Спектакль шинель. Шинель

Главная / Бывшие

Стоимость билетов:
Партер 950-1450 рублей

Режиссёр и автор инсценировки - Антон Коваленко
Сценография и костюмы - Олег Головко
Художник по свету - Мария Белозерцева
Музыкальное оформление - Алёна Хованская, Сергей Егоров, Антон Коваленко
Балетмейстер - Олег Глушков
Помощник режиссёра - Наталия Кольцова, Людмила Сушкова

Действующие лица и исполнители:
Акакий Акакиевич Башмачкин -
Хозяйка в квартире Башмачкина; жена Григория Петровича -
Григорий Петрович; Будочник -
Чиновники - Валерий Малинин,

Мхатовская «Шинель», поставленная молодым режиссером Антоном Коваленко, - это действительно инсценировка гоголевского произведения, без каких-либо отклонений от текста. Более того, ценители творчества найдут в спектакле все знакомые детали, составляющие непередаваемый колорит великого литературного произведения.

«Шинель» - история маленького человека, говоря современным языком, простого офисного служащего. В спектакле, кстати, не оставлено никаких намеков на современность. И детали костюмов, и предметы интерьера - все говорит нам о гоголевских временах. По мнению режиссера, «Шинель» и не нуждается ни в каком искусственном осовременивании.

Сочный и колоритный гоголевский стиль, его красочный язык, самобытная метафоричность перенесены в постановку нетронутыми. Более того, режиссер всячески подчеркивает их, позволяя зрителю в полной мере ими насладиться. Роль Акакия Акакиевича Башмачкина исполняет Авангард Леонтьев, раскрывая новые грани этого образа - такого знакомого нам, не стареющего с годами и не перестающего трогать человеческие сердца.

Продолжительность спектакля Шинель составляет полтора часа. Антракт в постановке отсутствует.

Спектакль Шинель - видео

На нашем сайте вы можете приобрести билеты в театр МХТ Чехова по выгодной стоимости и с бесплатной доставкой по Москве. Хотите провести незабываемый вечер в театре? Позаботьтесь о приобретении билетов заранее.

«Шинель» — один из старейших спектаклей театра Современник. Он поставлен по знаменитому одноименному произведению Н. В. Гоголя режиссером Валерием Фокиным. Впрочем, спектакль преисполнен сюрпризов и выходит за рамки хрестоматийной версии. В спектакле «Шинель» в Москве зритель сможет взглянуть на гоголевского персонажа другими глазами и увидеть в его характере абсолютно новые черты.

Спектакль «Шинель»: возрождение классики в новом прочтении

Впервые спектакль «Шинель» на «Другой сцене» Современника показали в 2004 году. Постановка Валерия Фокина изрядно нашумела и поразила столичную публику неординарным подходом к классическому произведению.

В первую очередь неожиданностью стало перевоплощение знаменитой и блистательной актрисы Марины Нееловой, которая в этой постановке сыграла не кого-нибудь, а гоголевского «маленького человечка» Акакия Акакиевича Башмачкина.

Ее роль в спектакле «Шинель» в Современнике характеризуется душераздирающим перевоплощением. И дело не в гриме и костюмах, а в удивительном погружении в роль актрисы. Женщина играет мужскую роль - это что-то новенькое для Современника.

Действие спектакля Фокин перенес в наше время. Башмачкин - ничем не привлекательный «маленький человечек», которого не замечают окружающие. Чтобы обратить на себя внимание, он заказывает в пошивочной шикарную шинель.

Но сможет ли богатая обертка изменить жизнь героя? «Шинель» 2019 вновь поразит воображение публики и заставит задуматься над многими актуальными и жизненно важными вопросами.

Спектакль «Шинель» на совершенно новой сцене

«Другая сцена» Современника - это радикально другой зал с инновационными технологиями и массой технических возможностей. Спектакль наполнен невероятной динамикой. На огромном экране, расположенном на заднем плане, перед зрителем вихрем проносятся «живые» картинки: кварталы Петербурга, стук машинки «Зингер», фраки, цилиндры, гигантские силуэты.

Все это визуальное очарование сдобрено красивой музыкой композитора Александра Бакши. Общий замысел режиссера позволил реализовать сложнейшую идею. Марина Неелова мастерски перевоплощается и всего за час, во время которого длится спектакль, успевает сыграть и тихое счастье, и понимание ветхости дома-шинели, и дикий ужас от необходимости строить новый дом. А к концу постановки зритель отчетливо понимает, что необузданные эмоции и искренние чувства всегда берут верх даже над самым расчетливым рассудком.

Как купить билеты на «Шинель» в театре Современник

Если вы хотите увидеть знаменитый гоголевский сюжет в новом прочтении и современном идеологическом обрамлении, вам необходимо заранее купить билеты на «Шинель». В нашем агентстве вы можете сделать это без труда:

  • зайдите на сайт;
  • выберите спектакль и определитесь с местами в зрительном зале;
  • оплатите заказ в режиме онлайн.

Наш сайт самый удобный и современный ресурс с интуитивно понятным интерфейсом и активной профессиональной информационной поддержкой. Вы можете заказать билеты на спектакль «Шинель» с доставкой по Москве и Санкт-Петербургу, воспользоваться скидками для компаний более 10 человек, получить исчерпывающую информацию об этом или других мероприятиях. Не отказывайте себе в удовольствии увидеть абсолютно непохожий на хрестоматийную «Шинель» спектакль и насладиться великолепной игрой Марины Нееловой.

На экране идет снег. Снег падает, его словно засасывает в воронку, и двухметровая шинель, громоздящаяся посреди площадки, кажется этой самой воронкой. Снег медленный и подрагивающий, как в норштейновских мультфильмах. Вдруг из-за воротника шинели вылупляется, покачиваясь на тонкой шее, голова - плешивая старческая макушка с парой серых перышек. Кукольные стеклянные глаза обводят взглядом пустую сцену, и голова исчезает в недрах шинели. Через некоторое время внизу, между полами, как в проеме занавеса, появляется сам старичок, выписывает круги на полусогнутых: «Кхе-хе-хе». Усаживается на канцелярскую скамеечку, вынимает из-за пазухи перо, причесывает им волоски на голове. Выводит на бумаге, настраивается: «Ми-ми-ми… Ми-ла-стивый гас-падин…»

Марина Неелова играет Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле по гоголевской «Шинели». Почти год назад этой «Шинелью» открылся новый, по сути, театр - Другая сцена московского «Современника», выстроенная для новаций. Первым новатором пригласили Валерия Фокина, чей Мейерхольдовский центр такими экспериментами и занимается. Идея дать Нееловой сыграть Башмачкина принадлежит ее другу Юрию Росту, и это отличная идея - о ней было известно давно, и спектакля ждали.

Дар Нееловой к травестии - комический по природе дар - поддерживается ее трагедийным строгим темпераментом: редкостное сочетание качеств. Она ни на секунду не впадает в раж, ни в одном жесте не перебирает, играя не свой возраст, - стоит вспомнить обе ее роли в «Сладкоголосой птице юности», стареющей кинодивы и усохшей до срока невесты. Башмачкин в исполнении Нееловой - грандиозный аттракцион. Узнать большую актрису в крохотном старике, что бережет силы для каждого движения, невозможно, между ней и ролью нет ни одной щели.

Дар Фокина, в свою очередь, заключается в умении заворожить, заморочить зрителя мистическим маревом вздохов, заполошных вскрикиваний, мелькающими по стенам тенями. «Шинель», видать, тянули за полы в разные стороны. Нееловой очень хочется сыграть саму историю несчастного Башмачкина, прожить ее до соснового гроба, но Фокин в вопросе психологии и человеческих историй не профессор. В его сочинении, как обычно, темные фигуры бродят по галереям над головами зрителей, мечутся по экрану тени, голосят артисты ансамбля «Сирин» Андрея Котова и чудит со звуками и шумами Александр Бакши. Старая рыжая шинель, служившая в начале Башмачкину домом, оборачивается у Фокина в финале гробом. Но по-настоящему фокинская (и гоголевская) тема должна бы начинаться там, где заканчивается спектакль, - за гробом, когда у Калинкина моста появляется мертвец, хватая прохожих за воротники. К консенсусу стороны могли бы прийти, когда б остановили спектакль на двадцатой минуте - тогда о нем, как о «Шинели» Норштейна, можно было бы продолжать мечтать, рассказывая знакомым: «Гениальное начало!»

«Шинель» в постановке Валерия Фокина – настоящий спектакль-фантазия, насыщенный всеми возможными современными техническими приемами, порой он напоминает шоу, в котором поставлена цель продемонстрировать технические, компьютерные возможности того или иного современного театра или конкретного зала и умение режиссера использовать эти достижения компьютерного века в режиссуре.
К спектаклю В.Фокина больше подходит название «Фантазии на тему гоголевской Шинели» или «По мотивам повести Н.Гоголя «Шинель». Это действительно фантазия, в которой отсутствует (практически) гоголевский текст, монологи, такие необходимые составляющие для понимания характера героя. Только потрясающая игра и полное перевоплощение Марины Нееловой не дает возможности покинуть зрительный зал. Смотришь не классика Гоголя, смотришь и завораживаешься игрой действительно великой актрисы М.Нееловой.
Спектакль Фокина действительно эффектный и экспериментальный, новаторский с точки зрения используемых приемов (проецирование на экран теневых и световых изображений, необычное музыкальное решение, практически живая, одушевленная Шинель). Шинель по сути является вторым персонажем в спектакле, она действительно живая, она как гоголевский Нос, существует самостоятельно. В этом спектакле – фокусе, Шинель превращается, то в дом для Башмачкина, то в его лучшую подругу, то в гроб в конце спектакля. Если рассматривать спектакль как фокус, то фокус однозначно сделан хорошо, присутствует и мистика, и великолепная современная компьютерная техника. Но почему-то хочется видеть спектакль, причем, основанный на гоголевском сюжете (как гласит название), а его мало.
Если зритель пришел на спектакль для того, чтобы, не читая произведение Гоголя, узнать содержание (вспомним постановки классических произведений, в которых сохранен весь текст и присутствует великолепная игра артистов, и можно ограничиться просмотром спектакля для того, чтобы познакомиться с произведением), то зритель сделал не правильный выбор. Ведь, ставятся же современными режиссерами спектакли-новаторства, как пример, постановка «Гамлета» в МХТ (режиссер Ю.Бутусов) с К.Хабенским и М.Трухиным – современная новаторская постановка и одновременно полное сохранение текста, сюжета, плюс великолепный актерский состав). Классику можно дополнять современными приемами, средствами, но нельзя заменить классику своей фантазией хоть и удачной, насыщенной современными техническими средствами.
«Шинель» Фокина – спектакль одного актера, точнее актрисы. Хотя узнать М.Неелову можно с трудом. Даже крупные планы, которые позволяют детально рассмотреть лицо, глаза актрисы (они – крупные планы – достоинство телеверсии спектакля) не дают возможности узнать в этом существе хорошо знакомую актрису. За то, что зритель видит такую Неелову, огромное спасибо В.Фокину. Появляясь на пустой сцене из огромной Шинели, играя практически без текста, а он ей и не нужен, М.Неелова просто потрясает. Она настолько талантлива, что может играть без слов, даже с закрытыми глазами, только своей мимикой и пластикой передавая эмоции Акакия Акакиевича. Зритель видит и маленького человечка, и все его проблемы, и перемену чувств, и, не слыша гоголевского текста, может его себе представить (если читал повесть).
Талант М.Нееловой и искусство ее перевоплощения известны давно. Но, когда из Шинели появляется, сопя, чихая, всхлипывая, абсолютно бесполое существо, поражаешься и очаровываешься одновременно. Нееловой удается без слов создать образ Акакия Акакиевича – образ никчемного, неказистого и одновременно трогательного человечка. Актриса использует мимику, пластику, жесты, придумывает какие-то повадки, ужимки. В результате она практически физически превращается в Акакия Акакиевича. Кажется, что даже если снять грим и парик с реденькими волосиками, все равно, при такой великолепной игре мы не узнаем Неелову, перед нами все равно останется Башмачкин. Ее Акакия Акакиевича хочется пожалеть, спрятать в панцирь (в шинель) – «зачем вы меня обижаете» - повторяет неузнаваемая Неелова. А герой и правда похож на черепаху, которая спряталась в свой любимый панцирь, защищающий от всего и от всех.
Но даже, несмотря на потрясающую, завораживающую игру М.Нееловой, минут через 20 после начала спектакля (а это практически половина) смотреть спектакль перестает быть интересным. Проходит восторг от игры актрисы, пантомима долгой быть не может, а проекции теней на экране и остальные эффекты (пляшущие на экране буквы и т.д.) уже не удивляют, начинаешь ждать окончания спектакля. Становится понятно, почему спектакль такой короткий (менее часа), вынести на себе (имеется в виду М.Неелова) весь смысл бессмертного произведения великого Гоголя без слов, только мимикой и пластикой – не такая простая задача.
Совет - собираясь на спектакль надо решить, зачем вы туда идете. Если вы идете на Неелову – вы получите массу новых впечатлений и очередной раз убедитесь, что она потрясающая актриса. Если вы идете на гоголевскую «Шинель» - будьте готовы к просмотру спектакля, в котором продемонстрирован набор новаторских приемов современного театра, а не к просмотру классического произведения великого Гоголя «Шинель», из которой, по словам Ф.М.Достоевского, вышла вся русская литература.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры