Список литературы для чтения летом. Грозный и домна

Главная / Бывшие

Лето пришло! Это значит, что нужно выспаться, сходить на пляж, а также прочитать ужасный список литературы на лето. У нас у всех есть друзья, которые все время откладывают, а затем пытаются все успеть в последнюю полную паники неделю перед началом нового учебного года. Но если вы составите план и будете его придерживаться, вы сможете избежать стресса и прочитать все вовремя, при этом имея достаточно времени на отдых и на то, чтобы насладиться своими каникулами. В этой статье вы научитесь составлять план чтения списка литературы на лето и способам его придерживаться. Вы также узнаете, как читать быстрее и как расправиться с этим списком литературы!

Шаги

Часть 1

Составление плана

    Составьте список основной литературы. Пройдитесь по своему списку или спискам и выясните, какие именно книги вам необходимо прочесть за лето. Затем составьте список с названием каждой книги, а также с количеством страниц в каждой из них. И наконец, прочитайте суперобложку или поищите ее в Интернете и найдите краткий обзор по каждой книге, чтобы иметь представление, о чем они.

    • Вы можете пометить понравившиеся книги галочкой или плюсиком, а неинтересные книги – кружком или минусом. Планируя график чтения, чередуйте книги, которые вы хотите прочесть, и неинтересные книги. Если вы отложите все не понравившиеся книги на конец, вы практически наверняка не сможете прочесть их все.
  1. Составьте свой собственный список. Если вам не дали список литературы на лето, но вы чувствуете, что хотите немного почитать и освежить свой ум или подготовиться к колледжу, вы можете составить свой собственный список литературы. Попросите помощи у преподавателя или у библиотекаря.

    Достаньте книги, которые вам необходимо прочесть. Если вы собрались купить книги из списка, закажите их как можно раньше. Если вы собрались брать книги в библиотеке, помните, что их может не быть тогда, когда вам это нужно, так что начинайте читать заранее и реорганизуйте свой список на основании того, какие книги доступны.

    • Подумайте о том, чтобы обменяться книгами с одноклассниками. Это потребует немного больше планирования, но зато обойдется вам совершенно бесплатно.
    • Подумайте о покупке цифровых версий книг, чтобы всегда иметь возможность прочитать их на электронной книге или на телефоне.
  2. Определите свой стиль продуктивности. Вы справляетесь с задачей поэтапно или пытаетесь все успеть в последний момент? Вы не сможете магическим образом изменить свой стиль продуктивности, тем более за лето, так что составьте план так, чтобы он вам подошел.

    Составьте график чтения. Возьмите блокнот или календарь, на котором отображаются дни до начала учебного года. Если у вас запланированы выходные или какие-то особые дела, отметьте их в календаре. Возможно, вы все же сможете почитать в эти дни, но этого может быть недостаточно. Затем решите о порядке, в котором вы будете читать книги, и составьте график на основе своего стиля продуктивности.

    • Если вы подходите к выполнению задачи спокойно и методично, планируйте прочитать установленное количество страниц в день. Посчитайте общее количество страниц, что вам необходимо прочитать, и количество оставшихся дней, а затем разделите страницы на дни. Запишите это значение в свой календарь и старайтесь прочитывать его каждый день.
    • Если вы склонны откладывать работу и делать ее кучей, тогда лучше всего установить крайний срок для каждой книги. Например, вы можете спланировать все так, чтобы прочесть «Старик и море» не позже первого июля, «Фаренгейт 451» к 20 июлю и так далее. Вам все равно следует постараться читать каждый день, но даже если вам придется оставаться допоздна, чтобы прочитать все книги за день до срока, по крайней мере, они будут прочтены.
  3. Стимул. Хорошим способом заставить себя выполнить трудное задание, это придумать награду за завершение различных этапов этого задания. Подумайте о вещах, которыми вы можете вознаградить себя при каждом прочтении книги или по завершению всего списка. Например, вы можете сходить в кино, купить новый диск или сделать выходной, чтобы поиграть в видеоигры.

    Не теряйте время. Если вы собьетесь с графика или пропустите один из сроков, ваша работа может быстро накопиться до такого момента, когда выполнить ее будет практически невозможно. Если вы начали отставать, отмените другие мероприятия, если это необходимо, и наверстайте все как можно раньше. В августе вы себя еще поблагодарите.

    Попросите о помощи. Если в ваших книгах встречаются слова, значение которых вам неизвестно, не нужно их угадывать. Найдите их в словаре! Если вам трудно понять сюжет книги, поспрашивайте вокруг и узнайте, кто из знакомых ее прочитал и может вам помочь, или же найдите методическое пособие в Интернете или в библиотеке.

    • Методическое пособие очень полезное, но оно не заменит самого прочтения книги.
  4. Найдите товарища по чтению. Если вы знаете кого-то, кто читает ту же книгу, встретьтесь несколько раз, чтобы обсудить прочитанное и сравнить свои записи. После того как вы оба закончите читать, подумайте о том, чтобы посмотреть самую недавнюю экранизацию книги, если таковая имеется. Вы сможете обсудить, как фильм отличается от книги, что вам больше понравилось и посочувствовать тому испытанию, через которое вы оба прошли.

    Наслаждайтесь чтением! Трудно заставить себя наслаждаться обязательному заданию, но не забывайте, что большинство книг в списке были выбраны благодаря своей исключительности. Не обращайте внимания на тот факт, что вас заставили читать книги из списка, и постарайтесь насладиться этим опытом. Возможно, вы будете приятно удивлены тем, насколько веселым и интересным окажется это домашнее задание.

    Часть 3

    Как научиться читать быстрее
    1. Создайте положительную среду для чтения. Довольно трудно читать быстрее, когда тебе неуютно и постоянно что-то отвлекает. Чтение в тихом месте с хорошим освещением поможет вам лучше сосредоточиться на книге и не забыть о прочитанном. Тогда вам не придется тратить лишнее время на то, чтобы перечитывать все заново. Выключите телевизор, отложите в сторону планшет и уберите звук на телефоне. Затем убедитесь в наличии достаточного освещения и удобного кресла для чтения.

Читатель "РГ" прислал в редакцию список книг, рекомендованных школой его ребенку-шестикласснику для чтения летом. Всего около ста (!) произведений. Народные баллады "Грозный и Домна" и "Крысолов из Гамельна", "Полтава" Пушкина и "Бленгеймский бой" Р. Саути, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и "Дон Кихот" Сервантеса, "Дракон" Е. Шварца и "Роман о Тристане и Изольде" Ж. Бедье...

Мало того что сам просто огромный. Почему в нем так много "взрослых" произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом "РГ" беседует с учителем русского языка и литературы московской школы N 57, главным редактором журнала "Литература" Сергеем Волковым.

Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

Сергей Волков: Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту "первого впечатления". А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия - не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги "вокруг программы". Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

Сергей Волков: Нет. Логика списка, который вам прислали, мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный "набор" здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут "зацепить" ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в присланном списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

Сергей Волков: Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился - посмотрите, среди "ста произведений", которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это "море" и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта - спрашивайте.

Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как "Дон Кихот"?

Сергей Волков: Многие произведения в школе даются "на вырост". В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс "зацепить" всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. "Дон Кихот", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Мертвые души", "Евгений Онегин" написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он - есть такая надежда - понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. "Дон Кихот" в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.

Включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Семиклассники не будут их читать самостоятельно

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам "Вторую балладу" Пастернака - очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить - и они сами просили: "А давайте почитаем Пастернака".

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму "Витязь в тигровой шкуре". Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный - просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не "впихивать" что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков

Как научить ребенка любить литературу?

Сергей Волков: А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.

  • "Песнь о Роланде"
  • В. Скотт "Роб Рой"
  • Н. Асеев "Синие гусары"
  • Е. Баратынский "Перстень"
  • Г.Р. Хаггард "Прекрасная Маргарет"
  • А.А. Бестужев-Марлинский "Испытание"
  • Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
  • Г.К. Честертон "Сапфировый крест"
  • А. Доде "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона"
  • М. Дрюон "Тисту - мальчик с зелеными пальцами"
  • И. Ефремов "На краю Ойкумены"

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 "Царицыно":

Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето - дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, "чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются". Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети "не расслаблялись".

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

Я считаю, что "Дон Кихота" Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе - во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того "мусора", который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что "Дон Кихот" есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

Я думаю, что читать "Дон Кихота" в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно - начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к "Войне и миру" после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что "Дон Кихота" не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги "смазывается" в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

Я прочитал "Дон Кихота" Сервантеса примерно в таком же возрасте. "Дон Кихот" - один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей "Дон Кихота" выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. "Дон Кихот" - это универсальный образец романа. Думаю, что "Дон Кихот" из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, "взрослых" произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе "Войну и мир". Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки "Дон Кихота", то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

Список литературы – это хорошая "шпаргалка" для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона "Остров сокровищ" и другие книги. Думаю предложить ему "Приключения Оливера Твиста" Диккенса. Все произведения из школьного списка – это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето – это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде – очень разные традиции. Где-то ребята читают "Евгения Онегина" уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

Подготовили Ксения Колесникова и Наталья Соколова

Из этой статьи вы узнаете:

Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.

Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:

  • не ищите списки специально для программ «Школа России», «2100», Коровиной, Курдюмовой, Беленького и т. д.: все они почти дублируют друг друга;
  • не нужно стараться прочитать весь списко целиком: нужно выбрать то, что будет интересно ребёнку: список создан для того, чтобы сориентировать в мире литературы;
  • советуем ежедневно вести читательский дневник, записывая туда автора, название книги и количество прочитанных за день страниц;
  • желательно не скачивать книги в электронных форматах, чтобы не портить глаза при чтении: сейчас можно легко приобрести очень красивые издания в магазинах или же взять в библиотеке;
  • если книга обычного формата, то норму чтения в день высчитать очень легко: к классу, в который переходит ребёнок, приставьте нолик. Т. е. первокласснику нужно читать по 10 страниц в день, а 10-класснику - не менее 100.

Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.

Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.

В начальной школе сейчас уже все перешли на ФГОС, в разных школах внедряются разные программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Система Эльконина и Давыдова», «Ритм», «Начальная инновационная школа». Однако курс литературного чтения во всех этих системах направлен на одно - привить любовь к книгам маленьких учеников. Поэтому им так необходимо заниматься чтением летом. Наши списки им в этом только помогут.

Список книг на лето 2 класс

  • Андерсен Г. Х. Огниво. Дюймовочка. Гадкий утёнок.
  • Бианки В. Кто чем поёт. Плавунчик. Аришка-трусишка».
  • Гримм братья. Три брата. Храбрый портной.
  • Демьянов И. Ребятишкина книжка.
  • Драгунский В. Заколдованная буква.
  • Зощенко М. Самое главное.
  • Киплинг Р. Слонёнок. Отчего у верблюда горб. Откуда взялись броненосцы.
  • Коваль Ю. Воробьиное озеро.
  • Коршунов М. Дом в Черёмушках. Петька и его, Петькина, жизнь.
  • Крылов И. А. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и муравей.
  • Ладонщиков Г. Скворец на чужбине.
  • Милн А. Винни Пух и все-все-все.
  • Михалков С. Аисты и лягушки.
  • Носов Н. Телефон. Приключения Незнайки. Фантазёры.
  • Остер Г. Вредные советы.
  • Пермяк Е. Торопливый ножик. Волшебные краски.
  • Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах.
  • Русские народные сказки: Мужик и медведь. Снегурочка. Морозко. Сивка-Бурка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка.
  • Сладков Н. Лиса-плясунья.
  • Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
  • Ушинский К. Кто дерёт нос кверху.
  • Цыферов Г. Что у нас во дворе?
  • Чарушин Е. Страшный рассказ. Никита и его друзья.
  • Янсон Т. Приключения Муми-Тролля.

Список книг на лето 3 класс

  • Аксаков С. Аленький цветочек.
  • Бажов П. П. Серебряное копытце.
  • Булычёв К. Путешествие Алисы.
  • Былины: Добрыня и Змей. Добрыня Никитич. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • Велтистов Е. С. Приключения Электроника.
  • Гайдар А. Голубая чашка. Горячий камень.
  • Гаршин В. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.
  • Губарев В. Королевство кривых зеркал.
  • Ершов П. Конёк-Горбунок.
  • Заходер Б. Серая звездочка.
  • Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
  • Куприн А. Слон.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев.
  • Одоевский В. Ф. Город в табакерке.
  • Паустовский К. Г. Растрёпанный воробей. Похождения жука-носорога.
  • Платонов А. П. Волшебное кольцо. Солдат и царица.
  • Пришвин М. Кладовая солнца.
  • Прокофьева С. Ученик волшебника.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке.
  • Русские народные сказки: Василиса Прекрасная. Сивка-Бурка. Перышко Финиста - Ясна Сокола. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  • Толстой Л. Прыжок. Акула. Лев и собачка.
  • Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

Список книг на лето 4 класс

  • Волков А. Волшебник Изумрудного города.
  • Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.
  • Голицын С. Сорок изыскателей.
  • Губарев В. В открытом космосе.
  • Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
  • Драгунский В. Денискины рассказы.
  • Зощенко М. Ёлка.
  • Кассиль Л. У классной доски.
  • Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
  • Куликов Г. Как я влиял на Севку.
  • Кун Н. Олимп.
  • Мориц Ю. Малиновая кошка.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Пантелеев Л. Честное слово.
  • Паустовский К. Заячьи лапы. Мещёрская сторона. Золотой линь. Корзина с еловыми шишками.
  • Пришвин М. Золотой луг.
  • Сегал Е., Ильин М. Что из чего.
  • Толстой А. Н. Детство Никиты.
  • Тургенев И. Воробей.
  • Успенский Э. Школа клоунов. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Фраерман Р. Девочка с камнем.
  • Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
  • Чехов А. Ванька.

Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.

Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.

Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.

Список книг на лето 5 класс

  • Андерсен Г. Х. Соловей.
  • Астафьев В. Васюткино озеро.
  • Белов В. Скворцы.
  • Гауф В. Карлик Нос.
  • Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
  • Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо.
  • Жуковский В. Спящая царевна.
  • Зощенко М. Великие путешественники.
  • Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе.
  • Куприн А. Чудесный доктор.
  • Паустовский К. Кот-ворюга.
  • Платонов А. Волшебное кольцо.
  • Родари Д. Говорящий свёрток. Сказки по телефону.
  • Твен М. Приключения Тома Сойера.
  • Толкин Д. Хоббит, или Туда и обратно.
  • Уайльд О. Соловей и роза.

Список книг на лето 6 класс

  • Алексин А. Звоните и приезжайте.
  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Брэдбери Р. Третья экспедиция.
  • Булычев К. Заповедник сказок.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  • Дойл К. А. Горбун.
  • Достоевский Ф. Мальчик у Христа на ёлке.
  • Дюма А. Три мушкетёра.
  • Железников В. Путешествие с багажом. Чудак из шестого «Б». Чучело.
  • Искандер Ф. Вечерняя дорога. Запретный плод. Первое дело. Мученики сцены.
  • Крапивин В. Брат, которому семь. Валькины друзья и паруса.
  • Купер Ф. Следопыт. Последний из могикан. История с привидением.
  • Лесков Н. Пигмей. Тупейный художник. Человек на часах. Обман.
  • Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
  • Лондон Д. Там, где расходятся пути. Сказание о Ките. На берегах Сакраменто. Белое безмолвие.
  • Паустовский К. Мещёрская сторона.
  • Платонов А. В прекрасном и яростном мире.
  • По Э. Овальный портрет.
  • Пушкин А. Повести Белкина.
  • Рид м. Всадник без головы.
  • Сетон-Томпсон Э. Лобо. Мальчик и рысь. Тито. Мустанг-иноходец.
  • Стивенсон Р. Остров сокровищ.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Хорь и Калиныч.
  • Чехов А. Беззащитное существо. Хирургия. Толстый и тонкий. Налим. Жалобная книга.

Список книг на лето 7 класс

  • Астафьев В. Мальчик в белой рубашке.
  • Брэдбери Р. Зелёное утро. Всё лето в один день. Каникулы.
  • Бунин И. Сны Чанга.
  • Гоголь Н. Тарас Бульба.
  • Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Детство.
  • Грин А. Золотая цепь. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Жуковский В. Светлана.
  • Зощенко М. История болезни.
  • Куприн А. Изумруд. Тапер.
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто.
  • Олдридж Д. Последний дюйм.
  • По Э. Лягушонок. Золотой жук.
  • Пушкин А. Медный всадник. Полтава. Пиковая дама. Скупой рыцарь. Борис Годунов.
  • Розов В. В добрый час!
  • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  • Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  • Сент-Экзюпери А. Планета людей.
  • Твен М. История с привидением.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат. Детство.
  • Тургенев И. Бурмистр. Певцы.
  • Уэллс Г. Война миров.
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  • Чехов А. Тоска. Размазня.

Список книг на лето 8 класс

  • Бирс Э. Человек и змея.
  • Бунин И. Цифры. Лапти.
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Женитьба. Ревизор. Петербургские повести.
  • Гюго В. Человек, который смеётся. 93-й год.
  • Джером К. Джером. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак.
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным.
  • Дойл К. А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки.
  • Ирвинг Т. Рип ван Винкль. Жених-призрак.
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна.
  • Лондон Д. Под палубным тентом.
  • Мериме П. Коломбо. Взятие редута. Таманго.
  • Мопассан Г. Туан.
  • Моэм У. Завтрак.
  • По Э. Украденное письмо. Очки. Лягушонок.
  • Пушкин А. Медный всадник. Капитанская дочка. Борис Годунов.
  • Пущин И. Записки о Пушкине.
  • Стивенсон Р. Владетель Баллантре. Маркхейм.
  • Твен М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Журналистика в Теннеси.
  • Толстой Л. Детство. Отрочество. После бала. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Ася. Первая любовь.
  • Уэллс Г. Человек-невидимка.
  • Хаггард Г. Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Дитя из слоновой кости. Прекрасная Маргарет. Ласточка.
  • Цветаева М. Мой Пушкин.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо.
  • Шекли Р. Запах мысли.
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей.
  • Ямамото С. Диалог о песне.

Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом.

Полезная информация. Обычно именно старшеклассники ленятся читать летом. Однако родители должны понимать, что все эти произведения помогут им успешно сдать выпускные экзамены по русскому языку после 9 и 11 класса, а также написать сочинение по литературе в 11.

Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.

Список книг на лето 9 класс

  • Аверченко А. Кривые углы.
  • Алексин А. Дым без огня. Запомни его лицо. Сигнальщики и горнисты.
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Булгаков М. Похождения Чичикова. Собачье сердце.
  • Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война. Экспонат №…
  • Гоголь Н. Мертвые души. Петербургские повести.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Карамзин Н. Бедная Лиза.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени. Маскарад.
  • Лиханов А. Детская библиотека.
  • Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Южные поэмы.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
  • Слово о полку Игореве.
  • Солженицын А. И. Матрёнин двор.
  • Тэффи. Маркита. Русские в Европе.
  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Чехов А. Медведь.
  • Шекспир У. Сонеты.
  • Шолохов М. Судьба человека.

Список книг на лето 10 класс

  • Гоголь Н. Мёртвые души.
  • Гончаров И. Обломов.
  • Достоевский Ф. Преступление и наказание.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени.
  • Лесков Н. Тупейный художник.
  • Островский А. Бесприданница. Гроза.
  • По Э. Убийство на улице Морг.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Пиковая дама.
  • Салтыков-Щедрин М. История одного города.
  • Толстой Л. Война и мир.
  • Тургенев И. Записки охотника. Отцы и дети.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
  • Чехов А. Ионыч. Маленькая трилогия. Вишнёвый сад. Дядя Ваня.
  • Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Список книг на лето 11 класс

  • Ахматова А. Реквием.
  • Булгаков М. Мастер и Маргарита.
  • Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи.
  • Быков В. Сотников.
  • Вампилов А. Старший сын
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой.
  • Горький М. Старуха Изергиль. На дне.
  • Куприн А. Гранатовый браслет. Олеся.
  • Маяковский В. Облако в штанах.
  • Набоков В. Машенька.
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  • Пастернак Б. Доктор Живаго.
  • Распутин В. Прощание с Матёрой.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
  • Толстая Т. Йорик. На золотом крыльце сидели… Кысь.
  • Толстой А. Н. Пётр I.
  • Шмелев Н. Лето господне.
  • Шолохов М. Тихий Дон.

Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы - список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Алексин А. «В стране вечных каникул»
  • Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
  • Астафьев В. «Стрижонок Скрип»
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»
  • Баллады о Робин Гуде
  • Барри Д. «Питер Пэн»
  • Бианки В. «Оранжевое горлышко»
  • Брэбери Р. «Все лето в один день»
  • Булычёв К. «Алиса и её друзья», «Заповедник сказок»
  • Былины: Илья Муромец и Соловей -Разбойник. Садко.
  • Вальнер Н. «Ольгин град»
  • Велтисов Е. «Приключения Электроника»
  • Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  • Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Школа», «РВС», «Сказка о военной тайне», «Дальние страны», «Судьба барабанщика»
  • Герои Эллады. Из мифов Древней Греции
  • Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
  • Григорович Д.В.«Гуттаперчевый мальчик»
  • Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»;
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»
  • Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
  • Драгунский В. «Главные реки», «Что любит Мишка»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конёк - Горбунок»
  • Зощенко М. «Ёлка»
  • Керролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  • Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
  • Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
  • Крылов И. «Волк и Журавль», «Квартет»
  • Купер Ф. «Зверобой»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с гусями.
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  • Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
  • Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Осеева В.А. «Динка»
  • Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Раут Э."Муфта, Полботинка и Моховая Борода"
  • Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая»
  • Рыбаков "Бронзовая птица", "Кортик"
  • Свифт Д. «Путешествия Гулливера»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Толстой А.Н. «Детство Никиты»
  • Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо"
  • Трэверс П. «Мэри Поппинс»
  • Чехов А.П. «Каштанка», «Мальчики»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  • П.Ершов. Конёк-Горбунок
  • И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  • В.Одоевский. Городок в табакерке
  • А.Чехов. Мальчики
  • В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  • С.Аксаков. Аленький цветочек
  • Л.Андреев. Кусака
  • П.Бажов. Серебряное копытце
  • Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  • В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  • Б.Житков. Как я ловил человечов
  • К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  • М.Зощенко. Ёлка
  • В.Бианки. Оранжевое горлышко
  • Мамин-Сибиряк. Приемыш
  • А.Куприн. Барбос и Жулька
  • М.Пришвин. Выскочка
  • В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  • Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • К.Булычев. Путешествия Алисы
  • Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  • Г.Х. Андерсен. Русалочка
  • М.Твен Приключения Тома Сойера
  • Ф.Баум. Страна Оз
  • Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  • Д.Барри. Питер Пен
  • А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  • Р.Брэдбери. Все лето в один день
  • Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  • А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1. Куприн А.И. «Белый пудель»

2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

20. Метерлинк М. «Синяя птица»

21. Ильина Е. «Четвертая высота»

22. Катаев В. «Сын полка»

Список литературы на лето после окончания 3 класса (между 3 и 4 классом) по программе «Гармония»

  • Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
  • А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  • И.Токмакова. Маруся еще вернется
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  • В. Голявкин. Мой добрый папа
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  • П. Ершов. Конек-горбунок
  • Б. Житков. Что бывало
  • С. Козлов. Ежик в тумане
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  • Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  • В.Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  • А. Чехов. Белолобый
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  • Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  • А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  • А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  • К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  • Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  • Б. Житков. Морские истории
  • К. Чуковский. Серебряный герб

5 класс

1. Русские народны сказки

«Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

2. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

4. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

5. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

6. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

7. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

8. В.М. Гаршин «Attalea Princeps»

9. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

10. Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»

11. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «На Волге»

12. И.С. Тургенев «Муму»

13. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

14. А.П. Чехов «Хирургия»

15. И.А. Бунин «Косцы»

16. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

17. П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

18. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

19. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

20. А.П. Платонов «Никита»

21. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

22. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

23. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

24. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

25. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

26. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

27. Джек Лондон «Сказание о Кише»

6 класс

1. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»

И.И. Дмитриев «Муха»

И.А. Крылов «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей»

3. А.С. Пушкин

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка»;

«Дубровский»

4. И.С. Тургенев «Бежин луг»

5. Н.А. Некрасов «Железная дорога»

6. Н.С. Лесков «Левша»

7. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

8. А.И. Куприн «Чудесный доктор»

9. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

10. А.С. Грин «Алые паруса»

11. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

12. В. Г. Распутин «Уроки французского»

13. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

14. В.М. Шукшин «Чудик», «Критики»

15. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

16. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

17. П. Мериме «Маттео Фальконе»

18. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

7 класс

1. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»

2. «Калевала»

3. «Песнь о Роланде»

4. Древнерусская литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

5. А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»

6. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

8. И.С. Тургенев «Бирюк»

9. Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Размыщления у парадного подъезда»

10. А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

11. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

12. Л.Н. Толстой «Детство»

13. А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»

14. И.А. Бунин «Цифры», «Лапти»

15. Максим Горький «Детство», «Старуха Изергиль»

16. ВА.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

17. Л. Андреев «Кусака»

18. А.П. Платонов «Юшка»

19. Федор Абрамов «О чем плачут лошади»

20. Евгений Носов «Кукла», «Живое пламя»

21. Юрий Казаков «Тихое утро»

22. Д.С. Лихачев «Земля родная», «Письма о добром»

23. М.М. Зощенко «Беда»

24. О. Генри «Дары волхвов»

25. Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

8 класс

1. Житие Александра Невского

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3. А.С. Пушкин «История Пугачева», «Капитанская дочка»

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

5. Н.В. Гоголь «Ревизор», повесть «Шинель»

6. И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Певцы», «Хорь и Калиныч»

7. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

8. Н.С. Лесков «Старый гений», «Человек на часах»

9. Л.Н. Толстой «После бала»

10. А.П. Чехов «О любви», «Человек в футляре»

11. И.А. Бунин «Кавказ»

12. А.И. Куприн «Куст сирени»

13. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

14. М.А. Осоргин «Пенсне»

15. Тэффи «Жизнь и воротник»

16. М.М. Зощенко «История болезни»

17. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

18. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

19. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

20. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

21. В. Скотт «Айвенго»

9 класс

1.Слово о полку Игореве.Повесть временных лет. (Прозаический перевод)

2.Д.И.Фонвизин «Бригадир»

3.А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

4.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

5.А.С.Грибоедов «Горе от ума»

6.А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии»

7.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

8.Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести»

9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

10.А.Н.Островский «Бедность – не порок»

11.Л.Н.Толстой «Отрочество», «Юность»

12.И.А.Бунин «Темные аллеи»

13.А.И.Солженицын «Матренин двор»

14.У.Шекспир «Гамлет»

Тема Великой Отечественной войны : М.А. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Фадеев «Молодая гвардия», Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

10 класс

Для обязательного чтения

1. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

2. А.Н. Островский «Гроза».

3. А.И. Гончаров. «Обломов».

4. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика

5. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

6. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

7. А.П. Чехов. «Вишневый сад». «Человек в футляре». «Ионыч». «Палата № 6». «Крыжовник».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

9. А.А. Фет. Лирика

10. Ф.И. Тютчев. Лирика

11. А.К. Толстой. Лирика

Для дополнительного чтения

1. И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Рудин»

2. А.Н. Островский. «Бесприданница». «Свои люди – сочтемся».

3. А.И. Гончаров. «Обыкновенная история»

4. Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

5. Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»

6. Ф.М. Достоевский. «Идиот»

7. А.П. Чехов. «Дом с мезонином». «Дама с собачкой». «Попрыгунья».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»

Из зарубежной литературы (2-3 произведения по выбору учащихся)

Ги де Мопассан. Новеллы («Ожерелье». «Пышка» и др.)

П. Мериме. Новеллы («Этрусская ваза». «Голубая комната». «Локис» и др.)

Ф. Стендаль. Ванина Ванини». «Пармская обитель». «Красное и черное».

О. Бальзак. «Евгения Гранде». «Отец Горио»

Ч. Диккенс. «Большие ожидания»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

11 класс

Список произведений для летнего чтения
Произведения для обязательного чтения 1. М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
2. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
3. Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»
4. А.М. Горький. «На дне».
5. А.И. Куприн. «Поединок»
6. Н.А. Островский. «Как закалялась сталь»
7. А. Фадеев. «Разгром»

Произведения о Великой Отечественной войне (3-4 по выбору учащегося) 1. Ю. Бондарев. «Горячий снег». «Батальоны просят огня». «Берег». «Выбор».
2. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…» «В списках не значился»
3. В. Быков. «Обелиск». «Сотников»
4. В. Астафьев. «Пастух и пастушка». «Прокляты и убиты».
5. В. Некрасов. «В окопах Сталинграда»
6. Б. Горбатов. «Непокоренные»
7.В. Распутин. «Живи и помни»
8. К. Воробьев. «Убиты под Москвой»
9. М. Владимов. «Генерал и его армия».
10. М. Шолохов. «Они сражались за Родину»
11. А. Фадеев. «Молодая гвардия»

Современная литература (по выбору учащегося 2-3 произведения)
Т. Толстая. «Кысь»
В. Пелевин. «Хрустальный мир».
Л. Улицкая. «Сонечка». «Русское варенье»
А. Битов. «Фотография Пушкина»
В. Маканин. «Лаз». «Кавказский пленный». «Андеграунд, или Герой нашего времени»
М. Владимов. «Верный Руслан»

Антиутопии
1. Е. Замятин. «МЫ» (для обязательного чтения)
2. О. Хаксли. «Дивный новый мир»
3. Дж. Оруэлл. «1984». «Скотный двор».
Утопии Т. Мор. «Утопия».
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (для обязательного чтения)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры