Смысл названия повести очарованный странник краткое. Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”

Главная / Бывшие

В чем смысл названия «Очарованный странник»?

Повесть «Очарованный странник» названа так, т. к. слово «очарованный» – означает околдованный, оцепенение. Также, слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом «очаровываться». Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши – «…» «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря». Мне кажется, что слово «странник» в названии произведения содержит в себе оба значения. Итак, Очарованный странник – это человек, призванный пройти по жизни, принимая ее такой, какая она есть, находясь под ее очарованием, выполняющий все, что ему предназначено.

Смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести «Очарованный странник» — «Черноземный Телемак». Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.
Смысл слова «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его «до последней житейской пристани – до монастыря». Мне кажется, что слово «странник» в названии произведения содержит в себе оба значения.
Слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом «очаровываться». Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши – «…»

Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.
Прилагательное «очарованный» можно также связать со словами «околдованный», «оцепенение». Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.)
Наконец, «очарованный» можно сравнить со словом «чары». Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание — причины всего происшедшего с ним: «…я многое даже не своею волею делал…»
Итак, Очарованный странник – это человек, призванный пройти по жизни, принимая ее такой, какая она есть, находясь под ее очарованием, выполняющий все, что ему предназначено.

Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” увлекательна

Именно тем, что ее главный герой, “черноземный Телемак”, Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” - “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.

Смысл слова “странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его “до последней житейской пристани – до монастыря”. Мне кажется, что слово “странник” в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово “очарованный” также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом “очаровываться”. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное “очарованный” можно также связать со словами “околдованный”, “оцепенение”. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, “очарованный” можно сравнить со словом “чары”. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: “…я многое даже не своею волею делал…” Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.

Значит, “хождения по мукам” попали в ранг трагедии нахождения дорог службе России. А Флягин, не ведающий об этом, стал зачинателем возвышенных моральных человеческих черт.

Как известно, название произведения несёт на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит не только тему, но и главную идею или конфликт. Так и Н.С. Лесков вкладывает очень большой смысл в название своей повести о современном писателю Илье Муромце - «Очарованный странник».

Иван Северьянович Флягин… Он олицетворяет собой русский характер. Этот герой находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это широкая русская натура, требующая развития. Можно сказать, что в стремлении к духовному совершенству Флягин тыкается, как слепой котенок, в разные стороны. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет героя скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Так, на страницах книги перед читателем проходит не одна, а сотни жизней, выписанных тщательно и гениально, да к тому же совершенно простым языком.

Но дело в том, что особое мастерство автора заключается в том, что его герой – это не придуманный тип, а человек из народа. Его характер до мелочей правдив. Мы, читатели, переживая с Флягиным его скитания по земле, можем заметить закономерность в завитках его судьбы, можем отметить, что, к примеру, плен героя – явление не случайное, а закономерное. Таким образом Флягин расплачивается за убийство, которое он, хотя и не со зла, но совершил. А сам герой воспринимает все происходящее с ним как рок судьбы, бесчисленную череду событий, никак не связанных между собой.

Таким образом, Лесков не управляет мыслями героя, не «помогает» ему в понимании себя, не берет на себя роль невидимого голоса, объясняющего всё и вся. Герой сам, в меру своих возможностей, пытается понять закономерности жизни, а, вместе с этим, и смысл всеобщего бытия. Именно поэтому Ивана Северьяновича с уверенностью можно назвать странником по жизни, и странником именно зачарованным, то есть подверженным чарам.

В своей жизни герой проходит различные «испытанья»: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он пытается вырваться из-под чар судьбы, мечется. В нем кипит необузданная слепая сила, и Флягин не знает, как совладать с нею. Поэтому, например, он ни за что убивает монашка. И вот в финале повести мы видим этого героя в облике послушника. Здесь Флягин - моленый сын.

Возникает вопрос: «А за что ему монастырь?» Даже, скорее, не за что, а зачем? Но герой не думает, не размышляет, он чувствует. Чувствует до конца, без оглядки, без сомнений. Его сердце настолько искренне, что не поступить так, как оно велит, герой не может, да, наверное, и не умеет.

Всю жизнь Флягин погибал, а не погиб. Он по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Герой рвется из колеи, которая для него как бы проложена судьбой: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес...

- А когда же вы в монастырь пошли?
- Это недавно-с...
- И тоже призвание к этому почувствовали?
- М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с».

Вот она, ключевая фраза - «не знаю»!!! Флягин не знает, он чувствует, все он делает по наитию. Поэтому и считает себя зачарованным, так сказать «роковым», то есть подверженным року. А ведь по-другому и не могло быть. Ведь если человек даже не пытается уяснить, хотя бы для самого себя, цепь поступков, связь времен, он и все происходящее с ним будет воспринимать как чужую волю или волю свыше, божественную, судьбинную…

Но и в монастыре силы героя гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных, непонятных чар и «странствует». Герой и богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей…

«Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется»,- говорит герой в конце повествования. Опять чувствование, опять порыв. А ведь если выживет на войне, то тоже, наверное, потом будет долго удивляться, чего это его на войну-то потянуло?! Но этого мы, читатели, никогда не узнаем. Обрывается рассказ, уходит из поля нашего зрения герой. Уходит скитаться…

Можно сказать, что сам герой, а не автор, считает себя зачарованным странником. Нельзя говорить, плохо это или хорошо. Ведь хотя Иван и повидал много горя потому, что «не знал», но он поэтому и красоту мира умел чувствовать, животных усмирять, даже разговаривать с ними на одном языке.

Богатырь, который защищал родную землю, и убийца... Вот он парадокс, который не смог объяснить даже Лесков. Как же могло ужиться в человеке трепетное чувство к жизни ребенка и пренебрежение к жизни другого? Действительно, судьба что ли?..

Сочинение на тему: "Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник"

Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть "Очарованный странник", вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: "Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах". Повесть "Очарованный странник" увлекательна именно тем, что ее главный герой, "черноземный Телемак", Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, "несмертельный" авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже "деться было некуда".

Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.).

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами "очарованный" и "странник"? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак". Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.

Смысл слова "странник" на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его "до последней житейской пристани – до монастыря". Мне кажется, что слово "странник" в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово "очарованный" также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом "очаровываться". Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное "очарованный" можно также связать со словами "околдованный", "оцепенение". Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, "очарованный" можно сравнить со словом "чары". Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: "...я многое даже не своею волею делал..." Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое "повышение" статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес "несмертельный" Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: "Мне за отчизну очень помереть хочется". И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет "амуничку".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры