Супермен непобежденный читать. Сбрасываем оковы

Главная / Бывшие

Описание серии комиксов:

В комиксе рассматривается история под иным углом - бомба, сброшенная на Нагасаки в конце Второй Мировой Войны была на самом деле не бомбой, а сверх человеком.

В наши дни Супермен в который раз спасает мир - уничтожает семь искусственных спутников, которые должны были столкнуться с Землей. Однако проблема в том, что спутников было восемь и Супермен не успел остановить восьмой. Поначалу Супермен подозревает, что эти происшествия дело рук Лекса Лютора и после разговора с Лексом узнает, что исследования, которые могли бы быть использованы в разрушительных целях были украдены у Лютора.

Когда Супермен, в качестве журналиста Кларка Кента пишет статью об этом инциденте, он узнает от Лоис о том, что все восемь спутников были остановлены. Супермен в курсе, что один не был остановлен им и решает выяснить в чем дело. Он отправляется в море, куда летел восьмой объект и обнаруживает на спутнике отпечаток руки, т.е. то, что некто столкнул объект с курса.

Позже выясняется, что это дело рук военных и падающий спутник направлялся в сторону военной базы. Засекреченной военной базы, где около 75 лет живет и работает на Америку настоящий сверхчеловек, тот самый, который был второй атомной бомбой в 1945 году. Эта база засекречена и вся работа сверхчеловека, которого называют "Призрак" является секретом правительства.

Моды и помощь по игре

Супермен считал себя самым могущественным героем на Земле. Но выяснилось, что, кроме него, мир защищает и другой могущественный пришелец из космоса - Дэус (в оригинале Wraith - Призрак). Правда, в отличие Человека из стали, он работает на правительство США и не афиширует свои дела. Учитывая несхожесть характеров, противостояние Супермена и Дэуса становится неизбежным. И оно будет только прологом к другой беде, ожидающей планету.

Superman Unchained
Сценарист : Скотт Снайдер
Художник : Джим Ли
Выход оригинала : 2014
Издательство : «Азбука-Аттикус», 2015

В 2013 году Супермен отметил семьдесят пятый день рождения. Специально к юбилею DC Comics запустило мини-серию «Супермен непобеждённый» от звёздной авторской команды - Скотта Снайдера и Джима Ли.

Формально действие комикса разворачивается в рамках основной хронологии The New 52 - она как раз была запущена незадолго до серии. Но фактически история вполне самодостаточна. Снайдер почти не опирается на прошлое героя, предпочитая смотреть в будущее, и предлагает нам совершенно нового противника и новый конфликт.

На страницах «Супермена непобеждённого» героя ждёт столкновение с эдаким тёмным близнецом. Дэуса нельзя назвать злодеем - он, как и Человек из стали, служит людям и не менее верен своим идеалам. Но избранные им идеалы и способ служения делают Дэуса антиподом Супермена. Встречаясь с ним, Человек из стали словно бы смотрит в кривое зеркало, видит, каким мог бы стать, если бы его воспитали патриотом страны, а не человечества. Конечно, не обойдётся и без открытого противостояния между Дэусом и Суперменом. Но Снайдер показывает нам конфликт не просто двух могучих героев, а двух жизненных философий. Недаром одним из сильнейших козырей Супермена оказываются его друзья.

При этом сюжет не сводится к противостоянию Дэуса и Супермена. Снайдер создал весьма многогранную историю, в которой Супермену придётся иметь дело и с кибертеррористами, и с тайной правительственной организацией, и с инопланетной угрозой. Кстати, мы недаром говорим о Супермене, а не о Кларке Кенте. Роль человеческого альтер-эго в этой истории минимальна. Оно появляется только в паре флэшбеков о временах, когда маленький Кларк ещё не осознавал своей силы.

Под стать истории и оформление комикса. Своей работой над «Суперменом непобеждённым» Джим Ли в очередной раз доказывает, что по праву считается одним из лучших художников-комиксистов современности. Особенно хороши в его исполнении боевые сцены, которыми комикс просто изобилует, - причём не только с участием Супермена: блеснёт своими боевыми талантами и Бэтмен.

Нельзя не отметить и российское, «делюксовое», издание комикса. В увесистый томик, кроме самой истории, весьма внушительной по объёму, входят десятки страниц бонусов - обложки, черновые версии сценария, наброски страниц, комментарии. Любо-дорого смотреть.

Итог : одно из лучших произведений о Супермене, выпущенных в XXI веке. Этот комикс прекрасно подходит для читателей, только начинающих знакомиться с героем.


Два мастадонта комикс-индустрии Скотт Снайдер и Джим Ли взялись за комикс про одного из величайших супергероев Земли. Что может быть лучше связки этих двух талантливейших людей? И вроде бы все идеально. Снайдер пишет зубодробительные, полные экшена и безумия сценарии, а Ли воплощает в жизнь самые сложные и массивные рисунки. Но всё ли настолько радужно?..

Уже вторую книгу подряд нам преподносят типичного молодого Супермена, который немножко простачок, видит только белое и чёрное, и разделяет весь мир на добро и зло. Это не есть плохо, но что-то в этом образе меня отталкивает. Более старый, мудрый Супс мне импонирует намного больше. В любой сложившейся ситуации он взвешивает все «за» и «против», он не привык действовать сломя голову и бросаться на амбразуру. Кларк Кент из сегодняшнего комикса — полная его противоположность. Спасти падающий небоскрёб за 19 секунд, при этом откалашматив огромного робота-бульдозера? Раз плюнуть. Остановить ядерный удар при помощи штуки, которую он видит впервые в жизни? Да тоже запросто. И таких примеров миллион. Но плохо это или нет, давайте разберёмся вместе.

Иногда складывается впечатление, что у людей уже сложился некий ассоциативный ряд со словом «Супермен», а именно: Лекс Лютор, Лоис Лейн, злые военные, инопланетяне, детство в кукурузе. И если не дай бог хотя бы одной составляющей в комиксе про Кал-Эла не будет, то всё — пиши пропало, комикс не удался. Да, скажете вы, без всего этого Супермен не Супермен, но и я вам скажу, что Бэтмен без Джокера не Бэтмен, но почему-то есть сотни прекрасных графических романов про Бэтса, где о Джокере и не слышно, или если он и есть, то не в качестве главного действующего лица. Возможно, конечно же, что всему виной оказался юбилей Супса в 75 лет, который Кларк Кент праздновал в 2013 году. Только этим можно объяснить такой подход к конструированию истории — уместить внутри всё самое узнаваемое, самое яркое и самое важное, что должен познать неофит. Обозначить лёгкими набросками отношения между героями, подкинуть пару противоречий на поразмышлять читателю и самому Супермену, показав героя на этапе его супергеройского «взросления», когда хочется сделать многое, получается сделать заметно меньше и совсем нет времени на размышления. Ну а для Снайдера, который выступил здесь в роли сценариста, это вполне себе возможность воссоздать истории, которые он сам видел в своей юности. Но, как вы могли заметить по моему тону, всё не так однозначно.

Супермен, беспечно летая над Землёй и спасая сотню-другую мирных жителей, внезапно узнаёт о том, что он не единственный пришелец на нашей планете, который питается энергией солнца и живёт в США. Но вот этот таинственный товарищ не просто так живёт, а работает на правительство, а именно на генерала Лейна. Почему о нём никто никогда раньше не слышал, почему он решил показаться Супермену именно сейчас, как он маскировал своё присутствие до этого — непонятно. Ну да ладно. Так вот, прибыл Дэус (так пришельца прозвали военные) задолго до прилёта Супса и служил верой и правдой своей стране. Ну а так как Супермена считают врагом народа «номер один», то и убить его приказали этому самому Дэусу. Помимо всего прочего, откуда ни возьмись появилась террористическая группировка «Вознесение», которая хочет погрузить все человечество в каменный век из-за того, что естественный прогресс и эволюция были нарушены появлением первого пришельца. При этом Супермену надо расхлёбывать всю эту кашу из двух тарелок, попутно спасая Лоис и думая о том, как там дела у Лекса Лютера.

Сюжет, как может показаться на первый взгляд, не такой уж и сложный. В отличии от своего собрата по Action Comics , здесь вся история подана предельно чётко и ясно. Даже если пролистать несколько страниц, или даже выпусков, не обращая внимания на баблы с текстом, можно не переживать, что что-то важное ускользнёт от понимания — персонажи между делом вспоминают что произошло ранее и что они будут делать в будущем. Тем более, что отвлечься можно на раз-два, сосредоточившись на рассмотрении рисунка и мелких деталей в многочисленных экшн-сценах. При этом сопереживать Супермену довольно сложно, ведь, во-первых, в подзаголовке издания и содержится главный спойлер, а, во-вторых, история довольно-таки линейна. Те, кто испытывал неудобство при собирании пазла истории в Action Comics, могут не переживать — заблудиться не получится, а от визуального пиршества ничего не будет отвлекать. Страдает ли от этого глубина истории? — Лично для меня да, страдает, но во многом это можно объяснить тем количеством историй о Супермене, которые я успел прочитать за свою жизнь. Это как если во время прилива тебя накрывает волной и ты уже ждёшь вторую, третью… но тут вода отступает и ты стоишь такой грустный с водорослями на голове в ожидании непонятно чего, а Супермен-то Непобеждённый. И чего ожидал? Чего хотел? Непобеждённый же, ну.

Если где-то посреди истории резко открыть самый конец книги и углубиться в чтение сценария и глянуть на пометки Снайдера, то очень ясно вырисовывается такая картинка: Супс — тот ещё идеалист, и за свои идеалы готов помереть, подвергнув опасности жизни всех, кто ему дорог и тех людей, кто ему как бы и не дорог, но чья смерть на них точно скажется. И если вновь вернуться к комиксу, то внутреннее наполнение истории резко сменит свой тон. Можно следовать эмпатийным позывам и просто сопереживать всем необдуманным словам и поступкам главного героя, искренне возмущаться отдельным импульсивным репликам, но всё равно не на йоту не сблизиться с ним. А можно взглянуть чуть издалека и увидеть, что этот идеализм в каких-то мелких вещах просто мешает главному герою. Следуя по необдуманному пути, отбросив рефлексию и критическое мышление, он лишь глубже погрязает в своей супергеройской бытийности, разбавляемой человеческой повседневностью. Пока герой следовал своему пути, меня, как читателя, местами не покидало ощущение полнейшей бессмысленности происходящего. Как будто бы я увидел обрывки сна Майкла Бэя, посмотревшего перед сном «Человека из Стали».

Налета Снайдеровского безумия (Суд Сов помните ведь, да?) я в книге не обнаружил. В этом аспекте Супермен выдался столь же стерильным, сколь вымытая и отполированная до блеска чашка Петри, на которой буквально пару минут назад кишмя-кишела жизнь и буйство красок. История началась, произошла и не оставила после себя абсолютно никаких последствий, все стало ровно на свои места, прямиком оттуда, откуда тронулось. Это видно и по репликам и действиям героев. Практически всю книгу Лекс Лютор зловеще угрожает Кал-Элу, что вот-вот настанет его смертный час. Но этот час почему-то всё никак не наступает. Точно так же и Дэус, вечно кричит о том, что в любую секунду может убить Супермена, но ничем это не доказывает. После чего, видимо с горя, решает убить Бэтмена в его бэт-пещере. И вот когда уже конец, все счастливы и довольны, то никто и не вспоминает о том, что Супермену грозила страшная участь «УМЕРЕТЬ». Все спасены, мир в безопасности, идеалы не подвели Супермена и сослужили ему хорошую службу. А сопутствующие разрушения и их влияние на окружающий Супермена мир, как это зачастую и бывает, остались за кадром.Лига Справедливости и Бэтмен Тихо! А «детство в кукурузе» Кларка Кента и послесловия рисовал не менее талантливый художник Дастин Нгуен, чьи работы идеально сочетаются в контрасте со светлыми и яркими рисунками Ли. Да и сам сюжет, если так подумать, не самый плохой: тут вам и правительственные заговоры, и террористические атаки, и падающие космические станции с самолетами и небоскребами, бои по всей Земле, Бэтмен, Чудо-Женщина, таинственные артефакты, пришельцы и многое другое.

Еще одним громаднейшим плюсом книги является само издание —

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры