В г распутин сценарий мероприятия. Литературный вечер о валентине распутине с презентацией

Главная / Бывшие

Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе

«Литературная гостиная. По страницам произведений Валентина Распутина».

Разработала Молоцило Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы.

п.Боровской

2012

Сценарий открытого мероприятия «Литературная гостиная. По страницам произведений В.Г.Распутина".

Цели: знакомство с жизнью и творчеством В.Г.Распутина , формирование литературного и эстетического вкуса, навыка выразительного чтения, развитие коммуникативной компетенции, устной речи, расширение читательского кругозора, воспитание патриотических чувств.

Оборудование : высказывания русских писателей о роли чтения и художественной литературы, портреты и фотографии В.Г.Распутина, выставка книг В.Г.Распутина.

Ведущий . При подготовке к мероприятию каждому классу было предложено познакомиться с каким-либо произведением В.Г.Распутина, прочитать стихотворения поэтов-земляков, посвящённые писателю. Выступления каждого класса будет оценивать жюри (представление жюри). При выставлении баллов будут учтены самостоятельность ответа, уверенность изложения, речь выступающих, разнообразие форм представления прочитанных вами произведений (инсценирование или чтение по ролям и т.д.)

    Ведущий . В.Распутин как-то написал: «У литературы одна цель- помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром». Творчество Распутина в полной мере соответствует этому высказыванию, вспомните хотя бы названия его произведений: «Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии», « Наташа» и др.

Сам писатель с детства любил читать книги. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу, но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 км от родной деревни. «Так в 11 лет началась моя самостоятельная жизнь»,- вспоминает писатель в рассказе «Уроки французского». Учиться было сложно, Распутин учился на совесть. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве французского языка- не давалось произношение.(Представление рассказа «Уроки французского», 6 класс)

3.Ведущий .В 1974 году в иркутской газете В.Распутин писал: « Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем детстве увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений.(« В тайге над Байкалом».5 класс.)

Ведущий . « Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот рукотворных и нерукотворных. Но умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет …»,- вспоминал позднее писатель. Родных мест писатель не покидал до поступления на историко-филологически факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском деле- просто однажды оказался без денег, ему предложили подработать, не порывая с учёбой. Он публиковался много, писал о том. Что было необходимо редакции иркутской газеты « Советская молодёжь». Репортажи, заметки, очерки- здесь писатель набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы. Вдумываться в их чаяния.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба»(1966). В качестве разъездного корреспондента молодой журналист исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Работая специальным корреспондентом «красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

В 1967г появилась повесть «Деньги для Марии » . К этому времени Распутин был принят в союз писателей СССР и выпустил 3 книги очерков и рассказов. Однако повестью «Деньги для Марии» критика связывает появление в литературе большого самобытного писателя, эту же повесть считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в Германии, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

Сам Распутин в середине 70-х годов так отозвался о своей повести: «В простую семью, каких миллионы, ворвались события, заставившие обнажиться все нравственные связи, увидеть всё в свете, который озаряет самые сокровенные уголки людских характеров».

(9 класс. «Деньги для Марии)

Ведущий . Самые сокровенные уголки людских характеров, самые глубокие переживания героев, чувства людей показаны Распутиными в других его произведениях. Что может быть прекраснее любви? Только сама любовь. Но и любовь может приносить страдания, любовь может менять человека, делать его лучше, делать его взрослее и мудрее. Об этом и говорится в рассказе « Рудольфио».(8 класс. « Рудольфио»)

В 1976 году в ж. «Наш современник» появилась повесть «Прощание с Матёрой», которая затем выходила другими изданиями как на русском, так и других языках СССР. По повести был снят фильм прощание в 1983 году.В почести говорится о затоплении деревень в период строительства ГЭС. Распутин говорит читателям о духовных потерях, которые понёс наш народ: «Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться о их стой же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор».(Стихотврение «Матёра». 8 класс)

Ведущий . Повесть «Пожар», вышедшая в 1985 году «по сути это прямое продолжение Матёры» (В. Распутин). Матёру уже затопили, и люди перебрались в новый посёлок. Каково в новом посёлке? Что стало с ним?

В одном из интервью Распутин говорил: «Сама жизнь заставила писать продолжение Матёры. Работая над « Пожаром», я чувствовал его прерывистое и горячее дыхание. Вернее. Не чувствовал. А сознательно добивался. Этого требовал материал. При спокойном, плавном его изложении он бы ничего не сказал: когда твой дом горит- не молитву творят, а бегут тушить. Героя моей повести искать не пришлось. Это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. (Выступление 11 класса. Отрывок из повести «Пожар»)

5. Чтение стихотворений поэтов-земляков о Распутине.(см. Приложение)

6. Подведение итогов, награждение победителей.

Приложение.

1. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память,

чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В.Г.Распутин

2.Стихи поэтов-земляков,посвящённые Распутину.

Пётр Реутский.

СРЕДИ ЗИМЫ.

Валентину Распутину.

Я весь в долгах, не утаю.

Они кругом, я ими маюсь.

Как мало людям отдаю

И очень много занимаю.

Я занимаю доброту,

Пусть тот заём ещё продлится.

По белу свету побреду,

Я обойду знакомых всех,

Спрошу, кому и сколько должен.

И знаю, кто-то скажет: «Дожил»,

И выдворит в ночи на снег.

Замёрзну я среди зимы.

Ну что ж, как нам диктует старость,

И это надо брать взаймы,

Чтоб в людях меньше зла осталось.

Приняв, его я не отдам

Друзьям или кому другому.

Скорей проклятию предам,

Чем отнесу к чужому дому.

Знакомы мне и грусть и смех,

Добро и зло.

Но больше в свете

Тех, кто как близкого приветит,

Не отошлёт в ночи на снег.

Анатолий Гребнев.

МАТЁРА.

Прислушайся к душе-

Она ещё живая,

Она не умерла в разврате и вине:

Саму себя храня,

Саму себя скрывая,

В молитвенной она страдает глубине.

Там тайная страна,

Там Русь- твоя Матёра.

Славянами, как встарь, заселена она.

Сияет солнце там

Средь вечного простора,

И недругам она на откуп не сдана.

Сияет солнце там,

И, взгляд куда ни брось я,-

Ухожена земля, куда не обернусь.

Под колокольный звон

Качаются колосья,

И молятся в скитах святители за Русь.

Пусть нынче на Руси

Пиры справляет нерусь,

И сатанеет зло, наглея всё сильней,-

Россия-Русь моя,

В себе я не изверюсь,

Ещё восстанешь ты во всей красе своей!

Не сломлен русский дух!

Ты, в нём найдя опору,

Сама распорядись державною судьбой.

Прислушайся к душе,

Открой свою Матёру,

Проснись, родной народ-

И стань самим собой!

Василий Козлов

СТАРУХА.

В.Распутину.

Хлопотала. Копошилась.

Вынесла немало бед…

Даровала божья милость

Этой бабе сотню лет.

Вмете с солнцемпросыпалась,

Молча солнцу улыбалась,

И крестилась на восход.

Больше как-то всё молчала,

Ну а если и ворчала,

Не от сердца, от забот.

В день единый отстрадала-

Не оставила хлопот.

И ушла в небытиё,

Словно не было её.

Посреди светёлки тесной-

Гроб, одетый в цвет небесный,

Сыновья толпятся, внуки.

«Попрощайся подойди…»

И лежат сухие руки,

Днём впервые эти руки

Отдыхают на груди

Сценарий и слайды

к презентации о В. Распутине.

К 80-л писателя.(1937-2017)




Немного опоздала с публикацией. Но... лучше поздно, чем никогда.



Сценарий включает в себя краткое описание жизни и творчества писателя, стихи поэтов, как предисловие- определение жизненного пути В. Распутина и характеристика творчества Распутина. А так же... цитаты из книг В. Распутина вплетены в канву повествования о жизни и творчестве писателя.

Сценарий:


Текст этого цвета не произносить: он как фон для самостоятельного чтения с экрана.

Сл.1. Заставка


В. Распутин.1937-2017 гг

Сл.2.Жизнь и творчество В. Распутина.

Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить –
Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.


В 2017 году исполняется 80 лет со дня рождения В. Г. Распутина. Крупнейший русский писатель современности Валентин Распутин утверждал, что литература – это летопись народа. Он строго и несуетно вёл эту летопись, переживал и рассказывал о трагических поворотах российской истории. Распутин писал просто, без вычурностей, не пытаясь никому угодить. У него не так много произведений, но каждое стало событием.

Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями. Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы.

Сл.3.

Первый рассказ «Я забыл спросить у Алешки...» появился в 1961 году и сразу обратил на себя внимание искренностью и пронзительностью слова. Критика восхищалась красотой распутинского языка, бережным отношением к героям, тонким психологизмом. Направление «деревенская проза», оформившееся в 1960 - 1970-х годах, получило свое название с легкой руки Александра Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир». Валентин Распутин был младшим представителем этого мощного течения, к которому принадлежали Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин, Борис Можаев, Владимир Чивилихин.

Сл.4.

Книги Распутина стали явлением не только в литературе, но и в общественной жизни. В 2000 году писатель стал лауреатом премии Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни». Распутина часто называют последним писателем-деревенщиком – как личную боль он воспринимал исчезновение деревни и исконно русского мира.

Сл.5. Награды

Распутин стал одним из последних русских писателей, в основе его творчества настоящая любовь к родной земле и простому русскому человеку. За это его высоко оценили, он имел много госуд. наград, был лауреатом 16 премий. Президент России Владимир Путин, поздравляя В. Распутина с 75 – л, сказал:

«Вас знают как яркого, самобытного писателя, признанного Мастера современной отечественной литературы. Все Ваши произведения проникнуты искренней, глубокой любовью к людям, к родной земле, ее истории, традициям. Эти книги, ставшие классикой, в полной мере отражают Вашу жизненную, гражданскую позицию и высоко оценены читателями – и в России, и далеко за ее пределами».

Государственные награды:

Герой Социалистического Труда (1987).

Два ордена Ленина (1984, 1987).

Орден Трудового Красного Знамени (1981).

Знак Почёта (1971).

Почётный гражданин Иркутска (1986), почётный гражданин Иркутской области (1998).

Сл. 6. Премии по литературе:

Писателя высоко оценили, он имел много госуд. наград, был лауреатом 16 премий.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013).

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010).

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987).

Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968).

Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992).

Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994).

Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995).

Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева.

Лауреат премии Александра Солженицына (2000).

Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001).

Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004).

Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005).

Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).

Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Лауреат премии «Ясная поляна» (2012).

Сл.7.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

На какой из этих тропок малых

Завязать на память узелок,

Чтоб меня она не забывала?

Как, в руке травинку теребя,

На песке сидел я в день воскресный,

И вбирал я шорох трав в себя,

Чтоб деревья помнили меня,

Как меж ними шел неторопливо

Я на склоне гаснущего дня,

Как смотрел на чаек у залива.

На какой из пройденных дорог,

Может, на луче заката алом —

Завязать на память узелок,

Чтоб земля меня не забывала?

В одном из своих интервью Валентин Григорьевич Распутин сказал: «Земля – последнее, что у нас еще есть… Нет ничего дороже для человека, чем земля и вода. Где бы мы ни родились и ни выросли, мы происходим из того и от того, что дает нам своя родная вода и земля. Во всем – в облике, речи, привычках и так далее. Любовь к песне, стиху, душа наша – все от нашей земли».

И сам Валентин Григорьевич – лучшее подтверждение этих слов. Он – плоть от плоти Русской земли и душа его – от земли нашей. Видимо, потому и болит она неуемной болью в каждой строчке его произведений, что связана тысячами крепчайших нитей со своей Родиной и со своим народом.

Сл.8. Цитата В. Распутина

«Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя».

«Ах, как трудно и почетно быть на Руси писателем! Настоящим. Ему всегда и всех больнее. Он от веку обречен на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу. И, сжигая себя в муках творчества, в борении со словом и за слово, он обречен страдать больше всех и за всех, живущих на земле», – сказал о Распутине Виктор Астафьев.

Сл.9.

Русская земля... журавлиный клин

Унесет тебя в мир твоих былин

Яблони – Грааля чаши,
Богу свечи – тополя.
Видно! – нет молитвы краше:
Отзывается земля.

Каждый выдох – «Символ Веры»,
Всякий вдох – как «Отче наш».
Небо – сыро, поле – серо,
Но за них – всю жизнь отдашь.

Так и тянет к свежей пашне –
Погрузиться на ладонь.
Сторицей вернёт, что дашь ей, –
Только без обиды тронь.

«Литература – это летопись народа, народописание», – говорит сам писатель. Этому народописанию, летописи русского народа В. Г. Распутин посвятил всю свою жизнь. Мы глядим в его книги как в зеркало, всматриваясь в свои черты, стараясь понять, что потеряли и какими стали. «Кажется, он написал все свои книги для того, чтобы мы вгляделись в то, что было. То, что называлось русским человеком», – сказал о творчестве Распутина литературный критик Валентин Курбатов.

В 2012 году Валентину Григорьевичу исполнилось 75 лет. Сам писатель, как настоящий русский человек, скромен: «Сделано-то немного. Ведь за те годы, что я работал, можно было и в пять, и в десять раз больше сделать. Наверное, я буду еще писать прозу. Но хочется говорить покороче и главное».

Однако с момента начала его творческой деятельности прошло достаточно лет, чтобы мы могли понять, какое огромное значение его книги и даже просто его присутствие рядом с нами имеют для всех нас – для тех, кто любит Россию

Сл.10. Цитата из книги В. Распутина. «Повести». (как фон для самостоятельного чтения)

Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

Сейчас пришло время показывать лучшие качества русского человека: умение работать, умение постоять за себя, понимать, что происходит в стране, и защитить, когда потребуется, свою Родину. Это первые качества русских. Если они ими не обладают – я все-таки увольняю таких людей.


Нам нельзя жить с закрытыми глазами. Русские должны хорошо понимать, какая сила выступает сейчас против России во всем мире и что можно ожидать от своих «друзей», которые могут оказаться опаснее врагов.»

Сл.11. Родной городок.

Провинция, маленький город...

Тяжелая странная жизнь -

Думал я, проходя под окошками теми,

Что на свете величественней не найти

Городов, где такие же были бы теремы,

Городов, где такими же были бы мы.

Под резными под теми лилась кружевами

Задушевная песня моих стариков…

Я теперь далеко, за москвами, москвами,

Вы теперь далеко от меня, далеко.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Деревня, в которой будущий писатель провёл детство, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС (событие вдохновило Распутина на повесть «Прощание с Матёрой», 1976).

Сл.12. Семья. Малая родина.

Писатель родился в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, расположенного на берегу Ангары на полпути между Иркутском и Братском,. Валентин Григорьевич Распутин рассказывал:

«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, – ей забот, сколько помню, всегда хватало» («Вопросы литературы», 1976, № 9).

Вскоре семья переехала в деревню Аталанку. Отец заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Это место навсегда осталось в памяти писателя, поселилось в его сердце и стало прообразом многих и многих сибирских сел, появлявшихся на страницах его произведений – «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» – иногда почти под своим собственным именем: Атановка.

Мощь и простор сибирской природы, потрясающее чувство восторга, вызванное ею, стали той материковой плитой, на которой наросла почва распутинской прозы, столь поражающая нас и своими проникновенными описаниями и Сибири – тайги, Ангары и, конечно, Байкала, – и людей, ее населяющих, прототипами которых стали жители Аталанки и других сибирских сел.

Река, прообразом которой была Ангара, и как символ, и как реальный географический объект, стала для В. Распутина главным атрибутом его произведений. «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины», – вспоминал он.

Односельчане, окружавшие писателя в детстве, сыграли не меньшую, чем природа, роль в формировании мировоззрения Распутина, его убеждений, взглядов, характера.

О том, что за «среда» окружала ребенка и воздействовала на его душу, свидетельствует такой эпизод, о котором рассказывает сам Распутин: «Отец работал начальником почты, случилась недостача. Он ехал на пароходе, чтобы платить какие-то переводы, пенсии и т. д. Выпил, видимо, прилично выпил, у него срезали сумку, где лежали деньги. Деньги небольшие, но тогда за эти небольшие деньги давали большие сроки. Отца забрали, а у нас дома – опись имущества. Какое имущество после войны? Лавки-табуретки. Но и это подлежало описанию и конфискации. Вся деревня унесла по своим избам всё, что у нас было, когда приехали описывать, описывать было совершенно нечего. Они что-то там написали и уехали. Потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла. Вот какие были отношения. Выживали вместе, иначе не выжить было».

Так возникло понимание общины, общности, как первого и главного условия выживания не только отдельного человека, но и всего русского народа.

Для того чтобы получить среднее образование, он вынужден был в одиночку уехать за 50 км от дома в город (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).

Сл.13.Цитата из книги В. Распутина «Прощание с матерой» (как фон для самостоятельного чтения)

«Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез».

Аталанская школа была четырехлеткой, и чтобы продолжить образование, ребенку пришлось отправиться в Усть-Уду, за пятьдесят километров от родного дома. Ездить в такую даль каждый день на занятия было невозможно и не на чем. Но учиться хотелось. Как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». К тому времени будущий писатель стал не только самым грамотным учеником в школе, но и человеком в деревне – к нему часто обращались односельчане за помощью.

Было принято решение: перебираться в Усть-Уду, жить там, вдали от семьи, одному. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил…», – пишет Распутин.

Раз в неделю из дома передавали хлеб и картошку, которые кончались каждый раз неожиданно быстро. Есть хотелось всегда. А приходилось учиться, и учиться отлично, иначе он не умел: «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня не выученным хоть один урок».

Усть-Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил в 1954 году, в его аттестате были только пятерки. В том же году, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета.

Сл.14. Военное детство.

Я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны...

Мы - голодные дети войны,
С обожжёнными порохом душами.
Был нам жмых и обедом, и ужином,
Но зато нам теперь нет цены….
Та дорога, что Родиной пройдена,
Просто нашей дорогой была.

Начальное его детство совпало с Великой Отечественной войной. Жизнь стала трудной и полуголодной, характерной для миллионов подростков в послевоенной стране: «Мы жили вместе с бабушкой в одном доме, жили дружно, хоть и бедно. Была коровенка. Выручала тайга и река. Я дома не сидел. Если не в школе, то сразу же бегу или на реку, или в лес». «Труден был хлеб детства», – вспоминал писатель много лет спустя. Но трудное время давало не менее важные, чем школьные, уроки, основополагающие для творчества В. Распутина. По словам писателя, «это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе». Те взаимоотношения людей, которые он наблюдал в детстве, определят в дальнейшем то, как ставит и разрешает писатель нравственные и социальные вопросы в своих произведениях. В первый класс Аталанской начальной школы мальчик пришел в 1944 году.

Сл.15.Цитата из книги В. Распутина «Последний срок» (как фон для самостоятельного чтения)

Это неправда, что на всех людей одна смерть — костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него.

Война не помешала Распутину отлично учиться в школе и – читать, читать, читать. Он читал все, что попадало в руки: книги, журналы, газеты. Чтение стало с тех пор и навсегда образом жизни, работой над собой, соучастием, сотрудничеством в том деле, которое вершит автор.

Одна из основных тем мировой литературы - тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом. Смерть человека в его произведениях побуждает задуматься других людей о том, достойно ли они живут, не зря ли ими будет прожита собственная жизнь, не погрязли ли они в ненужной суете и мелких, эгоистических желаний. («Живи и помни»)

Сл.16. Времена перестройки.

С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий…

В плену своих удач,

Безвременье - палач,

Сквозь мрак и боль, и плач

Ликует.

С разбитой головой,

С улыбкою пустой,-

Мой дух, пусть сам не свой,

Бунтует.

Есть впереди просвет,

Идёт к нему поэт,

Несёт Любви завет,

Как знамя.

Всё будет впереди:

И солнце, и дожди...

Ведь сердце всё ж в груди -

Не камень.

Мыслей о писательском поприще еще не было, и Распутин-студент, готовясь стать педагогом, много учился и много читал.

Тут, в Иркутске, уже осознанно проявилась его любовь к малой Родине, к реке, на берегах которой вырос. Потом, в очерке «Вниз и вверх по течению», Распутин опишет, как в студенческие годы не раз добирался домой из Иркутска на пароходе, шел по родной Ангаре, и все те четыреста километров, что отделяли его дом от столицы Восточной Сибири, наслаждался душой: «Эти поездки всякий раз были для него праздником, о котором он начинал мечтать еще с зимы и к которому готовился со всей возможной тщательностью: копил деньги, выкраивая рубли из тощенькой стипендии.

30 марта 1957 года в ней появилась первая публикация Валентина Распутина – «Скучать совсем некогда». С этого момента журналистика на долгие годы стала его призванием. В «Советской молодежи» печатаются его статьи о студенческой жизни, о пионерах, о школе, работе милиции. Иногда Распутин подписывается псевдонимом «Р. Валентинов» или «В. Каирский», но чаще публикует работы под своим именем. Еще до окончания университета он был принят в штат газеты. Постепенно Распутин все больше и больше увлекается художественной прозой. Как результат, в 1961 году в альманахе «Ангара» (№ 1) появился первый рассказ Валентина Распутина «Я забыл спросить у Лешки…». Рассказ начинался как очерк после одной из поездок Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаем затем от самого писателя, «очерк не получился – получился рассказ. В первой половине 60-х годов В. Распутин работает редактором литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения, литсотрудником газеты «Красноярский рабочий», спецкором газеты «Красноярский комсомолец», пишет рассказы и очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

В 1965 году произошло событие, определившее будущее молодого писателя: он принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.

Сл. 17. Работа во время перестройки

Все чаще его героями становятся внешне простые люди с отнюдь непростым внутренним миром («В Саяны приезжают с рюкзаками»). Таким людям трудно понять, почему люди воюют («Продолжение песни следует»), откуда берется разобщение природы и человека («От солнца до солнца»), для них самым важным в жизни является духовное общение («На снегу остаются следы»). Все больше авторского видно в творчестве Распутина, все сильнее заметен отход от публицистичности к художественной литературе и психологизму («Края возле самого неба», «Человеке с этого света», «Мама куда-то ушла»). В 1967 году В. Распутин был принят в Союз писателей СССР. В это же время Валентин Григорьевич стал одним из инициаторов кампании за спасение Байкала от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а затем активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987 году).

Любимые герои Распутина – пожилые, совестливые люди – пытаются осмыслить новую жестокую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире.

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

И один из устоявших в качке всеобщего разброда и шатания двух последних десятилетий – Валентин Григорьевич Распутин. Он из тех людей, которые, по словам А. И. Солженицына, произвели на рубеже 70-х годов XX века «беззвучный переворот без мятежа, без тени диссидентского вызова»:

«Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать так, как если б никакого «соцреализма» не было объявлено и диктовано, – нейтрализуя его немо, стала писать в простоте, …Первый средь них – Валентин Распутин».

Сл.18. Цитата из книги В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». (как фон для самостоятельного чтения)

Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1986 году Распутин был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. С началом Перестройки В. Г. Распутин включился в широкую общественно-политическую деятельность. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1989 году В. Г. Распутин был избран народным депутатом СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР. «Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

Во время выборов Президента России в июне 1991 года был доверенным лицом Н. Рыжкова.

В. Г. Распутин занимал последовательную антилиберальную позицию, он подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная В. Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения – нам нужна Великая Россия».

Сл.19.

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык.

Он из наших - последний великий

Прикрывает надежно отход.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

Что хотите вы мне говорите…

…Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык.

4 мая 2000 года В. Г. Распутину была вручена премия имени А. Солженицына. Александр Исаевич в своей речи, написанной по этому случаю, отметил характерные черты литературного творчества Распутина:

«…во всём написанном Распутин существует как бы, не сам по себе, а в безраздельном слитии:

– с русской природой и с русским языком.

Природа у него – не цепь картин, не материал для метафор, – писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он – не описывает природу, а говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров, здесь их не привести. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих живительную связь с природой.

Подобно тому – и с языком. Распутин – не использователь языка, а сам – живая непроизвольная струя языка. Он – не ищет слов, не подбирает их, – он льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка – редкая средь нынешних писателей. В «Словарь языкового расширения» я от Распутина не мог включить и сороковой части его ярких, метких слов».

Сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева.

Сл.20 Цитата из книги В. Распутина « Пожар» (как фон для самостоятельного чтения)

Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо - чтобы не понимать

Повести В. Распутина отличаются от др. произведений тем, что в них главное движение души автора, в которую умещается весь огромный мир России и русской деревни. Автор держит в центре внимания актуальные, наболевшие общечеловеческие проблемы своей эпохи

Сл.21.Женские образы В. Распутина.

Есть в русской женщине божественная сила:

Русская женщина - мир в восхищении,
Вечная тайна - нельзя разгадать.
Русская женщина, лишь на мгновение,
Взглядом одарит, так будешь страдать.

Русская женщина славная, нежная,
Будто явилась она из мечты.
Русская женщина - поле безбрежное.
Больно глазам от такой красоты!

Русская женщина - песня любимая.
Сколько ни слушай, трепещет душа.
Русская женщина, неповторимая.
Не объяснить, как же ты, хорошa!

Образ женщины в русской литературы всегда страдальческий. Редко найдешь героиню счастливую и внутренне независимую. Но есть глубина души. И у Распутина женские образы выражены глубоко, и тонко одновременно. Такие деревенские мадонны. Писателем передаются выразительно их настроения(мрачные, пронзительные) (Прощание с Матерой»).В центре повествования стоят именно женщины. Потому что только на русской женщине держится наша духовность и вера. В произведениях Распутина женщина уже не чеховская Душечка, но еще и не свободная личность. Тема эмансипации обыграно автором умело и тонко. Ведь речь идет не о внешней свободе, а о внутренней- о смелости остаться самой собой. И в этом плане распутинские женщины гораздо счастливее свои героинь др. авторов. Им есть чему служить: традициям, русскому укладу, идее жертвенности и самоотдаче, без которых русскую женщину вообще нельзя себе представить. Им есть что терять: корни, исторические и культурные связи, землю, к которой приросли душой и телом. Ведь в эпоху бедствий, войн и катастроф именно женщина всегда жертва. Для неё победа – это уют в доме, покой, дети и муж рядом, хлеб на столе и уверенность в завтрашнем дне.

Все образы распутинских героинь говорят нам о неисчерпаемых душевных и физических резервах русской женщины. На женщине спасение и утешение мужчин и отчизны. Не зря земля русская сравнивается с женщиной! Мир произведений писателя – это литературный оазис для женщин – героинь. Где к ней относятся с уважением и сердечным теплом. Поэтому героини В. Распутина не могут жить без любви! А как же иначе?! И просят распутинские героини от читателя только понимания. Ведь женщина – это наше будущее!

Сл.22. Цитата из книги В. Распутина « Живи и помни» (как фон для самостоятельного чтения)

Я бы, может, хотела себе другую судьбу, но другая у других, а эта моя. И я о ней не пожалею».

«А что будет здесь через сто лет, на этой земле? Какие города будут стоять? Дома какие? Лица? Лица какие будут у людей? Нет, ты скажи мне, для чего живешь?» – такие вопросы задают герои знаменитой повести Распутина «Прощание с Матёрой», но за ними, конечно, виден сам автор, для которого вопрос и о будущем каждого человека, и о будущем всего человечества – один из важнейших.

О пророческом даре писателя говорят многие, знающие его. «Распутин из тех прозорливцев, которым приоткрываются слои бытия, не всем доступные, и не называемые им прямыми словами», – отмечал Александр Солженицын. «Распутин всегда был чуточку мистическим писателем», – писали критики. И это не удивительно, если вспомнить, что именно Валентин Григорьевич более двадцати лет назад был одним из немногих, кто предвидел развал СССР и его трагические последствия.

И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями. Так говорит поэт.”… Писатель…., гражданин …

Сл.24. Валентин Распутин как писатель.

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. О главном говорит каждое произведение Распутина. Его читают не только в России, но и во Франции, Испании, Китае… Альбом очерков «Сибирь, Сибирь» – самая читаемая русская книга в Америке. Валентина Распутина называют «неспокойной совестью российской деревни». А как жить не по совести, Валентин Распутин не знает и не хочет знать.

Сл. 25. Цитата из книги В. Распутина «В поисках берега» (как фон для самостоятельного чтения)

Сегодняшнее вызывающее бесстыдство литературы не в счёт, оно пройдёт, как только читатель потребует к себе уважения.

Не секрет для писателя и то, кто поставил страну на грань развала. Бездуховность, атеизм, цинизм либеральной интеллигенции, расшатывающей общую лодку ради своих личных амбиций, привели к тому, что власть захватили уже откровенные уголовники и беспредельщики. Спасение России зависит от каждого из нас, убеждает писатель, мы должны измениться нравственно, духовно возродиться, чтобы возродилась страна. Сказанное 20 лет назад не утратило актуальности и сейчас.

Наши потомки будут жить лучше нас и наших предков при условии, что мы подготовим добротную почву…Наш народ – добрейший народ. Он житейски мудр, трудолюбив, в нем есть тяга к святости. Но далеко не все русские были и есть верующие. Душу нашу «проматывали» долго и разными путями. Ее созревание прервали. Освободиться от безверия – этому надо помогать и литературой, и всей нашей православной культурой. Но и этого мало. Мы все должны стать национально-воспитанными, просвещенными и образованными. Надо поставить заслон невежеству, укрепить наш природный ум наукой…» (Восемь дней с Валентином Распутиным). Вера в Россию и в свой народ не оставляла Валентина Распутина никогда.

Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.

Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске.

В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».

Сл.27. Литературное наследие В. Распутина.

«Валентин Григорьевич Распутин – одна из центральных фигур литературного процесса второй половины XX в. Как писал С. П. Залыгин, «Валентин Распутин вошел в нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер художественного слова, а повторять, что произведения его значительны, что, минуя их, сегодня уже нельзя серьезно рассуждать о нынешней русской и всей советской прозе, нет, очевидно, никакой необходимости».

Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

У Александра Ивановича Куприна есть рассказ «Река жизни». Герой его, студент-самоубийца размышляет перед смертью:

«Ах, я думаю, что ничто в мире не пропадает, – ничто! – не только сказанное, но и подуманное. Все наши дела, слова и мысли – это ручейки, тонкие подземные ключи. Мне кажется, я вижу, как они встречаются, сливаются в родники, просачиваются наверх, стекаются в речки – и вот уже мчатся бешено и широко в неодолимой Реке жизни. Река жизни – как это громадно! Все она смоет рано или поздно, снесет все твердыни, оковавшие свободу духа. И где была раньше отмель пошлости – там сделается величайшая глубина героизма. Вот сейчас она увлечет меня в непонятную, холодную даль, а может быть, не далее как через год она хлынет на весь этот огромный город, и потопит его, и унесет с собою не только его развалины, но и самое его имя!»

Сл. 28.Река жизни.

Этот обоюдоострый образ реки, которая с одной стороны – символ жизни, само мироздание, а с другой – апокалиптический поток, смывающий в бездну и самого студента, и всю его вселенную, каким-то странным образом перекликается с распутинской прозой, в которой Река стала больше чем символ, стала самим провидением, дающим благо и забирающим не только жизнь отдельного человека, но и то, что неизмеримо больше – его вселенную, землю, малую родину.

На берегу этой реки человек рождается, живет и умирает – часто в ее глубоких водах, как сделала это Настена из «Живи и помни».

В водах ее тонут не только люди, тонет гораздо большее: тонет их нынешний мир, тонет их прошлое. Островная Матёра, как Атлантида Нового времени, символично отправляется на дно реки вместе с гробами предков и не случайно перед погружением в воды потопа деревня сгорает в апокалиптическом пламени: воды библейского потопа были лишь прообразом последнего огня, в котором обновится земля.

https://www.livelib.ru/author/24658/quotes-valentin-rasputin

Биография

В этом году культурная общественность страны отмечает 80-летие со дня рождения одного из величайших литераторов второй половины XX века - Валентина Распутина .

Правдивая и пронзительная до глубины души проза писателя принесла ему не только славу мастера среди собратьев по перу, но и искреннее уважение читателей-современников. Долгие годы Распутин словом и делом отстаивал неприкосновенность первозданных уголков тайги, чистоту водных ресурсов и природы Байкала.

КГоду экологии , в рамках Недели детской и юношеской книги и юбилею писателя Валентина Григорьевича Распутина в Детской библиотеке МБУК Мясниковского района «МЦБ» состоялся литературный час под названием «Мир и слово Валентина Распутина » .

Участниками стали 7 «А» класс школы № 1 и классный руководитель Киракосян Тигран Николаевич .

Целью мероприятия было углубить знания учащихся о творчестве и личности Валентина Распутина, а также познакомить с незнакомыми рассказами писателя.

Произведения Распутина, без которого уже нельзя представить современную литературу России, относятся к разряду таких, что заставляют сопереживать героям, учат мыслить, пробуждают лучшие чувства. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России. Красной нитью через все мероприятие прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика.

Ученики со слов ведущего мероприятия и просмотром презентации «Слава мастера Сибири», увидели и услышали интересные факты из биографии Валентина Григорьевича. Свою известность и славу писатель получил только благодаря своему упорству и желанию учиться. Окончив начальную школу, он продолжил свою учёбу, но далеко от своего дома. Это были трудные, голодные, послевоенные годы. Об этом периоде своей жизни впоследствии, в 1973 году создал Распутин автобиографический рассказ «Уроки французского». Позднее в 1978 году был снят одноимённый фильм. Этот рассказ изучают во всех общеобразовательных школах, потому это не только воспоминание о детстве, учёбе, но и дань уважения учительскому труду.

Ребята узнали также историю его первых книг, это: «Василий и Василиса», «Встреча» и «Рудольфио», с интересом отвечали на вопросы электронной викторины, а так же по описанию отгадывали главных героев из рассказа - «Уроки французского» и кроссворд.

В конце мероприятия дети посмотрели видеоролик «Уроки Распутина» - где сам писатель рассказывал о тех местах, где он родился и жил: о Сибири, о своих книгах, за которые Валентин Распутин получил «Литературную премию Александра Солженицына» .

К литературному часу была красочно оформлена книжная выставка , посвященная жизни и творчеству Распутина. Внимание школьников особенно привлекло красочное подарочное издание «Сибирь, Сибирь…». Они долго разглядывали иллюстрации и пейзажи уникальной Сибири, которая всё больше и больше открывала свои прелести природы.

Цитатой вдохновляюще звучала высказывание иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, - его книги. Но прежде их надо прочитать!».

Литературный час прошёл с огромной пользой для учащихся. Ребята узнали биографию писателя, поближе познакомились с творчеством писателя, с его книгами. А домашним заданием было чтение одного незнакомого произведения этого писателя.

Библиотекарь абонемента Детской библиотеки
МБУК Мясниковского района «МЦБ» - Е.Л.Андонян

ЖИВИ В СОГЛАСИИ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

(Час знакомства с жизнью и творчеством В. Распутина)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. Предлагаем вашему вниманию рассказ, посвященный творчеству этого русского прозаика и публициста.

Ведущий (1): Валентин Григорьевич Распутин автор таких замечательных произведений, как « Последний срок», «Живи и помни», «Прощанье с Матёрой», «Пожар», «Уроки французского». Вот как сказал о нем писатель Сергей Павлович Залыгин: «Валентин Распутин вошел нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер художественного слова».

ВЕДУЩИЙ (2): Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в семье крестьянина в поселке Усть-Уда Иркутской области.

АВТОР «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинающуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы. С малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес - больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой.

Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и светлые воспоминания”.

Ведущий (1)В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает

АВТОР «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

Ведущий (2) Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Так, в 11 лет, началась его самостоятельная жизнь.

ВЕДУЩИЙ (1) В 1954 году после окончания средней школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки - здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

ВЕДУЩИЙ (2) В те годы газета «Советская молодежь» объединила молодых авторов, среди них были А.Вампилов, Г.Машкин. Затем Распутин недолго работает на телестудии.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба» (1966). В Красноярске, куда Распутин переехал летом 1962 года, выходит книга очерков «Костровые новых городов».

ВЕДУЩИЙ (1) В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

ВЕДУЩИЙ (2) Распутин любовно писал детские образы, хотя чисто “детских” произведений у него нет. Не всякому писателю, даже очень талантливому, удается изображение детей “такими, как есть”. Здесь нужно особое дарование. Одно из непременных условий - умение быть с ребенком на равных. Впрочем, не умение, а именно - дар.

У Распутина дети остаются детьми: и когда ребенку отдается роль рассказчика, и когда мы смотрим на них глазами взрослого человека.

ВЕДУЩИЙ (1) В начале 1966 года одновременно вышли две первые небольшие книги Распутина. Здесь были и два детских рассказа. “Мы с Димкой” - рассказ о подростках военного времени, отмеченный точной мальчишеской психологией восприятия войны и смерти, с немногими, но живыми деталями домашнего и школьного обихода. Особенно удачен рассказ “Мама куда-то ушла” - вторжение в младенческое сознание. Небольшой психологический этюд, но это в своем роде шедевр. Описана первая душевная боль, расколовшая счастливую безмятежность ребенка. Проснулся, а мамы нет рядом, он впервые остался один, покинут. Непонятно и страшно...

ВЕДУЩИЙ (2) В ранних рассказах Распутин как будто определяет диапазон своих творческих возможностей, делает эскизные наброски, намечает линии своего литературного развития, некоторые из которых оказались затем отброшенными.

Иногда трудно представить, что эти все рассказы написаны одной рукой: и по художественному качеству неровны, и по стилю не схожи.

Однако уже первые прозаические опыты Распутина (кроме двух-трех довольно слабых вещей) отмечены тем главным качеством его созданий, которое позднее выделил в них Сергей Залыгин, - удивительной завершенностью произведения, точным чувством формы.

ВЕДУЩИЙ (2) Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии» - в 1967 году. Это произведение было не просто замечено критикой, но оценено ею достаточно высоко. А сам автор сразу же был зачислен в ряд представителей “новой волны” - “деревенской прозы”.

Первая книга Распутина выделялась особым видением мира, отделкой деталей, раскрытием характеров. Значит, здесь и произошло истинное рождение его творческой индивидуальности, которой предстояло еще уточняться, становиться глубже, многограннее.

Жизнь, выводимая Распутиным в его повести, всегда берется в момент перерыва своего естественного течения, когда вдруг нависает большая беда, грядет катастрофа или смерть. Такие ситуации получили название “пограничных”.

ВЕДУЩИЙ (1) История в повести “Деньги для Марии” простая. Даже не история, а скорее небольшое происшествие: у продавщицы Марии в сельском магазине случилась недостача - в тысячу рублей. Вроде деньги небольшие, а для настоящего жулика и вовсе мелочь. Но для семьи Марии - ее мужа-тракториста Кузьмы и их троих детей - это огромная сумма.

Хорошо, что ревизор оказался неплохим человеком: увидел, как они живут, понял, что случилась такая беда по доброте и неумелости Марии, и дал возможность собрать за 5 дней деньги и внести в кассу. А иначе - суд...

Сюжет из фильма

Уже в этом, казалось бы, сугубо бытовом сюжете, как поиск денег мужем незадачливой сельской продавщицы, попавшейся на растрате, на первый план выступают нравственные проблемы, способность человека на добрые поступки.

ВЕДУЩИЙ (2) Среди определяющих жизненных впечатлений Распутина Одним из самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин, особенно пожилых. В них привлекало много: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в трудном деревенском труде, способность понимать и прощать. Можно сказать, что именно через героиню “Последнего срока” старуху Анну писатель обрел для себя возможность нового поворота во взгляде на мир.

АВТОР « У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт» “Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил - ему тогда все безразлично”.

ВЕДУЩИИ (1): Последующие повести - «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - закрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы. Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с темой испытания, морального выбора, смерти.

Сюжет фильма

ВЕДУIIЩИ (2): В повести «Живи и помни» действие происходит в 1945 году. Герою повести Андрею Гуськову так не хотелось погибнуть на фронте, что он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие, как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной.

ВЕДУЩИЙ (1) Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан, Гуськов смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Вынужденный скрываться от людей, он живет отшельником в лесу. Редкие встречи с женой, которая ждет от него ребенка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, он постепенно утрачивает человеческий облик и начинает подозревать Настену в предательстве. Их объяснение - одна из трагических сцен повести.

(Отрывок из фильма)

ВЕДУЩИЙ (2): Доведенная до отчаяния; преследуемая односельчанами, догадавшимися о ее свиданиях с мужем; Настена бросается в Ангару. «Она шагнула к корме и заглянула в воду. Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, - в нем струилось и трепетало небо. Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался песок - чистый, ласковый, подталкивающий. В нем: звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков... И сзывали те колокольчики кого-то на праздник. Казалось Настене, что морит ее сон. Опершись коленями о борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь. Плеснула Ангара, закачался шитик в слабом ночном свете, потянулись на стороны круги.

ВЕДУIЦИЙ (1): Возвращаясь к дням своего детства и юности, Распутин пишет автобиографические рассказы «Вниз и вверх по течению: Очерк одной поездки» и «Уроки французского», ставшие шедеврами русской новеллистики.

Детство писателя пришлось на годы войны, поэтому начальную школу он закончил в 1948 году. Матери советовали отдать мальчика учиться, потому что в деревне старики звали его «грамотеем», а старухи приходили к нему за помощью, И он охотно читал им вслух редкие весточки от родных.

Мучительно было расставаться Распутину с дорогим его сердцу селом, с матерью, которая одна, без мужа, с двумя маленькими детьми (Валентин был старшим) едва пересиливала отчаяние, голодное существование. Тяжело было ему уехать к чужим людям почти за 50 километров от родного дома. “Но мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, - писал Распутин, - хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым”.

И все те трудности, которые испытал писатель вдали от милой родины, он описал в книги “Уроки французского”.

Сюжет из фильма 1

АВТОР: Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всем, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Сюжет фильма 2

ВЕДУIЦИЙ (1): Так учительница французского языка спасла жизнь мальчику, из гордости не принимавшего никакую помощь в голодные послевоенные годы. Уроки доброты не прошли бесследно, они распахнули сердце писателя к чужому горю и страданию.

ВЕДУЩИИ (2): Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. От повести к повести усиливается в его творчестве трагизм авторского мировосприятия. В 1985 году публикуется повесть «Пожар». Критики увидели в ней продолжение повести «Прощание с Матёрой». Не отрицал этого и сам автор.

АВТОР: «Пожар, условно говоря, - это то, что стало с новым поселком, когда отрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой жили, когда полностью переселились да новую землю, завели новые порядки, поставили новые жилища. Как это отразилось на нравах наших, на отношении к земле? Земля... ведь она в сущности единая, это тоже наша земля, на которую перебрались. Но вот, судя по отношению к ней, мы как-то все меньшё и меньше считаем ее своей, все меньше ценим. Вот это и хотелось мне показать: насколько все-таки влияет своя история, своя старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем».

Сюжет фильма

ВЕДУЩИИ (1): В 1990-е годы в круг писательского внимания Валентина Распутина все чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Наряду с рассказами «В одном сибирском городе», «В больнице», «Россия молодая», «В ту же землю...» в творчестве писателя важное место занимает публицистика. Статьи Валентина Распутина Л. М. Леонове, А. П. Платонове, А В. Вампилове, об С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, о Сергии Радонежском возвращают нас к великим именам, заставляют засиять их новым негасимым светом. В эти годы выходит и его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»

Сюжет из «Дочь Ивана, мать Ивана»

ВЕДУЩИИ (2): Валентин Распутин - современный писатель. Всё его произведения остросоциальные, наполненные болью и тревогой за судьбу России. В своем «Манифесте» - Валентин Распутин, говоря о трудностях переходного периода, вновь обращается к исторической роли литературы: «Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновленный в страданиях человек...»

АВТОР (читает): «Что такое быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным - значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. Отличить одно от другого не так уж трудно, если хорошо знать прошлое своей страны и со вниманием всматриваться в настоящее. Сезонное, временное всегда заявляет о себе слишком настойчиво и громко, оно торопливо и эмоционально; вечное, зная себе цену, спокойно говорит известными словами... Быть современным - не ошибиться, не отдать -свое время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям»

Сюжет из фильма

БИБЛИОТЕКАРЬ: Прочитав произведения Распутина, их уж никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, которые мы не всегда помним, а порой и со всем не помним.

Я хочу закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще: Совесть,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры