Старинное описание жизни наших предков. Как жили наши далёкие предки

Главная / Бывшие

Существует множество теорий о том, как произошел человек. Как жили наши предки? Кем они были? Вопросов очень много, а ответы, к сожалению, неоднозначны. Что ж, попробуем разобраться, откуда произошел человек, и как он жил в далекой древности.

Теория происхождения

  • Существует несколько теорий о том, как появился человек: он - создание космоса, существо из другого мира;
  • создатель человека - Бог, именно он заложил все возможное, чем обладает человек;
  • человек появился от обезьяны, эволюционируя и выходя на новые ступени развития.

Что ж, поскольку большинство ученых все-таки придерживаются третьей теории, ведь человек так похож по своему строению на животных, разберем именно эту версию. Как жили в самой глубокой древности?

Первый этап: парапитек

Как известно, предком и людей, и обезьян был парапитек. Если сказать примерное время существования парапитека, то эти животные населяли Землю около тридцати пяти миллионов лет назад. Несмотря на то, что ученым известно слишком мало о столь древних млекопитающих, есть множество доказательств того, что человекообразные обезьяны - это эволюционировавшие парапитеки.

Второй этап: дриопитек

Если верить еще недоказанной теории происхождения человека, то дриопитек - это потомок парапитека. Однако точно установленный факт - дриопитек - предок человека. Как жили наши предки? Точное время жизни дриопитека до сих пор не установлено, однако ученые говорят, что жили они на Земле примерно восемнадцать миллионов лет назад. Если говорить об образе жизни, то, в отличие от парапитеков, которые селились исключительно на деревьях, дриопитеки уже селились не только на высоте, но и на земле.

Третий этап: австралопитеки

Австралопитек является прямым предком человека. Как жили наши предки-австралопитеки? Установлено, что жизнь этого древнего млекопитающего зародилась около пяти миллионов лет назад. Австралопитеки уже больше походили на современного человека своими повадками: они спокойно передвигались на задних лапах, использовали самые примитивные орудия труда и защиты (палки, камни и т. д.). В отличие от своих предшественников, австралопитеки питались не только ягодами, травами и другой растительностью, но и ели животное мясо, поскольку эти самые орудия часто служили и для охоты. Несмотря на то, что эволюция явно шла вперед, австралопитек был больше похож на обезьяну, нежели на человека - густой волосяной покров, небольшие пропорции и средний вес все-таки отличают их от современного человека.

Четвертый этап: человек умелый

На данном этапе развитии эволюции предок человека ничем не отличался от австралопитека по своему внешнему виду. Несмотря на умелый отличался тем, что он мог свободно делать орудия труда, средства для защиты и охоты самостоятельно. Все изделия, которые производил этот предок, были сделаны, в основном, из камня. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что в своем развитии человек умелый дошел до того, что он пытался передавать информацию себе подобным с помощью определенных сочетаний звуков. Однако теория о том, что именно в это время уже существовали зачатки речи, не доказана.

Пятый этап: человек прямоходящий

Как жил наш предок, которого сегодня мы называем «человеком прямоходящим»? Эволюция не стояла на месте, и теперь данное млекопитающее очень напоминало современного человека. Кроме того, уже на этом этапе развития человек мог издавать звуки, которые служили определенными сигналами. Значит, можно сделать вывод о том, что речь в это время уже была, однако она была нечленораздельной. На этом этапе у человека очень сильно увеличился объем головного мозга. Благодаря этому человек умелый работал уже не одиночно, а работа была коллективной. Этот человеческий предок мог охотиться на крупных животных, поскольку орудия для охоты уже были достаточно сложными, чтобы убить большого зверя.

Шестой этап: неандерталец

Очень долго теория о том, что неандертальцы были прямыми предками человека, считалась верной и принималась многими учеными. Однако исследования показали, что неандертальцы не имели никаких потомков, а значит, ветвь этого млекопитающего была тупиковой. Несмотря на это, по своему строению неандертальцы очень схожи с современным человеком: большой головной мозг, отсутствие шерсти, развитая нижняя челюсть (это говорит о том, что неандертальцы обладали речью). Где жили наши "предки"? Неандертальцы жили группами, устраивая свои жилища на берегах рек, в пещерах и между скалами.

Последний этап: человек разумный

Учеными доказано, что этот вид появился 130 тысяч лет назад. Внешнее сходство, строение мозга, все умения - все это говорит о том, что человек разумный - это наш прямой предок. Именно на этом этапе революции люди начинают свое собственное выращивание средств пропитания, селятся не просто группами, а семьями, ведут свое личное хозяйство, держат свой собственный скотный двор и начинают исследование новых культур растений.

Славяне

Как жили наши Это уже окончательно развитый предок современного человека, которому свойственно деление на расовые группы. Предки человека, живущие в эпоху Средневековья, в основном были славянами. Вообще, данная раса появилась в прибалтийских землях, а вскоре из-за своей многочисленности расселилась по всей территории западной Европы и северо-западной части России. Кроме того, славяне вели постоянные битвы, отличались особой техникой владения оружия и стойкостью в бою. Славяне - это предки конкретно русского, германского, прибалтийского и других народов.

Ребёнку в школе поручили ответственное задание: составить родовое дверо, вклеить фотографии родственников. Скажу честно, на это задание я потратила пять часов. Сама рисовала, вклеивала семейные фотографии, доченька одна бы не справилась. Ну а я спонтанно погрузилась в историю. Вам тоже будет интересно узнать, как жили наши предки.

Заглянуть в прошлое

Если изучать историю рода, можно запутаться. Необходимо начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Специальные компании, которые имеют доступ к архивам, расшифруют значение фамилии. Назовут великих и знаменитых людей, которые были у вас в роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили кочевые славяне, вызывали дождь и любили природу. А вот в прошлое столетие заглянуть можно.

СССР и наши предки

Советский Союз - яркий период в жизни людей. Когда могучая держава воссоединилась, наши прадедушки и прабабушки были молодыми (как мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но, советский режим и репрессии сломали планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины обязаны были отслужить (5 лет в армии), а потом - «отстоять за родину». Найдите фотографии своего прадедушки, обязательно он будет одет в военную форму.

В послевоенный период появилась вера в лучшую жизнь. Активно начало развиваться сельское хозяйство. Открывались колхозы. Женщины трудились на полях не меньше мужчин. Работа была сложной (с утра и до позднего вечера). Девушки не имели права взять больничный или декрет!

Элита и интеллигенция жила в городах. Им больше повезло. В селах наши предки жили скромно. Даже удобств в домах не было, про телевизор я вообще молчу.

Ещё один ужасающий факт: сельские жители не имели документов. Но, жили дружно, праздники гуляли целыми улицами, делились продовольствием и секретами.


Рассвет в жизни

В период застоя наши предки начали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выезжали в город;
  • ездили к морю;
  • посещали кино;
  • покупали автомобили.

Наши предки жили одним днём. Постоянно мечтали о хорошем. Остаётся нам воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость своих дедов и прадедов.

Полезно1 1 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Недавно рассматривала старые фотографии моих бабушек, дедушек и прабабушек. Пока смотрела, задумалась о том, как жили наши предки в XX веке. Конечно, все по-разному, но какие-то общие черты можно найти. В России всегда жилось интересно, у нас все-таки важная страна, а не Ирландия какая-нибудь, зато живем в среднем победнее соседей-европейцев.


Наши предки жили в СССР

Лет 30 назад была такая страна размером в 22 миллиона кв. км и с населением почти в 300 миллионов человек. Даже в США тогда было меньше и населения и территории. СССР хорошо помнят наши родители. Там было много хорошего и странного. Например, советскому человеку трудно было выехать за границу, поэтому путешествовали в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что отражено в фильме «Будьте моим мужем». Мои предки в 1970–1980-е летом проводили отпуск в таких местах:

  • Москва и Ленинград. Они выполняли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутренней заграницы. Там было получше с ширпотребом, и уровень жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики ездили ради субтропического климата Аджарии и вкусной еды.

Советский период запомнился почти каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население еще в основном было сельским, а в 1950–1980-е шло масштабное жилищное строительство. Этот период отражен в кинематографе, например, в фильме «Премия», а также в живописи картина - «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской империи

В мои детские годы были живы еще старики, которые родились до революции. Однако, дореволюционную Россию у нас помнят плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, у большинства россиян предки тогда были неграмотные или малограмотные и жили в деревне. Посмотреть на быт дореволюционной России можно на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрела все!

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машинка, подгузники для ребенка, телефон, я порой задумываюсь о том, как вообще раньше люди жили без всего этого. Оказывается, нормально жили - просто они не знали, что можно лучше жить, поэтому и мирились со своей судьбой. Подробности читайте дальше.


Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь - сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд - им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.


Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как составлялись фамилии наших предков

В средние века стало появляться много различных профессий и ремесел. Наиболее популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • кожевник;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А ввиду того, что наши предки всегда жили большими кланами, то для удобства каждую семью называли по роду занятия хозяина.


Так, появлялись Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пасечники назывались земцами), Фурмановы (извозчиков ранее называли фурманами).

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

В зимние каникулы я с сыном, будучи в Омске, посетила местный историко-краеведческий музей. Экспозиция оказалась достаточно большой, и к концу мой ребенок уже подустал, но увести его оттуда было все равно трудно. Его особенно заинтересовал образ жизни далеких предков, а меня - времена более поздние.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции были выделены такие этапы:

  • каменный век;
  • бронзовый век;
  • железный век.

Как нам рассказали на экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Занимаясь охотой, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, и убежищем от непогоды им служили шалаши, покрытые шкурами зверей.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома строили обычно все вместе. Хозяйство семьи состояло из бревенчатой избы с печью, летнего строения, бани, дома для челяди, хлева и погреба с колодцем. При этом часть надворных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был большак - самый старший мужчина. Он принимал сам все решения, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с остальными. Если же семье не нравился их старший, они обращались в общину, чтобы его мог сменить кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большуха.

Весь год семья много трудилась: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнял сбор ягод и грибов, ловля рыбы. Не имея рядом аптек и лекарей, женщины собирали травы, и каждая хозяйка имела на всякий случай несколько лечебных настоек.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялась разнообразию фамилий. Определить по ним национальность просто невозможно. И вот побывав в музее, поняла, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Выходцы из одних мест селились вместе, поэтому на территории области и сейчас существуют национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезно0 0 Не очень

Что означает ваша фамилия? Федосюк Юрий Александрович

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий. Для историка они особенно интересны, по ним можно дополнить представление о занятиях и профессиях далеких предков, в особенности же получить представление о профессиях ныне забытых и неизвестных.

Из представителей этого рода фамилий больше всего у нас, пожалуй, Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.

Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны

Наехали тарханы,

Подмосковные купцы,

Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧАСТЬ III. КАМЕННЫЕ ПРЕДКИ: ЗАСТЫВШИЙ СОН На острове Пасхи… тени ушедших строителей все еще владеют землей… воздух дрожит от стремлений и энергии, которая была и которой больше нет. Что это было? Почему так случилось? Кэтрин

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители автора Кемпбелл Сьюзен

Наши духовные наставники - предки Духи «предков», по описанию целителей, похожи на ангелов-хранителей. Мне нравились истории, которые рассказывали целители, однако до тех пор, пока я сама не пережила ясные сновидения, я считала «предков» просто красочной особенностью

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мось и Пор - предки людей Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии («братства»), которые могут обмениваться женами: это Мось (Мощ) и Пор. У них свои священные символы и ритуалы. Люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Боги и предки Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» - стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

Жизнь крестьян состояла не из одних трудов праведных. Деревня умела и отдыхать. К праздникам готовились загодя, его ждали не только взрослые, но и дети. Дети – даже особенно. И не только ради подарков или обильного угощения, хотя здесь, наверное, уместно сказать, что очень уж желанным был для всех любой праздничный стол из-за частых и длительно изнурительных постов. Для крестьянина многие, если не все, народные и церковные обычаи, традиции, обряды естественно и закономерно вписывались в круг его хозяйственной деятельности и духовной жизни, служа своеобразной наградой за нелегкие, порой изнурительные будни.

Как отдыхали наши предки

Девушки на вечеринки приходили с прялками, но делали они это, как говорится, для отвода глаз: много ли напрядешь, если гармошка так заливается, что ноги сами в пляс просятся. Плясали чаще всего четырехколенную кадриль. В перерывах пели песни, частушки, вели беседы, щелкая орешки (позднее появились и семечки). Парни, случалось, на вечеринках баловались винцом, но именно баловались, а не напивались. Отгуляв, таким образом, вечер-другой, переходили в другую деревню, знакомились, приглядывались к соседям и соседкам, задерживаясь там, где находили для себя личный интерес.

Праздничные, да и любые обычные вечеринки затягивались обычно далеко за полночь.

Посетите музей под открытым небом Малые Карелы в выходной и ли праздничный день, и вы воочию увидите, как отдыхали наши предки.

Однако не скучала молодежь и днем. Устраивали ледяные горки и катались с них в специальных санках-чунках. Горки строились на высоком берегу реки, санки улетали с них по льду метров на 300-400. Каждый парень, если он начинал женихаться, должен был обязательно прокатить с такой горки свою девушку. То-то игрище было – с визгом, смехом, если парочка летела в сугроб, что порой и делалось преднамеренно.

Гуляния на Масленицу

А на Масленицу, кроме катаний на чунках, устраивались катания в санях по деревне, да не в одиночку, целыми поездами. Это было прекрасное зрелище. В деревне — был самый настоящий самодеятельный праздник, свое собственное действо, в котором ты и зритель, и артист, сам веселился и других веселил. В гриву каждой лошади их хозяева вплетали яркие ленты, на дугу крепили звонкий валдайский колокольчик, да и сани украшались – кто на что горазд был. Несется по деревне такой поезд – по тридцать-сорок саней сразу – аж дух захватывает! Посмотреть на эту забаву даже немощные старики выходили. А поезд пролетал деревню, задержавшись на какое-то время у ледяной горки, где снова катались в чунках, и мчался к следующей деревне общества. И так — пока всю округу не объедет, не обскачет с шумом, звоном, гамом, с песнями да развеселой музыкой. Незабываемое зрелище…

Престольные праздники

Отмечала старая деревня праздники и летом, даже в дни страды. Это были в основном престольные праздники — в честь того или иного святого, которому была посвящена деревенская церковь. Так что у каждой деревни, если она имела храм божий, был и свой престольный праздник.

На престольные дни в каждом доме варили пиво, готовили закуски и пировали два-три дня. Взрослые люди проводили праздники обычно дома, а молодежь облюбовывала себе место на лугу у реки. Как правило, на такие гулянки собирались парни и девчата из четырех – пяти окрестных деревень. Плясали под разноголосые гармони все ту же кадриль, пели песни, компаниями, в ряд, гуляли по лугу. Гулянье начиналось в полдень и заканчивалось поздно вечером, но нередко продолжалось оно и на другой день. Люди в возрасте тоже приходили вечером на луг, но не петь-плясать, а, прежде всего, присмотреть для своего сына невесту.

Рождественские праздники

Но главные праздники – отрада и украшение деревенской жизни выпадали на зиму. И первым среди них по старшинству и почитаемости шло Рождество. Это был какой-то светлый и радостный праздник, ожидаемый всей семьей. Конечно, необычайно сильную, заглавную, можно сказать, окраску придавало ему религиозное начало: ведь дата рождения Христа – это до сих пор отправная точка и нашего летоисчисления. Но в то же время народное сознание, руководствуясь отголосками каких-то смутных, еще более древних ритуальных обычаев, связывало с этим днем и завершение крестьянином извечного цикла многотрудных работ на земле, и стремление предугадать, окажется ли будущий год благоприятным для земледельца или нет.

В этот день (или канун его) крестьянин брал на заметку многое в природных явленияк: есть ли иней на деревьях, ясный день или метет метель, звездится небо, хорош ли санный путь, полагая, что густой иней сулит обильные хлеба, метель – роенье пчел, а звезды – урожай на горох. Вся эта система примет и поверий наделяла Рождество особым смыслом – таинственным, загадочным, уходящим в несказанно седую древность и полным неясных надежд.

Но зато всеобщее желание наконец-то вкусно поесть и погулять после унылого, надоевшего и изнурительного поста начисто лишало его всякой мистики, делало по земному близким и понятным, да еще каким близким и понятным.

Попробуй, посиди неделю за неделей на киселях да затирухе, не захочешь, да вспомнишь, как строжила тебя бабушка: «Погоди, пост, он подожмет тебе хвост!»

Что верно, то верно, поджимал пост хвосты, хотя и амбар, и клеть не были пусты. Но с наступлением праздника приходил конец и вчерашнему хлебу на столе, и приевшейся картошке в горшке. Мясное заговенье разрешало все: и долгожданные щи с мясом, и обмасленные пышные пироги, шаньги. Но прежде, чем сесть за стол, надо было обязательно сходить в церковь,причаститься.

Свадьбы на селе

Свадьбы на селе чаще всего игрались весной или осенью. В целях обеспечения молодым счастья на протяжении всей свадьбы проявлялось сопротивление ей. До самого свадебного дня противилась происходящему невеста, даже если она шла замуж своей охотой. Отсюда её причитания, которые всегда были импровизацией, не нарушающей строгих традиционных форм. Причитая, просватанная девушка «вопила громко», хлястая руками о лавку и пол». И все воспринимали это как должное, ей говорили: «не наплачешься за столом, дак наплачешься за столбом».

Сопротивление свадьбе исходило не только от невесты, но и от «приходящих» — односельчан, в день свадьбы провожающих невесту из родной деревни. Они загораживали дорогу свадебному поезду, пели так называемые корильные песни, в которых укоряли «жениха, ругали и высмеивали «сватовца» (или «вершника», если он ехал верхом на лошади, возглавляя свадебный поезд»).

Сватовец, сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Все ходил да лукавился,
Не путем, не дорогою,

Ой, не путем, не дорогою –
Стороной обоколицей,
Стороной обоколицей,
Да собачьими тропами,

Ой, все собачьими тропами,
Да звериными нормами,
Все звериными норами,
Все ходил да нахваливал,

Все ходил да нахваливал,
Чужую дальнюю сторону,
Чужую дальнюю сторону.
Все зложейку незнакомую,
Ой, зла –чуда сына отецкого

Старую деревню невозможно представить без песен. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные качали люльку с младенцем, под поминальные прощались с умершим.

Использованные источники:

(По материалам книг Плотникова Н. «Выставочные давности» и Ариниан Е.И. «Религия Вчера, сегодня, завтра», а также воспоминаниям старожилов).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры