«Трагикомедия «Сид. "Сид" (Корнель): описание пьесы из энциклопедии Чем на самом деле закончился поединок

Главная / Бывшие

Принудь судьбу просить Химену - не бороться,

Приди с победою - и ты, быть может, вновь,

И лишь таким путем, вернешь ее любовь.

Но время дорого, и нам его с тобою

Нельзя терять в речах, иди, готовься к бою;

Сразись и победи, монарху доказав,

Что ты заменишь все, чем был убитый граф.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Химена, Эльвира

И это не обман, не ложный слух, Эльвира?

Его все в городе возносят, как кумира,

И до небес гремит всеобщая хвала

Бойцу, свершившему бессмертные дела.

Лишь посрамление враги его стяжали:

Напав стремительно, еще быстрей бежали.

И вот в его руках, когда взошла заря,

Победа полная и пленных два царя.

Испанский вождь склонил их головы под иго.

И эти чудеса свершил один Родриго?

Неволя двух царей - венец его трудам:

Он сам их победил и полонил их сам.

Но почему тебе так точно все известно?

Молва его хвалу разносит повсеместно:

Он - общей радости виновник и предмет,

Он - ангел, всю страну избавивший от бед.

А как взглянул король на подвиг этой ночи?

Родриго не дерзнул предстать ему пред очи;

От имени его ликующий отец

Венчанных пленников приводит во дворец,

У повелителя прося соизволенья

Дать доступ и тому, кто спас его владенья.

Но он не ранен ли?

Никто не говорил.

Но вы бледнеете! Вам нужно больше сил.

Мне нужно больше сил для праведного гнева:

Тревожиться о нем, как трепетная дева?

И честь покорствует, и обессилен долг!

Он победил царей, но мой отец не встанет.

Печальный мой наряд, моих свидетель бед,

Был первым следствием Родриговых побед;

И, как бы ни был он велик в народном мненье,

Здесь все кругом твердит о страшном преступленье.

Вы, памяти моей властительный укор,

Вуали, платья, креп, торжественный убор,

В который он меня облек рукой кровавой,

Не дайте нежности возобладать над славой;

И, если снова верх возьмет моя любовь,

Вы мой печальный долг напомните мне вновь,

Служите мне щитом, нетленней адаманта.

Умерьте ваш порыв, сюда идет инфанта.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Инфанта, Химена, Леонор, Эльвира

Я не забвения несу тебе бальзам;

Я приобщить хочу мой вздох к твоим слезам.

Вы лучше к радости всеобщей приобщитесь

И вам ниспосланной отрадой насладитесь,

Сударыня; лишь мне позволено вздыхать.

Родриго отразил нахлынувшую рать,

Он нас избавил всех от вражеской угрозы;

И вправе только я ронять сегодня слезы.

Он храбро послужил монарху и стране,

И славный меч его враждебен только мне.

Но то, что он свершил, и впрямь подобно чуду.

Постылый этот слух доходит отовсюду,

И всякий говорит и повторяет вновь,

Что слава с ним дружна, как не дружна любовь.

Но чем же их слова твоим ушам постылы?

Ведь этот юный Марс был твой избранник милый,

Покорствуя тебе, владел твоей душой;

Кто чествует его, тот хвалит выбор твой.

Да, чествовать его, конечно, всякий может;

Но этот шум похвал мои терзанья множит.

Его превознося, мне душу жгут огнем:

Я вижу явственно, чего лишилась в нем.

О, тягостная скорбь моей любви несчастной!

Чем громче весть о нем, тем жарче пламень страстный,

И все-таки мой долг властительней всего

И, сердцу вопреки, не пощадит его.

Вчера ты этот долг венчала честью новой;

Твоя борьба с собой была такой суровой,

Такой возвышенной, что все вокруг тебя

Дивились доблестной, о любящей скорбя.

Но дружбы искренней ты выслушаешь мненье?

Вас не послушаться сочту за преступленье.

То был твой долг вчера; сегодня он не тот.

Родриго нам теперь единственный оплот,

Надежда и любовь простых людей и знати,

Кастильи верный щит и ужас маврской рати.

Согласен сам король с народною молвой,

Что в образе его воскрес родитель твой;

Короче, говоря без лести и коварства,

В его погибели - погибель государства.

И ты решилась бы, свой защищая дом,

Отдать отечество на вражеский разгром?

За что нас подвергать ужасному удару

И в чем преступны мы, чтоб несть такую кару?

Ты не обязана, конечно, взять в мужья

Того, к кому вражда оправдана твоя:

На это я сама взглянула бы с тревогой;

Лиши его любви, но жизнь его не трогай.

Так поступила бы другая, но не я;

Границ не ведает обязанность моя.

Пусть счастие мое доселе в нем едином,

Пусть он любим толпой, обласкан властелином,

Пусть чествуют его храбрейшие бойцы,

Надгробный кипарис затмит его венцы.

Не всякой доблести казалось бы по силам,

Отмщая за отца, забыть о сердцу милом;

Но тот велик душой и доблестен вдвойне,

Кто кровной гордостью пожертвует стране.

Поверь, достаточно лишить его приязни;

Твой холод для него тяжеле всякой казни.

Помысли обо всех и сердце приневоль.

Да и какой ответ тебе бы дал король?

Он может отказать, но я молчать не вправе.

И взвесь последствия, представь себе их въяве|

Прощай; наедине обдумай мой совет.

Раз мой отец убит, то выбора мне нет.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Дон Фернандо, дон Дьего, дон Ариас, дон Родриго,

дон Санчо

Дон Фернандо

Наследник доблестный блистательного дома,

Чья слава искони отечеству знакома,

Потомок пращуров, испытанных борьбой,

С которыми тебя сравнял твой первый бой,

За то, что ты свершил, награда невозможна;

Чтобы ее воздать, вся власть моя ничтожна.

В этой статье мы расскажем вам о произведении, которое создал Корнель. "Сид", краткое содержание которого описывается ниже, автор написал в 1636 году. Кроме пересказа, вы найдете в этом тексте историю его создания, критику. Итак, начинаем описывать драму, которую создал Корнель ("Сид"). Краткое содержание познакомит вас с основными событиями, после чего проведем анализ произведения.

Начало действия

Эльвира, воспитательница, приносит приятную весть донье Химене: отец девушки, граф Гормас, хочет иметь зятем дона Родриго, а не дона Санчо. Именно в него влюблена Химена.

Этот дворянин является также предметом воздыхания Урраки, дочери кастильского короля, подруги девушки. Однако она является невольницей своего положения: лишь равного по рождению велит Урраке сделать своим супругом долг. Инфанта, желая прекратить свои страдания, делала все для того, чтобы Родриго женился на Химене. Она ждет свадьбы, которая должна положить конец ее надеждам и мучениям.

Граф Гормас и дон Диего, отцы Химены и Родриго, - верные подданные короля. Граф - надежная опора престола и сейчас, а у Диего время подвигов уже позади. Он не может в свои годы водить против неверных христианские полки, как раньше.

Поединок графа Гормаса и дона Диего

Опишем следующие события драмы, которую создал П. Корнель ("Сид"). Краткое содержание рассказывает о том, что Фердинанд, король, решил выбрать наставником для своего сына дона Диего, чем подверг испытанию давнюю дружбу этих двух вельмож. Гормас посчитал этот выбор несправедливым. Рассуждения о достоинствах каждого переходят в ссору. Граф в конце концов дает пощечину дону Диего, и тот достает шпагу, которую противник выбивает у него. Но Гормас не может продолжить поединка, поскольку убить старика было бы позором для него.

Дон Диего решает отправить на бой сына

Лишь кровью можно смыть оскорбление дона Диего. Он велит поэтому своему сыну вызывать врага на бой. В смятении Родриго - ему придется поднять руку на родителя своей возлюбленной. В его душе борются два долга, и сыновний побеждает, что показывает нам Корнель ("Сид").

Химена сетует на тщеславие отцов. Ни один из возможных вариантов развития событий не сулит девушке добра. Погибни Родриго - погибнет и ее счастье, а если он победит, станет невозможным для нее союз с убийцей собственного отца. Даже если поединок не состоится, будет опозорен Родриго и не сможет называться больше дворянином.

В утешение ей донья Уррака предлагает, чтобы Родриго состоял при ней, а там, возможно, все уладят при посредстве короля отцы. Но опоздала инфанта - дуэлянты уже отправились на место поединка.

Описанные обстоятельства вызывают в душе Урраки двойственные чувства. Скорбя, она тайно и радуется, в сердце ее вновь поселяется надежда. Мысленно она представляет Родриго завоевавшим королевства и ставшим тем самым ей равным.

Родриго убивает Гормаса

Король велит взять под стражу непокорного Гормаса. Но к тому времени он уже сражен рукой Родриго. Перед Фердинандом предстает Химена, моля о смерти для убийцы. Король решает судить Родриго.

Тот приходит в дом Гормаса, чтобы предстать перед Хименой. Эльвира, воспитательница девушки, напугана, встретив его, поскольку Химена вернуться может не одна, и если Родриго увидят дома у нее, падет тень на честь девушки. Герой прячется.

Химена приходит вместе с доном Санчо, предлагающим стать орудием возмездия. Не соглашается девушка с его предложением, полагаясь на королевский суд.

Признание Химены

Химена признается воспитательнице, что любит Родриго, поэтому, обрекая того на казнь, она вместе с ним отправится на смерть. Слышит эти слова Родриго и выходит из укрытия. Он молит свершить суд над ним, протягивая девушке меч. Но Химена гонит прочь Родриго.

Рад дон Диего, что сын смысл пятно позора с него. Насчет Химены он говорит, что возлюбленных меняют. Но Родриго любит девушку и призывает лишь смерть.

Родриго побеждает мавров

Дон Диего предлагает сыну отразить войско мавров, встав во главе отряда смельчаков. Вылазка приносит блестящую победу кастильцам - двое мавританских царей попадают в плен. Все превозносят Родриго, лишь Химена жаждет мщения.

Инфанта уговаривает девушку отказаться от мести. Ведь Родриго, щит и оплот Кастилии, должен продолжать служить государю. Но Химена настаивает на исполнении долга. Однако она напрасно надеется на суд короля - Фердинанд восхищен Родриго. Он решает последовать примеру царей мавров, которые величали этого героя Сидом в разговорах с королем. Сид - это повелитель, господин. Отныне он будет зваться так.

Химена, несмотря на почести, оказанные Родриго, молит короля об отмщении. Фердинанд, видя, что девушка любит этого героя, решает проверить ее чувства. Он сообщает, что Родриго умер от ран. Смертельно бледнеет Химена, но, узнав, что это ложь, оправдывает свою реакцию тем, что, погибни Сид от рук мавров, это не смыло бы позора с нее, она была бы лишена возможности мести.

Решение короля

Химена объявляет, что одолевший Родриго станет ее мужем. Вызывается сразиться с ним дон Санчо. Это не по душе королю, но он соглашается дозволить поединок, при этом выдвинув условие, что рука Химены достанется тому, кто выйдет из него победителем.

Является Родриго проститься к Химене. Та недоумевает, ведь дон Санчо вовсе не силен. Но юноша говорит, что на казнь отправляется, а не на бой. Не желая его смерти, девушка говорит о том, что нельзя этому герою умереть от руки Санчо, ведь это повредит его славе, а Химене радостнее сознавать, что ее отца убил один из величайших рыцарей. Но в конце концов героиня просит победить Родриго, чтобы ей не выходить замуж за нелюбимого.

Смятение царит в душе Химены. Она не хочет, чтобы Родриго погиб, но и другой расклад не приносит облегчения девушке. Перед ней предстает Санчо с обнаженным мечом, рассказывает о поединке. Но она не слушает его, спешит к королю, прося не вынуждать ее выходить замуж за победителя. Девушка готова отдать все состояние ему, а сама уйти в монастырь.

Чем на самом деле закончился поединок?

Однако выясняется, что Родриго выбил из рук противника меч, но не захотел его убивать. Король говорит, что поединок смыл пятно позора с Химены, и вручает девушке руку Родриго. Но она не может стать женой человека, который убил ее отца. Тогда Фердинанд решает подождать - он переносит свадьбу на год. За это время девушка простит Родриго, а тот совершит множество подвигов во славу короля и Кастилии.

Так заканчивается "Сид" Корнеля.

История создания произведения

Трагедию эту сам автор определял словом "трагикомедия", таким образом подчеркивая счастливый финал, который в трагедии невозможен. "Сид" Корнеля был написан в 1636 году, когда автор находился в Руане. Родриго Диас, герой Реконкисты в Испании, стал главным героем этой пьесы. Он был известен под именем Сида Кампеадора. Корнель использовал как литературный материал драму "Молодость Сида" Гильена де Кастро, а также испанские романсы. Он позаимствовал из вышеуказанной пьесы 72 стиха. В эпоху классицизма подобные заимствования не являлись исключениями. В Театре Маре состоялась первая постановка этого произведения в 1636 году, в декабре (по некоторым источникам, она была сделана в следующем году, в январе).

Конфликт в произведении и изображение героев (Пьер Корнель, "Сид")

Анализ произведения показывает, что конфликт, предстающий перед нами в этой драме, является очень характерным для драматургии классического периода. Именно в традиции классицизма работал этот автор. Конфликт между личностными и общезначимыми ценностями проводит в пьесе "Сид", краткое содержание которого было нами рассмотрено, представляет эти ценности как разные. Многократно оказываются герои пьесы перед выбором, каждая их мотивация и действие различны. Именно подобные ситуации выбора интересуют такого автора, как Корнель ("Сид"). Краткое содержание по главам показывает, что таких сцен в пьесе очень много.

В 17 веке существовало представление, что личное оскорбление может передаваться родственнику оскорбленного, поэтому на поединок отправляется Родриго.

"Сид" является первой во французской литературе пьесой, в которой были показаны душевные муки героя, совершающего выбор между чувством и долгом. Конфликт между личным счастьем и честью автор разрешает, вводя в произведение идею долга еще более высокого, чем родовая честь, - перед монархом, перед страной. Именно он трактуется в "Сиде" как единственно подлинный. В национального героя превращает Родриго исполнение данного долга. Над ним становятся не властны этические феодальные нормы, поскольку их заменяет государственная необходимость.

Изображение героев в "Сиде" является также характерным для классицизма. Они вызывают преклонение и восхищение героической цельностью. Подобный стиль изображения, одной краской (либо целиком положительными, либо целиком отрицательными), является типичным для творчества этого автора.

Драма эта создана с использованием александрийского стиха, представляющего собой во французском языке шестистопный ямб, написанный с парной рифмовкой.

Критика "Сида"

Несмотря на то что в "Сиде" были соблюдены основные требования классицизма, Корнель переосмыслил их, и в результате получилось первое театральное произведение в данном стиле. Например, принцип "единства дворца" был истолкован как "единство города", а продолжительность действия составила 30 часов, а не сутки. Подобные отступления стали поводом для критики этой драмы, которую упрекали также за "нескромное" поведение Химены, побочную линию инфанты, влюбленной в Родриго, а также множество событий, являющихся неправдоподобным.

Нападки, однако, лежали в области политики, а вовсе не искусства. Испанцы как герои, показанные благородными и смелыми людьми, для были некстати. Он вел борьбу с Испанией за влияние в Европе, поэтому не хотел видеть пьесу, показывающую соперников в положительном ключе. Вызывал опасения и непокорный характер Родриго. Кроме того, Корнель был обвинен в плагиате. Однако публика приняла произведение столь восторженно, что даже появилось выражение "прекрасно, как "Сид"". Но для Корнеля эта трагикомедия стала последней. После этого он творил уже в соответствии с принятыми канонами, а в переиздании 1648 года именовал трагедией Корнель "Сид".

Краткое содержание по действиям, анализ произведения были представлены несколько поверхностно. Ознакомившись с оригиналом, вы поймете, почему существует выражение "прекрасно, как "Сид"". Произведение написано блестяще. До сих пор вызывает восхищение драма, которую создал Пьер Корнель ("Сид"). Анализ ее проводили многие исследователи. Особенно следует выделить Н.П. Кабанову, создавшую прекрасные статьи, посвященные этому произведению. "Сид" Корнеля в кратком содержании, конечно, сильно уступает оригиналу этой драмы.

Пьер Корнель (1606-1684 гг.) — создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший. Всенародную славу Корнелю принесла его первая оригинальная пьеса "Сид", поставленная в январе 1637 года. У публики она имела оглушительный успех, с тех пор во французский язык вошла поговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однако можно ли рассматривать "Сида" как образцовую классицистическую трагедию? Верно ли утверждение, что с "Сида" начинается история французской классицистической трагедии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными.

Пьеса на испанском материале вызвала неудовольствие кардинала Ришелье. Главным внешним противником Франции в тот момент была Испания, с Испанией французы вели длительные войны за положение господствующей европейской державы, и в этой обстановке Корнель ставит пьесу, в которой испанцы показаны доблестными и благородными людьми. К тому же главный герой выступает спасителем своего короля, в нем есть нечто непокорное, анархическое, без чего не может быть истинного героизма — все это заставило Ришелье отнестись к "Сиду" с опаской и инспирировать "Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид"" (1638 г.), в котором содержались очень серьезные упреки относительно идейного и формального плана пьесы.Значит, сюжет Корнель заимствует не из античности, но он имеет под собой прочную историческую и литературную традицию; сюжет имеет благополучную развязку, невозможную в трагедии. Корнель отступает от александрийского стиха, местами обращаясь к более сложным строфическим формам, заимствованным из испанской поэзии. Что же тогда в "Сиде" трагедийного? Это первая в истории французской литературы пьеса, воплотившая главную философско-моральную проблему классицизма — конфликт долга и чувства. На титульном листе пьесы стоит авторское обозначение жанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок "трагикомедия", Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев. "Сид" не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии — тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе "Песнь о моем Сиде". Только взят другой эпизод из его жизни — история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса "Юность Сида" (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро. Родриго, страстно влюбленный в Химену, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, графа Гормаса, который нанес оскорбление его отцу дону Диего. Родриго колеблется между любовью и долгом родовой чести, ему больно терять Химену, но в конце концов он выполняет свой сыновний долг. После смерти отца Химена не может в одночасье разлюбить Родриго и оказывается точно в такой же ситуации: ей предстоит сделать столь же мучительный выбор между любовью и дочерним долгом мести убийце отца, и, столь же идеальная героиня, как ее возлюбленный, Химена требует у короля смерти Родриго. Однако ночью Родриго возглавляет отряд, отражающий внезапное нападение мавров. Его патриотический подвиг и верная служба королю служат толчком к благополучной развязке. Король принимает решение о поединке между Родриго и защитником Химены доном Санчо: кто одержит верх в этом поединке, тот и получит руку Химены. Когда перед трепещущей в ожидании Хименой появляется дон Санчо — он послан к ней победившим его Родриго, — она, полагая, что Родриго убит, обнаруживает свои истинные чувства. После этого Химена вынуждена отказаться от мести за отца, и король назначает время их с Родриго свадьбы. С поразительной симметрией в пьесе развертывается конфликт между чувством — горячей и взаимной любовью — и высшими требованиями надличной чести. Внешне герои неукоснительно следуют долгу чести, но величие Корнеля в том, что он показывает муки выполнения этого долга. Первым тяжкий выбор осуществляет Родриго: Я предан внутренней войне; Л юбовь моя и честь в борьбе непримиримой: В ступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку

мне. Но что б я ни избрал — сменить любовь на горе Иль прозябать в позоре, — И там, и здесь терзаньям нет конца. О, злых судеб измены! Забыть ли мне о казни

наглеца? Казнить ли мне отца моей Химены?

И далее в знаменитых стансах Родриго в конце первого акта приводит все аргументы спора с самим собой, и на глазах у зрителя приходит к должному решению. Позже столь же сильные и такие же разумные слова находит для описания своих мук Химена: Увы! Моей души одна из половин Другою сражена, и страшен долг, велевший, Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

В каждый из моментов трагедии корнелевские герои точно знают, как следует поступить в их ситуации, и самоанализ помогает им в борьбе с личным чувством. Они жертвуют надеждой на личное счастье ради долга. Фамильный долг мести — архаичный пережиток в системе ценностей становящегося буржуазного мира. С родовой местью медлил Гамлет, а герои Корнеля, полностью сознающие свой долг, решаются на месть, отказываясь от любви. Такое развитие конфликта воистину трагично и исключает возможность личного счастья. Однако Корнель находит сюжетное и психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный долг родовой чести. Этот высший долг — долг перед своим монархом, перед своей страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему, поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по отношению к нему государственной необходимостью. И этот моральный урок делает "Сида" показательным произведением ранней поры классицизма.

Столь же типичны для классицизма способы и приемы создания характеров у Корнеля. Нация в эпоху Ришелье находилась в "героическом" периоде истории, и корнелевский герой призван был воплотить мечту о подлинном величии и благородстве. Он пробуждает в зрителе и читателе восторженное удивление (admiracion) своей мощью, цельностью, неколебимостью. Подмечено, что герои Корнеля неизменны: положительные — в своей верности, отрицательные — в своем коварстве. Они как бы сопротивляются внешним воздействиям, в своей верности себе они в каждой сцене "бьют в одну точку". Их внутренний мир представлен пространственно, что соответствует традиционным представлениям о сути героического. Конечно, Испания у Корнеля — чистая условность, вряд ли кто-то примет героев "Сида" за испанских идальго, они французы эпохи Людовика XIII.

Корнелевская трагедия своим обилием движения, частыми изменениями положения героев относительно друг друга как бы иллюстрирует атомистическую философию XVII века: ее персонажи точно так же, как частицы материи у Декарта, первоначально двигаются по всем направлениям, постепенно сбивают свои острые углы друг об друга, располагаются в "хорошем порядке" и, наконец, принимают "весьма совершенную форму Мира".

В "Мнении Французской Академии…" зафиксированы многочисленные отступления Корнеля в "Сиде" от норм классицизма (присутствие побочной сюжетной линии инфанты, влюбленной в Сида; якобы нескромное поведение Химены, которая ни под каким видом не может стать женой убийцы своего отца; неправдоподобное нагромождение событий в сюжете). Эта критика с самого верха имела парализующее действие на Корнеля — он уехал в Руан и вернулся в Париж два года спустя с новыми пьесами, написанными уже в полном соответствии не только с духом, но и с буквой классицизма, — "Гораций" и "Цинна". Высшая слава Корнеля пришлась на тридцатые-сороковые годы, и хотя он еще очень долго работал для театра, во второй половине века ему на смену приходят новые великие драматурги. Расин поднимает классицистическую трагедию на новую ступень, а Мольер создает классицистическую комедию.

ПЕРЕСКАЗ

Акт 1
Эльвира сообщает своей воспитаннице Химене, что дон Гомес, ее отец, и дон Диего, отец Родриго, согласились на ее брак с Родриго; однако, Химена предчувствует несчастье. Инфанта, которая любит Родриго, признается своей наперснице Леоноре, как она страдает: ее высокое положение запрещает ей даже думать с замужестве с Родриго; Инфанта пытается заглушить свою любовь, сблизив Родриго с Хименой. Дон Гомес, взбешенный тем, что воспитателем сына короля выбрали не его, а дона Диего, дает пощечину сопернику (третья сцена). Дон Диего, вначале отчаявшийся (четвертая сцена), заклинает своего сына отомстить за него (пятая сцена). Родриго, оставшись один, колеблется между честью семьи и любовью к Химене. Наконец он решает отомстить за отца (шестая сцена).

Акт 2
Дон Гомес отказывается, несмотря на приказ короля, извиниться перед доном Диего; Родриго вызывает его на дуэль (третья сцена). Обеспокоенную Химену успокаивает Инфанта, которая потом все же признается Леоноре, что надеется на размолвку Родриго и Химены теперь, когда их отцы в ссоре. Король решает наказать дона Гомеса, когда сообщают, что Родриго уже убил его. Химена и дон Диего одновременно являются к королю: она, чтобы наказать убийцу; он, чтобы защитить его (восьмая сцена).

Акт 3
Родриго осмеливается явиться к Химене; Эльвира заставляет его спрятаться до возвращения Химены. Химена отказывается от того, чтобы дон Санчо, влюбленный в нее, вызвал на дуэль Родриго, но тем не менее позже Химена признается Эльвире, что не откажется от планов мести. Здесь появляется Родриго. Он предлагает свою жизнь Химене, которая дает ему понять, что любит его все же (четвертая сцена). Неожиданная атака мавров угрожает городу: дон Диего призывает Родриго встать во главе сопротивления (шестая сцена).


ИСТОЧНИКИ

Акт 5
Прощальная сцена Родриго и Химены: Родриго даст убить себя. Химена умоляет его не делать этого (первая сцена). Инфанта, убедившаяся, что ничто больше не может разлучить влюбленных, решает смириться. После битвы к Химене является дон Санчо: не дав ему говорить, Химена, думающая, что Родриго умер, дает волю чувствам (пятая сцена); король рассказывает ей, что произошло на самом деле: Сид победил своего противника, но пощадил его и послал к Химене сообщить ей новости. Химена уже не может требовать смерти Родриго: уже всем ясно, что она любит его. Король советует ей оставить планы мести и дает ей год на оплакивание отца; после этого она должна будет выйти замуж за Родриго. Родриго все это время должен будет совершать новые подвиги на полях битв.

Неизвестно точно, почему Корнель заинтересовался сюжетом, почерпнутым из испанской литературы. В Руане существовала большая испанская колония; одна из этих испанских семей, Шалоны (Халоны), была в некотором родстве с Корнелем. Может быть, благодаря именно Шалонам Корнель стал читать испанские тексты в эпоху, когда Испания была в моде? Наверняка известно, что драматург ознакомился в 1635 году с одним испанским сборником, Rodomontades; оттуда Корнель заимствовал Матамора, персонажа, которого он включит в свою "Комическую иллюзию". В это же время Корнель читает пьесу Гильена де Кастро (1569-1631), опубликованную в 1618 году: Mocedades del Cid ("Юность Сида"). Именно благодаря этой пьесе и появится шедевр Корнеля.
Сид - национальный испанский герой. Его настоящее имя - Родриго Бивар (Вивар); Сид (от араб. "сиди" - господин) жил во второй половине 11 века, воевал с маврами и взял их город, Валенсию. Уже при жизни Сида его образ стал обрастать легендами.

Оглушительный успех "Сида" не мог не вызвать зависти. Многие считают, что первым подстрекателем аттак против Корнеля был кардинал Ришелье; мол, Корнель самовольно покинул общество пятерых авторов, которых Ришелье взял себе на службу. Кроме того, восхваление Испании, с которой Франция была в состоянии войны, а также защита запрещенных дуэлей могла вызвать недовольство всемогущего кардинала. Все это возможно, но кардинал никак не проявил свое мнение насчет "Сида" и даже даровал дворянство отцу Корнеля (март 1637), что было косвенным доказательством восхищения кардинала Корнелем.

ПЕРСОНАЖИ

Завязкой конфликта является решение короля назначить дона Диего, отца Сида, наставником своему сыну. Последствия ссоры между заносчивым доном Гомесом, отцом Химены, и щепетильным в вопросах чести доном Диего, обрушатся на их детей.
Молодость Родриго (будущего Сида) объясняет, возможно, его колебания, но, надо признать, что у него много здравого смысла: он выбирает единственно правильное решение, т.к. если он не отомстит за своего отца, он потеряет честь, а также уважение Химены; если он отомстит за позор отца, он прославится и тем самым вызовет только большее уважение со стороны Химены. Таким образом, Родриго сохранит и собственное достоинство и заслужит восхищение других, в том числе Химены. Добиться этого стоит Родриго многих страданий, однако. Здравомыслящий и волевой, Сид - первый образец корнелевского героя, борящегося со своими страстями, но неспособного заглушить их, что сделало бы его нечеловечным. Родриго вкладывает всю свою энергию в выполнение долга, который он считает важнее всего.
Родриго очень повезло, что он встретил в Химене родственную душу. Химену также подвергается тяжелому испытанию, а ее положение, после смерти любимого отца, еще тяжелее, чем положение Родриго, т.к. именно она должна требовать справедливости и побеждать препятствия, которые она находит в себе и других. Ее поддерживает чувство собственной репутации: Родриго подает ей в этом пример и Химена не может показать слабость, которая сделала бы ее недостойной Родриго. Химена, требующая смерти Родриго в присутствии других и заклинающая его жить, когда они наедине, показывает собой, сколько испытаний выпадает на долю женщины, вынужденной бороться за свою честь, не принося при этом в жертву ни свой долг ни свою любовь.
Все другие персонажи создают условия, в которых раскрываются качества двух главных персонажей. Тем не менее, все персонажи человечны, принадлежат миру, в котором есть место героизму. Каждый из персонажей по своему героичен.
Дон Гомес являет собой образец великого полководца, который, достигнув вершины почестей, считает себя необходимым государству и не терпит то, что могло бы омрачить его славу. Жестокого и яростного нрава, он восхищается, однако, храбростью Родриго, вызывающего на дуэль его, великого воина. Гордость придает этому восхищению оттенок снисходительной жалости, но она же открывает и что-то человеческое в этом персонаже.
Дон Диего представляет собой преданность законам фамильной чести. В нем нет ни малейшего сомнения, когда он, ради своих принципов, подвергает своего юного сына смертельной опасности, приказывая ему вызвать на дуэль дона Гомеса, прославленного воина. Дон Диего обладает и политической дальновидностью: в момент всеобщей опасности, он назначает сына главнокомандующим, чтобы показать королю, что безопасность государства не закончилась со смертью дона Гомеса и что у страны появился новый, еще лучший, командир. Так, даже если возраст мешает дону Диего самому отомстить за свою честь, он находит в своем сыне средства к сохранению своей чести и престижа. Это не значит, однако, что дон Гомес бесчеловечный отец: он понимает, чем жертвует Родриго, соглашаясь вызвать на дуэль отца Химены. Дон Диего и Родриго, принадлежащие к разным поколениям, имеют разные понятия любви: старик считает любовь слабостью по сравнению со славой.
Инфанта вылечивается от безнадежной любви великодушием: она предлагает Родриго Химене и отказывается быть ее соперницей. Кроме того, Инфанта прекрасно знает, что Родриго не любит ее.Дон Санчо , храбрый и галантный кавалер, рискует своей жизнью ради Химены, но в конце пьесы и он склоняется перед благородством, которым полны Родриго и Химена. Инфанта и Дон Санчо не являются ненужными персонажами, представляя собой такую несчастную любовь, которую испытывают благородные люди.
Что касается короля , он полон снисходительности и добродушия. Но в его характере есть и величественность. Чтобы сохранять власть над своими вассалами, ему нужно и искусство и равновесие. Именно он ставит последнюю точку в конфликте, который противопоставил двух грандов его двора, Родриго и Химену.
Злу нет места в этой пьесе. Даже необдуманный жест гнева, которому отдается дон Гомес, кажется нам простительным. Ни один из персонажей неантипатичен.

Что касается самого Корнеля, даже если он хотел понравиться публике, он ни в коем случае не собирался критиковать политику Ришелье. Но именно он спровоцировал своих соперников, сочинив послание, в котором хвастался своим превосходством. Одним из соперников Корнеля, был Скюдери, который и опубликовал в апреле 1637 года, "Observations sur "le Cid" (Примечания к "Сиду"). В этом трактате утверждалось,

Что сюжет ничего не стоит,
Что он нарушает главные правила драматической поэмы,
Что в нем много плохих стихов,
Что почти все, что в нем есть красивого, украдено.

Четвертый пункт обвинения явно указывает на плагиат; третий соответствует критике некоторых строк, неумело написанных с точки зрения стиля.

Но самыми интересными являются первые два пункта обвинения. Скюдери имеет в виду, что "Сид" не является ни подобием античной трагедии, ни современной Корнелю модной трагикомедии: "Сид" держит зрителя в постоянном напряжении и все разъясняется только к концу; такой поворот не устраивал традицию. Второй пункт был самый опасный для Корнеля: Корнель обвинялся, в общем, в желании превратить драматическую технику в анархию. Скюдери утверждает, что в пьесе Корнеля нет правдоподобности (как можно допустить, что столько событий умещаются в 24 часа?); зачем так много ненужных персонажей, в частности, Инфанта и дон Санчо. В пьесе нет, согласно Скюдери, и соблюдения приличий: поведение Химены, любящей убийцу своего отца, просто возмутительно.
В ответ на обвинение Скюдери Корнель написал Lettre apologetique. Тогда Скюдери захотел, чтобы французская Академия вынесла свое решение; на это согласился и Корнель. Но пока Академия решала, полемика насчет "Сида" разгоралась. Наконец, в октябре, Ришелье дал понять, что он хотел был закончить весь этот шум.



Жерар Филипп в роли Родриго (Сида)

В декабре появились Sentiments de l"Academie sur "le Cid" (Мнение Академии о "Сиде"); в этой работе Корнеля не хвалили, а только смягчили некоторые обвинения, выдвинутые Скюдери. Однако, Корнель еще больше обвинялся в несоблюдении драматических правил.
Корнель был глубоко смущен решением Академии. Несмотря на то, что следующие трагедии Корнеля (например, "Гораций) в точности соблюдают все правила, Корнель так и не признал правильными обвинения Скюдери насчет "Сида".
Спор вокруг "Сида" Корнеля является, прежде всего, литературным спором, самым важным и значительным во всей истории театра данной эпохи, в котором речь идет о том, что победит, барочный или классический театр.

Вложение:

«Сид» («Le Cide») — пьеса французского драматурга-классициста Пьера Корнеля. Первая постановка ее произошла в январе 1637 г. (по другим данным — в конце декабря 1636 г.) в парижском театре Марэ; роль Родриго в пьесе исполнял знаменитый актер Мондори. На протяжении XVII в. пьеса «Сид» Корнеля несколько раз переиздавалась в составе сборников театральных сочинений писателя: первый раз в 1664 г., последний — в полном собрании драм 1682 г. Это последнее издание как наиболее авторитетное и одобренное самим автором положено в основу современных публикаций. Первое комментированное издание корнелевских пьес вышло уже в 1765 г. в Женеве. Среди научных изданий XX в. следует выделить полное собрание пьес в серии «Классик Гарнье» (1942 г.) и двухтомное издание «Театр Корнеля» (1971 г.) с комментариями Г. Кутона. «Сида» сразу же начали публиковать в других европейских странах, еще в XVII в. пьеса появилась на голландском, итальянском и английском языках, количество современных переводов ее огромно. В России переводы «Сида» появились во второй половине XVIII столетия, и тогда же пьесу начали ставить на сценах московских и санкт-петербургских театров. Среди первых переводчиков Корнеля в России — Я.Б. Княжнин, П.А. Катенин (его перевод особенно ценил А.С. Пушкин). В XX в. «Сида» Корнеля переводил М.Л. Лозинский (1938 г.). В двухтомном издании пьес Корнеля, вышедшем в 1984 г., помещен современный перевод Ю. Корнеева.

Корнель вошел в историю литературы как «истинный гений трагедии» (А.С. Пушкин). В самом деле, именно с корнелевского «Сида» начинается расцвет трагедии классицизма во Франции, а затем и за ее пределами. Однако жанровое определение пьесы, данное первоначально самим автором, — трагикомедия. Так же называли «Сида» и авторы «Мнения французской Академии о трагикомедии «Сид» (июль-ноябрь 1637 г.) — документа, свидетельствовавшего об острых спорах критиков вокруг корнелевского сочинения. Споры были связаны с тем, что Корнель не всегда следовал в этой пьесе правилам трех единств — букве классицистической эстетики, или следовал только букве, как полагал, например Пушкин, отметивший, что, внешне соблюдая правило единства времени (24 часов), Корнель «нагромоздил событий на целых четыре месяца». Однако широкая театральная публика приняла «Сида» восторженно и оценила как подлинно высокую трагедию. Слава пьесы росла с каждым представлением. Среди современников Корнеля распространилась поговорка «прекрасно, как «Сид»: зрителями пьеса воспринималась как воплощение совершенного драматического мастерства.

Сюжет пьесы восходит к истории Реконкисты в Испании, к одному из участников борьбы испанцев с маврами — Руй Диасу де Бивар, прозванному «Сеидом» («Сидом»; по-арабски, «господином»). Историко-легендарный образ Сида возникает в испанской эпической «Песни о моем Сиде», в поэме «Родриго», в многочисленных средневековых романсах. Но непосредственным источником пьесы Корнеля послужила драма испанского писателя Гильена де Кастро «Юность Сида» (1619 г.). Корнель прежде всего сделал пьесу более упорядоченной, простой и цельной; кроме того, перенес внимание зрителя с внешних перипетий на внутренний конфликт героев. Именно в этом смысл отказа классицистической трагедии от сложных, меняющихся, отвлекающих зрителя декораций, переноса всех внешних событий за сцену и подробного рассказа о них на сцене, единства драматургического действия. Персонажи Корнеля действуют весьма решительно, но размышляют, принимают решения на глазах у зрителя. Ход этих размышлений — и самого Сида, и его возлюбленной Химены, и инфаты Урраки — можно обозначить словами Стендаля: «это суд разума человека над движениями его сердца».

Традиционно конфликт в классицистической трагедии обозначают как борьбу чувства и долга. Однако чувство любви у Корнеля — это любовь по разумному выбору, любовь к достойному, и неисполнение долга (например, отказ Родриго от дуэли с отцом Химены) одновременно повлекло бы за собою гибель любви (Родриго стал бы недостоин любви Химены). Блистательная победа героя над маврами, выполнение своего патриотического, воинского долга, становится залогом будущего счастья героев: Химена склоняется перед волей короля Фернандо, жаждущего брака влюбленных, и одновременно — перед велением собственного сердца, в котором чувство к Родриго лишь укрепилось. Особая напряженность нравственно-психологического конфликта, переживаемого героями, сообщает им подлинное «душевное величие», о котором скажет позднее Вольтер, и делает трагедию Корнеля героической, рисующей «образ человека, преодолевшего роковое стечение обстоятельств и самого себя» (Ю.Б. Виппер).

Школу Корнеля прошли практически все драматурги Франции. Даже романтики, придерживавшиеся иных эстетических принципов, восхищались «Сидом». Среди последователей Корнеля в России называют А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева, М.М. Хераскова. В XIX в. исполнением ролей корнелевских героинь прославилась трагическая актриса Рашель. Выдающиеся исполнители роли Сида - Тальма, Муне-Сюлли, Жан-Луи Барро; эту роль в спектакле Жана Вилара (Национальный Народный Театр, 1951 г.) играл знаменитый французский актер Жерар Филипп.

Опера в четырех актах, десяти картинах. Либретто А. д"Эннери, Л. Галле, Э. Бло по одноименной трагедии П. Корнеля.
Премьера: Париж, театр «Гранд-Опера», 30 ноября 1885 г.

Действующие лица:

  • Родриго (тенор)
  • Дон Диего, его отец (бас)
  • Xимена (драматическое сопрано)
  • Граф Гормас, ее отец (лирический бас или баритон)
  • Инфанта (сопрано)
  • Король, ее отец (баритон или лирический бас)
  • Святой Иаков (баритон)
  • Гонец мавров (лирический бас или баритон)
  • Друзья графа Гормаса: Дон Ариас (тенор), Дон Алонсо (бас)
  • Придворные, епископы, священники, монахи, воины, народ

Действие происходит в Испании в конце XV века.

История создания

После окончания «Манон» (1884), ставшей его лучшей оперой, Массне пришел к своему издателю Ж. Гартману в поисках нового сюжета. Тот немедленно вынул из ящика пять рукописных тетрадей и с улыбкой сказал: «Я вас знаю! Я предвижу успех!..» Это было либретто «Сида», принадлежащее Луи Галле (1835-1898), известному драматургу и поэту, сотрудничавшему со многими современниками (для Массне он написал три либретто), и Эдуару Бло (1836-1906) - через два года он вместе с Гартманом станет либреттистом другой знаменитой оперы Массне - «Вертера». Либретто «Сида» уже было использовано однажды. По утверждению исследователей, в 1873 году Бизе закончил оперу «Дон Родриго», оставшуюся не записанной. В марте 1884 года свое либретто о Сиде принес Массне Адольф д"Эннери (1811-1899), популярнейший драматург, написавший, часто в сотрудничестве с другими авторами, 250 комедий, драм, ревю и множество либретто. По его комедии «Дон Сезар де Базан» Массне создал одну из своих первых опер. Для «Сида» композитор не воспользовался либретто д"Эннери, но, взяв из него одну ситуацию во II акте (Химена узнает в любимом убийцу отца), включил д"Эннери в число соавторов. Последним соавтором стал дон Гиллем (или Гильен) Кастро и Беллевис (до 1569- 1631), воин и поэт, друг Сервантеса, чье имя занесено в Золотую книгу поэтов. Наиболее известное его сочинение - комедия «Юность Сида» (1618, издана вместе с другими комедиями в 1621-1625 годах). Она послужила основой для самого знаменитого «Сида», принадлежащего «отцу французской трагедии» Пьеру Корнелю (1606-1684). В этом лучшем его произведении (1636) использованы отдельные детали и 72 стиха из комедии Кастро, тогда как Массне заимствовал у Кастро одну сцену (небесное видение - явление Сиду святого Иакова в III акте). В противоположность распространенному мнению композитор не указывает Корнеля в числе источников сюжета своей оперы, хотя дух великой трагедии, несомненно, витает над ней. Ибо для каждого француза именно корнелевское творение является бессмертным воплощением этой темы.

Сид - исторический герой. Дон Руис (Родриго) Диас (ок. 1040-1099) родился в селении Бивар близ Бургоса и всю жизнь провел в битвах. Особенно славные подвиги совершил он в борьбе с маврами, которые и почтили его титулом Сид, от арабского сеид - господин. В XII веке возникла знаменитая испанская эпическая «Песня о Сиде», вобравшая мотивы более ранних народных преданий и романсов, а также поэмы на латыни. В некоторых романсах описывается ссора отца Сида с графом Гормасом, противником которого на поединке выступает Сид, однако они не знают мотива борьбы долга и чувства, переживаемой героем, влюбленным в дочь Гормаса Химену. Она выходит замуж за Сида против воли, по политическому расчету. И только «Рифмованная хроника» XTV века (напечатана в 1522 году) уделяет больше внимания их браку, а романсы о любви Сида и Химены появляются еще позднее. В комедии Кастро впервые возникает тема соперничества Химены и инфанты.

Массне увлеченно работал над «Сидом» с марта по ноябрь 1884 года. «Я выучил, как всегда, либретто наизусть. Я хотел беспрестанно иметь его мысленно перед собой, не нуждаясь в том, чтобы носить текст в кармане. Я хотел иметь возможность работать вне дома, на улице, в свете, за обедом, в театре, везде, наконец, где бы у меня был досуг. Я с трудом отрываюсь от работы, особенно когда она меня захватывает, как было в данном случае», - вспоминал он. Музыку балетной сюиты II акта композитор создавал на юге весенней порой, любуясь «медовым морем» и старым портом Марселя. Тему первого танца, под названием «кастильяна», близкую известной севильяне из оперы «Дон Сезар де Базан», Массне услышал во время пребывания в Испании. Балетная сюита предназначалась для знаменитой танцовщицы Розиты Маури, которая давала вечера в парижском театре Grand Opera и познакомила Массне с множеством интересных испанских ритмов. Премьера «Сида» состоялась 30 ноября 1885 года в Grand Opera, директорам которой, Э. Ритту и П. Гайяру, опера посвящена.

Сюжет

Дворец графа Гормаса в Бургосе. Город украшен флагами, звучат праздничные фанфары: король возводит в рыцари отличившегося в битвах юного Родриго, сына славного старого воина дона Диего. Друзья графа Гормаса уверены, что и его коснется королевская милость, и он станет воспитателем инфанта. Химена мечтает о близком счастье: отец благословил ее любовь к Родриго. Появившаяся инфанта печальна. Она тоже любит юношу, но душа героя живет в простом рыцаре, и она сумеет задушить свое чувство: Родриго должен стать мужем Химены.

Галерея, ведущая от королевского дворца к кафедральному собору. Торжественная служба. Священники, народ, придворные и сам король славят святого Иакова, покровителя Испании, который помог дону Родриго одержать победу над маврами. Обряд посвящения в рыцари завершается клятвой Родриго на мече, которую подхватывают все присутствующие. Свою честь он вверяет Иакову Компостельскому, а любовь - Химене. Дон Диего благодарит короля за милости, оказанные его сыну, но у короля есть милость и для него: дон Диего станет воспитателем инфанта. Граф Гормас разгневан несправедливостью, дон Диего дружески предлагает ему объединить их дома браком детей, но граф иронизирует над его старостью, провоцирует ссору и дает пощечину. Дон Диего выхватывает шпагу, но Гормас выбивает ее из рук старика и, смеясь, удаляется. Дон Диего проклинает свою старость и бессилие. Возвратившийся Родриго требует назвать имя оскорбителя, чтобы отомстить за позор отца. Услышав его, он прощается с надеждой на счастье, бросая последний взгляд на выходящую из собора Химену.Улица Буршса. Темная ночь. Родриго размышляет о трагическом повороте судьбы: быть так близко к счастью с Хименой, а теперь стать предметом ее ненависти, если отомстит, и предметом презрения, если мстить не станет. Граф Гормас не может поверить, что юнец не страшится его, прославленного воителя, и гонит Родриго прочь. Но тот выхватывает шпагу и в коротком поединке сражает графа. Сбегаются друзья Гормаса и народ. Химена клянется, что своей рукой поразит убийцу отца. Она переходит от одного к другому, пытаясь найги виновного, и, видя бледного, потрясенного Родриго, падает без чувств. Из дома доносятся звуки реквиема.

Главная площадь Бургоса перед королевским дворцом заполнена веселящейся толпой. Солнечный весенний день. Инфанта в сопровождении монахов и юных дев раздает деньги старикам и детям, благословляет новобрачных. Начинаются танцы. Народ приветствует короля и инфанту. Веселье нарушает появление Химены, бросающейся к ногам короля с требованием покарать убийцу отца. Дон Диего объясняет, что Родриго мстил за него. Сторонники графа Гормаса взывают к правосудию, сторонники дона Диеш - к милосердию. Дон Диего просит короля казнить его, чтобы удовлетворить Химену. Инфанта надеется на счастье: ведь теперь кровь разделила ее соперницу с Родриго. Под звуки труб появляется посол мавританского короля. Он возвещает о новой войне. Король принимает вызов и обращается с упреком к Родриго, который лишил испанцев самого храброго воителя, графа Гормаса. Дон Диего утверждает, что именно Родриго сможет заменить его, стать во главе войска и спасти страну. Родриго умоляет короля даровать ему один день жизни, чтобы он мог совершить этот подвиг. Король соглашается, несмотря на протесты Химены и друзей графа Гормаса.

Комната Химены. Ночь. Химена оплакивает свою судьбу, свою любовь и надеется на близкую смерть. Появляется Родриго. Перед вечной разлукой влюбленные вспоминают прежние счастливые дни. Химена, забыв о ненависти, воодушевляет Родриго на борьбу; она будет ждать его возвращения со славой. Счастливый, он готов сразиться с целым миром.

Лагерь Родриго. Вечер. Солдаты пьют и распевают песни, затем заставляют плясать мавританских пленников. Родриго прерывает общее веселье: время готовиться к смерти, их окружает огромное мавританское войско. Между солдатами возникают раздоры: одни готовы бежать, другие - умереть со славой. Спускается ночь.

Палатка Родриго. Он в глубоком отчаянии: его мечты о славе, о счастье рассеялись. С мольбой обращается он к Творцу и слышит небесные голоса и звуки невидимого оркестра. Чудесный свет озаряет палатку - вырисовывается образ святого Иакова, который обещает победу. Видение исчезает, сверкает молния, гремит гром.

Поле битвы. Занимается день. Солдаты готовятся к бою, полные решимости сражаться до конца. Родриго возвещает им волю Бога, который говорил с ним: их ждет не смерть, а триумф. Все клянутся биться за честь, Испанию и свободу.

Зал в королевском дворце в Гренаде. Дона Диего окружают беглецы из войска Родриго и рассказывают, что тот погиб, бросившись безрассудно в битву с несметными полчищами. Отец горд, что Родриго пал со славой. Он гонит дезертиров и в одиночестве оплакивает сына. Это слышат появившиеся инфанта и Химена. Инфанта утешает старика, Химена в отчаянии. Она признается в любви к Родриго. Издалека звучат фанфары. На пороге - король, удивленный царящей печалью: вся Гренада ликует, Родриго разгромил мавров.

Двор перед королевским дворцом в Гренаде, заполненный придворными, солдатами, священниками, народом. Все славят победителя, которого мавританские короли признали своим господином, Сидом; пусть это навеки станет его именем. Проходят мавританские пленники. Шествие духовенства и солдат сменяется танцами. Появляется приветствуемый народом Родриго. Король называет его Сидом и предлагает любую награду. Но награда Родриго - не в руках короля. Все обращаются к Химене. Она в смятении: Родриго придал новый блеск короне короля, славу церкви, сокровища сеньорам, спасение народу, а награду ему должна вручить она, которой он принес только горе. Химена выполнит свой долг и покарает убийцу отца. Родриго кладет руку на шпагу: он сам свершит правосудие и умрет спокойно, ибо Химена оплачет его. Все ждут в волнении. Химена колеблется, обращается к тени отца и, наконец, склонившись перед королем, произносит слова любви. Влюбленные дают обет верности, все славят Сида.

Музыка

«Сид» - французская большая опера с традиционным для этого жанра переплетением важных исторических событий и любовной драмы, основанной на борьбе чувства и долга, конфликте отцов и детей. Большое место занимают массовые сцены с монументальными хорами и красочным балетом. И даже четырехактная структура лишь внешне отличает «Сида» от привычного пятиактного строения большой оперы, так как 10 картин могли бы распределиться по пяти актам (у Массне 4 картины в III акте).

Одна из самых ярких сцен оперы - увлекательная балетная сюита в последней картине II акта. В ней 6 номеров, преломляющих национальные особенности различных провинций Испании; каждый отмечен своеобразными чертами. Кастильяна (кастильский танец) в умеренном движении сменяется плавным андалузским, в котором слышатся восточная нега и томность. Затем следуют быстрый, блестящий арагонский танец, утренняя серенада в характере веселого оживленного марша и подвижный каталонский танец. Медленный и меланхоличный мадридский танец завершается энергичной пляской, а быстрый финальный наваррский танец, включает повторение темы арагонского танца с возгласами хора. III акт начинается большим оркестровым вступлением. Солирующий альтовый гобой поет скорбную мелодию, которой контрастирует восторженная тема любви. На этих темах построен лучшей лирический эпизод оперы - ария Химены «Текут, пускай текут из глаз слезы потоком». Просветленную мелодию молитвы Сида из 7-й картины «Мой властелин, судья мой, отец мой» подхватывает невидимый оркестр и хор небесных голосов, в который вплетаются фразы святого Иакова.

А. Кенигсберг

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры