Стендаль и его романы. Биография Стендаля (Мари-Анри Бейля)

Главная / Бывшие

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.

Детство и юность

Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.

Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:

«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».

В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением .


В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.

В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.

Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.

Творчество

После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.


За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.


Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.


В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.


В этом же году для писателя начинается новая жизнь. Он поступает на службу в консульство Триесты, после чего следует перевод в Чивитавеккию, где романист пробудет всю оставшуюся жизнь. Он практически забросил литературу. Работа отнимала много времени, и город не давал вдохновения для творчества. Самым значимым произведением в этот период стала «Пармская обитель» - последний законченный роман, изданный при жизни писателя. Стремительно развивающаяся болезнь забрала последние силы.

Личная жизнь

В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.


Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери

Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.

Смерть

С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.


Стендаль умирает во французской столице, когда прогуливается по улицам города, в 1842 году. Мистическим образом он сам себе предсказывает такую смерть за несколько лет до этого. Сегодня причиной смерти ученые указывают инсульт. Это был второй удар, поэтому организм не выдержал. В своем завещании писатель изъявил последнюю волю относительно надгробия. Там должна быть выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.

Цитаты Стендаля

«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Библиография

  • 1827 – «Арманс»
  • 1829 – «Ванина Ванини»
  • 1830 – «Красное и черное»
  • 1832 – «Воспоминания эгоиста»
  • 1834 – Люсьен Левен»
  • 1835 – «Жизнь Анри Брюлара»
  • 1839 – «Ламьел»
  • 1839 – «Чрезмерная благосклонность губительна»
  • 1839 – «Пармская обитель»

Родился в южном французском городке Гренобле. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом при местном парламенте. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику исполнилось 7 лет. Юный Анри Мари жил вместе с тёткой Серафи и отцом, но по его воспоминаниям активно занимался его воспитанием дед Анри Ганьон, врач и общественный деятель. Дед был широко образованным человеком и привил внуку интерес к идеям французских просветителей Дидро, Вольтера (с которым общался лично), Жан-Жака Руссо. Отец имел обширную библиотеку, в том числе "Большую энциклопедию наук и искусств", составленную Дидро и Д-Аламбером. Семья была состоятельной и с началом Французской революции 1789 году их просветительские взгляды были изменены на монархические. После смерти матери отец и дед стали набожны. Воспитанием юного Анри Мари перешло к иезуиту аббату Райан, прижившемуся в доме. Из-за тиранических попыток привить ему любовь к Библии и религиозность Анри Мари на всю жизнь сохранил недоверие и ужас перед священнослужителями.

В 1769 году он поступил в гренобльскую Центральную школу, где освоил латынь, увлекся математикой и геометрией и занимался логикой, философией и теорией искусств в течение 3 лет.

В 1799 Анри Мари уехал в Париж, собираясь поступить в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров. Но очарованный переворотом молодого генерала Наполеона Бонапарта 18 брюмера, ставшим первым консулом, бросает все и идет на службу в армию сублейтенантом в драгунский полк в Италию. В 1802 году подает в отставку, возвращается и живет в Париже до 1805 года, занимаясь философией, литературой и английским языком - желая стать писателем. В этот период он становится врагом церкви и любой мистики. В 1805 он снова возвращается в армию Наполеона как военный чиновник-интендант. Это позволило ему побывать в Германии в 1806 году, Австрии в 1809 году, в Италии в 1811 году, где задумывает книгу «История живописи в Италии».

Анри Мари Бейль участвовал в походе Наполеона против России в 1812 году по собственному желанию. Он побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, наблюдал Бородинское сражение, был в горящей Москве, бежал вместе с остатками французских войск.

Его записи о пожаре Москвы и Английском клубе, нынешней Екатерининской больнице на Страстном бульваре. «Обнаружившаяся сильная дизентерия заставляла опасаться, будет ли у нас довольно вина. Нам сообщили превосходную новость, что его можно добыть в погребе прекраснаго клуба, о котором я говорил. Я убедил старика Виллье сделать эту экскурсию. Мы прошли туда, миновав роскошныя конюшни и сад, который можно бы назвать прекрасным, если б деревья этой страны не производили на меня неотразимаго впечатления бедной растительности. Мы послали в погреб слуг. Они выслали нам оттуда много плохаго белаго вина, узорчатыя белыя скатерти и такия же салфетки, но очень подержаныя. Мы заграбили их на простыни».

Очевидно, как военный интендант он не принимал активного участия в военных операциях, но демонстрировал твердость духа и мужество.Частично его записи погибли в войне 1812 года.

После возвращения из России и отречения Наполеона, Анри Мари подает в отставку после вступления русских войск в Париж и уезжает в Милан, в Италию на 7 лет. Там он пишет свои книги «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» 1814 г., «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году», «История живописи в Италии» 1817 г.

Он начинает тесно общаться с республиканцами-карбонариями, дружит с Байроном и безнадежно влюбляется в Матильду Висконтини, рано умершую жену генерала Я. Дембовского. В 1820 году начинается террор против карбонариев и уже ставший известным писателем-острословом Стендаль возвращается во Францию в 1822 году. В этом году он публикует книгу «О любви» в разные эпохи. В роялистском Париже его встретили настороженно, и Стендаль печатается во французских и английских журналах, не подписываясь. Его авторство было признано только через 100 лет. В 1823-25 гг. Стендаль пишет литературные памфлеты «Расин и Шекспир», роман «Арманс» 1827 г., новеллу «Ванина Ванини» 1829 г. и этом же году он пишет путеводитель по Риму - «Прогулки по Риму», «Красное и черное», 1830 г. Постоянного заработка не было и Стендаль пишет много завещаний, рисуя пистолеты на полях рукописи.

По некоторым сведениям известно, что Стендаль принадлежал к масонам – в их документах часто встречается имя Бейль.

В 1830 году Стендаль поступает на государственную службу после установления Июльской монархии во Франции. Его назначают консулом в Триест, потом переводят в Чивита-Веккию, морской порт рядом с Римом. Консулом он проработал до самой смерти.

В 1832 году были написаны «Воспоминания эготиста», в 1834 году роман «Люсьен Левен», с 1835 по 1836 автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара». В 1838 были опубликованы «Записки туриста», в 1839 году последняя книга, напечатанная при жизни, «Пармская обитель».

Стендаль в течение всей жизни был болен сифилисом. Тогда лечить его не умели - прописывали больным токсические препараты ртути и болезнь прогрессировала. До самой смерти писатель работал, иногда из-за слабости диктуя свои тексты.

22 марта 1842 года он потерял сознание на улице и скончался через несколько часов от разрыва аневризма аорты. Его похоронили на кладбище Монмартр.

Анри Мари Бейль (псевдоним Фредерик де Стендаль) родился 23 января 1783 г. в небольшом французском городке Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тетка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с Вольтером, Дидро и Гельвецием. С тех пор у Стендаля зарождается отрицательное отношение к клерикализму.
Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.
Учась в гренобльской Центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал важность ее значения. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.
В 1799 г. Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Однако в 1802 году он подает в отставку и живет на протяжении последующих трех лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.
В 1812 г. Анри принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие». Он был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».
После падения Наполеона Анри, негативно воспринимающий Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, заводит дружбу с Байроном. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля. Вспыхивает террор. Поэтому Стендаль решает вернуться на родину.
В 1822 Анри возвращается во Францию, в которой по-прежнему у власти Бурбоны. Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу "О любви" в различные исторические эпохи. В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир». В 20-е годы Стендаль создает несколько произведений, сведетельствующих о развитии реалистического дарования писателя. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга "Прогулки по Риму", представляюшая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман "Красное и черное". Эти годы были достаточно тяжелыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Фредерик Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккию (в качестве консула он проработает до самой смерти). В 1832 году он начал писать воспоминания эгоиста, в 1834 году занялся романом "Люсьен-Левен". С 1835 по 1836 был увлечен написанием автобиографического романа "Жизнь Анри Брюлара". В 1838 году в Париже были опубликованы "Записки туриста", а в 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга "Пармская обитель".
В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».

Изучая непростую, во многом противоречивую биографию Стендаля, становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.

Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юге-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.

К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и, самое главное – способностью мыслить.

Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.

Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта , который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полке Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.

Париж

Французская столица встретила его благосклонно и подарила три года для получения настоящего образования. Он изучал английский язык, философию, историю литературы, много писал и читал. В этот же период он стал убежденным врагом церкви и всего, что связано с мистикой и потусторонним.

В 1805 году Стендаль вынужден был восстановиться на военную службу. С 1806-1809 года он участвовал во всех европейских сражениях наполеоновской армии. В 1812 году добровольно, по собственному побуждению отправился на войну с Россией. Он пережил Бородинское сражение, своими глазами наблюдал гибель Москвы и вместе с остатками некогда великой наполеоновской армии бежал через Березину.

Французский писатель всегда справедливо восхищался духом и доблестью русского народа. В 1814 году он переехал в Италию.

Творчество

В Милане писатель прожил семь лет. В краткой биографии Фредерика Стендаля отмечено, что именно в этот период он написал свои первые серьезные работы: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» и многие другие. Там же, в Италии, впервые его книги начали публиковаться под псевдонимом «Стендаль».

В 1821 году из-за царящей в Италии политики насилия и запугивания он вынужден был бежать на родину. В Париже, переживая сложное материальное положение, он работал в качестве литературного и художественного критика. Это не облегчало его участи, но помогало держаться на плаву.

В 1930 его назначили на государственную должность – французским консулом в Триесте. В этот же год в свет вышел самый известный его роман – «Красное и чёрное».

23 марта 1842 года классик французской литературы умер. Это случилось на улице во время прогулки.

Другие варианты биографии

  • Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
  • На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
  • В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом

1850

1864 1880

1789

В 1796

Один из самых выдающихся французских писателей XIX века, Анри Мари Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль, при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом у широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного, исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные. Тем не менее Мериме, испытавший на себе влияние Стендаля, высоко ценил его, Бальзак им восхищался, Гете и Пушкин с удовольствием читали его роман "Красное и Черное".

Уделом Стендаля была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850 -е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей.

Школа французских реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем; И.Тэн, один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864 ); Э.Золя считал его представителем нового романа, в котором человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880 -егоды появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р.Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX веке его романы переводятся на многие языки.

В России Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На "Красное и черное" обратили внимание А.С.Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Л.Толстой, которого особенно поразили военные сцены "Пармского монастыря". Горький считал его одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.

Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке "большую энциклопедию наук и искусств" составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789 ) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.

После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.

В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.

Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт "стал королем Франции"; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным "союзом всех обманщиков".

Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809 -м - в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу "История живописи в Италии". В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.

В Италии Стендаль печатает свое первое произведение - три биографии: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814 ).

В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля "Курс драматической литературы", только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в следующей книге Стендаля - "История живописи в Италии" (1817 ), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно Стендаль печатает книгу "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817 ), в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.

С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.

В это время во Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми "свободами", представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая за три дня старую монархию.

Стендаль остро интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.

В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради заработка заниматься поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.

Первым его произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга "О любви" (1822 ). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные исторические эпохи.

Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры "Расин и Шекспир" (1823 и 1825 ). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературных направлений.

В 1826 году Стендаль писал свой первый роман - "Арманс"(1827 ), где изображает современную Францию, ее "высший свет", праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.

То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу "Прогулки по Риму" (1829 ) - в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы французских туристов.

Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля "Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области". Повесть вышла в свет в 1829 году.

В том же году Стендаль начал писать свой роман "Красное и черное", который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой "1831 ". В это время Стендаля уже не было во Франции.

В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля "Судебная газета" является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: "Красное и черное". В подзаголовке романа стоит "Хроника XIX века". Под этим "веком" следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин "Хроника" обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.

Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: "Стендаль был первым литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость".

28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.

В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год - "Воспоминание эготиста", в 1835 - 1836 -м - обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года - "Жизнь Анри Брюлара". В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа "Люсьен Левен", который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только через несколько лет: первая хроника "Виттория Аккорамбони", появилась в 1837 году.

Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал "Записки туриста" - книгу о своих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман "Пармский монастырь", в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839 ). Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, "Ламьель", остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти.

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников - философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания - наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.

Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе "Красное и черное" он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим "чистоганом". Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры