Сочинение на тему: «Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина. Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Главная / Бывшие

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:

1 . Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;

2. Обучение навыкам работы с текстом;

3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли , (1)

Забавны (2)

И вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству , (4)

очаровывают своим языковым совершенством . (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?

  1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл ;
  2. – это особенность сказок – « забавлять »;
  3. – изображение трагедии человеческой жизни;
  4. – «ехидство » - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
  5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

II. Работа по намеченному плану

1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  1. Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  2. Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию . Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры , затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
  3. Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  4. Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей , указав им на общественные пороки . (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке

Условия цензуры

Популярность жанра

2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

– Какие ассоциации у вас возникают с выражением « Изрядный возраст »?

Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

Дети изрядного возраста – это

– взрослые, нуждающиеся в поучении.

– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

Такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

Вывод : Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

  1. – Как проиллюстрирована обложка?

Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  1. – Так что же скрывается за этим занавесом?

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?

Сопоставительный анализ:

Общие черты?

Отличительные черты?

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Общие черты (Слайд)

Отличительные черты (Слайд 8)

Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком .

  1. – Работа со словарём

– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

САРКАЗМ

Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

(– ) Юмор

Сарказм

Сатира

Ирония

Ирония

Юмор

Сатира

Сарказм


= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык , язык недомолвок, намёков.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

  1. СООБЩЕНИЕ ученика

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа , создателя жанра басни . Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Теоретический диктант.

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

7) Эмоционально окрашенное определение

8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план

9) Не существующее в действительности

1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

III. Слово учителя

Выводы по теме

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедрина –

сплав фольклорной сказки и басни

Сказочный зачин

Устойчивые выражения

Фантастические события

Образы животных

Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное;

Комическое + трагическое;

Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку .

Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Сказка - орудие социально-политической сатиры

IV. Работа в группах .

1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

  1. Главная мысль сказки (зачем?).
  2. Каково значение эпитета “премудрый”?
  3. Авторская позиция.
  4. Ваше отношение к сказке.

2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
  10. Авторская позиция.
  11. Ваше отношение к сказке.

V. Защита работ, выступление от групп.

Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889)

«Сказки» Салтыкова - Щедрина и их Особенности Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский

Обращение к сказке: Условия цензуры Популярность жанра

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь ») Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: Юмор Сарказм Сатира Ирония

Ирония Юмор Сатира Сарказм

Теоретический диктант 1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков 6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности

2)гипербола 3)гротеск 4)сарказм 5)сатира 6)эзопов язык 7)эпитет 8)юмор 1) аллегория 9)фантастика

Сказка Салтыкова-Щедрина – сплав фольклорной сказки и басни Сказочный зачин Устойчивые выражения Фантастические события Образы животных Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное; Комическое + трагическое; Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Сатирические приемы Сарказм Гротеск Гипербола Фантастика Эзопов язык Метафора Аллегория Перифраз Ирония

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок. Какие пороки обличает писатель? Сатирические приемы, использованные автором. Соединение фольклорного, фантастического и реального Авторская позиция. Ваше отношение к сказке.

Премудрый пескарь Каково значение эпитета “премудрый”?

"ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ" Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

Домашнее задание (по выбору) Придумать темы для сочинения собственной сатирической сказки. Закончить одно из высказываний: «Салтыков-Щедрин осуждает…»; «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»; «Я ценю в сказках Щедрина то, что…» «Человек равнодушный – это…»;


Дурак

Сказка об Иванушке-дурачке - частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству.

Картуш - парижский вор, главарь бандитской шайки, казненный в 1721 году.

И он показал мамочке табличку...- Порка розгой была привычным методом педагогики. О распространенности розги в «домашнем кодексе» можно судить по тому, что была выпущена возмутившая Салтыкова-Щедрина брошюра, рекомендующая родителям приобретать специально сконструированный раскладной станок для закрепления в нем детей во время наказания.

Червонные валеты - группа мошенников, занимавшихся финансовыми подлогами. Среди преступников оказалось, немало лиц дворянского происхождения. Салтыков-Щедрин видел в «червонных валетах» еще одно подтверждение исторического умирания дворянского сословия.

Рекреация-перемена (в учебном заведении).

3дравомысленный заяц

За два дня до сказки в «Русских ведомостях» Салтыков писал своему приятелю В. М. Соболевскому: «Никогда я не был так болен... Покуда еще хожу, но боюсь, что придется слечь - и тогда капут. Смерть у меня не с косою, а в виде лисицы, которая долго с зайцем разговаривает и, наконец, говорит: ну, теперь давай играть» (письмо от 17 мая 1885 г.).

Неправо о вещах те думают, Шувалов...- из «Письма о пользе стекла» М. В. Ломоносова.

Славный генерал Бибиков. - А. И. Бибиков (1729- 1774), руководивший подавлением восстания Пугачева.

Либерал

Эту сказку В. И. Ленин использовал в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894) для характеристики эволюции российского либерализма.

Приключение с Крамольниковым

«Приключение с Крамольниковым» - одно из наиболее лирических созданий Салтыкова-Щедрина. Сказка отражает некоторые биографические детали и настроение самого писателя («есть в моей жизни что-то трагическое») после закрытия «Отечественных записок», хотя отождествлять Крамольникова с Салтыковым-Щедриным не следует.

Чурова долина - заколдованное место (В. Даль.) Не раз встречающийся у Салтыкова-Щедрина образ российской действительности.

Христова ночь

Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина отмечают, что хотя в этой сказке (предназначенной для пасхального номера «Русских ведомостей») писатель обратился к евангельскому сюжету, его решение этой темы принципиально противоположно тому, какое давала ей религия. Осуждение Предательства, отказ от христианского смирения, вера в победу над «людьми века сего» продиктованы обстановкой 80-х годов, когда предательство, ренегатство и безверие сделались «приметами времени» жизни русского общества.

Если домашнее задание на тему: » Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 2. – художественный анализ. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфов оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел «мягкое, белое и Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из вели­чайших русских сатириков. В своем Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889 СТРОГИЙ РЕДАКТОР: ШКОЛА «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК» Сухих И. Н. Русская литература. ХIХ век (главы из учебника 10 М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский - два замечательных русских писателя, высоко ценимых как своими современниками, так и нами, Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Краткий анализ

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме - сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки - гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Эпос.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя - Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми - главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею - именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки - нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки . Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.

Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.

Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.

Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Образ народа в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

    Изображая народ в сказке Дикий помещик, М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая

  • Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон сочинение

    События произведения происходят в уездном городишке, и героем является совсем не ящерица, а небольшая собачка, якобы укусившая одного из жителей Хрюкина.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Анализ рассказа Еж Пришвина

    Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

  • Сцена вранья Хлестакова анализ в комедии Ревизор Гоголя

    Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры