Сочинение честь и бесчестие война и мир. Как написать сочинение Честь и Бесчестие в романе Война и Мир? Бесчестные поступки в романе война и мир

Главная / Бывшие

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».

«Война и мир» явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький.

В «Войне и мире» около шестисот действующих лиц. «Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно», - жаловался Толстой. Такие трудности писатель испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда-писатель создавал.«Войну и мир». Вспомним, что действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать «миллионы возможных сочетаний» и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала «Войны и мира». Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, по том сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается «Война и мир». Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

Следует все же заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал также и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобие, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели...

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы Второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его Родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера:

« - Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами? »

И Пьер ответил:

«- Я думаю, что да...»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его, и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключительного труда».

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора, герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди, потерявшие свое духовное начало, глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных, Друбецких, А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны, хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд, улыбка, эти мелкие детали, в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном, кажутся порой странными, но именно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось, вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой, по-моему, еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены, рождение сына. Он стал совсем другим, изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот, что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами" , состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее, наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры