Смотреть что такое "Петипа, Мариус Иванович" в других словарях. Мариус петипа Балетмейстер петипа

Главная / Бывшие

Т анцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа - француз, посвятивший жизнь русскому балету.

Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем и балетмейстером - отец Жан Антуан Петипа. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.

«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» - вспоминал Мариус Петипа.

Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Работая с отцом, расширил горизонты, гастролируя по всей Франции, Америке, Испании. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы, чтобы применить все полученные знания на новой службе - в России.

За пластикой - в Россию

Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».

«Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».

Мариус Петипа

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика - помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами - получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».

Успешные дебюты

Сцена из балета «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа, композитор Чезаре Пуни. 1862 год

Мария Петипа и Сергей Легат в балете «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа. 1862 год

Первый большой балет Петипа-постановщика «Дочь фараона» получил сценическое воплощение в 1862 году. В этом спектакле критики отметили умелое владение искусством работы с солистами и кордебалетом, но - в ущерб сюжету. Петербург принял спектакль благосклонно, чего не скажешь о московской публике.

Сцена из балета «Баядерка». 1900 год

Сцена «Теней» из балета «Баядерка». Фотография из личного архива Фёдора Лопухова. 1900 год

Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова . В основе спектакля - французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

«Эпоха Петипа»

Мария Петипа в партии Феи Сирени. 1900 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа

Карлотта Брианца в партии Аврора и Павел Гердт в партии Дезире. 1890 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому . Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.

«Спящая красавица» - одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века».

Балетовед Вера Красовская

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит

Артист балета и балетмейстер Мариус Иванович Петипа (настоящее имя - Альфонс Виктор Мариус Петипа, Alphonse Victor Marius Petipa) родился 11 марта 1818 года в Марселе (Франция). Отец - Жан-Антуан Петипа - артист балета и хореограф, мать - Викторина Грассо - драматическая актриса, пользовалась известностью как исполнительница первых ролей в трагедиях.

В 1822 году Жан-Антуан Петипа получил приглашение в Брюссель, куда переехал со своей семьей. Общее образование Мариус Петипа получил в брюссельской гимназии, одновременно посещал консерваторию Фетис, где изучал сольфеджио и учился игре на скрипке. С семи лет Мариус и его старший брат Люсьен начали обучаться хореографии в классе своего отца. В Брюсселе состоялся и дебют будущего хореографа.

В начале 1830-х годов семья перебралась во Францию, где Мариус Петипа начал заниматься со знаменитым хореографом Огюстом Вестрисом . Выступал в Бордо, вместе с отцом гастролировал в Нью-Йорке, в 1843-1846 годах работал в Испании.

В 1847 году Петипа был приглашен в Петербург и заключил контракт с дирекцией императорских театров . В октябре 1847 года Петипа дебютировал в роли Люсьена в балете Жозефа Мазилье "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье "Сатанилла" (музыка Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа), балетах Жюля Перро "Эсмеральда" (музыка Цезаря Пуни), "Фауст" (музыка Пуни и Джакомо Паниццы), "Корсар" (музыка Адольфа Адана), а также в собственных постановках.

Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году Петипа прославился постановкой "Дочери Фараона" (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством.

В 1862 году Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1869 года стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года.

Среди его балетов: "Царь Кандавл" (1868) Цезаря Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871,Санкт Петербург), "Баядерка" (1877) Людвига Минкуса и другие. "Баядерка" стала первым шедевром Петипа, особенно "акт теней", который до сих пор является образцом академического классического балета.

Свои балеты Петипа предпочитал ставить в тесной связи с композиторами, если это было возможно. Совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору - создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1895) и Александра Глазунова ("Раймонда", 1898).

Среди поставленных Петипа одноактных балетов выделялись "Сон в летнюю ночь" (1876) на музыку Феликса Мендельсона к комедии Шекспира, "Испытание Дамиса" ("Служанка госпожа", 1900) и "Времена года" (1900) Глазунова.

В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

Последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора императорских театров Владимира Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, но стал чинить препятствия в постановках, вмешиваясь в творческий процесс и делая замечания.

Мариус Петипа жил в Петербурге до 1907 года, а затем по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, в Ялту, где провел остаток своей долгой жизни.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 года Петипа скончался в Гурзуфе. Его тело было перевезено в Петербург и торжественно похоронено на Волковском лютеранском кладбище. С течением времени, однако, его могила оказалась в запустении, и в 1948 году по решению властей прах балетмейстера был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Француз по происхождению, Мариус Петипа работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть "веком Петипа". Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия. Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

Петипа был дважды женат на танцовщицах. В 1854 году он сочетался браком с Марией Суровщиковой, впоследствии супруги разъехались. В 1882 году Мария Суровщикова умерла, и Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонида Леонидова - Любови Савицкой.

Практически все дети Петипа имели отношение к театру. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четверо дочерей танцевали на сцене Мариинского театра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Петипа Мариус Иванович (Petipa, Marius) (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца - Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 - главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа.

В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов.

Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в.

Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898).

Несмотря на то, что к началу 20 в. монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего М.М.Фокину, устаревшими (и они окрестили их «старым» балетом, противопоставив им свой - «новый»), традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение и в 20 в. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

2018 года выдающемуся артисту балета и балетмейстеру Мариусу Ивановичу Петипа исполнилось бы 200 лет. Его роль в развитии российского балета неоценима. В истории отечественного танцевального искусства была целая эра, которую называют «эпохой Петипа». Он поставил более 60 балетов, а также создал свод правил, которые до сих пор применяются в искусстве театрального танца и считаются основами балетного академизма. Характерной чертой его постановок являются мастерство композиции, виртуозная разработка сольных партий, стройность хореографического ансамбля.

Петипа Мариус Иванович: краткая биография, родители

Имя, которое ему дали при рождении, - Альфонс Виктор Мариус Петипа. Родился будущий деятель искусства в середине марта 1818 года во французском портовом городе Марселе. Его отец - Жан Антуан Петипа, был артистом французского балета и хореографом, а мать — Виктория Грассо — служительницей драматического театра. Женщина являлась довольно популярной актрисой и исполнительницей главных ролей в трагедиях.

Когда Мариусу Петипа, о биографии которого рассказывается в этой статье, исполнилось 4 года, его семья, получив приглашение от брюссельского театра оперы и балета, переехала в столицу Бельгии. Здесь же мальчик пошел в гимназию, а также получал азы музыкального образования в консерватории Фетис. Изначально занимался скрипкой и сольфеджио. Когда ему исполнилось 7 лет, он стал посещать уроки хореографии под руководством своего отца. Здесь впервые поднялся на сцену и выступил перед публикой. И тем не менее в раннем детстве ему совершенно не хотелось танцевать. Можно сказать, что отец заставлял его выполнять сложные балетные движения, которые, впрочем, мальчику давались с легкостью. Кто бы мог подумать, что это искусство в дальнейшем станет делом всей его жизни.

Возвращение во Францию

В 30-х годах 19-го века в биографии Мариуса Петипа вновь начинается французский период. Здесь, под руководством известного во всей Европе хореографа Огюста Вестриса, он более серьезно занимается танцами. В этот же отрезок времени его отец продолжал выступать как танцовщик, а сын танцевал с ним на одной сцене, в одних и тех же спектаклях. Именно в это время они гастролировали в Штатах, выступали в Нью-Йоркском и балета, вместе также объездили всю Европу, довольно долго работали в Испании. Это был сложный период, ведь после второй революции во Франции танцевальное искусство пришло в упадок, и у народа появилось множество проблем, которые не позволяли им приходить в театр и наслаждаться искусством.

Российский период

С того момента, как известный французский балетный танцовщик отправился в Россию, а это случилось в 1847 году (то есть когда ему исполнилось 29 лет), произошли изменения и в его инициалах. Далее он в своей биографии - Петипа Мариус Иванович. Как понимаете, его отчество с Жановича было изменено на Иванович (на русский манер), и после этого и до конца жизни танцовщик и хореограф звался в России Мариусом Ивановичем. Он был приглашен в столицу Российской Империи, в Петербург, для того, чтобы стать солистом императорских театров.

Дебютной ролью была партия Люсьена в балете "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза). Этот спектакль он привез в Россию из Парижа. Далее был отмечен как исполнитель ведущих ролей в балетах "Эсмеральда", "Сатанилла", "Фауст", "Корсар" (музыка Адольфа Адана), которые привез из Франции. Позже стал и сам создавать новые постановки. Публика приветствовала французского танцовщика на ура и постоянно вызывала его на бис, однако знатоки балетного мастерства, да и он сам, знали, что все эти па, пируэты и фуэте даются благодаря большому трудолюбию. Другое дело — актерское мастерство: в этом ему не было равных. В дальнейшем Мариус, конечно же, оказался незаменимым в деле постановок спектаклей. Многих удивляло, как все это ему удается.

Начало хореографической деятельности

Постановка "Дочери Фараона" (на музыку Пуни) в 1850-60 гг. считается одним из ключевых моментов в биографии Петипа Мариуса Ивановича. Зритель был просто потрясен зрелищностью, масштабами, роскошью, ну и мощью постановки. После этого он был назначен балетмейстером императорских театров Петербурга. Через 7 лет работы в этом качестве он был признан лучшим среди своих коллег. Именно 1869 год в биографии Мариуса Петипа стал наиболее знаковым - он был назначен главным балетмейстером первого театра Империи. На этой должности продержался 34 года, до 1903-го, то есть до 85 лет.

Деятельность

Сложно перечислить все спектакли, которые за свою долгую деятельность поставил Мариус Петипа. Краткая биография, естественно, не может все охватить. Мы перечислим лишь самые известные: "Дон Кихот", "Баядерка" и др. Примечательно, что в последнем он впервые поставил "акт теней", который был признан настоящим шедевром и по сей день считается образчиком классического академического балета.

Сотрудничество

“Трудовая” биография и творчество Мариуса Петипа отличаются тем, что он при постановке своих спектаклей предпочитал прямое сотрудничество с композиторами - авторами балетов. Конечно, если это можно было осуществить. Такое сотрудничество помогало выдающемуся балетмейстеру еще глубже проникать в суть музыки, в то время как композитор создавал партитуру, которая гармонично сочеталась с поставленной Петипа хореографией. Особенно плодотворными были его совместные проекты с Петром Чайковским. До сих при постановке балетов “Спящая красавица” и “Лебединое озеро” современные балетмейстеры пользуются разработанной великим французом хореографией. Еще тогда балетные критики писали, что это вершина академизма и симфонизации танца. Помимо вышеперечисленных, особенно удачными постановками Петипа были "Раймонда", "Сон в летнюю ночь" к "Испытание Дамиса" и "Времена года" (1900) по Глазунову.

Петипа - подданный Российской Империи

Еще одна дата в биографии Мариуса Петипа была ключевой - 1894 год. Именно тогда великий балетмейстер принял российское подданство. Он был влюблен в эту страну, в талантливых артистов, считал их лучшими во всем мире. Согласно авторитетному мнению господина Петипа, способность к танцам и именно к в крови у русских артистов, и лишь небольшая шлифовка делает их лучшими.

Последние годы творчества

Несмотря на то что в России Мариус Иванович Петипа имел невероятный успех, был обласкан самим императором и императрицей, последние годы его творчества омрачились неоднозначным отношением к нему нового руководителя императорских театров В. Теляковского. Между ними будто пробежала черная кошка. Конечно, он был не в состоянии уволить великого хореографа. Николай Второй ему бы этого никогда не позволил. Однако он то и дело чинил препятствия и различные неприятности во время постановок тех или иных спектаклей. Мог вмешаться и сделать замечание, что крайне не нравилось не привыкшему к такому отношению Мариусу.

Отъезд из столицы и смерть

Великий балетмейстер и хореограф жил в Петербурге до 79 лет, однако в 1907 году по настоянию врачей он уехал ближе к морю в Крым, с ним туда же отправилась его семья. Здесь он еще прожил три года и скончался в прекрасном Гурзуфе в возрасте 92 лет. После смерти тело Великого Француза, выдающегося деятеля танцевального искусства России было перевезено в Санкт-Петербург - город, где прошли лучшие годы его жизни, и с которым была связана большая часть его творчества. Он похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Шли годы, и его могила оказалась в полном запустении. В 1948 году по решению наркома культуры его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру.

Личная жизнь

Как и у большинства балетмейстеров, его избранницами становились танцовщицы. Официально Петипа был женат дважды, и в оба раза на балеринах. Его первой женой была Мария Суровщикова. Мариусу тогда была 36 лет, а ей в два раза меньше. Прожив с ним долгую и счастливую жизнь, она умерла. 64 летний хореограф на этот раз женился на дочери своего друга, известного артиста Леонидова, — Любови Савицкой. От обоих браков у него родилось 8 детей, четыре девочки и четыре мальчика. Все они в дальнейшем имели отношение либо к драматическому, либо к балетному искусству.

Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

Мариус Петипа родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 года. Его отец, Жан-Антуан Петипа, был довольно известным французским провинциальным балетмейстером. Как раз в ту пору, когда родился младший сын, он ставил в Марселе свой первый анакреонтический балет «Рождение Венеры и Амура». Затем семья перебралась в Брюссель – там Мариус в 1831 году дебютировал в балете своего отца «Танцемания». Но сперва мальчик танцевал из-под палки. Вот как вспоминал Петипа те годы: «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов.

В 1839 году он вместе с отцом гастролировал в Нью-Йорке. Вернувшись, совершенствовался в школе Парижской оперы, но в состав труппы не попал, уехал в Бордо, а оттуда – на три года в Испанию. Там он серьезно изучал испанские танцы и сам ставил небольшие спектакли. Потом он был вынужден спешно уехать в Париж (Петипа в мемуарах намекает, что виной тому – любовная история), а из Парижа, заключив контракт с дирекцией императорских театров, – в Санкт-Петербург.

Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину не только потому, что в России ему предложили выгодное место. Во Франции его имя стало известным, и он мог сделать блестящую карьеру и не уезжая в чужую далекую страну. Но вот отношение к балету в Европе его не устраивало. О европейском балете он впоследствии говорил, что там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает». Петипа определил «от противного» в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе – пластика, грация и красота.

С первых же выступлений Петипа понравился публике и как танцовщик хорошей школы, и как пантомимный актер – нарочито эффектной и приподнятой, во вкусе того времени, игрой. Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев, а также хвалили его артистизм и прекрасные мимические способности.

В то время главным балетмейстером был Перро, и Петипа вскоре стал его учеником и помощником. Перро делился с ним знаниями и опытом, но самостоятельной работы не поручал, зато требовал, чтобы танцовщик побольше читал и ходил в музеи, набираясь знаний по истории и этнографии. Лишь в 1855 году Петипа смог поставить свой дивертисмент «Звезда Гренады», где пригодились знания в области испанского танца. Перро понемногу позволял ставить – так появились одноактные балеты «Брак во времена регентства» и «Парижский рынок».

Петипа всерьез собрался связать судьбу с российским балетом и даже женился на молодой русской танцовщице: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой». Получив отпуск в Петербурге, семейная чета Петипа отправилась на трехмесячные гастроли в Европу. Однако танцовщица, обладавшая «грацией Венеры», в семейной жизни оказалась далеко не идеальной женой: «Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной», – вспоминал Петипа. Супруги вынуждены были разъехаться, но разводиться не стали – развод в то время был делом очень хлопотным.

В 1859 году в Россию приехал балетмейстер Сен-Леон. Он не считал Петипа конкурентом и нуждался в помощнике. И тут тоже хореографу было чему поучиться – тщательной подготовке спектаклей, действенному танцу. Правда, первый двухактный балет Петипа «Голубая георгина», поставленный в 1860 году, оказался неудачным, но балетмейстер вскоре стал готовиться к постановке большого спектакля. По примеру Перро он решил взять сюжет из литературного произведения – а тогда как раз все восхищались новеллой Теофиля Готье «Роман мумии». Тут пригодилась школа Перро – Петипа уже наловчился собирать исторические материалы. Что же касается танцев – он наконец дал волю фантазии. Петипа обладал способностью до мельчайших подробностей «видеть» танец и до тончайших нюансов «слышать» музыку своего будущего произведения.

Первый монументальный балет Петипа «Дочь фараона» появился в 1862 году.

Уже в первой своей большой постановке Петипа продемонстрировал блестящее владение танцевальными ансамблями, умелую группировку кордебалета и солистов. Сцена была разбита им на несколько планов, каждый из которых заполнялся группами артистов – они исполняли свои партии, сливались и вновь разъединялись. Это напоминало принцип работы композитора-симфониста, который впоследствии получил дальнейшее развитие в работе Петипа.

«Дочь фараона» была принят публикой хорошо – за отличные танцы балетмейстеру простили слабый сюжет. Но это – в Санкт-Петербурге, а когда балет был перенесен в Москву, язвительные москвичи обрушились на отсутствие драматургии. Петипа сделал выводы – и его балет «Царь Кандавл» (сюжет опять был позаимствован у Готье) имел успех в обеих российских столицах. Тогда Петипа поставил в Москве балет «Дон Кихот», и опять его хвалили за танцы и упрекали за слабость драматургической основы. Действительно – Петипа взял за основу лишь часть сюжета романа Сервантеса, относящуюся к свадьбе Базиля и Китри. Новым на балетной сцене было широкое использование испанских народных танцев – лишь партия Дульцинеи была строго выдержана в классическом духе. Петипа создал два варианта этого балета – в 1869 году он был поставлен на московской сцене, а в 1871 году на петербургской. В петербургской постановке классическому танцу была отведена уже значительно большая роль, комедийных сцен стало меньше, и весь балет принял более «блестящий» вид.

Потом был период полуудач, тоже по-своему необходимый, балетмейстер работал только над развлекательными балетами. В 1874 году он поставил для бенефиса Екатерины Вазем балет «Бабочка».

Содержание его критики называли «посредственным, бесцветным и скучным». От провала спасали хореографические находки балетмейстера – всевозможные интересные танцы и группы. Видевший спектакль старый Август Бурнонвиль, известный романтик балета, признавал мастерство Петипа, но не одобрял технические причуды хореографа, считая их данью моде, и находя в этом и других балетах «бесстыдство стиля, заимствованного у гротесковых итальянцев и нашедшего покровительство на упадочной сцене Парижской оперы». И все же в отдельных вариациях уже намечалась нотки будущих великолепных небольших танцев, вошедших в балеты Петипа в 80-90-х годах.

Лишь в 1877 году его редкий талант проявился во всю мощь – Петипа поставил «Баядерку ». Он был противником избыточной техничности и, проявляя неиссякаемую фантазию в сочетании танцевальных движений, добивался стройности и логичности как сольного, так и массового танца. Напряженное драматическое действие и яркий характер главной героини прекрасно сочетались с хореографическими разработками. «Баядерка» являла собой гармоничный синтез музыки, танца и драмы, что впоследствии было развито Петипа в его дальнейших постановках. Финальная картина балета, «Тени», до сих пор непревзойденный образец массового классического танца.

Следующий этап его творчества – это балеты, с одной стороны, «сиюминутные», с другой – удивительно танцевальные. Петипа откликнулся на Русско-турецкую войну 1877–1878 годов балетом «Роксана, краса Черногории», на экспедицию Норденшельда к Северному полюсу – балетом «Дочь снегов», на интерес общества к славянской культуре – балетом «Млада».

Как писал о нем артист Николай Легат, «его коньком были женские сольные вариации. Здесь он превосходил всех мастерством и вкусом. Петипа обладал поразительной способностью находить наиболее выгодные движения и позы для каждой танцовщицы, в результате чего созданные им композиции отличались и простотой, и грациозностью».

По воспоминаниям прославленной балерины Екатерины Гельцер, «в вариациях, так же как и в ролях, у Петипа была сквозная линия, а не только набор движений и трудностей, которые являются у некоторых балетмейстеров следствием недостатка фантазии… Петипа обладал, прежде всего, колоссальным вкусом. Танцевальные фразы у него были неразрывно слиты с музыкой и образом. Петипа всегда чувствовал стиль данной эпохи и индивидуальность актера, что являлось громадной заслугой… Своим художественным чутьем он верно воспринимал сущность индивидуальных дарований».

Но интерес публики к балету стал падать. Театральное начальство, не слишком задумываясь о причинах, решило взять пример с антрепренера Лентовского, чьи грандиозные феерии в саду «Кинь-Грусть» пользовались огромным успехом, и на сцене Мариинского театра появилась своя феерия – «Волшебные пилюли». Появилась – и с треском провалилась. Но публику все же удалось вернуть, когда начали приглашать итальянских танцовщиков-виртуозов.

Петипа был в растерянности. Он не хотел отказываться от своих балетмейстерских идей и заниматься только созданием замысловатых вариаций для заезжих виртуозок. Он даже задумывался об отставке. В результате его деятельность в Санкт-Петербурге свелась к одной новой постановке в год и к одному возобновлению какого-нибудь старого балета.

Театральное начальство, пытаясь спасти положение, решило привлечь к работе над балетами профессиональных русских композиторов. Первая попытка оказалась неудачной – это была первая редакция балета Чайковского «Лебединое озеро». Произведение, в котором не музыка составляла фон для танца, а танец должен был подчиняться музыке, ни публика, ни критики не признали «своим». Но после того как Петипа поставил балет «Весталка» на музыку одного из учеников Чайковского – Михаила Иванова, появилась надежда, что принципы симфонизма понемногу приживутся в балете.

Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский давно мечтал о создании грандиозного балета-феерии, который показал бы всему миру неограниченные возможности петербургского балета. У него уже был задуман сценарий по мотивам сказки «Спящая красавица». Удалось уговорить Чайковского, который после неудачи «Лебединого озера» зарекся писать балетную музыку. А Петипа был рад – ему предстояла именно такая работа, о которой он мечтал.

Чайковской потребовал от него подробный план всего балета – пришлось сочинять сценарий, в котором обозначены не только продолжительность танца в тактах и его метрический размер, но и содержание, и особые пожелания. И все равно авторам пришлось нелегко. Услышав музыку феи Сирени, Петипа был вынужден изменить первоначально задуманный рисунок танца этого персонажа.

Над танцевальными ансамблями он работал своеобразно – сделал из картона фигурки танцовщиков и танцовщиц, расставлял их на столе, передвигал, добиваясь нужного рисунка, потом зарисовывал композицию и стрелками обозначал переходы.

К началу 1890 года «Спящая красавица» была готова. На генеральной репетиции присутствовал весь двор и… ничего не понял. Вскоре после премьеры появились рецензии такого содержания: «В балет не ходят слушать симфонии, здесь нужна музыка легкая, грациозная, прозрачная, а не массивная, чуть не с лейтмотивами». Решающее слово было за рядовым зрителем, который устал от нагромождения технических сложностей. И рядовой зритель этот балет принял. Так усилиями трех человек удалось переломить ситуацию – после спада балетное искусство вновь было на подъеме.

Впереди у Петипа были новое «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Раймонда », «Испытание Дамиса » и «Четыре времени года» Глазунова. Впереди было удачное и плодотворное сотрудничество с Всеволожским.

Все балеты, поставленные им за семнадцать лет директорства Всеволожского, имели успех: «Спящая красавица», «Золушка» («Сандрильона»), «Лебединое озеро», «Синяя борода», «Раймонда», «Привал кавалерии », «Пробуждение Флоры», «Четыре времени года», «Хитрость любви», «Арлекинада », «Ученицы господина Дюпре», «Дон Кихот», «Камарго», «Ненифар», «День и ночь» (поставленный по случаю коронации Александра III), «Прелестная Жемчужина» (к коронации Николая II), «Баядерка», «Капризы бабочки», «Талисман», «Приказ короля», «Кузнечик-музыкант», «Сон в летнюю ночь», «Шалости амура», «Гаарлемский тюльпан», «Щелкунчик».

В 1882 году Мария Суровщикова умерла. Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонидова, Любови Леонидовне. С тех пор, по признанию самого Петипа, он «впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг».

Разница в возрасте (Мариусу Петипа было пятьдесят пять лет, Любови – девятнадцать), характерах, темпераменте супругов была очень большой, однако, как писала в своих воспоминаниях их младшая дочь Вера, «это не помешало им прожить вместе много лет и очень любить друг друга. Мать вносила в нашу нервную и напряженную театральную атмосферу струю освежающей непосредственности и увлекательного юмора». Артистическая семья была большой, и все дети Петипа связали свою судьбу с театром. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четыре дочери танцевали на сцене Мариинского театра. Правда, ни одна из них не достигла высот славы, хотя все они прекрасно владели хореографической техникой.

Однако последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора императорских театров Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, который изъявил желание, чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни. Действительно, несмотря на преклонный возраст, творческие способности балетмейстера отнюдь не угасали, его ум оставался живым и ясным, а энергия и работоспособность были удивительными даже для значительно более молодых его коллег. По свидетельству Солянникова, «Петипа шел со временем в ногу, шел за растущими дарованиями, которые позволяли ему раздвигать творческие рамки и обогащать палитру спектакля свежими красками».

Не в силах уволить балетмейстера, Теляковский стал чинить ему препятствия в постановках. Он постоянно вмешивался в творческий процесс, давая невыполнимые указания и делая некомпетентные замечания, которые, естественно, не могли оставить равнодушным Петипа. Балетная труппа поддерживала старого мастера, но конфликты с дирекцией продолжались. Из-за вмешательства Теляковского в заранее продуманное оформление и освещение сцены балет получился совсем не таким, каким задумывался. Это так тяжело сказалось на Петипа, что его поразил частичный паралич. Впоследствии, когда здоровье его несколько улучшилось, он время от времени посещал театр, а артисты не забывали его и постоянно навещали любимого мастера, нередко обращаясь к нему за советами.

Д. Трускиновская

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры