В Большом театре состоялась презентация новой версии балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет. «Балет — искусство, способное преодолеть разногласия, антагонизм, отчуждение Что это такое - балет в России

Главная / Бывшие

Как в дни первых премьер в Варшаве (1999) и в Москве в Большом театре (2000), обновленный балет «Русский Гамлет» поражает своей цельностью, художественной образностью, глубиной философских размышлений о добре и зле, о жизни и смерти, о трагической судьбе неординарной личности в мире лжи, насилия и вероломства.

Борис Эйфман – один из немногих современных хореографов, кто умеет через прошлое заглянуть в будущее и задуматься о настоящем.

Оставив без изменений сюжетную канву спектакля о судьбе Наследника (от убийства его Отца до гибели юной Жены царевича, дерзнувшей мечтать о троне Императрицы), так напоминающей судьбу принца Гамлета, Эйфман насытил хореографию новыми красками пластической и эмоциональной выразительности. И сделал он это в союзе с музыкой Бетховена (имперское величие) и Малера (человеческая трагедия) и оригинальной сценографией Вячеслава Окунева, искусно воссоздавшего строгость и пышность екатерининской эпохи.

Однако сутью феномена «Балетного театра Эйфмана», который ныне отмечает свое 40-летие, была и остается уникальная палитра танцевально-пластических средств, с помощью которых хореографу удается не только передавать содержание спектакля, но и объединять остальные искусства.

Несмотря на название и обилие персонажей, «Русский Гамлет» – балет о судьбе двух людей: Наследника и его матери – Императрицы, которая не любит сына уже за то, что он наследует «ее трон». Царевич рожден, чтобы любить, творить, дерзать во имя славы и величия Отечества, но вынужден жить в атмосфере дворцовых интриг, слежки, третирования со стороны матери, постепенно погружаясь в мир химер, маний и духовного одиночества.

Порой он ощущает себя марионеткой в чужих руках, этаким оловянным солдатиком, бездумно марширующим перед Императрицей и ее фаворитами. И тогда он сравнивает собственную судьбу с судьбой Гамлета, разыгрывая для Императрицы и ее гостей сцену «Мышеловка» из шекспировского спектакля бродячих актеров. Аналогию с героем Шекспира довершает появление в императорских покоях призрака Отца царевича.

Юный Царевич в исполнении Олега Габышева полон любви и надежд, но одинок и глубоко несчастен, а потому нерешителен в делах и поступках: классические линии его пластического образа выражают почтение и покорность, которые нарушаются «всплесками» обиды, беспомощного гнева, но тотчас гаснут (грозна матушка-императрица!). Это состояние вечных сомнений и неуверенности в себе, постоянной борьбы между душевными порывами и страхом за их последствия красной нитью проходит через всю пластику Габышева, которая требует не только виртуозной техники, но и большого драматического дарования. Эйфмановский премьер обладает и тем, и другим. В основе его образа Царевича – отчаяние и трагедия, а не гнев и безумие.


Первая премьера балета состоялась в 1999 году

ФОТО: пресс-служба фестиваля "Черешневый лес"

Императрица в исполнении Марии Абашовой, танцовщицы виртуозной и драматически одаренной, – образ весьма противоречивый. Самодержавная правительница, готовая ради власти и трона смести любые препятствия; прирожденная интриганка; нежная любовница, легко расстающаяся с фаворитами; жестокая, не любящая сына мать; коварная, лукавая женщина… И всё это она – Великая Императрица. В ее пластическом образе почти нет лирических красок, зато много величия, гордыни, гневливости, откровенной эротики и безудержной страсти.

Эйфман обладает уникальным даром органически сплавлять пантомиму, классические, современные и народные пластические элементы в целостные танцевальные образы – точные по содержанию, драматически и композиционно выстроенные, эмоционально наполненные.

Единственный лирический дуэт в спектакле – дуэт Наследника с Женой – наполнен красотой и силой искреннего чувства, надеждой на будущее. Природные краски пластической индивидуальности Любови Андреевой (мягкость и «певучая» кантилена) придают ее танцу нежность и одухотворенность, но до той поры, пока в ее юной головке не возникают мечты о троне.

Балет «Русский Гамлет». На фото: Сцена из спектакля

ФОТО: пресс-служба фестиваля "Черешневый лес"

Здесь, думаю, уместно вспомнить еще об одном художественном приеме Эйфмана: он как никто другой умеет превращать отдельные предметы в метафорические символы, которые становятся не просто еще одной краской в создании внешней формы персонажа, а своего рода его партнером, участником действия, органично вплетаясь в хореографическую ткань спектакля. Мы видим различное назначение одного и того же предмета, например, царского трона. Он – то символ монаршей власти, то надежда будущего царя, то место раздумий, то предмет зависти и раздора, то ложе страстных утех, то грозное орудие борьбы и мести…

Блестяще исполнили партии второго плана Сергей Волобуев (Фаворит) и Олег Марков (Отец Наследника).

Как всегда у Эйфмана, слаженно работал кордебалет – виртуозно, вдохновенно, зеркально точно. Браво!

В спектакле «Русский Гамлет» больше многоточий, чем точек, и в этом, по-моему, тоже заслуга хореографа Бориса Эйфмана, который дает нам пищу для души и разума.

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману - молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

В период конца 70-х - начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев - такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита» и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский», «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы.

По замыслу Бориса Эйфмана, Дворец танца призван стать не просто театром балета, но международным центром танцевального искусства. В его стенах будут творчески сосуществовать три балетные труппы, представляющие три века отечественного хореографического искусства.

16 июля на Исторической сцене Большого театра открываются гастроли Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана. Народный артист ответил на вопросы корреспондента «Известий».

Борис Яковлевич, спектакли, которые будут показаны в Москве, вы назвали квинтэссенцией своих художественных поисков в области балетного психологического театра. Что вы вкладываете в это определение?

- Мы начинаем с «Русского Гамлета», потом представим спектакли «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Up & Down» и «Анна Каренина». Это абсолютно разные постановки - по пластике, атмосфере, времени действия, но это работы одного хореографа и одного театра.

Я не могу сказать, что их автора вы узнаете по трем движениям, как по трем нотам узнают музыку Бетховена или Шостаковича. Но при всем разнообразии мы сохраняем нашу художественную идентичность, создавая востребованный в мире репертуар русского психологического театра балета.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

- «Русский Гамлет», который будет представлен в рамках фестиваля «Черешневый лес», - спектакль знаковый не только для вашего театра, но и для Большого, для труппы которого вы поставили его в 2000 году. С какими чувствами вспоминаете это время?

Труппа Большого в те времена была не в лучшей моральной и профессиональной форме. Поначалу артисты просто не принимали меня, не хотели работать. Я полтора месяца практически не выходил из балетного зала, внушая людям, что служение искусству - высокая миссия, которая должна доставлять особую радость. В последние недели перед премьерой мне это удалось.

Времени довести исполнение до необходимого уровня уже не хватало, и всё равно я уезжал, вспоминая горящие глаза артистов. Тот период был трудным, но я бесконечно благодарен Владимиру Викторовичу Васильеву (директор Большого театра в 1995–2000 годах), который пригласил меня на эту постановку.

- Если нынешний директор ГАБТа Владимир Урин предложит вам поставить балет, вы согласитесь?

- Большой театр сегодня обладает уникальными артистами, с которыми был бы счастлив сотрудничать каждый хореограф. Творческая работа в Большом - пик в карьере любого художника. Я бы с радостью поставил здесь спектакль, но уехать в Москву на долгий период мне стало намного сложнее. Я ответственен за Академию танца и строительство при ней Детского театра танца, за свою труппу, которая должна постоянно гастролировать и выпускать премьеры…

- С каким настроением сейчас выходите на сцену Большого?

Возможность провести на Исторической сцене Большого в год 40-летия нашего театра двухнедельные гастроли - воистину царский подарок. Владимир Георгиевич Урин очень хорошо знает психологию артиста. Он - человек театральный, творческий. И приглашение выступить на главной сцене страны, которое мы получили от него, - не чиновничий жест, а подарок коллегам. Низкий ему поклон и сердечная благодарность. Надеюсь, мы достойно проведем все спектакли.

Вы недавно вернулись из США и Канады, где с большим успехом прошли гастроли театра. Один из театральных порталов назвали вас «балетным Дональдом Трампом». Как вы относитесь к этому сравнению?

Статья начиналась с утверждения «Борис Эйфман - Дональд Трамп в балете». Это всех насторожило. Однако заканчивалась она словами о том, что меня можно любить или ненавидеть, но я, как и Дональд Трамп, - победитель. Отношусь к такой метафоре, безусловно, позитивно. Все-таки Трамп - действующий президент Америки.

В то же время любую критику - как позитивную, так и негативную - я уже давно воспринимаю с некоторой иронией. Для меня существуют три критика. Первый - я сам, второй - мой зритель, а третий, главный, - тот, кто ниспослал мне дар хореографа. За его достойную реализацию я в ответе перед Всевышним. Всё остальное - суета сует.

В Америке вы показывали два спектакля - «Красная Жизель» о балерине Ольге Спесивцевой и «Чайковский. PRO et CONTRA» о великом композиторе. Чем обусловлен выбор?

- В 1998 году наш театр впервые приехал в Нью-Йорк именно с «Красной Жизелью», а также с балетом «Чайковский», выпущенным еще в 1993-м. После первого же спектакля - это была «Красная Жизель» - критик «Нью-Йорк Таймс» Анна Киссельгофф написала: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман». Данное высказывание шокировало и моих недругов, и друзей. На протяжении следующих 20 лет я делал всё возможное, чтобы доказать правоту Киссельгофф.

Балет не спорт, здесь нельзя определить, кто первый, кто второй. Но грандиозный успех нашего искусства не случаен. Это не популярность среди балетоманов, а признание мировой аудитории. Глубокий психоанализ личности, выраженный языком тела, серьезная драматургия, современный танец, музыка, актерская игра, яркая сценография, свет - всё синтезировалось в нашем театре. Люди приходят к нам на спектакли за особой эмоциональной энергией.

- Изменилась ли реакция американской публики за эти годы?

Благодаря сотрудничеству с Ardani Artists это был наш 14-й приезд в Америку за последние 19 лет. Наверное, ни один театр в мире не гастролирует в Штатах так часто и не имеет там такой популярности. Успех был ошеломляющий. Мы дали 27 спектаклей в Канаде и Америке, выступали в огромных залах. После каждого представления - нескончаемые аплодисменты, крики «Браво, русские!».

В последние годы, когда приезжаешь в США, невольно думаешь о возможных последствиях политических проблем между нашими странами. Но всё оказывается с точностью до наоборот. Мы чувствуем, что востребованы, видим подтверждение силы и значимости искусства танца. Балет сближает представителей разных культур, религий и политических убеждений.

- Закончился очередной год в вашей Академии танца. Радуют ученики?

Многое радует и многое беспокоит. Радует, что задуманное мною работает: мы принимаем детей с семи лет, и к началу занятий классикой - в 9–10 лет - они уже по-настоящему влюблены в балет и хотят состояться в этом искусстве.

Есть и проблемы, в первую очередь кадровые. Сегодня практически некому преподавать. Выдающихся педагогов раз-два и обчелся, педагогов крепкого среднего уровня - мало, а все остальные просто не имеют права работать с детьми.

- Некому преподавать в балетном городе Петербурге?

В этом-то вся трагедия. Нет педагогов, хореографов, артистов балета в том количестве и качестве, которые необходимы для нашей страны. А потребность в них колоссальная. Сегодня все российские театры, кроме разве что Большого, испытывают кадровый дефицит. Это очень серьезная проблема. Ведь балет в России - больше, чем балет.

- Что это такое - балет в России?

- Я не раз размышлял о том, почему балетное искусство во второй половине XIX века, когда прима-балерина получала жалованье на уровне министра, приобрело у нас такую популярность и стало привилегированным. Возможно, кто-то проницательный осознал, что публика, собирающаяся на спектаклях в зале императорского театра, представляет собой модель всего российского общества.

В партере сидит аристократия, чуть повыше в бельэтаже - приближенные к монаршей семье особы, в царской ложе - император. Выше на ярусах расположились мещане и разночинцы. Балет объединял эту общественную вертикаль эмоциональным порывом, красотой.

Примечательно, что члены царской семьи часто отмечали различные праздники на Театральной улице, где находилась балетная школа, пили чай с ее воспитанниками, знали поименно чуть ли не всех выпускников, не говоря уже о звездах. И не только потому, что были балетоманами.

Думаю, интуитивно они понимали: это искусство несет в себе интегрирующее начало. Кстати, оно успешно проявило себя в период «холодной войны», когда советские танцовщики растапливали лед сердец заокеанских зрителей. И сегодня магия балета может использоваться еще более эффективно для преодоления разногласий, антагонизма, отчуждения…

Балет нужен и старым, и малым. Он питает нас энергией. Я был хорошо знаком с недавно ушедшим Даниилом Александровичем Граниным. Когда у нас готовилась очередная премьера, я его с радостью приглашал. Даниил Александрович жил в Комарово, за городом, и после спектакля я спрашивал: «Вам, наверное, было тяжело добираться в театр?». А Гранин отвечал: «Борис Яковлевич, ваш балет продлевает мне жизнь».

- Вы были в числе тех, кто проводил писателя Даниила Гранина в последний путь…

- Это действительно невосполнимая утрата, но духовный потенциал Даниила Александровича будет питать еще многие и многие поколения. Ушел Лихачев, ушел Гранин. Уходит поколение той России, и мы должны думать, как нам способствовать появлению новых талантов и ярких личностей, как помочь им реализовать себя. Но главное, чтобы с уходом «последних из могикан» мы не потеряли базовые ценности нашей идентичности, нашей бесшабашной, непредсказуемой, но пронзительно тонкой, трепетной и доброй души.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры