Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго. Сочинение по роману Б

Главная / Бывшие

Книга: "Доктор Живаго"

Писатель: Пастернак Борис, 29.01.1890 - 30.05.1960


Ушкалов Игорь

«Всякая стадность - прибежище неодаренности... Истину ищут только одиночки...»

«В Новой истории... нет народов, есть личности».

«Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу!»

«Христос говорит притчами из быта, проясняя истину светом повседневности».

Эти фразы - альфа и омега романа-проповеди, романа-завещания Бориса Пастернака, «Доктора Живаго». Каждая как бы приподнимает завесу над тайной жизни и смерти Юрия, завесу, за которой открывается бытие в искусстве, любви, природе, ощущаемое как дар Творца, как чудо, бытие, осиянное вдохновляющим евангельским свечением. Каждая читается как эпиграф к жизненному пути героя.

Юрий, внявший неотступно преследовавшему его голосу тайны высшего знания и нашептываемым им заветам, с ранней молодости шел за музыкой истины, находя ее отголоски в мире своей повседневности - с сердцем, преисполненным благодарным, простодушно-детским восторгом и удивлением. Живительным, питающим источником, мерилом истинного, «большого», настоящего для него стало Откровение Иоанна - книга, предвещающая конец мира и неминуемое торжество воскресения, начало вечной жизни: «...искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает». Искусство, взращенное горячо прочувствованным христианским знанием, помогло Живаго не задохнуться в сжимающихся тисках истории, не захлебнуться в ее кровавом месиве: «В ответ на опустошение, произведенное смертью… ему с непреодолимостью… хотелось мечтать и думать, трудиться над формами, производить красоту». И даже больше. «Юрьевы писания», верные единственно вечным, неизменным, подлинным заветам, уже после смерти поэта продолжили дарить, поддерживать в оставшихся и «свободу души», и «музыку счастья», и «умиленное спокойствие». Несмотря на чудовищный пресс тоталитарного государства. Искусство Юрия оказывается сильнее смерти, оно переживает ее. И в нем продолжает жить и его создатель. «Доктор Живаго» заканчивается вовсе не похоронами героя - его стихами.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Таковы последние строки лирического эпоса о докторе Юрии Живаго.

Рассуждая о главном деле своей творческой жизни, Борис Пастернак писал: «Я думаю о совсем особой жизни. В список ее действующих лиц входят: Бог, женщина, природа, призвание, смерть…» Первоосновы жизни - вот, что волновало писателя и ради чего он, вероятно, задумал этот роман. Потому тема «отсеченности» человека от большого мира, истории, времени последовательно прослеживается уже с самых первых страниц произведения. И прежде всего в судьбе Юрия: «Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара, это извините, увольте, это не по нашей части». На протяжении всего своего жизненного пути, каждым своим поступком Юрий Живаго борется за «никого не касающуюся частность», утверждает простые житейские радости, пытается докричаться, что жизнь сама по себе, без идеологий, пафосного героизма, подвигов и так далее, и есть чудо, самая большая ценность. В быте он обретает бытие. Вот почему в такой восторг, в такое восхищение его приводят домашние заботы («Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая Творцу в сотворении Вселенной»), с таким трепетом он предвосхищает возвращение домой с фронта («Первым истинным после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть еще на свете и где дорог каждый камушек. Три года... войны, революция... все это вдруг превратилось в огромное пустое место, лишенное содержания»). Душевная и духовная жизнь - единственное, чему он готов без остатка себя посвящать. Лишь простое человеческое сочувствие, милосердие, доброта, любовь к человеку руководили им в окружавшей его «кровавой колошматине и человекоубоине». «К добру надо привлекать добром», - говорит Юрий Живаго. Но в своем простом, неидеологизированном человеколюбии он оказался чужим в мире политики, единственно разрешенном в тогдашней России: «Умеренным... он казался опасным, людям, политически ушедшим далеко, недостаточно красным. Так... от одного берега отстал, к другому не пристал»; «Есть некоторый коммунистический стиль. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать...». Однако Юрий не ошибся, утверждая, что в мире нет ни белых, ни красных - есть только люди. Он убедился в этом, найдя на теле и белого и красного один и тот же девяностый псалом.

Герой шел своей дорогой, не оглядываясь ни на кого и ни на что, оберегая лишь свое самостоянье - «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», верный лишь дарованным ему высшим началам - таланту и любви. Ей одной он подчинял свою жизнь. Именно любовь, являющаяся завещанием Христа, основой истинного, очищенного от всяких примесей христианства, стала его спасательным кругом и держала его на плаву, до конца, пока рядом была Лара: «...час его расставания с Ларою близок... потеряет... вслед за ней и побуждение к жизни, а может быть, и жизнь». Лара, вместе с которой он сумел познать счастье взаимности во всей его полноте, постичь всю бесконечную прелесть жизни, все ее очарование, которое, кажется, только может быть доступно человеку: «Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкой мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной. Они дышали только этой совместностью». В их любви, в скрещенье их судеб для Пастернака кроется разгадка жизни, к которой, по его мнению, не только героев, но человека вообще каким-то неведомым, непостижимым образом ведет таинственный горний голос: «Может быть, состав каждой биографии наряду со встречающимися в ней действующими лицами требует еще и участия тайной, неведомой силы, лица почти символического, являющегося на помощь без зова...» Юрий не просто услышал его, но вверил себя его направляющему звучанию, а потому воспринимал настигающее его счастье лишь как ничем не заслуженный дар свыше: «Там он опять получит в дар из рук Творца эту богом созданную белую прелесть. Дверь отворит в темноте закутанная фигура. И обещание ее близости, сдержанной, холодной, как ночь севера, ничьей, никому не принадлежащей, подкатит навстречу как первая волна моря, к которому подбегаешь в темноте по песку берега».

Живаго еще в юности «присутствие тайны чувствовалось во всем, начиная с неизвестной судьбы всех этих распростертых тел и кончая самой тайной жизни и смерти... Голос этой тайны, заглушая все остальное, преследовал Юру». Он услышал его в Ларе - «Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцем, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью. Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь» - и потому следовал за ней беспрекословно. Но еще до того, как они впервые увидят друг друга, автор наводит на мысль о существовании провидения в их судьбе, предначертанности, неизбежности их встречи, ее всечеловеческом значении. Буквально на первых страницах он говорит об их «особости»: «Ты талантливый... А талант, это... не как у всех...» (о Юрии), «Сразу было видно, что она не как все» (о Ларе). Вскоре появляется образ свечи, в тени которого пройдет их жизнь. «Свеча горела на столе. Свеча горела...» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося». Эти слова молодой Живаго произносит, увидев в окне горящую свечу, по дороге на рождественский вечер к Свентицким. Он не знает, что за столом, на котором горела эта свеча, сидела Лара, но у него возникает предчувствие, что грядет нечто судьбоносное в его жизни. Затем образ свечи, приглушенного света в романе будет появляться неоднократно. Он будет сопровождать их первые встречи, окружая их ореолом загадочности, манящей таинственности, превращая в некое таинство: «Юра пожирал обоих глазами. Из полутьмы, в которой никто не мог его видеть, он смотрел не отрываясь в освещенный лампою круг. Зрелище порабощения девушки было неисповедимо таинственно и беззастенчиво откровенно». Позже свеча станет символом их уединенного «островного» бытия, в котором обнажится вся прелесть жизни в ее изначальном замысле: «Чистота белья, чистота комнат, чистота их очертаний, сливаясь с чистотой ночи, снега, звезд и месяца в одну равнозначную, сквозь сердце пропущенную волну, заставляли его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования... Господи! Господи! - готов был шептать он. - И все это мне! За что мне так много? Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под твои звезды...» Станет их талисманом, оберегом. Да они и сами, по сути, станут друг для друга свечами, маячками в окружающей темноте.

Я сама выбрала тему сочинения. Революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается показ революции и Гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение борьбы из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это и не изображение стана белых, как в «Тихом доне», «Хождениях по мукам», фильме «Бег» и других. Нет, это повествование от лица человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить
с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи. Юрий Андреевич — сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждений против чего бы то ни было непривычного … у него было дворянское чувство равенства со всеми’ живущими.» Окончив с блеском университет, Юрий женился на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но в эту Жизнь неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война — преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лара считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Всего несколько лет прожиты после Гражданской, а Юрий Андреевич никак не может приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих» . Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод
Живаго. Роман Б. Пастернака — это, мне думается, прежде всего книга о высокой любви. Описание любви Юрия и Лары — это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это нужно учить наизусть, изучать в школе, читать вслух на свадьбах. Это идеал уважения мужчины и женщины друг к другу. Размышления и рассуждения в романе о революции доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное Русское Зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в дни Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли революцию восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами … это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла, Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку». Вывод, который я сделала из романа, можно сформулировать так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед. В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: » … А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое». Я понимаю это так, что следует думать не только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно ни было. И да здравствует «беспринципность сердца» !

"Доктор Живаго"

Но надо жить без самозванства.

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов.

Б. Пастернак

Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману “Доктор Живаго”, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но опубликован роман был только за границей. В 1958 г. за него Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. На Родине же Бориса Леонидовича не признавали. В газете “Правда” была опубликована статья Заславского “Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка”. Автор статьи утверждал, что Пастернак якобы никогда не был “подлинно советским писателем” и даже в свое золотое время “не числился в мастерах первого класса”. Поэта называли “предателем”, “внутренним эмигрантом”. Он был исключен из Союза писателей. Пастернак заявил, что отказывается от премии и ни при каких условиях не покинет Советского Союза. Он тяжело переживает обрушившиеся на него огульные обвинения и измену некоторых друзей. Эти события ускорили его кончину.

А вот проводить поэта в последний путь пришли многие лучшие представители советской интеллигенции. Твардовский на встрече с Хрущевым сказал: “Так вот по сравнению с Пастернаком я не слишком крупный поэт”.

Мировой известностью Пастернак пользовался всегда. Роман, ходивший тридцать лет в самиздатовских экземплярах, наконец опубликовали.

В произведениях Пастернака главный герой - человек, его душа, его судьба, сочувствие и понимание. Академик Д. С. Лихачев считает, что “Доктор Живаго” даже не роман, а род автобиографии, и убедительно обосновывает, что это биография времени. “В романе главная действующая сила - стихия революции”. Глазами героя мы видим разгул убийства и беззакония, разруху и голод, воодушевление простых людей, их надежду на лучшую жизнь и кровь, кровь, кровь. Герой бежит от этой вакханалии насилия. Ему хочется покоя, обычной жизни в кругу семьи, примитивнейшего счастья. Но и на это у него нет права. Господствуют только два цвета времени. Третьего не дано. Этот путь ведет в тупик. А почему надо выбирать? Почему нельзя просто жить, радоваться солнцу и любви, покою и бесконечному счастью? Всегда находятся люди, которым дана власть, некое право вмешиваться в чужую жизнь и кроить ее по неким стандартам, в угоду себе, времени, обстоятельствам.

Философский итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль полотна по тропинке, протоптанной странниками, и сворачивала на луговую стежку, ведшую к лесу. На одномгновение смысл существования опять открывался Ларе. Она тут,- постигала она,- для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если это будет ей не по силам, то, из любви к жизни, родить себе преемников, которые сделают это”.

Роман “Доктор Живаго” в девяностые годы был опубликован в России, и читатели его приняли восторженно. Многие находили его стиль похожим на тургеневский или даже бунинский с подробным и многословным описанием. Да, безусловно, Пастернак - наследник традиций русской классики, и не только внешне: в лексике, манере излагать свои мысли. Эта связь намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Пастернак - писатель-гуманист, продолжающий традиции русской литературы в главном: нести людям добро, любовь, справедливость. Будучи гениальным поэтом, он прекрасно чувствует слово. Отсюда отточенность его фраз, их лаконизм и неподражаемая красота богатейшего русского языка.

И прекрасно, что это произведение вернулось в Россию, оно помогает понять происходящее сегодня, так как не потеряло актуальности в настоящие дни. Не об этом ли мечтал Пастернак, работая над романом, он хотел быть полезным Родине, быть читаемым, популярным. Все это пришло, к сожалению, поздно, но пришло. И это главное!

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ (по роману Б, Пастернака «Доктор Живаго», вариант 2)


В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего по-, коления.
В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, - это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких - это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома.на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.

Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры