Урок отцы и дети в русской критике. Презентация на тему "«Отцы и дети» - критика"

Главная / Бывшие

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.

В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”. Но общее заключение о романе сводится не к этому^. Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд… в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому, “не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, И. С. Тургенев показал нам, как он умирает.

В своей статье Д. И. Писарев подтверждает общественную чуткость художника и эстетическую значимость романа: “Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша… А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”.

Еще до начала непосредственной полемики Д. И. Писарев фактически предугадывает позицию Антоновича. По поводу сцен с Ситниковым и Кукшиной он замечает: “Многие из литературных противников “Русского вестника” с ожесточением накинутся на Тургенева за эти сцены”.

Однако Д. И. Писарев убежден, что настоящий нигилист, демократ-разночинец так же, как и Базаров, должен отрицать искусство, не понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль “гроша медного не стоит”. Но для нас важно, что Базаров, погибающий в романе, “воскресает” на последней странице писаревской статьи: “Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсиновых деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры”. Пожалуй, мы можем считать статью Писарева наиболее яркой трактовкой романа в 60-е годы.

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечательное Достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства. То, что Писарев считал случайным непониманием, объясняемым индивидуальным развитием героя (“Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает...”), Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста: “… Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель...” Однако если у Д. И. Писарева Базаров - герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”.

В 1862 году в журнале “Век” выходит статья неизвестного автора “Нигилист Базаров”. Посвящена она прежде всего анализу личности главного героя: “Базаров - нигилист. К той среде, в которой он поставлен, он относится безусловно отрицательно. Дружбы для него не существует: он терпит своего приятеля, как сильный терпит слабого. Родственные отношения для него привычка родителей к нему. Любовь он понимает как материалист. На народ смотрит с пренебрежением взрослого на малых ребят. Никакой сферы деятельности не остается для Базарова”. Что же касается нигилизма, неизвестный критик заявляет, что отрицание Базарова не имеет под собой основы, “для него нет причин”.

В работе А. И. Герцена “Еще раз Базаров” главным объектом полемики становится не тургеневский герой, а Базаров, созданный в статьях Д. И. Писарева. “Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге”, - писал критик. Кроме того, Герцен сравнивает Базарова с декабристами и приходит к выводу, что “декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наши блудные дети”. Нигилизм в статье назван “логикой без структур, наукой без догматов, покорностью опыту”.

В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “… Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

Рассмотренные в сочинении работы не являются единственными откликами русской общественности на роман Тургенева “Отцы и дети”. Практически каждый русский писатель и критик высказал в той или иной форме свое отношение к проблемам, поднятым в романе. А не это ли является настоящим признанием актуальности и значимости произведения?




Д. И. Писарев писал, что « весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова … Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что - нибудь замечательное »


И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно». «Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»


1. Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства»


Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет. Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».


Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова? Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.


Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи? Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».


Выразите свое согласие / несогласие с мнением М. А. Антоновича. Свой ответ аргументируйте. – «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении». – Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…» – Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова». – Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».


Н. Н. Страхов считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».

№1. Дмитрий Писарев «Базаров»Коренные свойства базаровского типа
В романе Тургенева идеи и стремления
молодого поколения отразились так, как
понимает их само молодое поколение…
Любопытно проследить, как действуют на
человека, подобного Тургеневу, идеи и
стремления, шевелящиеся в нашем молодом
поколении и проявляющиеся, как все живое, в
самых разнообразных формах, редко
привлекательных, часто оригинальных, иногда
уродливых.
Такого рода исследование может иметь очень
глубокое значение.
Задача жизненная, крупная и сложная.

№2. Дмитрий Писарев «Базаров»

… признавать их искренность –
решительно необходимо. Эти люди могут
быть честными и бесчестными,
гражданскими деятелями и отъявленными
мошенниками, смотря по
обстоятельствам и по личным вкусам.
Базаров везде и во всем поступает
только так, как ему хочется или как ему
кажется выгодным и удобным. Им
управляют только личная прихоть или
личные расчеты.

Базаров и Онегин, Печорин, Рудин,
Бельтов – это «умные люди, не
уживающиеся с теми явлениями, к
которым без малейшего труда
привыкает масса».
1-ый тип: люди, не получившие
серьезного… отшатнувшись от массы,
остаются в пустом пространстве, не
зная, куда идти, зачем жить на свете,
чем разогнать тоску.

№3. Дмитрий Писарев «Базаров»

2-ой тип: люди, умные и образованные, у них
составлен свой идеал. У этих людей, за
недостатком твердости, дело останавливается
на словах.
3-ий тип: они сознают свое несходство с массою и
смело отделяются от нее … всем образом
жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им
нет дела. Здесь личность достигает полного
самоосвобождения, полной особности и
самостоятельности.
Вывод: у Печориных есть воля без знания, у
Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и
знанье и воля.

№4. Дмитрий Писарев «Базаров»

Базаров – человек жизни, человек дела,
но возьмется он за дело только тогда,
когда увидит возможность действовать
не машинально.
Когда умер такой человек, как Базаров, и
когда его геройскою смертью…
произнесен приговор над целым
направлением идей, тогда стоит ли
следить за судьбою людей, подобных
Аркадию..?

№5. Дмитрий Писарев «Базаров»

Изучив характер Базарова, Тургенев понимает, что… герой
«умрет как богатырь, которому негде повернуться,
нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого
полюбить крепкою любовью.
А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет
умирать.
Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти
Базарова.
…смысл романа вышел такой:
теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая
сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких
посторонних пособий и влияний выведут молодых людей
на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

№1. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

Главное действующее лицо, представитель
молодого поколения, есть Евгений Васильевич
Базаров, медик, юноша, умный, прилежный,
знающий свое дело, самоуверенный до
дерзости,
но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки,
проникнутый самыми дикими понятиями и
нерассудительный до того, что его все
дурачат, даже простые мужички.
«Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен –
как камень, холоден – как лед и свиреп – как
тигр»

№2. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

Вот каковы отцы! Они, в противоположность
детям, проникнуты любовью и поэзией, они
люди нравственные, скромно и втихомолку
делающие добрые дела; они ни за что не хотят
отстать от века.
«высокие преимущества старого поколения пред
молодым несомненны»
«… молодое поколение! …и какое же сравнение с
умными, добрыми и нравственностепенными "отцами "»

Одни находят, что Базаров сам виноват в
своих несчастных отношениях к людям, с
которыми он встретился; другие утверждают,
что, напротив, эти люди виноваты в том, что
Базарову так трудно жить на свете.
Базаров есть лицо новое, которого резкие
черты мы увидели в первый раз.
…он изобразил в Базарове не одного из
представителей молодого поколения, а скорее,
главу кружка, порождение нашей оторванной
от жизни литературы (полемика
«Современник» и «Русское слово»)

Николай Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»

Базаров отрекается от благ этого мира, но он
делает между этими благами строгое
различие.
«…он бережется не того, что может погубить
тело, а того, что погубляет душу»
Базаров вышел человеком простым, чуждым
всякой изломанности, и вместе крепким,
могучим душою и телом. Все в нем
необыкновенно идет к его сильной натуре.
Весьма замечательно, что он, так сказать, более
русский, чем все остальные лица романа.

Евгений Васильевич Базаров – новый тип литературного героя

I. Ситуация в России начала-середины XIX века.
II. Новый герой – новое мировоззрение.
1. Онегин – Печорин – Обломов – Базаров:
а) интеллектуальная развитость героев;
б) цели жизни, убеждения.
2. Базаров – общественно полезный герой:
а) любовь к труду и наукам;
б) тревога о народе.
3. «Я нужен России… нет, не нужен..»
III. Неготовность России принять своего героя.

«Песнь торжествующей любви». Базаров и Одинцова.

I. Тема любви в русской литературе XIX века.
II. Любовь Базарова и чувства Одинцовой.
1. «Это все романтизм, чепуха» – первая
встреча Базарова и Одинцовой.
2. Постепенные перемены в Базарове:
а) нервозность состояния;
б) кульминация – признание в любви.
3. Отношение Одинцовой к Базарову.
III. В любви Базаров – победитель.

«Мы прощаемся навсегда». Базаров и Аркадий.

I. Тема дружбы в литературе XIX века.
II. Ведущий и ведомый.
1. Причины дружбы.
2. «Мягенький либеральный барич» (цель –
семья) и масштабные цели Базарова.
3. Почему герои «прощаются навсегда».
III. Кто личность более крупная в данной
дружбе.

Два поколения в романе Тургенева.

I. Конфликт поколений – извечное противостояние.
II. «Отцы и дети в романе».
1. Старики Кирсанов и Базаров:
а) любовь к сыновьям;
б) стремление «не зарасти мхом».
в) поколение отжившее свое.
2. Деятели науки и прогресса:
а) стремление быть полезными стране;
б) ирония над старшим поколением;
в) любовь Аркадия к отцу;
г) любовь Базарова к родителям (не слово, дело).
3. Мнение М.Антоновича по данному вопросу.
III. Без отцов не было бы детей. / Взаимосвязь поколений.

«Схватка» Базарова и Кирсанова в романе.

I. XIX век – время перемен в России (возникновение
нового мировоззрения).
II. Демократ и аристократ в романе.
1. Прием антитезы и контраста:
а) внешность;
б) польза для общества (принципы);
в) отношение к народу.
2. Смысл сцены дуэли в романе.
3 Нравственная победа Базарова.
III. Проигрыш Кирсанова – позиция автора.

Темы сочинений

1. Евгений Васильевич Базаров –
новый тип литературного героя.
2. «Песнь торжествующей любви».
Базаров и Одинцова.
3. «Мы прощаемся навсегда». Базаров
и Аркадий.
4. Два поколения в романе Тургенева.
5. «Схватка» Базарова и Кирсанова в
романе.

1 слайд

2 слайд

Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…

3 слайд

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

4 слайд

Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.

5 слайд

Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.

6 слайд

Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.

7 слайд

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.

8 слайд

Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей

9 слайд

Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма

10 слайд

Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен

11 слайд

Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…

12 слайд

Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»

13 слайд

Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен

14 слайд

Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.

15 слайд

Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.

Выполнил: Ученик 10Б Андреев Роман Преподователь: Николаева Елена Викторовна.

Слайд 2

Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети»

Слайд 3

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

Слайд 4

Критики («Отцов и детей»). Н.Н.Страхов Д.И.Писарев М.А.Антонович

Слайд 5

“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. М.А.Антонович

Слайд 6

Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.

Слайд 7

В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”. Д.И.Писарев

Слайд 8

Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.

Слайд 9

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечательное Достижение Тургенева-художника. Н.Н.Страхов

Слайд 10

Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

Слайд 11

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”. Базаров. художник П.М. Боклевский. 1890-е гг.

Слайд 12

В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

Посмотреть все слайды

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры