождении душевной структуры: в ней отчетливо проступали черты агрессивности. «Мне очень нравится, - писал Горький в 1926 году, - что герой рассказа Зощенко «О чем пел соловей» - бывший герой «Шинели», во всяком случае близкий родственник Акакия, возбуждает мою ненависть благодаря умной иронии автора»

12 слайд

Описание слайда:

Новые типы героев Но, как заметил Корней Иванович Чуковский в конце 1920-х - начале 1930-х, у Зощенко появляется еще один тип героя - человек, «потерявший человеческий облик», «праведник» («Коза», «Страшная ночь»). Эти герои не принимают морали окружающей среды, у них другие этические нормы, они хотели бы жить по высокой морали. Но их бунт кончается крахом. Однако в отличие от бунта «жертвы» у Чаплина, который всегда овеян состраданием, бунт героя Зощенко лишен трагизма: личность поставлена перед необходимостью духовного сопротивления нравам и представлениям своей среды, и жесткая требовательность писателя не прощает ей компромисса и капитуляции.

13 слайд

Описание слайда:

Герои - праведники Обращение к типу героев-праведников выдавало извечную неуверенность русского сатирика в самодостаточности искусства и было своеобразной попыткой продолжить гоголевские поиски положительного героя, «живой души». Однако нельзя не заметить: в «сентиментальных повестях» художественный мир писателя стал двуполюсным; гармония смысла и изображения была нарушена, философские размышления обнаруживали проповедническую интенцию, изобразительная ткань стала менее плотной. Доминировало слово, сращенное с авторской маской; по стилистике оно было похоже на рассказы; между тем характер (тип), стилистически мотивирующий повествование, - изменился: это интеллигент средней руки. Прежняя маска оказалась приросшей к писателю.

14 слайд

Описание слайда:

Трагическое непонимание Отношение критики к таланту Михаила Зощенко - трагическое непонимание. Вплоть до последних дней его обвиняли в мещанстве, пошлости, бытовизме, аполитичности (первым поводом стала статья «О себе и своей работе», последним - произведения 1940-х годов). Ему советовали перестать писать о «мещанском болоте, которое и без того отживает свой век и никого не интересует» («Литературный современник», 1941, №3, с.126). Реальное опровержение этой точки зрения было заложено в широком диапазоне зощенковских героев: их социальный круг был велик и выходил за рамки тех, кто имеет «какую-либо небольшую собственность» - тут были и рабочие, и крестьяне, и служащие, и интеллигенты, и нэповские хозяйчики, и «бывшие».

15 слайд

Описание слайда:

Зощенко и критика Защищая свою приверженность к изображению особого типа героев, Зощенко писал: «Я не хочу сказать, что у нас все мещане и жулики, и все собственники. Я хочу сказать, что почти в каждом из нас имеется ведь та или иная черта, тот или другой инстинкт мещанина и собственника». Он объяснял укорененность мещанства тем, что оно «накапливалось столетиями». При таком понимании мещанство выводилось за пределы сословных перегородок и включалось в иной ряд - этический, социально-психологический. «Мещанство» становилось не столько атрибутом сознания героя, сколько знаком особой формы существования человека в мире, особым способом видеть и чувствовать мир, системой жизни, где быт не одухотворен и где он не поднялся до уровня бытия. Следовательно, истинной причиной расхождения Зощенко и критики была его сосредоточенность на природе человека: она не вписывалась в ортодоксальную советскую идею быстрой «переделки» человека, его герой выпадал из канонизированного образца советской литературы - носителя передовых взглядов, представителя «отборных качеств» своего класса. Критика упрекала Зощенко также в непроясненности авторской оценки. Саркастическая интонация, ирония казались ей недостаточно энергичной формой авторской тенденции.

16 слайд

Описание слайда:

Поиски «светлой формулы» Это привело к глубокой и неплодотворной рефлексии писателя над своим творчеством. Он ей подчинился. «Ироническую» складку своего характера он начал ощущать как собственную недостаточность. В его размышлениях огромное место заняли поиски «светлой формулы». «Ум не должен останавливаться на мрачном решении», - писал он в статье о Николае Алексеевиче Заболоцком (1937). «Мрачные качества непригодны советскому сатирику... - писал он в статье тех же лет об Илье Ильфе, - и комментировал: «Народу несвойственно такое мировоззрение». Прежде уверенно отвергавший «рыхлую», как он говорил, мысль о необходимом присутствии в сатире положительного героя, Зощенко с годами начал отождествлять требование официозной критики с «мнением народным».

17 слайд

Описание слайда:

Корпус произведений Зощенко, написанных в 1930-е годы, достаточно велик: в него входят около двух десятков пьес («Уважаемый товарищ», 1930; «Преступление и наказание», 1933; «Опавшие листья», 1941; «Под липами Берлина» (совместно с Евгением Львовичем Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и др.), а также повести «Возвращенная молодость», «История одной жизни», «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко». Стилистически они написаны в нейтральном стиле, в них нет языкового комизма Зощенко, их риторика нравоучительна и банальна. Больше других привлекала к себе внимание «Голубая книга» (1935). С целью усилить воздействие своих идей на человека, Зощенко, по совету Горького, сгруппировал рассказы в циклы «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудача», «Удивительные события». Новеллы на исторически-назидательные темы соседствовали с цензурованными самим писателем старыми рассказами. Во имя оптимистического звучания из них было вынуто сатирическое жало. Оптимистическое звучание произведений М. Зощенко

18 слайд

Описание слайда:

Противоречия в повествовательной ткани произведений Зощенко конца 1930-х свидетельствовали о глубоких внутренних смещениях в структуре его художественного мира: как бы перестав доверять сокрушающей силе смеха, Зощенко выносит морализм на поверхность. И тогда в его рассказах появляются назидание, перестройка героя на глазах у читателей («Огни большого города») и проповедническая интонация («Поминки»). Изредка являясь в своем истинном облике, сатира Зощенко все-таки оказывалась более глубокой и меткой, и такие рассказы, как «История болезни», убеждали в нерастраченных силах Зощенко-сатирика. Прошедшее сквозь всю жизнь писателя сходство с Гоголем ощутимо дает себя знать и в последний период. Исследуя человеческое в человеке, Зощенко, судя по произведениям 1930-1940-х, в частности, по книге «Перед восходом солнца», в качестве модели исследования использовал и себя. Пережив революцию, он по себе знал и чувство страха перед «случаем», и ощущение «шаткости», и «какого-то хитрого подвоха в жизни», и несовпадение человека с самим собой, и «ленность» сознания, не сумевшего преодолеть жуткую правду реальной жизни. Сходство с Н.В.Гоголем

19 слайд

Описание слайда:

Свое личное несовпадение с окружающей жизнью, гложущую его невозможность слияния с нею он возводил к своей «мрачности». Подобно тому, как Гоголь считал, что, борясь с болезнью, он занимается «изгнанием бесов», Зощенко в книге «Перед восходом солнца» (1943-1944), спускаясь в глубины своего подсознания, по Фрейду исследуя свои детские травмы, облекая ранние впечатления в слово, надеялся избавиться от депрессии. Он разделял советский взгляд на подсознательное как на сырой подвал, в который необходимо вторгнуться и которому должен противостоять разум. В этом он видел значение своей работы во время Великой Отечественной войны. Но публикация повести в журнале «Октябрь» (1943) вызвала резкую критику. Вторая часть так и не увидела свет при жизни писателя (впервые вышла в 1972 году, текстологически не выверенная, под названием «Повесть о разуме»). Волна политических обвинений прокатилась в прессе и в 1945 году - после перепечатки в «Звезде» детского рассказа Зощенко «Приключения обезьяны» (первоначально - журнал «Мурзилка»). Настороженное отношение критиков к его «издевательским», как они писали, «анекдотам» о революции было поставлено в прямую связь с «аполитичностью» «Серапионовых братьев» (о которых вспомнили в 1944 в связи с выходом первой части книги Константина Александровича Федина «Горький среди нас»). Несовпадение с окружающей средой

20 слайд

Описание слайда:

Последние произведения М. Зощенко В 1946 году грянул гром, что стоило Зощенко здоровья и сильно сократило его жизнь. В докладе Андрея Александровича Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» и последующем затем постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 Зощенко был назван «подонком», «клеветником» и «подлецом». Его исключили из Союза писателей и лишили пенсии и карточек. Постановление было отменено только в годы перестройки. В состоянии тяжелейшей депрессии Зощенко пробовал писать (фельетоны и партизанские рассказы). Его перу принадлежат также переводы романов «За спичками» и «Воскресший из мертвых» Майю Лассилы, «От Карелии до Карпат» Антти Николаевича Тимонена и др. (переводческая работа, которую устраивали ему друзья, в частности Вениамин Александрович Каверин, была единственным средством существования его семьи). Здоровье Зощенко было основательно подорвано. Нищета, незаслуженные оскорбления и одиночество, в котором он оказался, усилили его болезненное состояние. Михаил Зощенко скончался 22 июля 1958 года, в Ленинграде. Похоронен в Сестрорецке. Сатирические типы Зощенко усложнили традиционное русское народоискательство. Сатирическое изображение жизни уже в самом методе несло в себе развенчание народнических иллюзий. Оно усиливалось сосредоточенностью Зощенко на исследовании личности и его убежденностью в том, что только в духовном, нравственном обновлении человека кроются перспективы возрождения общества.

21 слайд

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958) Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1915 г., во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном.

В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и адъютантом. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

В 1920-1921 гг. появились его рассказы.

Михаил Зощенко на собрании литературного кружка « Серапионовы братья».

Произведения Зощенко, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки»,перестали печатать. Однако сам писатель всё чаще высмеивал жизнь советского общества.

Умер 22 июля 1958 г., но его не разрешили похоронить в Ленинграде. Он похоронен в Сестрорецке.

Памятник М.М. Зощенко в Сестрорецке.

Государственный литературно-мемориальный музей им. М.М. Зощенко в Санкт-Петербурге

Зощенко как добрый волшебник сопровождает ребят, напутствуя и направляя на пути к истине, добру, справедливости. Таков по тематике и рассказ «Золотые слова».

Кто главные герои рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

Этические нормы из рассказа М. Зощенко «Золотые Слова» 1. Не перебивай собеседника. 2. Уважай говорящего. 3. Учитывай разницу в возрасте. 4. Действуй с учетом сложившихся обстоятельств. Этика - учение о правилах поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество В. Драгунского

В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Михаила Михайловича Зощенко Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Зощенко 28.07.1984 – 22.07.1958 Русский писатель, сатирик и драматург

3 слайд

Описание слайда:

Михаил Зощенко родился в Петербурге (по другим источникам, в Полтаве). В сентябре 1927 года Зощенко по просьбе редакции «Бегемота» сочиняет автобиографию. «Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает. Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням - я юморист. О себе я знаю очень мало. Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом этак. По-видимому, один из документов - «липа». Который из них липа, угадать трудно, ибо оба сделаны плохо. С годами тоже путаница. В одном документе указано - 1895, в другом -1896. Определенно липа. Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе».

4 слайд

Описание слайда:

Отец – Михаил Иванович Зощенко художник, входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Он участвовал в изготовлении мозаичных панно на фасаде Суворовского музея. Веточку маленькой ёлочки в левом углу выложил пятилетний Михаил. Мать – Елена Осиповна (Иосифовна) Зощенко, урожденная Сурина играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. Михаил с сестрами

5 слайд

Описание слайда:

В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

6 слайд

Описание слайда:

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.

7 слайд

Описание слайда:

В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: «Любовь», «Война», «Старуха Врангель». Первая книга Зощенко вышла в 1921 году. Это были «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». А уже через десять лет дважды успело выйти его шеститомное собрание сочинений. Многие слова и словечки сразу же вошли в обиход читателей. Цитаты из произведений молодого писателя зазвучали как поговорки. Зощенко вступил в литературу как новатор, своеобразно развив лесковскую манеру сказа, при которой авторскую позицию надо уметь разглядеть за маской рассказчика.

8 слайд

Описание слайда:

«К середине 20-х годов XX века Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмористика пришлась по душе широчайшим читательским массам. Книги его стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке…» (К. И. Чуковский) У писателя была своя, выстраданная тема, он не просто развлекал читателей. Зощенко не думал о том, как стать знаменитым. Он думал о людях. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. И стал писать об очень серьезных вещах смешно, весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, постепенно расставаясь с теми недостойными привычками, которые, как и у героев Зощенко, находили у себя.

9 слайд

Описание слайда:

Сразу после начала Великой Отечественной войны Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, как имеющего боевой опыт. Получает отказ: «К военной службе не годен» и поступает в группу противопожарной обороны и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек. Выполняет работу, необходимую для фронта, и как писатель – пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио. В 1944 – 1946 годах много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых – «Парусиновый портфель» – выдержала 200 представлений за год. В апреле 1946 года Зощенко в числе других писателей был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу. Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953) и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния. После достижения пенсионного возраста (в 1954 г.) и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

12 слайд

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Почему Стёпка сначала не хотел брать Миньку. Сколько денег взяли с собой в дорогу ребята. Где дети остановились на привал. Почему так трудно было нести мешок. Где дети встретили родителей. Почему Лёля и Минька были уже не рады путешествию. Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия. Что Минька сделал с мешком. Сколько лет было Миньке. Миньку ужалила оса.

«Поэт Заболоцкий» - Стихи заболоцкого. Можжевеловый куст. Журавли. Значение творчества. Вернувшись из лагерей. Гроза. Открытия. Философская лирика. Не позволяй душе лениться. Задания. Вехи биографии. Первые публикации стихов. Николай Алексеевич Заболоцкий. Весенняя гроза. Учеба. Студенческие годы. Текст песни. Составьте план-партитуру. Жизнь и творчество. Признание. Это было давно. Портрет. Нравственно-этическая проблематика.

«Стихи Заходера» - Есть много известных кошек. Литературный институт имени М. Горького. Детский писатель Борис Заходер. Борис Владимирович Заходер. Пять вопросов знатокам. Есть достоинства свои даже у такой свиньи. Встреча с Винни-Пухом. Морской бой. Кроссворд. Сказки рассказывают звери. Возвращение с Финской войны. Серая Звездочка. Викторина. Вот это загадка. Герои Заходера. Перепутанные буквы. Главные книги поэта.

«Биография Заходера» - Товарищи. Жизнь будущего писателя. Переводчик. Переехал в Комаровку. Лауреат многих литературных премий. Музыкальное образование. Жизнь Заходера. Отец Бориса. Дорогие читатели. Стихи для детей. Тема стихов. Борис Владимирович Заходер. Знаменитый писатель. Семья Заходера. Борис Заходер закончил школу.

«Краткая биография Зощенко» - Зощенко как добрый волшебник сопровождает ребят. Кто главные герои рассказа. Михаил Зощенко на собрании литературного кружка «Серапионовы братья». Памятник М.М. Зощенко в Сестрорецке. В 1917 г. вернулся в Петербург. Умер 22 июля 1958 г., но его не разрешили похоронить в Ленинграде. Государственный литературно-мемориальный музей. Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958). В 1920-1921 гг. появились его рассказы.

«Биография Николая Заболоцкого» - Николай Алексеевич Заболоцкий. Юность. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище. Московские годы. Готовые поэтические системы. Инфаркт. Цикл "Последняя любовь". Гроза идет. Детство и отрочество. Судьба лирического героя. Биография и творчество. Анализ стихотворения. Детали пейзажа. Молодость. Годы заключения. Лирический герой. Поэт мысли.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры