Смелость в любви отцы и дети. Тема любви в романах И.С

Главная / Бывшие

Любовь – самое светлое и прекрасное чувство в жизни каждого человека. Только вот все по-разному относятся к нему. Чье-то существование оно улучшилось, а кому-то испортило все будущее. Так и в жизни героев романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева это чувство сыграло не последнюю роль.

Евгений Васильевич Базаров – молодой человек-нигилист, который приехал со своим лучшим другом в поместье Кирсановых. Он отрицал все чувства, в том числе и любовь, которую считал какой-то чепухой. Но все изменилось, когда она сама постучалась в его сердце. Во время этой поездки он встретил молодую женщину по имени Анна Сергеевна Одинцова, которая была не только красива, но и очень умна. Евгений влюбился в нее, но пытался избавиться от этого чувства, что только усложнило все дело. Из-за этого Базаров понял всю поверхность своего мировоззрения, что стало для него существенным ударом.

Но вот для его лучшего друга, Аркадия Кирсанова, любовь стала действительно прекрасным чувством, которое расставило все на свои места. Он уже много лет знал девушку по имени Катя, которая была его близким другом. Но со временем это все переросло в прекрасное и нежное чувство, которое объединило два сердца.

Также произошло и с отцом Аркадия, Николаем Петровичем Кирсановым, которому новая любовь помогла справиться со страшным ударом и вернуться к полноценной жизни. После смерти родителей он сразу же решил жениться, найдя в семейной жизни отдушину. Только вот долго это не продлилось, его жена спустя несколько лет умерла. Этот несчастный случай выбил Николая из колеи и он стал вести закрытый образ жизни. Только повстречав молодую и немного наивную девушку по имени Фенечка, он снова начал расцветать. Именно ее чистота помогла Кирсанову увидеть краски в жизни и вспомнить про то, что он еще может жить и радоваться этому. Фенечка в свою очередь смогла разглядеть в пожилом мужчине по-настоящему доброе и открытое сердце, в котором ей нашлось хорошее место.

Но вот в противовес Николаю Петровичу и Фенечке показывается печальная любовная история его брата, Павла Петровича. Еще в молодости он встретил княгиню Р., в которую влюбился без памяти. Правда, предмет его обожания не ответил взаимностью, что сломало всю жизнь героя. Сначала она проявляла интерес к нему, но потом и вовсе перестала уделять ему хоть каплю внимания. После этой личной трагедии Певел замкнулся в себе и больше никогда не смог открыться для новой любви, которая, возможно, спасла бы его. Но все же его уже в настоящее время стала притягивать Фенечка, которая олицетворяла домашний уют и спокойствие.

Таким образом, любовь – светлое чувство, которое способно изменить жизнь любого человека, очень сильно повлияла на судьбу всех героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Кому-то она подарила спокойствие и радость, например, Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Но в противовес им показываются нигилист Базаров и дядя Аркадия, Павел Петрович, чья судьба изменилась в худшую сторону после грустной любви.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь - это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.
Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина - существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.
Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя...», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.
Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.


Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Любовь - очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся самими собой именно под действием любви. Л. Н. Толстой говорил: «Кто счастлив, тот и прав», но в случае с тургеневским романом это высказывание можно перефразировать: «Кто любит, тот и прав». Еще А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сочувствует по очереди сначала Татьяне, затем Онегину, то есть автор всегда на стороне того героя, который способен любить. Пушкин всячески приветствует любовь Онегина, так как именно это чувство должно способствовать, по мнению автора, возрождению героя.

У Тургенева немного другая любовь: это интрига, и она всегда занимает очень важное место в произведении. Любовный сюжет в «Отцах и детях» выстраивается у каждого из героев и очень хорошо дополняет данную автором характеристику каждого из них. История любви Павла Петровича и история его жизни описываются в VII главе как бы в виде отдельной повести, данной из уст автора, но по сюжету рассказанной Аркадием Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича. Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И вот, после бегства княгини от Павла Петровича тот вернулся в

Россию, но жизнь его не может войти в привычную колею. Павел Петрович тогда как раз «вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала». Получается, что не только по возрасту и положению на смену ему приходят новые люди вроде Базарова. Можно сказать, что Павел Петрович был человеком без прошлого, но и без будущего, сродни «лишним людям». Об этом свидетельствует данная автором характеристика поведения Павла Петровича в деревне: «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

Тургенев раскрывает перед читателями историю любви еще одного героя - Николая Петровича. Он очень любил свою жену, назвал в честь нее имение («Марьино» в честь Марии), но он любит и Фенечку. Здесь автор стремится показать, что любовь может быть не только один раз в жизни, и эта многогранность - важнейший душевный опыт.

Если посмотреть на историю любви Николая Петровича и Фенечки глазами недоброжелателя, то видно, что Фенечка - дочь экономки и, кажется, совсем не пара Николаю Петровичу - дворянину в летах, особенно учитывая то, что они живут в гражданском браке. Фенечка находится в двусмысленном положении: она стесняется Павла Петровича и Аркадия, чувствует себя при них человеком низшего сорта. Николай Петрович любит Фенечку, но продолжает вспоминать об умершей жене, скучает по ней и, очевидно, все еще любит ее. Эта история может показаться странной, а если смотреть с точки зрения общественности, то просто пошлой, но на самом деле здесь Тургенев хотел показать, что обе этих любви могут уживаться в одном человеке, ведь любовь к умершей жене и тоска по ней могут скорее свести Николая Петровича в могилу, чем дать ему силы жить; а вот любовь к Фенечке и маленький сын Митя - это то, что дает Николаю Петровичу ощущать свою нужность и цельность, придает его жизни какой-то смысл.

Тургенев, как и Пушкин, сочувствует тем героям, которые способны любить. Тем ярче контраст между любовными линиями остальных героев и отношениями Аркадия с Анной Одинцовой. Здесь Аркадий - человек умный, тонкий, добрый, щедрый - выступает неспособным к любви. Он долго не мог разобраться, кого же он любит - Анну или ее сестру Катерину. Когда же он понимает, что для него создана именно Катя, происходит его возвращение к самому себе, в лоно отцов, заканчивается период ученичества у Базарова, и их пути окончательно расходятся. Аркадий создан для того, чтобы вернуться к традиционному укладу жизни и заниматься достойными дворянина делами - завести семью и заниматься хозяйством. Женясь на Кате, он прощается со своим недавним прошлым. В последней главе, которая выступает в роли своеобразного эпилога, Тургенев показывает две свадьбы. Когда Аркадий «не решился громко предложить» тост за Базарова, становится понятно, что многое изменилось.

Современники Тургенева считали, что он расправился с Базаровым и показал полный крах его идеологии, столкнув его теорию с реальной жизнью, с любовью, со всей ее неоднозначностью. Согласно сюжету, Базаров, познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, постепенно влюбляется в нее, и любовь его сильна. Вдруг оказывается, что базаровский цинизм (или то, что можно принять за его цинизм) - это не природное свойство, а одна из крайностей его молодости. Цинизм - некоторая душевная неразвитость, но осуждать Базарова за это не стоит, так как с возрастом, как правило, это проходит. Любовь оказывается гораздо глубже, чем все его теории, недаром Базаров, признаваясь в любви, говорит, что он любит «глупо, безумно», то есть герой не может понять, как так вышло, не видит в этом смысла и логики.

Анна Одинцова, пожалуй, самый бесчувственный персонаж во всем романе. Она «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит», но она не любит не только своего мужа - она, кажется, вообще не умеет любить. Ее пугает любовь Базарова, потому что такой силы и такой любви она не встречала и не находит в себе отклика на это. В конце концов Анна приходит к выводу, что «спокойствие все- таки лучше всего на свете».

В XXVIII главе романа, в эпилоге, Тургенев рассказывает, что Анна Сергеевна вышла замуж не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, «молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев абсолютно не верит в такую любовь, но тут важно не это, а то, что на этом фоне, поставив Базарова перед такой женщиной, Тургенев показал, что Базаров может любить.

В истории любви каждого из героев, конечно, проявляется авторская позиция. Из образа героя уходит все ненастоящее и бесполезное, остается только естественное и правдивое. Получилось, что нигилизм Базарова - явление наносное, что Базаров может любить, а значит - он меняется.Тургенев ни в коем случае не развенчивает нигилизм своего героя, он лишь хочет сказать, что изменения - характерная черта человека, что он не статичен, ему свойственно меняться, и это самое ценное.

Здесь искали:

  • тема любви в романе отцы и дети
  • любовь в романе отцы и дети
  • роль и место любовных историй в романе отцы и дети

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С.В. Рахманинова

(факультет заочного обучения)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

"Тема любви в романах И.С. Тургенева"

по Литературе

студентки Гулуа Дианы

специализация нхт (музыкально-инструментальный)

преподаватель ТЕРНОВСКАЯ Е.А.

Введение

1.1 Сюжет произведения

2. "Дворянское гнездо"

2.1 Знакомство с персонажами

Заключение

Введение

Произведения И.С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе.

В начале своего творческого пути Тургенев находился под влиянием романтизма. В 40-е годы, в результате сближения с В.Г. Белинским и редакцией журнала "Современник", Тургенев переходит к реализму.

Этот поворот Тургенева уже отразился в его ранних поэмах "Параша" (1843), "Разговор", "Помещик" (18456-1846), драматических произведениях "Неосторожность" (1843), "Безденежье" (1845). В них Тургенев показал быт и нравы помещичьей усадьбы, чиновничий мир, трагедию "маленького человека". В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-1852) Тургенев раскрыл высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, произвол крепостников и их управляющих, поэзию русской природы.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Ася", "Первая любовь" и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. "Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать - и пройти мимо", - читаем в финале романа "Дворянское гнездо".

Все тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.

В романах Тургенева отражены противоречия и переломы исторического развития России, сложное движение общественного и художественного сознания.

Тургеневские повести говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, - и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева.

1. Особенности любовной лирики в произведении "Ася"

1.1 Сюжет произведения

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести Ася, которая была напечатана в первом номере Современника" за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь горячо, чуть не со слезами.

Ася - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. ". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность. решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

1.2 Тема любви в повести "Ася"

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева "Ася" писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести - "блестящий пурпуром воздух", "девушка Ася, облитая солнечным лучом".

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.

любовь роман базаров тургенев

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же "ложное" положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: "Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове." Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: "Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться". Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, "у счастья нет завтрашнего дня.".

2. "Дворянское гнездо"

2.1 Знакомство с персонажами

Тургенев знакомит читателя с основными действующими лицами "Дворянского гнезда" и подробно описывает обитателей и гостей дома Марьи Дмитриевны Калитиной, вдовы губернского прокурора, живущей в городе О. с двумя дочерьми, старшей из которых, Лизе, девятнадцать лет. Чаще других у Марьи Дмитриевны бывает петербургский чиновник Владимир Николаевич Паншин, попавший в провинциальный город по казённой надобности. Паншин молод, ловок, с невероятной быстротой движется по служебной лестнице, при этом он неплохо поёт, рисует и ухаживает за Лизой Калитиной.

Появление главного героя романа Фёдора Ивановича Лаврецкого, состоящего с Марьей Дмитриевной в дальнем родстве, предваряется краткой предысторией. Лаврецкий - обманутый муж, он вынужден разъехаться с женой из-за её безнравственного поведения. Жена остаётся в Париже, Лаврецкий возвращается в Россию, попадает в дом Калитиных и незаметно влюбляется в Лизу.

Достоевский в "Дворянском гнезде" большое место уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы.

Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она подступает к ним исподволь, через многие размышления и сомнения, а потом внезапно обрушивается на них своей неодолимой силой. Лаврецкий, испытавший многое на своем веку: и увлечения, и разочарования, и потерю всех жизненных целей, - сначала просто любуется Лизой, ее невинностью, чистотой, непосредственностью, искренностью - всеми теми качествами, которые отсутствуют у Варвары Павловны, лицемерной, развратной жены Лаврецкого, бросившей его. Лиза близка ему по духу: "Случается иногда, что два уже знакомых, но не близких друг другу человека внезапно и быстро сближаются в течение нескольких мгновений, - и сознание этого сближения тотчас выражается в их взглядах, в их дружелюбных и тихих усмешках, в самих их движениях". Именно это случилось с Лаврецким и Лизой.

Они много беседуют и понимают, что у них очень много общего. Лаврецкий серьезно относится к жизни, к другим людям, к России, Лиза тоже глубокая и сильная девушка, имеющая собственные идеалы и убеждения. По мнению Лемма, учителя музыки Лизы, она "девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами". За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин - человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств. Дальнейшие события романа подтверждают это мнение о Паншине.

Из французской газеты он узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему надежду на счастье. Наступает первая кульминация - Лаврецкий в ночном саду признаётся Лизе в любви и узнаёт, что любим. Однако на следующий день после признания к Лаврецкому возвращается из Парижа его жена, Варвара Павловна. Известие о её смерти оказалось ложным. Эта вторая кульминация романа как бы противостоит первой: первая дарит героям надежду, вторая отнимает её. Наступает развязка - Варвара Павловна поселяется в родовой усадьбе Лаврецкого, Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий остается ни с чем.

2.2 Образ Тургеневской девушки Лизы

В Лизином облике явлен особый тип русской религиозности, воспитанный в ней няней, простой крестьянкой. Это "покаянный" извод христианства, сторонники его убеждены в том, что путь ко Христу лежит через покаяние, через плач о собственных грехах, через жёсткий отказ от земных радостей. Суровый дух старообрядчества незримо веет здесь. Недаром про Агафью, наставницу Лизы, говорили, будто она удалилась в раскольничий скит. Лиза идёт по её стопам, уходит в монастырь. Влюбившись в Лаврецкого, она боится поверить в собственное счастье. "Я вас люблю, - говорит Лаврецкий Лизе, - я готов отдать вам всю жизнь мою". Как реагирует Лиза?

"Она опять вздрогнула, как будто её что-то ужалило, и подняла взоры к небу.

Это всё в Божьей власти, - промолвила она.

Но вы меня любите, Лиза? Мы будем счастливы?

Опущенные глаза, голова на плече - это и ответ, и сомнения. Разговор так и завершается вопросительным знаком, Лиза не может этого счастья Лаврецкому обещать, потому что сама не до конца верит в его возможность.

Приезд жены Лаврецкого - катастрофа, но и облегчение для Лизы. Жизнь снова входит в понятные Лизе пределы, помещается в рамки религиозных аксиом. И Лиза воспринимает возвращение Варвары Павловны как заслуженное наказание за собственное легкомыслие, за то, что её прежняя самая большая любовь, любовь к Богу (она любила Его "восторженно, робко, нежно") стала вытесняться любовью к Лаврецкому. Лиза возвращается в свою "келейку", "чистую, светлую" комнатку "с белой кроваткой", возвращается туда, откуда она ненадолго вышла. Последний раз в романе мы видим Лизу именно здесь, в этом замкнутом, хотя и светлом пространстве.

Следующее появление героини вынесено за пределы романного действия, в эпилоге Тургенев сообщает о том, что Лаврецкий навестил её в монастыре, но это уже не Лиза, а только тень её: "Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращённого к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только ещё ниже наклонила она своё исхудалое лицо. ".

Похожий перелом происходит и в жизни Лаврецкого. После расставания с Лизой он перестаёт думать о собственном счастье, становится хорошим хозяином и посвящает свои силы улучшению быта крестьян. Он последний из рода Лаврецких, и его "гнездо" пустеет. "Дворянское гнездо" Калитиных, напротив, не разорено благодаря двум другим детям Марьи Дмитриевны - её старшему сыну и Леночке. Но ни то, ни другое не принципиально, мир всё равно становится другим, и в этом изменившемся мире, "дворянское гнездо" уже не обладает исключительной ценностью, своим прежним, почти сакральным статусом.

И Лиза, и Лаврецкий поступают не так, как люди их "гнезда", их круга. Круг распался. Лиза ушла в монастырь, Лаврецкий научился пахать землю. Девушки дворянского звания уходили в монастырь в исключительных случаях, монастыри пополнялись за счёт низших сословий, равно как и барин не должен был пахать землю и трудиться "не для одного себя". Невозможно представить себе за плугом ни отца, ни деда, ни прадеда Лаврецкого - но Фёдор Иванович живёт в другую эпоху. Наступает время личной ответственности, ответственности за одного себя, время жизни, не укоренённой в традиции и истории собственного рода, время, когда нужно "делать дело". Лаврецкий в сорок пять лет чувствует себя глубоким стариком не только из-за того, что в XIX веке были другие представления о возрасте, но и потому, что Лаврецкие должны навсегда уйти с исторической сцены.

При всей трезвости реализма Тургенева, при всей критической направленности роман "Дворянское гнездо" - произведение очень поэтичное. Лирическое начало присутствует в изображении самых различных явлений жизни - в рассказе о судьбах многострадальных крепостных женщин Малаши и Агафьи, в описаниях природы, в самом тоне повествования. Высокой поэтичностью овеян облик Лизы Калитиной, ее отношения с Лаврецким. В духовной возвышенности и цельности облика этой девушки, в ее понимании чувства долга есть много общего с пушкинской Татьяной.

Изображение любви Лизы Калитиной и Лаврецкого отличается особой эмоциональной силой, поражает тонкостью и чистотой. Для одинокого, стареющего Лаврецкого, через много лет посетившего усадьбу, с которой были связаны его лучшие воспоминания, "опять повеяла с неба сияющим счастьем весна; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело". Современники Тургенева восхищались его даром слияния трезвой прозы с обаянием поэзии, суровости реализма с полетом фантазии. Писатель достигает высокой поэтичности, которую можно сравнить только с классическими образцами пушкинской лирики.

3. Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

3.1 Любовная история Павла Кирсанова

В начале романа "Отцы и дети" Тургенев представляет нам своего героя как нигилиста, человека, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", для которого романтизм - это чушь и блажь: "Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом,". отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство" Базарова.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова.

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен - он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.

Героиня романа Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью.

Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"

3.2 Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он - ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, - сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Тургеневым был создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: "Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова". Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: "Куда вы идете?" Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: "Я люблю вас глупо, безумно".

Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Базаров признаёт теперь, что человек - загадка, его самоуверенность поколеблена.

Сначала Базаров гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: Это что за фигура? На остальных баб не похожа. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной о своих убеждениях и воззрениях, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее глупо, безумно, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова - одна из самых сильных в тургеневском романе.

Итак, в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и "двух уже дряхлых старичков", родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь!"Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?".

Заключение

Роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" отличается простотой сюжета и в то же время глубокой разработкой характеров.

Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич. Но наряду с этим в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы.

Образ Лизы Калитиной - огромное достижение Тургенева. Она обладает природным умом, тонким чувством. Это воплощение чистоты и доброжелательности. Лиза требовательна к себе, привыкла содержать себя в строгости. Ее комнату Марфа Тимофеевна называет "келейкой" - до такой степени она похожа на монастырскую келью.

Воспитанная с детства в религиозных традициях, Лиза глубоко верует в Бога. Ее привлекают требования религии: справедливость, любовь к людям, готовность пострадать за других. Для нее характерны сердечность, любовь к прекрасному.

Лиза Капитина объединяет в себе все то, о чем мечтает автор для своих героинь: скромность, душевную красоту, способность глубоко чувствовать и переживать, а главное - способность любить, любить самоотверженно и безгранично, не страшась самопожертвования. Именно это мы видим в образе Лизы. Она "уходит" от Лаврецкого, узнав, что его законная жена жива. Она не позволяет себе сказать ни слова ему в церкви, куда он пришел повидаться с нею. И даже спустя восемь лет при встрече в монастыре она проходит мимо: "Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу".

Ни слова, ни взгляда. Да и зачем? Былого не вернешь, а будущего нет, так к чему же тревожить старые раны?

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из "Дворянского гнезда". Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть "очень горячо, чуть не со слезами".

Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая. Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить. В повести раздумья автора о судьбе дочери, о своей несчастной любви. Зинаида Засекина - один из самых противоречивых женских типов, созданных Тургеневым.

Героиня повести - открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе.

Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

В "Отцы и дети" - раскрыто размежевание основных общественных сил, своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов.

В романе Тургенева образом "нежной традиционности", "женской обычности" можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом. Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту нс сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь.

Другая героиня романа Анна Сергеевна Одинцова - самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впечатление на окружающих она производила не "красивостью", а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он считал, что "красивая женщина не может свободно мыслить". Базаров - нигилист, для него любое теплое отношение к женщине - это"романтизм, чепуха", поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: "убежденный противник романтических чувств" и "страстно любящий человек". Возможно, это начало трагического возмездия за его заносчивость. Естественно, что этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился ("…приятель его покраснел") Правда, Евгению самому было досадно" Вот тебе раз, бабы испугался!" Свою неловкость он прикрыл преувеличенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впечатление, хотя его "ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее".

Евгений не мог управлять своим чувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция - цинизм. ("Этакое богатое тело - первый сорт") Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна "обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости".

Для Базарова же, на наш взгляд, начался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное чувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров очень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, что в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетничала и дразнила его, что сердце у него… рвалось, и кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней…. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только: Вы меня не поняли.

Тут-то и расклеилась машина, а ответная реакция нигилиста - опять-таки грубость. Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался! … Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает. Его пытается поддержать его же ученик, Аркадий, но Базаров знает, что пути их разошлись и между ними давно установилось лжеразвязное подтрунивание… - признак тайного неудовольствия и подозрения. Он со злой иронией говорит: Ты слишком возвышен для моего понимания,…и кончим тем…, для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан…

В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое чувство, но все же, неожиданно для себя, расчувствовался. Предположение же Базарова, что Одинцова не приняла его любовь только из-за того, что она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенечка не приняла его любовной интрижки.

Список использованной литературы

1.Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. - Л.: 1999. - 122 с.

2.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: 2000. - 485 с.

.Билинкис Н.С., Горелик Т.П. "Дворянское гнездо Тургенева и 60-е годы ХIХ века в России" // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М.: 2001. - № 2, С.29-37.

.Григорьев А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа "Дворянское гнездо" // Григорьев А. Литературная критика. - М.: 2002.

.Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. - М., 1999.

.Лебедев Ю.В. Тургенев. Серия ЖЗЛ. - М.: 1990.

.Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М.: "Языки русской культуры", 2000. - 256 с.

.Маркович В.М. Между эпосом и трагедией / "Дворянское гнездо"/ // Под ред.В.М. Марковича И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л.: 1990, С.134-166.

.Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск: 2003. - 216 с.

.Пумпянский Л.В. Романы Тургенева. Классическая традиция // Собрание трудов по истории русской литературы. - М.: 2000.

.Тургенев в воспоминаниях современников. - М., 1983. Т.1-2.

.Тургенев в современном мире. - М., 1997.

13.Тургенев И.С. Дворянское гнездо . - М.: Издательство: Детская литература, 2002. - 237 с.

14.Тургенев И.С. Отцы и дети . - М.: Издательство: АСТ, 2005. - 363 с.

15.Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М.: 2003. - 212 с.

(347 слов) Основными темами произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» являются взаимоотношения разных поколений и любовь. Не всегда отцы и дети понимают друг друга. Даже о чувствах у них разные понятия.

Родительская любовь проявляется в полной мере, когда после долгой разлуки встречаются Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий. Отец чувствует неподдельную радость и смягчение. Он волнуется, переживает, говорит тёплые слова. Сын более сдержан, отстранён. Аркадий вынужден скрывать свои чувства, поскольку именно так, по его мнению, поступает невозмутимый нигилист Базаров. Молодой Кирсанов не признаётся даже в любви к природе. Начиная говорить о красоте малой родины, он сам себя останавливает и ищет другие темы для разговора. Если Базаров презирает романтизм, то и он, Кирсанов, не должен позволять себе восхищаться обычными вещами! Велика и любовь родителей Базарова к сыну – они благоговеют перед «Енюшей», восхищаются им, но стараются этого не показывать, чтобы не надоесть.

Два главных героя по-разному понимают любовь, хотя и принадлежат к одному поколению. Аркадий обладает возвышенной и мягкой натурой, поэтому находит опору в спутнице жизни. Таким же привязчивым и нежным мужем был его отец, Николай Петрович. Он тоже обрел смысл жизни в семейном счастье. Другое дело – Базаров. Он видит в любви только физиологическое влечение и препятствие для разумных людей. Это какая-то зараза, которой надо противостоять любой ценой. Поэтому встреча с Анной Сергеевной Одинцовой становится для героя испытанием. Он признаётся в своём чувстве, которое «глупо, безумно». Но возлюбленная ответить на чувство не может. Она ценит душевный комфорт и не хочет перемен. Также несчастен Павел Петрович, дядя Аркадия. После мучительного разрыва с дамой сердца мужчина затворился в деревне и начал черстветь. Разочарование в любви сделало из него сноба и гордеца, он даже препятствовал браку брата и крестьянской девушки Фенечки, ссылаясь на непозволительность мезальянса. Кирсанов-старший, как и Базаров, пал жертвой страсти.

Иван Сергеевич Тургенев говорит о великой силе любви, которой никто не может противостоять. Для представителей старшего поколения это больше привязанность, но и они могут любить безрассудно. Представители младшего поколения, как и положено юным мечтателям, отдаются своим чувствам. Если же они отказываются от любви, они теряют себя. Кто-то, как Павел Петрович, навсегда остаётся в одиночестве, кто-то, как Базаров, уходит из жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры