Смех сквозь слезы. Отчего в «Ревизоре» смех звучит сквозь слезы (Гоголь Н

Главная / Бывшие

"В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу", - писал Н.В. Гоголь - автор пьесы "Ревизор". Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века.

С самых первых слов героев описывается весь хаус жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен.

Н.В. Гоголь взял за основу уездный городок, от куда "хоть 3 года скачи ни до олного государства не доскочишь". Городом управляет городничий - человек приклонного возраста, неглупый по-соему. Имея высокий чин, он закрывает глаза на происходящее в городе. В его "свиту" входят: попечитель богоугодных заведений, судья, смотритель училищ и прочие чиновники высшего класса. Каждый видит разруху, но думает прежде о своем достатке. Гуси с гусятами под ногами, белье на каждом шагу, охотничий арапник в судебном здании, куда люди идут, искренне надеясь на помощь; грязные больные, вскармливаемые капустой в больницах - все это оставалось бы без изменений, если б не один каверзный момент - приезжает ревизор! В голосах присутствующих можно различить растерянность, дрожь, но режде всего страх за свои удобства и роскошь. Чтобы оставить все, как прежде, они готовы на все, лишь бы уголить гость из Петербурга. Сами не зная того, чиновники, городничий, его жена и дочь впутываеются в клубок тесно связанных ситуаций, основанных на вранье. Обычный приезжий из северной столицы становится обладателем высокого чина. Как говорится: "У страха глаза велики", и поэтому каждое слово, каждый жест лжеревизора все более заостряют их фантазию.

Ничто не понимавший Хлестаков был заметно удивлен столь пристальным вниманием. Сам он - человек со слабой волей, который не прочь поиграть в карты на последние деньги или пофлиртовать с барышнями. Быстро сорентировавшись в сложившейся ситуации, он ловко использует ее в своих интересах и ничем не отличается от городничего и его приблеженных, ведь он наконец получил возможность пустить пыль в глаза. Зная несколько крылатых выражений, Хлестаков умело доказал свою столичную персону речами, но все же топчется на одном месте порой в самых элементарных предложениях. Все больше впутываясь в колесо событий, Хлестаков отчаянно верит в свою ложь. Смешно видеть, как нелепо выходит он из ситуаций, полученных в результате своей лживых рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои сочинения в известных журналах - пределы мечтаний любого 25летнего парня того времени, а здесь, где ему верят, где и он сам себе верит можно еще более преукрасить свою натуру.

Немаловажным моментом является беспорядки в городе, взятничество. Каждый чиновник в начале оправдывает свой грешок, считая, что борзые щенки - это мягко говоря подарок за указанную услугу. Горничий ходит в стахе по поводу высеченной им унтер-офецерскую жены(что категорически запрещенно) и за купцов, которые могут донести о несправедливости его службы. Все неполадки в городе он хочет закрыть ремонтом некоторых улиц. Хлестаков, представленный как умелый актер, в открытую берет деньги в долг с каждого пришедшего. Его не волнуют городские проблемы, вызванные несправедливой властью, коррупцией, ведь он уедет от сюда через пару дней навсегда, не обернувшись на ужасную картину в городе.

Все проиграли в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее невозможно построить на чужой беде, ведь все люди планеты связаны тонкими нитями жизненных путей. Изучая историю России, в сердце ликует нож от нечеловечности в стране. С каждым новым поколением феодолизм и деспотизм тянули наших соотечественников во мрак, делая из россиян дикарей, боровшихся за теплое место под солнец. Городничий, обращаясь к зрителям, говорит:"Что смеетесь? Над собой смеетесь!" Да, смех, но сквозь горькие слезы отчаяния. Россия, давшая миру стольких поистину великих людей, много столетий жила в темноте. Но эта наша Родина, и теперь наш черед не допустить этих беспорялков, жить в согласии и в мире.

В замечательной комедии «Ревизор» Н. В. Го-голь легко и свободно вводит читателя в мир захолу-стного уездного городка, отдаленного от столицы. Размеренное течение жизни нарушает «неприятное известие» о приезде ревизора. Подобный сюжет не был нов, о таких случаях ходили забавные анекдо-ты. Даже самого Гоголя однажды приняли за тайного ревизора. Этот сюжет дал возможность замечатель-ному сатирику изобразить всю чиновничью Русь.

Автор выстраивает в пьесе различные комичес-кие ситуации, которые помогают разобраться в по-роках чиновничьего сословия. Наиболее подробно в комедии описан городничий, благодаря репликам, авторским ремаркам, вырисовывается образ мошен-ника, взяточника и самодура. С приездом ревизора к этим качествам добавляются убогость мышления, глупость и трусость. К примеру, на сообщение одно-го из подопечных, что от заседателя «слегка припа-хивает водкой», он рекомендует, чтоб тому «посоветовали заедать луком или чесноком».

Основным объектом гоголевской сатиры избра-но российское чиновничество. Автор попытался со-здать образы-символы, олицетворяющие основные пороки этой социальной группы. Каждый из персо-нажей многопланов, но имеет некую преобладающую черту характера, которая позволяет считать его олицетворением конкретного социального зла. Напри-мер, судья Ляпкин-Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непо-нимания сути своей деятельности. В то же время он далеко не самый отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щен-ками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды. Забавно слушать глубокомысленные выводы самого «просве-щенного» человека в городе, который характеризует приезд ревизора тем, что Россия собирается начать войну с Турцией.

Попечителю богоугодных заведений Земляни-ке Сквозник-Дмухановский говорит, чтобы больных привели в порядок, указывая на то, что в больнице курят крепкий табак, ходят без колпаков и вообще больше похожи на кузнецов. Особое место в коме-дии занимает Лука Лукич Хлопов, насмерть перепу-ганный смотритель уездных училищ, со страхом от-носящийся к лицам вышестоящим: «...со мною если кто-нибудь чином вышестоящим заговорит, у меня души нет и язык как в грязи вязнет». На рассуждения городничего о школьных учителях, например, о том, который, войдя на кафедру, обязательно делает жут-кую гримасу, которая может быть неправильно ис-толкована господином ревизором, Хлопов вспоми-нает, как из-за подобного поведения учителя он по-лучил выговор за то, что юношеству внушаются воль-нолюбивые мысли. Не абсурд ли такое умозаключе-ние, говорящее, во-первых, о пустозвонстве чинов-ничьих рассуждений, а во-вторых, об абсолютной ог-раниченности их кругозора. Не менее смешной выг-лядит фигура почтмейстера, который с такой готов-ностью и пониманием воспринимает просьбу город-ничего «немного распечатать и прочитать» каждое письмо, приходящее в почтовую контору. Шпекин без стеснения читает чужие письма, которые находит более интересными, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиеся он оставляет у себя, что-бы зачитать наиболее «игривые» места публике.

Расширить рамки представления об откровенной глупости героев помогает образ Хлестакова, ко-торый был принят за тайного ревизора. Вдохновен-ная ложь этого персонажа заставляет нас уже не улыбаться, а откровенно хохотать. Забавно слушать о роскошных обедах, доставляемых прямо из Пари-жа, из уст человека, ведущего полуголодное суще-ствование. Завравшись, он выдает себя за извест-ного писателя, называя в качестве своего произве-дения популярный журнал «Московские ведомости». Его ложь заходит так далеко, что он присваивает себе авторство «Юрия Милославского», а на вопрос Ма-рии Антоновны, не господина ли Загоскина это сочи-нение, - отвечает: «Ах, да! Это точно Загоскина, а есть еще другой «Юрий Милославский», так тот уже мой». Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.

Таким образом, выставляя на всеобщее обозре-ние пороки государственных служащих. Гоголь бичу-ет их своим беспощадным смехом: И комическое здесь еще более ярко оттеняет трагическую картину чиновничьих злоупотреблений.


Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять царящие нравы.

Описанная Гоголем история - типична для его современности. Обличая пороки уездного чиновничества, автор саркастически показал эту печальную картину, поэтому смех в его произведении звучит «через слезы».

Образы действующих лиц представлены довольно детально и даже через «говорящие» фамилии. При этом у читателя есть возможность дополнять представление о них через комические ситуации, в которые автор постоянно ставит персонажей.

К примеру, ничтожный столичный чинуша Хлестаков хвастает перед супругой городничего знакомством с Пушкиным: он якобы с ним «на дружеской ноге» и сам является автором целого ряда общеизвестных произведений. Глупый мнимый ревизор не осознает, что несет полную чушь, но подавленные страхом окружающие даже и не мыслят ставить под сомнения невероятные истории Хлестакова.

Иной персонаж – судья Ляпкин-Тяпкин «берет взятки борзыми щенками», это он считает естественным, но абсолютно ничего не смыслит в судебных делах по причине недостатка образования. Опекающий богоугодные заведения Земляника тоже отличается оригинальностью. Для него пациент «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В больницах царит беспорядок, но больные якобы «как мухи выздоравливают». При этом в голову сразу приходит иной созвучный фразеологизм. А полицейские в городе NN право следить за порядком толкуют как вседозволенность. Они сами склонны к совершению бесчинств, что подтверждает Держиморда, говоря о том, что «фонари под глазами» они ставят и правым, и виноватым.

Таким образом, гротескное изображение властей определенного уездного городка вызывает естественный хохот. Но смех в комедии присутствует не ради забавы, ему автор отвел более важное значение – осмеяние реализма. Это доступный способ разоблачения развращенных нравов верхушки общества и преступной действительности, царящей на всей территории России

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем». В пьесе писатель рисует сатирические образы чиновников и комичные ситуации с их участием. Однако обличая пороки общества, Гоголь закладывает мысль об актуальности поставленной им проблемы, отчего смех и звучит в комедии «сквозь слезы».

Для более точного понимания образов героев читателем, Гоголь дает описание портрета, характера, манер речи и прочих деталей каждого персонажа в афише. Благодаря данному приему, еще до начала действия становится известно о взяточничестве городничего, о «чистосердечии и простоте» Хлестакова, об услужливости и суетливости Земляники, а также о других чертах жителей города N. Посредством точного описания каждого из героев, автор подчеркивает сатиричность образа каждого из них и помогает читателю узнать себя в каком-либо персонаже. Это необходимо для осуществления поставленной Н.В. Гоголем задачи: заставить общество задуматься об общечеловеческих пороках и искоренить их.

Стоит обратиться и к ситуациям, воссозданным писателем. Так, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина в суде «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». Как бы комично не звучал данный факт, он говорит о безответственности человека, занимающего пост судьи. Хотя и к своим служебным обязанностям Ляпкин-Тяпкин относится несерьезно: "...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.”. Так же безответственен и смотритель богоугодных заведений Земляника. Герой давно махнул на все рукой: он знает о воровстве в больницах, но ему совсем нет до этого дела. О своих пациентах Земляника заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Безалаберное отношение к службе проявляет и почтальон Шпекин: герой обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память. Рисуя быт жителей города N, Н.В. Гоголь дает читателю понять, что не так смеша его пьеса, как она печальна.

Отдельное внимание стоит уделить самому яркому персонажу комедии – Хлестакову. Он обычный канцелярский работник и заядлый игрок в «картишки», любить врать и сам легко верит своему вранью. Когда герой понимает, что его признали за ревизора, он быстро вживается в роль, о чем можно сделать вывод из монологов Хлестакова. Например, Хлестаков рассказывает, что с Пушкиным он «на дружеской ноге», да и вообще часто видит литераторов. Герой присвоил себе авторство многих известных произведений, а дом его известен на весь Петербург («Так уж и известен: дом Ивана Александровича.»). Столь актуальный характер, воплощенный Гоголем в комедии, породил понятие «Хлестаковщины», смысл которого заключается во вранье и притворстве, в умении примерять на себя «маски» и убедительно вживаться в роль. Образ Хлестакова как никакой другой доказывает печальность сатиры Н.В. Гоголя.

Таким образом, в комедии «Ревизор», Н.В. Гоголь сатирически обличил общечеловеческие пороки, заставив читателя задуматься о необходимости борьбы с ними.

Смех сквозь слёзы... Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии. В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей «смех сквозь слёзы…». После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдаёт распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах.

Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена даёт представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развёл гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков – произвол.

Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего "немножко распечатать и прочитать" каждое прибывающее в почтовую контору письмо. Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжёт, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжёт не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить «на пользу государственную».

А поступает совершнно иначе. После мы наблюдаем ещё один порок – взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая всё больше «денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?». Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду «столичной штучки», по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала. Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре «Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал».

Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры